Четверг, 13.12.2018, 23:32

Приветствую Вас Гость | RSS | Главная | Форум | Регистрация | Вход

[ Новые сообщения · Участники · Правила · Поиск · RSS ]
  • Страница 9 из 9
  • «
  • 1
  • 2
  • 7
  • 8
  • 9
Форум » ЧИТАЛЬНЫЙ ЗАЛ » ЗАРУБЕЖНАЯ ПУБЛИЦИСТИКА » АДЕПТЫ ВОСТОКА (Мэнли Палмер ХОЛЛ)
АДЕПТЫ ВОСТОКА
МилаДата: Воскресенье, 25.11.2018, 20:14 | Сообщение # 81
Группа: Админ Общины
Сообщений: 8295
Статус: Online
Тайные общества Китая


В Китае, как и в других частях света, в традиции адепства всегда угадывалась внутренняя связь с обществами, братствами и эзотерическими орденами, большинство которых признавало существование бессмертных или героических личностей, почитаемых как олицетворения выдающейся мудрости или силы.

Буддизм с его доктринами бодхисаттв, архатов и лоханов и даосизм с характерным для него акцентированием мудрецов, алхимиков и сверхъестественных существ не только усиливали прежние верования, но и способствовали формированию концепции иерархии полубожественных учителей и интеллектуалов. Образы этих выдающихся, достойных почитания людей обрастали множеством легенд с присущим им замысловатым сюжетом, что в свою очередь содействовало появлению мистических братств и философских обществ.

Тайные общества существовали в Китае с незапамятных времен, причем в каждый период истории империи эти группы избранных играли множество разных ролей. В одном столетии их главной заботой была в основном сфера духовного, а в другом все их внимание сосредоточивалось исключительно на политике. Членами обществ становились представители разных слоев общества, но все они, насколько известно, всегда вставали на защиту чести, истины и чистоты.

Среди историков, однако, существует некоторое расхождение во мнениях относительно такого рода братств. Одни полагают, что это были изолированные и несхожие между собой общества, в большинстве случаев весьма недолговечные и возникавшие под влиянием сложившихся в то время обстоятельств. Другие, напротив, уверены, что практически бесчисленные организации — от некоторых в памяти остались только названия — по сути были отделениями или ответвлениями одного братства, которое, принимая самые разные формы, в любой ситуации выживало и даже процветало под внешней, стоической, стороной китайской культуры.

Самым знаменитым тайным братством в Китае считается Общество Хун, которое существует и по сей день и, согласно недавнему сообщению, приобретает все большую популярность как антикоммунистическая сила в Китае. Не существует общего мнения и по поводу происхождения Общества Хун. Согласно традиционному сюжету, братство это возникло в третьем столетии н. э., когда дела в сфере политики приняли для династии Хань угрожающий оборот. Из одного этого можно заключить, что до реорганизации и возрождения при маньчжурах Лига Хун на протяжении более 1400 лет имела довольно-таки бурную историю.

Общество оказалось вовлеченным в многочисленные политические интриги и восстания по причине своих решительных выступлений в защиту прав обездоленных масс и стремления объединить — через ритуалы и церемонии — своих членов, прикрываясь убедительными и уместными доводами. Его бесконечные нападки на имперскую коррупцию привели к энергичным ответным мерам. Ке брезгуя ничем, власти пользовались любыми средствами, чтобы уничтожить Общество: посвященных Лиги разыскивали, а поймав, казнили; неоднократно сообщалось, что орден уже более не существует. Но он, подобно сказочному фениксу, вновь возрождался из пепла и несомненно способствовал укреплению Китайской Республики.

Традиционно признанное мнение, что Общество Хун было основано во второй половине 17-го века н. э, явно требует пересмотра, поскольку кандидату во время посвящения сообщают совсем другие сведения. Получая наставления, он убеждается, что Лига существует уже по крайней мере 1800 лет. Во всем этом неизбежно присутствует скрытый смысл, поддерживающий убежденность в том, что она является преемником более древних групп, которые обычно считают канувшими в безвестность. Дополнительным тому подтверждением может послужить символика и ритуалы Общества, которые не только восходят к глубокой древности, но и отличаются чрезвычайным многообразием.

Наилучшим из всех доступных трудов, посвященных Обществу Хун, или триады, считается сочинение Дж. С.Уорда и У.Г. Стирлинга. Предисловие к книге начинается словами: «Создается впечатление, что, подобно франкмасонству на Западе, Общество Хун, или триада, имеет полное право заявить о себе как о прямом потомке древних мистерий. Его символы восходят к первобытным временам, но само оно представляет высшие ступени франкмасонства, а не ремесленного союза, в той главной части ритуала, где отражено все то, что происходит с человеком после смерти. В нем обнаруживается поразительное сходство с древним Египтом, в частности, Лодка Хун очень напоминает Солнечную Ладью Ра, и точно так же, в полном соответствии с приведенным в египетской «Книге Мертвых» описанием символического взвешивания души умершего, совершается похожий ритуал в церемониях Хун.

Общество Хун фактически считалось франкмасонской организацией Китая; между ними и в самом деле имеются явные соответствия, заслуживающие самого пристального внимания. И хотя франкмасонство в его нынешнем виде возникло, как полагают, в 17-м веке, есть свидетельства его существования и в гораздо более раннее время. Традиционная легенда относит появление ордена к периоду сооружения Храма Соломона, однако есть также и серьезные основания считать, что орден этот является выходцем из школ мистерий Греции, Египта и Индии. В легендах о франкмасонстве подробно излагается история передачи главных его символов по неразрывной цепи, начиная с Дионисийских Мастеров, через Римские Коллегии, Строителей Комачини, Европейские Гильдии и кончая тайными обществами 16-го и начала 17-го веков, что в равной степени относится и к Обществу Хун.

Допуская, что магистры и высшие чиновники этого братства были в курсе всех дел, принятые ими решения, конечно, имеют некоторый авторитет. В прежние времена почти полное отсутствие государственных программ коллективной безопасности и абсолютное пренебрежение к жизни и правам рядовых китайцев привели к основанию нескольких могущественных братств, которые, видимо, прекратили свое существование, когда утратили значение причины, ставшие стимулом к их созданию, и цели, к которым они стремились. Однако фактически поставленная ими благородная цель в их время не была достигнута, и дальнейший тяжкий труд перешел в наследство будущим поколениям. Эта великая цель заключалась в избавлении человеческого разума от тирании невежества и установлении надлежащего правительства и социальной политики, способных обеспечить человечеству счастливое и безопасное существование. Поэтому стоит отдельно остановиться, по крайней мере, на некоторых китайских братствах.

В анналах династии Поздняя Хань сохранилось первое упоминание о некоем тайном обществе. Примерно в 185 г. н. э. организация, называвшаяся «Бунтари в Красных Шапках» и состоявшая исключительно из ученых мужей и интеллектуалов, предприняла попытку тайного сопротивления монаршей власти. С подобной целью и примерно в то же время выступило «Общество Краснобровых», названное так потому, что его члены окрашивали брови в ярко-красный цвет. Известно немало других удивительных и курьезных названий, свидетельствующих о склонности китайцев к «взращиванию» такого рода обществ и братств, например: «Общество Триады», «Семейство Царицы Неба», «Общество Неба и Земли», «Семейство Потопа», «Белая Лилия», «Водяная Лилия», «Общество Небесных Сфер», «Возжигатели Благовоний», «Исток Дракона», «Чудесное Сообщество», «Зал Синего Лотоса», «Округ Золотой Орхидеи», «Сообщество Справедливости и Процветания», «Безупречный Интеллект», «Недеяние», «Прежденебесное», «Пилюля бессмертия», «Общество Славы и Великолепия», «Общество Моря и Суши» и «Общество Трех Рек».

Судя по одним только названиям этих обществ, можно с полным основанием утверждать, что их символы и ритуалы заимствованы из легенд и религиозных писаний и согласуются с концепциями буддизма, даосизма и конфуцианства, причем в каждом отдельном случае они употреблялись в совершенно особом смысле или имели различное толкование. Часто в них заметен социальный или политический акцент, подкрепляемый ссылкой на какое-нибудь древнее учение или заповедь.

Тибетский религиозный театр с его актерами в масках и длинных мантиях, разыгрывающими такие героические саги, как сказание о Гэсэр-хане, совершенно очевидно раскрывает модель, или ритуал, представляемый в драматической форме и имеющий целью наглядно отобразить такие абстрактные истины и верования, как путешествие души по дороге переселений и участие будд и бодхисаттв, архатов и мудрецов в правительстве мира. В своей деятельности подобные общества преследовали исключительно этические и образовательные цели, хотя некоторые из них обнаруживали явные черты вырождения и были замечены в применении насилия.

Целью создания Общества Триады, или Сообщества Неба и Земли, использующего множество буддийских и даосских символов, послужило стремление свергнуть династию маньчжуров и восстановить величие династии Мин. Такого рода проблемы ничуть не беспокоили Общество Золотой Орхидеи, состоявшее из молодых девушек, поклявшихся никогда не выходить замуж. Члены этой организации выражали тайный протест против господствующих в Китае традиций, связанных с бракосочетанием. В начале 18-го века пятеро монахов и семеро мирян принесли клятву восстановить на троне династию Мин, связав себя при этом узами кровного братства. Они основали Общество Белой Лилии, достигшее со временем значительной власти, основой чему послужило пророчество, что один из его членов станет императором Китая. Деятельность организации завершилась тем, что ее руководителей в конце концов поймали и казнили, однако в 1777 г. Общество возродилось, но вновь было разгромлено, а его вдохновителей, включая двух женщин, приговорили к смертной казни.
 
МилаДата: Воскресенье, 25.11.2018, 20:15 | Сообщение # 82
Группа: Админ Общины
Сообщений: 8295
Статус: Online


Во времена правления императора Кай Цзина (1799–1820 гг.) возникло общество с названием Царица Неба, со штаб-квартирой в южной провинции китайский империи, быстро распространившееся по всей Кохинзине, Сиаму и Корее. Общество это, якобы в свое время уничтоженное, явилось источником, из которого, согласно общему мнению, впоследствии развилась великая Лига Хун. Хун дословно означает «наводнение», что вполне согласуется с планом организации наводнить собой всю землю. Руководящей и вдохновляющей силой лиги стали ее глава, известный как старший брат, и двое его помощников — младших братьев. С намерением как можно лучше скрыть размах и конечную цель деятельности общества было решено организовать несколько отделений и присвоить им разные названия, например Общество Триады, Зал Синего Лотоса и Округ Золотой Орхидеи.

Примерно в 1895 г. мусульмане подняли восстание против китайского правительства и захватили главный центр — город Ганьсу. Сделав однозначный выбор, тайные общества связали свою судьбу с мусульманскими бунтовщиками, однако несколько месяцев спустя восстание было подавлено, пятнадцать его главарей схватили и обезглавили. Среди немногих, кому удалось спастись, был доктор Сунь Ятсен, позднее ставший душой китайской демократии.

Хотя у людей информированных сложилось мнение об этом обществе как о сугубо политической организации, все же символика и доктрина Общества Хун несомненно представляет немалый интерес для изучающих сравнительную религию и восточную философию. После избрания на пост президента Китайский Республики доктор Сунь Ятсен отошел от Общества Хун. Будучи человеком передовых идей и открытых действий, доктор Сунь прославился уважительным отношением к древним установлениям своего народа. Особого упоминания требует тот факт, что он состоял членом организации, взращенной на почве, глубоко пропитанной древними религиозными обычаями и обрядами Китая, хотя сам он при этом был христианином.

В Европе существовало множество на первый взгляд не имеющих совсем ничего общего групп, в отношении которых так и не удалось точно установить, деятельностью какого рода они занимались. В частности, нет оснований сомневаться в существовании связи между трубадурами и альбигойскими еретиками. В какое-то время обе эти группы, видимо, слились с Орденом Храма. У кабалистов, и иудейских, и христианских, было много общего с алхимиками и членами других орденов герметического толка. У розенкрейцеров обнаружились связи с алхимией, арабской философией, христианским мистицизмом и Реформацией Мартина Лютера. Пережив в 18-м веке возрождение, иллюминаты Баварии повторили судьбу арабских, греческих, египетских и персидских мистиков.

Из странного смешения древних традиций и на редкость действенных секретов возникло современное франкмасонство. Завершенная разработка высших ступеней того, что ныне составляет Шотландский Ритуал, дополнила широкий обзор всех тайных ритуалов древности, нашедших яркое отображение в сочинениях генерала Альберта Пайка.

Сопоставим эту модель с общими выводами Уорда: «К этому можно добавить, что в ритуале Хун используется много коротких фраз, возможно, имеющих мистический, или даже оккультный, смысл, как например словосочетание «старшие братья», которое, хотя и обозначает в прозаическом толковании магистров и бывших магистров ложи Хун, некогда, вероятно, служило определением существ, поднявшихся гораздо выше по ступеням лестницы духовной эволюции. Не следует при этом забывать, что ритуал Хун пропитан верованиями буддизма и даосизма, и к тому же в обеих религиях фигурируют люди, которые, достигнув в процессе духовного развития почти полубожественной природы, участвуют, как полагают, в упорядочении этого материального мира и ведут себя как своего рода надзиратели, вдохновляя своих менее развитых, живущих на земле братьев и помогая им двигаться вперед по пути к Свету.

Ложами Лиги Хун руководят пятеро магистров, принадлежащих к пяти главным ложам. Достоин упоминания тот факт, что к числу пять к Китае всегда относились с высочайшим почтением. Кандидат в посвященные вступал в Зал Преданности, проходя под сводом, образованным из скрещенных мечей. После принесения клятвы ему отрезали косичку, если только он не жил в квартале, где преобладающее влияние имели татары. Посвящаемый взамен своего прежнего платья облачался в длинное белое одеяние, предпочтительно новое, но в любом случае безукоризненно чистое и возносил молитвы некоторым божествам. Затем вновь посвященный получал жалованную грамоту, книгу, где была записана клятва, и наставление с описанием тайных опознавательных знаков, которых было бесчисленное множество. Братья могли узнать друг друга, например, по манере входить в дом, носить зонт, подносить ко рту чашку с чаем или по тому, как сидит на них шляпа. Оправданием столь сложных мер предосторожности служили сложившиеся к тому времени условия.

Для того чтобы составить себе представление о невидимой империи из посвященных смертных, связанных между собой тайным знанием, необходимо проникнуться идеей о скрытом правительстве, управляющем делами суетного мира. В данном случае нет оснований сомневаться в том, что китайцы пользовались теми же методами, которые подтвердили свою действенность в других областях. Немало легенд, внесших свою лепту в героический эпос Китая, включая духовные и философские аспекты, подтверждалось, а возможно, и инспирировалось тайными обществами. В них, как известно, фигурировали исторические личности, такие, как Конфуций и Лао-цзы, наделяемые атрибутами сверхъестественных существ, благодаря которым их жизнеописания превратились в символы эзотерических доктрин.

Однако под покровом столь многочисленных и многообразных процедур четко вырисовывается концепция китайского Адепта, заслугой которого стала укоренившаяся во всем мире вера в то, что естественное развитие человеческого существа можно стимулировать, овладев неким «искусством» или методом, и что действительно существуют точные формулы, нужные для достижения адептства, сокрытые в разных ритуалах или символах, которые можно узнать и научиться ими пользоваться. Те, кто усвоили подобное знание становились просвещенными мудрецами, а те, кто, достигнув в своем развитии еще большего совершенства, могли полностью реализовать на практике тайное действие этого знания, были истинными Адептами, или бессмертными. Само собой разумеется, считалось, что все великие учителя мира на самом деле были такого рода Адептами и что наставления их, на первый взгляд имеющие исключительно духовную или нравственную ценность, в своей формулировке содержали скрытый смысл, понятный только мудрым и посвященным. Ложа Хун, таким образом, демонстрировала некий островок чистоты в мире грешных смертных. Она была моделью или образцом несравнимо лучшего образа жизни и как таковая сравнима с «Утопией» Мора, «Городом Солнца» Кампанеллы и «Коллегией шестидневной работы» Бэкона.
 
МилаДата: Воскресенье, 25.11.2018, 20:16 | Сообщение # 83
Группа: Админ Общины
Сообщений: 8295
Статус: Online
Восточная алхимия


Даосизм развивался в определенной исторической системе координат, пережив три различных периода. Первый этап, продолжающийся со времени жизни Лао-цзы до начала христианской эры, определяется как «этическая эпоха». В это время учения Мастера не выходили за жесткие рамки философии. Даосские мудрецы посвящали жизнь размышлениям о вселенском замысле и применении естественных законов к человеческому поведению. Это были ученые своего времени, и именно им в значительной степени обязаны своим возникновением китайские институты культуры. Сочтя свой образ жизни слишком абстрактным для всеобщего понимания, даосские философы в тихих, уединенных местах, организовали собственные школы, где наставляли учеников и приобретали прочную славу благодаря чистоте и способности проникновения в сущность вещей.

Второй период раскрытия даосизма длился с 1-го столетия христианской эры по 7-й век включительно и получил название «магического этапа». Следует заметить, что развитие этой стороны учения полного завершения не получило, а перешло от широкого признания к сохранению или поддержанию отдельными мистиками и небольшими группами.

В этот второй период установки и программы даосизма стал определять метафизик нового типа. В даосизм были привнесены трансцендентальные искусства, включая каббалистические спекуляции и алхимию. Китайский алхимик заявлял о тех же целях, что и его европейский собрат. Достаточно очевидно, что даос, как и герметист, стремился осуществить трансмутацию не только в царствах минералов и металлов, но и в социологической сфере.

Китайского алхимика занимала тайна долгой жизни, и, если можно верить весьма цветистым хроникам того времени, многие сумели продлить свою физическую жизнь, намного превысив обычные сроки. Считалось, что магические лекарства, снадобья и лекарственные растения, открытые этими химиками-эксперименгаторами, обладают необычайными достоинствами и наделяют многочисленными благами тех, кто способны заставить действовать секретные формулы. Во время третьего периода даосизм приобрел в значительной степени теологический характер, а это уже выходит за рамки наших нынешних интересов.

Второй период развития даосизма тесно связан с Чжан Даолином, которого часто называют «первым даосским патриархом». Этот прославленный человек родился в 35 г. н. э., вероятно, в провинции, называемой в настоящее время Чжэцзян. Как утверждают, он был не по годам развитым ребенком и к семилетнему возрасту уже постиг сокровенные тайны произведений Лао-цзы и был знаком с серьезнейшими философскими и магическими книгами. Император Чжан-ди возвел его в дворянское достоинство, но он отказался от всяческих мирских почестей и удалился в уединенное местечко в горах западного Китая.

Там он целиком посвятил себя метафизическому аспекту алхимии и совершенствованию личных добродетелей. Его погруженность в мысли была столь глубокой, что бессмертные сочли его достойным достижения успеха в исследованиях, и он, хоть и с посторонней помощью, сумел приготовить эликсир бессмертия. Точные указания по составлению этой сложной формулы были переданы ему в видении, в котором Лао-цзы явился своему преданному ученику и вручил ему сокровище.

Во время экспериментов с «эликсиром дракона-тигра» ему явился дух, поведавший о том, что на горе Посун есть каменный дом, а в этом доме сокрыты магические манускрипты трех древних императоров, а также священная книга, в которой трактуются тайны доктрины. Если бы Чжан Даолин достал эти книги, он смог бы вознестись на небеса, не умирая, при условии точного следования содержащимся в них дисциплинам. Чжан добыл писания и, овладев содержавшимися в них знаниями, приобрел способность передвигаться по воздуху, постигать события, происходящие на расстоянии, и покидать свое тело по желанию. Он тренировался тысячу дней, мог «гулять среди звезд» и повелевать громами и ветрами. И именно благодаря множеству открытых или изобретенных им рецептов и средств для лечения даосизм начал придавать особое значение различным аспектам целительства.

Еще о Чжан Даолине сообщают, что, сумев с помощью алхимии приготовить пилюлю бессмертия, он принял только половину этого лекарства, потому что не хотел покидать этот мир и возноситься в страну бессмертных до тех пор, пока его учения не укоренятся достаточно прочно и ученики не будут обучены должным образом. Полагают, что его окончательное отбытие в небесный мир состоялось, когда он достиг 123-летнего возраста. Перед своим переходом этот даосский мудрец завершил работу над великим эликсиром и передал тончайшие секреты своему сыну, который тоже стяжал значительную славу. В 748 г. н. э. император тайской династии подтвердил наследственные привилегии семьи Чжан Даолина и его потомков. Впоследствии монгольские императоры тоже занимали по отношению к ним дружественную позицию и становились покровителями этого семейства.

Когда тибетская доктрина перевоплощающихся лам приобрела популярность в Китае, ее применили к потомкам Чжана. Каждый из его преемников, умирая, заставлял свою душу переселяться в какого-нибудь младенца из этого же семейства. Когда такое происходило, это событие сопровождалось чудесами и сверхъестественными явлениями, благодаря которым можно было безошибочно опознать этого ребенка. Этот короткий рассказ основан на «Справочнике для любителей китайской литературы» Майерса.

Преподобный Дю Боз, сообщая о даосском патриархе, пишет: «В Китае имя Чжана, Небесного Наставника, у всех на устах; на земле он — вицерегент Жемчужного Небесного Императора и главнокомандующий воинством даосизма. Какие бы сомнения ни возникали относительно апостолических преемников Петра, нынешний патриарх Чжан LX гордится непрерывной линией шестидесяти поколений. Он — вождь магов, «истинный муж» (то есть идеальный человек), как его называют, и держит в своих руках духовную власть над всей страной».

Современные авторы, говоря о Чжан Даолине, придерживаются того мнения, «что он в конечном счете обманывал народ». Это суждение основывается на множестве запутанных подробностей, которыми приукрасили его личность. На самом же деле о нем не сохранилось никаких сведений, которые противоречат преданиям, связанным с прославленными Адептами индийского, персидского, египетского и греческого трансцендентализма. В основе самых пренебрежительных замечаний лежит простая исходная мысль о том, что чудеса невозможны и те, кто претендуют на их совершение, должны быть обманщиками и самозванцами. Такая позиция подразумевает открытые нападки на все религии и отрицание традиций, существующих с начала исторических времен.

Возможно, было бы разумнее более внимательно изучить эти рассказы в свете расширения границ знания, большая часть которого свидетельствует о неизведанном духовном мире человека и потенциальных силах и способностях, скрытых в нем и поддающихся высвобождению и развитию.

Хотя есть все основания считать, что китайская алхимическая традиция не была заимствована и ее авторитет зиждется на общей вдохновляющей идее, заимствованной из древних писаний, кажется отнюдь не случайным, что практические аспекты этой дисциплины получили развитие в двух столь удаленных друг от друга регионах примерно в одно и то же время. Дж. М.Стиллмен отмечает, что самые ранние письменные свидетельства существования у жителей Запада философской алхимии связаны с Зосимом, Синезием и Олимпиодором, жившим между 3-м и 5-м веками н. э. Известно, что во втором веке н. э. во времена правления Антония Марка Аврелия в Китае побывало посольство Рима. О.С.Джонсон пишет: «Таким образом, есть основания считать, что в эти ранние века основные идеи китайской алхимии проникли на запад, дойдя до берегов Средиземноморья, а в последующие столетия — дальше, в регионы, лежащие за ним».

Допустив, что мистические химики Китая почти две тысячи лет тому назад искали разгадку тайны научно обоснованного бессмертия, вполне можно было бы логически продолжить, что их исследования, возможно, распространялись по караванным путям и с течением времени достигли Ближнего Востока и Северной Африки. Этот предмет, безусловно, пустил глубокие корни в сознании арабов, о чем свидетельствовали сказки «Тысячи и одной ночи» и другие аналогичные произведения, некоторые из которых теперь встречаются чрезвычайно редко. Расцвет мусульманской культуры в Испании оживил интерес Европы к эзотерической химии и способствовал открытию великой эры алхимии, продолжавшейся примерно с 14-го по 18-е столетия. В Европе, как и в Китае, писатели любят относить законы этого искусства к глубокой древности и приписывать их легендарным или полулегендарным источникам.

В самых ранних рассуждениях даосских философов относительно продления человеческой жизни упор делается главным образом на режим умеренности и очищения, не отличающийся по существу от современных взглядов на сохранение здоровья. Появились и метафизические обертоны, включавшие контроль дыхания, медитативные дисциплины и использование снадобий, пригодных для прояснения ума или очищения тела. Гораздо позднее возник как заметный составной элемент трансцендентализм и вошло в моду приготовление эликсиров и магических лекарств.

Второй этап китайских алхимических поисков почти в точности следовал европейскому образцу. Сюда входили трансмутация металлов, изготовление искусственных драгоценных камней и другие задачи, решение которых, вероятно, должно было способствовать достижению богатства и процветания. Первые даосы были философами и учеными, так что сомнительно, чтобы у них была насущная потребность изготовлять золото. Они были убеждены, что Лао-цзы открыл модель всех вселенских процессов, и их воодушевляло величие грандиозного эксперимента по возрождению человеческого сознания.

В свое время появились так называемые алхимики-практики, которые обрели престиж, вполне соответствующий их усилиям. Это привело к тому, что их стали считать исключительно учеными или одаренными личностями и часто предоставляли им доступ даже к императорскому двору. Они составляли разные лекарства и давали бесчисленные обещания и, наделенные даром убеждения, ухитрялись сохранить за собой сферы влияния в течение долгих лет.

Некоторые из них несомненно обладали мастерством, очень немногим была известна какая-то часть эзотерической традиции, но их мотивы не всегда бывали безупречны, и о том, чего они достигали, остается только догадываться.
 
МилаДата: Воскресенье, 25.11.2018, 20:22 | Сообщение # 84
Группа: Админ Общины
Сообщений: 8295
Статус: Online
Когда тибетская доктрина перевоплощающихся лам приобрела популярность в Китае, ее применили к потомкам Чжана. Каждый из его преемников, умирая, заставлял свою душу переселяться в какого-нибудь младенца из этого же семейства. Когда такое происходило, это событие сопровождалось чудесами и сверхъестественными явлениями, благодаря которым можно было безошибочно опознать этого ребенка. Этот короткий рассказ основан на «Справочнике для любителей китайской литературы» Майерса.

Преподобный Дю Боз, сообщая о даосском патриархе, пишет: «В Китае имя Чжана, Небесного Наставника, у всех на устах; на земле он — вицерегент Жемчужного Небесного Императора и главнокомандующий воинством даосизма. Какие бы сомнения ни возникали относительно апостолических преемников Петра, нынешний патриарх Чжан LX гордится непрерывной линией шестидесяти поколений. Он — вождь магов, «истинный муж» (то есть идеальный человек), как его называют, и держит в своих руках духовную власть над всей страной».

Современные авторы, говоря о Чжан Даолине, придерживаются того мнения, «что он в конечном счете обманывал народ». Это суждение основывается на множестве запутанных подробностей, которыми приукрасили его личность. На самом же деле о нем не сохранилось никаких сведений, которые противоречат преданиям, связанным с прославленными Адептами индийского, персидского, египетского и греческого трансцендентализма. В основе самых пренебрежительных замечаний лежит простая исходная мысль о том, что чудеса невозможны и те, кто претендуют на их совершение, должны быть обманщиками и самозванцами. Такая позиция подразумевает открытые нападки на все религии и отрицание традиций, существующих с начала исторических времен.

Возможно, было бы разумнее более внимательно изучить эти рассказы в свете расширения границ знания, большая часть которого свидетельствует о неизведанном духовном мире человека и потенциальных силах и способностях, скрытых в нем и поддающихся высвобождению и развитию.

Хотя есть все основания считать, что китайская алхимическая традиция не была заимствована и ее авторитет зиждется на общей вдохновляющей идее, заимствованной из древних писаний, кажется отнюдь не случайным, что практические аспекты этой дисциплины получили развитие в двух столь удаленных друг от друга регионах примерно в одно и то же время. Дж. М.Стиллмен отмечает, что самые ранние письменные свидетельства существования у жителей Запада философской алхимии связаны с Зосимом, Синезием и Олимпиодором, жившим между 3-м и 5-м веками н. э. Известно, что во втором веке н. э. во времена правления Антония Марка Аврелия в Китае побывало посольство Рима. О.С.Джонсон пишет: «Таким образом, есть основания считать, что в эти ранние века основные идеи китайской алхимии проникли на запад, дойдя до берегов Средиземноморья, а в последующие столетия — дальше, в регионы, лежащие за ним».

Допустив, что мистические химики Китая почти две тысячи лет тому назад искали разгадку тайны научно обоснованного бессмертия, вполне можно было бы логически продолжить, что их исследования, возможно, распространялись по караванным путям и с течением времени достигли Ближнего Востока и Северной Африки. Этот предмет, безусловно, пустил глубокие корни в сознании арабов, о чем свидетельствовали сказки «Тысячи и одной ночи» и другие аналогичные произведения, некоторые из которых теперь встречаются чрезвычайно редко. Расцвет мусульманской культуры в Испании оживил интерес Европы к эзотерической химии и способствовал открытию великой эры алхимии, продолжавшейся примерно с 14-го по 18-е столетия. В Европе, как и в Китае, писатели любят относить законы этого искусства к глубокой древности и приписывать их легендарным или полулегендарным источникам.

В самых ранних рассуждениях даосских философов относительно продления человеческой жизни упор делается главным образом на режим умеренности и очищения, не отличающийся по существу от современных взглядов на сохранение здоровья. Появились и метафизические обертоны, включавшие контроль дыхания, медитативные дисциплины и использование снадобий, пригодных для прояснения ума или очищения тела. Гораздо позднее возник как заметный составной элемент трансцендентализм и вошло в моду приготовление эликсиров и магических лекарств.

Второй этап китайских алхимических поисков почти в точности следовал европейскому образцу. Сюда входили трансмутация металлов, изготовление искусственных драгоценных камней и другие задачи, решение которых, вероятно, должно было способствовать достижению богатства и процветания. Первые даосы были философами и учеными, так что сомнительно, чтобы у них была насущная потребность изготовлять золото. Они были убеждены, что Лао-цзы открыл модель всех вселенских процессов, и их воодушевляло величие грандиозного эксперимента по возрождению человеческого сознания.

В свое время появились так называемые алхимики-практики, которые обрели престиж, вполне соответствующий их усилиям. Это привело к тому, что их стали считать исключительно учеными или одаренными личностями и часто предоставляли им доступ даже к императорскому двору. Они составляли разные лекарства и давали бесчисленные обещания и, наделенные даром убеждения, ухитрялись сохранить за собой сферы влияния в течение долгих лет.

Некоторые из них несомненно обладали мастерством, очень немногим была известна какая-то часть эзотерической традиции, но их мотивы не всегда бывали безупречны, и о том, чего они достигали, остается только догадываться.

Постепенно алхимия просто свелась к поискам научного метода изготовления золота и достижения физического бессмертия. В результате возникло странное и непонятное занятие, обычно кончавшееся нищетой и смертью. Побочным результатом этого ограниченного интереса стал общий упадок даосизма. Появилась детально разработанная литература, в которой самые свежие верования и научная практика были перемешаны и запутаны до полной неразберихи.

Совершенно очевидно, что по-настоящему просвещенные ученые не хотели, чтобы их отождествляли с имеющими идефикс изготовителями золота. Хотя истинные мудрецы и допускали, что принцип образования золота универсален, и признавали, что семена золота существуют во всех вещах, они не были заинтересованы в выращивании этого растения в промышленных масштабах. Так постепенно среди этих химиков произошло разделение.

Те, кто обладали действительным знанием, не желали делиться им с бессовестными охотниками за богатством. В свое время почтенный даосский Адепт отказался от какой бы то ни было причастности к общедоступному даосизму, и доктрина как эзотерическая философская система тотчас же начала приходить в упадок. К 8-му веку н. э. философский даосизм практически исчез, а секта скатилась на свои нынешние религиозные позиции. Он превратился в вероисповедание, позаимствовавшее многие ритуалы, церемонии и формальные структуры у буддизма. Остались только легенды, содержащие намеки на более древние концепции учения.


Китайский алхимик, раздувающий свою печь


Буддизм оказал неуловимое, но глубокое влияние на китайскую алхимию. Следует напомнить, что китайский буддизм — это не просто этическая доктрина, преподанная Гаутамой. Когда она достигла Китая, она уже была включена в детально разработанный пантеон божеств и святых. Буддийские архаты обладали большей частью магических способностей, которые даосские алхимики стремились развить. Доктрина повторного рождения в том виде, в каком она преподносилась в буддизме, составляла полную противоположность китайской вере в возможность физического бессмертия. Как прямое следствие этого противоречия возник мощный стимул к открытию каких-нибудь средств продления жизни человека в этом мире. Хоть и казалось, что даосские бессмертные просто облачились в буддийские наряды, это было не совсем так. Даосизм глубоко погрузился в материализм, и, несмотря на то что люди с удовольствием рисовали в воображении небесные края, в которые им предстояло отбыть, они предпочитали откладывать это путешествие на как можно более поздний срок.

Конечно, было несколько высших даосских посвященных — истинных архатов секты, уже давно погрузившихся в молчание и уединение, которые пришли в полное согласие с архатами и лоханами буддизма. Обе группы признавали йогический смысл трансмутации. Они знали, что человек представляет собой лабораторию, в которой должен быть выполнен эксперимент по трансмутации, или перерождению.

Мудрые могли примирить доктрину Дао, принадлежавшую Лао-цзы, и путь к нирване, открытый Буддой, поскольку обе концепции представляли однозначное достижение слияния с вечной ценностью. В обеих школах практиковались во многом схожие медитативные дисциплины, и настоящие архаты выбирали места уединения и строили приюты в окрестностях, долгое время ассоциировавшихся с даосскими мудрецами.

Просветленные буддисты и даосы полностью сознавали, что общедоступные формы их учений отступали от исходных идей. Искатели истины, утратившие иллюзии из-за борьбы культов, во многих случаях обращались к прямому мистицизму, видя в нем единственное решение. Личное переживание Бога или реальности культивировалось под различными названиями. В разное время мудрецы и архаты пытались восстановить древнюю мудрость, реформируя или переориентируя массовую религию. Они посылали учеников предостеречь людей от ошибок в их поведении и вновь придать ритуалам и формулам давно утраченной или игнорируемый смысл. Как и в Европе, это привело к постепенному разделению структуры религии на тайную, мистическую часть и богооткровенную теологическую форму. Первая стремилась вдохнуть душу во вторую и стала таким образом ее руководящим принципом, вновь открывшим дверь между истиной и ошибкой.

Это всегда приводило к возникновению эзотерических обществ, или тайных групп, обладавших неотразимой привлекательностью для наиболее вдумчивых людей. Таким образом, с течением времени широко распространилась вера в существование тайной мировой религии, и те, кто испытывали неудовлетворенность внешней стороной культа, стремились проникнуть в неземное царство мистического созерцания.

Говорили, что в старые времена архаты и мудрецы смешивались с людьми и учили их открыто, но постепенно эта практика сошла на нет, потому что люди стали честолюбивыми, жесткими и не гнушались ничем, делая карьеру в материальном мире. Мудрые же вернулись в свои сферы, исчезнув из традиционно связанных с ними мест, которые вскоре заняли профессора лжеучения.

Основы алхимии в Китае были заложены в рамках общей концепции бытия в том виде, в каком она раскрывалась в древних книгах и легендах. В первичной жизни присутствует потенциальная двойственность, являющаяся источником пермутаций, или изменений, которые постоянно разворачиваются, перемещаются, разделяются, соединяются и, благодаря этим явлениям, поддерживают многообразие творения. Философия, связанная с этой концепцией, раскрывается в «И цзине», или «Каноне перемен». Китайцы относятся к этому труду и знаменитым комментариям к нему, сделанным Конфуцием, с глубочайшим почтением. Доктор Пол Кейрус пишет об этой книге: «И цзин, — один из самых древних, самых любопытных и самых таинственных документов в мире. Он более непостижимый, чем пирамиды в Египте, более древний, чем Веды в Индии, более странный, чем клинопись в Вавилоне».
Прикрепления: 2092409.png(10.0 Kb)


Господь твой, живи!
 
МилаДата: Воскресенье, 25.11.2018, 20:23 | Сообщение # 85
Группа: Админ Общины
Сообщений: 8295
Статус: Online


Китайцы в своей древней символике изображали положительный принцип вселенной в виде непрерывной линии, олицетворявшей ян, а отрицательный — в виде прерывистой, представлявшей инь. Когда они соединяли эти два символа, то соединение называлось инь-ян и выражало взаимодействие отрицательного и положительного энергетических полей.

Инь-ян представляет собой центральный вихрь, существующий во вселенной и в глубочайших и таинственных уголках всех живых существ. В основе всего, что существует, лежит замысел инь-ян, ибо творение подразумевает смешение отрицательного и положительного принципов. Непрерывная линия символизирует силу, а прерывистая — слабость. Однако в данном случае слабость в действительности означает восприимчивость или емкость, которая наполняется или обогащается положительным принципом. Отсюда, естественно, следует, что в философской стенографии ян есть принцип неба, и инь — земли. Ян становится солнцем, инь — луной, и эти слова означают яркость и тьму. Ян всегда агрессивен, а инь покорна. Таким образом, все создания наделены обоими качествами.

Агрессивный принцип — это нечто вроде воздуха, или дух воздуха, пребывающий в постоянном движении. Значит, было бы правильно символически изобразить это беспрестанное ритмическое волновое движение в виде дракона мужского пола, извивающегося в пространстве. Предполагалось, естественно, что дракон обитает в воздухе. Когда он изображался с пятью лапами (элементами), то становился императорским символом. Когда ян показывался как дракон мужского пола, инь одновременно являлась как дракон женского пола. Так же и у всех форм в природе: самец пробуждает самку из состояния пассивного принципа, и ни одно создание не могло бы существовать в одиночестве. Агрессивность нельзя отделить от покорности, она не может реально существовать без своей полярной противоположности. Свет и тьма взаимозависимы, так как представление об одном не может существовать без представления о другой.

Первое соединение инь и ян закончилось сотворением великой монады — «верховного неба». Великая монада — это бесконечная сфера положительного разумного принципа. Сразу же после ее создания принцип инь облекает ее в эфирное тело. Следовательно, в этом проявлении ян становится мыслящей душой, а инь — чувствующей душой мира и человека. Чувствующая душа есть anima, действующая через тонкий носитель animus. Все формы представляют собой соединения, и только лишенные формы сохраняют простую, или недифференцированную, природу.

Как указывается в алхимических рассуждениях, либо философское золото, либо камень мудреца следует готовить, стимулируя внутреннее взаимодействие между двумя главными принципами в элементарных, или металлических, формах. Искусство или знание делают возможным осуществление принудительного слияния инь и ян в лаборатории. Следует напомнить, что европейские алхимики описывали этот процесс как свадьбу солнца и луны. У китайцев сложилась почти такая же терминология, потому что они ассоциируют свинец с солнцем, а ртуть — с луной и скрывают эти элементы под символами дракона и тигра соответственно.

Как и следовало ожидать, формулы трансмутации чрезвычайно сложны и таинственны. Как и на Западе, в них введены диаграммы и символы, но без соответствующих ключей они совершенно бессмысленны. Алхимик пытался воспроизвести в своих сосудах величайший процесс вселенского творения, надеясь таким образом добиться господства над очищенными субстанциями, через которые все живые существа получают главное питание. Стих 17 алхимического трактата Чжан Потуаня «Четыреста слов» явно свидетельствует об использовании оборотов речи того же типа, что встречались в трэдах западных алхимиков: «Дракон приходит из восточного моря. Тигр встает в западных горах. Два создания ведут сражения и превращаются в жизненную силу неба и земли». В данном случае эксперимент явно связан с соединением свинца и ртути.

Нужно, однако, понимать, что в данном случае не подразумеваются обычные, общеизвестные неблагородные вещества, так как алхимик имеет дело с духами свинца и ртути. Он использовал феникса для отображения изменчивого принципа, жаба или черепаха представляла настоящую землю, или первичную материю, ворона появлялась как символ солнца, кролик — луны, и единорог был мировым духом, которого стремился поймать алхимик. Это ключ к мифам, в которых фигурируют все эти существа, являющиеся фактически составляющими сложной формулы.

Постоянные ссылки на очищенные формы свинца, ртути и киновари, вероятно, призваны напоминать химику-мистику, что он занимается духовным искусством, а не просто физической наукой. Сами китайцы утверждают, что философским садом, в котором эти элементы можно найти в самых естественных, природных формах, является собственное тело человека, в котором много настоящего свинца и настоящей ртути, если знать, как их собрать, и распознать их признаки.

Чем дальше продвигаешься в изучении китайской алхимии, тем больше убеждаешься, что все стадии искусства трансмутации входили в тайную науку полного обновления человека. Мастер-алхимик был бессмертным смертным, ибо мог совершить любое чудо, какое желал, не навязывая свою волю природе, а понимая естественные законы и помогая им выполнять их работу.

По словам Артура Уэйлли, «часто при чтении алхимической литературы эпохи Возрождения и более поздней у нас возникает подозрение, что мы читаем не о материальных экспериментах, а о духовных поисках, описанных в аллегорической форме принятым в лабораториях языком. В Китае это подозрение переходит в уверенность.

Начиная с 10-го века экзотерическая алхимия, вай дань, уступает место эзотерической, нэй дань, которая использует в качестве ингредиентов вместо осязаемых и материальных субстанций их «души», или «сущности». Эти «души» и являются «истинными», или очищенными, ртутью, серой, свинцом и так далее и имеют такое же отношение к обычным металлам, как даос Адепт, или чэнь-жэнь (чистый, совершенный человек) к простым смертным.

К концу 11-го столетия был сделан новый шаг. Эти трансцендентальные металлы отождествляются с различными частями человеческого тела, и алхимия в Китае перестает быть экспериментированием с химическими реактивами, паяльными трубками, печами и тому подобным (хотя все это и сохраняется в общедоступной алхимии странствующих шарлатанов), но превращается в систему умственного и физического перевоспитания».

Лу-цзы писал: «Я должен прилежно засеять свое собственное поле. Именно в нем есть духовный зародыш, который, возможно, проживет тысячу лет. Его цветок подобен желтому золоту. Его бутон невелик, но семена округлы и похожи на безупречный драгоценный камень. Его рост зависит от почвы центрального дворца, но орошение должно производиться из высочайшего фонтана. По истечении девяти лет взращивания его можно насовсем пересадить на небеса высших духов». Хоть упоминавшийся здесь Джонсон и считает, что это заявление не поддается разумной интерпретации, оно фактически раскрывает всю тайну. Поле — это физическое тело алхимика; золотой зародыш есть семя души; центральный дворец — сердце, а почва — качество добродетели; высочайший фонтан — это Дао, или истинный дух; девять лет символизируют ступени, или степени, эзотерической дисциплины, а небеса духов — состояние озарения. Весь рассказ должен быть ясен изучающему йогу.

В Китае, как и во всех остальных уголках мира, алхимическая традиция исходила из того, что очень небольшое число просвещенных или искусных мастеров действительно достигло совершенства в этом искусстве. Их немедленно наделили исключительными добродетелями и силами и стали считать истинными Адептами-учеными. Об их богатстве и щедрости ходит множество легенд. Они оказывали помощь нуждающимся, поддерживали справедливых правителей, финансировали учебные заведения и способствовали развитию образования.

Хотя они и презирали суетность, но во все времена, похоже, были обеспечены более чем достаточными средствами. В отдельных поколениях их преследовали, в более же просвещенные времена ими восхищались. Каждый старался выбрать соответствующего преемника, которому сообщал свои самые глубокие секреты. Мистики, однако, настойчиво утверждали, что эти алхимические мудрецы посвящали себя исключительно делам небесным. Они одни понимали, что создание идеального правительства или счастливого человеческого общества зависит от тех же самых формул, которыми они пользовались при трансмутации металла.

Целью алхимии являлось претворение в жизнь Золотого Века, когда все живые существа будут жить в мире друг с другом, поклоняясь богам, почитая предков и любя друг друга. В этом расширенном смысле алхимия превратилась лишь в еще одну формулировку широко распространенного мнения, что некий орден человеческих существ постоянно работает над улучшением рода человеческого. Подобно тому как только мудрые были достойны стать вождями своих собратьев, так и Адепт-мастер алхимии был справедливым монархом, Великим Магистром философской империи.
 
МилаДата: Воскресенье, 25.11.2018, 20:24 | Сообщение # 86
Группа: Админ Общины
Сообщений: 8295
Статус: Online
notes

1

Слово «Иерархия», написанное с большой буквы, означает мировое Правительство Адептов.
2

Г. де Вильман-Грабовска. «Азиатская мифология».
3

…ведет к единению. — На санскрите йога означает «связь», «единение».
4

См.: E.Moor. «The Hindu Pantheon».
5

33-я почетная степень шотландского обряда северной юрисдикции.
6

См.: «Шесть систем индийской философии».
7

«Ашрамавасикапарва» — одна из книг «Махабхараты».
8

Отсутствие ссылок означает, что цитаты из «Законов Ману» в переводе доктора Булера заимствованы из «The Sacred Books of the East» под редакцией M.Мюллера.
9

Термин, использованный Е.П.Блаватской в «Тайной Доктрине». Согласно Блаватской, эзотерически Риши-Праджапати являются «Иерархиями строителей, Архитекторами вселенной и всего живого на Земле; обычно их называют Владыками Света, дэвами и богами».
10

Перевод на английский Г.Г.Уилсона, магистра искусств в области педагогики, члена Королевского общества.
11

«Древо всех начал» («Tree of all seeds») — дословно «древо всех семян».
12

См.: J. G.R.Furlong. «Faiths of Man».
13

Йоджан — индусская мера длины, равная приблизительно пяти милям (ок. 8 км.)
14

Азойская — букв, «безжизненная»; термин применяется к докембрийским пластам, лишенным каких-либо органических остатков.
15

Амниотическая жидкость — жидкость, предохраняющая внутриутробный плод от механических повреждений.
16

«Адипарва» (санскр.) — букв, книга первая.
17

См.: Rai Bahadur Lala Baij Nath. «Hinduism, Ancient and Modern».
18

См.: F.C.Frank. «Ancient Freemasonry».
19

См.: «Occult Science in India».
20

См.: Monier- Williams. «Hinduism».
21

См.: L.A.Beck. «The Story of Oriental Philosophy».
22

См.: «Three Lectures on the Vedanta Philosophy»
23

Если под словом «святые» понимать «посвященные мудрецы и мистики», то определение становится ясным.

24

Апперцепция (лат. ad — при, perceptio — восприятие) — осознанное восприятие, в отличие от бессознательных перцепций-восприятий.
25

См.: «Cultural Heritage of India»
26

Джагат Гуру (санскр.) — Учитель Мира.
27

«…да будет вам слугою». — Мф., 20:26.
28

Внутренняя реализация — переход от предположения реального к собственно познанию реального. Реализовать нечто — значит осознать реальность факта.
29

Сокращенный пересказ популярной в Японии легенды, изложенной в «Сяка Дзицу-року» («Жизнеописание Будды»).
30

Дерево Сал — тиб. сала, санскр. шала — дерево с твердой древесиной, растет в Индии, достигает огромных размеров. Древние индийцы за красоту почитали его лучшим в мире. Буддисты почитают его священным — в его тени родился и умер Просветленный.
31

Не следует ли это рассматривать как тонкий намек на родоразрешение путем кесарева сечения, о чем так часто упоминается в преданиях о героях мира?
32

В каждой легенде указывается свое число шагов.
33

Ашрам — священная обитель, монастырь или хижина отшельников для аскетических целей.
34

Семь частей, или уровней, видимой лестницы, безусловно, относятся к эзотерическим дисциплинам или посвящениям, имеющим отношение к адептству.
35

Нирвана как состояние внутреннего сознания достижима для архата при жизни, тогда как в состояние паранирваны можно войти только со смертью тела.
36

Считается, что кости человеческого тела состоят из восьмидесяти четырех тысяч главных атомов, чем и объясняется желание Ашоки соорудить монумент над каждым атомом кремированного тела Будды.
37

Ступа (санскр.) — монументальное культовое сооружение.
38

Срединное Царство — историческое название Китая.
39

См. перевод Макса Мюллера.
40

См.: «History of Indian Philosophy».
41

См.: P.Carus. «Amitabha».
42

Гаты — метрические песни, или гимны.
43

Кашайя — ткань из шерсти тибетской козы.
44

«…времени… для принятия пищи» — промежуток времени, равный примерно 20-30-ти минутам.
45

Магадха — древняя страна в Индии, управлявшаяся царями-буддистами.
46

J.Ferguson, J.Burges. «Cave Temples of India».
47

«Путешествия Хуань Цзяна».
48

См.: J.B.Pratt. «The Pilgrimage of Buddism».
49

Династия Тан — 7-10-й вв. н. э.
50

Секуляризация — ограничение образования светскими науками, освобождение от церковного влияния в общественной и умственной деятельности, в художественном творчестве.
51

См.: «World Healers», или «The Lotus Gospel» и т. д.
52

См.: W.M. McGovern. «Аn Introduction to Mahayana Buddhism».
53

«…отвергая доктрину… была матерью Бога» — согласно Несторию, дева Мария родила человека, который, преодолев человеческую слабость, возвысился до сына божьего; в Христе человеческое и божественное начала пребывают лишь в относительном соединении, никогда полностью не сливаясь (в то время как ортодоксальное вероучение подчеркивало единство человеческого и божественного).
54

Существует легенда о том, что Рахула заслужил право повторного рождения как старший сын всех будущих будд.
55

Шуэдагоун — крупнейший буддийский храм-пагода в Рангуне.
56

M.Monier-Williams. «Buddhism in its Connection with Brahmanism and Hinduism, etc.».
57

Сётоку — букв.: «прославленная добродетель».
58

Синтоизм — средневековая религия японцев, впоследствии принявшая форму культа императорской династии.
59

Тися Дайси — букв.: «мудрец — великий учитель».
60

См.: «Epochs in Buddhist History».
61

Дзэн — букв.: «созерцание».
62

Дзадзэн — букв.: «медитация с принятием определенной позы».
63

См.: «Buddhistic Art in its Relation to Buddhist Ideals».
64

Дхьяна — один из методов буддийского созерцания, особенно разрабатывавшийся в секте дзэн.
65

Бонза — европейское название буддийского священника в странах Азии.
66

Дайси — букв.: «великий учитель».
67

См.: «The Buddhist Sects o f Japan».
68

См.: «Коуа San, The Home of Kobo Daishi and His Shingon Doctrine».
69

Мандала — символ в буддийской мифологии, конклав божеств.
70

Дхармакая (санскр.) — одно из трех (наряду с «телом блаженства» и «феноменальным») тел Будды, космическое, или тело закона.
71

Сокусиндзёбуцу — букв.: «ускоренное достижение нирваны».
72

Теургия — согласно Е.П.Блаватской, посредством этого вида магии происходит общение с планетарными духами — «богами Света». Лишь знание внутреннего смысла их Иерархий и чистота жизни могут привести к приобретению сил, необходимых для общения с ними.
73

Кокудзо Босацу — бодхисаттва Кокудзо (санскр. Акашагарбха).
74

См.: «Footsteps of Japanese Buddhism». Part I.
75

См.: «Foot steps of Japanese Buddhism». Part 1.
76

«Buddhism in Tibet».
77

«Ом мани падме хум» — Магическая мантра состоящая из шести слогов. Адресуется бодхисаттве Авалакитешваре.
78

См.: Schiefner, Ralston. «Tibetan Tales».
79

См.: Schiefner, Ralston. «Tibetan Tales».
 
МилаДата: Воскресенье, 25.11.2018, 20:25 | Сообщение # 87
Группа: Админ Общины
Сообщений: 8295
Статус: Online

80

Деванагари — разновидность индийского слогового письма, широко используемая в современных публикациях на хинди и санскрите.
81

См.: E.Schlagintweit. «Buddism in Tibet».
82

См.: E.Schlagintweit. «Buddism in Tibet».
83

Тара (санскр., «Спасительница») — божественная супруга Авалокитешвары.
84

См.: M.Monier-Williams. «Buddhism, in its Connection with Brahmanism and Hinduism».
85

См.: M.Monier-Williams. «Buddhism, in its Connection
86

См.: L.A. Waddell. «Lhasa and Its Mysteries».
87

См.: L.A. Waddell. «Lhasa and Its Mysteries».
88

См.: L.A. Waddell. «The Buddhism of Tibet, etc.».
89

A. Grunwedel. «Padmasambhavaund Verwandtes».
90

«Travels in Tartary,Tibet and China»
91

«Index Expurgatorius» — список книг, запрещенных католической церковью.
92

Лазарист — член монашеского ордена, основанного св. Винцентом де Полем в 1634 году.
93

Далматик — верхняя риза дьяконов и иподьяконов римско-католической церкви, надеваемая на стихари, когда они служили ассистентами священнику перед алтарем.
94

Дхарани — в буддизме и индуизме — мантра или мантры.
95

См.: J.A. Waddell. «Lhasa and Its Mysteries»).
96

«Великий Йог Тибета Миларепа».
97

«Buddhism of Tibet or Lamaism».
98

«Buddhism of Tibet or Lamaism».
99

Марпа — тибетский йог 11-го века, ученик индийского пандита Атиши и Наропы, принес учение о Великом Символе (санскр. Маха-Мудра, тиб. Чаг-чен) в Тибет.
100

«Путешествие в Лхасуи Центральный Тибет».
101

«Путешествие в Лхасу и Центральный Тибет».
102

Сигурд — скандинавское имя героя древнегерманских сказаний Зигфрида («Песнь о Нибелунгах»), неуязвимого в бою.
103

См.: «Сердце Азии».
104

См.: Е. Kawaguchi. «Three Years in Tibet» и A. David-Neel.
105

См.: Е.Kawaguchi. «Three Years in Tibet» и A.David-Neel. «Superhuman Life of Gesar of Ling».
106

Шангрила — царство вечной молодости в романе Дж. Хилтона «Потерянный горизонт».
107

См.: Е.П.Блаватская. «Тайная доктрина», т. 3.
108

См.: «Thin Air».
109

Муршид — мусульманский наставник, пользующийся неограниченным доверием и преданностью ученика — мурида (мюрида).
110

«Qanoon-E-Islam».
111

Все суры Корана, кроме девятой, начинаются с этих слов.
112

Haeresium ferax — изобилие ересей.
113

Сабеизм — религия древних халдеев. Сабеяне верили в единого бога как верховное существо и поклонялись звездам, точнее, солнечным, лунным и планетарным богам и владыкам.
114

Докеты (от греч. dokeo — казаться) — представители раннехристианской еретической секты II–III вв., считавшие телесность низшим началом и потому отвергавшие догмат о воплощении Христа в телесного человека. Они учили, что тело Спасителя не было телом, но только казалось таковым.
115

Ариане — представители еретического течения IV–VI вв., отвергавшие догмат о единосущности бога-отца и бога-сына (Христа), считая его признанием двоебожия.
116

Евтихиане — последователи константинопольского архимандрита Евтихия (V в.), согласно учению которого человеческое в Христе было совершенно поглощено божественным, и он имел лишь кажущуюся плоть.
117

Яковиты — представители христианской секты в Сирии (VI в.), основанной епископом Иаковом Бародеем, считавшим, что Иисус Христос имел лишь одну природу и что символ веры — не божественного происхождения. Яковиты имели тайные знаки, пароли и торжественные посвящения в мистерии.
118

Монофиситы — сторонники еретического учения, возникшего в Византии в V в., признававшие в Христе только божесвенное начало.
119

Несториане — последователи константинопольского патриарха Нестория (V в.), утверждавшего, что Иисус Христос, будучи рожден человеком, лишь впоследствии воспринял божественную природу.
120

Мариамиты — поклонники Мариам (Марйам, матери Иссы в Коране), которая почиталась ими как одна из ипостасей триединого божества.
121

Коллиридийцы — секта гностиков, которая в первые века христианства перенесла свое поклонение с Асторет на Марию как Царицу Небесную и Деву.
122

Назореи (от древнееврейск. «назар» — отказываться, воздерживаться) — одна из самых ранних сект, признававшая лишь святого Иоанна Крестителя, которого они называли «Великим Назаром».
123

Эбиониты (от еврейск. «эвионим» — нищие). Одна из самых ранних христианских групп, существовавшая в Палестине еще за столетие до христианства. В нее входили нищие аскеты, которые соблюдали иудейские обряды и почитали предание об Массу, или Мешу (Иисусе) — адепте-аскете, сыне Иосифа и Марии, на которого сошел святой дух, и принимали только Евангелие от Матфея.
124

Маркиониты — древняя гностическая секта, основанная Маркионом (II в.), который отстаивал первоначальные верования ранних христиан и считал, что такие догматы, как рождество, страсти и воскресение Христово, являются огрублением метафизических аллегорий и вырождением истинной духовной идеи.
125

Гностики — представители религиозно-теософского движения поздней античности, получившего позднее название «гностицизм». Учение гностиков, принявшее некоторые моменты христианского вероучения, греческой философии и восточных религий, строго эзотерично и претендует на истинное знание о боге и конечных тайнах мироздания.

126

Валентинианцы — представители гностической секты, основанной во II в. александрийцем Валентином.
127

Василидиане — последователи Василида, основателя одной из наиболее философских гностических сект во II в. в Александрии.
128

Карпократ — основатель философской гностической секты.
129

Emile Dermenghem. «The Life of Mahomet».
130

Ваххабиты — последователи религиозно-политического течения в исламе, возникшего в Центральной Аравии в конце XVIII в. Основатель — арабский богослов Мухаммед ибн Абд аль-Ваххаб выступил с проповедью возрождения «чистоты» ислама, за подлинное единобожие. Ныне ваххабизм является официальной идеологией Саудовской Аравии.
131

W. Willcocks. «From the garden of eden to the crossing of the Jordan».
132

Dermenghem, op. cit.
133

Dermenghem, op. cit.
134

Негус — сокращенный титул императора в Эфиопии до упразднения монархии в 1975 г.
135

Аэролит — устаревшее название каменного метеорита.
136

Катиб (букв, «пишущий») — так назывались грамотные люди, записывавшие откровения Мухаммеда, его распоряжения, письма.
137

W.Irving. «Mahomet and His Successors».
138

«Мишна» — древнейшая часть еврейского «Талмуда»; свод трактатов, содержащих основные положения устной «Торы», составленный в конце II в. раби Йегудой бен Шимоном.
139

W.Irving. «Mahomet and His Successors».
140

Кахин — доисламский языческий прорицатель, в состоянии транса якобы общавшийся с божеством или его посланником — ангелом или джинном
141

Абу Бакр ас-Сиддик, Абдаллах (ал-Атик) б. Усман — первый из четырех «праведных» халифов; богатый мекканский купец, якобы первым из мужчин принявший ислам; друг Мухаммеда, сопровождавший его во время хиджры и во всех походах, впоследствии выдавший за него свою дочь Айшу.
142

Зайд ибн Сабит (ок. 615-ок. 665 гг.) — секретарь-писец Мухаммеда, составитель письменного текста Корана.
143

Дополнительную информацию можно найти в работе: Manly P.Hall. «The Story of the Koran». — «Horizon», Vol. 13, № 3 (Winter 1953).
144

Курайшиты — арабское племя, жившее в окрестностях Мекки. Мухаммед был курайшитом.
145

Dermenghem, op. cit.
146

A.J.Arberry. «Sufism».
147

W.Irving. «Mahomet and His Successors».
148

См.: «The Life of Muhammad».
149

Ал-Лam и ал-Узза — древние доисламские женские божества, почитавшиеся по всей древней Аравии. В Мекке курайшиты поклонялись триаде женских божеств — ал-Лат, ал-Уззе и Манат, звавшихся дочерьми Аллаха, среди которых ал-Узза считалась главной.
150

См.: «А Dictionary of Islam»
151

Сунна (арабск. «обычай», «пример») — священное предание ислама, изложенное в рассказах (хадисах) о поступках и изречениях пророка Мухаммеда. Почитается всеми течениями ислама как следующий после Корана и поясняющий его источник.
152

Халиф (арабск. халифа — «заместитель») — глава мусульманской общины, замещающий посланника Аллаха. Первые четыре халифа из числа ближайших сподвижников Мухаммеда — Абу Бакр, Умар (Омар), Усман, Али — были выбраны по воле мусульманской общины и считались «праведными халифами». Муавия учредил принцип наследственности халифской власти. Последние Омейяды провозгласили себя уже не «халифа расул Аллах» («заместитель посланника Аллаха»), а «халифа Аллах» («заместитель Аллаха»).
153

Более подробно см.: W.S.Blunt. «The Future of Islam».
154

Zaki Ali. «Islam in the World».
155

Имам (арабск. «стоящий впереди», «предводительствующий») — предстоятель на молитве, духовный руководитель, глава мусульманской общины. В первые годы ислама функции имама выполнял сам Мухаммед, а после его смерти — халифы. У шиитов имамы — наместники Аллаха, «врата», через которые можно приблизиться к нему, наследники пророческих знаний.
156

Ал-Махди («ведомый верным путем», «ведомый по пути Аллаха») — провозвестник близкого конца света, последний преемник пророка Мухаммеда, своего рода мессия. Первоначально отождествлялся с Иисусом Христом, потом стал мыслиться как самостоятельный образ обновителя веры, который должен восстановить первоначальную чистоту ислама. У шиитов вера в пришествие ал-Махди слилась с верой в возвращение «скрытого» имама ал-ка’има.
157

B.H.Springett. «Secret sects of Syria and the Lebanon». 305
158

Коран. Сура V: 53.
159

J. P.Brown. «The Dervishes».
160

См.: «The Library of Original Sources», Vol. IV, Section «The Era of the Arabs».
161

W. W. Cash. «The Moslem World in Revolution».
162

N.C.Mehta. «Studies in Indian Painting».
163

Zaki АН. «Islam in the World».
164

Пир — старик, старец, основатель или глава религиозного или суфийского ордена.
165

Кутб ал-актаб — «полюс полюсов», суфийский «скрытый имам», верховный святой суфийской иерархии, отождествлявшийся в философии суфиев с «совершенным человеком».
166

С. W.King. «The Gnostics and Their Remains».
167

Унитарии — от лат. unitas — единство; унитарный — единый, объединенный, составляющий одно целое.
168

Дарул-Ликмат (арабск.) — Дом Науки.
169

См.: «Encyclopedia of Religion and Ethics». — «Dervishes»
170

См.: «Encyclopedia of Religion and Ethics». — «Dervishes»
171

Ихван ас-Сафа вахуллан ал-вафа — «Чистые братья и верные друзья», тайное научно-философское общество, действовавшее на Ближнем Востоке в X в. и близкое к исмаилизму. От имени этого братства было написано 52 трактата, образовавших энциклопедию «Раса’ил ихван ас-сафа вахуллан ал-вафа», авторы и время создания которой остаются невыясненными. Энциклопедия предназначалась для тех, кто находится на пути к высшему, эзотерическому знанию, стоящему над различиями между богооткровенными религиями.
 
МилаДата: Воскресенье, 25.11.2018, 20:26 | Сообщение # 88
Группа: Админ Общины
Сообщений: 8295
Статус: Online

172

Атег АН. «А Short History of the Saracens».
173

В.H.Springett. «Sekret Sects of Syria and the Lebanon».
174

Авторитетный источник, цитируемый фон Хаммером.
175

Ниневия — древний город Ассирии, разрушенный в 612 г. до н. э. войсками вавилонян и мидян.
176

См.: «The Goldmakers».
177

См.: «The Alchemists, Founders o f Modern Chemistry».
178

См.: «The Arcane Schools».
179

Джалал ад-дин Руми (1207–1273) — великий персидский мистик и поэт, основатель и руководитель суфийского братства «Маулавийа». Его знаменитая мистическая поэма «Маснави» впоследствии называли «Кораном на персидском языке».
180

Альберт Великий (ок. 1193–1280 гг.) — немецкий теолог, философ и естествоиспытатель, монах-доминиканец. Утвердил в схоластике свод естественно-научных знаний, представленных в сочинениях Аристотеля и арабских ученых; проводил и собственные исследования в области естествознания.
181

Винцент из Бове — монах-доминиканец; автор энциклопедии средневекового знания «Великое зерцало», содержавшей «зерцала» природы, науки и истории от «сотворения мира» до крестовых походов.
182

Роберт Английский (ок. 1175–1253 гг.) — английский философ-схоласт, ученый-естествоиспытатель, епископ. Выдвинул учение о свете, как о первоматерии; основой науки считал оптику и геометрию.
183

Мосул — город в Ираке, известный производством муслина (мослина).
184

Ниневия — древний город Ассирии, разрушенный в 612 г. до н. э. войсками вавилонян и мидян
185

Езиды — последователи религиозной секты, близкой к зороастризму, признающие единого бога Йаздана. В их вероучении имеются элементы христианства (несторианства), иудаизма и ислама.
186

Isya Josef. «Devil Worship».
187

«…не совершают… с вавилонским культом». — Здесь присутствует игра слов, так как baeylonian в английском языке означает одновременно и «вавилонский», и «порочннй, греховный».
188

Маны — по верованиям древних римлян, души умерших предков, почитавшиеся как благожелательные «боги».
189

«Авеста» (от др. — перс. «абаста» — «закон») — собрание священных книг религии зороастризма, возникшее предположительно в первой половине первого тысячелетия до н. э. Содержит свод религиозных и юридических предписаний, молитвенные песнопения, гимны зороастрийским божествам; включает множество мифологических элементов.
190

Офиты — одна из самых ранних гностических сект в Египте, известная как «Братство Змия».
191

Хамза бен Али (ум. после 1042 г.) — основатель первоначальной доктрины друзов, разработку которой завершил Джамал ад-дин Абдаллах ат-Тану-хи (1417–1479 гг.).
192

См.: «Recollections of the Druses of the Lebanon». London, 1860.
193

См.: «Recollections of the Druses of the Lebanon». London, 1860.
194

Маздеизм (религия магов) — религия населения древнего Ирана (Мидийского государства, IX–VI вв. до н. э., позднее — государства Ахеменидов, VI-1V вв. до н. э.), сосуществовавшая с зороастризмом и во многом переплетавшаяся с ним. Священная книга — «Авеста»; верховные божества — Ахурамазда, Анхра-Майнью, позднее Митра.
195

Подробности посвящения в секту друзов см. в письме профессора А.Л.Росона, описывающего свое посвящение в эту секту. — Е.П. Блаватская. «Разоблаченная Изида», т. II.
196

Там же.
197

C. W.King. «The Gnostics end Their Remains».
198

С. W.King. «The Gnostics end Their Remains».
199

J.P.Brown. «The Dervishes». L., 1968.
200

J.P.Brown. «The Dervishes*. L., 1968
201

Вали (арабск.) — «святой».
202

Shaikh Sharfuddin Maneri. «Letters from a Sufi Teacher».
203

Мевлеви (турекц.) или маулавийа (арабск.) — суфийское братство, основанное около 1240 года в Конье. Его члены считали, что частица Абсолютной души, заложенная в до-бытии в человеческом сердце, просветляется и очищается лучше всего во время танца под воздействием музыки.
204

«…слово «дервиш» происходит…» — Исходное значение термина «дервиш» (перс. — турецк.), или «дарвиш» (арабск.) — «нищий», «бедняк»; обычно его связывают с образом нищенствующего бродячего аскета-мистика, не имеющего личного имущества.
205

Бекташи (турецк. «твердый, как камень», арабск. бекташийа) — суфийское братство, сложившееся в Малой Азии в конце XIII — начале XIV в. Название братства восходит к Хадджи Бекташу Руми, а по мнению специалистов, реальным основателем ордена был бродячий проповедник Хадджи Бекташ Вали Нишапури Хорасани (1208–1270 гг.).
206

J.Brown. «The Dervishes».
207

Хусам ад-дин Хасан Челеби — преемственный руководитель братства маулавийа. Он записывал «Маснави» под диктовку Руми, который в знак признательности посвятил ему эту поэму, и в традиции маулавийа ее называют «Хусам-наме» («Книга Хусама»).
208

Азраил (Израил) — главный ангел смерти, которому подчиняются еще несколько других ангелов смерти, один из самых приближенных к Аллаху ангелов.
209

Флагелланты (от лат. flagellum — бич) — «бичующиеся». Религиозное братство, возникшее в Италии в 1210 г., выступавшее против социального и духовного гнета феодалов и католической церкви, против индульгенций, святых культа. Флагелланты подвергали себя самобичеванию в знак покаяния и «крещения кровью» ради искупления грехов.
210

JG.R.Forlong. «Faiths of Man. A Cyclopaedia of Religions».
211

Reynold A.Nicholson. «The Mystics of Islam»
212

С. W.King. «The Gnostics and Treir Remains».
213

«…прославленный изготовитель тканей для шатров и палаток…» — Омар Хайям зовется так, по-видимому, потому, что родился в семье зажиточного ремесленника из цеха ткачей, изготовлявших эти ткани. Ремесло его предков было почетным, ибо «Хайям» — псевдоним поэта — происходит от слова «хайма» — «шатер, палатка».
214

См.: «Encyclopedia of Religion and Ethics».
215

«Стоянка» — «макам» (мн. число «макамат») — важный суфийский термин. В отличие от мистических «состояний» («хал», «ахвал»), дарованных мистику богом помимо его воли, достижение какой-либо «стоянки» требует от суфия постоянного самосовершенствования и неукоснительного соблюдения всех правил и ограничений. Семь классических «стоянок» суфиев: «раскаяние», «богобоязненность», «воздержание», «бедность», «терпение», «удовлетворенность», «упование на бога».
216

Подробный анализ «стоянок» в суфийской теории см. в книге: A.J.Arberry. «Sufism». L.,1950.
217

Эзотерический (греч., внутренний) — тайный, скрытый, предназначенный исключительно для посвященных.
218

Кабалистика (каббала) — в иудаизме: религиозно-мистическое учение, считающее, что в основе всего сущего — единый бог, а мироздание зиждется на 10-ти цифрах и 22-х буквах еврейского алфавита.
219

Френология — искусство определять нрав, характер, способности человека по форме черепа.
220

Гуру — наставник, главная фигура индийской традиционной системы духовного образования; гуру подготавливает своего ученика к посвящению путем передачи ему знания священных текстов, практических навыков и этических норм.
221

Элевсинии — мистерии, основанные в Элевсине, центре культа Деметры, Мусеем, учеником и последователем Орфея.
222

Озирис — древнеегипетский бог умирающей и возрождающейся природы, владыка загробного мира и судья умерших.
223

Теологический (греч., theos бог, logos учение) — относящийся к теологии, систематизированному изложению вероучения, обоснованию его истинности и необходимости для человека.
224

Ахилл, Улисс и Эней — герои античного эпоса. Ахил — персонаж поэмы Гомера «Иллиада», его мужество, неустрашимость в бою и твердость духа закрепили за ним эпитеты «равный богам» и «бессмертным подобный». Находчивость, изобретательность и хитроумие Улисса (Одиссея) сделали его героем «Иллиады», «Одиссеи» и многих трагедий и поэм. Эней — герой поэмы Вергилия «Энеида», сын Венеры и троянского героя Анхиза, родоначальник народа, основавшего Рим.
225

Рефлексия — размышления о своем внутреннем состоянии, самоанализ.
226

См.: «Chuang Tzu», London, 1869.
227

Монизм — философское учение, признающее основой всего существующего одно начало: либо материю, либо дух.
228

См.: F.G.Henke. «The Philosophy of Wang Yang-ming».
229

Идеалистический агностицизм — учение о непознаваемости истинного бытия, то есть о трансцендентности божественного.
230

Спекуляции (лат., созерцание, наблюдение) — тип построения знания без обращения к практике, то есть при помощи рефлексии.
231

См.: «Confucianism and Taoism».
232

См.: A. Waley. «The Travels of an Alchemist».
233

C m.: «World-Healers» или The Lotus Gospel.
234

См.: «World-Healers» или The Lotus Gospel.
235

Квиетизм — безучастное, пассивное отношение к окружающей жизни, непротивление.
236

«Поэтому мудрец… не покидает его» — цитируется покн.: «Мистерия Дао». М.: «Сфера», 1996, с. 216.
237

«Поэтому мудрец… достичь их». — Там же, с. 221.
238

«Лишь я один… матерь Благости». — Там же, с. 234.
239

«Искренние речи… противостояния». — Там же, с. 298.
240

См.: «The Sacred Books and Early Literature of the East», vol. XII.
241

«И цзин» («Канон перемен») — наиболее авторитетное и оригинальное произведение китайской канонической и философской литературы, основу которого составляют 64 гексаграммы, особые графические символы.
242

См.: «The Sacred Boors and Early Literatuve of the East», vol. XII.
243

Шулянхэ — отец Конфуция.
244

См.: «Myths and Legends of China».
245

См.: «Analects», 3:13 и 14:13.
246

Там же, 15:23
247

См.: «Analects», 1:6.
248

Там же, 2:1.
249

Там же, 2:4.
250

Там же, 2:14–15.
251

См.: М. Wright. «The Moral Aphorisms and Terseological Teachings of Confucius».
252

«Ли Цзи» — «Записки о правилах благопристойности».
253

См.: J.Legge. «The Chinese Classics»», vol. II.
254

См.: J.Legge. «The Chinese Classics»», vol. II.
255

Бодхисаттва (санскр., букв, существо, стремящееся к просветлению) — в буддийской мифологии человек (или какое-либо другое существо), который принял решение стать буддой.
256

Махаяна (санскр., букв, большая колесница) наряду с хинаяной (малой колесницей) — одно из двух основных направлений буддизма. Так как махаяна признает доступность пути бодхисаттвы для всех, ее называют бодхисаттваяной.
257

Ниданы (санскр., цепь, связь) — этот термин обозначает процесс перерождения живых существ, состоящий из двенадцати ступеней, каждая из которых должна быть преодолена стремящимся к освобождению от повторяющихся перерождений.
 
МилаДата: Воскресенье, 25.11.2018, 20:26 | Сообщение # 89
Группа: Админ Общины
Сообщений: 8295
Статус: Online

258

Гуаньинь — китайский перевод санскритского имени Авалокитешвара. В китайском, корейском и японском пантеонах — богиня, внимающая призывам людей, спасающая их от всевозможных бедствий, подательница детей, покровительница профессий, связанных с опасностью и в то же время грозная воительница, выступающая против зла.
259

Ишвара (санскр., Владыка) — в ряде индуистских традиций все боги, включая величайших — Брахму, Вишну и Шиву, осознаются как формы Ишвары. В философии веданты Ишвара — активная манифестация пассивного Абсолюта.
260

См.: H. Dayal. «The Bodhisattva Doctrinein Buddhist Sanskrit Literature».
261

См.: Pi-Cheng Lee. «Kwan Yin’s Saving Power».
262

См.: Е. Т. С. Werner. «Myths and Legends of China».
263

См.: «The Mythology of All Races».
264

См.: «The Mythology of All Races».
265

См.: Е.П. Блаватская. «Тайная Доктрина», т. 111.
266

«Шу цзин» («Канон писаний») — один из наиболее почитаемых древнекитайских памятников, представляющий собой сборник записей преданий, сказаний, мифов, исторических событий, поучений и т. п. Составление и обработка «Шу цзина» традиционно приписывается Конфуцию.
267

Аполлоний Тианский (род. в нач. I в. н. э.) — философ-пифагореец, получил первое посвящение в храме Эскулапа, в Эгее, второе — в Индии после пятилетнего молчания и странствий. Обладал даром предвидения и большими оккультными силами. Открыл эзотерическую школу в Эфесе и скончался почти в столетнем возрасте.
268

Марко Поло (ок. 1254–1324) — итальянский путешественник. В 1271–1275 гг. совершил путешествие в Китай, где прожил около 17-ти лет. В 12921295 гг. морем вернулся в Италию. С его слов была написана знаменитая «Книга Марко Поло».
269

Агиография — жития святых.
270

См.: «Chinese Symbols and Superstitions».
271

См.: «The Dragon, Image and Demon».
272

См.: «The Hung Society».
273

Галахад, Парсифаль, Лоэнгрин — герои средневековых эпических сказаний. Галахад — персонаж из средневековой легенды Мэллори о короле Артуре и рыцарях Круглого стола. Парсифаль — герой рыцарского романа в стихах В. фон Эшенбаха «Парцифаль», ставший королем Грааля после того, как совершил длительное рыцарское странствие во искупление разлада с Богом. Лоэнгрин — сын Парсифаля, рыцарь Лебедя, призванный из Монсальвата для защиты людей от различных бедствий.
274

Китайцы охраняли тела впавших в состояние транса, чтобы покинувшая телесную оболочку блуждающая душа могла отыскать вход.
275

…мять футов два дюйма — около 1 м 57 см.
276

См.: Е. Т. С. Werner. «Myths and Legends of China».
277

Экскалибур — меч короля Артура, обладающий чудесной силой.
278

Труверы — французские средневековые поэты-певцы, писавшие лирические стихи, повести и куртуазнее романы.
279

Придворные дощечки — тексты императорских указов в древнем Китае записывались либо на шелке, либо на бамбуковых планках, которые после изобретения бумаги стали символом придворных должностей, занимаемых их обладателями.
280

См.: «The Secret Societies of All Ages and Countries».
281

См.: «The Cross and the Dragon».
282

См.: «The Cross and the Dragon».
283

См.: «The Hung Society».
284

Альбигойцы — от названия г. Альби, участники еретического движения в Южной Франции 12-13-го вв.
285

См.: «The Hung Society».
286

Герметист — последователь герметизма, религиозно-философского течения, в основе которого лежит комплекс оккультных наук (магия, астрология, алхимия и др.), представленный значительным количеством сочинений, приписываемых Гермесу Трисмегисту.
287

См.: «The Dragon, Image, and Demon».
288

См.: «The Dragon, Image, and Demon».
289

Там же.
290

См.: «Chinese Thought».
291

Anima — воспринимающее, инстинктивное начало.
292

Animus — характер, совокупность мысль, чувства и воли.
293

См.: «The Travels of an Alchemist».
294

См.: W.A.P. Martin. «The Lore of Cathay»
 
Форум » ЧИТАЛЬНЫЙ ЗАЛ » ЗАРУБЕЖНАЯ ПУБЛИЦИСТИКА » АДЕПТЫ ВОСТОКА (Мэнли Палмер ХОЛЛ)
  • Страница 9 из 9
  • «
  • 1
  • 2
  • 7
  • 8
  • 9
Поиск:

AGNI-YOGA TOPSITES