Понедельник, 28.05.2018, 07:52

Приветствую Вас Гость | RSS | Главная | Форум | Регистрация | Вход

[ Новые сообщения · Участники · Правила · Поиск · RSS ]
Форум » ПОДВИЖНИКИ ДУХА » СЕМЬЯ РЕРИХОВ » С.Н. РЕРИХ (Очерки, фрагменты биографии, фото-видеоматериалы)
С.Н. РЕРИХ
ЮлияДата: Вторник, 09.04.2013, 12:19 | Сообщение # 11
Группа: Админ Общины
Сообщений: 4231
Статус: Offline

С.Н. Рерих. Жемчужно-голубые горы. 1942


СВЯТОСЛАВ РЕРИХ

ДУХ ГИМАЛАЕВ


Уже многие годы я близко знаю Гималаи - и мощные горные цепи на западе, и возносящиеся пики на востоке. Мои первые впечатления и образы, навеянные их несравненной красотой и величием, с годами становились еще более живыми и яркими. Постепенно их внешний облик и сокровенная суть обретали новый смысл, сливались воедино и преображались силой, которая таится в необыкновенной многозначности Гималаев, этого Великого Храма Природы, сохраненного для настоящих искателей Истины во всех ее проявлениях. С незапамятных времен лучшие стремления человечества, наивозвышеннейшие сказания и легенды слагались о Гималаях. Во всем мире, когда бы ни произносилось слово "Гималаи", люди становятся сосредоточенными, и особое выражение и ожидание появляются на их лицах. Дело не только в огромных высотах, зове непокоренных вершин, неоткрытых ледниках и долинах или сказочном богатстве растительного и животного царств; помимо этих внешних притяжении есть что-то еще... Слово "Гималаи" имеет для внимающих большее и более глубокое значение, словно бы невидимое духовное воздействие живет в нем самом, особый магнит, сделавший Гималаи великим центром духовного паломничества.

Бесчисленны святыни и пещеры в долинах и на склонах Химавата. Каждый знает Кайлас, Манасаровар, Бодринат, Кедар-нат, Равалсар, Трилокнат, пещеры Арджуны и Миларепы - эти центры духовных поисков и устремлений. Но сколько неизвестных, сокрытых святынь еще ждет подлинных искателей Истины и на той, и на другой стороне горной цепи! Великие Риши устремлялись в своих священных поисках к Гималаям. Могущественные Учения и Доктрины зародились под их вознесенными пиками. Разве не примечательно, что во всем мире Великие Учителя любой расы и веры всегда шли к вершинам, чтобы найти здесь глубочайшие откровения? Способствуют ли большей ясности мысли высота, вечные снега, разреженная атмосфера или же дело в возвышении над суетой жизни? Те из вас, кто уже восходил на великие вершины, знают, насколько активным становится ум, каким легким и даже не обязательным становится сон. Не эти ли качества притягивали великих искателей Истины с незапамятных времен? Чистые мысли рождаются в чистых местах, не загрязненных низкими эгоистическими желаниями, порождаемыми в борьбе за существование и самоудовлетворение. Караваи вблизи высочайшей точки перевала. Люди сходят с лошадей и собирают яркие примулы; благоговейно возлагают они эти приношения на соседние скалы: "Дэвам, живущим на тех Вершинах". Истинно, это чувство, бессознательно выражаемое каждым, когда произносится слово "Гималаи" - Обитель Дэв.

Великие мудрецы и Риши, конечно, могли соприкасаться с их духовными веяниями, иначе бы они и не стремились обратиться к этим могущественным вершинам. Эти великие души, эти блестящие умы, давшие нам высочайшую философию, могли ли они когда-либо подозреваться в незнании, какое место было лучшим для рождения трансцендентальной мысли? Эти великие философы объяснили загадки Природы задолго до того, как наука смогла их разрешить, - атомную теорию, теорию относительности и вибраций, майю и таттвы; они провозгласили телепатию еще до того, как обнаружилась способность человеческого мозга излучать волны.

Сознательный, пробужденный ум может и должен настраивать себя к восприятию Космоса, он может читать Книгу Жизни. Этот индивидуальный момент сознательного существования именно часть самой жизни и, следовательно, принимает участие во всех ее проявлениях. И если человеческий ум сочетается со способностью самопознания, поистине, не может быть для него пределов достижения и познавания. Некоторые из удивительных загадок подсознательного мы видим в так называемых чудесах и в области гипнотизма.

Паломники собираются у придорожной святыни: "Слышали ли вы когда-нибудь о Сияющих, о снежных людях и о Тех, Кто живет по ту сторону вечных снегов?" Плавно течет рассказ, внимательны лица. Новая надежда и понимание объединяют этих случайно, ненадолго встретившихся людей.

В основе каждой легенды, каждого апокрифа всегда есть некоторая доля истины. Искания духа остаются первейшим усилием человечества, врожденным стремлением к чему-то, лежащему за пределами очевидной пустоты повседневной жизни. Все великие умы, размышляя над тайнами жизни и смерти, приходили к выводу, что эта жизнь здесь, на Земле, это короткое мимолетное существование - не простая случайность: прийти и уйти, унесенными смертью для некой неизвестной цели. Эта жизнь только средство приобретения опыта для духа, и когда земное существование подходит к концу, человек переходит в другую сферу и в иное состояние.

Можно ли логически допустить или поверить, что творения человеческой мысли, философские системы, прекрасные произведения искусства и все проявления человеческого гения, переживающие века и тысячелетия, - всего лишь результаты имеющего пределы ума, а творец, вызвавший их к жизни, исчез и более не существует?

Поверх всех пожарищ и раздоров, поверх всех разрушений и насилия лежит вечное понятие Духа. Величественно стоят Гималаи, к небесам устремлены горные вершины. В продуваемых ветром долинах и ущельях Гуру Чарака собирал свои целебные травы. Хун Сян, этот замечательный китайский путешественник, 13 столетий назад описал лекарственные растения, найденные в Гималаях. Пандавы приходили сюда отдохнуть, измученные великой битвой, а тибетский поэт-святой Миларепа слушал эхо Природы и Голоса Свыше. Какие воспоминания хранятся в могущественных складках этих гор! Великий Гаутама в поисках спасения человечества, Риши Вьяса, Риши Нарада, Риши Агхастья - бесчисленны благородные души, обретавшие свои лучшие вдохновения под сенью этих вознесенных пиков и несущие их вниз мятущемуся человечеству, находящемуся в тисках невежества и эгоизма. Великий Пифагор, Аполлоний Тианский - несомненно, они соприкасались с этими просветленными людьми, ступая по индийской земле в поисках мудрости. Лама говорит: "Я должен идти, мой Учитель зовет меня, его странствие на Земле подходит к концу". "Но где он живёт, твой Учитель?"

"Он теперь у Кайласа, и мне потребуются месяцы, чтобы добраться до него".
Так говорит лама-отшельник, слышащий голос своего Гуру за тысячу миль. Тайны все еще живут на склонах Гималаев. Они открываются тому, кто ищет их с чистым сердцем, а не ради любопытства или - насмешки.

Давайте смотреть непредубеждённо на истинные проявления жизни; мы найдём их повсюду вокруг нас, и они изменят наше мировоззрение и привычки. Как чудесно обогатится жизнь, стоит нам только прикоснуться к этим вечным ценностям - всё приобретет другой смысл и другую направленность.
И именно теперь, в эти дни Армагеддона, мы должны думать о великих истинах, реальных и вечных, лежащих поверх каждого конфликта и разрушения.

Над опустошительными раздорами царит дух Гималаев, очищающий своим воздействием весь мир. Мы находим его в возвышенных философиях, в искусствах, поэзии, музыке, живописи, скульптуре и архитектуре. Великий храм Кайласа в Эллоре - его очертания были навеяны священными вершинами Кайласа, чтобы напоминать и вдохновлять тех, кто находится далеко от этих могущественных вершин, значивших так много для создателей храма. Как незабываемо прекрасны эти величественные горы: каждое возможное разнообразие формы и цвета - их. Через узкие ветреные ущелья мощные реки несут весть снегов в отдаленные равнины, три священных жизнедателя трудящихся миллионов - Ганг, Брахмапутра и Инд! Водопады преломляются в тысячу радуг, а неумолимые ледники низвергаются вниз, в темные пропасти. Вездесущий, всепроникающий пульс жизни, разбивающий скалы и создающий сверкающие кристаллы. Вечный Протей-Жизнь, в своих бесконечных проявлениях сочетающий и разъединяющий формы, разрушающий их, чтобы в новом порыве возродить опять, уже в другом сочетании. Можно определенно сказать, что такие богатства природной красоты, как в Гималаях, нельзя увидеть больше нигде на Земле. Канченджанга, страж пяти сокровищ, подобна бесценному ожерелью из мерцающих розовых жемчужин над туманными долинами и холмами, это удивительный образ другого мира возвышенной красоты, устремляющей наш дух ввысь.

Химават! Место рождения бессмертной мысли, возвышеннейшие образы парят вблизи твоих могучих вершин. Шамбала, Священный Грааль, Небесный Иерусалим - символы связующих стремлений и мечтаний столь многих веков и народов, чаяния и искренняя надежда измученного человечества, вечное утверждение великих мыслителей. Химават-Прекрасный, ты дал нам величайшие сокровища и навечно ты останешься стражем Великой Тайны - Священного Союза Неба и Земли.


1967


(В сборнике: С.Н.Рерих. "К беседе с художниками".
Международный Центр Рерихов. М., Мастер-Банк, 2006)
Прикрепления: 1472271.jpg(43.7 Kb)


Гори, свети и освещай.
 
ЮлияДата: Вторник, 09.04.2013, 12:30 | Сообщение # 12
Группа: Админ Общины
Сообщений: 4231
Статус: Offline


О СВЯТОСЛАВЕ РЕРИХЕ

В.М.Плоских, академик, вице-президент Национальной академии наук Кыргызской Республики:


«Творчество Святослава Николаевича Рериха представляет собою одну из наиболее ярких страниц мировой культуры XX столетия. В век войн и мировых потрясений гений С.Н.Рериха служит Культуре и Красоте.

Мощью своего дарования, силой духовного прозрения, гражданским мужеством Святослав Николаевич утверждал новое понимание жизни, искусства, открывал широкие горизонты планетарного мышления. Сама личность С.Н.Рериха являла собою редчайший образец того, каким должен быть Человек.

Творческое наследие С.Н.Рериха необычайно актуально сегодня, когда спираль мировой истории поднимается на новый уровень эволюционного развития. В такие ответственные моменты особенно нужны маяки культуры, обращающие наше сознание к вершинам духовных идеалов».

В.И.Нифадьев, академик, ректор Кыргызско-Российского Славянского университета:

«Трудно переоценить тот огромный вклад, который внес С.Н.Рерих в культуру XX столетия. Гениальный художник, крупный философ и теоретик искусства, педагог, ученый, выдающийся общественный деятель, Святослав Николаевич Рерих всегда утверждал высокие духовные идеалы в жизни и искусстве.

Россия, Индия и все человечество с чувством глубокой благодарности отдают дань памяти великому Мастеру, чьи живописные полотна, насыщенные мощной энергией творчества, устремляют нас к более совершенным мыслям и действиям».

Канвал Сибал, Чрезвычайный и Полномочный Посол Республики Индия в Российской Федерации:

«Мы постоянно подчеркиваем, насколько Святослав был индийцем и насколько он, имея очень тесные духовные связи с Индией, выражал ее духовный пейзаж, но мы не можем забыть и о том, что через него мы получали русское культурное наследие. Святослава Рериха можно назвать дорогим подарком России нам, индийцам. Мы очень высоко ценим и дорожим его памятью и наследием, которое является неотъемлемой частью наследия всей семьи Рерихов. Наш премьер-министр является почетным президентом Международного мемориального треста Рерихов, который был создан Святославом Рерихом в 1989 году. Правительство и народ Индии приняли конкретные меры по охране наследия Рерихов в Наггаре (штат Химачал Прадеш) и в имении Татагуни рядом с Бангалором (штат Карнатака)».

Шри М.П.Пракаш, министр по налогам и сборам, по делам парламента правительства штата Карнатака, Бангалор, Индия:

«Д-р Святослав Рерих был талантливым художником и не менее выдающимся гуманистом. Я имел счастье общаться с д-ром Рерихом и спрашивал его о переменах, происходящих в политической жизни России, но, к моему удивлению, он хранил глубокое молчание. Позже я понял, что в тишине этого молчания он передавал тысячи добрых мысленных посылок. Он старался не касаться политических вопросов, но был открыт для всего прекрасного в жизни. Он жил красотой, он любил красоту, воплощал ее на своих полотнах и завещал ее будущим поколениям. Его картины несут в себе богатую традицию мира и спокойствия, любви и сострадания. В связи с этим особенно хочется упомянуть его полотна, на которых нашла свое отражение тема распятия Христа, а также портреты Джавахарлала Неру. Многие из этих характерных для творчества художника работ украсили стены «Карнатака Читракала Паришад» (Центра искусств) в Бангалоре и экспонировались на многочисленных выставках, прошедших по всему миру. Как критики, так и простые люди проявляют огромный интерес к творчеству великого художника.

Почитаю за честь охранять богатое наследие Рерихов, которое послужит дальнейшему укреплению связей между Индией и Россией, ибо оно выявляет духовное родство двух стран…»

Адити Васиштха, директор школы имени Ауробиндо, Бангалор, Индия:

«Жизнь доктора Святослава являлась живым примером самых высоких и самых чистых жизненных идеалов. Именно это было в нем необыкновенно привлекательно. Доктор Святослав прошел высочайший жизненный путь. Он жил в Свете, мыслил и действовал по велению не рассудка, а души. Он был добр ко всем, полон божественного смирения, его слова успокаивали и вдохновляли слушателей. Он был подобен солнечному свету и, всегда счастливый сам, дарил счастье всем, кто с ним соприкасался. Нам надо стараться быть похожими на него».

Прикрепления: 5996861.jpg(22.8 Kb)


Гори, свети и освещай.
 
ЮлияДата: Среда, 10.04.2013, 14:45 | Сообщение # 13
Группа: Админ Общины
Сообщений: 4231
Статус: Offline


Святослав Рерих

К молодёжи


(Из речи на открытии форума Молодёжной ассоциации)

...Сегодняшняя молодёжь держит в своих руках Золотые Ключи от Будущего. И кто знает, где могут найтись те завтрашние водители, которым суждено повести человечеству к лучшему будущему.

Постоянно улучшая самих себя, мы наилучшим образом служим человечеству в целом. Одним из правил успеха является неустанный труд. Не думаю, что какой-либо успех, достигнутый без упорного труда, будет иметь продолжительный характер. <…>

Фактически нет такой работы, которая была бы ниже нашего достоинства. Ведь всё в конце концов определяется только нашим отношением. Наше отношение к внешним факторам и обстоятельствам является и должно являться единственным мерилом. Если мы обладаем непредубеждённым умом, то всё в наших возможностях, стоит лишь приложить усилия. Основная проблема заключается в том, чтобы избавиться от предрассудков и рутинных привычек, которые довольно часто имеют обыкновение препятствовать нашему дальнейшему развитию. Мы должны чувствовать себя свободными, должны испытывать потребность действовать, улучшать себя и быть готовыми жертвовать своими удобствами в этой борьбе за достижения. <…> Перед сегодняшней молодёжью открываются колоссальные, фактически большие, чем когда бы то ни было ранее, возможности.

Возьмите жизнеописания великих людей – поразмыслите над их трудностями, и вы увидите, что не было у них короткого пути к успеху, что они всегда испытывали потребность трудиться, в то время как другие искали развлечений. Лёгкость, с которой идеи распространяются и овладевают миром, способствуют ускорению процесса эволюции. Отсюда и увеличение возможностей, и расширение сфер деятельности.
При постоянной готовности к дальнейшему обучению и к выполнению дополнительной работы мы расцениваемся как более совершенные, более полезные члены общества и так или иначе можем рассчитывать на успех. Вряд ли кто может со всею честностью утверждать, что упорный труд не оправдывает себя, – никогда не бойтесь дерзать. В наших силах создать для себя лучшую жизнь.
Так давайте же расправим крылья, ведь добиться успеха – в нашей власти, стоит только приложить усилия. <…>


(Из книги: "Врата в высшую жизнь". М., МЦР, Мастер-Банк. 2009)
Прикрепления: 5097887.jpg(7.3 Kb)


Гори, свети и освещай.
 
ЮлияДата: Среда, 10.04.2013, 15:27 | Сообщение # 14
Группа: Админ Общины
Сообщений: 4231
Статус: Offline


С.Н.Рерих. И мы приближаемся. 1967


СВЯТОСЛАВ РЕРИХ

МЫСЛИ

Глубинная радость, неописуемая, безмерная, нисходит на нас, когда наш дух возносится к высшим планам бытия. Это чувство приходит изнутри, как бы воспламенившись в нас благодаря настройке на высшие вибрации духовной жизни. Радость эта излучает свой особенный серебристый свет, обволакивающий наше восприятие.

* * *

Молитва, этот мощный порыв и усилие нашего внутреннего «я», направленные в сферы беспредельного бытия, может пробудить, может воспламенить в нас особого рода энергию, подобную пламени, огню, некому излучению, ощущаемому как волны радости, счастья, свершения и осознания. Точно это пробуждение в новый, более яркий свет. Эта внутренняя волна будет нарастать, питаемая нашей решимостью переродиться, жить иной жизнью в осознании Беспредельности.

* * *

Мы должны постоянно пытаться настраиваться на высшую жизнь. Это внутреннее усилие будет расти и крепнуть, оно даст нам новые ощущения и постепенно подымет на другой план бытия.

* * *

Внутренняя молитва - не что иное, как безмолвное осознание. Христос говорил, что в будущем люди будут молиться Богу в своем сердце. Это безмолвная, сердечная молитва русских православных пустынножителей и странников. Это практика фактически каждой религиозной школы в ее эзотерической сфере. Это внутреннее усилие, будучи развитым, и есть тот рычаг, которым двигают горами.
Поистине нет предела развитию этой чудесной силы. Каждое сокровенное учение в тех или иных выражениях говорит об этой наивысшей силе. Это энергия, которой подчиняются все остальные. Хотя у большинства из нас она находится в зачаточном состоянии, все же она есть и может быть развита, если мы всего лишь научимся подыматься над нынешним уровнем своих каждодневных забот. Это относится и к очень образованному человеку.
19 апреля 1971 г.


* * *

Материальное процветание без соответствующего усиления роли морально-этических ценностей в конечном счете приведет к бедствию. Традиционное образование дает нам только средства, но достойные, лучшие условия жизни должны строиться на фундаменте этики и морали. Иначе простое накопление знаний лишь безмерно усложнит жизнь и тем самым затруднит человеку процесс формирования из себя более совершенного существа. Эти внутренние качества человека, которые все мы считаем желательным основанием морально-этического фундамента, должны развиваться одновременно с овладением материального мира и повышением жизненного уровня. Трудно и медленно идет внутреннее культивирование и развитие человека, однако оно является необходимым условием для правильно сбалансированного и развивающегося общества. Хотя каждое учение, этическое или религиозное, и должно развиваться и изменяться со временем, все же глубокая фундаментальная истина касательно поведения остается относительно устойчивой, и именно по этим дорожным знакам, вехам прошлого мы и должны выстраивать наш магистральный путь в будущее.

* * *

Семейная жизнь, устойчивая и надежная, имела большое значение как фактор стабильности общества, когда дети росли с ощущением прочного, крепкого стержня внутреннего единства. С распадом семейных связей неблагоприятное влияние на детей, на молодежь будет еще более резко выражено и приведет к серьезнейшим внутренним конфликтам и осложнениям. Период взросления человека довольно продолжителен, и нужен какой-то якорь, чтобы придать устойчивость неугомонной молодежи, обеспечить ей надлежащий причал. В то же время в семье закладывается направление дальнейшего развития, и дети растут и развиваются в рамках определенных основополагающих принципов. Если эти принципы будут заложены в раннем возрасте, до семи лет, то с большей степенью вероятности они в нем сохранятся, несмотря на влияние современных тенденций, нередко вызывающих у молодых людей растерянность и замешательство.
Прикрепления: 9250058.jpg(215.1 Kb)


Гори, свети и освещай.
 
ЮлияДата: Четверг, 11.04.2013, 12:09 | Сообщение # 15
Группа: Админ Общины
Сообщений: 4231
Статус: Offline
ПРОДОЛЖЕНИЕ .....................................

Да, это верно, что уже существующие, установившиеся традиции и обычаи должны развиваться дальше. Жизнь вечно меняется, и все возрастающая скорость научных открытий и изобретений должна вызывать существенные перемены и в наших привычках, и в кругозоре - революционный новый мир требует переоценки наших взглядов и привычек. Однако мы должны всегда помнить, что конечная цель всех наших великих открытий и изобретений заключается в приобретении более глубокого знания, в расширении нашего кругозора и улучшении условий для более полной, счастливой и разносторонней жизни для соответственно более совершенного человека. Человека, который мог бы должным образом использовать все великие дары науки и природы и создать настоящий рай на этой земле.

* * *

Давайте внимательно и беспристрастно проанализируем качества, которые мы хотели бы видеть в совершенном человеке. Человеке, которого мы можем уважать и почитать, человеке, которым мы можем восхищаться. Если мы внимательно рассмотрим большинство философских, религиозных и этических учений любой нации или расы, мы обнаружим поразительное сходство развиваемых в них основных принципов, предлагаемых в качестве определяющих линию человеческого поведения. Почему это так? Потому что основные, неотъемлемые стороны жизни во всем мире более или менее одинаковы, и поведение человека развивается по определенному, общему для всех руслу. Точно так же сходны реакции человека, и человек ведет себя, или проявляет поведенческие признаки, тождественные при сходных обстоятельствах жизни. Человек смеется, когда он счастлив или доволен, он плачет, когда расстроен или несчастен, он испытывает голод или жажду и чувствует боль или ее утишение, он обнаруживает признаки страха или доверия, проявляет гнев или доброту. Содержать и защищать детей - великий общий закон природы, и этот великий закон, развертывающийся в своих бесчисленных выражениях перед нашими глазами, в значительной степени обусловливает наше поведение.

* * *

Мы часто слышим высказывание, что искусство во всех его проявлениях является роскошью, делом второстепенной важности, которое можно поощрять и которым можно увлекаться только после того, как будут удовлетворены самые неотложные материальные потребности нашего существования. Но так как в действительности никто не может точно определить, когда же наступит эта счастливая стадия материального благосостояния и когда следует ожидать всеобщего достижения этого вожделенного уровня, то вполне резонно возникает недоуменный вопрос: возможно ли когда-либо переварить это материальное благосостояние без расширения нашего сознания и нашего кругозора? Искусство, как и любой другой аспект Образования, предназначено главным образом для расширения нашего сознания, следовательно, считать Искусство роскошью было бы так же глупо, как и причислять к роскоши любую другую отрасль духовного достижения.

Без Культурных ценностей Жизнь не только не сможет достичь какого-либо материального благосостояния, но, напротив, она будет и неизбежно должна вырождаться до примитивного уровня, когда даже само материальное усовершенствование не может быть оценено. Самое интересное заключается в том, что заявление, будто искусство - это роскошь, обычно исходит от людей, чей материальный уровень значительно выше среднего и они вполне могли бы позволить себе, по крайней мере, не согласиться с такой формулой.

* * *

Самый принцип Беспредельности не допускает иного познавания этого принципа кроме как в виде Гипотезы, Мечты, независимо от того, как далеко мы можем продвинуться в своем развитии. Конечное единство Религий, Философий или Верований должно покоиться на этой аксиоме. Так как предел не может быть известен, то не имеет значения, какую религию мы исповедуем, при условии, конечно, что мы исповедуем ее с абсолютной искренностью, верой и желанием совершенствоваться и достичь более высокого уровня. Именно внутреннее побуждение и внутренняя вера ведут нас впе-ред, и даже если мы вообще не знаем, по какому пути следует идти, мы непременно отыщем его, приложив свои усилия в процессе восхождения. Бхагаван Шри Рамакришна в одной из своих притч рассказывает о паломнике, который шел в Пури, не зная пути туда, но он всех о нем расспрашивал и в конце концов достиг этого священного места. То же самое приложимо и ко всем Истинно Ищущим. «Ищите и обрящете, стучите, и откроется вам». В Религиях и различных Верованиях существует достаточно путей, каждый из которых соответствует тому или иному складу характера, темпераменту. Кроме того, несмотря на то что существует, как мы признали, единство человеческого рода, существует много разных рас, отличающихся одна от другой в физическом, эмоциональном и интеллектуальном отношении. И если существует такая вещь, как различие в расах, не говоря уже о различии в индивидуальных темпераментах и уровнях развития, то в силу всех этих внешних различий должны различаться и толкования религиозных, этических и философских вопросов. А если у разных рас различны коэффициенты крови, то не должны ли отличаться также и их взгляды, реакция и позиция?

* * *

Этот невыразимый покой, словно исходящий от бездонных и безграничных долин. Этот покой, что рожден простором. Пространство, поглощающее все незначительные шумы, вбирающее их в вибрации Космоса, позволяя нам осознать лишь общее звучание всех мириад голосов Жизни. Нота Фа - символ звука Природы. Голос Природы... Вглядываясь в безмолвные пропасти, начинаешь осознавать иную Жизнь, всепроникающую Жизнь, - ту, что беззвучно говорит с вами, и вы осознаете ее, прежде чем сможете ее услышать. Сколь многие пытались выразить эту незримую связь с Природой. Сколь многие пытались измерить глубину голоса Природы. Мы можем погружать свои мысли в Бесконечность, и они, уйдя одна за другой, никогда не возвратятся к нам. Так что реальность станет казаться нереальной, ненужной, и нить нашего сознательного восприятия реальности окажется подвешенной в бездне Бесконечности.

* * *

Сознание является неотъемлемым свойством Материи. Оно - сама Жизнь - от мельчайших частиц вращающихся вихрей материи к самосознанию человека, через все состояния и условия существо-вания материи. Материя наделена определенным, предустановленным поведением. Это определенное поведение является зачатком самосознания. Бесконечное пытается познать себя через Конечное. Бесконечность - какое поистине все объясняющее - все заключающее в себе понятие. Начало и конец всей Мудрости. В пределах этого понятия все должно найти свое место.

* * *

Часто я ловлю себя на том, что думаю о вещах, о которых я не могу или даже не осмеливаюсь писать. Слова не сказанные, мысли ни разу не выраженные. Но отчего? У меня нет никого, кому бы я мог поведать об этом, никого, кто бы понял, зачем все это. Мечты о Будущем, мечты о другом Мире и другом Человечестве. Я говорю и пишу много слов, выражаю много мыслей, но то, что я действитель-но думаю, то, что я действительно чувствую, остается невысказанным и незаписанным. Будет ли так всегда? Неужели все это так и останется невысказанным?

* * *

Мы ли приписываем красоту какому-то предмету, или же этот предмет действительно содержит элементы, которые мы называем красивыми? И то и другое. Способность распознавать красоту как красоту связана непосредственно с умением создавать более совершенную комбинацию, так как Красота - это лишь величайшая Гармония, более совершенный Баланс. Если человек наделен Индивидуальным Сознанием и способностью к Познанию и если он эволюционирует и прогрессирует естественным образом, он должен уметь отличать добро от зла, менее хорошее от худшего, более совершенное и красивое от уродливого и посредственного. И осознание Красоты - это признание более совершенной комбинации, которую Жизнь стремится произвести в своем эволюционном развитии.

* * *

Существует внутренняя сила, порождение не только сильного характера, но и пламенного убеждения - Вера. Она не является убеждением какого-то особого рода, хотя и может придерживаться определенного направления мысли, как правило, по ассоциации. Эта внутренняя крепость или сила приходит с настройкой на планы энергии Бесконечности, с обретением способности быть проводником для нее, с одной стороны, и с другой - с ростом этой силы в человеке через контакт с высшими сферами этой Энергии, когда некие Реальности становятся для нас очевидными, выходя за пределы простых умозрительных построений. Это знание начинает жить в нас как часть нашей Жизни. И точно так же как мы упражняем определенные функции, зная, что мы в состоянии это делать, - мы упражняем и эту новую найденную энергию, ибо она нам уже известна. Люди более высокого уровня развития имеют и больший контроль над этой энергией, у менее развитых для этого меньше возможностей.
26 мая 1971 г.


* * *

Мы всегда должны стремиться дать нашим детям истинное образование, которое нацелено на воспитание Внутреннего Человека.

Гуманизм, правильно понятый, содержит основы более совершенного Общества, и все мы должны прилагать усилия к тому, чтобы иметь ясное представление об основополагающих принципах более совершенного бытия. Юное поколение скоро столкнется с большими проблемами, порожденными нашей сложной внешней цивилизацией. Единственное их решение - воспитание и освобождение Внутреннего Человека. Мы должны ясно сознавать, ясно представлять себе качества, поведение и жизненную позицию Человека Совершенного.

К этому мы все должны стремиться и всегда помнить, что никакой поверхностный подход ни в силах разрешить серьезные проблемы Жизни, благосостояния Человечества. Давайте подымемся на более высокий план и тогда многие проблемы разрешатся сами собой.
Август 1986 г.


(Из книги: "Врата в высшую жизнь". М., МЦР, Мастер-Банк. 2009)


Гори, свети и освещай.
 
СонатаДата: Суббота, 13.04.2013, 14:44 | Сообщение # 16
Группа: Заблокированные
Сообщений: 4182
Замечания: 0%
Статус: Offline


С.Н. Рерих. Автопортрет


Р. Б. Рыбаков

СВЯТОСЛАВ РЕРИХ

Святослав Рерих запечатлел на своих полотнах кремнистые пики Ладака и поднебесные кручи Гималаев, жителей гор и женщин срединной Индии. Картинам его присуща романтическая взволнованность. Сквозь всё творчество художника красной нитью проходит мысль, что прекрасна земля древней страны и прекрасны населяющие её люди.

В конце писем, там, где другие употребляют стёртые трафаретные фразы, Святослав Николаевич Рерих ставит многозначительное: Всего Вам светлого! В этом необычном пожелании отражаются м жизнеутверждающее мировоззрение художника, и светоносность его картин, и мудрый совет отца-Рериха - не отнимайте у себя минуту радости, идите к свету, не задерживаясь на плохом.

Борьбе света и тьмы посвящены многие полотна С. Н. Рериха. Иногда эта тема трактуется им аллегорически (триптих «Распятое человечество»), иногда она выливается в форму лирического пейзажа (рассветы и закаты в Гималаях); изредка и свет, и тьма представлены в его картинах литературно-традиционными образами носителей добра и зла («Борьба Иакова с ангелом» на сюжет из Ветхого Завета). Каждая из этих картин не оставляет сомнений в позиции самого художника – яркие, как бы светящиеся изнутри, мерцающие краски, отданные им торжествующему добру, доминируют на полотне. (Недаром в английской транскрипции художник пишет своё имя через Е – Светослав).

Но вот ещё одна картина: тёмные тяжёлые горы, мрачный колорит, и лишь в правом углу смоляные факелы освещают идущих цепочкой людей! Кто они и куда идут они? Название – «Трудимся ночью» - не отвечает на эти вопросы, оно говорит о другом: в сгустившейся тьме (а картина датирована 1939 годом) труженики культуры крепко держат в руках факел знания, факел искусства. «Трудимся ночью», говорит художник от первого лица, и он имеет на это право - не только потому, что в самую глухую ночь высоко пронёс он факел своего искусства, но и потому ещё, что безделье и художественная богема органически чужды ему. Он работает неустанно, взыскательно, упорно, не выставляясь в течение десяти лет, работает не ради призов и премий, а потому что в этом заключён смысл его жизни. Думается, что он мог бы повторить слова Николая Константиновича Рериха, который когда-то так ответил дотошному репортёру, выяснявшему, как знаменитые люди России проводят праздники: «За работою. В чём же лучший праздник, как не в работе?»

Этому празднику постоянного труда Святослав Рерих отдал около полувека. Человек, умеющий трудиться, умеет уважать труд других. И С. Н. Рерих воспел труд индийских крестьян, труд индийских рыбачек – «дочерей моря». Правда, их труд романтизирован художником, картины эти ярко декоративны, краски солнечны и радостны, но ведь это и создаёт впечатление праздничности труда. Перед нами не реалистическое отражение действительности, а скорее красочный гимн человеку и труду, каким он должен быть.

Картины С. Н. Рериха лишены какого бы то ни было литературного сюжета, даже жанровые сценки его не передаются пересказу словами, так как «говорят» они исключительно языком живописных средств, а этим языком С. Н. Рерих владеет блестяще.

Святослав Рерих – художник светлый, радостный, воспевающий счастье жизни. В его картинах, лучшие из которых представляют как бы окна в его собственную страну праздника и света, много экспрессии, много движения, как бы приостановленного на мгновение кистью; кажется, отвернись – и движение это возобновится! Он весь в настоящем, прошлое не импонирует ему; редко когда остановится он, чтобы подметить следы этого прошлого – да и то в настоящем («Как в былые дни»), или погрузится в идиллическую задумчивость («Когда собираются йоги») – и снова задвигались, заплескали, закрутились весёлые, яркие полуобнажённые герои и героини его картин. Это отнюдь не бездумность. Наоборот, С. Н, Рерих отыскивает в настоящем черты вечного, черты, переходящие в будущее. Не от того ли так любит писать он детей? Не от того ли так вдохновенно воспевает он радость материнства?

Я говорил уже о центральной теме творчества С. Н. Рериха – борьбе света и тьмы, добра и зла. Он не только живописует светлые радости человеческой жизни, деля это мастерски, каждый раз находя какое-то новое, оригинальное решение, работая в самых разных жанрах – тут следует упомянуть и его портреты, в лучших из которых художник добивается сочетания всё той же буйной декоративности с проникновенной и точной внутренней характеристикой портретируемого, и его пейзажи, часто резкие для нашего северного глаза, но столь достоверные для жителей Индии. Наряду с этим С. Н. Рерих видит и страшную опасность, нависающую над человечеством. Художник-гуманист, он подвластными ему средствами защищает свой праздничный, красочный мир от чёрных видений войны. Работы последних лет – это тревожные предупреждения, в которых знакомые нам уже образы С. Н. Рериха переплетаются с апокалиптическими видениями атомных взрывов. Но С. Н. Рерих верен себе – воитель культуры, он верит в победу разума. «Ты этого никогда не увидишь», - говорит мать ребёнку, закрывая его от смертоносного гриба. «Ты этого никогда не увидишь» - так убеждённо и твёрдо назвал свою новую работу С. Н. Рерих.

Картины С. Н. Рериха свидетельствуют о глубоком постижении художником традиций индийского искусства. Он хорошо знает страну, в которой живёт с 1923 года, - знает её природу, щедро выплеснувшую свои сверхъестественные краски на его полотна, знает её от величавых холодных вершин севера до влажной дымки юга; знает её историю, знает философию, изучению которой отдали долгие годы и отец, и мать, и брат его; искусство же Индии он знает не только как художник, но и как вдумчивый исследователь, автор научных работ. Индия не кончается у порога мастерской С. Н. Рериха, она в нём самом, она в его картинах. Особое влияние на его творчество оказало, по-видимому, искусство раджпутской миниатюры. Если мы возьмём, например, одну из лучших картин С. Н. Рериха – «Священная флейта», то увидим, что при всей оригинальности трактовки она целиком лежит в русле кришнаитского искусства с его единением смертного пастуха и бессмертного Кришны, с его слиянием человека и природы и, наконец, с его синтезом изображения и музыки. Все эти черты вообще очень характерны для искусства С. Н. Рериха, но о последней – то есть о синтезе музыки и живописи – хотелось бы сказать ещё несколько слов. Полотна С. Н. Рериха звучат. Иногда кажется, что слышишь. Проходя по залам, то праздничный гул барабанов, то тоненький голос народной индийской песни, то заунывную древнюю мелодию. Музыкальность, напевность его картин заставляет вспомнить те раджпутские миниатюры, которые создавались на сюжеты музыкальных раг и служили живописной параллелью к образам композитора. Картины С. Н. Рериха необычайно ритмичны. Если всмотреться внимательно, то на многих из них можно разглядеть какие-то круговые завихрения – в расположении фигур («Вечная жизнь»), в форме деревьев (пейзажи), в одежде людей («Наперегонки», «Мои соседи»). Этот круговой мотив – символизирующий совершенство ли, законченность или покой? – придаёт особое ритмическое своеобразие картинам С. Н. Рериха.

Влияние индийского искусства на Святослава Рериха было, возможно, основополагающим, но не единственным. В его работах можно найти и следы его странствований (родившийся в 1904 году в России, он учился в США, работал в Европе, участвовал во второй Азиатской экспедиции Н. К. Рериха) и до некоторой степени творческой манеры его отца, великого русского художника Николая Константиновича Рериха. Однако это влияние не следует преувеличивать, оно заметно лишь в ранних работах Святослава Николаевича. Очень много почерпнув у отца в чисто человеческом плане, С. Н. Рерих в искусстве пошёл совершенно иным, самостоятельным путём, так что сравнивать и отыскивать сходство этих двух художников – это значит подчиниться гипнозу одинаково звучащему имени.

Но хотя С. Н. Рерих является, на мой взгляд, не только индийским гражданином, но и представителем индийской художественной школы, советские люди, посещающие гостеприимный дом Рерихов (а в последние годы оба дома Святослава Николаевича – и на юге, в Бангалуре, и на севере, в долине Кулу, стали чуть ли не обязательным пунктом посещения наших делегаций, подобно Тадж Махалу), часто называют художника «наш Рерих» - так же как сам он, говоря «у нас», нередко подразумевает не Индию, а Советский Союз. И дело здесь не только в его русском происхождении, в его изысканной русской речи, в его естественном интересе к проблемам страны, где родился, но и в определённом чувстве ответственности перед этой страной за всё сделанное и созданное в жизни. Поэтому, задумывая сейчас очередную отчётную выставку за последние десять лет, С. Н. Рерих хочет показать её не только в Индии, но и в Советском Союзе (как это уже было сделано им в 1960 году).
Поэтому с таким нетерпением ждём мы новой встречи с этим большим художником.

Всего Вам светлого, Святослав Николаевич!


(Опубликовано: Журнал «Индия», № 4 (25), 1970.
Журнал «Грани Эпохи», № 53, дата публикации: 07.03.2013)
Прикрепления: 4150892.jpg(74.1 Kb) · 4876582.jpg(39.2 Kb)


Слушающий свое сердце услышит и сердца друзей.

Сообщение отредактировал Соната - Суббота, 13.04.2013, 14:46
 
ЮлияДата: Воскресенье, 14.04.2013, 08:09 | Сообщение # 17
Группа: Админ Общины
Сообщений: 4231
Статус: Offline

Фото: С.Н. Рерих и К.П. Беликов


Кирилл Беликов

ВСТРЕЧИ СО СВЯТОСЛАВОМ НИКОЛАЕВИЧЕМ РЕРИХОМ*

Мой отец — Павел Фёдорович Беликов — встретился со Святославом Николаевичем Рерихом в 1960 году, во время его первого приезда в Советский Союз. Заочно они хорошо знали друг друга, а с этой встречи началась постоянная переписка.

Перед каждым приездом на Родину отец подробно информировал С.Н.Рериха о состоянии дел, интересующих его, что было совершенно необходимо для пребывания его в СССР. У Святослава Николаевича с отцом было настолько единое мнение по всем вопросам, что они понимали друг друга без длинных обсуждений.

Большую часть переписки занимала тема составления библиографии работ Н.К.Рериха, а в дальнейшем — работа Павла Фёдоровича над книгой о Николае Константиновиче.

О каждом своём приезде Святослав Николаевич извещал Павла Фёдоровича телеграммой или письмом. Павел Фёдорович почти неотлучно находился со Святославом Николаевичем во время его визитов. В 1974 – 1975 и 1981 годах я вместе с отцом ездил в Москву и Ленинград для встреч со Святославом Николаевичем и Девикой Рани-Рерих.

В 1974 году впервые в Союзе широко отмечался юбилей Н.К.Рериха. В Москву приехали С.Н.Рерих с Девикой и З.Г.Фосдик. В честь открытия выставки С.Н.Рериха в Третьяковской галерее состоялся торжественный вечер в Большом театре. Там меня и представили Святославу Николаевичу. Он сразу спросил: «Какое впечатление от выставки?»

Прямой, с красивой сединой, во всём облике благородство. Его сразу же окружили посетители музея. Кто-то сказал: «Прямо царь-батюшка!» На выставку Святослав Николаевич приходил каждый день, в течение 1–1,5 часов отвечал на вопросы. Люди окружали его плотным кольцом; бывало, приходилось сдерживать натиск толпы.

Обычно Святослав Николаевич и Девика Рани останавливались в гостинице «Советская». Он не любил современных интерьеров и в гостинице «Россия» чувствовал себя неуютно.

С.Н.Рерих сохранил красивый русский язык. Девика Рани по-русски не говорила, но кое-что понимала. Владела немецким, отдельные фразы знала по-фински, так как, будучи киноактрисой, снималась в Финляндии. (...)

С.Н.Рерих и Девика Рани привлекали всеобщее внимание: Святослав Николаевич в светло-сером или бежевом строгом костюме типа френча, Девика всегда была в сари и, по индийским обычаям, на несколько шагов позади мужа. Несмотря на возраст, она была очень привлекательна. В годы своей кинематографической карьеры она носила титул «первой леди индийского кино».

В конце 1974 года, после юбилейных торжеств, прямо из Москвы Святослав Николаевич и Девика поехали в Европу, где пробыли два месяца: навестили в Швейцарии Кэтрин Кэмпбелл, в Англии — Шибаева, а также уладили личные дела в Париже. Из Европы, не возвращаясь в Индию, они снова приехали в Советский Союз.

В начале 1975 года мы с отцом приехали в Ленинград на открытие выставки С.Н.Рериха в Эрмитаже. Директор Эрмитажа Б.Б.Пиотровский предоставил кабинет для встреч Святослава Николаевича с общественностью.

Святослав Николаевич лично руководил развеской полотен. Картину «Сын человеческий» (или «Возлюби ближнего своего, как самого себя») чиновники посоветовали не показывать широкому зрителю, опасаясь ненужных вопросов. В течение всей выставки эта картина находилась в кабинете. Святослав Николаевич изредка показывал её знакомым, зачитывая древние записи с описанием облика Христа.

Кабинет находился в служебном помещении на первом этаже, выставка — наверху, в Николаевском зале. Несколько раз в день Святослав Николаевич поднимался наверх и, как всегда, по 1–1,5 часа беседовал с посетителями музея.

Запомнились такие вопросы: «Почему на ваших картинах такое ярко-голубое небо?» Святослав Николаевич показывал в окно на серое ленинградское небо: «А разве оно не голубое?»

«Как совершенствовать себя?» — «Начинайте с простого. Старайтесь сделать лучше, чем вчера, то, что Вам предстоит сделать сегодня. Например, надо пришить пуговицу — пришивайте лучше, чем вчера, а завтра — лучше, чем сегодня. И так во всём».

Из бесед в более узком кругу. О Рембрандте: «Каждый мазок отражает его чувства, мысли и будет жить для тех, кто сможет в них включиться».
«Шамбала — священное место, где духовный мир сочетается с материальным. Дверь в Шамбалу открывается с той стороны».
«Понятие вечности и бесконечности ускользает от анализа». И добавил с долей юмора: «Советую не углубляться в рассуждения о вечности и бесконечности, а то можно раствориться в них полностью и не вернуться обратно».
«Если искусственно ограждать себя от неприятностей, то можно превратиться в парниковое растение».
«Учение Живой Этики расширяет сознание для будущего». «Молитва не есть прошение».

Святослав Николаевич повторял неустанно, как одну из заповедей, и это всегда было к месту: «Самое главное — наш внутренний рост, внутренние устремления, направление мысли».

В 1982 году я встречал Святослава Николаевича в Шереметьево уже без отца**. Святослав Николаевич выразил соболезнования. Он попросил меня приходить в гостиницу к семи утра и принимать телефонные звонки. Святослав Николаевич вставал очень рано, ждал деловых звонков из Индии, Швейцарии, но подойти к телефону он практически не мог из-за обилия неофициальных звонков и желания людей лично пообщаться с ним... Я записывал, кто звонил.

С.Н.Рерих был гостем Советского правительства, и Министерство культуры на время визита предоставляло ему помощника и одновременно переводчика для Девики Рани — Генриетту Михайловну, которая приходила в гостиницу к девяти утра. Я передавал ей просьбы желающих встретиться со Святославом Николаевичем, и Генриетта Михайловна искала для них подходящее время в промежутках между официальными встречами. Когда Святослав Николаевич с Девикой уезжали на официальные встречи и переговоры, я также оставался в номере и принимал телефонные звонки. (...)

Вечером оставались наиболее близкие люди: Л.С.Митусова, А.М.Кадакин, Микульские, Р.А.Григорьева, Б.А.Смирнов-Русецкий и др.
Каждый день визита был насыщен до предела, это видно по моим кратким записям в 1981 году.

Каких только вопросов не приходилось решать С.Н.Рериху!
В области медицины он обсуждал с известным офтальмологом С.Фёдоровым возможность создания в Индии передвижной глазной клиники.
Кинематографисты просили С.Н.Рериха дать согласие на экранизацию биографии Н.К.Рериха. С предложением приходил Р.Нахапетов. Я читал план сценария. В нём в хронологическом порядке перечислялись места, где будут проходить съёмки: Карелия, США, Индия, Англия и т.п. Святослав Николаевич не приветствовал создание художественного фильма и вежливо отклонил это предложение. Трудно было в художественном фильме представить себе истинные образы Н.К. и Е.И. Рерихов. (...)

Интервью для «Литературной газеты» брала И.Мамаладзе; для журнала «Наука и религия» — В.Пожилова (интервью напечатали в журнале в сокращённом виде). Всевозможные фотосессии, киносъёмки и интервью происходили постоянно.

С представителями Русского музея и издательства «Аврора» обсуждалась подготовка к изданию репродукций картин Н.К.Рериха.
С директором Музейного центра Ленинградской области Г.И.Вавилиной и сотрудниками музея «Извара» велись обстоятельные беседы о тематике экспозиции в Изваре, подбор фотоматериалов. Святослава Николаевича очень беспокоил вопрос о состоянии дел в Изваре и планы открытия музея на Мойке. Открытие музея в Изваре продвигалось медленными темпами, а музей на Мойке, вопрос о котором поднимал ещё Юрий Николаевич, так и не был реализован.
Приветливо Святослав Николаевич принимал Т.И.Вараксину — директора Барнаульского краеведческого музея, организовавшую экспозицию о Н.К.Рерихе и его пребывании на Алтае.

Святослав Николаевич очень ценил энтузиастов, он говорил, что один такой человек заменяет целый коллектив. Он с большим уважением относился к истинным профессионалам в своей области...

Часто приходили целые группы. Запомнилась встреча с сибирской молодёжью (конечно, к ним примкнули не только сибиряки). Всего человек двадцать. Из номера вынесли лишнюю мебель, принесли стулья... Иногда гости разделялись на группы: кто-то беседовал со Святославом Николаевичем в кабинете, а другие — в гостиной с Девикой Рани.

Это далеко не весь перечень официальных встреч, визитов, выставок, личных бесед и пр. во время приездов С.Н.Рериха. (...)

Хочу отметить, что в Святославе Николаевиче чувствовалось глубокое внутреннее равновесие и необыкновенное самообладание. Когда пришло известие о трагической гибели Индиры Ганди, я увидел неподдельную скорбь на его лице, он ушёл в спальню и через некоторое время вышел собранный, сдерживая свои эмоции.

Желающих лично встретиться со Святославом Николаевичем было очень много, удовлетворить все просьбы было невозможно. Иногда чувствовался нездоровый ажиотаж, навязчивое желание узнать от него «сокровенное», получить некие тайные записи. Не раз приходилось слышать такие вопросы: «Мы прочитали все книги Живой Этики, что же нам читать дальше?»

Мой отец, Павел Фёдорович Беликов, в течение всей жизни перед сном полчаса читал книги Живой Этики. Считал, что сон — это сосуществование в Тонком Мире, во сне происходит расширение сознания, во сне мы продолжаем творческую работу, а книги Живой Этики настраивают на эту волну. Эти книги способны напитать сознание нескольких земных воплощений.

Главной заботой Святослава Николаевича было возвращение наследия Рерихов в Россию. Он искал различные пути для осуществления этой мечты. (...)

Но часто суета вокруг Святослава Николаевича во время его визитов была лишь видимостью деловой активности, на самом деле неспособной пробить бюрократический аппарат и благополучно затихающей после его отъезда. Святослав Николаевич не раз высказывал сожаление по этому поводу. А ведь он ставил конкретные цели. (...)

В 1960–1970 годы чиновники даже не утруждали себя сообщать Святославу Николаевичу маршрут его передвижной выставки, годами путешествовавшей по Союзу. Святослав Николаевич намеренно задерживал её возврат в Индию, желая, чтобы она оставалась на Родине. Мой отец фактически оставался единственным связующим звеном и по просьбе Святослава Николаевича, полностью доверявшего ему, освещал положение дел в Союзе: маршруты выставки, отзывы о ней, Извара, квартира Ю.Н.Рериха, комиссия по наследию с планом организации музея Н.К.Рериха, Рериховские чтения и т.д.

В мае 1987 года С.Н.Рерих ждал встречи с М.С.Горбачёвым. Ни точного дня, ни часа не оговаривалось. За день до отъезда, 14 мая, пришёл представитель и сообщил, что Святослава Николаевича и Девику Рани ждут Михаил Сергеевич и Раиса Максимовна Горбачёвы...

________________________________________
*Из черновых записей К.П.Беликова (25.06.1942 – 19.09.2003). Записано в сентябре 2003 г. Приводится в сокращении.
** П.Ф.Беликов ушёл из жизни 15 мая 1982 г.



(Благодарим А.П.Беликову за предоставленный материал и фотографии, переданные в архив СибРО. Журнал: «ВОСХОД», № 10 (174), Октябрь, 2008).

http://rossasia.sibro.ru/voshod/article/20226
Прикрепления: 1994081.jpg(19.5 Kb) · 6826678.jpg(39.2 Kb)


Гори, свети и освещай.
 
ЮлияДата: Вторник, 30.04.2013, 12:16 | Сообщение # 18
Группа: Админ Общины
Сообщений: 4231
Статус: Offline




Святослав Рерих

ИСКУССТВО КАК ОТДЫХ

Речь на Второй национальной конференции
по проблемам отдыха


Ценность искусства как средства восстановления сил — эта тема, на мой взгляд, достаточно общеизвестна, чтобы развивать ее в таком коротком выступлении. Тем не менее я хотел бы сказать, что некоторые виды искусства, пожалуй, более всего способствуют полному отдыху, являясь естественным выражением наших настроений и самыми ранними из известных способов восстановления сил, развлечения и самовыражения. Таковы искусства танца и песни; все их виды, но особенно коллективные танцы и песнопения были неотъемлемой принадлежностью
самых ранних, даже совсем примитивных обществ, и сохранили своё значение на протяжении тысячелетней истории человечества.

В песне и танце человек выражает себя, он творит, снимает напряжение и таким образом стимулирует новое восприятие и пробуждение новых центров энергии. И в этом процессе он забывает о своих тревогах и повседневных заботах, а это и есть столь необходимый отдых. Звук и ритм оказывают громадное воздействие и на внутреннего и на внешнего человека.

Ценность песни признана в каждой стране и у всех народов. В некоторых странах любой вид труда, особенно сельского, сопровождается соответствующим пением, и эти песни делают труд легким и приятным. Они объединяют усилия людей и скрашивают монотонность определенных занятий.
Часто говорят, что именно смена занятий, а вовсе не бездействие приносит отдохновение.
В этой связи я хотел бы сказать, что понятие «истинный отдых» подразумевает не праздное развлечение, но деятельную смену наших занятий.

Многие выдающиеся личности из самых разных сфер человеческой деятельности обращались к искусству как к средству обновления. Эйнштейн любил играть на скрипке, а Черчилль предпочитал живопись, и это доставляло им ни с чем несравнимую радость, придавало силы и направляло мысли в новое русло. Немало знаменитых хирургов и врачей занимались живописью; устраивались даже специальные выставки их полотен. Порою эти источники отдохновения и развлечения приводят к великим достижениям, и люди приобретают известность в новых для себя областях.

Творческое занятие восстанавливает человека намного лучше, нежели просто развлечение, когда он расслабляется и отдаёт свои мысли и чувства во власть внешних факторов.

Вот почему я всегда стою на том, что искусство в любой его форме являет собой величайшую ценность как источник истинного отдыха.Занятие искусством способствует координации физического и духовного начал в человеке и в то же время дает ему творческий импульс, развивает и формирует личность.

Само слово «отдых», «от-дохновение» означает новую творческую активность, новое раскрытие, и каждый истинный отдых будет обладать силой, способной обновить человека в полном смысле этого слова.

Всем участникам Второй национальной конференции по проблемам отдыха я шлю свои самые сердечные приветствия с уверенностью, что их усилия приведут к более правильному пониманию истинного значения отдохновения.
Май 1963 г.
Бангалор

(С.Н.Рерих. "К беседе с художниками". М., Международный Центр Рерихов. Мастер-банк, 2006)


Прикрепления: 1531650.jpg(36.4 Kb) · 6063910.jpg(25.8 Kb)


Гори, свети и освещай.
 
ЮлияДата: Вторник, 30.04.2013, 12:37 | Сообщение # 19
Группа: Админ Общины
Сообщений: 4231
Статус: Offline




Н.К. РЕРИХ

СВЯТОСЛАВ


Получаем снимки с последних картин Святослава. Некоторые сняты в цветной фотографии, и потому еще более напоминают о тех сверкающих красках, которыми насыщены его картины. Если возьмём сравнить его достижения за последние годы, то можно видеть, как неустанно совершенствуется та же основная песнь красок. Форма и раньше была четкой и выразительной. Краски были сильны, но сейчас с каждым годом вы изумляетесь прозрачности и возвышенности этих красочных сочетаний.

Будет ли это портрет, или этюд лица, или пейзаж, - во всём будет и воздушность, и убедительность, и какой-то совершенно особый, присущий ему реализм. Этот реализм, конечно, скорее может быть назван реальностью, но никак не условным реализмом, как его понимали в недавнем прошлом.

В каждой картине Святослава есть и то, что мы называем композицией. Иначе говоря, то, что выявляет индивидуальность мастера. Иногда мало знающие люди думают, что портрет не есть композиция, а сочинение будет исключительно в каких-то исторических нагромождениях. Но прирождённый композитор выразит это свое качество решительно во всем. Он "увидит" портрет. Он возьмёт человеческий облик так, что выявятся наилучшие выражения черт и, как в высоких мастерских портретах, вы не подвинете изображение ни на одну линию.

Некто привел своего сына к Ван Дейку и, прося принять его в мастерскую, уверял, что сын его уже умеет писать фон портрета. Великий мастер справедливо заметил: "Если ваш сын умеет писать фон портрета, то ему у меня уже нечему учиться". В этой истории подчеркнуто, насколько каждая часть картины является её нераздельным существенным выражением.

В картинах Святослава замечаем именно гармоническую напряженность всех частей картины. Великое качество произведений, если в него не вкралось безразличие. Так же, как в самой жизни лишь мертвый глаз может предположить безразличие хотя в малейшей подробности, так же точно в искусстве, в творчестве мастера будет лишь жить решительно все. В этой взаимной вибрации заключена мощь великих произведений искусства.

Брюллов говорил: "Искусство весьма просто. Следует лишь взять определенное количество краски и положить на нужное место". В шутке большого художника заключалось необычайно меткое определение. Именно только нужен определенный состав краски и следует наложить его на определенное место полотна. Вот и всё. И действительно, большой мастер не сумеет словами рассказать, почему именно ему нужен этот, а не другой состав краски и почему он вливает эту комбинацию тонов в соседнюю гармонию.

Мастер творит. В творчестве всякий земной язык оказывается неприложимым и невыразительным. Но зато движения мастера непреложны. Он должен сделать так, а не иначе. Сама преемственность основ творчества в малом сознании будет подражательностью, но в истинном мастерстве она остается благородною преемственностью.

Так же, как неотменна иерархия, так же неотменна и преемственность лучших начал бытия.
"У чистых все чисто", - говорит апостол Павел. Этот завет особенно приложим в искусстве, которое является синтезом в жизни. Но к этому созвучию нужно дойти. Нужно воспринять его из тайников прошлого и, утвердившись на нем, творить светлое будущее.

Когда мы видим прекрасное произведение, оно вызывает в нас всё лучшее. Под сводами великолепного собора отметаются ссоры, и в звуках мощной симфонии неуместны сквернословия. Но чтобы отдельная картина доставляла такое же синтетическое преображение, она должна быть глубоко гармонична, именно напряжена в этой глубокой симфонии всех своих частей. Или эти качества выльются в произведении, и оно сделается радость носящим, или чудотворность не войдет в расположение красок и линий, и это будет формальное заполнение холста.

Вот почему мне так радостно мысленно рассматривать помянутые картины - в них именно выкована симфония и гармония. Всё безразличное, рутинное не посмело войти в это огненное творчество. Именно не посмело. Ведь пошлость может вползти в каждую щель, если по какой-либо неосмотрительности будет допущена трещина.

Скучно вспоминать какие-нибудь формальные картины. Ни условный сюжет, ни их мысленное назначение не покроют их формализм. Но как радостно видеть прекрасные цветы молодые, когда они будут рассыпаны щедрою рукою творца. Никогда вам не наскучит любоваться самоцветами. Так же и в великих произведениях искусства эта самоцветность и самобытность вносят еще одно светлое творение в многообразие бытия.

Как бережно нужно относиться ко всему, что приносит радость и свет. Кто же разобьёт светильник, чтобы погрузить жилище во мрак. А ведь каждое высокое творческое произведение есть именно такой богоданный светильник. В радости любования таким творением мы ещё раз любим всё высшее, мы ещё раз складываем прекрасную молитву духа.

Прекрасно, если можно любоваться звучными творениями. Прекрасно, если дан в жизни этот высокий дар, которым все темное, все бедственное превращается в радость духа. И как радостно мы должны приветствовать тех, которые волею судеб могут вносить в жизнь прекрасное.

Цаган Куре, 1935
Н. К. Рерих. "Из литературного наследия".

Прикрепления: 4596770.jpg(25.8 Kb)


Гори, свети и освещай.
 
СонатаДата: Четверг, 09.05.2013, 08:22 | Сообщение # 20
Группа: Заблокированные
Сообщений: 4182
Замечания: 0%
Статус: Offline
Святослав Рерих. Победа


1945. Холст, темпера. 86,2 x 137.
Центр искусств «Карнатака Читракала Паришат», Бангалор, штат Карнатака, Индия.

Особо следует остановиться на картине художника «Победа» (1945). Несомненно, что этим произведением Святослав Рерих откликнулся на победное завершение второй мировой войны весной 1945 года. Победу ждали и в нее верили. Еще в 1942 году, отмечая первое поражение фашистских орд под Москвой, Николай Рерих написал картину под таким же названием «Победа». В ней изображался русский богатырь, отсекающий голову смердящей гидре – Змею Горынычу. Картина эта находилась все время в коллекции Святослава Николаевича. В 1975 году, после турне выставок его произведений и произведений его отца по многим городам Советского Союза, идя навстречу пожеланию организаторов выставки в Новосибирске, Святослав Николаевич подарил эту картину Сибирскому отделению Академии наук СССР, сопроводив свой подарок телеграммой с таким текстом: «С большим удовольствием приношу в дар Сибирскому отделению Академии Наук картину Николая Константиновича "Победа". В этой картине сочетались его непоколебимая вера в Родину и прогноз великого будущего. Прошу передать мой самый сердечный привет коллективу Академии. Святослав Рерих».

«Победа» Святослава Рериха композиционно и по стилю близка его же картине «Яков с Ангелом». По существу здесь имеет место развитие одного из аспектов единой темы: схватка в единоборстве и ее победное завершение. Фон картины «Яков с Ангелом» – взвихренное возмущение стихий – повторен и в «Победе». На этом фоне – две фигуры: поверженный, уже неспособный к сопротивлению могучий враг и молодой победитель, вознесший над ним меч. Еще один последний взмах меча – и враг будет сражен насмерть. Но... и тут невольно вспоминается картина Николая Рериха «Победа». Почему-то на этих двух картинах победители одинаково не выражают радости победы над поверженным врагом. Ведь враг был силен, схватка шла не на жизнь, а на смерть, а на лицах победителей оба художника отразили чувствоскорби, как будто горькая необходимость заставила их поднять и обрушить меч на врага.

В 1960 году «Победа» Святослава Рериха экспонировалась на его выставке в Эрмитаже (Ленинград), и зрители обращались к художнику с просьбой разрешить их недоумение, вызванное безрадостной победой на этом привлекавшем большое внимание полотне. Святослав Рерих отвечал: «Любая победа мечом заставляет задуматься – полная ли и окончательная ли она? Меч – самая горькая и печальная необходимость, к тому же он никогда ничего окончательно не решал. Полная и безраздельная победа – это победа духа, победа светлой человеческой мысли над тьмой невежества и самости».

К борьбе и окончательной победе оружием духа и просвещения неустанно зовет за собой гуманное искусство Святослава Рериха. Меч должен уступить силе человеческого разума и любви!

Павел Беликов. "Святослав Рерих. Жизнь и творчество".


Н.К.Рерих Победа. 1942
Прикрепления: 0238238.jpg(143.2 Kb) · 5979612.jpg(73.9 Kb)


Слушающий свое сердце услышит и сердца друзей.

Сообщение отредактировал Соната - Четверг, 09.05.2013, 08:23
 
Форум » ПОДВИЖНИКИ ДУХА » СЕМЬЯ РЕРИХОВ » С.Н. РЕРИХ (Очерки, фрагменты биографии, фото-видеоматериалы)
Поиск:

AGNI-YOGA TOPSITES