Среда, 26.09.2018, 15:34

Приветствую Вас Гость | RSS | Главная | Форум | Регистрация | Вход

[ Новые сообщения · Участники · Правила · Поиск · RSS ]
Форум » ЧИТАЛЬНЫЙ ЗАЛ » ЭПОС РАЗНЫХ НАРОДОВ » ЭДДА (Скандинавский эпос)
ЭДДА
МилаДата: Суббота, 24.02.2018, 23:19 | Сообщение # 11
Группа: Админ Общины
Сообщений: 7503
Статус: Offline
140
Девять песен узнал я
от сына Бёльторна,
Бестли[109] отца,
меду отведал
великолепного,
что в Одрёрир[110] налит.

141
Стал созревать я
и знанья множить,
расти, процветая;
слово от слова
слово рождало,
дело от дела
дело рождало.

142
Руны найдешь
и постигнешь знаки,
сильнейшие знаки,
крепчайшие знаки,
Хрофт,[111] их окрасил[112]
а создали боги
и Один их вырезал,

143
Один у асов,
а Даин у альвов,
Двалин у карликов,
у ётунов Асвид,
и сам я их резал.

144
Умеешь ли резать?
Умеешь разгадывать?
Умеешь окрасить?
Умеешь ли спрашивать?
Умеешь молиться
и жертвы готовить?
Умеешь раздать?[113]
Умеешь заклать?

145
Хоть совсем не молись,
но не жертвуй без меры,
на дар ждут ответа;
совсем не коли,
чем без меры закалывать.
Так вырезал Тунд[114]
до рожденья людей;
вознесся он там,
когда возвратился.

146
Заклинанья я знаю —
не знает никто их,
даже конунгов жены;
помощь – такое
первому имя —
помогает в печалях,
в заботах и горестях.

147
Знаю второе, —
оно врачеванью
пользу приносит.

148
Знаю и третье, —
оно защитит
в битве с врагами,
клинки их туплю,
их мечи и дубины
в бою бесполезны.

149
Четвертое знаю, —
коль свяжут мне члены
оковами крепкими,
так я спою,
что мигом спадут
узы с запястий
и с ног кандалы.

150
И пятое знаю, —
коль пустит стрелу
враг мой в сраженье,
взгляну – и стрела
не долетит,
взору покорная.

151
Знаю шестое, —
коль недруг корнями
вздумал вредить мне,[115] —
немедля врага,
разбудившего гнев мой,
несчастье постигнет.

152
Знаю седьмое, —
коль дом загорится
с людьми на скамьях,
тотчас я пламя
могу погасить,
запев заклинанье.

153
Знаю восьмое, —
это бы всем
помнить полезно:
где ссора начнется
средь воинов смелых,
могу помирить их.

154
Знаю девятое, —
если ладья
борется с бурей,
вихрям улечься
и волнам утихнуть
пошлю повеленье.

155
Знаю десятое, —
если замечу,
что ведьмы взлетели,
сделаю так,
что не вернуть им
душ своих старых,
обличий оставленных.

156
Одиннадцатым
друзей оберечь
в битве берусь я,
в щит я пою,[116] —
побеждают они,
в боях невредимы,
из битв невредимы
прибудут с победой.

157
Двенадцатым я,
увидев на дереве
в петле повисшего,
так руны вырежу,
так их окрашу,
что он оживет
и беседовать будет.

158
Тринадцатым я
водою младенца
могу освятить,[117] —
не коснутся мечи его,
и невредимым
в битвах он будет.

159
Четырнадцатым
число я открою
асов и альвов,
прозванье богов
поведаю людям, —
то может лишь мудрый.

160
Пятнадцатое
Тьодрёрир[118] пел
пред дверью Деллинга;[119]
напел силу асам,
и почести – альвам,
и Одину – дух.

161
Шестнадцатым я
дух шевельну
девы достойной,
коль дева мила,
овладею душой,
покорю ее помыслы.

162
Семнадцатым я
опутать смогу
душу девичью;
те заклятья, Лоддфафнир,[120]
будут тебе
навек неизвестны;
хотя хороши они,
впрок бы принять их,
на пользу усвоить.

163
Восемнадцатое
ни девам, ни женам
сказать не смогу я, —
один сбережет
сокровеннее тайну, —
тут песня пресеклась —
откроюсь, быть может,
только жене
иль сестре расскажу.

164
Вот речи Высокого
в доме Высокого,
нужные людям,
ненужные ётунам.
Благо сказавшему!
Благо узнавшим!
Кто вспомнит —
воспользуйся!
Благо внимавшим!

____________________________________________

109

Бестла – мать Одина и дочь великана Бёльторна.

110

Одрёрир – см. прим. к строфе 107.

111

Хрофт – Один.

112

…их окрасил… – Руны окрашивались кровью.

113

Умеешь раздать – разделить принесенных в жертву животных и раздать присутствующим (?).

114

Тунд – Один.

115

…корнями вздумал вредить мне – нарезав на корне магические руны.

116

…в щит я пою… – Это место сопоставляют с известным местом у Тацита, где рассказывается, что германские воины пели в щит, что называлось barditus.

117

…водою младенца могу освятить… – Обычай опрыскивать младенца водой при наречении имени существовал и до введения христианства.

118

Тьодрёрир – имя карлика.

119

Деллинг – отец дня (см. «Речи Вафтруднира», строфу 25).

120

Лоддфафнир – ср. строфы 112 след.


Господь твой, живи!
 
МилаДата: Суббота, 24.02.2018, 23:21 | Сообщение # 12
Группа: Админ Общины
Сообщений: 7503
Статус: Offline
Речи Вафтруднира[121]

1

Один сказал:
«Дай, Фригг, мне совет,
в путь я собрался
к Вафтрудниру в гости!
В древних познаньях
помериться силой
хочу я с мудрейшим».

2

Фригг сказала:
«Лучше останься,
Ратей Отец,[122]
в чертогах богов —
Вафтруднир слывет
сильнейшим из ётунов,
кто с ним сравнится!»

3

Один сказал:
«Я странствовал много,
беседовал много
с благими богами;
видеть хотел бы,
как Вафтруднир в доме
живет у себя».

4

Фригг сказала:
«Странствуй здоровым,
здоровым вернись,
доброй дороги!
Пусть мудрость тебе
там помощью будет
с ётуном в споре!»

5
Отправился в путь
Один, чтоб мудрость
турса изведать;
Игг[123] прибыл к владеньям
Има[124] отца
и в палату вошел.

6

Один сказал:
«Привет тебе, Вафтруднир!
Вот я пришел
поглядеть на тебя;
хочу я постичь
познанья твои,
все ли, мудрый, ты
ведаешь».

7

Вафтруднир сказал:
«Что за пришелец
в дом мой проник
и слова в меня мечет?
Ты дом не покинешь,
коль не победишь,
состязаясь со мною».

8

Один сказал:
«Гагнрад мне имя,
мучим я жаждой,
в пути утомился,
жду приглашенья —
долог был путь мой, —
прими меня, ётун».

9

Вафтруднир сказал:
«Будь у нас, Гагнрад,
гостем в палате,
садись на скамью!
Посмотрим сейчас,
кто в знаньях сильней,
старый турс или ты».

10[125]

Один сказал:

«Должен молчать

или дельно беседовать

бедный с богатым;

в речах своих буду

меру блюсти,

с хладноребрым сойдясь».

11

Вафтруднир сказал:
«Гагнрад, скажи,
коль стоя ты хочешь
спорить со мною:
что за конь поутру
день нам приносит,
как имя коню?»

12

Один сказал:
«Скинфакси[126] конь
сияющий день
поутру нам приносит;
слывет у героев
он лучшим конем
с гривой сверкающей».

13

Вафтруднир сказал:
«Гагнрад, скажи,
коль стоя ты хочешь
спорить со мною:
кто конь, несущий
сумрак ночной
над богами благими?»

14

Один сказал:
«Хримфакси[127] конь
сумрак несет
над богами благими;
пену с удил
роняет на долы
росой на рассвете».

15

Вафтруднир сказал:
«Гагнрад, скажи,
коль стоя ты хочешь
спорить со мною:
как имя реки,
где проходит рубеж
меж богами и турсами?»

16

Один сказал:
«Ивинг – река,
где проходит рубеж
меж богами и турсами;
воды ее
не застынут вовек,
льдом не оденутся».

17

Вафтруднир сказал:
«Гагнрад, скажи,
коль стоя ты хочешь
спорить со мною:
как имя равнины,
где встретится Сурт[128]
в битве с богами?»

18

Один сказал:
«Вигрид – равнина,
где встретится Сурт
в битве с богами,
по сто переходов
в каждую сторону
поле для боя».

19

Вафтруднир сказал:
«Гость мой, ты сведущ,
садись на скамью,
побеседуем сидя!
Голову мы,
гость мой, назначим
ставкою в споре!»

20

Один сказал:
«Дай первый ответ,
если светел твой ум
и все знаешь, Вафтруднир:
как создали землю,
как небо возникло,
стун, открой мне?»

21

Вафтруднир сказал:
«Имира плоть
стала землей,
стали кости горами,
небом стал череп
холодного турса,
а кровь его морем».

22

Один сказал :
«Второй дай ответ,
если светел твой ум
и все знаешь, Вафтруднир:
луна как возникла
во тьме для людей,
как создано солнце?»
________________________________________
121

Сюжет этой песни – состязание в мудрости, в котором побежденный расплачивается жизнью. В последнее время господствует мнение, что она возникла в языческую эпоху (в Х в.). Сюжет песни имеет много фольклорных параллелей, а сама ее форма, по-видимому, отражает обучение учеников жрецом и восходит к ритуальному диалогу, в котором симметричность вопросов и ответов и их нумерация – мнемотехнические приемы. Вафтруднир – имя великана. Буквально – «сильный в запутывании». Считалось, что великаны вообще сильны в древней мудрости, поскольку они древнее богов.

122

Отец Ратей – Один.

123

Игг – «страшный», одно из имен Одина.

124

Отец Има – Вафтруднир.

125

Строфа похожа на строфы 27–29 в «Речах Высокого».

126

Скинфакси – «с сияющей гривой».

127

Хримфакси – «с гривой, покрытой инеем».

128

Сурт – см. прим. к «Прорицанию вёльвы».


Господь твой, живи!
 
МилаДата: Суббота, 24.02.2018, 23:23 | Сообщение # 13
Группа: Админ Общины
Сообщений: 7503
Статус: Offline
23

Вафтруднир сказал:
«Мундильфёри
зовется отец
солнца с луною;
небо обходят
они каждый день,
то времени мера».

24

Один сказал:
«Дай третий ответ,
коль мудрым слывешь
и все знаешь, Вафтруднир:
откуда начало
дня над людьми
и ночи с луною?»

25

Вафтруднир сказал:
«Деллингом звать
день породившего,
Нёр – ночи отец;
измыслили боги
луны измененья,
чтоб меру дать времени».

26

Один сказал:
«Дай четвертый ответ,
коль умным слывешь
и все знаешь, Вафтруднир:
кто создал зиму
и теплое лето
у богов всеблагих?»

27

Вафтруднир сказал:
«Виндсваль[129] дал зиму,
а Свасуд[130] – лето,
они им отцы».

28

Один сказал:
«Дай пятый ответ,
коль умным слывешь
и все знаешь, Вафтруднир:
кто в начале времен
был старшим из асов
и родичей Имира?»

29

Вафтруднир сказал:
«За множество зим
до созданья земли
был Бергельмир туре,
Трудгельмир – имя
турса отца,
и Аургельмир[131] – деда».

30

Один сказал:
«Шестой дай ответ.
коль мудрым слывешь
и все знаешь, Вафтруднир:
откуда меж турсов
Аургельмир явился,
первый их предок?»

31

Бафтруднир сказал:
«Брызги холодные
Эливагара[132]
стуном стали;
отсюда свой род
исполины ведут,
оттого мы жестоки».

32

Один сказал:
«Седьмой дай ответ,
коль мудрым слывешь
и все знаешь, Вафтруднир:
как же мог стун,
не знавший жены,
отцом быть потомства?»

33

Вафтруднир сказал:
«У ётуна сильного
дочка и сын
возникли под мышкой,
нога же с ногой
шестиглавого сына
турсу родили».

34

Один сказал:
«Восьмой дай ответ,
коль мудрым слывешь
и все знаешь, Вафтруднир:
что первое ведаешь,
помнишь древнейшее,
турс многомудрый?»

35

Вафтруднир сказал:
«За множество зим
до созданья земли
был Бергельмир турс;
в гроб его
при мне положили —
вот что первое помню».

36

Один сказал:
«Дай девятый ответ,
коль мудрым слывешь
и все знаешь, Вафтруднир:
ветер откуда
слетает на волны?
Для людей он невидим».

37

Вафтруднир сказал:
«Хресвельг[133] сидит
у края небес
в обличье орла;
он ветер крылами
своими вздымает
над всеми народами».

38

Один сказал:
«Дай десятый ответ,
коль судьбы богов
ты ведаешь, Вафтруднир:
как меж асами
Ньёрд[134] появился?
Посвящают ему
капища, храмы,
но сам он не ас».

39

Вафтруднир сказал:
«У ванов[135] в жилище
рожден и в залог
отдан был асам;
когда же настанет
мира конец,
он к ванам вернется».

40

Один сказал:
«Скажи мне еще,
где каждый день
битвы кипят?»

41

Вафтруднир сказал:
«Эйнхерии[136] все
рубятся вечно
в чертоге у Одина;
в схватки вступают,
а кончив сраженье,
мирно пируют».

42

Один сказал:
«Скажи мне теперь,
откуда ты ведаешь
судьбы богов;
о тайнах великих
богов и турсов
ты правду поведал,
турс многомудрый».

43

Вафтруднир сказал:
«О тайнах великих
богов и турсов
поведал я правду:
все девять миров
до дна прошел
и Нифльхель[137] увидел,
куда смерть уводит».

44

Один сказал:
«Много я странствовал,
много беседовал
с благими богами;
кто будет жить
после конца
зимы великанов?[138] »

45

Вафтруднир сказал:
«Спрячется Лив
и Ливтрасир[139] с нею
в роще Ходдмимир;
будут питаться
росой по утрам
и людей породят».
__________________
_______________________

129

Виндсваль – «холодный как ветер».

130

Свасуд – «мягкий, ласковый».

131

ftp://ftp_aldebaran: ang33fkml@217.171.66.13 /soft

132

Эливагар – «бурные волны».

133

Хресвельг – «пожиратель трупов».

134

Ньёрд – славящийся своим богатством бог мореплавания, рыболовства, охоты. Первоначально – бог плодородия, как все боги из рода ванов (см. прим. к «Прорицанию вёльвы»). Имя его тождественно имени богини плодородия Нерты, которая, по словам Тацита, почиталась германцами в начале нашей эры. В мифе о нем есть пережитки матриархата: Фрейр и Фрейя – его дети от брака с родной сестрой.

135

Ваны – см. прим. к «Прорицанию вёльвы».

136

Эйнхерии – герои, взятые Одином в Вальгаллу.

137

Нифльхель – Хель, преисподняя.

138

Зима великанов – зима, которая будет предшествовать гибели богов. Она будет длинна, как три зимы, и ее переживет только одна человеческая пара.

139

Лив и Ливтрасир – «жизнь» и «пышущий жизнью».


Господь твой, живи!
 
МилаДата: Суббота, 24.02.2018, 23:42 | Сообщение # 14
Группа: Админ Общины
Сообщений: 7503
Статус: Offline
46

Один сказал:
«Я странствовал много,
беседовал много
с благими богами;
как солнце на глади
небесной возникнет,
коль Волк[140] его сгубит?»

47

Вафтруднир сказал:
«Прежде чем Волк
Альврёдуль[141] сгубит,
дочь породит она;
боги умрут,
и дорогою матери
дева последует».

48[142]

Один сказал:
«Я странствовал много,
беседовал много
с благими богами;
какие три девы
высоко над морем
парят в поднебесье?»

49

Вафтруднир сказал:
«Три мощных потока
текут над жильем
дочерей Мёгтрасира;
для людей эти девы —
духи благие,
хоть предки их – турсы».

50

Один сказал:
«Я странствовал много,
беседовал много
с благими богами;
кто наследьем богов
завладеет, когда
пламя Сурта[143] погаснет?»

51

Вафтруднир сказал:
«Будут Видар и Вали[144]
в Асгарде[145] жить,
когда пламя погаснет,
Моди и Магни[146]
Мьёлльнир[147] возьмут.
когда Вингнис[148] погибнет».

52

Один сказал:
«Я странствовал много,
беседовал много
с благими богами;
как Один свою
жизнь завершит,
когда боги погибнут?»

53

Вафтруднир сказал:
«Фенрир проглотит
отца всех людей,
но мстить будет Видар;
пасть разорвет он
свирепую волчью,
возмездье свершая».

54

Один сказал:
«Я странствовал много,
беседовал много
с благими богами;
что сыну[149] Один
поведал, когда
сын лежал на костре?»

55

Вафтруднир сказал:
«Никто не узнает,
что потаенно
ты сыну сказал!
О кончине богов
я, обреченный,
преданья поведал!
С Одином тщился
в споре тягаться:
ты в мире мудрейший!»


Речи Гримнира[150]

О сыновьях конунга Храудунга

У конунга Храудунга было два сына: одного звали Агнар, другого – Гейррёд. Агнару было десять зим, а Гейррёду – восемь. Однажды они поехали вдвоем на лодке со своею снастью половить рыбу. Ветер унес их в открытое море. В ночной темноте их лодка разбилась о берег, они вышли на него и встретили там старика. У него они перезимовали. Старуха ходила за Агнаром, а старик – за Гейррёдом. Весной старик дал им лодку. А когда старик и старуха провожали их к берегу, старик поговорил с глазу на глаз с Гейррёдом. Им выдался попутный ветер, и они приплыли к пристани своего отца. Гейррёд был на носу лодки; он выскочил на берег, оттолкнул лодку и сказал: «Плыви туда, где тролли возьмут тебя!» Лодку вынесло в море, а Гейррёд пошел ко двору своего отца. Его хорошо приняли; отец его тогда уже умер. Гейррёд был выбран конунгом и стал знаменитым мужем.

Один и Фригг сидели однажды на престоле Хлидскьяльв[151] и смотрели на все миры. Один сказал: «Видишь ты Агнара, твоего питомца, который народил детей с великаншей в пещере? А Гейррёд, мой питомец, – конунг и правит страной!» Фригг говорит: «Он так скуп на еду, что морит голодом своих гостей, если ему кажется, что их слишком много пришло». Один говорит, что это величайшая ложь, и они бьются об заклад об этом.

Фригг послала свою служанку Фуллу к Гейррёду. Она велела остеречь его против чар колдуна, который пришел в его земли, и сказала, что его легко узнать по тому, что ни одна собака, как бы она ни была зла, не нападет на него. Что Гейррёд скуп на еду, было действительно величайшей неправдой. Но человека, на которого собаки не стали лаять, он все же велел схватить. Пришелец был в синем плаще и назвался Гримнир.[152] Больше он о себе ничего не сказал, как его ни расспрашивали. Конунг велел пыткой добиться от него ответа и посадить между двух костров. Так он просидел восемь ночей.

У конунга Гейррёда был сын десяти зим от роду, и он звался Агнар в честь брата его отца. Агнар подошел к Гримниру, дал ему напиться из полного рога и сказал, что конунг плохо поступает, пытая его, безвинного. Гримнир отпил. Огонь в это время подобрался так близко к Гримниру, что на нем затлел плащ. Он сказал:

1
Жжешь ты меня,
могучее пламя,
огонь, отойди!
Тлеющий мех
потушить не могу я,
пылает мой плащ.

2
Восемь ночей
я в муках провел
без питья и без пищи:
лишь Агнар меня
напоил, и он будет
властителем воинов,
Гейррёда сын.

3
Счастлив будь, Агнар, —
тебе пожелал
Бог Воинов блага:
какую награду
выше найдешь ты
за влаги глоток!

4
Священную землю
вижу лежащей
близ асов и альвов;
а в Трудхейме[153] будет
Тор обитать
до кончины богов.
________________________________________________________

140

Волк – Фенрир, см. прим. к «Прорицанию вёльвы».

141

Альврёдуль – «светило альвов», солнце.

142

Смысл строф 48 и 49 неясен.

143

Пламя Сурта – мировой пожар, который произойдет во время гибели богов.

144

Видар и Вали – сыновья Одина.

145

Асгард – жилище асов (богов).

146

Моди и Магни – сыновья Тора.

147

Мьёлльнир – молот Тора. Слово это, вероятно, одного корня с русским словом «молния».

148

Вингнир – Тор.

149

Сыну – Бальдру. Ср. прим. к «Прорицанию вёльвы».

150

Эта песнь имеет то общее с предшествующей, что ее основное содержание – различные мифологические сведения, сообщение которых мотивируется в обрамляющем рассказе. Но только здесь обрамление – в прозе, а основная часть не в вопросах и ответах, а в монологе Одина (Гримнира). Обрамляющий рассказ о двух братьях известен также из «Истории лангобардов» Павла Диакона (VIII в.) и имеет параллели в «Илиаде» и в сказках разных народов. Песнь обычно относят к концу языческой эпохи. (В издании 1975 г. строфы 23 и 24 были переставлены местами).

151

Хлидскьяльв – престол в Вальгалле, на котором только Один и его жена Фригг смеют сидеть.

152

Гримнир – «скрывающийся под маской», одно из имен Одина.

153

Трудхейм – «жилище силы».


Господь твой, живи!
 
МилаДата: Суббота, 24.02.2018, 23:45 | Сообщение # 15
Группа: Админ Общины
Сообщений: 7503
Статус: Offline
5
Идалир[154] – имя
месту, где Улль[155]
палаты построил.
Некогда Альвхейм[156]
был Фрейром получен
от богов на зубок.

6
Третий[157] есть двор,
серебром он украшен
богами благими;
Валаскьяльв двор тот,
он асом[158] воздвигнут
в древнее время.

7
Четвертый – то
Сёкквабекк,[159]
плещут над ним
холодные волны;
там Один и Сага[160]
пьют каждый день
из чаш златокованых.

8
Гладсхейм[161] – то пятый,
там золотом пышно
Вальгалла блещет;
там Хрофт[162] собирает
воинов храбрых,
убитых в бою.

9
Легко отгадать,
где Одина дом,
посмотрев на палаты:
стропила там – копья,
а кровля – щиты
и доспехи на скамьях.

10
Легко отгадать,
где Одина дом,
посмотрев на палаты:
волк там на запад
от двери висит,
парит орел сверху.

11
Трюмхейм[163] – шестой,
где некогда Тьяци[164]
турс обитал;
там Скади[165] жилище,
светлой богини,
в доме отцовом.

12
Седьмой-это Брейдаблик,[166]
Бальдр там себе
построил палаты;
на этой земле
злодейств никаких
не бывало от века.

13
Восьмой-то Химинбьёрг,[167]
Хеймдалль, как слышно,
там правит в палате:
там страж богов
сладостный мед
в довольстве вкушает.

14
Фолькванг[168] – девятый,
там Фрейя решает,
где сядут герои;
поровну воинов,
в битвах погибших,
с Одином делит.

15
Глитнир[169] столбами
из золота убран,
покрыт серебром;
Форсети[170] там
живет много дней
и ладит дела.

16
И Ноатун[171] тоже —
Ньёрд[172] себе там
построил палаты;
людей повелитель,
лишенный пороков,
владеет святилищем.

17
Видара[173] край
покрыли кусты
и высокие травы;
там на коне
герой[174] обещает
отметить за отца.

18
Андхримнир[175] варит
Сехримнира-вепря
в Эльдхримнире мясо —
дичину отличную;
немногие ведают
яства эйнхериев.

19
Гери и Фреки[176]
кормит воинственный
Ратей Отец;
но вкушает он сам
только вино,
доспехами блещущий.

20
Хугин и Мунин[177]
над миром все время
летают без устали;
мне за Хугина страшно,
страшней за Мунина, —
вернутся ли вороны!

21
Тунд[178] шумит,
Тьодвитнира рыба[179]
играет в стремнине;
поток нелегко
вброд перейти
тем, кто в битве убит.

22
Вальгринд[180] – ворота,
стоящие в поле
у входа в святилище;
неведомы людям
древних ворот
замки и запоры.

23
Пять сотен дверей
и сорок еще
в Вальгалле, верно;
восемьсот воинов
выйдут из каждой
для схватки с Волком.[181]

24
Пять сотен палат
и сорок еще
Бильскирнир[182] вмещает;
из всех чертогов
владеет мой сын[183]
самым просторным.

25
Хейдрун коза,
на Вальгалле стоя,
ест Лерад[184] листву;
мед сверкающий
в чан она цедит,
тот мед не иссякнет.

26
Эйктюрнир[185] олень,
на Вальгалле стоя,
ест Лерад листву;
в Хвергельмир[186] падает
влага с рогов —
всех рек то истоки:

27[187]
Сид и Вид,
Сёкин и Эйкин,
Свёль и Гуннтро,
Фьёрм и Фимбультуль,
Рейн и Реннанди,
Гипуль и Гёпуль,
Гёмуль и Гейрвимуль
у жилища богов,
Тюн и Вин,
Тёлль и Хёлль,
Град и Гуннтраин.

_______________________________________________

154

Идалир – «долины тисов». Из тиса делались луки, а лук – атрибут бога Улля.

155

Улль – Топонимика показывает, что культ этого бога имел когда-то большое распространение в Швеции и Норвегии, но к эпохе заселения Исландии он был оттеснен культом Одина. Поэтому в исландских памятниках он очень неясная фигура. Атрибутами его называют щит, лук и лыжи.

156

Альвхейм – «жилище альвов».

157

Третий – четвертый (?). Здесь какая-то путаница.

158

Асом – Одином (?)

159

Сёкквабекк – «погруженная скамья».

160

Сага – Фригг. Со словом «сага» (saga) это имя (S?ga) не имеет ничего общего.

161

Гладсхейм – «жилище радости».

162

Хрофт – Один.

163

Трюмхейм – «жилище шума».

164

Тьяци – см. прим. к «Песни о Харбарде».

165

Скади – жена Ньёрда, покровительница охоты. Атрибуты ее (так же как и бога Улля) – лук и лыжи. Первоначально она, вероятно, была богиней плодородия в ее зимней ипостаси.

166

Брейдаблик – «широкий блеск».

167

Химинбьёрг – «небесные горы».

168

Фолькванг – «поле войска».

169

Глитнир – «блестящий».

170

Форсети – «председатель тинга». Бог этот был известен еще в Норвегии, куда его культ проник, по-видимому, от фризов (ср. фризское Fosite).

171

Ноатун – «корабельный двор».

172

Ньёрд – см. прим. к «Речам Вафтруднира».

173

Видар – сын Одина, который отмстит за него во время гибели богов, см. «Прорицание вёльвы», строфа 55, и «Речи Вафтруднира», строфа 53.

174

Герой – Видар.

175

Андхримнир – имя повара в Вальгалле. Так же как Сехримнир (имя вепря, который оживает каждый раз после того, как он съеден обитателями Вальгаллы) и Эльдхримнир (название котла, в котором варят этого вепря), происходит от слова «hr?m» – «сажа».

176

Гери и Фреки – «жадный» и «прожорливый», имена волков Одина.

177

Хугин и Мунин – производные от «huga» – «думать» и «muna» – «помнить», имена воронов Одина.

178

Тунд – «вздувшаяся», река, окружающая Вальгаллу.

179

Тьодвитнира рыба – мировой змей Ёрмунганд (?). Тьодвитнир – волк Фенрир.

180

Вальгринд – «ворота мертвых», название ворот Вальгаллы.

181

Схватка с Волком – во время гибели богов.

182

Бильскирнир – название жилища Тора.

183

… мой сын – Тор.

184

Лерад – ясень Иггдрасиль.

185

Эйктюрнир – «с дубовыми кончиками рогов».

186

Хвергельмир – «кипящий котел», источник в Нифльхейме.

187

Большая часть названий рек в строфах 27–29 понятна (так, Сид – «медленная», Вид – «широкая», Сёкин – «спешащая вперед», Эйкин – «бушующая», Свёль – «холодная», Гейрвимуль – «кишащая копьями», Сильг – «глотающая», Ильг – «волчица», Лейфтр – «молния» и т. д.). Но есть среди них и такие, как Рейн и Вина (Двина?)


Господь твой, живи!
 
МилаДата: Суббота, 24.02.2018, 23:46 | Сообщение # 16
Группа: Админ Общины
Сообщений: 7503
Статус: Offline
28
Вина – одна,
Вегсвин – другая,
Тьоднума – третья,
Нют и Нёт,
Нённ и Хрённ,
Слид и Хрид,
Сильг и Ильг,
Виль и Ван,
Вёнд и Стрёнд,
Гьёль и Лейфтр, —
те – в землях людей,
но в Хель стремятся.

29
Кермт и Эрмт
и Керлауг обе
Тор вброд переходит
в те дни, когда асы
вершат правосудье
у ясеня Иггдрасиль;
в ту пору священные
воды кипят,
пламенеет мост асов.[188]

30[189]
Гюллир и Глад,
Глер и Скейдбримир,
Синир и Сильвринтопп,
Фальхофнир, Гисль,
Гулльтопп и Леттфети —
те кони носят
асов на суд,
что вершится под сенью
ясеня Иггдрасиль.

31
Три корня растут
на три стороны
у ясеня Иггдрасиль:
Хель под одним,
под другим исполины
и люди под третьим.

32
Рататоск[190] белка
резво снует
по ясеню Иггдрасиль;
все речи орла
спешит отнести она
Нидхёггу[191] вниз.

33[192]
И четыре оленя,
рога запрокинув,
гложут побеги:
Даин и Двалин,
Дунейр и Дуратрор.

34[193]
Глупцу не понять,
сколько ползает змей
под ясенем Иггдрасиль:
Гоин и Моин —
Граввитнира дети, —
Грабак и Граввёллуд,
Офнир и Свафнир, —
они постоянно
ясень грызут.

35
Не ведают люди,
какие невзгоды
у ясеня Иггдрасиль:
корни ест Нидхёгг,
макушку – олень,
ствол гибнет от гнили.

36[194]
Христ и Мист
пусть рог мне подносят,
Скеггьёльд и Скёгуль,
Хильд и Труд,
Хлёкк и Херфьётур,
Гейр и Гейрёлуль,
Рандгрид и Радгрид
и Регинлейв тоже
цедят пиво эйнхериям.

37
Арвак и Альсвинн[195]
солнце наверх
усталые тащат;
боги меха
кузнечные им
положили под плечи.

38
Свалин[196] зовется
щит, он скрывает
солнца сиянье;
коль упадет он,
пламя охватит
и горы и море.

39
Сколь[197] имя Волка,
за солнцем бежит он
до самого леса;
а Хати[198] другой,
Хродвитнира[199] сын,
предшествует солнцу.

40
Имира плоть
стала землей,
кровь его – морем,
кости – горами,
череп стал небом,
а волосы – лесом.

41
Из ресниц его Мидгард
людям был создан
богами благими;
из мозга его
созданы были
темные тучи.

42[200]
Боги и Улль
тем благо даруют,
кто пламя размечет;
если снимут котлы,
откроется взорам
мир сынов асов.

43
Ивальда отпрыски[201]
некогда стали
Скидбладнир строить
для сына Ньёрда,
светлого Фрейра,
струг самый крепкий.

44
Дерево лучшее —
ясень Иггдрасиль,
лучший струг —
………. Скидбладнир,[202]
лучший ас – Один,
лучший конь – Слейпнир,[203]
лучший мост – Бильрёст,[204]
скальд лучший – Браги[205]
и ястреб – Хаброк,[206]
а Гарм[207] – лучший пес.

45
Лик свой открыл я
асов сынам,
близко спасенье;
скоро все асы
собраны будут
за Эгира стол,
на Эгира пир.[208]

46
Звался я Грим,[209]
звался я Ганглери,
Херьян и Хьяльмбери,
Текк и Триди
Тунд и Уд,
Хар и Хельблинди;

47
Санн, и Свипуль,
и Саннгеталь тоже,
Бильейг и Бальейг,
Бёльверк и Фьёльнир,
Хертейт и Хникар,
Гримнир и Грим,
Глапсвинн и Фьёльсвинн;

48
Сидхётт, Сидскегг,
Сигфёдр, Хникуд,
Альфёдр, Вальфёдр,
Атрид и Фарматюр;
с тех пор как хожу
средь людей, немало
имен у меня.

____________________________________________________

188

Мост асов – радуга. Называется также Бильрёст или Биврёст – «трясущаяся дорога».

189

Все имена коней в строфе 30 понятны: Гюллир – «золотистый», Глад – «веселый», Глер – «светящийся», Скейдбримир – «фыркающий на бегу», Синир – «жилистый», Сильвринтопп – «с серебристой холкой», Фальхофнир – «с копытами, покрытыми волосами», Гисль – «сияющий», Гультопп – «с золотистой холкой», Леттфети – «легконогий».

190

Рататоск – «грызозуб».

191

Нидхёгг – черный дракон, о котором говорится в строфах 39 и 66 «Прорицания вёльвы».

192

Значения имен оленей в строфе 33 неясны. Даин и Двалин – также имена карликов.

193

Не все значения имен змей в строфе 34 ясны. Характерны: Грабак – «серая спина», Офнир – «свиватель», Свафнир – «усыпитель».

194

Не все имена валькирий, которые приводятся в строфе 36, понятны. Наиболее характерны: Хильд – «битва», Труд – «сила», Гейр – «копье».

195

Арвак и Альсвинн – «ранний» и «быстрый», имена коней, которые тащат солнце. Кузнечные меха, положенные им под плечи, должны, по-видимому, раздувать солнце.

196

Свалин – «охладитель».

197

Сколль – «обман».

198

Хати – «ненавистник».

199

Хродвитнир – волк Фенрир.

200

В этой строфе Один просит освободить его от пытки огнем и убрать котлы, висящие под дымовым оконцем и заслоняющие небо.

201

Ивальда отпрыски – карлики (?).

202

Скидбладнир – «построенный из дощечек». Чудесный корабль, который всегда имеет попутный ветер и может стать таким маленьким, что умещается в кармане.

203

Слейпнир – «быстро скользящий», восьминогий серый конь Одина.

204

Бильрёст – см. прим. к строфе 29.

205

Браги – бог поэзии, также имя норвежского скальда IX в., стихи которого сохранились.

206

Хаброк – «длинные чулки» (намек на оперение на ногах ястреба).

207

Гарм – см. «Прорицание вёльвы», строфа 44.

208

Пир Эгира. – У морского великана Эгира обычно пируют боги. Ср. «Перебранка Локи».

209

Звался я Грим… – Отсюда начинается перечень из 54 имен Одина. Он продолжается в строфах 47–50 и 54. Имена эти отражают различные атрибуты и свойства Одина: его одноглазость, его длинную седую бороду, его низко надвинутую шляпу, его воинственность, его мудрость, его коварство, его изменчивость и многоликость, его искусность в колдовстве. Но значение некоторых из этих имен неясно или спорно. Неясно также, на какие случаи из своей жизни намекает Один в строфах 49 и 50, упоминая Асмунда, тасканье саней, Сёккмимира и Мидвитнира.


Господь твой, живи!
 
МилаДата: Суббота, 24.02.2018, 23:49 | Сообщение # 17
Группа: Админ Общины
Сообщений: 7503
Статус: Offline
49
Гримнир мне имя
у Гейррёда было
и Яльк у Асмунда,
Кьялар, когда
сани таскал;
Трор на тингах,
Видур в боях,
Оски и Оми,
Явнхар и Бивлинди,
Гёндлир н Харбард.

50
У Сёккмимира я
был Свидур и Свидрир,
старого турса
перехитрил я,
Мидвитнира сына
в схватке сразив.

51
Пьян ты, Гейррёд!
Пил ты не в меру,
отныне лишен ты
подмоги моей,
эйнхериев помощи,
милости Одина.

52
Много я рассказал,
но мало ты помнишь:
друг тебя предал;[210]
вижу я меч
прежнего друга —
кровью покрыт он.

53
Игг[211] получит
мечом пораженного,[212]
конец твой настал;
разгневаны дисы,[213]
увидишь ты Одина,
коль смеешь-приблизься!

54
Один ныне зовусь,
Игг звался прежде,
Тунд звался тоже,
Бак и Скильвинг,
Вавуд и Хрофтатюр,
Гаут и Яльк у богов,
Офнир и Свафнир,
но все имена
стали мной неизменно.


Конунг Гейррёд сидел, держа на коленях меч, наполовину обнаженный. Услыхав, что Один тут, он встал, чтобы оградить его от огня. Меч выскользнул у него рукоятью вниз. Конунг споткнулся и упал ничком, а меч пронзил его, и он умер. Тогда Один исчез. Агнар же стал конунгом и долго правил.

__________________________________________

210

…друг тебя предал – твой бывший друг, т. е. Один, замышляет твою гибель.

211

Игг – «ужасный».

212

Игг получит мечом пораженного – ты будешь поражен мечом как жертва Одину.

213

…разгневаны дисы – от тебя отвернулись твои духи-защитники.


Господь твой, живи!
 
МилаДата: Четверг, 01.03.2018, 18:41 | Сообщение # 18
Группа: Админ Общины
Сообщений: 7503
Статус: Offline
Поездка Скирнира[214]

Фрейр, сын Ньёрда, сидел однажды на престоле Хлидскьяльв и обозревал все миры. Он взглянул на Ётунхейм и увидел красивую девушку. Она в это время шла из дома своего отца в кладовую. Увидев эту девушку, Фрейр очень опечалился.

Скирниром[215] звали слугу Фрейра. Ньёрд попросил его поговорить с Фрейром. Тогда Скади[216] сказала:

1
«Скирнир, вставай,
ты должен сейчас
у нашего сына
все разузнать —
чем так разгневан
муж многомудрый».

2

Скирнир сказал:
«Словом недобрым
Фрейр мне ответит,
коль стану пытаться
все разузнать,
чем так разгневан
муж многомудрый».

3

Скирнир сказал:
«Фрейр, ответь мне,
владыка богов,
поведай, прошу я:
отчего дни за днями
один ты сидишь
в палате пустой?»

4

Фрейр сказал :
«Как я поведаю,
воин юный,
о тягостном горе?
Альвов светило[217]
всем радость несет,
но не любви моей».

5

Скирнир сказал :
«Так ли любовь
твоя велика,
чтоб о ней не поведать?
Смолоду вместе
мы всюду с тобой
и верим друг другу».

6

Фрейр сказал:
«Близ дома Гюмира
мне довелось
желанную видеть;
от рук ее свет
исходил, озаряя
свод неба и воды.

7
Со страстью моей
в мире ничья
страсть не сравнится,
но согласья не жду
на счастье с нею
от альвов и асов».

8

Скирнир сказал :
«Дай мне коня,
пусть со мною проскачет
сквозь полымя мрачное,
и меч, разящий
ётунов род
силой своею!»

9

Фрейр сказал:
«Вот конь, возьми,
пусть с тобою проскачет
сквозь полымя мрачное,
и меч, разящий
ётунов род,
если мудрый им бьется».

10

Скирнир сказал коню:
«Сумрак настал,
нам ехать пора
по влажным нагорьям
к племени турсов;
доедем ли мы,
или нас одолеет
ётун могучий?»

11
«Скажи мне, пастух, —
ты сидишь на холме,
стережешь все дороги, —
как бы мне слово
деве сказать?
В том псы мне помеха».

12

Пастух сказал :
«К смерти ты близок
иль мертвым ты стал?
. . . . .
С дочерью Гюмира
речи вести
тебе не придется».

13

Скирнир сказал:
«Что толку скорбеть,
если сюда
путь я направил?
До часа последнего
век мой исчислен
и жребий измерен».

14

Герд сказала:
«Что там за шум
и грохот я слышу
в нашем жилище?
Земля затряслась,
и Гюмира дом
весь содрогается».

Скирнир поскакал в Ётунхейм к жилищу Гюмира. Там были злые псы, привязанные у ворот ограды, окружавшей дом Герд. Он подъехал к пастуху, сидевшему на холме, и приветствовал его:

15

Служанка сказала:
«То воин приехал,
сошел он с коня
и пастись пустил его».

16

Герд сказала:
«Гостя проси
в палату войти
и меда отведать!
Хоть я и страшусь,
что это приехал
брата убийца.[218]

17

Ведь ты не из асов
и не из альвов,
не ванов ты сын?
Зачем ты промчался
сквозь бурное пламя
и к нам прискакал?»

18

Скирнир сказал:
«Я не из асов
и не из альвов,
не ванов я сын,
но я промчался
сквозь бурное пламя
и к вам прискакал.

19

Одиннадцать яблок[219]
со мной золотых,
тебе я отдам их,
если в обмен
ты Фрейра сочтешь
желаннее жизни».

20

Герд сказала:
«Одиннадцать яблок
в обмен на любовь
никогда не возьму я:
Фрейр никогда
назваться не сможет
мужем моим».

21

Скирнир сказал :
«Кольцо тебе дам,
что на костре
Бальдра сгорело!
Восемь колец
в девятую ночь
из него возникают[220] ».

22

Герд сказала:
«Кольца не возьму,
что на костре
Бальдра сгорело!
Вдоволь добра
у Гюмира в доме,
отцовых сокровищ».

23

Скирнир сказал :
«Видишь ты меч
в ладони моей,
изукрашенный знаками?
Голову им
Герд отрублю,
коль согласья не даст».

24

Герд сказала:
«Угроз не стерплю,
согласьем на них
никогда не отвечу;
но если с Гюмиром
встретишься ты,
вы оба, я знаю,
схватку затеете».

25

Скирнир сказал:
«Видишь ты меч
в ладони моей,
изукрашенный знаками?
Старого турса
я им поражу,
в поединке падет он.

26
Жезлом укрощенья
ударю тебя,
покоришься мне, дева;
туда ты пойдешь,
где люди тебя
вовек не увидят.

27
На орлиной скале
ты будешь сидеть,
не глядя на мир,
Хель озирая;
еда тебе будет
противней, чем змеи
для взора людского!

28
Чудищем станешь,
для всех, кто увидит!
Пусть Хримнир глазеет,
всяк пусть глазеет!
Прославишься больше,
чем сторож богов,[221]
сквозь решетку глядящая!

29
Безумье и муки,
бред и тревога,
отчаянье, боль
пусть возрастают!
Сядь предо мной —
нашлю на тебя
черную похоть
и горе сугубое!

30
Тролли вседневно
тебя будут мучить
в жилье исполинов;
в дом турсов инея
будешь всегда
безвольно плестись,
неизбежно плестись;
не радость познаешь,
но тяжкое горе
и скорбные слезы.

31
Трехглавого станешь
турса женой
или замуж не выйдешь!
От похоти сохни,
зачахни от хвори!
Будь, как волчец,
что под камень кладут,
жатву закончив![222]

32
Я в рощу пошел,
в сырую дубраву
за прутом волшебным;
взял прут волшебный.

33
Ты разгневала Одина,
асов главу,
Фрейр тебе враг:
преступная дева,
навлекла ты богов
неистовый гнев.

34
Слушайте, ётуны,
слушайте, турсы,
Суттунга семя,[223]
и сами асы!
Запрет налагаю,
заклятье кладу
на девы утехи,
на девичьи услады!

35
Хримгримнир[224] турс
за решетку смерти
посадит тебя;
тролли напоят
тебя под землею
козьей мочой;
вкуснее питья
ты не получишь,
не по воле твоей,
но по воле моей!

36
Руны я режу —
„турс[225] “ и еще три:
похоть, безумье
и беспокойство;
но истреблю их,[226]
так же как резал,
когда захочу».

37

Герд сказала:
«Нет, лучше прими
привет мой и кубок
старого меда!
Не помышляла я,
что полюблю
ванов потомка».

38

Скирнир сказал:
«Хочу я прямой
ответ получить
до отъезда отсюда:
когда с сыном Ньёрда
свидеться хочешь
и соединиться?»

39

Герд сказала:
«Барри зовется
тихая роща,
знакомая нам;
через девять ночей
там Герд подарит
любовь сыну Ньёрда».

Тогда Скирнир поехал назад. Фрейр стоял у входа и приветствовал его и спросил, что слышно:

40
«Скирнир, скажи мне,
прежде чем сбросишь
с коня ты седло:
добился ли ты
девы согласья,
исполнил ли просьбу?»

41

Скирнир сказал:
«Барри зовется
тихая роща,
знакомая нам;
через девять ночей
там Герд подарит
любовь сыну Ньёрда».

42

Фрейр сказал:
«Ночь длинна,
две ночи длиннее,
как вытерплю три!
Часто казался мне
месяц короче,
чем ночи предбрачные».

Песнь о Харбарде[227]


________________________________________________________
214
Сюжет песни – история любви бога Фрейра к Герд, дочери великана Гюмира. Высказывалось предположение, что «Поездка Скирнира» – это культовая языческая песнь, которая исполнялась во время весеннего праздника соединения бога солнца с богиней земли. Вершину действия образует в песни заклятье, которое произносит Скирнир, чтобы заставить Герд полюбить Фрейра (строфы 26–36 и особенно 32–36). По общему мнению, это заклятье повторяет те заклятья, которые бытовали в устной традиции в языческие времена.

215

Скирнир значит «сияющий».

216

Скади – см. прим. к «Речам Гримнира».

217

Светило альвов – солнце.

218

Брата убийца. – По предположению одних, братом Герд был пастух, которого надо было убить, чтобы проехать сквозь «полымя мрачное». В таком случае в песни не хватает сообщения о его убийстве. Другие предполагают, что братом Герд был великан Бели, которого убил Фрейр.

219

Одиннадцать яблок. – По-исландски выражения «одиннадцать яблок» и «яблоки жизни» (т. е. омолаживающие яблоки) похожи. Здесь, возможно, описка. Такие яблоки жизни были у богини Идунн.

220

Речь идет о кольце Драупнир («капатель»), которое было положено Одином на погребальный костер его сына Бальдра и послано Бальдром назад Одину через Хермода.

221

Сторож богов – Хеймдалль (см. прим. к «Прорицанию вёльвы»).

222

…волчец, // что под камень кладут, жатву закончив. – Обычай закладывать волчец (чертополох) под камень существовал в Эстонии и, по-видимому, некогда в Норвегии, но едва ли в Исландии (где не было хлебопашества).

223

Суттунга семя – великаны. Суттунг – имя одного великана.

224

Хримгримнир – имя какого-то «великана инея».

225

«Typc» – названье руны.

226

…но истреблю их… – т. е. соскоблю руны и тем самым уничтожу их волшебную силу

227

«Песнь о Харбарде» принадлежит к так называемым песням-перебранкам. Перебраниваются в данной песни два персонажа: Тор в виде странника с корзиной на плечах и перевозчик, в котором нетрудно узнать Одина, хотя он называет себя Харбард (что значит «седая борода»). Реалистическому содержанию песни соответствует ее небрежная форма: таких свободных строф, таких неправильных строчек, подчас переходящих в прозу, нет ни в одной другой песни «Старшей Эдды». Большинство исследователей относит «Песнь о Харбарде» к языческой эпохе.


Господь твой, живи!
 
МилаДата: Четверг, 01.03.2018, 18:44 | Сообщение # 19
Группа: Админ Общины
Сообщений: 7503
Статус: Offline
Тор возвращался с востока[228] и подошел к какому-то проливу. По ту сторону пролива был перевозчик с лодкой. Тор крикнул:

1
«Что там за парень
стоит у пролива?»

2

Тот ответил:
«Что за старик
кричит за проливом?»

3

Тор сказал:
«Переправь-ка меня!
Дам пищи на завтра:
за спиною в корзине
еда – нет вкуснее!
В путь отправляясь,
наелся я вдоволь
селедок с овсянкой[229]
и сыт до сих пор».

4

Перевозчик сказал:
«Похвалился едой,
а жребий свой знаешь ли?
У тебя, наверно,
и матери нет».

5

Тор сказал:
«Весть такая
каждому тягостна —
горько мне слышать
о смерти матери!»

6

Перевозчик сказал:
«Едва ли тремя ты
дворами владеешь,
если ты бос
и одет как бродяга:
даже нет и штанов!»

7

Тор сказал:
«Правь-ка сюда,
я скажу, где пристать;
чей ты у берега
держишь челнок?»

8

Перевозчик сказал:
«Хильдольв[230] челнок
мне поручил,
воин, живущий
в Радсейярсунде;
конокрадов возить
и бродяг не велел он,
но добрых людей
и людей мне известных;
назовись, и тогда
тебя повезу я».

9

Тор сказал:
«Назову свое имя,
хоть я средь врагов,[231]
и о роде скажу:
я Одина сын,
Мейли я брат
и Магни отец;
ты с владыкой богов
беседуешь – с Тором!
Знать я хочу,
как сам ты зовешься».

10

Перевозчик сказал:
«Харбард мне имя,
скажу откровенно».

11

Тор сказал:
«А зачем бы тебе скрывать
свое имя, если ты не в распре?»

12

Харбард сказал:
«Хотя бы и в распре,
спасусь от тебя,
если мне смерти
судьба не сулит».

13

Тор сказал:
«Неохота мне вброд
брести по заливу
и ношу мочить;
не то проучил бы
тебя, сопляка,
за брань и насмешки,
на берег выйдя!»

14

Харбард сказал:
«Я здесь постою,
поджидая тебя;
храбрецов ты не видел
со смерти Хрунгнира[232] ».

15

Тор сказал:
«О том говоришь ты,
как с Хрунгниром, турсом
каменноглавым,
славно я бился,
но я поразил его
в жарком бою.
А что ты делал, Харбард?»

16

Харбард сказал:
«Сидел я у Фьёльвара
целых пять зим,
на острове том,
что Альгрён зовется;
бились мы там,
убивали врагов,
и то еще делали —
дев соблазняли».

17

Тор сказал:
«Ну и как у вас шло с ними дело?»

18

Харбард сказал:
«Милыми были,
когда покорялись,
разумными были,
верность храня;
веревку они
из песка свивали,[233]
землю копали
в глубокой долине;
я всех был хитрей —
с семью я сестрами
ложе делил,
их любовью владел.
А что ты делал, Тор?»

19

Тор сказал:
«Я Тьяци[234] убил,
турса могучего,
бросил глаза я
Альвальди сына
в ясное небо;
вот лучший памятник
подвигам Тора,
все видят его.
А что ты делал, Харбард?»

20

Харбард сказал:
«Соблазнял я искусно
наездниц ночных,[235]
отнимал у мужей их;
жезл волшебства
Хлебард мне отдал,
турс храбрый, а я
рассудка лишил его».
_______________________
________________________

228

С востока – из страны великанов.

229

Селедки с овсянкой до сих пор часто употребляются в пищу на норвежском побережье.

230

Хильдольв – имя вымышленного персонажа, как и другие имена, которые называет Один (в строфах 16 и 20). Top, напротив, называет своих действительных родичей и противников.

231

…хоть я средь врагов – в стране великанов (Тор находится в ней, пока не переправится через пролив).

232

Хрунгнир – великан, которого убил Тор.

233

…веревку они из песка свивали, // землю копали в глубокой долине – предпринимали невозможное, а именно противились Одину.

234

Тьяци – великан, сын Альвальди. В «Младшей Эдде» рассказывается, что боги убили Тьяци, а Один бросил его глаза в небо, и они превратились в две звезды. Но в «Перебранке Локи» рассказывается, что его убил Тор с помощью Локи.

235

Ночные наездницы – женщины-тролли, ведьмы.


Господь твой, живи!
 
МилаДата: Четверг, 01.03.2018, 18:48 | Сообщение # 20
Группа: Админ Общины
Сообщений: 7503
Статус: Offline
21

Тор сказал:
«Злом отплатил ты
за добрый подарок».

22

Харбард сказал:
«Срежь ветви дубка —
другой разрастется;[236]
всяк занят собой.
А что ты делал, Тор?»

23

Тор сказал:
«На востоке я был,
там истреблял я
злобных жен турсов,
в горы бежавших;
когда б то не сделал,
разросся бы род их
и в Мидгарде люди
жить не смогли б.
А что ты делал, Харбард?»

24

Харбард сказал:
«Я в Валланде[237] был,
в битвах участвовал,
князей подстрекал,
не склонял их к миру;
у Одина – ярлы,
павшие в битвах,
у Тора – рабы[238] ».

25

Тор сказал:
«Неравно бы ты
людей разделил,
если властью владел бы».

26

Харбард сказал:
«У Тора сил вдоволь,
да смелости мало;
со страху ты раз
залез в рукавицу,[239]
забыв, кто ты есть;
от страха чихать
и греметь ты не смел, —
не услышал бы Фьялар».

27

Top сказал:
«Харбард срамной!
Я убил бы тебя,
да пролив мне помеха».

28

Харбард сказал:
«Что спешишь за пролив, —
я не в распре с тобой.
А что ты делал. Тор?»

29

Тор сказал:
«На востоке я был,
поток охранял,
со мною схватились
Сваранга дети;[240]
камни кидали,
да нечем кичиться им —
первыми стали
мира просить.
А что ты делал, Харбард?»

30

Харбард сказал:
«На востоке я был,
беседовал с девой,
с белокурой я тешился,
тайно встречаясь,
одарял ее щедро, —
она отдалась мне».

31

Тор сказал:
«То встречи изрядные».

32

Харбард сказал:
«Ты мне бы помог
сохранить эту деву».

33

Тор сказал:
«Если ведал бы чем,
помог бы охотно».

34

Харбард сказал:
«Поверил бы я,
коль не ждал бы обмана».

35

Тор сказал:
«Не кусаю я пяток,
как старая обувь».

36

Харбард сказал:
«А что ты делал, Тор?»

37

Тор сказал:
«Я жен берсерков[241]
на Хлесей[242] разил;
они извели
волшбою народ».

38

Харбард сказал:
«Вот дело позорное —
жен истреблять».

39

Тор сказал:
«То были волчицы,
а вовсе не жены:
разбили мой струг,
на подпорках стоявший,
грозили дубинами
и Тьяльви[243] прогнали.
А что ты делал, Харбард?»

40

Харбард сказал:
«Был я в дружине,
спешившей сюда
стяг битвы поднять
и копье окровавить».

41

Тор сказал:
«Ты о том говоришь,
чем хотел досадить нам!»

42[244]

Харбард сказал:
«Кольцом я готов
тебе отплатить,
если нам помириться
посредники скажут».

43

Тор сказал:
«Ты где научился
речам глумливым?
Глумливее слов
не слыхал никогда я».

44

Харбард сказал:
«Я их перенял
у древних людей
из домашних курганов».

45

Тор сказал:
«Ты ладно придумал
могильные кучи
курганами звать».

46

Харбард сказал:
«Так придумать я вправе».

47

Тор сказал:
«Отплачу я тебе
за обидные речи,
пролив переплыв:
громче волка ты будешь
выть, коль ударю
молотом мощным!»

48

Харбард сказал:
«С любовником Сив[245]
повстречайся в доме, —
важнее тебе
свершить этот подвиг!»

49

Тор сказал:
«Изрыгаешь ты все,
что в рот тебе лезет,
чтоб мне досадить,
воин трусливый!
Сдается, что врешь ты!»

50

Харбард сказал:
«Правду я молвил,
в пути ты мешкаешь,
был бы далеко,
челн захватив мой».

51

Тор сказал:
«Харбард срамной,
задержал ты меня!»

52

Харбард сказал:
«Я не думал, что станет
Асатору[246] помехой
в пути перевозчик».

53

Тор сказал:
«Слушай совет мой:
греби-ка сюда!
Брань прекратим,
переправь отца Магни![247] »

54

Харбард сказал:
«Переправы не жди,
уходи от пролива!»

55

Тор сказал:
«Как в обход мне идти,
коль везти ты не хочешь?»

56

Харбард сказал:
«Быстр был отказ мой,
твой путь будет долог:
до бревна ты дойдешь
и дальше – до камня,
влево возьми —
дойдешь ты до Верланда;[248]
там с сыном Тором
встретится Фьёргюн,[249]
она объяснит
путь в Одина земли,
дорогу к родне».

57

Тор сказал:
«Доберусь ли сегодня?»

58

Харбард сказал:
«На рассвете с трудом».

59

Тор сказал:
«Кратко скажу я
в ответ на глумленья:
тебе за отказ
отомщу при встрече!»

60

Харбард сказал:.
«Да возьмут тебя тролли!»


_________________________________________________

236

Срежь ветви дубка – другой разрастется – пословица.

237

Валланд – в данном случае «страна полей битв».

238

…у Одина – ярлы… у Тора – рабы. – Один говорит так, чтобы унизить Тора. Но из его слов нельзя делать вывод, что Один был богом ярлов, а Тор – рабов.

239

…со страху ты раз залез в рукавицу… – В «Младшей Эдде» рассказывается о том, как Тор однажды заночевал со своими спутниками в рукавице великана Скрюмира (или Фьялара), приняв ее за дом, а храп великана – за землетрясение. Там же рассказывается о том, что Скрюмир так крепко завязал ремень на мешке с припасами, что Тор не мог его развязать. Вместо «греметь» – в подлиннике более сильное выражение.

240

Сваранга дети – великаны. Сваранг – имя одного великана.

241

Жены берсерков – великанши (?). Берсерки – свирепые и неуязвимые воины.

242

Хлесей – остров Лесе в Каттегате.

243

Тьяльви – слуга Тора.

244

В словах Одина в строфах 42, 44 и 46 есть какие-то намеки, смысл которых утерян.

245

Сив – жена Тора.
246

Асатор – Тор.

247

Отец Магни – Тор.

248

Верланд – «страна людей».

249

Фьёргюн – мать Тора.


Господь твой, живи!
 
Форум » ЧИТАЛЬНЫЙ ЗАЛ » ЭПОС РАЗНЫХ НАРОДОВ » ЭДДА (Скандинавский эпос)
Поиск:

AGNI-YOGA TOPSITES