Среда, 18.09.2019, 17:35

Приветствую Вас Гость | RSS | Главная | Форум | Регистрация | Вход

[ Новые сообщения · Участники · Правила · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Форум » ЧЕЛОВЕК И ОБЩЕСТВО » ГРАЖДАНСКАЯ ПОЗИЦИЯ » ДУХОВНЫЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОГО ПРОТЕСТА
ДУХОВНЫЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОГО ПРОТЕСТА
МилаДата: Воскресенье, 12.05.2019, 22:12 | Сообщение # 1
Группа: Админ Общины
Сообщений: 9722
Статус: Offline

Протоиерей Георгий Митрофанов. Фото: Елена Лукьянова



ПОЧЕМУ МЫ ХОТИМ ПОВТОРИТЬ ВОЙНУ?


Протоиерей Георгий Митрофанов – об историческом беспамятстве
8 МАЯ 2019 Г.


Память о войне превратилась в развлечение, и люди с удовольствием смотрят военные парады, бездумно вешают на все подряд «георгиевские ленточки» и одевают младенцев в гимнастерки. Люди совсем забыли, что в христианском смысле война – это грех и несчастье, а международное право определяет любую войну как преступление. Не очень праздничные, но очень важные проблемы осмысления Великой Отечественной войны поднимает протоиерей Георгий Митрофанов.



Профанация и беспамятство

Сегодня я не вижу ни желания подлинно исторически увековечить память о войне, ни каких-то попыток по-христиански осмыслить это событие.

Зато есть попытки говорить о войне, осуществляя дегустацию 150 «блокадных» грамм или в период празднования годовщины снятия блокады в Санкт-Петербурге превращая часть Итальянской улицы в участок блокадного города – разве что только покойников не разбросали. Это просто кощунство, как и еще один патологический опыт, когда школьникам предлагалось написать сочинение в виде письма отцу на фронт. Это говорит об атрофии какого-либо нравственного чувства.

А не менее кощунственная фраза «Можем повторить»? Повторить что? Еще десятки миллионов положить? Мне порой кажется, что у многих наших современников присутствует какая-то жуткая инфантилизация сознания. И кто, как не Церковь, прежде всего должна возвысить свой голос по поводу столь печальной общественно-психологической деградации.

Но сначала нужно поставить вопрос более широко – о нашей исторической памяти. К сожалению, для нашего общества характерно историческое беспамятство. Пушкинские слова о том, что мы ленивы и нелюбопытны, не теряют своей актуальности и сейчас. Правда, сегодня рассуждения и воспоминания о войне осложняются еще двумя обстоятельствами. Во-первых, надо признать, что мы живем в эпоху многочисленных имитаций, ролевых игр, разного рода реконструкций, которые отнюдь не предполагают глубокого, я уж не говорю христианского, а просто духовно-нравственного переживания того, о чем идет речь.

Я не хочу сказать, что общество сплошь состоит из людей дурных – оно состоит из людей равнодушных, которые проходят мимо разнообразных предлагаемых им ролевых игр. Что праздник выпускников «Алые паруса», что годовщина снятия блокады. Ритуально-атрибутивная имитация памяти – вот что можно было бы сказать о подобного рода мероприятиях. Они не столько дают нам живое воспоминание о войне, сколько профанируют эту тему.


Да и о каком увековечивании памяти о войне можно говорить в нашей стране, если мы до сих пор не то что не захоронили, но даже не посчитали жертв войны?

Если данные боевых потерь более-менее представимы по карточкам учета личного состава, то потери гражданского населения просто неизвестны, эти убиенные остаются неучтенными. А ведь речь идет о конкретных людях. Но мы даже умудряемся гордиться своими в полной мере не сосчитанными жертвами!

И второе обстоятельство – войну пытаются использовать как обоснование того, что главными событиями русской истории были войны и главным событием и русской, и мировой истории XX века стала Вторая мировая война. Глубоко убежден, что это совершенно не христианский взгляд на историю и на историю своего народа в том числе. Для меня – а я говорю не как церковный историк, а прежде всего как священник – представляется совершенно неприемлемым этот подход, который насаждается сейчас и в учреждениях культуры, и в разного рода исторических обществах, этот взгляд часто поддерживают и представители Церкви.


Выбор между грехом и грехом

Война – это противоестественная со всех точек зрения ситуация для человека – одного она может сломить на всю жизнь, как это часто и бывало, а у другого – пробудить такие разрушительные страсти, что он просто превратится в убийцу.

И ни один человек, не прошедший через этот опыт, не может быть уверен, что произойдет с его душой после войны.

Не подвиг, а преступление

В войне доминируют не подвиги, а преступления – вот что нужно помнить. И Церковь не знает понятия героя – «сверхчеловека» или «полубога». Церковь знает лишь призвание человека быть святым. А подвиг на войне в отличие от преступления (взял и стер с лица земли бомбами и снарядами целую воинскую часть) может быть совсем непритязательным и не эффектным.

Мне очень нравится кадр из фильма «Торпедоносцы» Семена Арановича, в котором повествуется о действиях нашей морской авиации на Северном флоте. Во время Второй мировой войны наша морская авиация несла колоссальные потери, и командующий подразделением морской авиации генерал, которого очень хорошо играет Александр Филиппенко, стоит сутулый, понурый и отдает приказ, понимая, что кого-то отправляет на смерть, а кого-то оставляет в живых. Что это такое? Это подвиг – когда командир имеет честность и мужество осознавать, что из-за его приказа эти погибнут, эти, может быть, останутся в живых, а эти будут искалечены? Однако жить после этого легко и радостно человеку нравственно развитому и чуткому будет уже невозможно.



А слово «подвиг» как будто снимает все проблемы. И при том, что понятие «военное преступление» определено в международном законодательстве достаточно четко, понятие «подвиг» остается и с правовой, и с нравственной точки зрения весьма расплывчатым. И когда император Николай II наградил орденом святого Георгия кавалерийского офицера будущего генерала П.Н. Врангеля за успешную лобовую атаку в конном строю на немецкую артиллерийскую батарею, то в своей резолюции на приказе о награждении Государь написал, что надеется, что впредь таких героических поступков ротмистр Врангель совершать не будет, потому что во время этой атаки у него значительная часть эскадрона погибла. Понимаете, когда речь идет о жизни человека, между подвигом и преступлением грань очень зыбкая…

А вот о чем должен молиться священник, перед которым стоят солдаты, отправляющиеся на войну, что им говорить? Говорить, что если уж выпало на вашу долю оказаться на поле брани, помните, что убийство – это грех, и совершив убийство, вы должны каяться, даже если вы окажетесь в ситуациях, где не совершить убийство может быть и невозможно. И если будет возможность не убивать, то проявляйте милосердие к поверженному противнику. Не трогайте гражданских, защищайте своих товарищей. И только тогда вы пройдете это тяжелейшее испытание и искушение как настоящие христиане.

Но я сейчас хотел бы вернуться к самому главному – грех, искушение и, конечно же, величайшее испытание и несчастье для людей – вот что такое война. И когда некоторые священнослужители говорят, что на войне проявляются лучшие качества человека, это звучит так же безнравственно, как и наши популярные рассуждения, что страдания делают человека лучше.

Страдания, как правило, калечат человека. Даже когда человек добровольно выбирает для себя эти страдания, он может быть ими раздавлен и разрушен.

Безусловно, разные люди в условиях войны, как и в условиях мирного времени, ведут себя по-разному. Но война чаще всего пробуждает в людях худшие чувства, и это надо помнить. И с этой точки зрения рассматривать войну как основополагающее событие нашей истории, нашей жизни, невозможно – мы же не дикая кочевая орда, не племя каннибалов, которое живет за счет того, что постоянно с кем-то сражается и кого-то убивает.

В нашей истории были события и периоды, когда мы не разрушали, а созидали, у нас была культура, духовная жизнь. Вот это, может быть, самое главное в нашей истории? Что же касается войны, то, безусловно, о ней надо говорить, но говорить честно, опираясь на основополагающие традиционные, как мы говорим, христианские ценности. И с этой точки зрения то, что происходит сейчас, я не могу рассматривать иначе, как глумление прежде всего над теми, кто в этой страшной войне пострадал.
Прикрепления: 7795369.jpg(93.5 Kb) · 7626186.png(450.3 Kb) · 8386856.png(340.9 Kb)
 
МилаДата: Воскресенье, 12.05.2019, 22:21 | Сообщение # 2
Группа: Админ Общины
Сообщений: 9722
Статус: Offline
Развлечение и игра в память

И «георгиевская ленточка» для меня в высшей степени выразительная иллюстрация того, о чем я говорю.

Сделаем небольшой исторический экскурс. Георгиевская лента украшала офицерский орден святого Георгия и солдатскую медаль ордена святого Георгия – «георгиевский крест». Но в советские годы память о святом Георгии Победоносце и его ордене старательно вытравлялась, даже советские офицеры, награжденные до революции в основном солдатскими георгиевскими крестами, не решались их носить.

И вот в ноябре 1943 года коммунистический режим решил восстановить ордена, связанные с былой славой русской армии. Придумали ордена Суворова, Кутузова, Нахимова, Ушакова, даже Богдана Хмельницкого, а для солдат ввели награду – медаль Багратиона, вскоре переименованную в орден Славы. При этом для ордена Славы были взяты цвета ленты ордена святого Георгия, а орденский крест был превращен в пятиконечную звезду. И для меня – это еще одна кощунственная экспроприация большевиками не только духовной, но и воинской ценности из русского прошлого. Однако во время войны никому не приходило в голову называть ленту ордена Славы, который действительно имел высокий статус среди советских боевых наград, «георгиевской ленточкой». Орден святого Георгия не имел никакого отношения к советской армии времен Второй мировой войны и последующих десятилетий.

Но и сама по себе идея этой ленточки, которую вешают куда угодно, так же кощунственна. С какой бы боевой наградой – орденом Славы или орденом святого Георгия – эта ленточка ни связывалась, ее подобающим образом имеют право носить лишь те, кто был награжден этими наградами. Превращать же ее в элемент дизайна одежды, сумок, автомобилей, а то и собачьих ошейников в высшей степени безнравственно.

Не менее безнравственна и бессмысленна надпись «Можем повторить!». Повторить войну? О том, что такое война, я слышал от моих родителей с самого детства. Мой отец служил морским офицером на Черноморском флоте и участвовал в осаде и сдаче Севастополя, сопровождавшейся бегством высшего командного состава. Мать пережила кошмар Сталинградской битвы, когда население города было оставлено в зоне боевых действий, на глазах у ее семьи отцу, моему деду, оторвало голову, а он был гражданский. Когда семью мамы эвакуировали из Сталинграда, она постоянно твердила 90-й псалом и, казалось, что сошла с ума. А когда в блокадном Ленинграде голод превращал человека в животное? Мы все это хотим повторить? Я этого повторять не хочу. Я не хочу переживать то, что пережили мои родители во время войны. И это позиция любого нормального человека.



Или фразы «Спасибо деду за победу!», «На Берлин!»… Когда я читаю такие надписи и еще вижу «георгиевские ленточки» на машинах, мне хочется спросить: «Почему же вы, “победители”, разъезжаете на автомобилях побежденных – “фольксвагенах”, “опелях”, “мерседесах”, “тойотах”? Катайтесь на автомобилях победителей – “москвичах” и “нивах”».

Вот так постепенно, на подкорковом уровне, мы профанируем все что угодно. И это в нашей-то стране, которая столько потеряла!


У нас отсутствует адекватное понимание войны как греха, искушения, несчастья, и это очень страшно, потому что люди, не помнящие своего прошлого, рискуют пережить его вновь.
И печально, что Церковь по этому поводу практически не высказывается.


И, по-моему, такие формы отмечания этих дат, как военные парады, конечно, уже давно себя исчерпали. Главная задача военного – не на параде маршировать. Армия должна воевать на поле брани, а в мирное время свое боевое мастерство наращивать на учениях. К тому же современные вооружения – это сложнейшие технологии, которые на параде не покажешь, это части спецназа, которые предполагают тяжелейший труд и высокий профессионализм. Им нечего показывать на людях. Не тот десантник хорош, который может кирпич о собственную голову разбить, а тот хорош, который может этой головой думать. Мне доводилось участвовать в военном параде, когда я служил в военно-морском флоте. Это была одна из многих обременительных и с точки зрения повышения военного профессионализма бессмысленных процедур.

Все это – не попытка восстановить связь поколений, а попытка сделать формой развлечения, игрой память о войне
.

Атрофия семейной памяти

Церковь, слава Богу, выработала адекватное увековечение памяти убиенных – молитвой о них. Большего желать и не приходится. Можно совершить эту молитву в храме, можно совершить на кладбище, собраться в близком кругу – мне кажется, этого достаточно.

Что касается лично меня, то как священник и историк я поминаю убиенных воинов и размышляю о значении войны в истории человечества не только 9 мая, а в самые разные дни календаря, и делаю это как в своих проповедях, так и на своих лекциях. И должен сказать, что панихид по убиенным воинам я отслужил, вероятно, значительно больше, чем это приходится делать среднестатистическому священнику. Правда, молясь о русских воинах, павших на полях многочисленных войн, которые имели место в нашей истории, я чаще поминаю не безымянных красноармейцев, подавляющее большинство которых не связывали себя с Церковью Христовой. Но я стараюсь поименно молиться о тех, кто в своем воинском служении, даже беря на свою душу неизбежный грех убийства ближнего своего, мог осознавать себя христианином и никогда не направлял своего оружия против Русской Православной Церкви, даже будучи ее заблудшим сыном.

Однако одним из ужасных последствий советского времени стало прерывание исторической памяти в семьях. «Лучше ребенку не знать ничего о дедушке и бабушке, которые были дворянами, купцами, священнослужителями, чтобы не дай Бог ничего не случилось». И постепенно семейная память пресекалась.

Другое дело, что в биографии тех, кто воевал, часто на первый план и выходит эта война, но жил-то человек в мирное время. Впрочем, сейчас часто не помнят ни тех, кто воевал, ни тех, кто жил. И вот эта атрофия семейной памяти, а значит, и памяти о войне в жизни таких семей, побуждает устраивать такие мероприятия. Иначе не было бы такой легкости восприятия войны, потому что семьи-то, в основном, теряли своих близких…

Можно снимать фильмы о войне, ставить спектакли, но достойные. И советские фильмы, несмотря на их заидеологизированность, порой были гораздо человечнее, чем современные, все более напоминающие боевики и компьютерные игры. Вспомните «Балладу о солдате», «Летят журавли», «Мир входящему».

Для меня и как для священника, и как для историка наиболее выразительными кажутся такие фильмы, как «Иди и смотри» Элема Климова, «Торпедоносцы» Семена Арановича, «Проверка на дорогах» Алексея Германа, «Был месяц май» Марлена Хуциева, «Анкор, еще анкор!» Петра Тодоровского. Вот фильмы, которые давали картину о войне гораздо более христианскую, чем многочисленные боевики нашего времени. Сейчас я таких фильмов просто не знаю. Стоит сравнить советский фильм «Жаворонок» и его ремейк, фильм «Т-34» 2018 года, и станет ясно, насколько мы отошли от человеческого восприятия войны.

Но мы не только Вторую мировую войну, но и гражданскую не смогли осмыслить и отразить средствами кинематографа в, казалось бы, свободных 1990-2000 годах. В фильмах доминировала военно-приключенческая составляющая, а адекватного художественного и религиозного осмысления войн так и не произошло. Опять-таки, видимо, это связано с тем, что мы ленивы и нелюбопытны… Но я могу сказать, что за этим стоит тяжелая историческая судьба, которая не дает нам избытка сил, чтобы задуматься над собой, отрефлексировать свое прошлое. А тех, кто считается духовной элитой, призванной осмыслять это, у нас систематически уничтожали почти весь ХХ век. И появилось то, о чем поразительно прозорливо на заре перестройки написал Чингиз Айтматов – поколение «манкуртов».

Когда элита мира состояла из людей, помнящих войну, хотя при этом противостояли друг другу две системы, у президента США Эйзенхауэра и президента Франции де Голля и тех же самых Хрущева или Брежнева был какой-то страх перед войной. Я терпеть не мог со школьных лет советскую пропаганду, но такого безответственного, легкомысленного отношения к войне я не встречал даже тогда. Да, нас готовили к войне, нападению, но всегда был подтекст – это несчастье, это катастрофа, этого не должно быть.
Прикрепления: 5308535.jpg(61.8 Kb)
 
МилаДата: Воскресенье, 12.05.2019, 22:27 | Сообщение # 3
Группа: Админ Общины
Сообщений: 9722
Статус: Offline
Честный разговор с детьми

К играм детей в войну я отношусь довольно спокойно. Еще Владимир Соловьев писал, что в конфликте добра и зла ребенку очень нужно увидеть зримую победу добра.

Однако термин «военно-патриотическое воспитание» вызывает у меня недоумение. Мне кажется, что любой патриотизм должен зиждиться не на выдающихся военных страницах истории страны, ибо война есть разрушение, а на мирных страницах, в которых происходит созидание – государства, культуры, экономики, общественных отношений. Вот это должно полагаться в основу патриотического воспитания. Именно эти аспекты должны подчеркиваться и изучаться в процессе воспитания у детей чувства, если не сразу любви, то по крайней мере уважения к собственному отечеству.

О войне всем – и детям, и взрослым – нужно говорить честно и только то, что ты знаешь и за что несешь ответственность. Тогда проступит восприятие войны и как греха, и как несчастья, и как испытания, которое одни проходили достойно, а другие недостойно. И все встанет на свои места. И, честно говоря, я не испытываю доверия к «ветеранам», которых, чем больше времени проходит со дня окончания войны, как будто становится все больше и которые рассказывают все более детальные истории об этой войне.

Те ветераны, которых я знал, как правило, о войне очень не любили вспоминать. Это нормальная реакция человека на пережитое им несчастье и совершенный им грех.

Не надо никаких встреч школьников с ветеранами. Достаточно прочитать роман Виктора Астафьева «Прокляты и убиты» или поразительные «Воспоминания о войне» Николая Никулина, который многие годы работал в Эрмитаже. И как историк, и как священник я не могу не отдать должное этим людям: сибирский писатель из гущи народной с удивительной способностью чувствовать жизнь в свою жестокую эпоху и выдающийся профессор-искусствовед, специалист по Северному Возрождению прошли войну до конца простыми солдатами и написали пронзительную правду о ней. После прочтения их книг многое из того, что говорится о войне, может вызывать только возмущение и печаль. Оба этих выдающихся русских патриота придерживаются христианского взгляда на войну, хотя они не кичились своей православной верой, были людьми малоцерковными.




Об умении видеть человека

Помните нашумевшее выступление российского школьника Николая Десятниченко в Бундестаге в День народной скорби в Германии? Он говорил о «невинно погибших» в лагерях немецких военнопленных. Этот юноша продемонстрировал подлинно христианский подход к войне, и я не понимаю тех, кто навешивает на мальчика ярлыки антипатриота и чуть ли не фашиста. Единственное, что меня радует: видимо, его учителя достаточно хорошо преподают историю, если он задается такими нравственными вопросами.

Действительно, смертность немецких военнопленных в советских лагерях во время войны была почти такой же высокой, как и смертность советских военнопленных в нацистских лагерях. Это еще одно военное преступление. Но кто были эти военнопленные? В основном люди, которых обстоятельства вынудили надеть военную форму и идти убивать, чтобы не быть убитыми. При этом пытающийся честно воевать солдат может вызывать только сочувствие и уважение. А тот, кто совершает военное преступление, должен быть наказан как военный преступник, какую бы форму он ни носил.

Учитель выработал у этого мальчика способность воспринимать людей воюющих как людей живых независимо от того, в какую форму они одеты. И это залог того, что человек будет правильно воспринимать происходящее. Но и когда идет речь о людях, которые воюют на поле брани… Что мы знаем о них? Каковы их мотивы? В мирной жизни люди идейно мотивированно поступают крайне редко, на войне тем более. Да, были идейные нацисты, идейные коммунисты, но в основном воевали люди, которые просто хотели мирной жизни и следовали обстоятельствам.

И я в данном случае не пацифизм проповедую. Свое отношение к войне я могу выразить формулой Ильина: нужно уметь сопротивляться злу силой. Не насилием – не применением силы к слабому, насилие плохо всегда. Но если нет иного пути, кроме как силой, остановить человека, хотящего совершить насилие, то это совершенно христиански обосновано. Просто при этом нужно понимать, что если в процессе сопротивления злу силою ты убивал, обманывал, то в этом надо каяться. Вот я и говорю, что мир настолько несовершенен, что чаще всего приходится выбирать не между тем, чтобы согрешить или не согрешить, а между большим или меньшим грехом. И не у каждого человека хватит силы, ума и совести поступить правильно в такой ситуации.

Еще раз повторю – людей нужно воспитывать на созидании, а не на разрушении, поэтому я за культурно-патриотическое, и еще лучше – христианско-патриотическое воспитание. Оно предполагает, что все люди братья, и христианин должен быть патриотом всего мира христианской культуры и христианской цивилизации, внутри которой, да, возникали войны, и это грех христиан друг перед другом. И поэтому священник должен молиться не о победе армии своей страны, а о том, чтобы его воюющие духовные чада не потеряли христианский облик. Надо стремиться предотвращать войны, но нужно быть реалистом, войны будут, видимо, до Второго пришествия сопровождать мир. Однако Евангелие не отменяется даже во время войны и нужно оценивать войну с точки зрения Евангелия.

А вообще я не понимаю, почему тема Второй мировой войны у нас рассматривается как основная тема русской трагедии XX века. Наша трагедия началась с Первой мировой войны – она сделала неизбежной революцию и все последующие несчастья нашей страны, которые продолжались вплоть до 1990-х включительно, я имею в виду, например, афганскую и чеченские войны. И вот сейчас, вступив в XXI век, мы, конечно должны помнить век XX – один из самых страшных веков русской истории, а может быть, самый страшный по числу жертв, которые мы понесли. Но говорить об этом нужно совсем в другой тональности. Тема войны очень важна, но важнее всего тема мира.


https://www.pravmir.ru/pochemu....U63sGkQ
Прикрепления: 8103016.jpg(56.5 Kb)
 
СфинксДата: Вторник, 14.05.2019, 10:33 | Сообщение # 4
Группа: Админ Общины
Сообщений: 2124
Статус: Offline


Лекцию читает Григорий Михнов-Вайтенко, епископ Апостольской Православной Церкви.
 
МилаДата: Среда, 15.05.2019, 01:21 | Сообщение # 5
Группа: Админ Общины
Сообщений: 9722
Статус: Offline


"...признавая основные положения теории социализма, я не задумывался над её многочисленными внутренними противоречиями.* Меня раздражали левые группировки в Индии, тратившие массу времени на на взаимные споры и обличения по поводу различных тонкостей учения**, которые меня вовсе не интересовали. Жизнь слишком сложна, и в ней, насколько мы способны понимать её при нынешнем уровне наших знаний, слишком много нелогичного, чтобы можно было втиснуть её в рамки определённой доктрины.

Для меня подлинными проблемами остаются проблемы жизни личности и общества, гармоничного существования, приведение в должное соответствие внутреннего мира личности и окружающей среды, урегулирования взаимоотношений между отдельными личностями и между группами, постоянного облагораживания и совершенствования человека, проблемы социального прогресса, непрерывных человеческих исканий. При разрешении этих проблем необходимо действовать путём наблюдения, точного установления фактов, осторожных выводов в соответствии с научными методами. В наших поисках истины этот метод не всегда может оказаться применимым, ибо искусство, поэзия и некоторые явления психики, по-видимому, лежат в иной плоскости и не поддаются объективным методам науки. Однако мы должны всегда твёрдо придерживаться принципа точного объективного знания, проверенного разумом и, что ещё важнее, опытом и практикой; нам следует всегда быть настороже, чтобы не утонуть в море теоретических рассуждений, не имеющих никакого отношения к повседневным проблемам жизни и к нуждам людей. Живая философия должна отвечать на вопросы сегодняшнего дня..." (Джавахарлал Неру. Мировозрение.)



...может случиться и так, что самый прогресс науки, совершенно не связанный с нравственной дисциплиной или с какими бы то ни было этическими соображениями, приведёт к сосредоточению власти и созданных ею ужасных орудий разрушения в руках дурных и эгоистичных людей, стремящихся к господству над другими людьми, и тем самым к уничтожению великих достижений этого прогресса. Нечто подобное совершается на наших глазах и сейчас: за этой войной*** стоит всё тот же внутренний конфликт человеческого духа..." (Там же)



___________________________________________
*Выделено Администрацией сайта.
** Имеется ввиду "Капитал" К. Маркса.
***Имеется ввиду Вторая мировая война.
Прикрепления: 5481989.jpg(2.3 Kb) · 6976422.jpg(2.3 Kb)
 
СфинксДата: Среда, 31.07.2019, 09:29 | Сообщение # 6
Группа: Админ Общины
Сообщений: 2124
Статус: Offline
Протоиерей Димитрий Климов: Опомнитесь!
ПРОТОИЕРЕЙ ДИМИТРИЙ КЛИМОВ | 1 МАРТА 2015 Г.

На казачьем круге в городе Калач-на-Дону 21 февраля перед казаками выступил местный священник, протоиерей Димитрий Климов. Записанное на айфон и выложенное в интернет видео его выступления мгновенно стало популярным, разлетевшись по соцсетям. Предлагаем вашему вниманию эту видеозапись и текст выступления.





– Как священник я наблюдаю сейчас очень интересную ситуацию в нашем обществе. В основном, я стараюсь телевизор не смотреть и давно уже это правило пытаюсь исполнять, но иногда все-таки приходится включать, несколько раз в месяц, и наблюдать обсуждения в обществе некоторых вопросов, всякие политические движения в нашей стране. Включая телевизор в последнее время, я вижу, с какой легкостью многие люди сейчас начали говорить о войне, в том числе о ядерной войне. Я просто в ужасе.

Мне хочется таким людям сказать: «Вы что, обалдели, ребята? Вы о чем, вообще, говорите? С чем вы смиряетесь, что вы обсуждаете?»

Из месяца в месяц градус этой агрессивности, непонятно на кого направленной ненависти повышается и повышается. Кому-то в последнее время очень сильно хочется повоевать.

Не только как священник, а как историк с высшим образованием, я могу констатировать исторический закон: – когда большинство в народе соглашается с вероятностью, с возможностью войны, то война возникает. Пока люди не допускали такой возможности, ее не было. Как только допустили какую-то агитацию, какую-то пропаганду, война возьмет и возникнет. И нам сейчас кажется, что мы на волне этой ненависти всенародной находимся на подъеме. У нас говорят сейчас о патриотизме, о какой-то особой народной сплоченности.

Так вот, я уже как священник говорю вам, что ненависть, если и объединяет народ, то на очень короткое время, но потом она народ разобщает еще больше. Неужели мы будем патриотами только из-за того, что мы кого-то ненавидим? На разных этапах нашей истории мы ненавидели разных людей: в 90-х мы ненавидели олигархов, потом мы научились ненавидеть людей другой национальности, сейчас мы ненавидим Америку, Европу и так далее. Многим кажется, что это продуктивно. Я считаю, что это контрпродуктивно.

Патриотизм, настоящая любовь к Родине, к культуре должны основываться на любви, понимаете? На любви к своей истории, на уважении и знании ее. Потому что когда мы кормим друг друга какими-то мифами о том, что Россия, например, никогда войн не проигрывала, и никогда войн не начинала, это просто говорит о том, что мы историю не знаем.

Когда мы считаем, что достаточно говорить о том, что мы русские, а самим даже на русском языке не уметь разговаривать – о какой культуре может идти речь? Если мы без мата уже говорить не умеем. Если мы говорим о какой-то сплоченности, о каком-то патриотизме – посмотрите на семьи наши теперешние. Мне хочется иногда с неба на землю этих лже-патриотов сдернуть и сказать: «Вы на действительность нашу посмотрите».

Мы сейчас все стали геополитиками. Люди, которые не знают, где Бангладеш, Чили и Австралия, не могут на карте показать, считают, что они знают, что в стратегическом плане для России выгодно, а что невыгодно. Все стали геополитиками. Все проблемы страны нашей, оказывается, теперь внешнеполитические. В последний год у нас внутриполитических проблем вообще нет. Так вот, я глубоко убежден, что основными проблемами нашими и основными врагами нашими являются внутриполитические проблемы. Мы враги сами себе становимся.

Я вам несколько цифр приведу. Статистика по абортам. Россия занимает первое место в мире по количеству абортов. Задумайтесь над этим – первое место в мире мы занимаем по количеству абортов. Только по официальной статистике в России на 100 родов приходится 60 абортов. Эта официальная статистика занижена наверняка. Вот обратите внимание, что в Волгоградской области на 100 родов приходится 100 абортов. Волгоградская область первая в России по количеству абортов. То есть в итоге мы получаемся первыми в мире. Волгоградская область – первая в мире по количеству абортов. Каких врагов внешнеполитических мы еще должны искать, когда мы сами свои семьи вырезаем?

Насчет пьянства имеет смысл приводить цифры? Знаете, есть такая цифра, такой индекс – количество выпитых литров в год на душу населения. Если 8 литров на душу населения в год, это считается еще цифра, которая в пределах ПДН, предельно допустимой нормы, а вот после 8 литров уже начинаются в народе процессы деградации, процессы умирания, то есть необратимые процессы. Что такое необратимый процесс? До определенного момента болезнь можно вылечить, а после врач говорит: «Все, до свидания, мы тебе помочь ничем не можем, иди домой». Вот это необратимый процесс. Знаете, сколько у нас пьют в России? Какова цифра эта у нас? 16 литров. Понимаете? Ровно в два раза превышает. Так кто нам врагом является, не мы ли сами?

Я вас вынужден «поздравить» (в кавычках) от всей души – с 1 февраля у нас цены на водку понизились. Я вас поздравляю, это большое благодеяние нашей власти по отношению к нашему народу.

Про разводы. Пообщавшись в очередной раз с молодой семьей, которая просуществовала полгода, а потом развалилась, я был возмущен, пришел в ЗАГС и сказал женщинам, которые там работают: «Почему вы с такой легкостью разводите молодые семьи? Вы можете какую-то строгость проявить, какой-то срок испытательный давать?» «А что мы можем сделать, батюшка?» Я говорю: «Вы подумайте, 70% браков разваливаются». Для сравнения, в конце 90-х годов, когда еще я в Волгограде служил, мы венчали, бывало, по четыре, по пять пар каждое воскресенье. Сейчас с самой Пасхи вот до этого момента, если где-то пять пар мы повенчали, это хорошо. Уже не то, что венчания, уже браков нет, как такового института брака нет.

И эта женщина в ЗАГСе мне говорит: «Батюшка, у вас устаревшие сведения – не 70% браков разваливается, а 100%». То есть ровно столько же браков, сколько заключается, столько же и разводов фиксируется. Понимаете, кто? Это американцы, это европейцы, может быть? Гомосексуалисты нас заставляют, наши браки разваливают?

То, что касается измен и блуда. Я как священник вам скажу, это страшная ситуация. Уже нет практически семьи, в которой бы сохранялась верность супружеская, любовь. Как мы на это должны смотреть? Мне кажется, вот эти проблемы надо обсуждать. А если мы ринемся сейчас в очередную войну и будем мировые разборки устраивать, я не уверен, что мы победим.

Первая мировая война, которую мы отнюдь не выиграли, была действительно с огромным резервом и людским потенциалом, и то мы не смогли. Вторая мировая война – мы еще держались на каком-то потенциале дореволюционном. По крайней мере, количественно мы были огромны, во много раз превосходили своих противников. Сейчас ни в количественном, ни в качественном соотношении мы не выдерживаем никакого сравнения. Поэтому, прежде чем махать шашками и закидывать кого-то шапками, критиковать, говорить о пороках других стран, не лучше ли, как Крылов говорил, «на себя, кума, оборотиться».

Может быть, самое главное, что надо поменять – это внутриполитическую, а лучше сказать – семейную ситуацию, духовную, внутриличностную ситуацию в нас самих. И вот эта дестабилизация, которую кто-то вносит в наше общество, какие-то майдановцы, пятая колонна и так далее – это люди, которые просто показывают на недостатки нашего общества. Вместо того чтобы обратить на это внимание, как легко мы причисляем их к нацистам и к фашистам, и к продажным девкам капитализма и так далее.

Мне лично кажется (это я уже говорю как гражданин, а не как священник), что больше всего дестабилизирует нашу ситуацию наша власть, которая говорит о каком-то патриотизме, а детей своих почему-то наши депутаты и наши чиновники учат за границей в Америке и в Европе. Народ это знает, это в 30-х годах можно было что-то скрыть. Сейчас это известно, списки вывешиваются в сети тех депутатов, у которых дети за границей учатся. Один высокопоставленный чиновник учит по телевизору патриотизму, а женушка его благоверная закупается перед Новым Годом продуктами – колбаской и сыром в Париже и не стесняется выкладывать все это в сети, показывать свои продукты, которые она там купила, и “Bentley” за 11 миллионов, которую ей ее благоверный супруг подарил.

Хочется вспомнить слова классика Салтыкова-Щедрина, который еще в XIX веке сказал: “Когда в России начинают говорить о патриотизме, знай: где-то что-то украли…”. У меня такое чувство, что и сейчас те люди, которые половину денег народных вывезли заграницу, громче всего о патриотизме и кричат.

Я не против патриотизма. Наоборот, я считаю, что любовь к своей стране, культуре, Отечеству, к традициям, к вере – это то, что должно быть у нас у всех, и уж, тем более, у казаков. Но в правильном русле надо патриотизм свой направлять. Надо каждую выпитую бутылку водки воспринимать как ракету, которая в нашу сторону прилетела, и в нашей стране взорвалась. Каждый аборт, который вы в своих семьях допускаете (а я уверен, что допускаете, потому что если бы не допускали, у вас бы не двое и не трое детей было, а гораздо больше) – это геноцид. Никто ни с Америки, ни с Европы к нам с геноцидом не пришел. Мы сами вырезаем собственных детей.

Каждый развод, который мы допускаем в своей семье, это развал страны, это сепаратизм, понимаете? Каждая измена своей жене – это измена Родине, это измена Отечеству. Потому что сложно мне представить такого верного человека, который в одном чем-то верен до последней капли крови, а жене своей не может быть верен почему-то.

На эти проблемы я бы хотел вам указать. Делайте то, что по-настоящему в наших силах. А кричать, плеваться, как Соловьев, Киселев и прочая эта братия сейчас научилась – ни к чему. Это контрпродуктивно и совершенно никому не интересно.

Не смиряйтесь с возможностью войны. Мы должны помогать чем можем нашим страждущим братьям на юго-востоке Украины, материально поддерживать их и так далее, но не допускать возможность какой-то мировой войны. Как только мы с этим смиримся, как только мы с этим согласимся, она возникнет, она произойдет. Я не уверен, что мы в ней выиграем. Я вообще не уверен, что в ней кто-то может выиграть. Поэтому не смиряйтесь.

Всеми силами помните, что для христианина очень важен мир. Христос сказал: «Блаженны миротворцы, потому что они будут наречены сынами Божиими». Для христианина важно научиться не ненавидеть, а прощать и любить даже врага своего. Понимаете, своего врага. Не чужого, а своего. Для христианина важно молиться за человека. Когда ты не можешь что-то изменить в своем действии, ты можешь молиться, что мы и делаем в Церкви. Ну, а учить ненавидеть, гневаться, проклинать – это совершенно ни к чему.


Источник https://u.to/eufkFA
Прикрепления: 6701478.jpg(73.5 Kb)
 
СфинксДата: Среда, 31.07.2019, 09:31 | Сообщение # 7
Группа: Админ Общины
Сообщений: 2124
Статус: Offline


Протоиерей Дмитрий Климов: свобода и любовь, «Антиманипуляция» и Украина

В гостях у Льва Шлосберга о. Дмитрий. Он стал широко известен в феврале 2015 года после выступления на казачьем круге в городе Калач-на-Дону Волгоградской области, где он живет и служит. (Видео и текст того выступления см. в предыдущем посте.)
 
МилаДата: Среда, 31.07.2019, 21:06 | Сообщение # 8
Группа: Админ Общины
Сообщений: 9722
Статус: Offline

На странице Сергея Левина в Фейсбуке в теме о позиции Настоятеля одного из московских храмов Александра Борисова относительно укрытия митингующих москвичей от преследования полиции, состоялась дискуссия*, по ходу которой у меня возникла необходимость высказать свои мысли о правомерности участия людей духовного склада в формировании общественного мнения относительно таких вопросов как власть, политика и культура.

_________________________________________

Нэлла Павловна, вот кажется всё правильно Вы говорите... Но проблема в том, что невозможно добиться никакого прогресса в целом, если он не будет осуществляться ВО ВСЕХ направлениях одновременно. Никогда власть предержащие не дадут истинной Культуре свободно развиваться, одухотворять и просвещать сознание народа, и почему Вы, историк, не хотите это видеть, мне в корне не понятно. Почти в каждой дискуссии с Вашим участием я говорю, что Культура стала заложницей коррумпированных чиновников, все виды изобразительного искусства и литература пронизаны государственной пропагандой, насилием и развратом. Увы, не о такой культуре говорили Рерихи, и вполне закономерно, что именно их имена сейчас подвергаются такому злостному поношению с подачи Министерства Культуры. Мы возмущены этим, но ничего не в силах сделать именно потому, что самоустранились от борьбы за права человека. А всё потому, что в РД любое проявление гражданской активности приравнивается к профессиональной политической деятельности, что в корне не верно, а, значит, чревато последствиями, которые не заставили себя долго ждать. Ф. Ницше сказал: "Каждый народ заслуживает своего правителя". В этих словах я вижу два слоя мысли. Это не только зеркальное отражение народа в облике его очередного "вождя". Это ещё и формула достижения высшего водительства, которое тоже нужно ЗАСЛУЖИТЬ. И для этого необходимо не только духовное очищение и возрождение, необходимо ясное понимание того, КАКИМ МЫ ХОТИМ ВИДЕТЬ СВОЁ ГОСУДАРСТВО. Мысль материальна, и как во всём прочем, в формировании справедливого социального строя она выполняет основную строительную функцию. До тех пор, пока мы сами не задаёмся мыслью об этом, работает и воплощается в жизнь мысль стяжателей от власти. Сейчас я читаю Автобиографию Махатмы Ганди, полагаю он не нуждается в представлении. На первой же странице своего повествования он говорит: "....Мои искания в сфере политики известны теперь не только Индии, но и в какой-то степени всему "цивилизованному" миру. Для меня они не представляют большой ценности. Ещё меньшую ценность имеет для меня звание "махатмы", которое я получил благодаря этим исканиям. Это звание часто меня сильно огорчало(....) Но я, разумеется, хотел бы рассказать об известных лишь мне одному духовных исканиях, в которых я черпал силы для своей деятельности в сфере политики." Как видим, черпать силы в духовных исканиях для их приложения в сфере политики не так уж порочно, как это принято считать в РД. Главным в этом деле должны быть вопросы морали и нравственности, - то есть ВНУТРЕННЯЯ КУЛЬТУРА или коротко - ЭТИКА, а это не тоже самое, что приверженность к искусству, хотя одно не исключает другого. Искусство приобщает к красоте, а потребность в служении обществу - к неравнодушию и противлению злу, но на этом пути как нигде больше требуется соответствие целей и средств. Джавахарлал Неру писал: "Меня всегда привлекало положение, усиленно подчёркивающееся Ганди, о необходимости избирать надлежащие средства для достижения цели, и я считаю это одним из его величайших вкладов в нашу общественную жизнь. Сама идея отнюдь не является новой, но применение этической доктрины к широкой общественной деятельности, несомненно, представляло собой нечто новое. Здесь имеется много трудностей, и, быть может, цели и средства вообще неразделимы и составляют некое органическое целое. В мире, который думает только о целях, игнорируя средства, этот упор на выборе средств кажется странным и поразительным. Я не могу сказать, насколько успешным оказалось применение этого принципа в Индии. Но нет сомнений, что он произвёл глубокое и неизгладимое впечатление на умы многих". Подводя итог, можно сказать, что наша задача в числе прочих - следить за тем, что бы средства достижения цели были достойны той цели, которая была поставлена перед нашей страной Учителем, а это значит - противиться злу во всех его проявлениях на всех уровнях общественной жизни.

__________________________________________

*Принять участие в дискуссии можно здесь https://u.to/pSr5FQ
Прикрепления: 8520958.jpg(2.3 Kb)
 
Форум » ЧЕЛОВЕК И ОБЩЕСТВО » ГРАЖДАНСКАЯ ПОЗИЦИЯ » ДУХОВНЫЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОГО ПРОТЕСТА
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:

AGNI-YOGA TOPSITES