Четверг, 23.11.2017, 04:55

Приветствую Вас Гость | RSS | Главная | Форум | Регистрация | Вход

[ Новые сообщения · Участники · Правила · Поиск · RSS ]
Страница 2 из 8«123478»
Форум » ПОДВИЖНИКИ ДУХА » СЕМЬЯ РЕРИХОВ » Е.И. РЕРИХ (Письма (1938-1939))
Е.И. РЕРИХ
МилаДата: Суббота, 29.07.2017, 02:16 | Сообщение # 11
Группа: Админ Общины
Сообщений: 4930
Статус: Offline

8

Е.И.Рерих – Е.К.Святополк-Четвертинской

11 января 1938 г.

Дорогая Екатерина Константиновна, очень порадовалась Вашей весточке и узнать, что у Вас все благополучно. Все мы часто вспоминаем Вас, и Марию Клавдиевну, и милое Талашкино. Последнее время особенно часто припоминаются слова Марии Клавдиевны, сказанные ей клеветнику на Н.К. – «Если Н.К. так решил, значит, так нужно». Для такого ответа нужно было иметь большое сознание и большое сердце. Как мы видим, и то и другое порознь встречаются не часто, а вместе и совсем редко. Слова эти живут в моем сердце, и часто лучшие мысли посылаем Марии Клавдиевне в ее новом и более счастливом существовании в потустороннем мире.

О нашей жизни могу сказать, что, как всегда, с утра до вечера каждый из нас занят своею работой. Последнее время с особым напряжением и сердечным волнением следим за всем, что так или иначе касается нашей родины. Под знаком опасности войны, несомненно, происходят большие сдвиги и очищение от вредных элементов и пробуждение национального духа.

Также любопытно следить за возникновением новых договоров между странами. Как быстро сменяются ориентировки! Кто может сказать, которые из договоров окажутся действительными, когда подойдет решительный момент для выполнения принятого на себя обязательства? Договор Германии с Японией, по-видимому, не оправдал германских надежд. Наши местные газеты пишут, что Германия уже бьет тревогу, ибо пока что японцы захватили ее рынок в Китае и, конечно, никогда без новых концессий со стороны Германии не вернут ей его. Также и Муссолини недоволен заносчивым тоном японцев. Думаю, что Япония доставит нашим бывшим союзникам еще не мало сюрпризов. Очень уж заманчиво овладеть всем тихоокеанским прибережьем и подобраться к рынку Индии. Так, Англия ждала врага с Севера, а он пришел совсем с другой стороны. Так в жизни и бывает: «Человек предполагает, а Бог располагает».

Мы верим, что Высшее Провидение охранит нашу родину от всяких посягательств и возрожденный дух народа сумеет дать отпор всем врагам. Потому мы приветствуем каждое начинание, имеющее целью оборону родины. Когда внешний враг ополчается на родину, все сыны ее должны встать на защиту. Как писал Н.К.: «Поверх всех Россий есть одна незабываемая Россия». Но эта Россия еще не имела времени и возможности выявить свой истинный и чудесный лик. Мы верим в грядущий расцвет нашей родины, и эта вера дает смысл нашему существованию.

В Индии сейчас широко распространяются пандитами учение и пророчества о приближении конца Черного Века. Конец этот приурочен ими к 1942 году. Интересно отметить, что срок этот назван во многих древнейших писаниях. Будем надеяться, что к этому сроку войны прекратятся и наша планета вступит в век мирного строительства. Если Вы спросите меня – верю ли я в этот срок, отвечу – всем сердцем, всем знанием, ибо он соответствует данным астрологии, которую я считаю величайшей наукой. Как недавно еще люди глумились над астрологией, не понимая ее научной основы. Но теперь и этот предрассудок разбит, ибо астроном Харвардского Университета, авторитет которого как ученого признан всеми мнящими себя образованными людьми, указал на несомненное влияние солнечных пятен на физиологию человека. Так, человечество медленно, но все же продвигается по ступеням лестницы Беспредельного Познания.

Н.К. просит передать Вам, дорогая Екатерина Константиновна, что, к сожалению, присланный «Спас» не Талашкинский, а Голубевский[11]. Потому лучше поместить «Царицу Небесную». Как жаль, что все остальные фотографии пропали!

Юрий просит передать Вам его самый сердечный привет. Он сейчас закончил свой Тибето-английский словарь[12] и кончает первый том огромного труда «История Средней Азии»[13]. Святослав преуспевает в живописи, написал несколько новых портретов Н.К. и даже с меня. Мой портрет очень красив по краскам и по сходству, говорят, удачен. Прилагаю небольшой снимок с него.

Вы знаете, дорогая Екатерина Константиновна, как я желала бы повидать Вас. Кто знает, может быть, не так уж долго ждать.

Все мы шлем Вам самый сердечный привет и лучшие пожелания. Берегите здоровье. Привет наш Василию Александровичу.


__________________________________________________________________________
[11] Имеется в виду мозаика «Спас Нерукотворный» над входом в храм Святого Духа в Талашкине (1912), а также эскиз «Спас» (1909), принадлежащий В.В.Голубеву (Париж).
[12] Рерих Ю.Н. Тибетско-русско-английский словарь с санскритскими параллелями. Вып. 1-11. М.: Наука, 1983-1993.
[13] Рерих Ю.Н. История Средней Азии. В 3 т. Т. I. M.: МЦР, 2002.


Господь твой, живи!
 
МилаДата: Среда, 02.08.2017, 03:15 | Сообщение # 12
Группа: Админ Общины
Сообщений: 4930
Статус: Offline
9

Е.И.Рерих – В.М.Сеплевенко

14 января 1938 г.

Многоуважаемый Виктор Михайлович, отвечаю на Ваше письмо от 11 декабря. Вы уже знаете от Рихарда Яковлевича, да и сами догадываетесь, как нас огорчает допущенная грубая реклама. Сколько вреда причиняют преждевременные оповещения! Потому-то мне и приходится воздерживаться и оставлять часть вопросов без ответа. Разве допустимо в переживаемое нами время общего смятения и усиления темных нападений доверять нечто сокровенное или священное бумаге, которая проходит через столько рук? Многое будет искажено и истолковано во вред. Когда в древнейшие времена Учения Света передавались устно или же в затемненных символах, в этом заключалась великая целесообразность, или мудрость. Но и в наше время много ли понимающих смысл даже простых слов? Ярким примером такого злотолкования является присланный Вами[14] критический обзор председателя Оккультного Мистико-Психического Общества (?!!) книги «Листы Сада Мории»[15]. Читала его и диву давалась! Конечно, вступать в какую-либо полемику с таким примитивом я не собираюсь и очень прошу Вас не передавать ему моих замечаний. К сожалению, его недомыслия – не простая примитивность, но уже граничащая с самообольщением злостного невежества.

Так, он[16] даже не понимает, что Учение духа, или Учение Живой Этики, есть лучший панцирь для тела. Но даже современные врачи, например французский врач и биолог Георгий Лаховский в своем труде «Как достичь Бессмертия?», путем научных доказательств приходят к выводу, что все моральные учения имеют именно чисто биологическую основу. Отсюда и его совет – не сердитесь, не ревнуйте, не завидуйте, не раздражайтесь и будьте добрыми и оптимистичными, и тогда доживете до глубокой старости. Если найду время, приведу Вам краткий обзор этого интереснейшего труда, так близко подошедшего к значению действия психики и психической энергии на всю жизнь человека.

Забавно читать, как наш возражатель пытается неоднократно оправдать некоторые грешки, сбросив ответственность за них на лукавого. Также он, видимо, очень привязан к своему астральному телу, и мысль расстаться с ним ему тяжела. Но следует всегда иметь в виду, что астральное тело необходимо для жизни на физическом плане, ибо оно есть мост связующий, но при переходе в высшее состояние оно, так же как и сброшенное физическое тело, уже рассматривается как сор. Физическое тело тоже необходимо нам, но в дальнейшей эволюции оно будет заменено уплотненным астралом.

Именно, Великие Учителя имеют полное основание называть грубое астральное тело лишним сором. Именно, нужно всеми силами при физической жизни уже обуздывать свое астральное тело и сосредоточить все внимание на развитии ментального. Великие Учителя ценят действия своих учеников, совершаемые ими не в грубом астральном теле, но именно в теле более тонком. Также в Учении сказано, что при духовном росте человечества пребывание в астральном мире может ограничиться сроком в сорок дней. Все это для Вас, не для редактора «Вифлеемской Звезды».

Не соглашаясь, «что путь мировой эволюции совершается не низшими слоями, но кооперацией Высших Планов», председатель Оккультно-Мистического Общества отрицает, видимо, Ведущее Начало в Космосе. Спрашивается тогда, как же он воспринимает начало Христа и «Всепрощающего» Господа Бога? Разве явление Христа не есть кооперация Высших Планов?

На его самомнительные заключительные слова, что «М. должен дать не только листья из своего сада, но и хорошие плодовые деревья с сочными плодами», можно ответить, что уже в первой книге Владыка М. дал ему ответ:

«– Владыка, почему не доверишь мне собрать все плоды сада Твоего?

– Но где же корзины твои?

– Владыка, почему не прольешь на меня ручьи Благодати Твоей?

– Но где же кувшины твои?

– Владыка, почему вместо шепота не скажешь громом правду Твою?

– Но где же уши? И притом грозу лучше слушать в горах»[17] (стр. 95). На этом поставим точку.

Не взыщите, что не отвечаю на поставленные Вами вопросы в двух предыдущих письмах. Почему придется Вам уйти из Теософического Общества? Что случилось? По-прежнему советую Вам осторожность и бережность ко всему доверенному.

Желаю Вам всего самого лучшего.

Духом с Вами.

Е.Р.

_______________________________________________________________________________
[14] Сверху от руки написано: полученный мною.
[15] Сверху от руки написано: одной из книг Живой Этики.
[16] Сверху от руки написано: возражатель.
[17] Листы Сада Мории. Книга первая. Зов. 3 июля 1922 г.


Господь твой, живи!
 
МилаДата: Среда, 02.08.2017, 03:16 | Сообщение # 13
Группа: Админ Общины
Сообщений: 4930
Статус: Offline
10

Е.И.Рерих – А.И.Янушкевичу

15 января 1938 г.


Дорогой наш Антон Иосифович, сердечное спасибо за письмо от 11 декабря. Все, что Вы пишете, вполне совпадает с нашими предположениями. Также не буду запрашивать от Ливского его перевод книги «Община». На последнее его письмо от сентября, в котором он предоставляет мне свой перевод, я еще не ответила.

Теперь ввиду того, что г-жа Кавка поделилась моим письмом к ним со своими «друзьями», считаю, что я могу переслать Вам копию этого письма, исключая ответы на личные вопросы г-жи Кавки. Но, конечно, прошу Вас не сообщать им этого, ибо посылаю Вам совершенно доверительно. Также г-жа Кавка спрашивает меня значение знаков на титульном листе книги Живой Этики, но я сейчас очень занята и не могу ей ответить, потому прошу Вас не отказать при случае передать ей нижеприведенные ответы. На первой и второй части книги «Листы Сада Мории» изображен Храм Вселенский, на остальных книгах – знак «Майтрейя Сангха», написан по-санскритски. Квадрат означает законченную фигуру. На книжках Клизовского поставлен знак рижского издательства «Угунс» – Огонь, слово «Огонь» передано по-санскритски.

Очень рада буду ознакомиться с Вашими статьями, но будьте осторожны, люди стали особенно чувствительны к каждому, даже косвенному, порицанию.

Имеете ли книгу «Братство»? Радуюсь видимости изданной Вами книги «Беспредельность».

Н.К. и я шлем Вам самые сердечные пожелания и лучшие мысли.

Прилагаю Вам и снимок, сделанный с моего последнего портрета, написанного моим сыном Святославом.

Еще раз желаю Вам всего самого светлого.

Духом с Вами.

Е.Р.


Господь твой, живи!
 
МилаДата: Среда, 02.08.2017, 03:18 | Сообщение # 14
Группа: Админ Общины
Сообщений: 4930
Статус: Offline
11

Е.И.Рерих – Е.Ф.Писаревой

18 января 1938 г.


Дорогая Елена Федоровна,

Большая радость была для меня получить Ваш чудесный очерк о Блаватской, да еще с Вашей милой надписью. Сердечное спасибо за это внимание.

Появление этой книги так своевременно, и можно ожидать, что она заложит основание новому пониманию нашей гениальной соотечественницы среди ее же сородичей.

Года три тому назад, прочтя Вашу книгу «Скрытый смысл Жизни», мне так захотелось узнать Вас, ибо сердце подсказывало, что именно с Вами мы нашли бы необходимые нити для радостного объединения сознания, которое дает лучшие следствия при совместной работе на Благо общее.

И теперь, когда наша Великая Родина возрождается, когда в молодом поколении проснулась жажда к познанию, к творчеству, к совместному строительству, духовное водительство таких самоотверженных работников на ниве народного культурного созидания, как Вы, – особенно ценно. Так, несмотря на трагизм многого, страна растет, вся в движении, в создании сужденного ей великого будущего. Устремление к знанию движет ее по правильному пути. Знамя высокого Покровительства поднято над нашей Родиной. Все события послужат ей лишь на пользу.

Потому берегите Ваши силы. Не нужны десятки лет там, где можно в немногие годы заложить прочное основание новому сознанию.

Буду думать о Нашей встрече, а пока шлю Вам, дорогой друг наш, лучшие посылки сердца. Пусть будет Вам светло.

Искренно уважающая и любящая Вас

Е.Р.


Господь твой, живи!
 
МилаДата: Среда, 02.08.2017, 03:27 | Сообщение # 15
Группа: Админ Общины
Сообщений: 4930
Статус: Offline
12

Е.И.Рерих – Е.А.Зильберсдорфу

25 января 1938 г.


Дорогой Евгений Александрович, спешу вернуть Вам присланные рукописи. С большим интересом прочла реферат Ф.Баруна. Между прочим, не откажите сообщить мне его отчество. Вполне согласна с его точкой зрения на проявление антихриста. Прилагаю для Вашего друга и провидение Антония Великого из книг «Добротолюбия». Оно говорит само за себя и не нуждается в комментариях. Весьма возможно, что он читал эти книги, но всегда полезно напомнить.

Теперь о главе «Спиритизм и Оккультизм». Вы, вероятно, слышали от Александра Ивановича, как я не люблю слово «оккультизм». Слово это заклеймено обывательским к нему отношением и, так сказать, набило оскомину. Понимаю, что трудно везде избежать его, но где возможно я старалась бы избегать этого термина вчерашнего дня. Сокровенное Учение, Сокровенное Знание или даже Тайноведение звучит уже лучше. Ведь сейчас задача в том, чтобы устремить сознание людей к новым подходам, к новому горизонту, к будущему с его новыми открытиями, требующими и новых определительных. Потому хотелось бы еще сильнее подчеркнуть, что путь самоотверженного жизненного подвига и будет приобщением к познанию тайн природы, которые, прежде всего, заключены в самом человеке, как синтезе всех ее царств. Это познание неминуемо приведет к новому отношению ко всему строю жизни, ко всему бытию. И заветы всех Учений Жизни, или Живой Этики, обретут свою нерушимую ценность.

Затем, не лучше ли где возможно вносить более обобщающее понимание Божественного Начала? Потому я избегала бы таких церковных выражений, как Воля Всевышнего или Заветы Его, когда Вы имеете в виду Великий Принцип. Ведь понятия воли и заветов уже связаны с личностью, и потому они не вяжутся с представлением Всеобъемлющего Начала. Мне кажется, что удачнее будет заменить эти оба понятия – Законом. Я позволила себе сделать пометки на самой рукописи.

Имейте в виду, что Восток говорит о раскрытии центров, ибо центры не развиваются, но раскрываются.

В Вашем новом оглавлении книги[18], может быть, лучше поставить местоимение «их» после слова «исправление», чтобы избежать трех «и» подряд.

Продолжение главы о Соборах читается легко. Но, вероятно, я очень глупа, ибо не могу понять, почему слово «единосущный» оказалось менее приемлемым, нежели «единородный». Возможно, конечно, что греческий эквивалент этого слова имеет еще какое-то особое значение. Но, конечно, я не считаю себя достаточно компетентной, чтобы разбираться во всех тонкостях и головоломках богословов. Думается, что это было бы бесполезной тратой времени. Заветы Христа имеют гораздо больше значения, нежели Его происхождение.

Достали ли Вы книгу Уайта «Борьба Религий с Наукой»? Очень советую Вам выписать ее из Дома Книги в Париже. Хотя она издана в сильно сокращенном виде, все же в ней имеется ценнейший материал, который убедительнее богословских прений.

Привожу Вам перевод любопытного документа. Напечатана эта заметка была в местной «Лагорской газете» 15 января 38 года. Прилагаю и английскую копию ее.

«На днях опубликован отчет Комиссии, назначенной Архиепископами Кентерберийским и Йоркским в 1922 году для обсуждения христианской доктрины с целью установления существующей согласованности среди представителей Англиканской церкви и также для исследования, насколько эти различия могут быть изъяты или уменьшены.

Комиссия протестует в нескольких пунктах против традиционных верований и отвергает непогрешимость Библии, говоря, что авторитет ее не должен предрешать исследование в любой области.

Комиссия считает историческое свидетельство о беспорочном зачатии не убедительным и заявляет, что вера в физическое воскрешение мертвых должна быть отброшена. С другой стороны, Комиссия утверждает, что воскрешение Христа было событием столь же реальным и конкретным, как и распятие.

Комиссия разделилась во мнении, что касается до возможности чудес, но она согласна, что Бог может творить чудеса, если это Ему угодно.

Также она утверждает, что не может быть возражений против теории эволюции, которая может быть выведена на основании изложения Творения Мира в Книге Бытия. Все образованные христиане согласны, что эти изложения должны рассматриваться как мифологические в своем происхождении и потому их значение для нас скорее символично, нежели исторично».

Интересно[19] отметить, что вопрос об исключительном сыновстве Христа, видимо, не был затронут. Конечно, подобное обсуждение могло привести к страшному расколу и рушению всей церкви, основанной на лжи.

Следовало бы прочесть полный отчет. Поразительно наблюдать изворотливость мышления духовных представителей! (Право, она даже превосходит казуистику отцов, заседавших на соборах.) Курьезно, что в одном случае они отрицают возможность нарушения законов физического плана (беспорочное зачатие и воскрешение мертвых в физических телах), в другом же, точно таком же случае, они поддерживают именно реальность и конкретность такого воскрешения. Неужели они считают, что вся паства их состоит из ослов, или же они... впрочем, пусть каждый творит свое заключение.

Теперь из «Добротолюбия», том первый.

«26. В другой раз св. Антоний открыл своим ученикам, как от умаления ревности расслабеет иночество и померкнет слава его. Некоторые ученики его, видя бесчисленное множество иноков в пустыне, украшенных такими добродетелями и с таким жаром ревнующих о преуспеянии в святом житии отшельническом, спросили авву Антония: "Отче! Долго ли пребудет этот жар ревности и эта любовь к уединению, нищете, смирению, воздержанию и всем прочим добродетелям, к которым ныне так усердно прилежит все множество монахов?" – Человек Божий с воздыханием и слезами ответил им: "Придет время, возлюбленные дети мои, когда монахи оставят пустыни и потекут вместо их в богатые города, где, вместо этих пустынных пещер и тесных келий, воздвигнут гордые здания, могущие спорить с палатами царей; вместо нищеты возрастет любовь к собиранию богатств; смирение заменится гордостью; многие будут гордиться знанием, но голым, чуждым добрых дел, соответствующих знанию; любовь охладеет; вместо воздержания умножится чревоугодие, и очень многие будут заботиться о роскошных яствах не меньше самих мирян, от которых монахи ничем другим отличаться не будут, как одеянием и наглавником; и, несмотря на то что будут жить среди мира, будут называть себя уединенниками (монах – собственно уединенник).

Притом они будут величаться, говоря: я Павлов, я Аполлосов (1 Кор.1, 12), как бы вся сила их монашества состояла в достоинстве их предшественников; они будут величаться отцами своими, как иудеи – отцом своим Авраамом [(Мф. 3, 9)].

Но будут в то время и такие, которые окажутся гораздо лучше и совершеннее нас; ибо блаженнее тот, кто мог преступить, и не преступил, и зло сотворить, и не сотворил (Сир. 31, 11), нежели тот, кто влеком был к добру массою стремящихся к тому ревнителей. Почему Ной, Авраам и Лот, которые вели ревностную жизнь среди злых людей, справедливо так много прославляются в Писании"».

Да, самое трудное – это омыть тело Христа. И самое страшное явление заключается в признании некоторых представителей церкви – что им не страшны отрицатели, атеисты, но именно теософы и всякие оккультисты, которые хотят по-своему представить Христа. И с ними они будут бороться всеми [мерами]. Вы чуете, что скрыто под таким признанием.

А в то же время мы читаем в газетах американских: «По случаю Рождества, по распоряжению американских судебных властей, 40 пасторов, содержавшихся в заключении по различным делам, были отпущены домой на сутки провести праздник в кругу семьи. Такое разрешение не было дано одному лишь пастору Мартину Минеллеру, обвиняемому в тяжком преступлении».

По всему миру сейчас немало преступников среди представителей церкви. Немало слышно и из Югославии.

Нужно кончать, уходит почта.

Шлю Вам и Вашим ближайшим друзьям самые бодрые мысли. Мужество сейчас необходимо всем, ибо, истинно, безумие мира достигло апогея. Разложение некоторых стран идет с сокрушающей быстротой. Будем устремлять все надежды наши в Новую Страну. Не имею еще ответа Александра Ивановича на мое разъяснительное письмо. Так хотелось бы, чтобы он принял его правильно и сердце подсказало бы ему, как близко [принимаю все] относящееся до него и до всех вступивших на путь служения.

Пусть будет Вам светло.

___________________________________________________________________________
[18] Зильберсдорф Е.А. В поисках правды. Рига, 1939.
[19] Сверху от руки написано: Все же было.


Господь твой, живи!
 
МилаДата: Пятница, 04.08.2017, 00:19 | Сообщение # 16
Группа: Админ Общины
Сообщений: 4930
Статус: Offline
13

Е.И.Рерих – А.И.Клизовскому

29 января 1938 г.


Дорогой Александр Иванович, приступаю к просмотру Вашей главы «Монада, или Зерно Духа»[20].

Пытаясь изложить основы Мироздания, мы должны помнить о беспредельности познавания и, следовательно, о тайне, которой мир держится. Потому, как Вы уже, вероятно, заметили, я всегда стараюсь несколько смягчить слишком категорические утверждения, когда они касаются самых сокровенных, глубинных основ Бытия. Говоря о Мироздании, принято противополагать материи дух как таковой. Но в основе своей такие противоположения неправильны и тоже являются своего рода майей, или иллюзией. Мы знаем о Едином Элементе, называемом Духо-Материей. Восточная философия утверждает, что Парабраман не имеет проявления вне покрова Мулапракрити, или что дух без материи – ничто. Пример куска льда (плотная материя), растворяющегося в воду (тонкое состояние ее), и, наконец, обращение воды в пар (дух) прекрасно иллюстрирует соотношение духа к материи. Потому я сказала бы, что все сущее состоит из различных сочетаний-дифференциаций Единого Элемента Духо-Материи. Так, дух будет вверху, а под ним – все степени материи. Именно дух есть завершение материи.

Также следует иметь в виду, что нет материи, которая не обладала бы наличностью в ней в той или иной степени духа. Ибо, где только есть проявление или жизнь, там есть и дух. Знаю, что принято называть материю вообще пассивной, хаотичной и неодушевленной, но все эти определительные не точны. Первичная материя, или Материя Матрикс, лежащая в основании Вселенной, будучи первоначальным проводником или носителем духа, не может быть хаотичной или неодушевленной, лишь низшие степени ее приобретают качество хаотичности. Материя Люцида, одна из следующих более или менее известных нам стадий материи, сияюще прекрасна и обладает в высокой степени свойством пластичности.

Также нельзя назвать дух Абсолютным Разумом, полагая его как противоположение материи, ибо, именно лишь кристаллизуясь в материю или вливаясь в нее, дух раскрывает свой потенциал и накопляет разум через соприкасание с миром форм. Дух есть сознание, но Космическим Разумом можно назвать коллективный разум всей проявленной Вселенной. Венец Космического Разума мы имеем в Иерархии Света или же в Логосах.

Элемент Духо-Материи, конечно, содержит в себе всю Вселенную, потому нельзя говорить, что на одной стороне находится дух, а на другой – первичная материя. Истинно, они едины, и лишь различные степени дифференциации этого элемента при своих сочетаниях могут [дать] и дают все разнообразие проявленного и видимого Космоса. Может быть, мое объяснение только еще больше запутает Вас, тогда отбросьте его и придерживайтесь принятого противоположения. Понимаю, что невозможно всюду избежать противоположения, ибо, действительно, грубые проявления духа и материи так безмерно далеко отстоят от своих первоначал. Кроме того, именно на сопоставлении пар противоположений мы закладываем первые ступени познавания и на последующих уже научаемся совмещать эти противоположения.

Также хотелось бы избегать слишком церковного определения Творца, которое следовало бы заменить, где возможно, Божественным Разумом или Космическим Разумом Логосов. Ведь термин Логоса получил право гражданства в церковных кругах.

На странице 5. Если мы не можем представить себе человека первых трех Кругов нашей планеты, то все же мы знаем, что человек появился уже в конце первого Круга.

Страница 6. Следует писать «Дхиан Коган» или даже «Дхиан-Каган», но ни в коем случае – «Чохан», как это встречается в русских переводах.

Вас удивляет выражение – «отрицательная абстракция»? Но если мы вспомним, что Махатмы называли дух без покрова материи – nihil[21], или же что ведантисты для определения Первичной Причины сущего не находили ничего, кроме отрицания, и называли ее Беспричинной Причиной, или же Бескорним Корнем, или же просто Нети, Нети (не То, не То), то и термин «отрицательная абстракция» окажется приемлемым.

На странице 9. Нет Божества, находящегося вне Вселенной. Потому выражение – «аспект Божества и Вселенной» может ввести читателя в заблуждение.

На странице 12 лучше сказать – Семь великих Сынов Света называются Правителями Звезд или Планет. Ведь только грубое представление отождествляло их с самими звездами. Опасаюсь также, как бы эта страница о разных Отцах Небесных не навлекла на Вас диких нападений. Может быть, ее лучше выпустить? Как думаете? Решите сами.

В приведенной Вами выдержке одной лекции из «Тайной Доктрины» имеется неточность. Лектор, конечно, мог ее и не знать. Так, он говорит, что «атомы качественно одинаковы и не имеют индивидуальности», это не совсем так, ибо хотя сущность атомов одна, но качественно они все же различаются. Различие это можно усмотреть в их вибрациях. Каждый атом отвечает на присущую ему вибрацию. Раз они имеют определенную свою вибрацию, то, значит, они уже обладают зачаточной индивидуальностью. Что бы сказали ученые, если бы я сказала им, что я видела таблицу атомов, показанную мне Учителем? Но это только для Вас, но не для опубликования.

Страница 13. Наша Солнечная система состоит из большего числа планет, нежели сейчас известно науке. Даны наименования четырнадцати. Правда, некоторые из них находятся еще в процессе оформления. Хотя Уран и Нептун принадлежат уже к высшим притяжениям, все же следует их считать членами нашей Солнечной системы, и эти две планеты имеют огромное влияние на нашу планету и всю Солнечную систему.

На странице 19. Там, где Вы говорите о достижении монадой величайшей и совершенной формы, какая существует на нашей Земле, я бы изъяла слова «на нашей Земле» и сказала бы – «в Мироздании», и далее, «ибо лишь достигнув состояния земного человека монада может...», я вычеркнула бы «земного». Человеческая эволюция считается Венцом Мироздания, но мы знаем, что земной человек еще очень груб в своей форме и тканях по сравнению с обитателями, скажем, Юпитера и Венеры.

Страница 23. Возможно лишь полное уничтожение личности, но не индивидуальности. При завершении одной из Манвантар, при просмотре Книги Жизни каждой индивидуальности в некоторых таких книгах будут отсутствовать целые страницы (земные воплощения), в которых индивидуальность не могла через свое частичное проявление в личности вобрать жатву высших энергий, питающих ее.

Советую Вам перечесть Пролог к «Тайной Доктрине», страницы 49–50, 51. Конечно, в общем Вы хорошо подобрали материал, и маленькие уступки читателю вполне допустимы. Не легко излагать Несказуемое. Все попытки приводят нас к созерцанию величия вечной фантасмагории Мироздания.

Теперь понимаю Ваше отчаяние при чтении «Тайной Доктрины». Но ступень отчаяния перед Величием Космоса так понятна. Придет время, когда отчаяние сменится радостью перед нескончаемостью Познания. Для облегчения очень советовала бы выписать из «Тайной Доктрины» только те места, которые содержат оккультное, или сокровенное, Учение. Увидите, как многое станет яснее. Обилие разнообразного материала иногда затемняет основную мысль. Попробуйте сначала лишь подчеркивать такие места.

Также нужно понимать, что Пространство представляет собою океан огня и огненные искры его образуют бесчисленные монады.

Между прочим, я просмотрела то место из моего письма к Федору Антоновичу, которое Вы хотите заимствовать для Вашей книги, и, к огорчению своему, в оставшейся у меня копии я нашла ужасную описку: вместо «в каждой физической клетке имеется зародыш и ядро» в копии стоит – «в каждой физической клевете». Не помню, исправила ли я эту описку в оригинале, – пожалуйста, проверьте.

Дорогой Александр Иванович, мы обязаны охранить Общество от нежелательных типов, и потому скажите мне откровенно – можете ли Вы принять на себя ответственность за названную Вами особу? Вспоминаются мне письма Карла Ивановича, в которых он излагал мне прискорбные случаи с несколькими неуравновешенными членами. Таких эпизодов нужно всеми мерами избегать.

Конечно, следует помочь людям, но помощь эта должна быть благоразумно поставлена. Мне кажется, что для избежания печальных инцидентов с удалением из Общества и т.д. хорошо было бы ввести правило, чтобы каждый желающий вступить в Общество имел хотя бы двух поручителей из членов того же Общества. Таким образом, каждый поручитель постарается лучше ознакомиться со своим кандидатом, прежде чем принять ответственность за него. Как думаете?

Вы правы, что «Тайная Доктрина» гораздо опаснее «Чаши Востока». Но пришло время, и люди должны научиться «принимать пищу твердую, а не молочную», как говорил Апостол Павел. «Тайная Доктрина» широко читается в англосаксонских и прочих европейских странах, и там она никого не пугает. В обеих Америках «Тайная Доктрина» в разных редакциях выдержала значительное количество изданий. Пора и нашим соотечественникам приобщаться к свободе мысли. Бояться всего – значит осудить себя на жизнь улитки. Сейчас в Индии большой спрос на «Тайную Доктрину», и Адиар приступает к особо дешевому английскому изданию, чтобы именно индусы могли иметь эту книгу, которая им так близка.

Между прочим, в первом томе я заметила много опечаток, но некоторая доля их падает и на мой недосмотр.

Книгу Аристарха Пономарева мы имеем – она отвратительна. Среди местных обывателей ему была дана кличка Арестант Пономарев, как видите, не без основания. Правильно, что не возражали этому типу.

Теперь скажите мне, кто именно из членов сумели стать действительно незаменимыми работниками в Обществе? Степень полезности определяется именно незаменимостью. Нам было указано в каждом деле суметь стать незаменимыми.

Не раз слышала похвалы Стребейко и еще некоторым членам и должна сказать, что мои наблюдения совпадали с отзывами.

Что же касается до женской секции, то еще Феликс Денисович огорчался, что никто из членов не загорался по-настоящему идеей женского единения. А там, где нет к тому яркого желания, там трудно создать нечто живое и прочное.

В этом году Общество подняло огромное дело, и Вы сами знаете, как немногочисленны истинные деятели и как трудно людям занятым, состоящим на службе уделять время на любимую ими работу. Остаются лишь поздний вечер и часть ночи.

Также и о журнале «Оккультизм и Йога» Вы уже имеете полное освещение.

О подарке Рихарду Яковлевичу мы знали именно от Валковского. Нас очень тронуло это внимание членов к своему председателю. Истинно, и подарки должны быть особенные. Что может быть прекраснее мысли о почитании Учителя? Пусть у каждого найдется место для кресла Великого Учителя. Вы знаете, родной Александр Иванович, что мы радуемся каждому единению, каждому возвеличению сотрудника. Знаю, что сотрудничество вещь не легкая, и нам часто приходится бороться с разъединением среди даже ближайших сотрудников, и знаем, как пагубно это отражается на строительстве. Потому мы так радуемся, когда видим хотя бы трех согласных между собою людей. Потому буду признательна Вам, если сможете сохранить хотя бы признаки внешнего единения. Конечно, не может быть препятствий, если кто хочет иметь группу у себя на дому. Но если бы Вы смогли помочь наладить лучшие отношения между членами Общества, моя признательность была бы велика. Не говоря уже о том, что именно умение сотрудничать приближает нас к Великому Братству, мы сейчас должны показать, что русские умеют жить в согласии и прилагать свою работу в общественном деле. Кооперация во всем и всегда – ключ к новой эпохе.

Теперь о Вашей корреспондентке из Ш. и Вашем ответе на ее письмо. Очень тягостное впечатление произвели на меня как ее письмо, так и фотография. Могу сказать, что решительно все отталкивает меня в ней. И настолько чувство это сильно, что я не могла даже держать ее письма в своей студии и хочу отослать Вам и письмо и фотографию в особом пакете. Вы хорошо разобрались в ее письме, и ответ Ваш очень правилен, но советую Вам быть очень осторожным. Кажется, ответила на все.

Итак, родной Александр Иванович, найдем в себе силу духа проявить высшую меру великодушия и поможем строительству.

В Америке именно разъединение среди сотрудников допустило возможность предательства со стороны четы Хорш.

Очень внимательно читайте книгу «Братство».

Шлю Вам самые сердечные пожелания найти равновесие и мужественно стремиться к лучшему и обоюдному пониманию среди сотрудников. Будьте миротворцем.

Всего светлого. Сердцем с Вами.

Е.Р.

_________________________________________________________________
[20] Глава из третьего тома книги А.И.Клизовского «Основы миропонимания Новой Эпохи» (Рига, 1938).
[21] Nihil (лат.) – ничто.


Господь твой, живи!
 
МилаДата: Суббота, 05.08.2017, 09:36 | Сообщение # 17
Группа: Админ Общины
Сообщений: 4930
Статус: Offline
14

Е.И.Рерих – Р.Я.Рудзитису

8 февраля 1938 г.

Дорогой Рихард Яковлевич, с сердечным волнением ждем вестей, как прошло важное свидание Г.Ф. От этого будет, вероятно, зависеть и все дальнейшее развитие дела. Федор Антонович в своем письме от 25 января подал нам надежду на возможность более или менее благополучного исхода, но не знаем, на чем он базировался. Конечно, зная силу энергии Г.Ф., мы верим в благополучное разрешение. Приветствуем сплоченное сотрудничество всех сотрудников и энергичную и осмотрительную подготовку для выступления. Надеемся, что если дело дойдет до суда, то будет приглашен достаточно культурный адвокат и умеющий находчиво пользоваться обстоятельствами и, главное, не боящийся новых путей и методов.

Также глубоко огорчает нас сообщение о вражеских нападениях на Клементия Станиславовича. Зависть человеческая не знает предела. Приходится привыкать к мысли, что живешь среди злобных диких зверей, готовых при малейшей вашей удаче растерзать вас на куски. По всему миру проходит волна неслыханного злобного натиска, усиленного космическими токами. Каждому следует вооружиться всеми доспехами и бороться с вредителями. Мы тоже переживаем самое трудное время. Натиск ужасен. Но победа будет одержана совершенно особыми путями. Чтобы не произошло преждевременного оповещения противников, Силы Света особо охраняют эти пути. Ждем ваших вестей, но когда придут они? Телеграфные линии прерваны, а дорога во многих местах завалена обвалами. У нас стоит небывалая погода – снежные завалы, и дожди, дожди не прекращающиеся. Также вокруг нас не прекращаются землетрясения, не затрагивая нашей долины.

Давно не имею писем от Александра Михайловича, вероятно, он обижен за то, что мы не поддержали его намерения передать журнал Латвийскому Обществу. К сожалению, журнал принес ему связи с некоторыми нежелательными группировками. Несмотря на многократные предупреждения, он не сумел достойно отмежеваться от них. Очень правильно Ваше замечание, что последний номер его журнала походит на почтовый ящик, в который можно бросить все что угодно. Многое подлежит очистке, но Асеев не любит предупреждений и неохотно выслушивает советы. Тоже правильно и отношение к Планетарному Ультиматуму. Бонч-Томашевский, автор книжечки «Планетарная Доктрина», встретился с Н.К. в Шанхае и передал ему свое произведение. Книжечка эта в своей первой части, состоящей из 38 страничек, очень неплоха, но вторая часть, озаглавленная «Планетарный Олимп» и включающая Планетарный Ультиматум, даже вредна. Опубликование такого ультиматума, скрепленного печатями в Дели (!) и Шанхае (!), производит крайне несерьезное впечатление, чтобы не сказать больше. Высоко комично звучит и пункт третий, требующий, чтобы к 15 августа 1938 года все национальные правительства опубликовали в печати ноты, изъявляющие принятие первых двух пунктов!! Когда я просматривала главу, описывающую мощь этого Олимпа, или Шамбалы, мне казалось, что я читаю описание Черной Ложи, ибо автор перечисляет все разрушительные средства, находящиеся в распоряжении Шамбалы и которые будут ею использованы для вразумления непокорного человечества! Несомненно, все перечисленные средства известны Владыкам Шамбалы, но, именно, не Они, но противники Их, Черное Братство, пользуются этими смертоносными орудиями.

Тяжкая задача Белого Братства и заключается в том, чтобы противостать таким губительным средствам и предотвратить взрыв планеты и воспрепятствовать проникновению на Землю Луча Смерти, насылаемого Черным Братством. Автор этой книжечки почерпнул свои сведения частью из книг Оссендовского и Сент-Ив Д'Альвейдера, причем заимствовал из них все наименее отвечающее действительности, все отрицательное. Конечно, не обошлось и без «Аморка», он ведь член этого общества. Попутно он цитирует из «Сердца Азии» и «Шамбалы» и из «Криптограмм Востока» и Книг Учения и приводит легенды о Китеж-Граде и т.д. Несомненно, он слышал нечто и о существующем в Стране Восходящего Солнца обществе «Чрезвычайный Момент». Но еще раз с грустью приходится убеждаться, как искаженно представляют себе Великих Учителей и Спасителей человечества даже очень интеллигентные и начитанные люди. Часто припоминается § 12 из книги «Иерархия». Вот почему, родной Рихард Яковлевич, так нужна Ваша книга[22]. И я очень жду ее и знаю, как трудно Вам сейчас сосредоточиться на этом труде. Нужна будет передышка с изданиями.

Не помню, писала ли я Вам об этом обществе «Чрезвычайный Момент». Может быть, упоминание о нем пригодится для Вашей книги, ведь это общество основано тоже понаслышке о Шамбале. Члены его составляют священное воинство, которое готовится к «Чрезвычайному Моменту», понимая этот момент в самом широком, [главное], в духовном значении. По их учению, мир стоит перед кризисом, после которого произойдет его духовное перерождение и светлое воцарение Божественного Императора. Перечисляются шесть стадий, которые ведут к этому моменту; первая – конец великой войны и реформы, но мы находимся уже во второй стадии политических и экономических крахов интернациональной психологии. Третий период должен ознаменоваться небывалыми потрясениями во всем мире и четвертый – выступлением на арену Небесных Сил, а пятый принесет светлое воцарение Божественного Императора над миром; государственный строй, отмеченный монизмом религиозного культа и государственных дел. И наконец, шестой период – появление Боговдохновенных правителей, представителей наук, техники и т.д. Новый мир представляется как царство Духа, при непосредственном общении людей с богами. Это будет жизнь, направляемая Божественным Императором на началах справедливости и осиянная светом истины, добра, красоты, радости и любви. Конечно, в японских мозгах Божественный Император принимает облик, покровительствующий японской гегемонии во всей Азии. В основе, несомненно, лежат пророчества о Владыке Шамбалы и Новой Эпохе, ибо там же говорится, что Великий План этот был удуман много тысячелетий тому назад, в срединной Ставке Мира, Великими Богами на священной Горе, где собираются Боги и земной проекцией которой является священная гора в области Японии. Интересно отметить, как каждый народ преломляет пророчество по-своему и неизменно приурочивает главную роль своей стране.

Также пошлем Вам, как только получим, копии журнала «Кайзер-и-Хинд», в котором сейчас помещается серия статей «Жил ли Иисус Христос на Земле?» и «Индусские рекорды о жизни Христа». Автор этих статей – доктор философии Артур Р.С.Рой, председатель Общества Веданты в Нью-Йорке. Статьи эти еще тем интересны, что они подтверждают книгу Нотовича «О жизни Христа в Индии и Тибете», которая является переводом манускрипта-книги, найденного Нотовичем в Ладаке, в монастыре Хеми. Книга Нотовича, как Вы, вероятно, знаете, была запрещена и объявлена высшими духовными властями (Папой) мошеннической подделкой. Нотович подвергся гонениям, и говорят, что будто бы на смертном одре его заставили отречься от этой книги. Теперь же Артур Рой сообщает, что доктор философии Саратх Кумар Саркар в своей статье в Бомбейском еженедельнике пишет, что Свами Абхедананда (известный ученик Рамакришны) говорил ему, что он сам видел в тибетской копии книгу, с которой Нотович сделал свой перевод, и оригинал этой книги написан на пали и находится в Марбуре (местечке или же монастыре) в Тибете. И будто бы сам Абхедананда частично перевел этот манускрипт. Затем Артур Рой приводит из статьи Кумар Саркара сжатый перевод 224 стихов из 14 глав книги, находящейся сейчас в монастыре Хеми в Ладаке. Кроме того, он утверждает, что существует описание жизни Иисуса Христа в Индии в редком манускрипте, называемом «Натх Намавали», который находится сейчас во владении секты садху, называемых Натх Йоги, обитающих на холмах Виндхья (на севере от Бомбея).

Вам будет особенно интересно прочесть эти статьи, ибо я уже выслала Вам страницы из жизни Великого Путника, или Иисуса Христа. С особым волнением прочла я в приведенной статье описание наружности Христа, сделанное Его современником римлянином Лентулом в его докладе Римскому Сенату. По существующим предположениям, этот Лентул мог быть Пилатом. Описание это так близко к тому, которое я ношу в сердце. Перечтите в «Криптограммах Востока» «Приход Христа», начиная с тринадцатой строки.

Я не сомневаюсь, вернее, знаю, что Христос был в Индии, но ученые-востоковеды, поддержанные представителями церкви, яро отрицают эту возможность. Потому так интересны эти новые расследования. Но очень советую сохранить копию журнала для себя и не распространять ее. Нужно сначала навести справки у самого Абхедананды, если только он еще жив.

В том же журнале попался на глаза портрет Шри Свами Шивананда Сарасвати, упомянутого в журнале Асеева. Прилагаю Вам его. Реклама, как видите, почти американская.

Родной Рихард Яковлевич, еще хочется мне Вам сказать, не беспокойтесь за Вашу девочку. Ни у Вас, ни у нее нет никакого недостатка, явление исключительно нервное. Вы знаете, что в Вашем состоянии наблюдается значительное улучшение. Великий Владыка посылает свое лечение, лучи, но оно требует времени. Также Владыка указывает, чтобы Вы не боролись, когда чувствуете затруднение, но лучше замолкали. Также Сказано, что Ваша девочка очень чуткая.

Теперь другое. Очень нас тревожат большие расходы, которые несет Общество. Как не перегрузить жертвователей? Что говорит Ваша финансовая комиссия? Александр Иванович писал мне, что и Мисинь понес убытки. Проявите осторожность и, главное, храните единение и здоровье. Токи ужасны! Шлю Вам мужество и радость в битве за Свет. Сердцем с Вами[23].

Доверительно

Мне хотелось бы узнать Ваше мнение о г-же Шпак, Дауг. Дело в том, что Александр Иванович, видимо, обеспокоен, что она, будучи шведкой по происхождению, надеется получить службу в шведском консульстве. Это обстоятельство может многое осложнить. С одной стороны, не должно быть никаких неприязненных отношений, с другой – [во многих] отношениях желательна максимальная осторожность. Невозможно исключить ее из Общества на этом основании, это значило бы создать опасного врага. Поэтому нужно проявить большую осмотрительность. Конечно, возможно, что все это лишь разговоры и предположения, но не исключено, что ее захотят использовать для осведомления. Очень хотелось бы иметь Ваше мнение, Вам лучше известны местные условия и всякие конъюнктуры и т.д.

______________________________________________________________________
[22] Рудзитис Рихард. Братство Грааля. Рига, 1994 (при жизни автора работа не была опубликована).
[23] Далее пометка от руки: женская секция.


Господь твой, живи!
 
МилаДата: Воскресенье, 06.08.2017, 22:08 | Сообщение # 18
Группа: Админ Общины
Сообщений: 4930
Статус: Offline
15

Е.И.Рерих – К.А.Ренкуль

11 февраля 1938 г.


Родная Капитолина Александровна, с сердечной радостью получила Ваше письмо. Оно очень тронуло меня, ибо уменье найти радость в думах о близком духе, перешедшем в лучший мир, есть уже большое духовное достижение. Истинно, можно радоваться, когда дух переходит в Тонкий Мир, познав перед тем устремление к Великому Владыке. Такой дух получает поддержку от Великого Учителя, продолжает учение свое и приобщается к той работе, которая ближе всего духу его. Все земные духовные и сердечные связи не только сохраняются в таком мире, но еще растут и утончаются. И Ваше спокойствие и радость в большой мере происходят от того, что в ночные часы дух Ваш пребывает в полном общении с близким Вам. Светлые, радостно устремленные мысли не только не отягощают перешедшего, но, наоборот, такие флюиды укрепляют и его устремление на общую пользу. Потому радуйтесь открывшимся перед О.В. возможностями и сами растите крылья, чтобы и Ваш переход был столь же радостен и прекрасен. Если бы люди знали истину, если бы они могли убедиться, что для светлого и устремленного духа момент смерти есть момент величайшего блаженства, то страх смерти оставил бы их навсегда.

Также, родная, не смущайтесь, что Вам приходится много работать, чтобы поддержать себя материально. Только не следует переутомляться, потому очень советую избегать особо тяжкой работы. Часы отдыха посвятите Учению и, где возможно, пытайтесь сеять добрые семена, всегда говоря по сознанию собеседника и не забывая о каноне «Господом твоим». Прекрасно, если будете выписывать темы из Учения, но делайте это тщательно, без пропусков из всех книг, в строгой последовательности. Также могу предложить Вам еще одну работу, крайне полезную. Совершенно необходимо составить полный индекс или, как это называется, симфонию всех книг Учения. Конечно, это труд самоотверженный и требующий большого терпения и тщательности, и вот мне кажется, что Вы исполнили бы его превосходно. Поговорите об этом с Рихардом Яковлевичем. Мне он писал, что один из членов Общества сделал индекс на книги Учения, но не знаю, на все ли книги и, кроме того, насколько составленный им индекс полон и представляет собою то, что называется симфонией. Именно, когда упомянуто не только одно слово, встречающееся на определенных страницах, но и все сочетания его, т.е. когда приведены два, три слова, следующие за ним, указующие на новую комбинацию его. Подумайте о таком самоотверженном труде и ознакомьтесь с техникой этой работы. Конечно, труд этот может быть разделен с несколькими сотрудниками.

Также очень радуюсь, что Вы приняли на себя дежурство в Музее. Можно бы приглашать в Музей и группы из просветительных учреждений, школ и давать им небольшие разъяснения и биографические сведения о художниках и значении искусства как самого мощного фактора в духовном развитии человечества.

Рихард Яковлевич писал нам, что при Обществе скоро начнет свою деятельность Женская Секция. Конечно, понимаю, что если Вы не владеете латышским языком, то Ваша непосредственная деятельность должна быть несколько ограничена. Но Вы можете подать полезный совет или поддержать желательное мероприятие. Потому присмотритесь к этой секции; если увидите, что Вам это трудно или же не отвечает Вашему устремлению, то не насилуйте себя. Изберите то, что Вам ближе. Но посещайте Общество. Мне крайне ценно, что Вы любите нашего Рихарда Яковлевича, и присутствие в Обществе дружественной ауры особенно полезно. Мы так стремимся установить единение среди всех сотрудников и превыше всего дорожим теми, кто понимают значение этого великого завета и единого оплота каждого строительства, тем более духовного. Часто люди, прочитавшие все книги Учения, тем не менее не могут усвоить, что без умения поддерживать единение среди сочленов никакое духовное продвижение невозможно. Многие понимают единение как принятие всеми сотрудниками лишь их мнения и не могут найти в себе великодушия сделать уступку. Да, нет ничего труднее, как научиться сотрудничать. А между тем новая ступень эволюции настоятельно требует установления такой кооперации. Все области науки, все виды труда, вследствие все прогрессирующей сложности их, уже вышли за рамки единичных усилий, и сотрудничество многих тружеников необходимо для достижения новых и неотложных заданий.

Потому предлагаю Вам еще одну высокополезную деятельность, которую Вы можете проводить именно в жизненном обиходе. Поддерживайте сотрудничество и вносите умиротворение.

Совмещайте, в полной мере, труд физический с трудом духовным, и Ваша духовная радость преумножится.

Все Великие Учителя очень трудились, и физический труд им был не чужд. Вспомните Преподобного Сергия. И Христос очень трудился. Плотничеством и гончарством Он зарабатывал пропитание свое. Эта сторона жизни Великого Учителя почти не отмечена в избранных Писаниях, но она сохранилась в апокрифах и, конечно, в эзотерических рекордах. В Его стране можно еще найти гончарные предметы, изделия Его рук, и они служат талисманами. Найдутся еще апокрифы, близкие к Его времени.

Так трудитесь, но не переутомляйтесь. Все Великие Учителя одинаково говорили о Срединном Пути. Все крайности, вредно отражающиеся на нашем здоровье, должны быть отставлены. Мы обязаны беречь наш инструмент, ибо состояние его отражается и на нашем духе и может очень подавлять его проявления. Между тем подыматься мы можем лишь неотягощенным духом. Потому, родная Капитолина Александровна, берегите себя и отставьте такой тяжелый труд, как уборка снега и т.п.

Теперь хочу сказать Вам, родная, верьте в Россию. Среди хаоса подымается мощная скала. Силы Света охраняют ее. Было Сказано – одна Россия держит равновесие мира. Но люди, смотрящие с обывательской точки зрения, люди, не могущие выйти из колеи старого мышления и потому не понимающие размаха совершающегося сдвига, не могут понять те искания и запросы, которые наполняют сейчас лучшие сердца. Иван Стотысячный проснулся, сдвиг сознания в народе велик, и, несмотря на все трудности, страна будущего растет и начинает понимать свое назначение.

Конечно, на малой ступени человеческого сознания именно джинны приносят самые тяжкие камни на построение Храма будущего. Так было в прошлом, так и в настоящем. Когда сознание расширится и взойдет на следующую ступень, тогда и джинны будут не нужны, а сейчас без них не обойтись. Оставьте слова о джиннах для себя, для многих они непонятны и могут смутить.

Я верю в нашу родину, и не только верю, но знаю, что труден предстоящий подвиг, но радостно сознавать, что можем посеять семена, которые дадут богатейший урожай. Сейчас весь мир проходит трижды трудные дни, и было Указано прочесть в Апокалипсисе первый стих в главе 21: «И увидел я новое небо и новую землю...» Так оно и есть, и со старым сознанием не войти в Новый Мир.

Если у Вас есть вопросы, буду рада побеседовать с Вами о них. Не могла ответить на Ваше письмо так скоро, как хотела, ибо были приступы недомогания, кроме того, мы и сотрудники наши в Америке переживаем сейчас крайне трудное время.

Темные силы идут сплоченным фронтом, гонимые страхом перед их близким ослаблением. Сорок второй год ознаменует конец Черного Века. Наша планета вступит в новую, лучшую эпоху. Хотя следствия Черного Века еще будут тянуться, но уже посевы светлые начнут давать всходы под благодетельными лучами новых сочетаний Светил и сеятели мрака начнут терпеть поражения. Сейчас же по всему миру и эти сеятели усилены тяжкими космическими токами. Вот почему так необходимо всем знающим о чрезвычайном моменте хранить единение, ибо оно защитит их от многих нападений. Единение – лучший щит для здоровья.

Так, родная, примите сердцем мои пожелания и храните радость возможности духовной и физической работы.

Пишите, не бойтесь отяжелить, но не ждите немедленного ответа, в ближайшую минуту отвечу. Часто думаю о Вас. Не суждено ли нам встретиться с Вами и поработать вместе там, куда стремятся все наши помыслы? Только прошу Вас, храните здоровье. Шлю Вам бодрость и радость. Сердцем с Вами.



Господь твой, живи!
 
МилаДата: Пятница, 11.08.2017, 23:52 | Сообщение # 19
Группа: Админ Общины
Сообщений: 4930
Статус: Offline
16

Е.И.Рерих – К.Кэмпбелл, З.Г. и М. Лихтманам

11-15 февраля 1938 г.

Дорогие и родные наши, можем себе представить, в каком крайнем напряжении проходят дни Ваши. Трудно очень и нам, ибо видим и понимаем многое. Но все же, несмотря на всю тягость, знаем, что наше дело не погибнет и даст свои благие следствия. Не беда, если в Америке сейчас число активных сотрудников меньше меньшего, сочувствующих больше, чем мы думаем, и кто знает, когда и какое произнесенное одним из них слово принесет и помощь действенную. Вот почему мы неустанно указываем на широкую осведомленность. Ведь ярые[24] неутомимо пользуются таким оружием. Недавно мы узнали, что даже в редакции русских газет в Париже были посланы из Америки инсинуации, но газеты пока что не воспользовались ими. Воображаю, сколько предательства будет явлено во всех судоговорениях!

Надеюсь, что Зиночка повидала Небольсиных. Юрий и Святослав знают обоих братьев по Харварду и всегда были прекрасного мнения о них. Я встречала их мать, и у меня осталось весьма положительное впечатление от этого знакомства.

Конечно, к прискорбию, все дело приняло весьма безобразный шейп[25], наш адвокат столько раз уже потерпел неудачу, что трудно сейчас найти адвоката, который бы заинтересовался таким делом без очень солидного гонорара. То, что было возможно вначале, сейчас уже много труднее.

Что касается до группы, которая якобы интересовалась письмами Глиина[26], то, конечно, возможно, что они уже использовали их для себя. Лично я не вижу, чтобы можно было начинать дело на основании этих писем. Но мне казалось, что опытный адвокат в процессе дела мог бы как-то пришпилить и этого типа. Ведь столько возможностей, сколько сознаний. И потому, что для одного кажется невозможным и недоступным, то для другого оно проще простого.

Теперь очень ждем результата свиданья Дедлея с Тарбель, может быть, она могла бы посоветовать, к кому обратиться. Впрочем, возможно, что это не так-то легко. Перед революцией в России трудно было найти человека в полном смысле этого слова, так и в Америке, которая тоже стоит сейчас на перепутье, такая задача, видимо, не менее затруднительна. Перечитывая процесс Дрейфуса в трудах Анатоля Франса, видим, что в те времена все же можно было встретить идейных людей, которые предпочитали противостать сильным мира сего и претерпеть гонение, нежели пойти на уступки совести и уронить свое достоинство человека. А сейчас даже просто честный человек является редчайшим исключением. Как в самые мрачные времена, лучшие люди клеймятся титулом шарлатанов и опаснейших людей. Костры инквизиции преобразились в иные орудия, и палачи переменили свое одеяние, но сущность осталась все та же. Потому нашему веку не пристало похваляться своей цивилизацией, ибо мы оказались лишь цивилизованными дикарями. Культура не успела облагородить сложенную наспех цивилизацию. Кстати, и само слово «Культура» оказалось неприемлемым для большинства. Они почуяли, насколько высокое значение этого слова находится в дисгармонии с их внутренними накоплениями.

Да, избран путь труднейший. Сейчас, когда начинают разворачиваться великие события, можно видеть, сколько бедствий могло быть предотвращено, если бы предостерегающие и предлагающие голоса были вовремя услышаны. Но карма страны пересилила и затуманила проявление свободной воли.

Сегодня уже 11 февраля, а 14-го буду давать свою депозишн[27] перед местным магистратом, но ожидаемой нами телеграммы от Плаута все еще нет. Между прочим, на первом допросе белокурая[28] показала, что на тетрадях, хранящихся у них, стоит пометка – «копия». Еще [раз] прошу Зиночку указать Плауту, чтобы он осмотрел все тетради за все года и убедился бы, что слово «копия» не стоит на всех тетрадях. Дело в том, что до отсылки в Америку таких тетрадей у меня накапливалось иногда несколько штук, и так как некоторые из них почти одинаковы видимостью, то, когда я выписывала из них нужные мне выдержки, я иногда делала на них пометку «копия», чтобы легче найти, из какой именно тетради в то время была сделана та или иная выдержка. Потому пометка эта может и не стоять на всех тетрадях, а лишь на нескольких. Разве только что они не подделали, но и это можно установить. Белокурая, как теперь видим, и на это была мастерица. Не сама ли я застала ее подделывающей письмо Леви перед тем, чтобы его показать мне.

Также еще раз утверждаю, что тетради-манускрипты, находящиеся на хранении у черной[29], являются оригиналами. Если белокурая имеет какие-то выписки из них, то она имела достаточно времени, чтобы описать и исказить все, что ей нужно. Но никто не имел права ни читать, ни списывать из них что-либо.

И особенно настаиваю на том, что каждая книга-тетрадь заключает в себе значительное количество еще неопубликованного материала.

Также, родные, умоляю обратить самое серьезное внимание на собрание и расширение Комитета Музея. Ведь этот Комитет является сейчас единственным законным защитником Музея. Ведь именно этот Комитет не был распущен. Не могут истинные друзья иметь что-либо против деятельности этого Комитета. Подумайте, родные, о том, что ни один Щит не был поднят. Общество Защиты не получило поддержки и не вылилось в общественную организацию, как это предполагалось. Общество Друзей не собралось и не закрепилось. Общество Прессы повисло в воздухе, а книга, которая была указана для самого скорого напечатания, лежит без движения. Мысль о письмах к определенным лицам была отвергнута и т.д.

Пишу это не для упрека, но просто чтобы указать, как трудно иногда бывает нам и вам. Ведь мы можем действовать лишь через сотрудников самых близких, в уверенности, вернее, зная, что будут произведены соответствующие действия и в указанный срок. Вы знаете, родные, какая страшная сила действует через ярых, потому-то и требуется с нашей стороны полная солидарность и самое тщательное исполнение советов. Вы знаете, что все мы все время находимся в постоянной битве, и потому так важно соблюдать возможно полное единение среди ближайших. Щит объединения – самый прочный.

Именно, «каждый человек беспрестанно находится в трех битвах. Человек может воображать себя в полном покое, но на самом деле он будет принимать участие в трех битвах одновременно. Первая будет между свободной волей и кармой. Ничто не может освободить человека от участия в столкновениях этих начал. Вторая битва бушует вокруг человека между развоплощенными сущностями добра и зла. Так человек становится добычею одних или других. Невозможно представить себе ярость темных, пытающихся овладеть человеком! Третья битва шумит в бесконечности в пространстве между тонкими энергиями и волнами хаоса. Невозможно человеческому воображению охватить такие битвы в Беспредельности. Ум человеческий понимает земные столкновения, но не может он, глядя в голубое небо, представить, что там бушуют мощные силы и вихри. Только овладев чувствами земными, может человек помыслить о невидимых мирах. Нужно привыкать к таким мыслям. Только они сделают человека сознательным участником сил беспредельных. Помыслите о своем постоянном предстоянии перед ликом Беспредельности. Самые высшие слова не выражают Всевышнее, и лишь краткие мгновения сердце может затрепетать восторгом познания. Умейте запомнить такие мгновения, ибо они будут ключом к будущему. Невозможно принять наполнение всех бесчисленных миров, но к тому направляется сознание человеческое. Потому сумейте найти доверие к Силам Света»[30].

Потому еще и еще раз буду просить всех нам близких понять грозность переживаемого времени и объединиться в помыслах и действиях. Не подпадем под нашептывания темных сущностей, не позволим им завладеть нашими помыслами и нашей волей. Неимоверно трудна будет борьба с ними, а в Тонком Мире она еще труднее, если допустим их приближение. Итак, единение есть самый прочный щит и от темных нападений, и от всяких бедствий.

Не сказано ли: «Уберегитесь от дурных мыслей. Они обратятся на вас и осядут на плечи ваши, как омерзительная проказа. Но добрые мысли вознесутся ввысь и вас вознесут. Нужно знать, насколько человек носит в себе и свет целебный, и мрак смертный»[31]. Потому, родные, ради своего ближайшего блага не допускайте мыслей разъединяющих. Слова эти были сказаны тысячелетия назад, но великая истина, заключенная в них, не осознана и поныне. Если было бы иначе, мир не оказался бы на краю гибели!

Сегодня, 12 февраля, пришла еще одна Ваша знаменательная телеграмма об окончании судебного разбирательства дела, связанного с доносом Леви. Поняли, что ничего хорошего не произошло, вернее, обнаружились новые гнусности. Также думаем, что в связи с новыми предательствами у Плаута явились новые данные и он просит отложить депор.[32], чтобы успеть сообщить нам свои позднейшие соображения. Конечно, постараемся отложить, хотя не знаем, насколько нам это удастся, во всяком случае, не дожидаясь мнения Плаута, мы изменили некоторые выражения к лучшему.

Воображаю, что говорилось при разбирательстве дела, к каким новым предательствам было прибегнуто. Когда допущено овладение такими мощными темными силами, то нет предела падению в бездну.

Все это время сердце тосковало, чуяло неслыханное предательство, и знак опасности, черный крест, неотступно стоял перед глазами. Но в ночь с девятого на десятое февраля мне был показан знак опасности и рядом с ним знак предательства. Первый раз видела такое грозное сочетание черных знаков! Итак, чашу яда придется испить до конца. Но уже на следующую ночь мне было вновь дано испытать восторг проблеска знания и будущего.

Глубокая тоска-грусть пронзает сердце при мысли, сколько драгоценной энергии затрачивается великими духами на хотя бы частичное спасение человечества и как это мировое сокровище расхищается невежественными и темными приспешниками тьмы!

Родные, на последних ступенях сердце должно узнать страдания и должно суметь достойно принять их: таков неумолимый закон. Но после такой голгофы следует вознесение духа, потому мы знаем, что переживаемое нами время закончится победой для всех претерпевших до конца. Итак, пусть в сердце звучит радостное «Победим». Пусть враг сейчас ликует, но пробьет час космической справедливости.

События поспешают. Также в ночь на 9 февраля во сне было велено прочесть в Апокалипсисе первый стих в главе 21: «И увидел я новое небо и новую землю...» Да, родные, новые небеса и новая земля грядут на смену старым, и, конечно, в такие времена происходит особо ярое выявление ликов.

Родные, держитесь бодро, держитесь в единении и помните ежечасно о доверии к силам Света как о Вашем единственном якоре.

Каждое сомнение, каждое промедление и неисполнение совета обрывают канаты якоря, именно канаты, ибо нить сердца должна сейчас стать канатом.

Родные мои, обнимаю Вас сердцем, полным любви и ласки, также шлю привет сердца милой Инге и трогательным друзьям – семье Фосдик. Сейчас мне очень нелегко, боли в сердце усилились и трудно писать на машинке.

Что Флорентина? Что Стоу? Очень тревожусь за их настроение.

15 февраля. Вчера пришли письма от Зиночки и Амриды от 23 и 26 января. Читая их, мы, конечно, [поняли], что обещания «друзей» оказались мыльными пузырями. Но все же чудовищно, чтоб можно дать такие обещания, как «отныне ваши трайальсы[33] окончены» и «юр форчун райзес ту-дэй»[34], а затем, после свидания с нашим адвокатом, люди якобы высоких принципов, стоящие за справедливость – отказывают в последнюю минуту в [обещанной] помощи. Это действительно трагедия, как пишет Н.К. Конечно, у нас являются свои соображения, но не высказываем их сейчас, пока Франсис и Плаут не пояснят причину такого вольта-фаса[35] со стороны индустриалиста и его адвоката. Впрочем, Франсис перестала нам писать, и мы узнаем это лишь от Зиночки или же Амриды. Относительно кэза[36] о налогах Н.К. пишет свои соображения, но, видимо, Плаут плохо воспринимает самые простые положения. Что же делать! Вероятно, с ним возможна только тактика адверза.

О моем депозишн Н.К. тоже пишет, потому не буду повторяться.

Очень и очень прошу Вас, родные, беречь здоровье, об этом Владыка просит всех. Тинктура кастореум или бобровая струя прекрасно действует на нервную систему. Потому думаю, что и Амриде, и Инге, и Морису она будет очень полезна. Вещество это близко мускусу. Очень огорчило нас письмо Амриды к Святославу, в котором она пишет, как ей трудно сейчас со здоровьем. Родная моя, нельзя ли отложить дело, чтобы иметь возможность немного успокоить нервы и укрепить общее самочувствие? Господи! Как хотелось бы Вам помочь, родные наши! Знаю, что победим, но совершенно новыми путями. Если единение, которое являлось основным условием для победы, не было соблюдено, значит, нужно творить новые пути. <...>[37]

Обнимаю Вас, родные, и шлю всю любовь и веру в Вашу преданность Владыке. О предложении Дедлея относительно книг Учения напишу в следующем письме.
___________________________________________________________________________


[24] Здесь: Луис и Нетти Хорш, Эстер Лихтман.
[25] Shape (англ.) – вид.
[26] Также: Глин.
[27] Deposition (англ.) – письменное показание под присягой.
[28] Эстер Лихтман.
[29] Нетти Хорш.
[30] Надземное, 161 (опубликовано в другой редакции).
[31] Надземное, 160.
[32] Так в тексте. Вероятно, deposition.
[33] Trials (англ.) – испытания, судебные разбирательства.
[34] Your fortune rises today (англ.) – Сегодня удача на вашей стороне.
[35] Volte-face (англ.) – резкая перемена.
[36] Case (англ.) – судебное дело.
[37] Следующий абзац вычеркнут.


Господь твой, живи!
 
МилаДата: Воскресенье, 13.08.2017, 19:56 | Сообщение # 20
Группа: Админ Общины
Сообщений: 4930
Статус: Offline
17

Е.И.Рерих – Г.Ф.Лукину

17 февраля 1938 г.


Родной наш Гаральд, вчера пришли Ваших два письма от 30.I и от 5.II. Читая изложение сорганизованной травли, глубокое возмущение подымалось в сердце. Много думала о создавшемся положении и пришла к заключению, что необходимо найти жизненное решение, чтобы не дать врагам, хотя бы временно, всецело восторжествовать. Потому если явится возможность, чтобы гомеопатическая аптека изготовляла лекарства по Вашим рецептам, то это и будет уже таким решением и выходом.

Будем помнить также, что в Учении сказано, что ни один врач не должен ограничивать себя только гомеопатией или же только аллопатией. Вспоминается, как наиболее известные русские врачи профессоры Захарьин и Сиротинин пользовались в своей практике лишь семью или десятью простейшими средствами и совершали ими чудеса исцеления. Конечно, главное целение происходило от воздействия их мощной психической энергии. А Вы уже знаете, что было Сказано о качестве Вашей энергии. Ежедневно благословляйте свою судьбу, так щедро одарившую Вас этим сокровищем.

Итак, ищите жизненного выхода. Храните Ваши силы и, если нужно, временно окопайтесь в крепости. Временное отступление перед сильнейшим врагом не есть поражение. Отход на новую позицию будет сделан лишь для накопления сил для следующего боя.

Н.К. вспоминает, как Феликс Денисович рассказывал ему в Париже, сколь много ему пришлось претерпеть от своих коллег и на какие ухищрения отваживались эти злобные завистники. Несомненно, гроза, которая собиралась около него и не успела разразиться, сейчас обрушивается на Вас. Примите ее мужественно. Каждый носитель нового света и знания неизбежно должен испытать эту борьбу. Подвиг и заключается в борьбе с тьмою. Ведь и Силы Света, когда космические токи препятствуют Им и требуют слишком большого расходования ценнейшей энергии, собранной на спасение человечества, лишь сдерживают их натиск там, где всего опаснее, и в терпении ожидают смены таких тяжких воздействий, чтобы принять решительный бой. Потому явим терпение.

Сейчас протекает очень черный месяц, и приспешники тьмы наступают сплоченным фронтом. Все лучшие, все светлые начинания на протяжении всей планеты подвергаются жестоким нападениям. Потому будем действовать как можно бережнее и разумнее. Не следует чем-либо осложнить существующее положение. Так, Вы уже знаете, как мы тревожимся за расходы по изданиям и потому послали телеграмму о сокращении и отложении некоторых изданий. По обстоятельствам, конечно, русская монография много нужнее и, несомненно, окупится в не таком далеком будущем. Первая русская Монография 1916 года[38], которая выпущена была по 50 рублей за экземпляр, через два, три дня уже продавалась по 250. Как говорил издатель, книга Н.К. оказалась лучшей акцией. Близко время указанное, подойдут новые обстоятельства, а с ними и новые возможности. Можно будет широко проложить путь к Свету. Потому, родной наш Гаральд Феликсович, будем накапливать опыт и мудрость в сражениях. Великий Будда учил в жизни идти как змея. Голова змеи всегда направлена прямо к цели, но тело ее следует, извиваясь в соответствии с неровностями пути. Главное, чтобы не отойти от поставленной перед нами цели, цели принесения нового света и знания на общее благо.

Верю, что Вам будет явлена широкая возможность применить дарованные судьбою способности. Прекрасно, что Вы так еще молоды, тем больше сможете сделать, ибо обстоятельства улучшатся, когда Вы будете еще в расцвете всех сил своих. Потому не растрачивайте их сейчас неосмотрительно.

Передайте, пожалуйста, всем членам Общества, как я тронута проявленной ими солидарностью, о которой Вы так сердечно пишете. Единение – огромная мощь. Единение – прочный щит от нападений. При единении и Сила посылаемая может лучше сконцентрироваться. Превыше всего ценим тех, кто именно понимают и применяют этот основной Завет всех истинных Учений.

Итак, мужественно примем все нападения, по силе и количеству врагов измеряется и наша сила. Вспомним, какие удары судьбы, какие восхождения переживали и знали величайшие умы всех веков. Но именно эти удары высекали мощные искры их духа и запечатлевали лучшие страницы в истории сдвига человечества. Также будем помнить, что каждое воплощение дает нам возможность усовершенствовать какое-либо особое качество. Итак, мужество, бережность, мудрость и терпение.
____________
_______________________________________
[38] Рерих. Пг: Свободное искусство, 1916.


Господь твой, живи!
 
Форум » ПОДВИЖНИКИ ДУХА » СЕМЬЯ РЕРИХОВ » Е.И. РЕРИХ (Письма (1938-1939))
Страница 2 из 8«123478»
Поиск:

AGNI-YOGA TOPSITES