Четверг, 13.12.2018, 23:36

Приветствую Вас Гость | RSS | Главная | Форум | Регистрация | Вход

[ Новые сообщения · Участники · Правила · Поиск · RSS ]
  • Страница 4 из 4
  • «
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
Форум » ЧИТАЛЬНЫЙ ЗАЛ » ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ПУБЛИЦИСТИКА » О СКРЫТОМ СМЫСЛЕ ЖИЗНИ (Е. Ф. ПИСАРЕВА)
О СКРЫТОМ СМЫСЛЕ ЖИЗНИ
МилаДата: Понедельник, 26.11.2018, 23:35 | Сообщение # 31
Группа: Админ Общины
Сообщений: 8295
Статус: Online
Часть XXX. “Вихрь бытия”


Продолжение прежней культуры невозможно, нить обрывается, образуется пролом, и необходим скачок на другой берег, где зачинается новая, духовная культура.
Из лекций д-ра Штайнера


Мир, в котором мы живем, бесконечно обширнее и сложнее, чем мы думали. Заслуга
оккультистов состоит в том, что они это знают и своим знанием расширяют наше
сознание.

“Все преходящее есть только символ”. Эти таинственные слова были сказаны уже более
ста лет назад Гете1, а между тем они еще так недавно были совершенно непонятными
для огромного большинства европейцев, которые были настолько захвачены всем
“преходящим”, настолько влюблены в него, что не хотели ни знать, ни принимать в расчет
ничего иного.

И только теперь, когда страстное увлечение “преходящими символами” подходит к
концу, глаза людей понемногу раскрываются и они начинают догадываться, что за
физическими явлениями таится иное, сложное, пока еще таинственное нечто,
участвующее в построении бытия. Об этом “нечто” и говорил Гете; он знал, что в
физической культуре проявляется только одна сторона нашей деятельности; остальные
грани нашей сложной природы, нашего сложного сознания, воли, сердца, духа — все это
живет и действует в других измерениях, где создаются идеи, где возникают настроения,
творятся вечные ценности. Там и происходит накопление той энергии, которая исходит из
наших мыслей, стремлений и эмоций, возникающих в невидимой области человеческой
души. Ничто из них не пропадает: каждый бескорыстный порыв, каждая мысль любви,
каждое стремление к добру, весь энтузиазм мучеников за светлые идеи, все молитвы
праведников, все слезы и стоны страдающего человечества накапливаются в могучую,
силу, которая продолжает жить и действовать на невидимых планах бытия. Но точно так
же продолжает жить и энергия злых мыслей, стремлений и эмоций.

Когда же в земной эволюции наступают кризисы, когда все ценное из господствовавшей
культуры исчерпано до конца и для человечества наступает внутренняя необходимость
подняться на высшую ступень сознания, тогда возникает невидимая борьба между
светлыми и темными силами. И те и другие исходят от самого человека; первые есть
результат его высшей природы, которая черпает свои силы из Божественной Жизни,
вторые идут из его низшей природы, энергия которой рождается и поддерживается
эгоистическими страстями. Когда между ними возникает борьба, первые влекут людей к
свету, свободе и единению, вторые — к темноте, рабству и распаду.

Задача земной жизни и состоит в том, чтобы отразить вечное в преходящих явлениях,
чтобы провести всю сложную эволюцию человеческого сознания через материальные
символы, чтобы творить эти символы все совершеннее, переводить их из первобытного и
простого в сложное и разнообразное до тех пор, пока накопление опыта на данной
ступени эволюции не завершится и не потребуется поднятие нашего сознания на новую
ступень.

Переход одной ступени сознания на другую, когда зарождаются новые идеи, новые
формы жизни и новые настроения, называется в оккультизме “вихрем бытия”. Мы
присутствуем при таком “вихре бытия”, скрытый смысл которого заключается в том, что
отжившая культура разлагается и на ее развалинах возникает новая, более совершенная
жизнь; смысл этот иллюстрируется на наших глазах грандиозной эпопеей кровавой
борьбы между европейскими народами. Одна сторона борющихся на этом величайшем
из всех Курукшетр1 являет собою яркое выражение той, доведенной до своего апогея
ступени европейского сознания, которая сделала материальное благо единой целью всех
своих чаяний и в земном своем творчестве выразилась в милитаризме и
капиталистическом рабстве.

Другая сторона борющихся служит новому духу жизни, освобождает мир из тех самых
цепей, которые так дружно выковывались всем европейским Западом.

Истинным победителем в этой борьбе будет тот народ, который раньше всех сделает
“скачок на другой берег”, где — пока еще в неясных очертаниях — по линиям еще не
вполне выявившегося для нашего земного сознания идеала построится наше лучшее
будущее.

Побежденным же будет тот народ, в котором наиболее ярко выразилось влечение к тому,
что уже отслужило свою службу, что тормозит дальнейшую эволюцию человека, что
служит его низшей природе, а не его высшим возможностям.

Пусть борющиеся не сознают всего значения своей борьбы — это не изменит результатов.
Разложение того, что препятствует живому творчеству духа, несомненно совершится; это
решено в Книге судеб самою природой человека, но не той ее стороной, которая имеет
дело с куплей и продажей, с накоплением и эгоизмом, а тем сверхличным влечением к
добру, которое не может вполне умереть в душе народов.

Оно и не умирало, оно только отступило на задний план, подавленное материальной
культурой, имевшей свою особую эволюционную задачу. Задача эта — развитие до
совершенства манаса, малого разума, действующего через мозг. Развитие это
закончилось и дало великолепные плоды: позитивную науку и удивительную технику.
По самому свойству своему малый разум может познавать только форму; жизнь,
одушевляющая форму, познается не им, и потому в сфере отношения человека к
человеку, в области нравственных проблем, где дело идет уже не о форме, а о самом духе
жизни, он бессилен. Сила его в анализе, в расчленении, в обслуживании материальных
потребностей; неудивительно поэтому, что творчество “манаса”, царившего безраздельно
в европейской жизни XIX века, привело к разъединению, к оправданию личного,
партийного, классового и народного эгоизма, к торжеству насилия, а затем и к угасанию
духа в пользу исключительного развития формы.

Что в конце концов заслонило собою все остальные интересы людей? Колоссальное
накопление машинного производства и жадное искание все новых рынков. О
справедливом распределении никто не думал. Вся европейская жизнь превратилась в
одно сплошное фабричное производство, и бедная человеческая Психея была оглушена
его грубыми шумами. Эта страшная война пробудила ее. Пробудилось сознание того, что
завет Христа — не отвлеченная мораль, которую можно и не выполнять, а непреложный
закон человеческой жизни, нарушая который мы ведем ее к огрублению и вырождению,
лишаем ее высшего смысла и превращаем из человеческой в звериную2.

Такое пробуждение приведет нас к переходу на высшую ступень сознания. Ступень эта
отличается от предыдущей тем, что ее знание рождается из чувства единства, спаяно с
ним в одно целое и благодаря этому отличается совершенно иными признаками, нежели
знание малого разума. Оно не разъединяет людей, а объединяет их, заставляет жить не
для одного себя, а для всех, способно не только брать, но и отдавать, понимать не только
видимости, но и суть жизни.

Нас поднял на высшую ступень порыв любви к родине и негодование при виде насилия
сильного над слабым. Но чтобы удержаться на этой ступени, нужно понять, чего она
потребует от нас, нужно порыв превратить в новое миропонимание.

Это есть задача строителей жизни, которые в силах взять на свою ответственность
руководительство судьбою народа. Задачей же для всех является необходимость
внутренне очиститься и помнить, что великие результаты достигаются только великими
усилиями, что новая жизнь потребует от нас жертвы и напряжения всех наших сил.
“Кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня, тот
обретет ее в жизнь вечную”, — верно сказал Учитель жизни.

Каким ярким светочем загораются эти слова, если их применить к нашим дням! Великая
эпоха духовного Возрождения, в преддверие которой мы вступаем, требует прежде всего
жертвы.

Чем больше жертва, тем более она приносит сил. И это относится не только к войне, но и
к мирному строительству. Нельзя строить на том же месте новый дом, не пожертвовав
старым; нельзя отрезвить целый народ, не пожертвовав интересами виноделов; нельзя
“перековать мечи на орала”, не пожертвовав выгодами Круппов; нельзя осуществить
братство, не пожертвовав своими привилегиями, и так далее.

“Необходим скачок на другой берег”, — говорит оккультист. Что это значит?
Это значит, что нужна решимость пожертвовать привычным, насиженным, для многих
наиболее любимым и смело броситься вперед, в неизведанное, чтобы вместо знакомого
выпаханного поля поднимать еще нетронутую свежую целину.

1915 г.

________________________________________
1 Первая часть Фауста вышла в 1808 году.

1 В “Бхагавадгите” на поле Курукшетр сходятся две рати: потомки Куру, борющиеся за
правое дело, и потомки Панду, отстаивающие неправду.

2 Это было написано в начале войны; оказалось, что этого страшного урока недостаточно:
над европейской жизнью нависла еще более грозная туча, и “огрубление и вырождение”,
о которых говорится в письме, проявляются все яснее.
 
МилаДата: Понедельник, 26.11.2018, 23:40 | Сообщение # 32
Группа: Админ Общины
Сообщений: 8295
Статус: Online
Часть XXXI. Русская революция


Только сочетание внешней революции с внутренней может дать нам ту обетованную
страну мира и свободы, о которой мечтает весь современный мир.

Совершившиеся на наших глазах Февральские и Мартовские события назовут в истории
“великой русской революцией”, но в действительности значение их несравненно глубже,
оно более чем мировое, оно космическое: русская революция — пролог к новой мировой
эре, к переходу человеческого сознания на новую ступень.

Вот что говорил двенадцать лет тому назад оккультист д-р Штайнер по поводу
современной нам эпохи. “Обозревая все прошлое (человечество), мы найдем, что во всех
предшествующих культурах развивались различные ступени сознания. Переход от одной
ступени к другой, когда зарождаются новые начала, новые идеи, новое настроение,
называется в оккультизме вихрем бытия. Конец атлантической культуры и возникновение
пятой арийской расы, давшей начало всем культурам Азии и Европы, и представляет
собою такой вихрь бытия. Как из скрытого семени, возникли из него новая жизнь, новые
условия, новая стадия сознания. Конечным плодом этого “вихря” стала христианская
культура. В христианстве я человека перешло на новую, высшую ступень самосознания.
Конечная миссия христианства — подготовить человечество к новой ступени сознания,
вызвать к жизни новый мировой “вихрь”.

В настоящее время мы уже стоим лицом к лицу с таким новым “вихрем”1… Начинается
новый приток, зарождаются семена новой культуры, которую должны дать славяне для
грядущей шестой расы. Нить прежней культуры обрывается, образует пролом, новый
культурный поток уже возник, но он еще скрыт в глубине души стоящего на очереди
народа; ум народа как бы спит еще, а создающееся в нем духовное уже готово начертать
на его челе новые думы, вызвать к жизни новую культуру для всего человечества.
Смысл происходящего перед нами этого “вихря бытия” — разложение прежней культуры
и возникновение новой. На востоке Европы она зачинается, на западе она изживается.
Старая культура должна дать толчок новой. При переходе к новому возникает творческий
зародыш…

Так было при исходе атлантической культуры, когда древние семиты представляли из
себя этот творческий зародыш: они дали культуру сознания критического,
аналитического, раздробляющего. Продолжение прошлой культуры невозможно, нить
обрывается; образуется пролом, необходим скачок на другой берег, откуда на нас как бы
глядит духовность”2.

Так говорил двенадцать лет назад1 оккультист, владеющий ключами, которые позволяют
проникать в сокровенный смысл исторических событий.

Совершившееся на наших глазах подтверждает, что мы действительно вступили в
совершенно исключительную полосу эволюции, в эпоху, “когда мир несется с
головокружительной быстротой и в один год пробегает путь многих столетий”, как
выразился на днях Ллойд Джордж в одной из своих речей. “Сегодня мы переживаем одну
из таких эпох, — добавил он, — шесть недель тому назад Россия была самодержавной,
сегодня она является одной из самых передовых демократий мира”.
Ллойд Джордж выразил этими энергичными словами совершившийся факт, оккультист
предвидел его и дал ему объяснение.

Требовавший великого напряжения скачок сделан, мы на другом берегу, двери в
“обетованную землю” благословенной свободы раскрылись, и теперь вопрос в том, как
мы начнем развивать наш творческий зародыш, с каким настроением мы примемся за
осуществление задач новой эры.

В старой эре “настроение” не принималось в расчет: мы считались только с логикой
фактов. Новая эра выдвигает на первый план настроение, то есть внутренний строй
человека, те скрытые от учета мотивы, которые направляют его волю и делают его
действия или ничтожными и убивающими дух, или благородными и окрыляющими.
Перед нами прошли праздники революции, и кто лично участвовал хотя в одном из них и
наблюдал, как красива может быть толпа, когда она живет в любовном единении и
проявляет рыцарскую вежливость, оберегая друг друга, тот знает, что это настроение шло
изнутри народной души, выявляя наружу ее скрытую красоту и заложенные в ней
возможности.

Но то был праздник, ликующая радость освобождения от долгого плена. Для того чтобы
это светлое настроение перевести и в грядущие будни, необходима такая же светлая
деятельность.

Что же нужно для этого? Нужно, чтобы Россия создала новые пути и не повторяла ошибок
Запада, который все силы направлял на внешнее строительство и забывал о строительстве
внутреннем.

Если Россия пойдет по проторенной дороге и увлечется созданием внешней цивилизации
без равномерной внутренней культуры, тогда и “обетованная земля” не выполнит наших
надежд, и Россия пройдет мимо своей миссии, о которой оккультист говорит в той же
лекции.

“Социализм Запада основан на производстве, он считается с накоплением, с жадностью, с
эгоизмом. Будущий социализм европейского Востока будет основан на потреблении, он
считается со справедливым распределением, с братством и взаимопомощью”. Далее
следуют знаменательные слова, относящиеся к Льву Николаевичу Толстому как
собирательной душе русского народа: “Толстой говорит так, как не мог бы говорить ни
один представитель западноевропейской мысли, ни Кант, ни Спенсер. В нем, в Толстом,
все содержание европейской мудрости; но тогда как представители западноевропейской
культуры являют собою перезрелость, у представителя восточноевропейской
зачинающейся культуры все свежо, варварски необработанно и несовершенно. Так и
должно быть, когда дело идет о зародыше. Не из развившегося организма, а из семени
возникает новое…” (“Вопросы теософии”, стр. 108).

Каково же это новое? Какие указания дает теософия на свойства этого “нового”?
Ее учение говорит о необходимости перехода человечества на новую ступень сознания.
Отживающая ступень развила до совершенства конкретный разум, орудие анализа и
расчленения, познающее формы и действующее в трех измерениях земного мира. Новая
ступень поведет к развитию высшего разума, или интуиции, орудия синтеза, познающего
суть вещей и способного действовать в высших измерениях невидимой Вселенной.
Отличительный признак интуиции заключается в том, что она тесно связана с сердцем
человека. Неразвитое сердце, неспособное к бескорыстной любви — непреодолимая
преграда для развития интуиции. Ее основное свойство — любовное проникновение в
суть вещей, отождествление субъекта с объектом познавания.

Из этого следует, что первое условие для развития интуиции — это ощущение своего
единства со всем миром и прежде всего со своими ближними. Осуществление этого
условия ведет к опытному познанию человеческого единства.

Человечество — едино, утверждает раскрывшаяся интуиция, и уже одно это основное
положение влечет за собой неисчислимые последствия для строительства новой жизни.
Раз человечество — единый организм, сама собою отпадает партийная, классовая и
национальная вражда. Все отделы творчества одинаково нужны для блага целого, но все
они должны действовать в полном единении и не для себя, а для поддержания всего
организма, как это делают клетки в здоровом теле. Только при этом условии достигается
здоровье и счастье всего народа1. Партийная борьба, антагонизм и конкуренция должны
замениться дружным сотрудничеством и коллективным творчеством, и это — второй дар
нового сознания.

Третий дар — одинаковое право всех и каждого на свободное самоопределение и
беспрепятственное развитие всех своих сил и дарований. Нарушение этого права есть
вред, наносимый всему народу, обеднение его творческих сил. В этом праве и
заключается здоровая демократизация, которая должна стать жизненным лозунгом
новой эры.

Равенство, в смысле одинакового права на обеспеченное и достойное существование, это
— азбука демократии, которая не оспаривается более никем. По крайней мере, вслух. Но
это равенство чисто внешнее, а как разрешится на высшей ступени сознания вопрос о
внутреннем неравенстве? О бесконечном разнообразии индивидуальных сил и
дарований и о таком же бесконечном разнообразии индивидуальных потребностей?
Одному нужно одно, другому совершенно иное; один может внести в общую
сокровищницу лишь слабый и несовершенный труд, деятельность же другого может
оказать благое влияние на жизнь всего народа: как же выразится это неравенство?
Косвенный ответ на этот вопрос можно найти только в том характере взаимопомощи,
который осуществляется в хорошей семье, где старшие любовно заботятся о младших, где
все участвуют в общем труде по мере своих сил и получают по мере своих потребностей.
Отсюда как неизбежное последствие вытекает жертвенность власти, бескорыстное
служение наиболее мудрых и совершенных своему народу и полное доверие, которым
народ будет дарить их в ответ.

“Человек становится тем, что он думает”. Это мудрое изречение древнего Востока
следовало бы написать неизгладимыми буквами на знамени нашего нового творчества и
в глубине нашей проснувшейся совести.

На старой ступени сознания человек думал, что он имеет право на эгоизм, и он
постепенно расширял это воображаемое право, создавая личные, партийные, классовые
и национальные привилегии.

Новая эра потребует уничтожения всех привилегий, созданных эгоизмом, и выросшая
человеческая мысль, отказавшись от противопоставления интересов одних интересам
других, заменит его взаимным служением.

На изживаемой ступени человек думал, что меньшинство имеет право давить
большинство; новая эра должна исключить всякое давление, в том числе и давление
большинства на меньшинство, как такое же нарушение права на свободное
самоопределение: этот урок должен быть твердо выучен немедленно, чтобы не внести
старых ошибок в новое строительство.

На старой ступени человек был уверен, что его создает окружающая среда, и он все свое
несовершенство относил к несовершенству внешних условий и учреждений. Сознание
новой эры раскроет для всех, что земные условия и учреждения созданы самими людьми,
что они — не более как видимый результат невидимых мыслей, чувств и стремлений
человечества. Ясное понимание того, что “человечество есть строитель своей судьбы”,
заставит повернуть внимание на самого человека, на невидимую жизнь его внутреннего
мира.

Если эта невидимая жизнь не окажется совершеннее, а мы сами не станем мудрее и
лучше, в таком случае и наше новое строительство жизни будет такое же несовершенное
и поведет к новым страданиям.

И они будут все более сгущаться над нами, пока мы не признаем, что единственно верный
путь, ведущий людей к благу и счастью, это — сознание одинаковой необходимости,
наряду с внешним прогрессом, прогресса внутреннего, соединение материальной
культуры с культурой духовной, революции внешней с революцией внутренней.

Это сознание изменит самый мотив человеческой деятельности. В завершающейся эре он
был разъединяющим, породившим недостойную человека “борьбу за существование”,
международную вражду и войны, новая эра требует мотива объединяющего, ведущего к
взаимопомощи, международному миру и братству народов.

Верное понимание этой необходимости произведет величайшую революцию в душе
человека; и только сочетание этой внутренней революции с внешней может дать нам ту
“обетованную страну” мира и свободы, о которой мечтает весь современный мир.

1917 г.

_____________________________________

1 Д-р Штайнер изображал графически “вихрь бытия” таким рисунком:

2 Лекция д-ра Штайнера, прочитанная им в 1905 году и напечатанная в сборнике
“Вопросы теософии”, вышедшем в Петербурге в 1907 году.

1 Эти строки относятся к 1917 году

1 Западноевропейская цивилизация, видевшая задачу творчества в победе своих
партийных и классовых интересов, не осознавала этой истины, и мы знаем, к чему это
привело.


Господь твой, живи!
 
МилаДата: Понедельник, 26.11.2018, 23:57 | Сообщение # 33
Группа: Админ Общины
Сообщений: 8295
Статус: Online
Часть XXXII. Мировая катастрофа


Жизнь есть корень смерти.
Смерть есть корень жизни.

“Зерцало Чистоты”


Когда умирает цветок, человек, эпоха, мировая система, смерть несет в себе всегда семя
новой жизни. Когда умирает старый год, является потребность подвести итоги истекшему,
несущему в себе невидимые очертания будущего. Из подведенных итогов складывается
наш земной опыт, они представляют собой наглядные уроки жизни. Но тот переход от
умирающего прошлого к зарождающемуся будущему, который переживаем мы, до того
выходит из всех обычных норм, в нем все приобретает такие грандиозные размеры, что и
подведение итогов должно захватывать не исторические мгновения, а целые эпохи.
Единственное уподобление, которое мне кажется приложимым к мировой катастрофе,
свершающейся на наших глазах, — это сравнение с пралайей, отделяющей одну
манвантару от другой.

Когда, согласно оккультным учениям, одно воплощение нашей планеты заканчивает свои
задачи, когда все брошенные в нее семена созреют и дадут плоды, тогда наступает
переходный период: все формы разрушаются, возникает кажущийся хаос, плоды
прошедшего и семена будущего смешиваются как бы в огромном мировом котле, и в
этом космическом растворе начинают выкристаллизовываться линии нового творчества.
Это и есть пралайя — переход с одной ступени мировой эволюции на следующую;
умирающая планета, или, вернее, ее временное воплощение переходит в состояние
затемнения, внимание Логоса отвращается от нее. Свет Его разума устремляется на ее
новое воплощение, куда переходят семена всех жизнеспособных плодов прошлого, и под
воздействием этого света она начинает быстро расцветать могучей жизнью. Возникает
новая манвантара.

Такая же пралайя отделяет одну от другой и различные ступени сознания на нашей земле.
Есть в оккультных учениях указание на то, что сознание третьей человеческой расы,
лемурийской, отличалось от сознания атлантов, и его переход на следующую
космическую ступень был отмечен мировой катастрофой вулканического характера.
Переход от сознания атлантов к сознанию ариев проявился великим “потопом” — вся
Атлантида со всею ее пышной, но уже совершившей свою задачу и потому уже ненужной
цивилизацией, погрузилась на дно океана; отобранная группа»людей была переведена на
другой материк (теперешняя Азия), и здесь возникли зачатки нового сознания и новой
культуры, которая на наших глазах дошла до своего апогея и как выполнившая свои
задачи должна быть заменена новым аспектом сознания и новой культурой.

Катастрофа, облегчающая и ускоряющая этот переход, выразилась не вулканическим
извержением и не потопом, а мировой войной, истребляющей мужское население
Европы и разрушающей на наших глазах плоды ее перезрелой и отживающей
цивилизации1. Кто из нас в юности не сожалел о том, что мы живем в такую плоскую
буржуазную эпоху, лишенную высоких подъемов и жутких опасностей, кто не мечтал о
героических временах, когда боги сходили на землю, принося с собой молниеносные
просветы в Вечное? И вот это безопасное, приспособленное к общему эгоизму и, казалось
бы, на долгие времена налаженное наше житие, по велению великой неведомой Воли,
вдруг обрывается, и мы оказываемся лицом к лицу с величайшей героической эпопеей, в
которой все грандиозно, все жутко и сказочно, все говорит одновременно и о смерти и о
возрождении. Кто хотя бы смутно сознает великий смысл переживаемого вселенского
страдания, тот знает, что за темной ночью наступит торжествующий день.

Задача нашей умирающей манвантары состояла в развитии манаса, конкретного разума и
личного начала. Одно и другое находятся в тесной связи: конкретный манас вращается в
области конечного и временного, он служит интересам преходящих форм, и ему нет дела
до вечных ценностей. На отживающей ступени сознания манас, не руководимый
духовным началом, был очень страшным и очень сильным слугой низшей природы
человека, потому что он безмерно усиливал ее значение, он направлял свое тонко
отточенное орудие логики на то, чтобы оправдать все, что приятно для нее, все, что
служит интересам обособленной личности, на то, чтобы обосновать кажущейся правотою
ее эгоизм. Состоя на службе у низшей природы человека, манас ввел и узаконил такой
строй, при котором стало невыносимо жить, который стал гнетом для большинства
людей.

Сам по себе манас — великолепное орудие, и в план эволюции входило его развитие до
совершенства; но это только орудие, и весь вопрос в том, кто и с какой целью пользуется
им.

На отживающей ступени сознания оно было устремлено исключительно на внешние
формы; вся европейская наука могла ответить только на вопрос о том, как совершается
процесс мировой эволюции, но она не могла ответить на вопрос: почему мы живем и
зачем эта жизнь? Ответ на эти вопросы может дать только внутренний человек, то его
сознание, которое имеет дело не с внешними формами, а с заключенной в них жизнью,
не с преходящими и изменчивыми явлениями, а с абсолютными и вечными.

Страшные уроки, которые даются нам мировой катастрофой, выдвигают на первый план
антропологические проблемы самого человека, его внутренний мир, они требуют
преображения обессиленной, полной внутренних противоречий, бьющейся в темноте
человеческой психики; человек только интеллектуальный, без духовных стремлений и без
сознания своей божественности, стоит перед нами, обнаженный от всех прикрас, и не
только человеческая совесть, но и сама текущая действительность произнесла над ним
смертный приговор. Он должен умереть, чтобы из огня очистительного страдания
воскреснуть с новым расширенным и просветленным сознанием. Точно так же должна
умереть и наша односторонняя эгоистическая культура, чтобы дать место новой, более
человечной культуре. И это совершается на наших глазах.

Отличительный признак умирающей европейской общественности — ее “моральность, ее
безнравственность. И это было неизбежно: критерии наших понятий создавались
позитивной наукой, которая наблюдала над внешними явлениями, над эволюцией форм,
а сам человек, его душа, его внутренний мир оставались в темноте, заброшенные и
неведомые. Не зная корней и не улавливая целей жизни, позитивная наука наблюдала
над изменчивостью и неустойчивостью нравственных понятий в процессе их эволюции, и
из этого возникал неизбежный вывод, будто абсолютной истины и абсолютной
нравственности нет, а если нет, то “все позволено”. Религия не приходила на помощь,
потому что ее догматы, необоснованные разумом, требовали слепой веры, а люди уже
выросли из детского возраста. Им говорили о мудрости Творца, о милосердии Бога, а
разум их видел жестокую борьбу за существование во всех царствах природы, и это
явление не было соединено для них никакой приемлемой связью с понятием о
Божественной любви. Зачем смерть? Зачем страдание? Если представить себе Бога на
неизмеримой высоте, а страдающий мир — сиротливо покинутым на проявленном плане
Его же мироздания, то неизбежно возникнет сомнение, а затем и угасание религиозного
чувства. Аморальное сознание распространилось на всю Вселенную. Нет любви —
следовательно, нет и Бога, нет и смысла существования.

Из бездуховной и безлюбовной психики возникла “мораль силы”, которая и завершила
отживающую ступень сознания. Завершившая свою задачу манвантара переходит в
период затемнения. Возникает новая манвантара.

Существует много признаков того, что эта новая ступень будет отмечена религиозным
сознанием, для которого жизнь без Бога и без любви невозможна. Человек, осознавший
Бога в себе, почувствует Его и во всем мироздании; а чувство имманентности Бога, Его
распятие на кресте материи, Его присутствие в страдании каждого живого существа
меняет всю психику человека. Центр внимания переносится с видимостей на самую суть
жизни, которая, несмотря на всех хищников, побеждающих в борьбе за существование, не
может погибнуть никогда.

Осознавая Бога во всем мироздании, мы уже не можем смотреть на мир как на
беспощадную бойню, мы начинаем видеть в нем нечто совсем иное — скорее
“жертвенный алтарь”, на котором преходящие формы возлагаются для того, чтобы все
полнее, все совершеннее и все свободнее могла проявиться торжествующая бессмертная
Жизнь.

В области человеческой нравственности религиозное сознание найдет незыблемую почву
в трех основных положениях теософского гнозиса: в единстве человечества, в
божественности человеческой души и в космическом плане эволюции.

Человечество — единый организм. Отдельные личности — его клетки, и группы этих
клеток — расы, национальности, племена и классы — работают, в сущности, для одной
общей цели, для всестороннего развития всего человеческого организма. Эгоизм, все
равно, будет ли он личный, партийный, национальный или религиозный, который имеет в
виду только себя, который ищет удовлетворения за чужой счет, есть результат неведения
основного единства жизни; и как всякому неведению, и ему настанет конец, и тогда
эгоизм перейдет в высшую форму энергии, которая будет служить не частицам, а целому.
Из глубинного осознанного единства жизни вытекает как неизбежное последствие
моральное сознание ответственности каждого за всех и всех за каждого, необходимость
сотрудничества, взаимопомощи и согласования своих отдельных интересов с интересами
остальных людей.

Уверенность в божественности человеческой души является вторым условием
человеческой нравственности. Без этой уверенности не может быть любви к человеку.
Человек в процессе своей эволюции полон неведения и всевозможных несовершенств;
пока он развивает свои многообразные способности путем опыта, борьбы и страдания, он
бывает очень непривлекателен, он отталкивает от себя своими недостатками и своей
временной уродливостью. За что же любить его?

И мы не любим его, пока оцениваем его только по видимым проявлениям. Любовь
возникает лишь у того, кто в глубине своей собственной души почувствовал Бога; такой
человек не только верит, но и знает, что грех, смерть и страдание касаются только его
низшей, преходящей природы, а не его божественной сути, которая бессмертна,
безгрешна и полна радости.

Узнав эту истину в себе, человек переносит ту же уверенность и на остальных людей и,
несмотря на всю их видимую непривлекательность, начинает любить их за ту
драгоценность, которая невидимо живет в каждом из них.

Наряду с единством жизни и божественностью человеческой души, теософия дает и еще
один ключ к обоснованию нравственности. Она раскрывает космический план эволюции,
она утверждает, что миры возникают и уничтожаются не механически, под импульсом
слепой тяги к проявлению, бесцельно созидаясь и так же бессмысленно разрушаясь; она
утверждает, что существует стройный план эволюции, начертанный Божественным
Разумом, соединяющим все миры беспредельного космоса в одно великое целое, в
котором все мы — стихийно или добровольно — принимаем участие, все мы являемся
сотрудниками Логоса. Такое представление убивает унизительный страх перед
неведомым, оно делает человека участником вселенской жизни и свободным творцом
будущего.

Хотелось бы закончить свою новогоднюю беседу горячим пожеланием того, чтобы мир
перешел как можно скорее из темной пралайи в светлую манвантару и чтобы из хаоса
создающегося выделилась идея братства как тот основной кристалл, по линиям которого
начнут строиться новые формы жизни.

1917 г.
__________________________
____________________
1 И, следует прибавить, последовавшей русской революцией. — Примечание к изданию
1931 года.

1 См. Письмо V.


Господь твой, живи!
 
Форум » ЧИТАЛЬНЫЙ ЗАЛ » ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ПУБЛИЦИСТИКА » О СКРЫТОМ СМЫСЛЕ ЖИЗНИ (Е. Ф. ПИСАРЕВА)
  • Страница 4 из 4
  • «
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
Поиск:

AGNI-YOGA TOPSITES