Вторник, 23.10.2018, 18:03

Приветствую Вас Гость | RSS | Главная | Форум | Регистрация | Вход

[ Новые сообщения · Участники · Правила · Поиск · RSS ]
  • Страница 13 из 13
  • «
  • 1
  • 2
  • 11
  • 12
  • 13
Форум » ПОДВИЖНИКИ ДУХА » СЕМЬЯ РЕРИХОВ » Е.И. РЕРИХ (Письма (1938-1939))
Е.И. РЕРИХ
МилаДата: Понедельник, 20.08.2018, 18:28 | Сообщение # 121
Группа: Админ Общины
Сообщений: 7676
Статус: Offline
115

Е.И.Рерих – Э.Р.Рудзите

1 февраля 1939 г.


Дорогая Элла Рейнгольдовна, рада была получить Ваше сердечное излияние по наболевшему вопросу. Вполне разделяю Ваши заботы о Рихарде Яковлевиче, ибо и меня мучает, что он перегружен, и так хотелось бы снять с него большую часть нагрузки по делопроизводству в Обществе. Вы, конечно, знаете, что Екатерина Яковлевна предлагает учредить группу из членов Общества, которая приняла бы на себя значительную часть всех рутинных работ. Конечно, таков и наш совет, поддержанный Учителем, чтобы Рихард Яковлевич составил такой комитет, который под его руководством ведал бы всем делопроизводством. Но, конечно, это еще не есть полное разрешение вопроса. Считаю, что Общество встанет на правильный путь развития, когда члены, несущие работы по делопроизводству, будут хотя бы частично оплачены. Именно, хотя бы за те месяцы, когда Общество функционирует. Ведь Общество может быть закрыто уже с половины мая до половины сентября. Конечно, кто-то дежурный будет оставаться, но такое дежурство могут принимать на себя по очереди члены Общества и оно не должно быть обременительно, присутствие может быть ограничено одним-двумя днями в неделю.

Я весьма ценю творчество Рихарда Яковлевича, и потому, как и Вам, мне хотелось бы, чтобы Рихард Яковлевич имел больше свободного времени для выявления своего дара. Думаю, что если бы его освободили от секретарской работы, а также и что касается до устройства вечеров с гостями, которые могут свестись к трем или четырем выступлениям в год, то это уже явилось бы значительным облегчением. При семичасовой государственной службе, конечно, такое перегружение, которое Рихард Яковлевич несет сейчас, чрезмерно. Но не скроем от себя, что даже при наличии секретаря все же немало забот и времени потребуется от Рихарда Яковлевича, он ведь душа и пружина Общества. Мне казалось, что Валковский раньше помогал Рихарду Яковлевичу. Почему прекратил он эту помощь? Неужели из-за каких-то мелких недоразумений или соображений? Это было бы жаль. Впрочем, это мои лишь соображения и просто у Карла Оттоновича тоже большая перегруженность своими делами.

Рихард Яковлевич незаменим как председатель Общества. Вы знаете, что после ухода Феликса Денисовича именно Рихард Яковлевич был назван Великим Владыкой «духовным наследником Ф.Д.». Если Рихард Яковлевич сложил бы с себя председательство, то очень опасаюсь за существование Общества. Чудесная аура Рихарда Яковлевича помогает объединению многих трудносоединимых элементов и насыщает стремления многих душ. Кроме того, как Вы пишете, и сам Рихард Яковлевич любит Общество, и я понимаю это, разве не есть это его великое служение? Нет такого служения, которое не требовало бы от нас самоотвержения. Потому будем стараться чем только возможно облегчить принятую им на себя ношу. Пусть истинные друзья постараются пояснить это и тем членам Общества, которые вполне могли бы принять на себя часть рутинной работы.

Вы пишете, что уже десять лет как Рихард Яковлевич отошел от латвийской литературы и литературного общества. Чем Вы объясняете это? Где причина? Не в том ли, что, как обычно, все самое талантливое не подходит под существующий уровень таких обществ? Ведь во всех областях искусства и науки приходится наблюдать то же явление, а именно, все самое молодое, самое устремленное и талантливое всегда уходило от общепринятых группировок. И мне приходилось поддерживать Н.К. в его отходе от группы академических товарищей, когда развитие его таланта требовало совершенно другого окружения и горизонта, не ограниченного никакими рамками, будь то националистическими или же академически принятыми и т.д. Много было битв, но я ни минуты не жалею, наоборот, я счастлива, что Н.К., несмотря ни на что, шел туда, куда звал его дух. Только на этом пути он нашел себя и свое истинное призвание. Потому если Рихард Яковлевич любит Общество и все связанное с Учением, то и не следует удерживать его от проявляемых им забот и устремлений. Именно его душевное горение к Учению и даст ему силу творчества. Н.К. в свою бытность директором Школы Императорского Общества Поощрения Художеств был занят целыми днями, ибо школа была открыта от 9 утра до 10 часов вечера, да еще полдня по воскресеньям. А кроме того, в скольких других учреждениях Н.К. состоял председателем, или основателем, или членом комитета, и сколько вечеров уходило на такое добровольное служение. Зимою он имел очень мало времени для своего художества, иногда проходили целые недели, и он не мог взяться за кисть; только летом в течение трех месяцев он работал от утра до ночи.

Так и книга, которую пишет сейчас Рихард Яковлевич, не может быть написана в спешности, ибо она требует изучения большого количества материала и проникновенного претворения его в огнях сердца. Потому спешить с такой работой невозможно.

Вы пишете, что, по-Вашему, «единственное хорошее, что он может делать, это писать, и этим он гораздо лучше послужил бы Учению и Обществу». Согласна с Вами, что Рихард Яковлевич прекрасно может и служит Учению и Обществу своим литературным даром, но не согласна, что это единственный его путь и дар. Как можно ограничивать себя одним лишь проявлением? Синтез дается широким приложением всех способностей. Общение на духовной основе именно даст Рихарду Яковлевичу и углубление, и новый подход к сердцам человеческим в его творчестве. Мы все должны стремиться к многообразным проявлениям в одной жизни. Все великие художники во всех областях искусства были крайне многосторонни в своих занятиях. Кого бы мы ни взяли, мы увидим, что все они, кроме своей главной специальности, имели еще другую и даже третью, а также нередко несли и общественные и государственные обязанности.

Вы пишете, что вот уже 10 лет, как Рихард Яковлевич не прочел ни одной книги, не имеющей связи с Теософией или Обществом. Но думается мне, что то количество материала, которое пришлось Рихарду Яковлевичу прочесть хотя бы в связи с задуманной им книгою, потребовало немало времени и, несомненно, дало ему попутно много осведомления, и нового освещения, и других вопросов. Такой труд, как новая книга Рихарда Яковлевича, не может считаться трудом односторонним. Подумайте, со скольких сторон ему приходится подходить и освещать самую высокую, самую сокровенную мечту человечества, которой жил и будет жить весь Мир! Кто же дерзнет назвать такой труд односторонним?

Вы пишете, что латышская интеллигенция считает Рихарда Яковлевича односторонним и фанатиком. Но скажите откровенно, родная Элла Рейнгольдовна, сам Рихард Яковлевич очень ли считается с мнением именно этой интеллигенции? Ведь есть интеллигенция в кавычках и интеллигенция настоящая, которая всегда крайне малочисленна. Думается мне, что Рихард Яковлевич считается лишь с последней, ибо сам принадлежит к аристократам духа. Поменьше обращайте внимание на [мнения] всяких умников, они как мыльные пузыри.

Также я должна сказать, что после основных книг по Теософии и книг Учения Жизни мало книг могут дать истинную радость тем, кто не только прочел, но продумал и сердцем воспринял их. Большинство современных книг очень нудно читать. Именно, можно пожалеть, что писатели сейчас идут позади читателей. Так, наблюдается замечательное явление, что вкусы, даже кинематографической публики, опередили предлагаемые им постановки. В Америке кинематографы наполовину опустели, ибо публика требует более серьезных, более нравственно содержательных тем. Так, нам пишут из разных источников, что и во Франции публика начинает интересоваться лекциями на духовные темы, именно на теософические; растут духовные запросы, и дешевые романы и сенсационные темы любовных преступлений с участием тайной полиции уже в меньшем спросе. Это уже знамение нового века, грядущего в грозе и молнии.

Обратили ли Вы внимание, каким успехом пользовалась книга и постановка «Шангри-ла»[262] на тему, уродливо напоминающую о Шамбале? Книга эта крайне бездарна, но даже в таком убогом изложении тема эта отзвучит в сердцах людей.

Также не огорчайтесь, если чьи-то глаза смотрят ввысь и внутрь, такие глаза и лучше, и дальше усмотрят. Самым великим заветом древности было – «Познай самого себя». Этот завет таким и остался. Человек, умеющий смотреть внутрь, познает и внешнее. А устремление ввысь укажет ему и верный путь.

Также и абстрактных идей, в сущности говоря, не существует. Они лишь людьми считаются таковыми, по причине неподготовленности сознания к восприятию их. Так называемые абстрактные идеи часто имеют самое насущное, самое наипрактичнейшее применение в жизни. На что уж люди издевались над всякой метафизикой, а сейчас уже большие ученые и врачи начинают писать, что скоро люди будут излечиваться применением метафизических понятий. Только что прочла об этом статью д-ра Эд. Питтвуда. Он пишет: «Метафизика скоро будет наиболее признанным методом врачевания для предотвращения и излечивания болезней, как душевных, так и физических. Более вдумчивые ученые уже говорят, что причины душевных и физических заболеваний, также и всех наших успехов или несчастий, зарождаются в уме и развиваются в нем, прежде чем они проявятся наружу. Когда начинаешь изучать метафизику, приходится изумляться, скольким бедствиям подвергает себя человек в силу неправильных убеждений и верований. Тысячи исцелений происходят ежедневно, их относят больше к случайностям, нежели к науке, и, таким образом, исцеления эти проходят почти незамеченными и никто не укажет людям на истинную причину такого исцеления. Исцеления эти были произведены правильным мышлением, которое разрушило все страхи, порожденные неправильным мышлением». В этом много истины, наши мысли – наши лучшие друзья, но и наши враги.

Все остальные перечисленные Вами затруднения, как, например, некоторая застенчивость и т.д., – все это уйдет с приобретением навыка или опыта. Всему мы научаемся на опыте, и потому это одоление придет.

Родная Элла Рейнгольдовна, не тревожьтесь за Рихарда Яковлевича, за его творчество. Приобщившись к Учению и к служению, он нашел себя, и ничто не даст ему такого внутреннего удовлетворения, как близость к Великим Понятиям. Отымите это от него, и он станет несчастным. Рихард Яковлевич сердцем воспринял Учение, и он знает, что есть высшая радость. Он скажет словами Учения – «Разве преодоление хаоса не есть радость? Разве внесение света во тьму не есть радость? Разве сознание служения не есть радость?»[263] Потому, родная Элла Рейнгольдовна, полностью разделяя Вашу заботу о нагруженности Рихарда Яковлевича рутинной работой, которая должна быть облегчена, я все же думаю, что именно приобщение к Источнику и постоянный обмен духовными запросами даст глубину и силу творчеству Рихарда Яковлевича.

Конечно, я мечтаю в тайне души о том времени, когда явится возможность увеличить и материальный заработок Рихарда Яковлевича, чтобы он получил некоторый внутренний покой. Знаю, как тяжки материальные заботы, как трудно в семье разрешать их. Потому сердце мое болит и за Вас, родная Элла Рейнгольдовна. Тяжек путь женщины, особенно когда уровень общества не на высоте и не понимает жертвенного подвига жены и матери.

Многие мечтают о подвиге и пытаются найти его где-то вне дома и часто даже вне жизненности, тогда как наибольший подвиг часто именно там и в тех условиях, в которые мы поставлены судьбою. Мы знаем многих подвижниц, и они тем более велики, что лишь в редчайших случаях люди скажут о них доброе слово. Люди всегда верны себе, и даже в оценке подвига они отдадут предпочтение блеску и шумихе. Потому, избрав путь семейной жизни, примите его легким сердцем, и многое облегчится. Кроме того, у Вас есть самое большое. Вы обладательница величайшего сокровища. Вы имеете любовь Рихарда Яковлевича и сами любите его. Это сокровище обоюдной любви труднее всего дается, потому берегите его всею бережностью, всеми струнами сердца. Знаю, как трудно талантливому человеку отказаться от личных проявлений. Рихард Яковлевич писал мне о Вашей талантливости и как он скорбит, что Вам приходится столько времени отдавать домашним обязанностям. Но смотрите на этот период как на временный и найдите в себе силы применить эту Вашу талантливость к созданию душевной красоты вокруг Вашего очага. Хотелось бы мне, чтобы Вы прочли биографию Марии Склодовской-Кюри, этой поистине великой женщины и мученицы науки.

Также о затруднении Рихарда Яковлевича с речью не так уж печалуйтесь. Первое условие для всякого успеха – равновесие и гармония в окружении. Девочка Ваша очень чуткая, и чем меньше ее будут тревожить, тем лучше. Старайтесь развить в ней силу воли, это во многом ей поможет. Пусть научится доводить каждое начатое занятие до конца. Давайте ей такие задания, которые она могла бы выполнить как можно добросовестнее. Дети так любят помогать взрослым в их работах, и я считаю ошибкой, что детей стараются занять всякими глупейшими игрушками и играми вместо настоящей работы, которую они могли бы легко выполнять.

Так будем думать и стремиться, как бы облегчить труд нашего родного Рихарда Яковлевича, но не будем отрывать его от Общества. Помните «Книгу о Жертве» в первой части «Листов Сада Мории». Лишь жертвою мы восходим. Поверьте, если бы труд Рихарда Яковлевича на Общество был вреден ему в каком-либо отношении, то никогда Учитель, который знает самую глубину нашего существа, не поручил бы ему это задание. И применение указаний Учения в жизни есть наша наинасущная задача, но, конечно, не так легко это дается, но все же принятие их сердцем много облегчает наш земной путь. Внешнее выполнение ни к чему не приведет.

Мне казалось, что как для Рихарда Яковлевича, так и для Гаральда Феликсовича необходимо общение с разными общественными кругами и именно наше Общество могло бы облегчить эти сношения. Все возможности приходят от людей и через людей.

Жизнь земная не легка, и у всех свои тяготы. Полезно почитать биографии выдающихся людей. Какие препятствия приходилось им преодолевать, но лишь это преодоление и создавало сильные характеры.

Родная Элла Рейнгольдовна, обретите мужество в любви и в углублении в Учение Жизни. Вы имеете сокровища, не рассыпьте их. Сейчас неслыханно грозное время и миллионы страдают невыразимо.

Обнимаю Вас от всего сердца и постараюсь помочь, чем только могу.

Сердцем с Вами.

Если сегодня тяжело, то назавтра придет радость.

_________________________________________
[262] «Lost Horizon» (США, 1937) – необычайно популярный в те годы приключенческий фильм Фрэнка Капры о мифической стране Шангри-ла, лауреат премии «Оскар».

[263] Надземное, 371.


Господь твой, живи!
 
МилаДата: Среда, 05.09.2018, 22:21 | Сообщение # 122
Группа: Админ Общины
Сообщений: 7676
Статус: Offline
116

Е.И.Рерих – Е.Я.Драудзинь

3 февраля 1939 г.


Дорогая Екатерина Яковлевна, внимательно прочла Ваше письмо от 6 января, и так захотелось мне Вас обнять и успокоить. Все, что Вы пишете о своем самочувствии, не должно Вас пугать. Ведь закон смены ритма незыблем во всем Космосе, потому и в человеке, его отражении, эти смены неизбежны. Приливы и отливы сердечного напряжения являются непременным условием правильного нарастания сил. Если бы наше устремление шло, лишь усиливаясь в своем напряжении, то жизнь наша была бы скоротечна. Организм наш нуждается в определенном времени для закрепления новых накоплений, и тогда происходит как бы некоторый отлив энергии. Но это не значит, что внутренняя работа прекратилась, она просто перешла на другой план, и тонкое сознание наше сживается с новыми поступлениями, а нервные центры еще не могут приспособиться, потому временно человек как бы не находит выражения своего сознания. В такое время нужно очень бережно отнестись к себе и не перегружаться заботами. Св. Тереза Испанка, моя любимая подвижница, также испытывала эти отливы сердечного устремления и вначале очень печаловалась ими. Она называла их периодами «духовной засухи». В своем жизнеописании, которое совершенно замечательно, она описывает эти состояния, продолжавшиеся иногда два, три года. В это время она почти переставала и видеть и слышать, но такая «духовная засуха» была необходима для охранения ее здоровья. Она должна была завершить свою миссию. Всем советую читать жизнеописания Св. Терезы, Екатерины Сиенской и Св. Гертруды, и многие положения в книгах Учения станут яснее. Конечно, кроме того, нужно не забывать, что мы живем в исключительное время, никогда еще вражда и ярость темных сил не была так сильна, и потому можно ожидать самых неожиданных и ярых нападений. Мне очень знакомы и обычны видения многих жителей Тонкого Мира разных степеней, также и видения черных осколков, разрывающихся снарядов и битв Сил Света с темными сущностями. Я научилась принимать это совершенно спокойно, хотя иногда потрясение атмосферы, захватывающее некоторую периферию вокруг меня, передается отраженным сотрясением моему организму. Удары, наносимые вражеским нападением, конечно, отражаются защитною сетью, и я лишь чувствую рефлекс таких ударов на самом слабом месте моего организма. Но все эти «страхования», как их называли православные подвижники, неизбежны на известных степенях духовного продвижения, им подвергались все вставшие на путь самоусовершенствования. При сердечном обращении к Великому Владыке такие нападения обычно немедленно рассеиваются, не оставляя никаких последствий. Потому отнеситесь как можно спокойнее к таким посещениям. Следите лишь за тем, чтобы не появлялись мысли, не отвечающие духу Учения. Особенно страшны всякие сомнения и сожаления о вступлении на путь служения. Черные подстрекатели, которые всегда кишат вокруг, только и ждут такого ослабления защитной сети, чтобы получить ближайший доступ и завладеть нашим мышлением. Не забывайте предупреждать друзей о такой опасности. Конечно, во время особых космических периодов и токов, способствующих яркому проявлению низших слоев Тонкого Мира, хорошо ставить перед сном у кровати сосуд с горячей водой, с несколькими каплями эвкалиптовой эссенции или масла. Тонкие жители особенно чувствительны к ароматам.

Итак, пугающее Вас спокойствие, вероятно, имеет некоторое соответствие с «духовной засухой» в описании Св. Терезы. Потому не огорчайтесь, дорогая Екатерина Яковлевна, и будьте готовы к новому очередному приливу духовных поступлений.

Теперь о Ваших соображениях относительно Общества. То обстоятельство, по которому было принято избегать говорить открыто о мировоззрении, принятом в Обществе, сложилось, конечно, из опасения, что малосведущие лица или еще неопытные члены могли исказить сущность высокого этического Учения и тем способствовать еще большим кривотолкам. Но теперь, вероятно, уже имеется некоторое число членов, которые усвоили основы Учения и могут достойно возражать на невежественные выпады. Кроме того, раз книги Учения открыто продаются и расходятся по разным слоям общества, то я не вижу причины продолжать замалчивание. Тем более что внесение Основ Этики, основ духовного воспитания, должно быть приветствовано каждым разумным строем. Также необходимо зорко следить за малоопытными сознаниями, входящими в состав Общества, и стараться возможно больше вызывать их на вопросы непонятных им положений в Учении. Так, например, Вы очень правильно разъяснили недоумение относительно накопления «чаши» достижений. Конечно, «чаша» накопляется в течение бесконечного ряда жизней, именно, содержание «чаши» есть, как Вы выражаетесь, «квинтэссенция всех наших существований». Также несомненно, что принятием Ведущего Начала мы быстрее наполняем эту сокровищницу и тем безмерно сокращаем цикл своих земных жизней. Представление, что накопление «чаши» начинается только с осознания существования определенного Учителя, может быть приравнено к сектантскому воззрению, что лишь благодаря проявлению Христа человечество было спасено от козней дьявола. Космические законы одинаковы для всех тварей. Лишь своими усилиями, лишь своими трудами может каждая тварь подыматься по лестнице эволюции. Но в Космосе проявлен также и закон великого взаимоотношения, или соответствия, потому Космический Магнит, действующий в велении Бытия, влечет в полном соотношении все сущее к утончению, но лишь те, кто сумели осознать его созидательную мощь, идут во главе той или иной эволюции. Великие Учителя человечества (не только земного, но и дальних миров), приявшие полностью мощь Космического Магнита, в совокупности своей представляют Венец его в виде Великого Космического Разума, который поддерживает гармонию или равновесие во всем проявленном Космосе. Потому естественно, что при сердечном осознании этой Ведущей Мощи человек будет стремительно увлечен на следующую и высшую ступень эволюции, при которой все устремления его трансмутируются в тончайшие энергии или отложения в «чаше». Именно эти трансмутированные энергии понесут его при смене оболочки на сложенную им высоту или сферу в Тонком Мире.

Не так важна форма представления Ведущего Начала, которая слагается в сознании устремленного к совершенствованию, самое главное, чтобы представление это отвечало космическому размаху и вмещению и не останавливалось бы на сектантском ограничении. Способность к вмещению есть наполнение «чаши». Расширение сознания, или накопление «чаши», начинается с момента допущения. Все отвергнутое, все невмещенное не сложит необходимых кристаллов энергии.

Так, § 155 из книги «Иерархия» следует понять широко. И когда говорится о сознании, не слитом с Владыкою, нужно понять, что здесь имеется в виду сознание, не могущее идти с эволюцией. Высшее Сознание стоит во главе эволюции. Высший Иерарх олицетворяет собою именно Высшее Сознание, потому в этом смысле можно сказать, что человек, не признающий Высшего Иерарха, или Ведущее Сознание, погружает себя во тьму и осуждает на регресс, на оскудение своей «чаши».

Тревожат меня некоторые недоумения, возникающие вокруг Учения. Так, например, иногда и канон «Господом твоим» понимается как непротивление злу. Но нет большего заблуждения. Нельзя смешивать два совершенно различных понятия. При таком понимании канон «Господом твоим» может обратиться в попустительство, в потворство злу! На днях писала об этом Карлу Оттоновичу Валковскому. Всегда радуюсь, если мне удается пояснить какое-либо недоумение около Учения. Но, к сожалению, мало кто спрашивает такие разъяснения, а сердце чует, что недоумения имеются, и они неизбежны, ибо многие положения Учения становятся особо ясными, лишь зная, при каком случае или обстоятельстве они были даны. Потому, родная Екатерина Яковлевна, пожалуйста, не стесняйтесь запрашивать меня при каждой такой неясности.

Теперь о самом больном для нас вопросе, именно о перегруженности Рихарда Яковлевича. Да, как нам тяжко сознавать, что у Рихарда Яковлевича нет помощника в рутинной работе по Обществу. Такое положение я считаю совершенно ненормальным. Необходимо, чтобы нашелся человек, который принял бы на себя секретарскую обязанность. Скажу больше, при ближайшей возможности желательно, чтобы труд такого лица был оплачен. Ведь этот труд совершенно необходим для успешного развития Общества. И я знаю, сколько времени уходит даже на простое поддержание порядка в бумагах и на самую примитивную корреспонденцию, не говоря уже об отчетности. Потому забота членов Общества должна быть направлена на то, чтобы общими силами облегчить ношу Рихарда Яковлевича. Его необходимо освободить для других работ, именно для внешнего и внутреннего водительства Обществом, также и для служения своим творчеством. Не может Общество успешно расти, не имея необходимого аппарата для производства очередных работ. Потому Ваша мысль об образовании группы, которая распределила бы между собою различные обязанности по Обществу, больше чем своевременна. Считаю неотложным избрание комитета, который принял бы на себя выполнение необходимых работ. Это тоже совет Н.К. Об этом буду писать всем членам Правления поодиночке. Надеюсь, что найдутся члены Общества, которые не станут избегать возможности послужить благому делу, совершающемуся на пользу их страны, которые поймут, что приобщение к Учению налагает на них обязанность прежде всего в отношении их самих, именно показать в действии, как претворились в них основы Учения. Верю, что среди сердцем подошедших найдутся такие, которые проявят и необходимую дисциплину при несении принятой на себя обязанности. Ибо никакое дело не может развиваться при отсутствии этого первейшего условия. Порядок и дисциплина являются поступательным и созидательным ритмом. Малейшее нарушение порядка и дисциплины открывает доступ хаосу, разрушительному по последствиям. Не знаю ничего прекраснее, нежели когда люди находят радость в служении, в самопожертвовании на общую пользу. Но не так же ли прекрасна обязанность и всех получающих эту пользу облегчить этот жертвенный труд? В данном случае имею в виду жертвенный труд нашего родного Рихарда Яковлевича. Сколько времени он отдает на служение членам Общества, время, которое он мог бы уделить на свою творческую работу. Считаю, что следует неотложно обсудить этот вопрос, Рихард Яковлевич нужен Обществу, именно он нужен. Ведь после ухода нашего Ф.Д. он был назван духовным наследником Ф.Д. Именно Рихард Яковлевич, освобожденный от большей части рутинной работы (по счетоводству, деловой переписке), мог бы дать больше духовного руководства членам Общества. Очень скорблю, что он так перегружен и так мало число тех, кто мог бы облегчить его ношу. Каждое общество может существовать лишь при действенной кооперации всех его членов. Знаю, что некоторые члены поставлены в такие условия, что они совершенно лишены возможности оказывать регулярную помощь, и, конечно, не о них говорю, но имею в виду тех, кто вполне могли бы послужить великому делу без особого ущерба для своих личных обстоятельств. Принятие Учения обязывает нас к принятию и основ сотрудничества. Грустно, что среди некоторых недурных людей нет понимания, что чтение Учения без приложения указаний к действию ни к какому усовершенствованию не приведет, наоборот, они даже могут оказаться на черте отступления. Ибо знать и не прилагать есть уже сознательное попустительство злу.

Понимаю и скорбь Эллы Рейнгольдовны, видя, сколько приходится Рихарду Яковлевичу затрачивать сил и времени. Но пусть эта скорбь не претворится в сожаление о принятии им ноши во имя дела Общего Блага. Эта ноша в то же время есть самое прекрасное достижение. Вспомним все, что сказано во второй части «Листов Сада Мории» о Непомерной Ноше. Также не забудем перечитывать и «Книгу о Жертве» в первой части «Листов Сада Мории». Книга эта читается в преддверии к вступлению на великое служение человечеству.

Мне казалось, что Карл Оттонович Валковский раньше сотрудничал и посильно помогал Рихарду Яковлевичу. Сожалею, если его личные обстоятельства так сложились, что он больше не может уделять времени занятиям по Обществу. Истинно, можно пожалеть, когда кто-то не может принять участия в великом сотрудничестве.

Но, родная Екатерина Яковлевна, Ваше желание видеть Рихарда Яковлевича под деревом я сейчас не разделяю, ибо всех отшельников, всех садху, уходящих от жизни во время неслыханной битвы Сил Света с тьмою, Великие Учителя называют дезертирами. Несомненно, Рихард Яковлевич издавна принес свое устремление к красоте, к исканию великих истин, и, может быть, он не раз уже уходил от земных тягостей, и потому сейчас он должен обрести равновесие, уносясь помыслами в надземную высь, в то же время утверждаться на Земле. Кроме того, именно для Рихарда Яковлевича, для его творчества необходимо знакомство с разными общественными кругами, именно развитие культурной деятельности Общества может способствовать этому общению. Возможности приходят лишь с людьми и через людей.

Теперь то, что Вы пишете о повышенном национальном сознании: конечно, на известной ступени развития и такое мышление неизбежно, но в наше время это явление психической ограниченности уже вылилось в своего рода разрушительную заразу. Почти вся планета охвачена этой губительной эпидемией. Будем надеяться, что здоровые народы сумеют локализовать у себя это зло и найдут ему единственное правильное применение, именно, в защите своей родины от всяких посягательств и захватов. Но все представители шестой подрасы, из которых образуется нарождающаяся шестая раса, отличаются отсутствием шовинистического ограничения при правильном понимании своего долга в отношении своей родины. Можно и должно любить свою родину, но кто же из истинных сынов ее захочет ограничивать ее возможности? Такая любовь будет все тою же замаскированною самостью. Истинная любовь может думать только о расширении возможностей своего народа и будет приветствовать каждый источник, откуда эти возможности могут прийти. Мы очень любим свою родину и потому всегда приветствовали и приветствуем все те проявления, все те поступления, откуда бы они ни приходили, которые могли бы способствовать развитию ее народа. Так, с детских лет одним из моих любимейших героев был Петр Великий, открывший доступ западной культуры в пределы России. Не удивляйтесь выбору героя, но следует помнить, что земной грим часто скрывает глубину истинных намерений. В мире царит великая соизмеримость и соответствие, и там, где думы широки, там и вся жизнь проходит этим широким радиусом.

Принявшие Учение Жизни, или основы Этики, должны всегда и во всем избегать ограничивающих мыслей и понятий. Подрастающее поколение должно воспитываться на любви к своей родине, но и на осознании своего истинного места в Космосе, отсюда придет и понимание великого космического сотрудничества. Новое поколение должно усвоить, как губительно каждое разъединение во всех областях жизни. Для такого осознания скоро и наука придет на помощь.

Письмо приняло недопустимые размеры, потому кончаю и еще раз прошу Вас, родная Екатерина Яковлевна, не огорчаться временной «духовной засухой». Вы уже знаете, что это определение не отвечает истине.

От всего сердца обнимаю Вас. Буду писать и Элле Рейнгольдовне, так хотелось бы, чтобы она обрела духовное мужество среди повседневных забот. Это ли не подвиг! Часто люди мечтают о подвиге, ищут его где-то далеко и даже вне жизненности и не замечают, что он уже наступил и от них лишь зависит сделать его возможно прекраснее, укрепив всеми сердечными огнями и основами жизни. Шлю мысли радости о несении света во тьму, мысли о высшей радости служения Свету. Сердцем с Вами.

Е.Р.

Не могу не приложить полезную беседу, которую Вы прочтете друзьям.

«Вы знаете, что состояние, которое вы называете культурою, – общечеловечно. Могут быть многообразия в обычаях, верованиях и языках, но каждое культурное действо будет общим для всего человечества. Такое обобщение Мира есть первая ступень к преображению всей жизни. Могут вам возразить, что каждый народ имеет свою культуру. Но Вы можете легко ответить, ибо под таким возражением скрывается не культура, но обычаи. Могут указать на различие письменности в разных странах. Но Мы говорим не о глифах и способах выражений, но о сущности намерений и заданий. Сравните все лучшие произведения разных народов, и вы увидите, что задания будут общечеловечны. Так, Мы утверждаем, что и среди разъединения можно найти общечеловеческую устремленность.

Можно радоваться, что сущность человека стремится к усовершенствованию. Сам он часто не хочет замечать этот недремлющий импульс. Человек даже пытается противиться лучшим побуждениям, но где-то глубоко в недрах "чаши" уже сияет зародыш зерна культуры. Рано или поздно это зерно прорастет, и потому каждый человек уже несет в себе частицу общечеловечности.

Можно удивляться, почему столь много двуногих, ярых в ненависти? Неужели и они несут в себе зерно культуры? Должно быть, оно зарыто глубоко под грудою преступлений. Найдется Наставник в Тонком Мире и укажет, насколько животное состояние недопустимо. Поистине, люди должны понять, что каждый день может засиять общечеловечность.

Мыслитель заботился, чтобы ученики познали, что и в дальних мирах светит общечеловечность и каждый человек уже гражданин всех миров»[264].

____________________________________
[264] Надземное, 373 (опубликовано в другой редакции).


Господь твой, живи!
 
МилаДата: Пятница, 14.09.2018, 21:24 | Сообщение # 123
Группа: Админ Общины
Сообщений: 7676
Статус: Offline
117

Е.И.Рерих – Ф.А.Буцену

4 февраля 1939 г.


Дорогой наш Федор Антонович, вчера получила Ваше последнее письмо со вложением образчика симфонии к Учению, но, конечно, еще не имела времени просмотреть.

Вместе с Вашей весточкой пришло и письмо от Г.Ф. с описанием всех трудностей, возникающих с приглашением нового опытного хирурга. Будем надеяться, что и этот вопрос будет улажен. Кроме того, может быть, в соседних странах имеются опытные хирурги. Также тревожусь и за девочку Ивана Георгиевича, но знаю, что все возможное будет сделано для спасения наших больных.

Вообще за последнее время только и приходится что слышать о разных заболеваниях среди знакомых и друзей, потому наша просьба – очень берегите здоровье.

Есть еще один вопрос, который нас сильно беспокоит, о нем пишу и Г.Ф., именно чрезмерная нагруженность Рихарда Яковлевича канцелярской работой, не считая всех корректур по изданиям. Необходимо как-то разгрузить его и дать возможность ему работать [по] его литературной специальности, тем более что литературное творчество является и его заработком. Ведь его оклад на государственной службе, конечно, не может покрывать всех семейных расходов. Опасаюсь, как бы он не занемог от перегрузки, а он так нужен Обществу. Ведь он указан Великим Владыкой как духовный наследник Ф.Д., и мы должны оберечь его. Чувствую большие угрызения совести, что утяжелила его еще корректурою своих писем, и радуюсь, что не будет спешки с этим изданием и, таким образом, Рихард Яковлевич сможет иметь передышку.

Вероятно, регистрация Общества внесет некоторые изменения и уточнения в делопроизводстве и понадобится сотрудник или сотрудники, которые могли бы посвятить известное время для регулярной канцелярской работы. Этот вопрос, видимо, озабочивает и Екатерину Яковлевну, и она мне написала свое предположение об избрании группы из членов Общества, между которыми можно было бы распределить обязанности по делопроизводству под руководством Рихарда Яковлевича. Это предложение было поддержано и Великим Владыкой. И вот я обращаюсь к Вам с просьбою помочь собрать такую группу. Пусть члены Общества покажут, что они могут сотрудничать на пользу Общества. Конечно, мечтаю и о том времени, когда явится возможность иметь платного секретаря, ибо надеюсь на рост Общества и на расширение деятельности. Тогда для несения такой обязанности потребуется определенное и значительное время. Сейчас, конечно, все те средства, которые жертвовались некоторыми членами Общества, чрезвычайно напряжены из-за расходов по дорогостоящим изданиям, но в дальнейшем, когда продажа их начнет давать некоторый оборот и членские взносы возрастут, придется подумать об этом крайне существенном вопросе. Пока же, может быть, несколько сотрудников [будут] распределять между собою этот благородный труд и помогут Рихарду Яковлевичу в его самоотверженной работе на пользу Общества и, главное, на пользу дел Великого Владыки.

На опыте я убедилась, что занятой человек всегда найдет время для каждой работы, ибо у него выработалась определенная дисциплина или система в работе и он умеет распределять свое время. Так, история утверждает, что знаменитый Ришелье брал себе в секретари лишь самых занятых людей.

Так и Н.К., состоя директором Школы Императорского Общества Поощрения Художеств, был занят целый день. Школа была открыта от 9 часов утра и до 10 вечера и еще полдня по воскресеньям. Кроме того, в скольких других учреждениях Н.К. был председателем, или основателем, или членом Комитета и сколько вечеров уходило на такое добровольное общественное служение! Зимою он имел очень мало времени для своего творчества, лишь поздним вечером и по праздникам урывал он время для своего любимого дела, но тем не менее все успевал.

Пусть члены Общества как один вдохновятся служением Общему Благу и найдут время для сотрудничества. Каждый труд, принесенный на великое служение, сложит прекрасные возможности для будущего.

Шлю Вам, дорогой Федор Антонович, самый сердечный привет и прошу передать Клементию Станиславовичу, что постоянно думаю о нем и знаю, что все обойдется хорошо, но нужно принять все меры, чтобы обеспечить себя хорошим врачом-хирургом. Передайте ему также, что Иван Георгиевич написал о нем такое чудесное письмо, так трогательно описал нам его, что мы истинно возрадовались сердцем. Пусть будет светло и ему, Ивану Георгиевичу, который умеет так писать о своих друзьях.

Итак, родные, любите друг друга и берегите друг друга. О тех, кто думает о всяких отделениях, пожалеем, ибо много горя уготовляют они себе. Но тот, кого толкают на захваты, оказывается умнее, предусмотрительнее.

Относительно сказанного в книгах Учения о пребывании на Солнце, то, конечно, Высшие Духи могут посещать разные Светила и Духовное Солнце, прототип нашего физического, является местопребыванием Источника Мудрости. В Беспредельности для [каждого] все открыто и доступно. Берегите здоровье.



Господь твой, живи!
 
МилаДата: Пятница, 21.09.2018, 23:35 | Сообщение # 124
Группа: Админ Общины
Сообщений: 7676
Статус: Offline
118

Е.И.Рерих – Г.Ф.Лукину

4 февраля 1939 г.


Родной Гаральд Феликсович, получили добрую весть о перерегистрации Общества, но она потонула в тревоге за здоровье Клементия Станиславовича и девочки Ивана Георгиевича. Шлем укрепляющие мысли. Всюду столько горя и проявлений самых неожиданных и новых форм заболеваний. Космические токи способствуют воспалению слизистых оболочек. Ждем с нетерпением дальнейших сведений о ходе болезни девочки. Также надеемся, что и для Клементия Станиславовича удастся устроить лучшие условия для лечения. Если д-р Страуман откажется, то, может быть, в соседних северных странах имеются лучшие хирурги! Иван Георгиевич недавно писал о Клементии Станиславовиче и так сердечно, так образно представил нам трогательный облик Клементия Станиславовича. Конечно, в этом письме, не ведая того, он выявил и свою прекрасную душу. Пусть ему будет светло, такие слова о друге всегда глубоко трогают меня. Да сохранят Силы Света ему милую Наталочку.

Родные наши, сейчас пуще всего храните свое здоровье. Также и еще один вопрос сильно тревожит нас, именно вопрос о перегруженности Рихарда Яковлевича делопроизводством по Обществу. Так хотелось бы освободить его хотя бы отчасти от рутинной работы.

Не явится ли возможность составить комитет, конечно, под руководством самого Рихарда Яковлевича, члены которого распределили бы между собою наиболее рутинную работу? Мне так хотелось бы, чтобы члены Общества, которые способны к такой канцелярской работе и которые могут без особого ущерба уделить часть своего свободного времени, приложили бы свои силы для процветания общего дела. Ведь все члены Общества должны в той или иной степени прилагать в жизни основы сотрудничества. Только этим они докажут, что Учение Живой Этики для них не пустой звук, не развлечение, хотя и высокого порядка. Лишь в действии мы доказываем свое осознание Учения. Лишь то, что осознано, прилагается в жизни. Так, если не приложено, значит, и не продумано, и не воспринято. Мы можем выписать все положения Учения, можем выучить наизусть все книги Учения, но, если не приложим в действие хотя бы самых первых основ сотрудничества, мы останемся в прежних ограничениях. И разве возможно будет говорить о своей любви и преданности к Источнику Света?

Родной Гаральд Феликсович, поговорите об этом с членами Правления и с самим Рихардом Яковлевичем. Я так радовалась, когда слышала, что кто-то деятельно сотрудничал в Обществе. Когда узнавала, что кто-то из новых и молодых мог оказать существенную помощь нашему Рихарду Яковлевичу. Но неужели все так и осталось лишь в пределах добрых намерений. Конечно, вероятно, перерегистрация Общества повлечет за собою и новый устав делопроизводства и понадобится и наличность казначея, и секретаря, и ревизионной комиссии и т.д. Когда Общество расширится, вероятно, явится возможность иметь и оплаченного секретаря. Трудно ожидать, чтобы люди, перегруженные заботою о заработке, могли бы находить время для работы, которая требует дисциплины и определенного ритма или времени. Этот вопрос меня несказанно мучает, ибо понимаю, сколько средств было затрачено на дорогие издания и как нельзя рассчитывать, чтобы эти средства обернулись бы уже в ближайшие месяцы. Затраты несомненно будут возмещены, но нужно, чтобы все сроки подошли.

Вопрос об избрании группы из членов Общества, среди которых могла бы быть распределена работа по частичному делопроизводству, подымала и Екатерина Яковлевна, и, зная, как она близко к сердцу принимает интересы Общества, как привязана она к Вам и Рихарду Яковлевичу, мне это показало, что есть острая нужда к подвижке членов Общества к более деятельному сотрудничеству. Знаю, что многие устремились к составлению индексов и симфонии книг Учения, и, конечно, такая работа много приятнее, нежели всякие отчетности и переписки. Но может же кто-то проявить некоторое самоотвержение хотя бы поочередно. Ведь Рихард Яковлевич так нужен Обществу. Мы должны всячески оберечь его, ибо о нем было Сказано, что «он духовный наследник Ф.Д.». Во всех существующих Обществах имеются дежурные члены и добровольные работники. Надо приучаться к общественности, к несению общественных обязанностей. Ведь такая работа именно входит в дисциплину Живой Этики. Иначе на чем, где и когда научимся сотрудничеству, этой главной основе Новой Эры.

Мне казалось, что в прежние годы много сотрудничал Карл Оттонович. Неужели обстоятельства его так сложились, что он не может уже уделять времени на дело Великого Владыки? Можно об этом очень пожалеть, и, конечно, для него это тоже немалый ущерб. Каждый трудовой камень, принесенный на пользу дела Великого Владыки, обращается в алмаз будущих возможностей. И мудрый прежде всего думает о будущем, которое помогает ему преображать и настоящее. Так пусть все члены Общества приносят то лучшее, что они могут дать общему делу, и помнят, что каждое самоотвержение оценивается стократно, потому пусть каждый поступится приятностью и изберет долю рутинного труда. Устремление к самоусовершенствованию преображает каждый рутинный труд в радости достижения. Буду несказанно радоваться, когда принцип сотрудничества и даяния будет усвоен всеми членами Общества, ибо лишь этим принципом накапливается сокровищница духа.

Получена ли последняя посылка, «Надземное»?

Примите, родной Гаральд Феликсович, мой самый сердечный привет. Тучи несутся на юг. Что Ваши детки? Вероятно, Вы скоро пришлете их новые карточки, также попрошу и фотографии девочек Ивана Георгиевича, которых у меня не имеется. В последней посылке вместе с Вашими детками были и девочки Рихарда Яковлевича. Храните торжественную радость.

Сердцем [с Вами].



Господь твой, живи!
 
МилаДата: Воскресенье, 30.09.2018, 00:30 | Сообщение # 125
Группа: Админ Общины
Сообщений: 7676
Статус: Offline
119

Е.И.Рерих – Р.Я.Рудзитису

4 февраля 1939 г.


Дорогой и родной наш Рихард Яковлевич, радовалась Вашему чудесному письму от 24 декабря, но отвечу на него подробнее немного позднее, а сейчас хочу лишь сказать Вам о нашей радости по поводу состоявшейся регистрации Общества. Конечно, с одной стороны, радостно сознавать, что еще одна ступень завоевана, с другой, понимаю, как именно это обстоятельство потребует еще большей ответственности от Вас и членов Правления. Понимаю всю Вашу перегруженность по делопроизводству Общества и сердцем болею и за ту работу по редактированию, которой и мне пришлось нагрузить Вас, потому я с радостью ухватилась за предложение Екатерины Яковлевны об избрании группы из членов Общества, между которыми возможно было бы распределить канцелярскую работу под Вашим руководством. Это предложение нашло и одобрение Великого Владыки. Вы знаете, как мы дорожим Вами, как Вы необходимы Обществу, и потому я решила написать и некоторым членам Правления о предложении Екатерины Яковлевны, прося их поддержать и помочь такому проявлению истинного сотрудничества. Кстати, и Вы, кажется, хотели включить ее в члены Правления. Потому, родной Рихард Яковлевич, примите эту заботу о Вас членов Правления как правильное понимание Основ Учения Живой Этики. Мы все обязаны оберегать друг друга, и как же не подумать прежде всего о тех, кто самоотверженно трудится на общую пользу. Мне хотелось бы освободить Вас от рутинной работы по переписке, отчетности и т.д. и тем дать Вам больше времени для Вашего творчества и духовного водительства.

Пересылаю Вам мой ответ Карлу Оттоновичу. Если найдете нужным, можете этим письмом заменить какое-либо из имеющихся. Конечно, выпустив личное обращение. Не могу выразить, как я горюю, что мне пришлось обременить Вас еще корректурой и редактированием моих писем. Но беда в том, что всегда и всюду истинных и умелых работников так мало, и я не знаю никого, кому я могла бы доверить эту работу.

Мы переслали Вам копию письма Елены Федоровны Писаревой, как видите, оно очень дружественно. Теперь ждем письма от А.А.Каменской, ибо и ей была послана отсюда «Тайная Доктрина», но на недели две позднее. Будем надеяться, что она проявит чувствознание. По получении ее ответа немедленно пошлем Вам копию. Итак, родной Рихард Яковлевич, не сетуйте на мое вмешательство в дела Общества, оно подсказано самым лучшим чувством.

Также очень прошу Вас хранить «Надземное» в одних Ваших руках. Об этом получила новое указание. Также пусть не делают никаких выписок. Шлю привет сердца.


Господь твой, живи!
 
МилаДата: Пятница, 05.10.2018, 23:15 | Сообщение # 126
Группа: Админ Общины
Сообщений: 7676
Статус: Offline
120

Е.И.Рерих – Р.Я.Рудзитису и Г.Ф.Лукину

18 февраля 1939 г.


Родные наши Рихард Яковлевич и Гаральд Феликсович, прошу Вас еще раз передать милым сердцу друзьям мою самую горячую признательность за память и внимание. Глубоко тронута была превосходным изданием писем[265], и переплет так красив. Спешно просмотрела весь том и отметила замеченные мною опечатки. Прилагаю список. Красным карандашом подчеркнула несколько опечаток, изменяющих смысл, а также выпуски фраз и перестановку их. Такие опечатки, как слово «корреспондент» с упущением второго «р», казалось бы, вполне допустимы, принято же писать слово «официальный» через одно «ф», но Владимир Анатольевич утверждает, что слово «корреспондент» через одно «р» на английском языке означает нечто совершенно неожиданное по смыслу – в судебной практике кореспондентом обозначается третье лицо в бракоразводных процессах. Потому придется отметить на листке опечаток. Конечно, вряд ли кто знает такие тонкости правописания, но выпуски целых строчек искажают смысл написанного, и это, конечно, вина типографии.

Между прочим, Великий Владыка указал написать еще одно короткое письмо, которое можно будет вставить во второй том. Письмо это будет включать последнюю беседу о том, когда допускается потребление мясной пищи. Это должно быть ответом тем ханжам и фанатикам, которые будут опасаться проглотить кусок мяса, но в то же время не задумаются нанести смертельный удар своему ближнему. Исказители Учения утверждают, что книги Живой Этики советуют употреблять мясо, этим они вносят большое смущение в ряды теософов, придерживающихся во всем лишь мертвой буквы, не желающих понять сложности жизни.

Теперь должна сказать, что очень огорчилась присланной Гаральдом Феликсовичем копией письма из Америки. Оно еще раз подтвердило, как трудно изменить природу людей. И Вам, родные, должно быть, становится все понятнее, почему дела в Америке не могли процветать. Властолюбие, узурпаторство, нетерпимость, исключительность и полное отсутствие сотрудничества привели к развалу. А возможности были совершенно необычайны. По изданиям Учреждений видно, какое множество лучших людей готовы были кооперировать, но никто из них не был допущен. Труднее всего усваивается великое значение сотрудничества и единения среди ближайших деятелей, потому не могу не привести беседы по этому наинасущнейшему вопросу, которую прошу читать и перечитывать во всех группах.

«Вы знаете, насколько Мы настаиваем на ЕДИНЕНИИ. Люди думают, что это наставление имеет лишь нравственное значение, но они не понимают, что единение есть умножение энергии. Можно представить, насколько Нам легче помогать, когда имеется дружное единение, ведь тогда происходит сбережение энергии. Она направляется в одно место, и такая концентрация дает яркое усиление энергии. Пусть люди приучатся понять, что каждое нравственное указание есть и научный совет. Повторяю эту истину, ибо вижу, что даже читающие Учение не применяют это к жизни.

Но, кроме умножения Нашей помощи, единение есть как бы насос пространственной энергии. Люди забывают, что их энергия при сотрудничестве увеличивается в несколько раз. Такая прогрессия может быть вычислена, и люди еще раз могут убедиться, что доверено им и в земной жизни. Убедить можно лишь научным путем. Пусть ученые покажут, как возрастают сложенные силы. Явно пусть убедятся, что сотрудничество есть лучшая магия. Но пусть даже не знающие о Нас подумают – может быть, где-то находится ценный Источник энергии, который можно приложить к жизни? Каждое такое допущение уже будет приближением к Нам. Мыслитель понимал, что сила человека не может быть исчерпана, если он помыслит о высших Источниках»[266].

С часу на час ожидаем ответной телеграммы. Очень тревожились за Наталочку и операцию Клементия Станиславовича. Надеемся, что опухоль не окажется злокачественной. Перитонит – крайне тяжелое заболевание и длительное. Знаю, что Великий Владыка посылает всю возможную помощь. Вчера получили еще одну печальную весть – скончался Чарльз Крэн, наш лучший друг в Америке. Он был человеком большого сердца, и многие будут оплакивать его уход.

Родные наши, всеми силами духа храните единение и оберегайте здоровье. Шлю нашим болящим постоянные мысли об улучшении их положения. Так хотелось бы спасти Наталочку. Счастлива была узнать, что операция Клементия Станиславовича была удачной, только бы проявить всю необходимую осторожность. И сказать не могу, как сердце рвется на помощь близким. Посылаю мужество нашему Ивану Георгиевичу, могу себе представить, как тяжко должно это отражаться на его самочувствии. Итак, родные, храните друг друга.

Тучи пройдут.

Всем сердцем с Вами,

Ел. Рерих

___________________________________________

[265] Письма Елены Рерих. Рига, 1940. В 2-х т. Первый том был напечатан в 1939 г., но находился в цензуре.

[266] Надземное, 385 (опубликовано в другой редакции).


Господь твой, живи!
 
МилаДата: Пятница, 12.10.2018, 23:17 | Сообщение # 127
Группа: Админ Общины
Сообщений: 7676
Статус: Offline
121

Е.И.Рерих – Е.Ф.Писаревой

22 февраля 1939 г.


Родная Елена Федоровна, спасибо большое за все Ваши добрые слова об исполненном мною труде. Я выслала Вам два тома «Тайной Доктрины», ибо третий еще не закончен. Ввиду того что он размерами меньше прочих, мы соединим его с индексом ко всем томам, как это сделано в последнем Адиарском издании «Тайной Доктрины». Кроме того, было Указано напечатать теперь два тома.

Перевод сделан мною, и единственной моей помощницей была русская девочка, которая живет с нами, она переписала начисто весь манускрипт. Конечно, [во всем], что касается до тибетских и некоторых других восточных слов, я пользовалась советами моего старшего сына-востоковеда, который знает несколько восточных языков, в том числе санскрит, и вполне свободно владеет тибетским и монгольским языками.

Перевод был сделан очень быстро. В не очень занятые дни я успевала сделать до 15 страниц. Приступила я к этому переводу по Указанию в конце 31 года, и первый том был закончен к марту 33 года, но затем, конечно, следовала переписка начисто и новая корректура. Второй том был начат в конце 32 г. и окончен в 33-м. Не думала я, что так скоро явится возможность напечатать такой большой труд, но мы привыкли исполнять Указания, не откладывая их, тем более что тут же было Сказано, что друзья помогут. И вот, действительно, наши рижские друзья, узнав, что труд закончен, поспешили издать его со всею любовью. Во что обошлось все издание и в каком количестве напечатано, а также какая цена будет назначена ими для продажи, – я еще не знаю. Но если эти подробности Вас интересуют, могу точнее узнать. Труд этот выпущен друзьями лишь в этом году, после того как была закончена перерегистрация их Общества. В Латвии на все свои законы. Книги продаются в книжном магазине, принадлежащем Обществу.

Теперь друзья принялись за издание моих писем и первый том уже напечатан, но еще в цензуре. В продажу поступит, лишь когда будет напечатан второй. Думаем, что можно будет выпустить оба тома к 40 году. Если явится возможность получить первый том немного раньше, немедленно вышлю его Вам.

С нетерпением, с живейшим интересом жду копию Вашего манускрипта. Ваша книга «О скрытом смысле жизни» стоит на полочке моего письменного стола, и я люблю заглядывать в нее. Любуюсь ясным изложением, красивым слогом и прекрасным знанием русского языка.

Родная Елена Федоровна, если бы Вы знали, как меня влечет к Вам, как мне хочется встретиться с Вами. Очень прошу Вас и Вашу милую дочь держать нас в курсе всего у Вас происходящего.

Время сейчас такое грозное, что все чуткие организмы особенно тяжко воспринимают колючие токи разбушевавшегося хаоса. Потому не удивляюсь, что Вы чувствуете как бы отлив сил. Вот и я только что оправляюсь от приступа сердечного недомогания. Невозможно не чуять мировую тоску! Но мы живем будущим, ибо знаем, как охраняется наша родина Силами Света. Все новые и новые знаки указывают на приближение сроков. И все мои видения сбываются в строгой последовательности. Потому такая несломимая вера живет в сердце в Высшую Справедливость и в светлое будущее. Так много хотелось бы поведать Вам, но условия таковы, что приходится постоянно помнить о бережности. Невозможно самое сокровенное, самое высокое, самое любимое доверять бумаге, которая на своем пути может пройти через недружественные руки.

Послала два тома «Тайной Доктрины» и А.А.Каменской. Хотела бы спросить ее, сколько экземпляров прислать ей для раздачи друзьям, но пока что не имею от нее вести. Может быть, и Вы, дорогая Елена Федоровна, хотели бы иметь еще один экземпляр, сообщите, и я с радостью перешлю.

Вторая часть книги «Братство» дается вместе с другой книгой «Надземное», и обе еще не закончены. Трудно будет их расчленить. Конечно, Вы первая получите книгу, как только она будет закончена. Имеете ли Вы все книги этой серии? Если нет, с радостью дошлю.

Рады были узнать о дружественном отзыве о творчестве Н.К. со стороны Президента Теософического Общества. За последние годы неоднократно до нас доходили осуждения книгам даваемого нам Учения, якобы исходившие от президентов Русского и Адиарского Теософических Обществ, потому прочесть благие слова, приведенные в Вашем сердечном письме, было для нас приятною неожиданностью. Так хотелось бы, чтобы служители Света, наконец, узнали бы друг друга и прекратили всякие осуждения. Казалось бы, они знают, что нет ничего тайного, что не стало бы тайным[267]. Тяжко пройти мимо посылаемого Великими Учителями, да еще с осуждением! Наше правило прислушиваться и зорко вглядываться во все посылаемое, во все встречаемое нами по пути. Потому мы можем сказать, что приходится поражаться количеству знамений, посылаемых сейчас через всевозможные каналы, чтобы пробудить спящий дух человечества.

Между прочим, читали ли Вы чудесный том Писем Великого Учителя Иллариона? Труд этот озаглавлен «Тичингс оф зе Тэмпль». Сейчас это издание, по-видимому, распродано, но у членов этого калифорнийского общества нет средств на второе издание. И подумать только, что так обстоит дело в богатой Америке! Не знак ли это того, что и в этой стране суждено скорое очищение. Тем более приходится удивляться самоотвержению наших рижских друзей, полагающих большую часть своего заработка на издание книг, связанных с Учением Великого Владыки М.

Сейчас в Германии вышла интересная книга «Resonanz als Weltgesetz» д-ра Буттерзака из Геттингена. Читала отзыв о ней и привожу его вкратце, думаю, что Вам будет интересно. «Книга эта имеет особое значение для всех изучающих психические и парапсихические феномены. Самые последние открытия в области физики (синтетическая энергия), в химии (катализ), в психологии и радиологии собраны в ней, и построено научное доказательство о существовании и поражающем воздействии высоконапряженных психолучей. Автор доказывает, что резонанс, или ответная вибрация, имеет то же значение для психофизики, что и синтетическая энергия для физики и катализ для химии. Человек представляет собою психоэлектрическое поле, которое высылает лучи различного порядка и доступные измерению. Через концентрацию эти лучи могут быть доведены до высокого напряжения (вольта). Поразительное воздействие этих лучей зависит от силы их концентрации или вольта и от резонанса (ответной вибрации) в объекте, на который они направлены. Психические лучи высокого вольта могут выявлять и контролировать огромные скрытые силы, заключенные в космических магнитных полях. Психолучи образуют волны, по которым мы можем сообщаться с иными сферами. Психолучи могут материализовать и дематериализовать материю. Возможности этих лучей превосходят человеческое воображение.

Психоэлектрические волны пробегают быстрее всех прочих волн. Они возвращаются к точке отправления и следуют спиралями. По пути следования эти спирали поглощают однородные волны. Этим поясняется тот факт, по которому лучи эти, возвращаясь к своей отправной точке, усиливаются в своих излучениях. Вместо того чтобы растратить силу, они собирают ее по пути следования.

Мировое вещество представляет собою конгломерат подобных лучей. Оно образуется в силу материализации лучей и может снова быть радиировано в лучи. Душа и тело тоже представляют собою лишь различные агрегаты психоэлектрических полей. Сами по себе лучи безразличны. Воздействие их зависит, во-первых, от мысли посылающего и его объекта; во-вторых, от концентрации, с которой мысль была послана, т.е. от ее вольта; в-третьих, от отзвучания или ответной вибрации данного объекта.

Особое значение имеет связующая мощь этих лучей, их синтез. Человечество и материя включены в обширнейшем психоэлектрическом поле. Именно вся Вселенная является таким психоэлектрическим полем. Индивидуальные магнитные поля посылают и принимают целые потоки лучей. Вселенная есть огромная область психических энергий, которые доступны каждому, кто может отзвучать им или настроить себя для получения их (интуиция, вдохновение). Итак, отзвучание управляет миром, резонанс есть мировой закон. Развитие этой электромагнитной волны должно следовать тому же закону, что и волны Герца и Маркони. Человеческая концентрация сама по себе может достичь необходимого вольта (напряжения) этих лучей лишь до ограниченного предела, но так как эти лучи той же природы, что и радиоволна, то наука не должна испытывать затруднений в развитии этой психоэлектрической волны. Несомненно, это открытие будет наивеличайшим из всех до сих пор сделанных человечеством».

Думаю приобрести эту книгу, ибо все изложенное в ней, как говорится, вода на нашу мельницу. Именно знамение времени, когда наука вступила уже за порог преддверия метафизики.

Н.К. шлет Вам, дорогая Елена Федоровна, самый сердечный привет. Он, как всегда, поглощен своей многообразной деятельностью. Творчество его с годами становится все богаче, все тоньше. Уже вышел в Риге первый том его новой русской монографии. Вышлем Вам экземпляр, как только получим. Очень хотели бы знать больше подробностей о Вашей жизни, о Вашей милой дочери. Все касающееся Вас нам очень близко. Пожалуйста, передайте наш сердечный привет и Вашему другу г-же Д.Комессати. Ваши друзья – наши друзья. Родная Елена Федоровна, обнимаю Вас от всего сердца и хочу вдохнуть Вам новые силы. Ведь и на бумаге наслаиваются благие посылки. Пусть они дойдут до Вас и укрепят Вас. Обычной почтой посылаю мой портрет, к сожалению, не имею меньшего размера.

Сердцем и духом с Вами.

Ел. Рерих

____________________________________
[267] Так в тексте. Следует читать: явным.


Господь твой, живи!
 
МилаДата: Пятница, 19.10.2018, 16:29 | Сообщение # 128
Группа: Админ Общины
Сообщений: 7676
Статус: Offline
122

Е.И.Рерих – Ф.С.Баруну

24 февраля 1939 г.


Многоуважаемый Друг, из-за недомогания не могла ответить на Ваше письмо так скоро, как того хотело мое сердце. Понимаю всю душевную боль и скорбь Вашей дочери. Тяжко разочароваться в человеке, которому были даны и любовь и доверие, да еще при таких кощунственных обстоятельствах!

Смотря жизненно-практически, должна посоветовать Вам раскрепостить Вашу дочь и дать ей возможность принимать участие в работах и собраниях, ее интересующих. Эгоизм мужской есть результат многовекового атавизма, и потому даже лучшие часто не лишены его. Женщина, которая имеет время и для своего умственного развития, сильнее может влиять на своего мужа и сможет лучше направлять воспитание своих детей. Потому в память Вашей жены раскрепостите Вашу дочь. Пусть чувство, продиктовавшее прекрасно написанное «Пробуждение Души», подскажет Вам и радость искупления в создании счастья Вашей дочери. Не откладывайте и дайте ей вырастить крылья и тем защитить свой домашний очаг.

Пересланное Вами письмо г-жи Либерт неискренно, надуманно и кощунственно от начала до конца. Оно больно ударило меня, ибо что может быть кощунственнее упоминания священного Имени на страницах таких излияний необузданных низших чувств! Несказуемо тяжко было узнать о таком поношении Учения Света.

Неужели эти безумцы не понимают того, что они делают? Прикрывать самые тяжкие оскорбления светом Учения и приписывать голос похоти голосу, якобы водимому Светлым Началом (Великим Владыкой), – равносильно величайшему предательству Учения и его Источника!

Разве эти безумцы не ведают, что Живая Этика, выдвигая прежде всего нравственные устои, требует и полного осознания ответственности, исполнения долга и всех принятых на себя обязательств и честности во всем и ко всем. Каждая ложь, каждый обман, каждое лицемерие сурово осуждается. Человек, вступивший на путь Учения Живой Этики, должен отдавать себе отчет во всех своих поступках и должен знать, что нарушение им нравственных основ повлечет за собою усугубленные для него последствия, ибо он не может уже сказать, что он поступал в неведении.

Всякое нарушение доверия есть предательство. Чистота брачной жизни есть непременное условие для всех истинных учеников. Как можно прикасаться к светлым Заветам, если душа полна необузданных чувств? Как можно призывать священное Имя, строя свое счастье на горе ближнего? Душа моя невыразимо скорбит, видя такое кощунственное искажение заветов Учения. Нет ничего более тяжкого для меня, как видеть проявление нечистых чувств под прикрытием щита Учения! Истинно, блудницы поступают честнее!

Пусть Ваша милая дочь найдет силу души и великодушно простит слабому. Но пусть разбитые иллюзии послужат ей к расширению сознания и нахождению радостей жизни в честном и светлом прохождении жизненного пути. Радость есть особая мудрость, и обрести ее можно лишь в подвиге, ведущем нас ступень за ступенью все к большему познанию и большему счастью. Шлю Вашей дочери силу духа и ласку сердца моего в трудный для нее час.

Буду писать Рихарду Яковлевичу и просить его в беседах с нуждающимися в просветлении еще сильнее подчеркнуть значение нравственных основ, которые выдвигаются Живой Этикой. Видимо, в некоторых сознаниях понятие Этика смешалось с этикеткой, ибо, истинно, они придают ему не большее значение.

Спасибо, что поставили меня в известность о происходящем. Об одном аналогичном случае я уже знала от Рихарда Яковлевича, также слышала и о г-же Шпак и знаю, что меры принимаются соответствующие.

Нет труднейшей задачи, как водительство людьми. Сложность жизни велика, и лишь очищенное чувствознание может направить к распознанию, где правда. При этом мы должны помнить, что оценка людей Великим Учителем нередко разнится от нашей.

Рихард Яковлевич был назван Великим Владыкой духовным наследником Феликса Денисовича, и потому именно он может бережно касаться сложных вопросов.

Откуда у Вашего зятя мой портрет?

Сообщите, пожалуйста, о дальнейшем развитии прискорбного случая.

Шлю Вам пожелание мудрого жизненного разрешения вставшей перед Вами задачи. Охраните Вашу дочь, дав ей возможность проявить свои способности.

Всего Светлого.



Господь твой, живи!
 
МилаДата: Вторник, Сегодня, 00:53 | Сообщение # 129
Группа: Админ Общины
Сообщений: 7676
Статус: Offline
123

Е.И.Рерих – А.И.Клизовскому

24 февраля 1939 г.

Дорогой Александр Иванович, большое спасибо за присылку Вашей новой книги[268]. Мы все прочли ее с большим удовольствием, и мне кажется, что она еще насыщеннее предыдущих томов. Вообще нужно сказать, все три книги читаются легко и с неослабным интересом.

Теперь относительно «установившегося», как Вы пишете, «мнения об участии Люцифера в развитии человечества на нашей планете» должна сказать, что мнение это справедливо, ибо разве Люцифер не был среди Элохимов? В приведенных Вами выдержках из моих писем определенно сказано, что он был одним из Элохимов. Вы знаете, кто были эти Элохимы, также знаете и о прототипах Их в высших сферах. Если в Священных Писаниях Архангел Михаил назван Богоподобным и Наипрекраснейшим, то имеются и другие Носители Света менее высокой степени. Потому Люцифер, как один из Элохимов и к тому же Хозяин Земли по космическому праву, или сродству энергий, несомненно должен был участвовать в развитии земного человечества и в его умственном пробуждении. Падение Люцифера и заключалось в том, что он захотел ограничить это развитие, привязав человека лишь к Земле, к своему уделу. И мы уже можем судить, насколько это ему удалось. В основе этого желания, конечно, лежала ревность или зависть к Братьям, духовный уровень которых был выше, – как наверху, так и внизу. Каждое погружение Люцифера в материю, или каждое воплощение, все более и более затемняло его когда-то высокое сознание. В самом начале Атлантиды, или четвертой расы, даже уже в конце третьей расы, наметилось его преступное намерение. Потому в «Тайной Доктрине» экзотерически упоминаются Семь Кумар, но эзотерически их восемь. Восьмой и есть отверженный, или падший, Ангел.

Упоминаемая Вами книга Соловьева о Е.П.Блаватской[269] у меня имеется. В воспоминаниях, написанных друзьями и сотрудниками Е.П.Блаватской, встречается определенная характеристика этого недостойного типа. Он очень добивался быть принятым в ученики, но Владыка М. не разрешил Е.П.Блаватской приближать его и даже неоднократно предупреждал о его скрытых свойствах. Конечно, мелкое самолюбие не могло простить Е.П. такого отказа. Его книга является лучшим свидетельством невежества и низости автора. Думаю, что начинать шевелить эту грязь сейчас не полезно и даже определенно вредно. Для кого думаете Вы восстановлять истину? Те, кто будут заинтересованы в этой правде, те, кто почуют ее в сердце, находятся сейчас за чертополохом. Небольшое число из приобщившихся к Теософии знает истину, для остальных же Ваша защита останется бесцельной, ибо сознание их не вмещает ни трудов Блаватской, ни Великой Твердыни Света. Каждое действие, чтобы быть успешным, нуждается в определенных сроках. Защита Е.П.Блаватской должна сейчас состоять в широком распространении ее трудов. Вся же грязь, которой жалкая посредственность закидывает каждого выдающегося деятеля, сама отпадает с течением времени и с наступлением срока для нового сдвига сознания. Каждая ступень сознания несет и новое освещение фактов. Чем больше личность, тем больше предательств и ярой клеветы вокруг нее. Именно, как говорится, клевета несется за великим человеком, как пыль за всадником.

Затрудняюсь пояснить сейчас все значение колеса Будды. Но могу сказать, что очень трудно увидеть его. Для этого нужна длительная подготовка к восприятию многих стадий пространственного огня. Фохатические искры, окружающие вращающуюся свастику и накопляющиеся в полярных утолщениях центрального стержня и в самой окружности, могут не только опалить, но именно сжечь неподготовленные восприемники. Свастика помещается в середине колеса и поперек стержня.

Вы знаете, что каждое осознание и представление какого-либо объекта тем самым уже приближает нас к нему. Как Вы знаете, психические наслоения объекта могут быть перенесены на его терафим. Особенно важны астральные терафимы дальних миров и астральные терафимы людей. Можно передавать человеку необычайное усиление его психической энергии, воздействуя непосредственно на его астральный терафим. Такие воздействия мне не раз приходилось видеть и ощущать при чрезвычайном утомлении и исчерпанности сил. Терафим дальнего мира, будучи осознан и вызван в представлении, приближает нас к себе или, наоборот, приближается к нам, ибо психическая энергия, как основная, связывает между собою все сущее. Мысль есть проявление и качество психической энергии, потому мысль может быть самым объединяющим началом.

Невежественный доклад священника Ионова я читала и, конечно, ответ на него не имел бы никакого значения. Как говорится, на всякое чихание не наздравствуешься. Возражая подобным невеждам, мы лишь придаем им значение. Выход таких книжек, как Ваши, есть лучшее посрамление невежественных крикунов.

На Ваш вопрос о том, воплощаются ли евреи среди других национальностей или же они, евреи, должны вариться в своем соку? – могу ответить, что карма следует закону великой целесообразности, и потому те евреи, которые очень привязаны к своей национальности, к сожалению, и будут вариться в своем соку. То же можно сказать и о всех прочих национальностях. Конечно, такое варение в своем соку очень не полезно и, как всякое ограничение, задерживает духовное и физическое продвижение и в конце концов приводит к дегенерации нации.

Привожу беседу из «Надземное». «Вы знаете, насколько своеобразно касается карма целых стран. Можно себе представить, как смешиваются кармы личная, родовая и народная. Вы увидите страны, как бы несущие на себе какое-то проклятие. История этих стран может дать некоторую разгадку, но могут быть причины, не вошедшие на страницы истории.

Спросят – неужели несправедливость, совершенная в отношении одного человека, может отразиться на целой стране? Может, тем более что многие воплощаются в ОДНОМ народе. Все такие обстоятельства увеличивают ответственность человечества. Телесные особенности передаются на многие поколения, тем печальнее, что люди не думают, что могут передаваться все кармические признаки.

Вы правы, полагая, что лучше воплощаться в разных народностях. Но и это соображение нужно усвоить, иначе в Тонком Мире человек пытается замкнуться среди сородичей и тем лишает себя новых испытаний. В Тонком Мире сообщаются мыслью и не нуждаются в разных языках. Чудесна возможность думать на своем языке и в то же время быть понятым жителями разных стран. Нет надобности внушать мысль, наоборот, чем естественнее будет течение мыслей, тем легче они будут восприняты. Надземная такая возможность, но осознать ее нужно на Земле, иначе приспособление может затрудниться»[270]. На основании сказанного можно понять, откуда происходит узость шовинизма.

Надеюсь, что дела Ваши с домом скоро окончатся и Вы сможете снова заняться Вашим любимым литературным трудом и принять посильное участие в делах Общества. Я уже писала некоторым членам Правления о желательности образовать комитет, члены которого распределили бы между собою делопроизводство по Обществу. Мне так хотелось бы несколько раскрепостить Рихарда Яковлевича. Очень он был перегружен рутинной работой, и при его службе у него не оставалось времени для его творческой работы. Вероятно, и Вы поддержите меня в моем желании установить более тесное сотрудничество среди членов Общества. Я очень мучаюсь, что навалила на Рихарда Яковлевича и корректирование моих писаний. Вообще так хочется всюду видеть дружественную кооперацию. Единение – величайшая мощь. Потому она с таким трудом и усваивается человечеством. И так называемые темные силы и в этом уже опередили теплых.

О Вашей операции я узнала, когда Вы уже выписались из клиники. Друзья стараются по мере возможности не сообщать мне огорчительных вестей, хотя я очень протестую против такого решения. Нас близко трогает все происходящее с нашими друзьями и сотрудниками. Вот и теперь много тревожимся о состоянии Клементия Станиславовича и маленькой девочки Ивана Георгиевича. Знаю, что будет сделано все возможное для их спасения, но тоже знаю, как мало хороших врачей-хирургов, а заболевания в обоих случаях весьма серьезны и требуют самого бдительного и искусного врача-хирурга. Беспокоюсь, что долго нет ответа на наш телеграфный запрос.

От Александра Михайловича я тоже давно не имею вестей. На его последнее ноябрьское письмо я еще не ответила, отчасти из-за недомогания и спешной работы, отчасти и от желания дать его группе немного углубиться в самоанализе. С г-ном Сеплевенко моя переписка прекратилась по указанию Великого Владыки.

Шлю Вам все самые лучшие мысли. Тучи несутся на юг, и шар событий послужит лишь на пользу стране, находящейся под щитом Света.

___________________________________________

[268] Клизовский А.И. Основы миропонимания Новой Эпохи. Т. III. Рига, 1938.

[269] Соловьев B.C. Современная жрица Изиды. СПб., 1904.

[270] Надземное, 304 (опубликовано в другой редакции).


Господь твой, живи!
 
Форум » ПОДВИЖНИКИ ДУХА » СЕМЬЯ РЕРИХОВ » Е.И. РЕРИХ (Письма (1938-1939))
  • Страница 13 из 13
  • «
  • 1
  • 2
  • 11
  • 12
  • 13
Поиск:

AGNI-YOGA TOPSITES