Вторник, 23.10.2018, 16:48

Приветствую Вас Гость | RSS | Главная | Форум | Регистрация | Вход

[ Новые сообщения · Участники · Правила · Поиск · RSS ]
Форум » ПОДВИЖНИКИ ДУХА » СЕМЬЯ РЕРИХОВ » Е.И. РЕРИХ (Письма (1938-1939))
Е.И. РЕРИХ
МилаДата: Вторник, 10.04.2018, 20:42 | Сообщение # 111
Группа: Админ Общины
Сообщений: 7676
Статус: Offline
105

Е.И.Рерих. – Е.Ф.Писаревой


24 декабря 1938 г.

Родная Елена Федоровна, несказанно были рады получить Вашу последнюю весточку и узнать, что Вы и Ваша милая дочь чувствуете себя значительно лучше. Глубоко тронула нас весть, что Вы пишете историю Вашей души. Какая это будет прекрасная книга! Но не скрою, мне жаль, что Вам приходится ограничиться лишь одною, хотя бы и самою важною стороною Вашей прекрасной жизни. Как трогательно было Ваше описание условий этой работы, это ли не геройство!

Сердечно ценю Ваше намерение прислать мне копию этого манускрипта, буду его хранить среди самых близких моему сердцу вестей.

Посылаю Вам перевод «Тайной Доктрины», к этому труду я приступила лишь вследствие срочного Указа от Великого Учителя. Предисловие под знаком дано Самим Учителем. Многие этого и не будут знать, но Вам, конечно, это должно быть ведомо. Работа шла страшно спешно, не было возможности из-за расстояния самой корректировать, и потому, особенно в первом томе, вкралось немало опечаток и недосмотров. Но, по счастью, особо грубых совсем мало.

Рижские друзья, выполнившие такой труд издания, заслуживают всякой признательности. Издать такие два тома при их ограниченных средствах является в наш век примером самоотвержения.

В то время, когда происходят такие нападки на Теософию, именно, в Риге священник Ионов опять выступал с поносительной лекцией, так трогательно видеть почитание Е.П.Блаватской и стремление к ознакомлению с ее трудами. Мы должны гордиться нашими соотечественницами, труженицами на великом поле познания Истины, великою Е.П.Блаватской и ее ближайшими последовательницами. И для нас, родная Елена Федоровна, Вы являетесь преемницей подвига и истинной выразительницей духа Учения.

Знаете ли Вы, что Калифорнийский Центр Теософии несколько лет тому назад обратился к русским теософам, владеющим английским языком, с просьбою о переводе трудов Е.П.Блаватской для издания их по-русски. И это добрый знак. Пусть на всех путях Учение проходит и приветствуется – «и на всех путях ко Мне встречу тебя». У каждого из нас в эти трудные дни много тяжкого, да и события не могут не отражаться на здоровье. Но знание о светлом будущем помогает нам хранить несмотря ни на что торжественное чувство. Пусть и Ваше сердце приобщится к этой торжественной радости.

Чувствуете ли Вы, родная Елена Федоровна, как часто мы о Вас думаем и какие это сердечные мысли? Ведь души наши давно знают друг друга и не раз уже встречались на общей пашне.

Каждая Ваша весточка для нас истинная радость. Шлем Вам и Вашей милой дочери самые лучшие пожелания к Великому Празднику.



Господь твой, живи!
 
МилаДата: Вторник, 10.04.2018, 20:45 | Сообщение # 112
Группа: Админ Общины
Сообщений: 7676
Статус: Offline
106

Е.И.Рерих – Р.Я.Рудзитису и Г.Ф.Лукину

31 декабря 1938 г.


Родные наши Рихард Яковлевич и Гаральд Феликсович, рада была узнать, что великие слова, сказанные вождем страны: «Латвия – страна справедливости, и потому в ней не может быть притеснений», уже подтверждаются; ибо реорганизация Общества обещана, а клевета и зависть не смогли поколебать положения нашего молодого друга и того доверия, которое он приобрел у своих многочисленных пациентов.

Эти слова вождя должны быть прочувствованы всеми сотрудниками его, ибо, истинно, нет более великой основы государства, как явление справедливости. Глава страны, стремящийся к осуществлению справедливости, истинно, достоин быть Вождем.

Очень, очень счастлива была узнать, что Клементий Станиславович поправляется. Много тревожилась о нем. Ему следует быть очень внимательным к своему здоровью. Также и Ивану Георгиевичу нужно придерживаться строжайшей диеты. При напряжении солнечного сплетения каждая излишняя пища отражается сильнейшими болями. Вообще всех очень просим следить за своим самочувствием и не упускать ни малейшего симптома переутомления или недомогания. Атмосфера насыщена тяжкими токами до переполнения.

Хочу сказать дорогому Гаральду Феликсовичу, что каждое сообщение о здоровье или о деятельности и прочих обстоятельствах, относящихся до сотрудников и семей их, близко сердцу моему и я всегда радуюсь, получая весточки и фотографии. Потому нет несоизмеримости в оповещении о всем происходящем с близкими нам и Вам по духу.

Теперь о делах. Все соображения о монографии Вы уже имеете от Н.К. Что же касается до сборника писем, то, конечно, предоставляю Рихарду Яковлевичу сделать все пропуски, замены и исправления, какие только он найдет нужным. Так, если нужно, можно выпустить и целое письмо, и все повторения. Упомянутую фразу в 80-м письме можно смягчить, выпустив начало и слегка изменив, например – «по-видимому, им даже неизвестно, что большинство аристократии Англии и некоторых других стран принадлежит к разным степеням ордена и имеет свои ложи».

Если хотите заменить какое-то письмо, то посылаю Вам копию письма, которое может пригодиться по сведениям, в нем заключающимся. Но и в нем встречается повторение, например о Космическом Магните, потому, если найдете нужным, исключите эти строки.

Относительно введения Н.К. уже писал свои соображения, и я к ним вполне присоединяюсь. Что же касается до заглавия, то можно оставить просто «Письма Е.Р.» Конечно, я не хотела бы, чтобы сборник сдан был в продажу в 39-м году. И лучше, если на обоих томах будет стоять один год. Сказано, если первый том выйдет раньше, то он может быть выдан членам Общества, но в продажу книга не должна поступить раньше 40-го.

Относительно обложки предоставляю Вам решить, как дешевле. Синий цвет мне так же близок, как и пурпуровый.

Еще раз прошу Вас передать мою сердечную признательность всем друзьям, участвующим в издании сборника.

Родные наши, тучи сгущаются, но все могущее идти с эволюцией, со Светом, охранено будет. Полное доверие принесет и полную победу. Пусть все как никогда напрягут связующую нить сердца. Пусть Облик Света ни на минуту не затуманивается в сознании.

Должна кончать, ибо после последнего сердечного недомогания за мною очень следят и мой старший сын через каждые полчаса заходит узнать, как я себя чувствую. Так и мне приходится подчиняться домашней тирании.

Шлю Вам самые сильные токи сердца. Храните мужество и поверх всего торжественность. Грядущий год полон событий. Щит Света над Вами.


Господь твой, живи!
 
МилаДата: Пятница, 20.04.2018, 23:55 | Сообщение # 113
Группа: Админ Общины
Сообщений: 7676
Статус: Offline
107

Е.И.Рерих – К.Н.Муромцевой

1938 г.


Родной мой Санок, очень порадовались Вашим письмам и узнать, что у вас все обстоит благополучно, так и должно быть. Спасибо, родная, за все сведения о твоих милых девочках, но я никак не могу представить их себе взрослыми барышнями – Галчоночка ученым человечком, а Касатика певицей! Очень, очень хочется иметь карточки всех вас. Радовались всему, что ты пишешь о Мариночке и ее мальчиках и о Леле Кутузовой. Мой Юрий хранит самое нежное воспоминание о Мариночке. Я же чувствую себя общей бабушкой. Последнее время сердце очень дает себя знать и ноги постоянно отекают, но нет средств уехать еще выше в горы на 10 тысяч футов высоты, только на такой высоте отеки проходят и сердце укрепляется.

Дела в Америке затягиваются, и трудно сказать, во что все выльется. Сочувствующих много, но действующих, как всегда, мало. Конечно, если бы у нас были средства пригласить большого адвоката, то, конечно, все приняло бы иной оборот. Трудность немалая еще в том, что все адвокаты и судьи евреи, ну а в связи с тем, что сейчас происходит в некоторой стране, понятна их предубежденность и неприязнь к нам, гоям. Кроме того, и апостаты не дремлют и внушают своим соотечественникам, что мы юдофобы. В этом мы имели доказательства. Много всяких анонимных писем, а иногда и за подписью пишутся тремя преступниками! Есть такие благородные друзья, которые нам переслали эти образчики. Мы знаем, что все разрешится, но, вероятно, не обычным судом, но какие-то неожиданные обстоятельства придут на помощь. Потому, как ни трудно сейчас, мы бодро смотрим в будущее, где все преображается. Наши друзья Лихтманы и миссис Кэмпбелл удивительны!

Илья Эммануилович прав, что книги Учения распространяются. Много прекрасных душ подошли и подходят через эти книги. Группы множатся, и намечаются полезные действия и выступления. Очень было бы ценно знать, какие книги имел в виду Илья Эммануилович, будто бы направленные против Учения? Не брошюру ли Иванова[250]? Сейчас приходится поражаться, как наряду с устремлением к пошлейшему «гуд-тайм»[251] уживаются и всякие искания. Учения и учителя подымаются как грибы после дождя! Слыхала ли ты о Букманистах, о Баллардах, Мехер Баба, Гурджиеве и тутти кванти[252]?.. Последователи Букмана особенно многочисленны, ибо «Бог его – миллионер» и потому прежде всего заботится, чтобы все имели «гуд-тайм». Можешь себе представить, как это воспринимается людьми, не знающими, что из себя изобразить? Прочла я об этих учителях в книге Рома Ландау «Год из май Адвэнчюр». Советую прочесть. Читала ли ты книгу Формана «История Пророчеств»? Она имела некоторый успех. Помнишь, я тебе предлагала эту тему? В его книге многие особо значительные исторические факты, к сожалению, не приведены, но зато имеется пророчество Н.К., сказанное им автору книги в начале 34 года, которое исполнилось, как говорится, день в день, час в час, именно число месяца и год. Так и давно указанный 36 год знаменовался окончанием большевизма в России. Так подойдут и к другим срокам.

Получила ли ты «Аум», второй том Клизовского и книги Зильберсдорфа, посланные тебе отсюда? Сейчас я закончила перевод «Тайной Доктрины», и первый том уже напечатан Рижским Обществом, которое отнеслось с большей любовью к этому изданию. Корректировать сама я не могла, пришлось предоставить друзьям. Опечатки есть, но для такого труда неудивительно, ибо даже в третьем исправленном английском издании все же встречаются ошибки и пропуски. Вообще, когда ближе знакомишься с издательским делом, да еще при общей разрухе, понимаешь, что почти невозможно достичь безупречности исполнения. Очень натрудила я себе глаза при переводе «Тайной Доктрины», английская печать такая бледная и мелкая. Сейчас немного отдыхаю, просматриваю английский перевод «Аум» и заканчиваю собирание новой книги «Братство», затем примусь за вторую книгу «Братства», которая будет написана лишь в пяти копиях, и начну собирать для печатания первый том писем к моим корреспондентам. Хотелось бы прочесть твои новые работы. Считаю, что твой перевод «Скупого Рыцаря» был превосходен. Удалось ли его где поместить? Нам пишут о все увеличивающемся в Америке интересе к нашей родине. Так, будто бы с трудом можно найти учебники русского языка, все они нарасхват. Н.К., как всегда, полон бодрости и неисчерпаемости в своем многообразном творчестве. Последние его произведения превосходят все прежние. Также и Святослав совершенствуется в своем искусстве. За эту зиму сделал два превосходных портрета Н.К. Один отослан в Ригу, другой на фоне Гималайских гор ждет отправки в Прагу, в Русский Музей. Юрий пишет «Историю Средней Азии» и заканчивает тибето-санскритско-английский словарь; помимо других работ, он полон интереса ко всему. Так, находим спокойствие в неустанном труде и мужественно ждем положенного судьбою срока. Тяжко иногда это ожидание, но терпение – необходимое качество на жизненном пути, пути подвига.

Н.К. и мальчики обнимают Вас всех. Родные наши, рады будем увидеться с Вами. Может быть, и не за горами этот день. Сердцем обнимаю и шлю Вам всего самого светлого.
_______________________________________________

[250] Иванов В.Ф. Православный мир и масонство. Харбин, 1935.

[251] Good time (англ.) – приятное времяпрепровождение.

[252] Tutti quanti (шпал.) – им подобные, и прочие.



Господь твой, живи!
 
МилаДата: Пятница, 04.05.2018, 02:52 | Сообщение # 114
Группа: Админ Общины
Сообщений: 7676
Статус: Offline
108

Е.И.Рерих – Я.М.Шаховскому

Декабрь 1938 г.


Родной наш Яша, и сказать не могу, как порадовали нас присланные тобою карточки. Девочки твои прелестны, и Стасюша действительно напоминает тетю Стасю. Поцелуй их покрепче от меня. Дай Бог счастья Ксаночке в ее новой жизни с избранным ею спутником жизни. Миша похож на тебя и на дядю Мишу. Оля же со своими седыми волосами – настоящая маркиза. Ты, мой родной, хотя и постарел, все же могу узнать милого Яшу, который в детстве писал мне письма с изображением голубков. Итак, Костя – духовный пастырь. Можно приветствовать его на этом пути служения народу. В недалеком будущем велика будет нужда в высокоинтеллигентных духовных наставниках, которые могли бы явиться руководителями нового народного сознания, основанного на понимании смысла жизни как великого служения общему благу. Наши старые наставники именно грешили недостатком просвещения, косностью и страшной нетерпимостью, отсюда и такое рушение церкви. Эволюция, этот основной закон бытия, должен получить признание. Ведь жизнь и есть эволюция, и там, где происходит задержка и приостановка эволюции, там наступает разложение. Свет новых научных достижений, особенно в области парапсихических явлений, должен проникнуть и за церковную ограду. Хотелось бы знать, согласен ли с этим Костя?

Родной Яша, больно сжалось сердце, прочтя твое признание, что вся твоя радость ушла со смертью Славы и что вера и надежда пропали и осталось лишь... Поверь, родной, что жизнь Мстислава в надземном мире сейчас гораздо счастливее, чем она была бы на Земле. Говорю тебе это не в виде простого утешения, но утверждаю на основании знания некоторых условий нашего надземного существования. У меня несколько развито ясновидение и яснослышание, потому имею проблески в тайны потусторонние. Гони, родной, тягостные воспоминания, не останавливайся на них и думай светло и радостно о своем свидании с любимым сыном в мире надземном. Обретешь спокойствие духа, а там, может быть, донесутся и весточки от сына. Лишь бы не омрачить и не закрыть сердце, этот главный восприемник всех надземных посылок. Верь мне, родной, близкие нам сердца остаются близкими и в мире потустороннем, и часто лица, связанные особо тесными узами сердца, снова встречаются и в мире земном. Перед нами жизнь беспредельная, и наши земные воплощения как рябь на этом безбрежном океане Вечности. Для духа, устремленного к познанию, к добру, жизнь в мире надземном может быть чудесной, ибо он находит там возможности приложить свои силы полностью. Знание этого лишает смерть ее жала. Телесная разлука не есть разлука духовная. Мстислав в своем новом тонком теле часто находится около тебя и твоих, и не следует отягощать его своею печалью, ибо он чует ваше горе. Потому пошли ему радость будущей встречи. Считай его как бы в отъезде. Но даже это не будет верно, ибо сам ты во время сна посещаешь его в его новом местопребывании, хотя физический мозг не всегда может запечатлеть[253] впечатления нашего тонкого тела. Сердце мое стремится согреть, смягчить и подать луч радости твоему бедному раненому сердцу. Все, что говорю, есть великая истина.

Кто знает, может быть, у тебя явится возможность услышать его голос из потустороннего мира или непосредственно, или же через особые аппараты (трубы) при посредстве медиума. Трубы эти замечательно передают тембр голосов. Скоро можно будет с радостью фотографировать наше невидимое окружение, и мы увидим наших ушедших близких, стоящих около нас. И сказка для многих обратится в радостную действительность. Но и сейчас уже имеется немало таких снимков, и весьма удачных. Не горюй, родной, и Светлые Силы стоят на страже мира.

Понимаю, что тебе, видевшему и испытавшему ужасы революции, неимоверно трудно сохранить равновесие духа и мудрое отношение ко всему случившемуся. И как говорит мудрая пословица – «Нет дыма без огня», так и революция не с неба свалилась. Много причин было заложено в прошлом, которые и привели свои следствия. Причины и следствия являются звеньями цепи Жизни. И ты прав, что не винишь народ в массе, ибо, истинно, мало забот об этой массе. Велика была безответственность верхних слоев общества. Можно даже сказать, что безответственность эта была поголовна. Кто заботился о воспитании народа? Но все же наш народ не только не хуже, но во многом лучше иных народностей. Не свидетели ли мы, как народы, похваляющиеся своею просвещенностью, когда они призваны действовать стадно, обращаются в диких зверей. И наш народ, истинно, народ-Богоискатель, и самый протест его против многих отживших понятий указывает лишь на огонь, таящийся под наносным сором. После взрыва и очищения от всего отжившего он найдет свой путь. И сейчас много светлых исканий живет в самых недрах сердца, и всякие гонения лишь напрягли и укрепили силы духовные. Ведь дух наш, как и сталь, закаляется лишь в огне и воде тяжких испытаний. Годы унижения и страданий создадут истинных воинов духа. Благословенно проснувшееся чувство любви к родине и устремление к знанию и новому строительству. Сдвиг в сознании народа произошел, и этому надо радоваться. Потому откроем глаза и уши сердца, и многое станет понятным. А где есть понимание, там и прощение близко. Ведь мы живем в дни грозного Армагеддона, предуказанного во всех древних писаниях, в дни неслыханной битвы Сил Света с силами тьмы. Но в 42-м году закончится Черный Век нашей Земли, и она вступит в новый цикл, и лучшие космические токи принесут новое пробуждение сознания и новые открытия в области науки и тончайших энергий, а с ними приблизятся и новые возможности сношений с миром духовным, с миром надземным, что, конечно, произведет большой переворот в сознании людском. Конечно, нельзя ожидать, чтобы сейчас же наступило повсеместное улучшение положения, следствия причин, посеянных в Черном Веке, будут еще ощущаться, но новые причины закладываться будут уже сознаниями другого, высшего качества. Многие смеются над Армагеддоном, но, увы, это грозная действительность. И там, где было хуже всего, там будет лучше всего. Вот почему, родные наши, я верю, что мы свидимся и поработаем во благо нашего народа. Я верю в славу нашей родины, в мощь нашего народа. Привожу строки, которые были написаны одним большим русским патриотом еще в 21-м году. Я так люблю их. «В безмерных страданиях и лишениях, среди голода, в крови и поте, Россия приняла на себя бремя искания истины за всех и для всех. Россия в искании и борении, во взыскании Града Нездешнего... Пафос истории почиет не на тех, кто спокоен в знании истины, кто самодоволен и сыт. Пламенные языки вдохновения нисходят не на "Beati possedentes", но на тревожных Духом; то крылья Ангела возмутили воду купели. В мире как будто нет перемен... кроме того, что в благоустроенном цивилизованном мире более нет России... и в этом отсутствии – изменение. Ибо в своем особого рода "небытии" Россия в определенном смысле становится идеологическим сосредоточием мира. В переводе на язык реальности это значит, что на арену мировой истории выступил новый, не игравший доселе руководящей роли, культурно-географический мир. Напряженный взор прозирает в будущее: не уходит ли к Востоку богиня Культуры, чей шатер столько веков был раскинут среди долин и холмов Европейского Запада. Не уходит ли к голодным, холодным и страждущим?.. Мы во власти предчувствия... и в этом предчувствии можно обрести источник самодовольства, особого вида самодовольства страждущих... но предаться самодовольству – значит погибнуть. Нельзя скрывать того, что считаешь истиной. Нельзя успокаиваться на предчувствии. Не квиетизмом, но подвигом совершенствования созидается история. Кто возгордится, того покидает благодать искания. И на самоуверенных падает проклятие бесплодности... Нет неизбежного. Есть возможное. Только путем напряженного творчества, без боязни покаяться в ошибках и сознаться в слабостях, только ценою непрерывных усилий, осуществляющихся в рамках открытого воле пластического мира, возможное станет действительностью». Эти пророческие слова глубоко запали мне в душу. Все последующее развертывание событий указало, где утвердилось бесплодие.

И сейчас мы тяжело переживаем капитуляцию любимой Франции. Трудно примириться с таким разложением страны. Множества думают, что Мюнхенским соглашением удалось предотвратить опасность, но на самом деле опасность еще осложнилась. Нарыв пошел внутрь. Боюсь, как бы за эту зиму Франция не разложилась под умелым руководством Хитлера. Да, когда утеряно мужество, то, истинно, все потеряно. Нужно отдать справедливость, что Хитлер и его приспешники отлично учли психологию Европы и блестяще воспользовались моментом для нанесения ей сокрушительного удара. Но кто может верить сейчас договорам? Чего стоят все соглашения и обязательства после того, как уже 6 раз они были нарушены. Многие прячут голову, как страусы, думая, что занесенный кулак минует их и обрушится на всем им ненавистную страну. Но мудрость народная гласит – человек предполагает, а Бог располагает. Так и Япония может потонуть в Китайском море. Щит Преподобного Сергия поднят над нашей родиной, и еще раз Он выведет свою страну на новый и славный путь!

С сердечною болью прочла о судьбе и последних годах жизни тети Стаси, Катюши и Стаси. Слава Богу, что тетя Стасюша умерла раньше. Но бедные, бедные Катюша и Стася. Жестоко, что и о детях Стаси ничего не известно. Передай, родной Яша, мой сердечный привет и Косте. Тебя же и всю твою милую семью крепко обнимаю и шлю лучшие мысли и пожелания. Пиши, родной. Все мои присоединяются к моим посылкам.

_____________________________________________________
[253] Сверху от руки написано: удержать.


Господь твой, живи!
 
МилаДата: Воскресенье, 03.06.2018, 23:34 | Сообщение # 115
Группа: Админ Общины
Сообщений: 7676
Статус: Offline
109

Е.И.Рерих – Е.Я.Драудзинь

3 января 1939 г.


Родная Екатерина Яковлевна, очень огорчалась, что не могла тотчас же ответить на Ваше письмо и прочесть сделанные Вами выписки из книг Учения. Сердце мое стало давать перебои через два-три удара, и это принудило избегать всякого напряжения и на время прекратить обычную работу.

Сейчас мне уже лучше, и я снова сижу за письменным столом. Прочла выписки и нахожу, что лучше собрать, нежели это сделали Вы, – нельзя. Так же точно согласна и с предложенными Вами перестановками. Что же касается до порядка, то, конечно, можно собирать и по смыслу. Но возможно, что по мере выписывания Вы увидите, что одни темы будут требовать хронологического порядка, чтобы показать метод расширения сознания, проводимый в определенном направлении, другие же дадут более яркую наглядность при подборе их по смыслу. Именно, не ограничивайте себя. Вы прекрасно выполнили поставленную себе задачу.

К сожалению, не могу того же сказать о присланных мне выписках, сделанных одной из дальневосточных групп. Они решили выбрать «жемчужины» из каждой книги и сделали это очень неумело. Так, например, из книги «Община», § 134, они приводят – «Жаление есть лужа, где скользит нога». Конечно, многие, прочтя эту «жемчужину», подивятся и даже возмутятся, и они будут правы. Такая выписка, окромсав мысль, исказила великий смысл. Ведь не всегда можно избрать лишь главное предложение без нарушения смысла сказанного, особенно же где смысл именно в сопоставлении понятий. Другой неудачный пример взят из третьей части «Мира Огненного», § 463 – «Ум не любит огня». Здесь выписано лишь начало фразы и выпущен пояснительный конец: «ибо всегда состязается с сердцем». Таких недомыслий в присланных выписках немало. Также, делая выбор и помечая, из какой книги они заимствованы, бросается в глаза, что они не отдали себе отчета, что в каждой книге особенно подчеркивается то понятие, которое стоит в ее оглавлении. Потому среди выписок, сделанных ими из «Беспредельности», не встречаются мысли, относящиеся прежде всего к понятию Беспредельности.

Не думаете ли Вы, дорогая Екатерина Яковлевна, что, предлагая ученикам выписывать из книг Учения мысли, наиболее отвечающие им, можно по сделанному ими отбору составить себе более или менее ясное представление о состоянии их сознания? Лично мне кажется, что применение такого метода может оказаться очень показательным. Потому, если будут собираться книжечки на разные темы Учения, необходимо, чтобы был составлен редакционный совет, скажем, в лице Вашем, Рихарда Яковлевича и Александра Ивановича и кого Вы найдете полезным.

Конечно, понимаем всю сложность положения, и будет правильным ничем не осложнять трудные времена, – таков был Совет. Очень порадовались и восхитились словами вождя: «Латвия – страна справедливости, и потому в ней не может быть притеснений». Дай Бог, чтобы все сотрудники его прониклись этим мудрым и светлым наставлением.

Родная Екатерина Яковлевна, радуюсь, что Вы принимаете на себя жертвенный труд перевести «Тайную Доктрину» на латышский язык. Но не утомляйтесь чрезмерно и берегите глаза. Я очень натрудила себе зрение бледною печатью и мелким шрифтом примечаний в английском издании.

Итак, бережно отнеситесь к Вашему здоровью, это очень, очень важно. Ведь мировые события так тяжко отзываются на чутких организмах. Забота о них должна была бы быть одною из самых насущных задач государства. Если население планеты лишится своих редких представителей истинного человечества, то какое озверение, какое безумие получится и какие катастрофы станут уделом!

Шлю Вам лучшие токи моего сердца и приветствую и ценю каждую Вашу работу. Н.К. просит передать Вам его самый сердечный привет.

Пусть будет Вам светло.



Господь твой, живи!
 
МилаДата: Суббота, 09.06.2018, 23:00 | Сообщение # 116
Группа: Админ Общины
Сообщений: 7676
Статус: Offline
110

Е.И.Рерих – Ф.А.Буцену

4 января 1939 г.


Дорогой Федор Антонович, большое спасибо за Ваши весточки, но очень опечалило нас сообщение о продолжающемся недомогании Клементия Станиславовича. Ему нужно обратить самое серьезное внимание на свое здоровье, и тогда все обойдется. Потому очень прошу Вас, дорогой Федор Антонович, узнать у Гаральда Феликсовича, кто сейчас лучший хирург в Латвии, и убедить Клементия Станиславовича не откладывая посоветоваться с ним. Такие заболевания запускать нельзя. Но даже если нужна будет операция, при умелом хирурге все обойдется прекрасно. Но не следует откладывать консилиум врачей. Для здоровья все должно быть сделано. Скажите милому Клементию Станиславовичу, что я очень, очень прошу его обратиться к лучшему врачу и хирургу, нельзя запускать, – совет мой поддержан Великим Владыкой. Посылаю Клементию Станиславовичу лучшие утверждающие здоровье мысли. Присутствие Гаральда Феликсовича на консилиуме и на операции в случае необходимости очень желательно. Его психическая энергия благодетельна.

Радуюсь темам, на которые Вам приходится говорить, и счастлива, что Вам удается раскрыть сердца Ваших слушателей и забросить в их сознание благое семя нового понимания, согретого огнями сердца. Так и продолжайте.

Теперь Ваши вопросы. «Настоящая пятая раса есть ли коренная или подраса, и не принадлежат ли к пятой коренной расе лишь одни индусы?» По эзотерическим данным, именно северные индусы-ариаварта, или арийцы, принадлежат к пятой коренной расе, большинство же европейцев принадлежат к пятой подрасе пятой коренной расы. И каждая последующая коренная раса выкристаллизовывается из соответствующей ей подрасы. Так, пятая коренная раса зародилась в пятой же подрасе четвертой расы, потому грядущая шестая раса оформляется из шестой подрасы пятой коренной расы. Представители шестой подрасы пятой расы раскинуты на большом пространстве, и потому можно сказать, что шестая раса сейчас зарождается во многих местах. Но, конечно, главное ядро будущей коренной расы собирается в определенном месте, и ко времени наступления смещения носители ее соберутся к этому охраненному месту. Конечно, еще много на земле представителей разных ответвлений четвертой расы и даже третьей. Если большинство европейцев принадлежат к пятой подрасе пятой коренной расы, то все же среди них можно встретить и шестую подрасу. Даже в конгломерате Англии можно встретить редкие племена, принадлежащие к шестой подрасе.

Греки и римляне принадлежали к пятой подрасе пятой коренной расы, египтяне – к четвертой подрасе пятой расы.

Но, дорогой Федор Антонович, советую Вам не подымать вопроса о расах. Слишком много сейчас всякого антагонизма между людьми. Каждый желает принадлежать к шестой расе, потому, если у него явится хотя бы слабое предположение, что его народность может принадлежать к пятой подрасе, тогда как его сосед – к шестой, он может прибавить каплю яда к мировой чаше, уже и без того переполненной всякими озлоблениями. Всякие фобства сейчас так яро развиваются, раздуваемые безответственными людьми.

Страшно прозревать, к какому разложению приведет подобное озлобление! Тем более назидательно было прочесть слова вашего вождя: «Латвия – страна справедливости, и в ней не может быть притеснений». Дай Бог, чтобы все его сотрудники прониклись духом этих великих слов. Справедливость есть залог процветания государства.

Теперь относительно книг по буддизму. Должна сказать, что, несмотря на имеющуюся обширную литературу по буддизму, очень мало книг, которые могут дать удовлетворение. Редкие переводчики и компиляторы поняли дух этого великого Учения. Кроме того, надо иметь в виду количество сект, возникших вокруг основного Учения и которые все идут под общим наименованием буддизма. На первом же соборе после смерти Будды получили начало 18 различных направлений в толковании некоторых метафизических понятий. Особенно много противоречивых толкований вызвала теория майи, или относительной реальности. Некоторые толкователи доходили до такого абсурда, что начинали вообще отрицать реальность существования. Мало кто мог вместить основное Учение Будды о вмещении пар противоположений и начали придерживаться в своих метафизических представлениях той или иной крайности. Если Вы хотите иметь правильное понятие об основах Учения Готамы, то советую Вам прочесть «Основы Буддизма» Н.Рокотовой. Книга эта была собрана по Указанию, и в нее вошли данные со слов Великого Владыки. Копия этого манускрипта имеется и у Евгения Александровича, попросите его одолжить ее Вам. Лучшим трудом по буддизму и посейчас считается труд Васильева «Буддизм», написанный чуть ли не 80 лет тому назад. Он имеется в двух томах на русском языке, один том переведен на немецкий. Также неплохая книга немецкого профессора Пишель «Будда, Его Жизнь и Учение», переведенная на русский язык проф. Д.Н.Анучиным. Издана она была в 1911 году в Москве. Но почти все книги по буддизму не лишены доли заблуждения, например в толковании понятия Нирваны как полного угасания или вечной смерти.

Конечно, если Вы ищете эзотерический буддизм, то Вы найдете его лишь в «Тайной Доктрине» Е.П.Блаватской. Между прочим, внимательно перечтите страницу 84 в первом томе о Майе и Иллюзии и постарайтесь основательно усвоить ее, ибо на правильном понимании относительной реальности зиждятся многие положения буддизма.

Ваша догадка относительно принадлежности трех названных Вами Имен к Иерархии Света – правильна. Можно включить и остальные четыре Имени – Конфуций (Платон), Пифагор (К.Х.), и Апостол Павел (Илларион), и Лао Цзы (Сен-Жермен). О самом Старшем и Древнейшем можно прочесть в «Тайной Доктрине» в первом томе на страницах 265 и 266.

Теперь приведу несколько бесед, отвечающих отчасти затронутым Вами вопросам: «304. Урусвати знает, насколько своеобразно касается карма целых стран. Можно себе представить, как смешиваются кармы: личная, родовая и народная. Вы увидите страны, как бы несущие на себе какое-то проклятие. История этих стран может дать некоторую разгадку, но могут быть причины, не вошедшие на страницы истории.

Спросят – неужели несправедливость, совершенная в отношении одного человека, может отразиться на целой стране? Может, тем более что многие воплощаются в одном народе. Все такие обстоятельства увеличивают ответственность человечества. Телесные особенности передаются на многие поколения, тем печальнее, что люди не думают, что могут передаваться все кармические признаки.

Урусвати права, полагая, что лучше воплощаться в разных народностях. Но и это соображение нужно усвоить, иначе в Тонком Мире человек пытается замкнуться среди сородичей и тем лишает себя новых испытаний. В Тонком Мире сообщаются мысленно и не нуждаются в разных языках. Чудесна возможность думать на своем языке и в то же время быть понятым жителями разных стран. Нет надобности внушать мысли, наоборот, чем естественнее будет течение мыслей, тем легче они будут воспринимаемы.

Надземна такая возможность, но осознать ее нужно на Земле, иначе приспособление может затрудниться».

«309. Урусвати знает, как трудно ремесло добра. Называем так мастерство постоянного добротворчества. Умейте отличать случайные, отрывчатые добрые мысли и действия от сознательного добротворчества. Сами люди осложняют это понятие. Они измышляют множества изречений, которые смущают слабые умы.

Они повторяют: "Он настолько добр, что и мухи не обидит". Мы же скажем: "Он не обидит мухи, но уничтожит ядовитую змею, угрожающую собрату". Но для этого нужно знать, которая муха безвредна и которая змея ядовита. Учебники могут дать эти сведения, но нужно почерпнуть из них познание.

Нужно затратить много труда, чтобы понять, где добро. Но насколько труднее распознать все побуждения, заложенные в человеке. Невозможно судить по внешним действиям. Нужно уметь заглянуть в причину деяний. Но для этого нужно научиться у древних мыслителей. Пусть обстоятельства времени были совершенно иные, но человек был тем же мыслящим существом. Предания могли многое приукрасить, но сущность подвига осталась незыблемой.

Так, изучая мастерство, не забудем о ремесле добра. Оно требует всей ответственности и осознания смысла жизни. Поистине, труднейшее мастерство, но оно ускоряет путь. Ваятель может испортить глыбу мрамора, но сколько сердец может разбить неумелый добротворец! Лишь много прилежания может сделать ваятеля искусным. Также и глубокое размышление может усовершенствовать добротворчество.

Мыслитель не уставал звать учеников к усовершенствованию в добротворчестве. Он говорил: "Пашня может быть удобрена и даст урожай, также и в познании души человека"». Так и учите добротворчеству на всех путях жизни. Да, разложение велико, и особенно тяжко оно там, где люди не хотят его видеть, где сила кажется наибольшей.

Шлю самый сердечный привет, храните радость духа.

Сердцем,

Е.Р.



Господь твой, живи!
 
МилаДата: Пятница, 29.06.2018, 02:24 | Сообщение # 117
Группа: Админ Общины
Сообщений: 7676
Статус: Offline
111

Е.И.Рерих – Г.Ф.Лукину

4 января 1939 г.


Дорогой Гаральд Феликсович,

Нас очень-очень тревожит положение Клементия Станиславовича, потому просим Вас посоветовать ему повидать лучшего хирурга Латвии и сделать это немедленно. Такие случаи запускать нельзя. Хорошо бы иметь консилиум, причем Ваше присутствие было бы очень желательно. Совет Великого Владыки – «не медлить». Для здоровья нужно все сделать. Об этом пишу и Буцену.

Вообще просим всех близких и сотрудников очень следить за здоровьем и по возможности не допускать переутомления. Сейчас необходима полная дисциплина, как в действиях, так и мыслях. Следует вооружиться силою духа против всяких устрашений и паник. Конечно, мы переживаем сейчас время массового психоза, но и это переживем. У хранящих торжественность вырастут крылья. Совет не осложнять ничем положения.

Читали в газетах великие слова Вашего Президента: «Латвия – страна справедливости, и в ней не может быть притеснений». После такого утверждения все должно быть хорошо.

Наступивший год принесет много событий. Встретим их в полной готовности и в доверии к щиту Света.

Шлем Вам и всем близким Вашим лучшие мысли и пожелания. Храните единение и будьте на дозоре все вместе – каждый должен содействовать благополучному разрешению проблем, встающих перед обществом.

Сердцем и духом с Вами.


Господь твой, живи!
 
МилаДата: Суббота, 21.07.2018, 10:15 | Сообщение # 118
Группа: Админ Общины
Сообщений: 7676
Статус: Offline
112

Е.И.Рерих – Ю.Д.Монтвидене

7 января 1939 г.


Родная наша Юлия Доминиковна, снова буду просить Вас проявить заботу о Вашем здоровье. Меня очень огорчает Ваше небрежение к своему самочувствию. Мы очень, очень дорожим Вами, и Вы так нужны для культурной работы. Потому, родная, не переутомляйтесь и не спешите с отчетом. Вот и я дала себе отдых в течение двух недель, ибо сердце стало слишком сильно реагировать на пространственные токи. Мы все обязаны хранить наше здоровье не для себя, но для работы порученной.

Порадовали меня вести о женской работе в Вашей стране, это большое достижение. Пусть женщина докажет на деле всю полезность и неотложность ее участия в строительстве страны. Пусть именно женщина высоко несет ответственность за воспитание, за нравственность подрастающего поколения. Женское влияние, хотя сейчас еще скрытое, все же ощущается во всех жизненных проявлениях, потому только справедливо допустить женщину к более непосредственному и действенному участию в развитии страны.

Страна, которая поняла, что не может быть ограничения человеческих возможностей, основываясь на разнице пола, тем самым становится на путь эволюции, и можно ожидать лучшего расцвета ее. Единственным мерилом при отборе лучших людей на ту или иную работу или задание должно служить большее знание и умение. Там, где нужно проявить лучшее умение, там не может возникать вопрос о поле.

Недавно прочла биографию Марии Склодовской-Кюри, написанную одной из ее дочерей. Какая это была самоотверженная труженица! Сколько истинного геройства и самоотречения! И, как обычно, несправедливости, преследования зависти и клевета возрастали по мере роста значения ее работы. Книга эта должна стать путеводной для многих и многих женщин. Написана книга с сердечным проникновением и с благородною сдержанностью. Дочери ее унаследовали исключительные дарования своих родителей. Книга издана на французском и английском языках. Сообщите мне, пожалуйста, какой язык Вам ближе, мне хочется подарить ее Вам.

В памятный день Великого Праздника мы сердцем и мыслями участвовали среди наших дальних друзей и сотрудников. Переживали и Вашу тревогу, ибо понимаем, как тяжко видеть попрание своих законных прав. Потрясающе наблюдать разложение, происходящее на огромном пространстве планеты. Особенно удивительно то, что люди не понимают, что самое тяжкое разложение именно там, где они видят наибольшую силу. Но Вы правы, что все будет так, как должно и неизбежно. Именно, карма многих стран настолько определенно сложилась, что вправить ее в иное русло уже невозможно.

Храните зажженный Вами огонек у Вашего очага, он согреет и проведет Вас через все опасности. Больше, чем когда-либо, нужно напоминать себе мудрую пословицу – «Человек предполагает, а Бог располагает». Многие чаяния и планы, основанные на захватах, могут неожиданно потерпеть крушение. Также кто-то думает отсидеться и защититься принесением в жертву своих соседей, забывая, что сила агрессивная растет на их же слабости и в конце концов может на них же обрушиться.

Посылаем бодрость и мужество всем друзьям и лучшие мысли охранения их страны.

Огорчились, узнав об утрате, понесенной Обществом в лице уважаемого г-на Ю. Но для него самого переход этот – только прекрасная смена жизни и начало новой и еще более продуктивной деятельности на общее благо.

В связи с этим привожу Вам беседу: «Вы знаете, что большинство людей не умеют отнестись достойно к ушедшим в Тонкий Мир. Люди часто горюют об ушедших и тем нарушают их восхождение. Они иногда злословят – и это дурно. Также нередко люди совершенно забывают отошедших – и это дурно. Нужно понять, какое отношение будет наиболее гармоничным.

Представим себе, что близкий человек занят важным трудом, находясь за соседней стеной. Первое наше желание будет всячески сохранить его покой. Мы примем все меры, чтобы кто-то не обеспокоил его. Мы озаботимся о лучших средствах, которые необходимы для скорейшего выполнения труда. Мы будем думать о работе происходящей и пошлем наши лучшие мысли. Мы знаем, что близкий находится здесь по соседству. Нам хочется видеть его, но можем ли мы тревожить его сосредоточенность? Мы запасемся терпением, зная, что увидимся, когда придет урочный час. Многое хотели бы рассказать, но соберем всю осторожность. Мы поступим так, ибо любим близкого.

Всякое злословие мы пресечем, чтобы волны дисгармонии не мешали успешному труду. Мы отнесемся так, как надлежит к любимому человеку. Мы не будем горевать об иллюзии утраты, ибо знаем, что близкий живет и находится поблизости. Также мы не будем настаивать, чтобы близкий нам проявился телесно. Коли условия будут гармоничны, он не замедлит. Забота о гармонии будет нужна для обоих миров. Если рядом совершается важная работа, мы не должны шуметь и ссориться. Даже в земном обиходе люди стараются сделать нечто радостное во имя отсутствующего. Они стараются оберечь вещи, которыми владел близкий. Если по отношению к отошедшему мы сделаем все как для отсутствующего, мы поступим правильно.

И к Нам отнеситесь так же. Для внутренней жизни такое отношение будет расширением сознания. Печально, что после миллионов лет приходится преподавать разумное отношение к жизни Тонкого Мира. Но будем справедливы и осознаем, что люди не только не понимают мир Тонкий, но среди успехов техники даже удаляются от нужных понятий. Грамотность еще не значит культурность. Большие потрясения происходят от неразумия. Мы не ждем особых утончений, лишь бы люди проявили лучшие качества духа.

Мыслитель учил: "Пошлем отошедшим улыбку любви. Пошлем всем путникам ободрение. Пусть на перепутье они отдохнут. Путник, скажи нам о странах чудесных"»[254].

Теперь на вопрос доктора М. должна сказать, что можно допустить и кровопускание и вливание крови, но каждый случай индивидуален. Потому нельзя заочно указать, когда возможно применение этих лечебных методов. Особенно трудно найти подходящую кровь для вливания. Еще не производятся тончайшие исследования крови, потому столько неудачных переливаний. Конечно, лучшая кровь у людей высоконравственных, ибо кровь наша изменяется под влиянием высоких устремлений и переживаний, или, другими словами, под воздействием утонченной психической энергии. Особенно нехороша кровь пьяниц и людей курящих. Также и национальность играет роль. Коэффициент крови у разных национальностей часто значительно разнится.

На днях выслала Вам дальнейшие страницы новой книги «Надземное», когда получите, пожалуйста, известите хотя бы открыткой. Сейчас почта из всех стран стала доходить неаккуратно. Некоторые письма с Дальнего Востока приходят совершенно вскрытыми и даже не заклеенными.

Итак, вступаем в год, полный новых событий. Тучи сгущаются на юге. Вспоминается мне мой сон-видение, еще в самом начале 1919 г. Вижу я, что стою на отвесной лестнице и высоко над землею. С верхней ступеньки мне видны все европейские страны. Небо грозное, и тучи несутся к югу, и скоро весь южный и западный горизонт покрылись сплошным мраком. На юге и на западе небо стало чернее черного, над Англией появились два равнобедренных красных треугольника, зловещий красный свет их осветил купол собора Св. Павла.

Я оглянулась на север и увидела, что там тучи уже рассеивались и через рваные темные нити сквозило белое небо. Я знала, что мне нужно спуститься на землю, и с беспокойством подумала, что для такого крутого спуска мне необходимо за что-то придержаться, и тут же с обеих сторон моей узкой лестницы появились неизвестно откуда протянутые посохи, но все они казались мне слабыми и ненадежными, и я решила, что мне лучше обойтись без них; в то же мгновение над моей головой появился новый мощный посох, за который я и ухватилась и начала спокойно спускаться вниз по отвесной лестнице. Посох этот, как я сознавала во сне, был посохом Матери Мира.

Вероятно, Вы найдете толкование этому сну. Ибо и треугольники уже появились, все газеты только и поминают эти треугольники.

Еще видела я на черном небе грозного красно-огненного Архангела, стоящего на светлых огненных столбах со свитком Кармы в руке и ключом у пояса. Также был явлен символ нарождения новой расы – младенец, лежащий на новолунном серпе. А в начале войны была показана новая послевоенная карта мира. Все так и сбылось. Потому, зная направление, переживем трудные времена, ведь сроки не так уж долги.

Н.К. благодарит за все сведения и, присоединяясь к моей просьбе о хранении здоровья, шлет Вам свой самый сердечный привет. Я же обнимаю Вас от всего сердца и крепко целую.

Хочу сказать всем милым сердцу сотрудникам – под Щитом Света переживем все и в недалеком будущем, радостные, будем трудиться на пользу своих ближних и всего человечества.

Сердцем с Вами,

Ел.Р.

________________________________________________

[254] Надземное, 354.


Господь твой, живи!
 
МилаДата: Суббота, 28.07.2018, 15:06 | Сообщение # 119
Группа: Админ Общины
Сообщений: 7676
Статус: Offline
113

Е.И.Рерих – З.Г.Лихтман и К.Кэмпбелл

21 января 1939 г.


Родные и любимые, давно не писала Вам, нужно было дать некоторый покой сердцу. Ведь я не могу писать безразличных писем, и потому каждое мое писание уносит много сердечной энергии. Чую, как и Вам, родные, нелегко. Вот и Зиночка жалуется на сильные боли в желудке, которые, по моему мнению, могут быть отражением напряжения солнечного сплетения. Сейчас особенно много страдающих этими болями, и обычно начинают подозревать наличность язвы, но снимки рентгеновскими лучами, в большинстве случаев, не обнаруживают ни опухоли, ни язв, ни прочих грозных симптомов. Потому теперь многие врачи относят эти боли к так называемой аэрофагии. Новое название, вероятно, для старой болезни, которую не умели раньше распознать, но которая сейчас участилась. Аэрофагия означает поглощение воздуха. Когда воздух в значительном количестве попадает в желудок, то возникают многочисленные болезненные симптомы. Приложу к этому письму выписку из новостей медицины об этом заболевании. Очень прошу Зиночку беречься и спросить врача по нервным болезням, не нужно ли ей принимать тинктуру нукс вомика, она дается для уравновесия и укрепления нервной системы и при желудочных расстройствах. Я принимаю ее до 15 капель два раза в день за едою. Принимать ее нужно продолжительное время не менее шести недель или двух месяцев. Должна сказать, что мне это средство помогает, и перебои в сердце как будто уменьшаются. Сейчас мы все поглощаем нукс вомику.

Очень, очень огорчила нас и телеграмма Амридочки о бронхиальном воспалении у Спенсера, ибо опять потребуется напряжение ее нервных сил. Но, конечно, мальчик здоровый и, как Сказано, «болезнь пройдет без последствий». Но часто после бронхиального воспаления в течение некоторого времени замечается повышение температуры, но это не страшно. Полезны при этом перемена местности и отдых. Подобные явления бывали и в моей семье у Н.К. и у Юрия. Врачи называли их страшными названиями, но при переезде просто из города на чистый воздух повышения температуры быстро прекращались. Так и Спенсер легко перенесет это заболевание. Вообще сейчас проявляются новые формы старых заболеваний, и при них нужно быть бережными, главное – следить, чтобы не застудить воспалительный процесс и дать хотя бы краткий отдых. Так, родные, не тревожьтесь чрезмерно, но принимайте меры предосторожности.

Теперь дело о манускриптах. Зиночке были посланы своевременно ответы на представленные мне вопросы. Пошлем сохранившуюся у нас копию, если та почему-то пропала, но это последняя. Копия эта исправлена по указаниям Плаута. Но должна сказать, что я глубоко возмущена вопросами, поставленными адвокатами противной стороны, ибо они не относятся к существу дела. Очень прошу Амридочку или Зиночку передать Смиту, что я не понимаю, какое отношение имеют пространные вопросы об обмене подарками между мною и захватчиками к факту захвата ими моей многолетней работы? Также нелепы и всякие вопросы относительно встречающихся там имен. Если их интересуют эти имена, то можно, конечно, написать целый историко-филологический трактат по этому поводу, но какое касание это имеет к захвату манускриптов? Так же точно и содержание манускриптов не может иметь никакого значения. И вопрос, являются ли манускрипты эти оригиналами или копией, не может подыматься, ибо я требую возврата моей работы, и каждый манускрипт, сделанный автором, должен рассматриваться как оригинал. И я настаиваю, что в некоторых[255] захваченных ими тетрадях имеются такие страницы, которые нигде не были не только напечатаны, но и вообще записаны полностью. О том же, что манускрипты передавались мною лишь на хранение, все сотрудники знали это и даже по очереди хранили их. Остается несомненным факт, что манускрипты были захвачены лицом, в данном случае г-жою Хорш, которому они были переданы на хранение ввиду сложившихся обстоятельств, о которых сказано в моих ответах на вопросы. Дорожа этим материалом, я не решалась иметь его при себе при всех переездах, сопряженных с экспедицией, и в наших теперешних условиях. Более чем странно, что восемь человек знали, что эти манускрипты отсылались в Америку на хранение, но их показания не принимаются во внимание и суд считается лишь с утверждениями захватчиков. Но, кроме того, каждый должен бы признать всю нелепость такого подарка с моей стороны, ибо г-жа Хорш совершенно не знает русского языка. Вообще, какое вопиющее положение создалось из-за неумелого ведения дел. Перечислю все, что произошло, для того, чтобы остался еще один рекорд человеческой правды. Ведь будущие поколения будут [учиться на таких примерах].

Итак, суд выносит постановление, что все шеры Учреждений принадлежат г-же Хорш, ибо все сотрудники передали свои шеры Хоршу, несмотря на обратное показание этих сотрудников и некоторых свидетелей, как, например, показание секретарши Леинстайна и др. Этот приговор суд «праведный» утверждает на основании голословного заверения самого Хорша и копии с поддельного документа, написанного супругою Хорша, на имя которой переведены сейчас все общественные Учреждения.

Таким образом, в случае Хорша, суд принимает во внимание копию никем не виданного документа и на основании его выносит приговор в пользу Хорша, но, в нашем случае, представленный суду подлинный документ за подписью самого Хорша о погашении всех лоанов[256], якобы бывших по конец 8 декабря 24 года между ним и Н.К., судом совершенно игнорируется. И суд «праведный» постановляет востребовать с нас по представленным Хоршем векселям, относящимся к суммам, указанным в документе и погашенным тем сроком. Причем, как Вы знаете, векселя эти были истребованы Хоршем от Н.К. под предлогом каких-то необходимых конторских текникалитис и по использовании их должны были быть тотчас же уничтожены – так Хорш обещал тогда при свидетелях накануне отъезда Н.К. в Индию и Тибет. Векселя были подписаны в один день.

Теперь, как выяснилось, векселя эти были истребованы им с несколькими целями, вероятно, с одной стороны, чтобы избежать налогов, с другой, чтобы при случае вернуть не только пожертвованные им суммы Учреждениям для экспедиции, но и захватить даром все картины.

Итак, суд утверждает не только взимание с нас в пользу Хорша всех сумм, ассигнованных на экспедицию, результатом которой явились картины Музея, но тем самым способствует и захвату всех этих картин и еще сотни других, частью находившихся в Музее на лоан-экзибишен[257] и частью посланных в Корпорацию на хранение и возможную продажу. При таком решении суда оказывается, что вся многолетняя экспедиция была произведена на наш счет и значительное количество картин, находившееся в Музее, было нашей собственностью. Если же Хорш утверждает, что на экспедицию были даны какие-то другие деньги, то пусть укажет, через кого он их переводил. Подобное решение суда совершенно меняет всю картину. Именно, суд выявляет Хорша как обманщика и узурпатора, который в течение целого ряда лет вводил в заблуждение общественное мнение и в печати и в специальных изданиях ложно присвоил себе инициативу и финансирование Средне-Азиатской экспедиции. Также незаконно захватил он и картины, являющиеся нашей собственностью, не говоря уже о присвоении им общественных Учреждений, на которые он собирал пожертвования.

На самом же деле обстоятельства экспедиции складывались следующим образом. Суммы на экспедицию дали первую партию картин, входивших в состав Музея до 8 декабря 24 года, и покрывались документом, выданным Хоршем 8 декабря 24 года за его подписью и который по соображениям «праведного» суда совершенно игнорируется или относится к каким-то неизвестным нам, но изобретенным Хоршем суммам. Вторая же партия монгольских картин явилась результатом продолжения экспедиции в монголо-тибетские области[258], и, наконец, третья партия картин, высланных из Дарджилинга на сумму в 200 тысяч американских долларов (а затем прибавилось еще сорок тысяч долларов за другие приобретения)[259] и которая должна была войти в состав Музея на условии выдачи ежегодной процентной суммы в размере 8 тысяч американских долларов. На основании этого постановления процентная сумма в 8 тысяч долларов выплачивалась в течение двух лет. Сейчас все картины, как музейные, так и находившиеся на лоан-экзибишен и в Корпорации, – все захвачены узурпатором. Можно думать, что он учился у фюрера!

Чтобы еще осложнить все дело, этот преступник, состоя нашим доверенным, доносит о неплатеже налогов, тогда как именно он сам заведовал всеми нашими денежными делами. И суд «праведный» снова постановляет взыскать с нас эту сумму с процентами, несмотря на то что, как известно, экспедиционные суммы не подлежат налогу, и это правило только что было подтверждено на второй экспедиции Н.К. и Юрия, но уже правительственной. Также утверждается взыскание налогов за 34 год, когда Н.К. находился на правительственной экспедиции в Монголии и вернулся в Индию лишь во второй половине октября 35 года. Весь 34 год и больше половины 35 года Хорш продолжал состоять нашим доверенным и ведал всеми денежными делами. Так, именно он переводил мне суммы за проданные и принадлежавшие мне картины и те пожертвования, которые делались друзьями на научные работы. При этом он отлично умел удерживать с этих сумм немалую часть в свою пользу.

Так, с картины, проданной Зиночкой Хиссу, он удержал в свою пользу 1500 долларов, из которых он обещал от меня дать 150 или 200 долларов г-же Крафт.

Также не забудем, что телеграфное извещение от Хорша о взыскании с нас налогов мы получили в начале ноября 35 года, когда Н.К. всего недели две-три как вернулся в Индию и не мог еще обменяться ни одним письмом с Америкой. Да и картины проданные все принадлежали мне, и я всецело полагалась на Хорша, состоявшего нашим доверенным, и на его знание законов страны. Но никакие обстоятельства не были приняты во внимание «справедливым» судопроизводством и по всем пунктам вынесено постановление на укрепление и разведение в стране гангстеризма.

Вероятно, точно так же утвердится захват многолетнего труда по собиранию материалов, если только новый адвокат не проникнется сознанием происходящего неописуемого грабежа и издевательства над общественностью.

Не забудем все его проделки с захватом одолженных и пожертвованных сумм друзьями на общественные учреждения, которые суд отдал в личную собственность супруги захватчика! Истинно, разбойники на большой дороге поступают честнее, ибо они просто обирают и иногда убивают вас, но в данном случае грабеж совершается под прикрытием закона и клевета, и кощунства, и донос заслушаны и рекордированы. И на все это вопиющее безобразие общественное мнение молчит! Разве возможно после этого удивляться всему, что происходит сейчас в мире?! Все это лишь развитие страшной заразы морального разложения, ведущего к истреблению большей части человечества нашей пятой расы. Катастрофы и революции уже неминуемы. Разложение проникло всюду, и обычно оно начинается сверху. Тяжко быть Кассандрой, но, увы, грозны знаки и знаем уже, куда наклонилась чаша весов Немезиды. Все темные махинации обратятся на породителей их, а таких породителей во всем мире количество не малое. Грустно также, вернее, страшно то, что большинство не понимает причин происходящего и в своем ослеплении идет к верной гибели, думая спасти себя. <...>[260].

__________________________________

[255] Сверху напечатано: в большинстве.

[256] Loan (англ.) – заем.

[257] Loan-exhibition (англ.) – выставка взаймы.

[258] Причем о монгольских картинах была дана нам телеграмма от Хорша, что все эти картины делаются частью постоянного Музея. (Примеч. Е.И.Рерих.)

[259] Последнее постановление было сделано Советом Трэсти до приезда Н.К. в Америку. (Примеч. Е.И.Рерих.)

[260] Окончание письма отсутствует.


Господь твой, живи!
 
МилаДата: Вторник, 14.08.2018, 02:22 | Сообщение # 120
Группа: Админ Общины
Сообщений: 7676
Статус: Offline
114

Е.И.Рерих – К.О.Валковскому

26 января 1939 г.


Дорогой Карл Оттонович, на Ваше письмо от 7 декабря не могла тотчас же ответить, несмотря на спешность затронутых Вами вопросов, из-за недомогания пришлось отложить всю корреспонденцию.

Все описанные Вами симптомы неуравновесия в Вашем самочувствии более чем понятны. Кто же может оставаться бесчувственным к неслыханным перебоям в ритме космических токов в дни Армагеддона, отражающимся на всем сущем? Именно, Армагеддон страшен не только разнузданностью сил темных, но той дисгармонией токов, которая прежде всего тяжко сказывается на особо чутких организмах и тем временно выводит из строя смелых борцов против захлестывающих волн разбушевавшегося хаоса. Только сильная, дисциплинированная воля, знание и твердое устремление по указанному пути Света могут охранить от тяжких последствий подобных космических пертурбаций. В такие дни нужно неустанно памятовать, что пришел час испытания наших сил и малейший уклон или ослабление воли могут отнести нас на тропу бедствий. Благо тому, кто может преисполниться торжественности в дни глубочайшего значения.

Ведь нравственный уровень человека уподобляется барометру, он то повышается, то понижается, как говорит Пирогов, и особенно опасны те колебания, которые вносятся не идеями, а инстинктами и низшим психизмом. И в роковые и неизбежные периоды, когда нравственность особо понижается, необходимо все силы духа направить на самоусовершенствование. Потому Вы правильно спрашиваете, как обрести терпение, ибо без этого качества невозможно начать самоусовершенствование. Терпение лежит в основе всех достижений, потому оно и есть величайшее качество. Легче всего обрести терпение через любовь к служению и Великому Учителю. Конечно, оно утверждается в нас и при ясноосознании, вернее, при духовном озарении великим значением этого понятия – терпения, но это достижение труднее. Как и во всем, путь любви – наикратчайший и наипрекраснейший, и для того, кто знает, что есть любовь, и наилегчайший. Каждое проявление терпимости, каждое воздержание от раздражения будет как цветок приношения Учителю. Потому и мой совет Вам, испытавшему горение сердца к Учению, будет – через любовь укрепляйтесь в терпении.

Также можно очень помочь себе путем развития постоянного памятования об этом качестве при всех случаях жизни. Именно, нужно достичь такого памятования, чтобы независимо от всего прочего оно постоянно пребывало в сознании Вашем на дозоре, готовое каждую минуту напомнить о себе. Древний мантрам тоже имел в виду укрепление такого памятования. Именно памятование поможет самодисциплине, которая очень трудна. Многие годы проходят, прежде чем удается наложить узду на наши чувства, всегда готовые рефлектировать на малейшее и неожиданное возбуждение их. Именно терпение есть одно из наиболее трудных качеств, недаром сказано – величайший человек тот, кто велик терпением. Но ценно именно то, что трудно, потому правильно приложить все силы к овладению этим сокровищем.

Вы спрашиваете – в каких случаях следует применять канон «Господом твоим» и в каких наш долг оказать сопротивление злу, и как пример приводите молитву Христа о прощении преследователей Его, ибо они не знают, что делают. При этом Вы делаете вывод, что «если действия оправдывать (оценить) по сознанию действующего лица, не знающего, что его действия от тьмы, – тогда выходит, что как будто не следует такому злу сопротивляться, как и делал это Христос».

На это отвечу, что, прежде всего, канон «Господом твоим» и непротивление злу – два совершенно различных понятия. Канон «Господом твоим» есть, иначе говоря, вмещение, но в то же время и соизмеримость; именно соизмеримость не допускает попустительства злу. Канон «Господом твоим» возможен для приложения там, где есть наличность добра, хотя бы и узко осознанного, но применение этого канона в отношении зла, как непротивление злу, явится не только попустительством, но и сотрудничеством во зле. Непротивление злу есть допущение вторжения хаоса, следствием чего часто происходят всевозможные бедствия и гибель множеств.

К сожалению, принято рассматривать Учение Христа как учение непротивления злу. Это величайшее заблуждение. Именно Христос сурово обличал всякое зло, всякое лицемерие и нерадивость к добру. Но нужно уметь распознавать, где возможно противление злу и какие меры приложимы в каждом случае, неразумие в выборе их может привести к еще большему бедствию или разложению. Также нужно знать, что каждый духовный Учитель приносит клятву не поражать тех, кто посягает на его жизнь. Так и Христос не мог противиться грубой силе, направленной против Него. Но Он противился злу каждым словом своим, каждым действием, когда это не касалось лично Его. Задача Его была совершить путь человеческими ногами и руками и показать людям, что в величайшей любви к человечеству можно пожертвовать собою и претерпеть жесточайшие муки за желание принести людям свет постоянно забываемых ими Истин. Молитва Христа о мучителях полна милосердия и даже справедливости, ибо, действительно, что могли знать и понимать наемные палачи в величии Того, Кого они истязали? Кого им было ПРИКАЗАНО истязать? Истинно, не наемные истязатели, но их подстрекатели приняли на себя карму горчайшую. Также и Пилат, умывший руки и оказавший НЕПРОТИВЛЕНИЕ величайшему злу там, где в его власти было остановить его, уготовил себе труднейший рок.

Правильно, что злое действие кармически соизмеряется с сознанием совершившего его. Все злобно продуманное особенно сильно окрашивает нашу ауру и отягощает сознание. Но в то же время человек, творящий зло, при смутном сознании совершаемого им, бесконечно удлиняет и отяжеляет свой путь, ибо он может начать улучшать свою судьбу, лишь осознав глубину творимого им зла. О непонимающих значения творимого ими, истинно, можно молиться, ибо тяжка участь такого животного состояния ума. Так Владыка Будда говорил: «Из двух людей, совершивших ту же ошибку, наиболее плох тот, кто не осознал ее». Ибо нельзя ожидать от человека, не сознающего себя виновным, чтобы он выявил энергию для прекращения своего заблуждения. Чтобы вылечить себя, нужно знать свою болезнь, но знание еще не дает здоровья, необходимое условие для этого будет выявление воли. Карма создается мышлением, потому также «нет заслуги тому, кто дает золото, думая, что дает камень». Ведь счастье человечества в ускорении эволюции, и можно представить себе, как задерживает развитие эволюции малосознательное большинство.

Вы полагаете, что «темные вредители уверены, что именно они творят добро». Но я не согласна с этим утверждением. Все сознательные вредители в глубине своего сознания отлично понимают корыстную причину своих поступков. Даже так называемые несознательные вредители всегда почему-то стараются действовать не в ущерб себе и, главное, не в ущерб своему карману. Степень сознательности бесконечна, и мы еще можем видеть немало звериных сознаний. Истинно, нет большего бедствия, нежели невежество.

Но канон «Господом твоим» в жизни должен быть применяем почти на каждом шагу. При каждом собеседовании, когда нет объединения сознаний, наша первая обязанность – не разъярять собеседника противоречием и порицанием его убеждений, но, начав с лучших возможностей его и исходя от уровня его сознания, постепенно и терпеливо мы должны расширять его горизонт. Так, говоря с мусульманином, Вы не начнете с восхваления Владыки Будды или же с унижения Магомета, но обменяетесь с ним всем тем прекрасным, что имеется в его религии, и, при случае, глубже и шире поясните значение некоторых речений Магомета, которые входят в сокровищницу мировой мудрости. Так и во всех прочих жизненных явлениях. Не будете же Вы говорить ярому шовинисту против его страны, но найдете все лучшие выражения и качества его народа и укажете ему новые пути развития его особых качеств. Выказанная Вами широта понятия народных выражений сгладит представления шовинизма, и неожиданно для себя ограниченное сознание начнет звучать на ноту вмещения. Так во всем нужно учиться вести беседы без вражды, но дружелюбно оценивая своего собеседника. Именно вести их с ТЕРПЕНИЕМ и уважением к противнику, не допуская ни раздражения, ни насмешки и прочих недостойных приемов. В каждой беседе нужно уметь жертвовать собою, своим знанием, не кичиться своею просвещенностью. Помните, как в Учении сказано, что лишь напыщенность невежества любит разложить по окошкам сухие веточки своего знания, но истинно знающий не боится отрезать ломоть своего знания там, где оно может подавить и принизить собеседника. Таким образом, и канон «Господом твоим» есть проявление самопожертвования, без которого ничто не может быть достигнуто. Большое заблуждение приравнять [его] к непротивлению злу. Если хотите, примите этот канон как проявление милосердия. Итак, канон «Господом твоим» вполне совместим, именно, с противлением злу. Можно пресекать зло разными способами, и чувствознание должно подсказать пределы возможности применения данного канона.

И § 378 из книги «Иерархия» нужно очень помнить, ибо каждый из нас должен стремиться к погашению и пресечению зла, конечно, прежде всего в себе самом и в своем окружении. Именно, всем нашим существом, всеми силами души будем поддерживать добро и бороться со злом, бороться как с тем злом, которое живет вне нас, так и с тем, которое гнездится в нас самих. Зло – всегда зло, независимо от локализации его. Будем помнить, что это грозная борьба, которую суждено вести человеческому духу за дорогое ему стремление к истине и совершенству. Именно, как говорит наш Пирогов, «следует придавать воспитанию большее жизненное значение, нежели образованию», и в этом он глубоко прав. Но в обиходе слово «воспитание» приняло самое уродливое ограничение в понимании приобретения хороших манер и обучения спорту. Почти никто не задумывается, что воспитание прежде всего касается всей внутренней сущности человека, всего его характера, и есть внесение основ Этики в детское сознание с возможно ранних лет. Но у нас, увы, в лучшем случае преподается этика кулачных бойцов.

Теперь другое. Приводимые Вами слухи, которые распускаются враждебными лицами, очень характерны для невежественных элементов. Ведь всегда и во всем малопросвещенные и малокультурные люди судят всех по своим тайным вожделениям, и, конечно, вопрос, касающийся до материального благополучия, стоит у них на первом и самом почетном месте, потому все подозрения их бывают направлены в эту сторону.

Разве не привыкли мы слышать от рядового обывателя всех стран мира, что его правительство думает лишь о своем благополучии и что все чиновники его подкупны или продажны и т.д. Так же точно там, где такие обыватели видят проявление деятельности, которая недоступна их сознанию, или затраты на предметы искусства, которые они в невежестве своем не научились еще ценить, там их тупая злоба и зависть начинают прежде всего плести те же излюбленные узоры о каких-то неизвестных источниках происхождения средств и скрытых замыслах и т.д. Истинное добро во все века преследовалось, лишь мишура лжеистин мила обывательскому сердцу. Почему думать, что в наш век насилий, права грубой силы сознание большинства должно быть иным? Именно по приведенным Вами слухам и суждениям можно судить о степени морального и культурного развития общества[261].

Ведь такое сознание будет недалеко от сознания крестьян, которые во время эпидемии холеры убивали врачей, обвиняя их в отравлении колодцев. Всякие пересуды приходится отнести все к тому же источнику всех зол и бедствий, именно к невежеству.

Да, если образование еще доступно, то воспитание еще труднее, а культурность является уже исключением, ибо она есть признак истинного аристократизма – аристократизма духа и души.

Вы правы, что вести полемику с невежественным оппонентом не имеет смысла. Столбцы печатного листа сейчас в большинстве случаев наполнены такой ложью, грубостью и пошлостью, что даже создалась шутка, что, хотя газеты и писали, но оно оказалось правдою. Да, печатное слово утратило когда-то непреложный авторитет и высокое значение несения света в широкие массы. Именно, немало газет являются сейчас не рассадниками просвещения, но, увы, парниками всякого рода ловкачеста, чтобы мягко выразиться. Достойнейшие мысли, созидательные задания и мнения выдающихся людей не находят себе места даже на последних страницах таких осведомителей масс.

Кроме того, чтобы возражение было действительным, необходимо, чтобы оно было помещено в том же органе, в котором появилась статья, против которой возражается.

Современному Цицерону, восклицающему: «О Катилина, когда ты кончишь нас преследовать?!» – могу ответить – надеюсь, что никогда, ибо конец преследования означал бы начало разложения. Существует земной закон, по которому с того момента, как прекращается всякое преследование и достигается всеобщее признание, начинается и разложение. Борьба есть основа существования и продвижения, и потому человек без борьбы обращается в ничтожество и произвол. Борьба в наши дни, конечно, усилилась и расширилась, ибо сейчас нельзя назвать ни одной отрасли жизни, где бы [ни] происходило столкновения различных начал. Потому и Учение говорит – полюбите борьбу. Но борьбу эту мы должны стремиться перенести на более высокий план, и для этого необходимо выработать и утвердить свою внутреннюю правду при посредстве углубления в Учение и самоуглубления, и лютой борьбы с самим собою. Этим мы поднимем себя и всех приходящих в соприкасание с нами. Итак, мы снова вернулись к великому понятию воспитания и самовоспитания. На этом и закончу.

Шлю Вам все мужество к обретению терпения и торжественности в грозные дни Армагеддона. В особо тяжкие минуты сравните себя с миллионами несчастных, и обретете покой. Сравнения бывают полезны. Всего светлого.

________________________________________
[261] Во втором экземпляре письма: такого мышления.


Господь твой, живи!
 
Форум » ПОДВИЖНИКИ ДУХА » СЕМЬЯ РЕРИХОВ » Е.И. РЕРИХ (Письма (1938-1939))
Поиск:

AGNI-YOGA TOPSITES