Понедельник, 22.10.2018, 03:02

Приветствую Вас Гость | RSS | Главная | Форум | Регистрация | Вход

[ Новые сообщения · Участники · Правила · Поиск · RSS ]
Форум » КУЛЬТУРА и ИСКУССТВО » КАРТИННАЯ ГАЛЕРЕЯ » НИКОЛАЙ КОНСТАНТИНОВИЧ РЕРИХ (Биография. Живопись и графика)
НИКОЛАЙ КОНСТАНТИНОВИЧ РЕРИХ
ЮлияДата: Воскресенье, 25.05.2014, 18:52 | Сообщение # 111
Группа: Админ Общины
Сообщений: 4226
Статус: Offline


Н.К. Рерих. Грозный (Ангел последний). 1942


В канун нового, 1942 года, 30 декабря 1941 г. Н.К. Рерих писал в дневнике: "Кончаю "Горыныч", "Грозный" и "Силы Небесные с нами ныне невидимо служат". Кончил "Огни победы". Начат "Александр Невский" - Победитель на поле битвы. Начаты "Борис и Глеб", поспешающие на помощь"(Листы дневника, т.2, "Выставки").

Картина "Грозный" имеет второе название - "Ангел последний".
В 1912 г., в канун первой мировой войны, Рерихом было создано полотно с аналогичным названием - "Ангел последний".
Картина была сопровождена стихотворной строфой:
И пролетит над Землею
Ангел конца.
Грозный, прегрозный!
Красный, прекрасный!
Ангел последний.


В Апокалипсисе Святой Иоанн увидел "Ангела сильного, сходящего с неба, облеченного облаком; над головою его была радуга, и лице его как солнце, и ноги его как столпы огненные…" (Апок., 10:1).

В разгар Великой отечественной войны Н.К. Рерих вновь обращается к образу Грозного Ангела Последнего, предпосылая картине несколько другие слова, о чём сообщает в письме от 13.ХI.41 г.: "Сейчас пишется картина, напоминающая об "Ангеле последнем" 1912 года, только тогда название было — "И пролетит над Землею", а теперь будет — "И пролетел над Землею Грозный, Прегрозный".

Вехи, в разные времена данные, уже становятся на свои места. Многие не понимали якобы непоследовательность многих вех, забывая, что это происходит из-за ограниченности человеческого осознания, ибо высшая логика не совпадает с человеческим бытовым рассуждением. Вехи давались не по календарной последовательности, но по их внутреннему значению и высшей логике".


Картина написана по пророческому сну Е.И.Рерих: " Ноябрь 1919 г. Красный Вестник на столбах света. Стою на балконе занимаемого нами лондонского дома, откуда далеко видны площадь и боковые улицы. Небо свинцовое, сумрачное, во всей атмосфере нечто необычайно тяжелое, зловещее; люди тёмные и серые снуют вдоль улиц и спешат укрыться от надвигающейся грозы. Небо быстро темнеет, и на западе стало чернее черного. На фоне этой жуткой тьмы внезапно вырисовалась, занимая собою полнеба, гигантская, розовая и блистающая огненно-красная фигура Архангела на столбах света, со сворачивающимся свитком в руке и большим золотым ключом у пояса.

Встало сознание совершающегося возмездия. Повернув голову к Востоку, увидела в сумерках, близко от земли поднимающийся серп новолуния и на нем покоящегося прекрасного Младенца, причем одна ножка его была спущена. Поняла это явление как восточный символ рождения Новой Эпохи и Новой Расы"
(Рерих Е.И. Сны и видения / У порога Нового Мира. М.: МЦР, 2000. С.69-70).

В картине "Грозный" использованы более скупые изобразительные средства, в которых главенствуют два цвета: алый и иссиня-чёрный, что выражает наступление неотвратимого.
Земля полыхает пожарами. Окружённый огнями, стоящий словно в громадной огненной Чаше, Ангел Небесный держит меч и сворачивающийся свиток кармы; на поясе его - ключ. Меч - очищения и ключ - от Врат в Новый Мир!

Вспоминаются слова Н. Рериха из книги "Обитель Света":
"В молчании было видение. Исполнились света предметы. И воссиял лик Великого Гостя. И замкнул Он уста, и скрестил руки, и струился светом каждый волос Его. И бездонно пристально сияли очи Его. В бережности принес Пламенный весть обновленного, благословенного мира. Тайностью Он дал знак ко благу. В дерзании Он напомнил о Несказуемом. Без устали в часы дня и ночи будит Он сердце человеческое. Он сказывает приказ к победе духа и каждый поймет и примет его на языке своего сердца".

Россия, Россия, Россия!
На подвиг зовёт Светлый Град:
То русские встали святые,
То трубы призывно трубят…

…В бушующем вихре сражений
Мы Землю сумеем сберечь,
И огненный Ангел последний
Поднимет карающий меч!..

(Ирина Богдановская, "Ангел последний")




Время, конечно, очень нелёгкое, все ожидают развязки, не ведая, как и откуда она придёт. Свиток Кармы почти что заполнился и сворачивается уже в Руке Архангела, так было показано в видении от 1919 года. Многим друзьям суждено явиться свидетелями Кармического Рока нашей Земли. Переустройство близится, и скажем себе, что ничего не убоимся, но оявимся на светлом желании помощи нашему несчастному человечеству.

Помогающий чистосердечно ближнему помогает себе, и не нам решать, где мы можем принести лучшую помощь. Там, где мы есть, там и лучшая помощь может быть оказана и получена. Каждый найдёт своё место и принесёт, или углубит свой рок... Все пройденные этапы пути нужны для закалки духа и оценки единственного нашего достояния — духовности пробужденной и новых накоплений, которые и пронесут нас над всеми пропастями и направят на Путь, намеченный от начала.

По-прежнему верю в наш лучший рок, который утвердится на нашей Планете после окончания нашего цикла времени. Много говорилось всегда в Учении о чистой ниве и новых сознаниях, которые придут на смену уходящего поколения. Очень радуемся, когда кто высказывается за уявление Мира всему Миру!

...Думается, что, как всегда, всё великое произойдёт неожиданно и совершенно иначе, нежели мы можем себе представить. В духе твёрдо знаю, что всё устроится или уладится много лучше и так, как полезнее для всех. Нужно спасать не страны и народы, но истинно ВСЁ человечество и ПЛАНЕТУ. Только тогда масштаб будет правильным и можно уже будет строить в новом понимании эволюции Космической.
(Е.И. Рерих. Из письма к Е.П. Инге от 16.4.54 г.)


Не от страха перед каким-то наказанием, но от предвидения своей участи люди должны обратиться к очищению. Не по суровости, но по справедливости каждый отмерит себе. Мысль об очищении должна привести к осознанию Огня. Крещение огненное есть завет самый мудрый, но как сойдет оно, когда сердце не смягчилось и пребывает в жестокости? Ужасна маска жестокости, не снять ее и не отмыть лика, как при бронзовой болезни. Жестокость – свирепая болезнь! Даже зверь бросается на жестокое существо. Так напоминаю о ликах неотмываемых, забывших о сердце, о Мире Огненном, об Иерархии Света.
(Мир Огненный, ч. 1, 578)


Прикрепления: 6610224.jpg(89.8 Kb) · 6870866.jpg(1.4 Kb)


Гори, свети и освещай.
 
ЮлияДата: Понедельник, 26.05.2014, 09:51 | Сообщение # 112
Группа: Админ Общины
Сообщений: 4226
Статус: Offline


Н.К. Рерих. Победа (Змей Горыныч). 1942


20 сентября 1943 г. Н.К. Рерих записал в дневнике:
"Развернулись блистательные крылья победы! Каждый день, слышите ли, каждодневно славные русские воины возвращают Родине сотни городов и селений. Неудержимо стремится славное воинство через все вражеские препоны. Так много побед сообщает Московское радио каждое утро, что весь день ходим в высоком подъеме и шлем от Гималаев сердечные мысли богатырям русского народа.

...Высокие слова нужны, чтобы сказать, как грозно ополчился весь народ на дерзких захватчиков! Как выросло непобедимое воинство! Как трудовое дружество спаяло народы в одну созвучную семью! "Когда постройка идёт, всё идёт!" Идёт великая стройка. Одни богатыри преодолевают врага. Другие куют мечи и серпы для преуспеяния на славное будущее.

Слава великому народу русскому!"
(Н.К. Рерих. "Крылья победы")


Произведение Мастера "Победа (Змей Горыныч)" воспринимается как пророчество Великой Победы.

На картине изображён древнерусский воин-богатырь. У ног его лежит поверженный и обезглавленный им дракон – символ фашизма. Позади воина – устремлённая ввысь своими снежными вершинами сибирская красавица-гора Белуха, образ которой олицетворяет непобедимость Родины.

Победа русского оружия на подступах к столице и несломимая вера в победу советского народа вдохновили художника на создание этого произведения.

В решающей битве под Москвой, которая шла с конца октября - декабря 1941 по январь 1942 года, героически сражались сибирские дивизии. Враг был отброшен от Москвы более чем на 200 км, что определило исход Великой Отечественной войны да и судьбу всей страны.

На картине у Змея Горыныча отрублена голова, но приглядимся: в том месте, где у него когтистая лапа, видна голова ещё одного, притаившегося там чудовища... Значит, опасность не миновала, и впереди новые битвы! Мы видим это сегодня, когда по всему миру снова поднял голову дракон фашизма.
Но сказано: «Наша страна будет охранена, будет победной страной – так заповедано и начертано в звёздных рунах. Все, кто с нею, разделят её победу...» (Е.И. Рерих. Из письма от 26.05.50)

Как будто про события последнего времени писал Рерих: "Таково смятение в мире, что даже такое вопиющее понятие, как война, оказывается пересмотренным. В базарной суете человечество не заметило, как началась мировая война в разных частях света. Во время кровавейших преступлений некоторые слепцы говорят о том, что мир не нарушен. Никто не поймёт, отчего происходят эти утверждения - от лицемерия или от слепоты" ("Война". 29 мая 1939 г.).

Картина Н.К. Рериха "Победа" обрела своё постоянное место в Сибири.
3 июня 1975 года в Новосибирском Государственном университете была открыта выставка работ Н.К. Рериха из коллекции С.Н. Рериха. После её закрытия учёные Академгородка направили письмо Святославу Николаевичу с просьбой подарить городу Новосибирску картину «Победа». "19 июня 1975 года на имя академика М.А.Лаврентьева из Индии пришла телеграмма: «С большим удовольствием приношу в дар Сибирскому отделению Академии наук картину Николая Константиновича “Победа”" (сведения из книги Г.Ярцевой "Рерих и Алтай").

У Николая Николаевича есть очерк "Корабль Культуры", написанный после Великой Победы - 15 мая 1945 года. Великий Водитель Культуры хорошо понимал, что взлелеянная ненависть быстро и сама собой не пройдёт, но будет помехой творчеству и строительству. Он писал: "Итак, война в Европе кончена. Гитлер и Муссолини уш­ли. Уже нет Рузвельта. Во всей жизни почувствуется про­пасть, и её нужно спешно заполнить. Сделать это можно лишь Культурою. Мир через Культуру. Но велики должны быть усилия народов, чтобы ненависть заменить строительст­вом, творчеством. Уже шесть лет царила ненависть. Её поощ­ряли, воспитывали. Как бы целый школьный возраст воспитался на человеконенавистничестве. Экое длинное, пога­ное слово! Какие просветительные усилия должны быть на­пряжены, чтобы излечить застарелые язвы! И откуда собрать дружины культурных деятелей, чтобы преодолеть заразные психические эпидемии? Опасны психические заразы. Их не излечить наркотиками. И захотят ли явные и скрытые нена­вистники перековать мечи злобы на плуги просвещения? Вся­кая жестокость уже есть признак дикости. Люди нагляделись на всевозможные акты жестокости, свирепости, и много забо­ты потребуется, чтобы вернуть их сознание к Культуре. При­казом не помочь.
Пресловутыми «Днями Культуры» не пособить. Тут уже не одинокие дни, а все часы должны быть окультурены. Помоги, школьный учитель! Помоги, учитель­ница — сестра милосердия! Одна надежда на женское чуткое сердце. И на Руси столько героинь проявилось. (...)

В вихре событий перевернулась великая страница истории человечества. Да плывет счастливо Корабль Культуры!"


Наша история даёт нам уроки для сегодняшнего дня. Могла ли случиться трагедия в Одессе, если бы не были героизированы нацисты-бандеровцы и на их "подвигах" воспитано не одно поколение в Западной Украине?! "История всех веков и народов учит, как из толщи народной расцветала Культура, плодами которой восхищается человечество. Но и одичание не дремлет. Скелет уничтожения всегда готов протянуть костлявые пальцы для удушения всего устремлённого к светлому будущему"(Н. Рерих. "Друзьям "Знамени Мира"").


Прикрепления: 9109136.jpg(121.7 Kb)


Гори, свети и освещай.
 
ЮлияДата: Вторник, 27.05.2014, 12:31 | Сообщение # 113
Группа: Админ Общины
Сообщений: 4226
Статус: Offline


Н.К. Рерих. Борис и Глеб. 1942


В православии Борис и Глеб - Святые страстотерпцы. После смерти Киевского князя Владимира - отца старшего из сыновей Святополка и младших - Бориса и Глеба, старший решил избавиться от братьев. К возвращающемуся с войском брату Борису пришла весть о том, что, умер его отец. Воины предложили ему сесть на престол в Киеве вместо старшего брата, но Борис отказался. А Святополк подослал людей убить Бориса ночью в дорожном шатре.
Узнав, что Глеб возвращается в Киев по воде - в ладье, Святополк послал убийц и к нему.
Оба брата были предупреждены о готовившихся злодеяниях, но не бежали, а приняли мученическую смерть и простили старшего брата.

Тела их оказались нетленными. Их почитают заступниками Земли Русской, вечно молящиеся о мире.

При написании этой картины Рерих обратился к преданию времён Александра Невского о видении Бориса и Глеба перед битвой на Неве.

Картина Рериха повторяет сюжет иконы, где святые Борис и Глеб изображены плывущими, стоя в ладье.
Согласно преданию, в ночь, предшествовавшую сражению со шведами, старейшине племени ижоры Пелгусию, стоявшему в дозоре, было видение. Он рассказывал молодому князю: «Всю ночь провел я без сна на берегу реки, наблюдая за врагами. На восходе солнца я услышал на воде сильный шум и увидел одну ладью с гребцами. Посреди лодки стояли в алых одеждах святые мученики Борис и Глеб, а гребцы, сидевшие в лодке, были «яко мглою одеяны». И сказал Борис:
— Брат Глеб, вели грести скорее, да поможем сроднику своему, великому князю Александру Ярославовичу.

Увидя дивное видение и услыхав святых мучеников, я стоял в трепете и ужасе, пока видение не исчезло из вида». Сообщение Пелгусия обрадовало Александра, но виду он не подал: «Да, полны чудесами творения Господни, но не нам с тобою судить»...

В июле 1240 г. немногочисленное русское воинство в пух и прах разгромило значительно превосходящие силы противника, перед которыми в то время трепетала вся Европа.

Картина Рериха прекрасна, она вызывает благоговение и восторг духа. В предрассветной мгле по глади воды медленно скользит лодка, в которой стоят оба святых мученика, погружённые в глубокую молитву. Их фигуры окружает прозрачный, сияющий и переливающийся светлыми красками, радужный ореол - золото нимбов переходит в аурический круг...

Художник словно говорит: в праведной битве вместе с воинами Высшие Силы.


Обратимся к истории. Воспользовавшись тем, что после разорения Северо-Восточной Руси монголами Новгороду и Пскову неоткуда было ждать помощи, шведские и немецкие рыцари активизировали свою экспансию в Северо-Западной Руси, рассчитывая на легкую победу. Шведы первыми сделали попытку захватить русские земли.
В 1239 году шведы и немцы вели переговоры, намечая план похода: шведы, захватившие к тому времени Финляндию, должны были наступать на Новгород с севера, от реки Нева, а немцы - через Изборск и Псков. Швеция выделили для похода войско под предводительством ярла (князя) Ульфа Фаси и зятя короля - ярла Биргера, будущего основателя Стокгольма.

Житие Святого благоверного князя Александра Невского повествует, что в 1240 году швед ярл Биргер "собрал силу великую, и наполнил многие корабли полками своими, двинулся с огромной силой, пыхая духом ратным. И пришёл в Неву, опьянённый безумием, и отправил послов своих, возгордившись, в Новгород к князю Александру, говоря: "Если можешь, защищайся, ибо я уже здесь и разоряю землю твою".

Александр же, услышав такие слова, загорелся сердцем... пошёл на врагов с малою дружиною, но уповая на Святую Троицу... И выступил против врага в воскресенье пятнадцатого июля, имея веру великую в святых мучеников Бориса и Глеба".


Была сеча великая со шведами, и "перебил их князь бесчисленное множество". На лице же самого ярла Биргера оставил Александр "печать острого копья своего"

В войске завоевателей находились и католические епископы. Они шли с крестом в одной руке и мечом в другой.

Новгородские границы в то время охранялись "сторожами". Они находились и на морском побережье, где службу несли местные племена. Так, в районе Невы, по обоим берегам Финского залива, находилась "морская сторожа" ижорян, несшая охрану путей к Новгороду с моря. Ижоряне уже приняли православие и являлись союзником Новгорода.

Однажды на рассвете июльского дня 1240 года старейшина Ижорской земли Пелгусий, находясь в дозоре, обнаружил шведскую флотилию и спешно послал доложить обо всем Александру.
Александр Ярославович решил внезапно атаковать неприятеля. Войско Биргера было захвачено врасполох и потерпело сокрушительное поражение; остатки его бежали на уцелевших кораблях.
Шведам не удалось отрезать Новгород от моря, захватить побережье Невы и Финского залива. Отразив шведское нападение с севера, русское войско сорвало возможное взаимодействие шведских и немецких завоевателей. Летописец отмечал необыкновенную храбрость русских воинов.

За эту победу князя Александра Ярославича нарекли "Невским". В то время ему шёл лишь двадцать первый год. Впереди у него была новая славная битва - на Чудском озере, вошедшая в историю как Ледовое побоище.




Н.К. Рерих. Александр Невский (Русская война). 1942


Мастер запечатлел поле битвы на Чудском озере и победителя - князя Александра, праправнука Владимира Мономаха, прозванного после битвы на Неве Александром Невским.

Крутой берег Чудского озера, с которого спускается сидящий верхом на коне Александр, усыпан телами и тяжёлыми доспехами чужеземных захватчиков; лежат здесь и отдавшие жизнь за свободу Родины дружинники Александра. Взгляд князя направлен на одного из них... Тяжёлой ценой завоёвана победа!

Очень чётки линии картины; присутствует разграничение по диагонали светлых и тёмных тонов. Князь Александр и его дружина окружены светом, враги лежат на затенённой части...

Тональность картины вызывает ощущение глубокой скорби о павших в сражении воинах земли русской.


Житие Святого благоверного князя Александра Невского свидетельствует: "...На берегу Чудского озера... 5 апреля 1242 года произошла знаменитая битва с немецкими рыцарями, известная в истории под именем Ледового побоища...

Была суббота, и когда взошло солнце, сошлись противники. И была сеча жестокая, и стоял треск от ломающихся копий и звон от ударов мечей, и казалось, что двинулось замёрзшее озеро, и не было видно льда, ибо покрылся он кровью.
...На протяжении семи вёрст озеро покрылось трупами..."


Исторические сведения сообщают, что летом 1240 года в Новгородскую землю вторглись немецкие рыцари из Ливонского ордена, созданного из орденов Меченосцев и Тевтонского. С ними был предатель - русский князь Ярослав Владимирович.

Еще в 1237 году римский папа Григорий IX благословил немецких рыцарей на завоевание коренных русских земель. Они штурмом взяли Изборск. На помощь землякам бросились псковичи, но их ополчение потерпело поражение. Одних убитых было свыше 800 человек.

Немцы подошли к Пскову, перешли реку Великая, разбили свой лагерь под самыми стенами кремля, подожгли город и стали уничтожать церкви и окрестные села. Целую неделю они держали кремль в осаде, готовясь к штурму. Но до этого дело не дошло: житель Пскова Твердило Иванович сдал город. Рыцари взяли заложников и оставили в Пскове свой гарнизон.

Зимой 1240-1241 года рыцари вновь явились в Новгородскую землю, захватили территорию племени водь (вожан), к востоку от реки Нарва, "повоеваша все и дань на них возложиша". Захватив "Водьскую пятину", рыцари овладели Тесовым (на реке Оредеж), и их разъезды появлялись в 35 км от Новгорода. Таким образом, в руках Ливонского ордена оказалась обширная территория в районе Изборск - Псков - Сабель - Тесов - Копорье.

Новгородцы опять вспомнили про князя Александра, уже Невского, уехавшего после ссоры с городскими боярами в родной Переславль-Залесский. Послали за ним, и Александр организовал войско. Сначала освободил Копорье, затем - Псков. Двинулся на Изборск, но, узнав, что противник отправил основные силы на Чудское озеро, повернул туда. Войско Александра превосходило по численности войско неприятеля.
5 апреля 1242 года рыцари построились "клином", или "свиньей" а Александр противопоставил им абсолютно новое построение, не применявшееся русскими ранее, и противник был взят в клещи. Тяжёлая рыцарская конница была разбита войском, большей частью состоявшим из пехоты!


В дневнике Николая Константиновича Рериха есть записи, касающиеся судьбы картины "Александр Невский". Так, 30 Декабря 1941 г. он писал: "В день открытия Махараджа пожертвовал Русскому Красному Кресту на медикаменты 50.000 рупий. Пришла телеграмма о желании военного фонда иметь моего "Александра Невского". Поехал "Александр Невский". Так русская выставка творит русское дело" (Листы дневника, т.2, Выставки).

"Местный уездный начальник пристает, чтобы мы покупали военный заем. Но ведь «Александр Невский» дал в Индоре на военный фонд 2500 рупий. Кроме того, нигде не указано, что жертвовать надо лишь на определенные цели. Каждая полезная цель хороша. А нам хочется устроить для русского дела. В этом направлении и стараемся.

Кроме того, все написанное о русском народе, все ознакомление Индии с русскими сокровищами — всеполезное дело. Каждый в своих силах принеси все достояние на пользу Родины, во благо человечества"
(4 января 1943 г., Листы дневника, т.3. Русскому народу).

"В “Дельфиан” – послано, не услышите ли от них? За пожертвование картины “Александр Невский” прислали золотой знак нагрудный" (Листы дневника, т. 3, Америка, 12.08.1943).


Исторически сведения: vivl.ru/nevsky/battles.php



КОНСТАНТИН СИМОНОВ

ЛЕДОВОЕ ПОБОИЩЕ

(отрывок из поэмы)


На голубом и мокроватом
Чудском потрескавшемся льду
В шесть тыщ семьсот пятидесятом
От Сотворения году,

В субботу, пятого апреля,
Сырой рассветною порой
Передовые рассмотрели
Идущих немцев тёмный строй.

На шапках перья птиц весёлых,
На шлемах конские хвосты.
Над ними на древках тяжёлых
Качались чёрные кресты.

Оруженосцы сзади гордо
Везли фамильные щиты,
На них гербов медвежьи морды,
Оружье, башни и цветы.

Всё было дьявольски красиво,
Как будто эти господа,
Уже сломивши нашу силу,
Гулять отправились сюда.

Ну что ж, сведём полки с полками,
Довольно с нас посольств, измен,
Ошую нас Вороний Камень
И одесную нас Узмень.

Под нами лёд, над нами небо,
За нами наши города,
Ни леса, ни земли, ни хлеба
Не взять вам больше никогда.

Всю ночь, треща смолой, горели
За нами красные костры.
Мы перед боем руки грели,
Чтоб не скользили топоры.

Углом вперёд, от всех особо,
Одеты в шубы, в армяки,
Стояли тёмные от злобы
Псковские пешие полки.

Их немцы доняли железом,
Угнали их детей и жён,
Их двор пограблен, скот порезан,
Посев потоптан, дом сожжён.

Их князь поставил в середину,
Чтоб первый приняли напор, -
Надёжен в чёрную годину
Мужицкий кованый топор!

Князь перед русскими полками
Коня с разлёта развернул,
Закованными в сталь руками
Под облака сердито ткнул.

«Пусть с немцами нас бог рассудит
Без проволочек тут, на льду,
При нас мечи, и, будь что будет,
Поможем божьему суду!»




Ледовое побоище. Миниатюра XVI в.


Прикрепления: 8320625.jpg(60.9 Kb) · 1456420.jpg(31.5 Kb) · 8399485.jpg(79.9 Kb) · 6458427.jpg(217.6 Kb)


Гори, свети и освещай.
 
ЮлияДата: Четверг, 29.05.2014, 13:13 | Сообщение # 114
Группа: Админ Общины
Сообщений: 4226
Статус: Offline


Н.К. Рерих. Поход Игоря. 1942


Из врат града вышло войско князя Игоря. Сам он едет верхом на верном коне. Ярко алеют плащи князя и скачущих за ним всадников, щиты пеших дружинников; ощетинились копья. Над головами воинов - хоругви со святыми ликами...

Удивительным образом изобразил Мастер небо, создавая картину солнечного затмения. Верхняя часть небосвода - насыщенного синего цвета, который постепенно переходит в насыщенно-золотой, окрашивающий бо́льшую часть неба. На переходе синего в золотой изображён солнечный диск, закрытый луной, с сияющей короной.

Когда смотришь на это полотно Николая Константиновича, оживают строки дивного памятника русской культуры.
Начнём же, братья, повесть эту от старого Владимира до нынешнего Игоря, что отвагою закалил себя, заострил сердца своего мужеством и, исполнившись ратного духа, навел свои храбрые полки на землю Половецкую за землю Русскую.
Тогда посмотрел Игорь на светлое солнце и увидел, что тьма от него все войско покрыла*. И сказал Игорь дружине своей: "Братья и дружина! Лучше в битве пасть, чем в полон сдаться. А сядем, братья, на своих борзых коней, поглядим на синий Дон!" Запала князю дума Дона великого отведать и знамение небесное ему заслонила. "Хочу, - сказал, - копье преломить у степи половецкой с вами, русичи! Хочу голову свою сложить либо испить шеломом из Дону"
(Слово о полку Игореве. Перевод Д.С. Лихачёва)


Известно, что поход князя Игоря был неудачным, но Рерих обратился к главной фигуре "Слова" вовсе не потому, что увидел какую-то аналогию с неудачами советских войск в первый год войны. Своим полотном он хотел сказать - народ одолеет врага, несмотря ни на что!


Исторические сведения.
Половцы, против которых выступил князь Игорь, жгли и разоряли Русскую землю, уводили в плен людей.
В XII веке Киевская Русь была раздроблена, чему способствовали междоусобные братоубийственные войны. Князь Игорь, став самостоятельным правителем в 1178 году, начал княжить в Новгороде-Северском.
Ипатьевская летопись повествует, что Игорь "взял с собою брата Всеволода из Трубчевска, Святослава Ольговича, сыновца своего из Рыльска, и Владимира, сына своего, из Путивля. А у Ярослава испросил в помощь Ольстина Алексича, Прохорова внука..."
Первое столкновение с неприятелем произошло 10 мая. Дружина Игоря одержала победу, половцы бежали...
"Игорь сказал братьям и мужам своим:
- Это Бог силою своею возложил на врагов наших поражение, а на нас честь и славу. Поедем нынче же ночью дальше.
Но Святослав Ольгович ответил дядьям своим:
- Я далеко гнался за половцами, и кони мои измучены. Если нынче мне ехать, то придется отстать по дороге.
Тогда решили ночевать на месте.
Когда стало светать, в субботу начали выступать полки половецкие, словно лес..."
Два дня продолжалось жестокое сражение. Русичи бились храбро, но силы были неравными. Игорь был ранен и пленён, а дружина разбита. Половцы вновь двинулись на Русь. Из плена князь Игорь сумел бежать.
Долго ещё продолжались набеги половцев. С большим трудом удалось выдворить их в степь...


Рериховед П.Ф. Беликов так описывал эту картину Н.К. Рериха: "Пробил час испытания родного народа. Над Родиной нависла грозная тень врага. Рерих пишет в своих дневниках: ''Знаем, что гибельная беда не коснётся народа русского. Знаем, знаем! Но болит сердце в ожидании волн''. Для художника было важно показать, что "маленький тёмный кружок, затемнивший знамёна, бессилен затмить ту великую цель, во имя которой они подняты» (П.Ф. Беликов. "Непрерывное восхождение", Т. 1. М., 2001, с. 257 и 263).

В 1940 г. в очерке "Великому народу русскому" (Н.Рерих. "Зажигайте сердца". М., 1978) художник писал: "Лежит передо мною "Слово о полку Игоревом", отлично украшенное палеховским мастером. Само "Слово" как бы горестное, но оно лишь напоминает, как из беды встанет народ и неустанно начнёт строение. Великому народу русскому ничто не страшно. Всё победит – и лёд, и жару, и глад, и грозу. И будет строить на диво".

Это кредо Н.К. Рериха глубоко выражено в его очерке "Знамя" ("Нерушимое". Рига, Виеда, 1991): "...Каждая победа над тьмою будет следствием большой и трудной борьбы. Потому-то и велика победа Света над тьмою. Лишь в полном осознании условий этой борьбы мы можем воистину радоваться каждой победе Света.

Все знают, что Свет и тьма, о которых говорится, вовсе не отвлечённость. Это не только действительность, но даже очевидность, доступная каждому глазу. Здесь, на земле, в труде и борении, мы видим служителей Света. Здесь же мы усматриваем и злобных, исполненных ненавистью ко всему сущему, слуг тьмы.

Здесь, в жизни, мы научаемся приёмам шествия Света, а также убеждаемся и в мрачной согласованности тёмных легионов. Последнее не может огорчать, ибо было бы неуместно огорчаться и тем обессиливаться тогда, когда призваны все полки Светлые. Наоборот, можно всегда радоваться каждому блистанию Света, как молнии, очищающей сгущенные тучи. (…)
Свет побеждает тьму".

___________________________________________________
* речь идет о затмении солнца 1 мая 1185 года.

Прикрепления: 0670457.jpg(57.4 Kb)


Гори, свети и освещай.
 
ЮлияДата: Среда, 16.07.2014, 12:37 | Сообщение # 115
Группа: Админ Общины
Сообщений: 4226
Статус: Offline

КАРТИНЫ, НАПИСАННЫЕ В 1943 - 1944 ГОДАХ



Н.К. Рерих. Настасья Микулична. 1943


В разгар Великой Отечественной войны пишет художник эту картину. На ней во всей красе предстоит русская былинная богатырша, поляница* Настасья Микулична, младшая дочь великого богатыря-пахаря Микулы Селяниновича и жена богатыря Добрыни Никитича. Известны следующие былины с её участием: «Добрыня и змей», «Женитьба Добрыни», «Неудавшаяся женитьба Алёши Поповича». Так начинается одна из былин:

Бой Добрыни с удалой поляницей

А поехал тут Добрыня по чисту полю,
А наехал во чистом поле да ископыть,
Ископыть да лошадиную,
А как стульями земля да проворочена.
И поехал тут Добрыня сын Никитьевич
Той же ископытью лошадиною.
Наезжает он богатыря в чистом поле:
А сидит богатырь на добром коне,
А сидит богатырь в платьях женских.
Говорит Добрыня сын Никитьевич:
«То ведь не богатырь на добром коне,
То же поляница знать удалая...
http://godsbay.ru/slavs/myths_slavs12.html

В былине рассказывается: богатырша была настолько сильна и могуча, что даже не почувствовала удара Добрыни по голове, когда он хотел побороться с ней.

Современный чувашский поэт Алексей Хабаров написал поэму "Настасья Микулична", которая издана в 2010 г. Автор вложил в уста богатырши такие строки:

Не удержишь в затворенной келье –
Мне туда, где за взмахом орла
Понеслась с соловьиною трелью
Из кленового лука стрела.
Мне туда, где звенит о шеломы
Быстрых сабель отточенный свет,
Где со смертью так близко знакомы,
Словно братствуют тысячи лет.
Где ветра на кургане забытом
Колыхнули соленый ковыль...
Мне туда, где звенит под копытом
Русских песен далёкая быль.

Быль, далёкая героическая быль Земли Русской оживает на полотнах Мастера... Настасья Микулична Рериха - это символ непобедимой мощи Родины. Мастер провидит, что она одолеет орды фашистских захватчиков, защитит и освободит народы и выйдет на мировую арену как главный охранитель мира - о том говорят фигурки людей на её ладони. Убедительны мощные богатырша и её верный конь на фоне пылающей зари Нового Мира. Она в доспехах, но при ней нет оружия.

Сам Рерих писал о том, что Настасья Микулична - это ещё и "величественный прообраз русского женского движения".(Н.К.Рерих. «Старые друзья». 21 Октября 1939 г.) Он обращает внимание на внешность богатырши, которая "...вся на огненном облаке. Видимость ее немного азийская. Но ведь и богатыри князя Владимира и восточные богадуры тоже не далеки друг от друга". ("Встречи", Листы дневника. Том 2)

В Новом Мире возвысится Женское начало и восстановится гармония между двумя Началами. В очерке "Венец женщины" (1934) Рерих пишет: "Действительно, приходят сроки, когда человечество обязано выявить все свои духовные силы и возможности. Женщины, опоясанные силой любви, венчанные венцом подвига, как светлый дозор, как рать непобедимая, ополчаются против тьмы и зла и придут на помощь человечеству, которое находится в небывалой еще опасности.

Вспомним о всех героинях, от будней и до величайших событий. Вспомним о носительницах света, от зари до заката. Вспомним о терпении, преуспеянии и красоте, которыми полно сердце женщины"
.

Картина "Настасья Микулична" с 1960 г. находится в картиной галерее города Новосибирска.
В беседе с сотрудниками СибРО, состоявшейся в 1999 г., Н.Д. Спирина сказала: "На картине Н.К. Рериха Настасья Микулична — Россия Азиатская — въезжает в лучах восходящего солнца, поднимается на гору Нового Мира. И за ней всполохи солнца будущего. Какая мощь! Лицо у неё азиатское, но всё-таки она Настасья, то есть в ней всё соединено. Все картины Рериха имеют очень большой этический подтекст, который нам нужно усваивать".(Опубликовано в журнале "Восход", 2013-04. "ГЛАВНОЕ — ДУХ ОБЩИНЫ")

И сегодня актуальны слова Николая Константиновича из очерка
"Великому народу русскому" (Листы дневника, том 2), написанного в 1940 году: "…Когда-то слагали былину "Как перевелись богатыри на Руси", но тогда же верили, что проснутся они в час сужденный. Выйдут из гор, из пещер, и приложатся к строительству народному. Вот и пришел час. Вот народные богатыри город строят.

Илья Муромец встал. Добрыня побывал в Галиче. Микула зачал новую пашню. А Настасья Микулична многих перегнала. По поднебесью летает на страх злым. А зависти-то сколько за морями! За морями – земли великие. Только нам недосуг до них. Свою целину не объехать, свою скрыню не убрать. ...Великому народу русскому ничто не страшно. Все победит – и лед, и жару, и глад, и грозу. И будет строить на диво. "Город строят". "Проснулись богатыри"".


В Записях Б.Н. Абрамова (Грани Агни Йоги, 1960 г.) говорится, что это замечательное полотно Мастера "надо смотреть из самого дальнего угла комнаты, а еще лучше из коридора, и тогда красоты ее оживают и начинают сиять и светиться. И чем больше покоится глаз на этой картине, тем больше мыслей рождает она в сознании.

...Конь поднимается на возвышенность, он еще на нее не ступил, а когда ступит, рассеются последние тучи мрака и Наша великая Страна предстанет перед народами мира во всей своей непобедимой мощи, утверждающей мир всему миру, и счастье для всех народов земли, и полную окончательную победу Нового Мира над старым, когда войны, насилия и рабство во всех его видах будут лишь в прошлом".



_________________________________
* поляницы (поленицы) - женщины-воительницы у скифов, сарматов и славян. В русских былинах у князя Владимира очень часто пируют "поленицы, девицы удалые"; сказительница так поясняет это слово: "Поленичи удалы это были воины-женщины, богатырского роду, воинству учёные" (Былины Севера т.2 N110, М/Л 1951).



Прикрепления: 3394763.jpg(41.6 Kb)


Гори, свети и освещай.
 
ЮлияДата: Четверг, 24.07.2014, 08:25 | Сообщение # 116
Группа: Админ Общины
Сообщений: 4226
Статус: Offline


Н.К. Рерих. Заклинатель. 1943


Слова «заклинание», «заклинатель», «заклятие» встречается и в названиях картин, и в текстах Н. Рериха. «Заклинатель змей», «Заклятие земное», «Заклинатель» - названия полотен разных лет.
«Заклятие» - название трёхстишия, написанного 1911 г. Оно открывает книгу стихов Рериха "Цветы Мории". Одна из частей этого стихотворения рисует картину творимого с помощью Огня заклинания злых сил:

Заклятие
I

Отец - огнь. Сын - огнь. Дух - огнь.
Три равны, три нераздельны.
Пламя и жар - сердце их.
Огнь - очи их.
Вихрь и пламя - уста их.
Пламя Божества - огнь.
Лихих спалит огнь.
Пламя лихих отвратит.
Лихих очистит.
Изогнёт стрелы демонов.
Яд змия да сойдёт на лихих!
Агламид - повелитель змия!
Артан, Арион, слышите вы!
Тигр, орёл, лев пустынного
Поля! От лихих берегите!
Змеем завейся, огнём спалися,
сгинь, пропади,
лихой.


Заклинание — вид ритуально-магической речи; прямое обращение к объекту магического воздействия в императивной форме — требования, приказа, побуждения, просьбы, предупреждения, запрещения, угрозы.

То же самое, что заклинание, означает и заклятие.

На картине Мастера пылает огонь костра и творит заклинание древний маг; мечется по стенам пещеры огромная тёмная, зловещая фигура...

Е.П. Блаватская в статье "ТАУ-ТРИАДЕЛЬТА. Африканская магия" объясняет, что подразумевается "под слишком затёртым термином — "магия" и даёт ему очень простое определение: "знание основных законов природы". Также Е.П.Б. указывает суть "чёрной" и "белой" магии:
"Сила, используемая африканскими некромантами, оказывает не психологическое воздействие, но дьявольское.

Белые маги, как правило, властвуют над низшими духами, которых они используют для выполнения различных своих поручений; так же они прибегают для осуществления своих намерений к помощи могущественных и благодетельных некто. Но это не одно и то же. Белый маг контролирует вредоносных по природе духов, которые становятся его рабами, и принуждает их выполнять его благодетельные замыслы. Некромант же, или приверженец черной магии, напротив, оставляет злого духа, который находится у него в подчинении, таким, каков он есть.

В то время как философия белого мага требует от него соблюдения принципов величайшей чистоты и практического воплощения каждой добродетели, а так же чрезвычайного подчинения и безупречного контролирования всех желаний и потребностей, как ментальных, так и физических, в результате чего он должен стать воплощенным интеллектом, абсолютно очищенным от всех человеческих слабостей и пороков, — некромантия требует от своего адепта надругательства и унижения человеческой природы всеми возможными способами..."
http://www.theosophy.ru/lib/afrmagia.htm

Какого же мага изобразил на своём холсте Н.К. Рерих? Для меня очевидно, что мага "белого", - действо в пещере творится под лучами взошедшей на небосклоне Венеры...

У Николая Константиновича в поэтичном очерке "Жальник, место сострадания" (В книге: Н.К. Рерих. "Шамбала сияющая") бабушка Анисья на Алтае приходит на древнее место, чтобы "сказать свои моления и заклятия. Не бойтесь! Она не колдунья, она не шаманка. Никто не должен говорить плохо о бабушке Анисье. Но она знает много драгоценных вещей. Она знает целебные травы; она знает заклятия, которые как молитвы; она научилась им от своей бабушки. Столетие назад эти же камни и этот же лес стояли здесь, как сейчас.

Бабушка Анисья знает заклятия против всех зол...Она может рассказать вам, как тяжелы теперешние времена, и что вы спасётесь только заклятиями. В наше время надо помнить три заклятия:

Первое из них от врагов, от воров и злых людей. Второе - не забудь! - от смертного оружия. Третье - помни крепко! - от молнии, от всех громов небес и земли! Гром земной гремит, и небесные силы поднимаются".
Самое мощное и грозное - третье заклятие, призывающее высочайшую небесную силу. "Оно от молнии, от громов небес и земли:

"Свят, Свят, Свят! Седый во грому, обладавый молниями, проливый источники на землю, Владыко грозный! Сам суди окаянному дьяволу с бесы, а нас грешных спаси.

Ум преподобен, самоизволен, честь от Бога, отечеству избавление ныне, и присно, и во веки веков.

Боже страшный, Боже чудный! Живый в Вышних, ходай во громе, обладай огнём! Боже чудный! Сам казни врага своего диавола; всегда, ныне, и присно, и во веки веков. Аминь"
.

Высоко и прекрасно это прозаическое произведение Мастера. Не для себя вызывала бабушка Анисья высочайшие силы - для людей.

Не для себя древний маг заклинает Огонь в пещере, заставляя метаться от ужаса чёрные тени...


Прикрепления: 8569387.jpg(130.2 Kb)


Гори, свети и освещай.
 
ЮлияДата: Вторник, 16.09.2014, 19:29 | Сообщение # 117
Группа: Админ Общины
Сообщений: 4226
Статус: Offline



Н.К. Рерих. Партизаны. 1943


Эта замечательная картина написана Рерихом во время Великой Отечественной войны. Партизанское движение в России проявляло себя и во время польско-литовской интервенция XVII века, и при нашествии армии Наполеона в 1812 году, но особенно широко развернулась партизанская борьба с фашистскими захватчиками.

Н.К. Рерих изобразил группу партизан на фоне заснеженного зимнего леса. Глубокие синие тени, фигуры чутко вслушивающихся и вглядывающихся вдаль людей, где горят костры противника... Настороженностью и тревогой пронизано полотно. И художник не даёт нам приметы времени - запечатлённая им сцена могла происходить в любые годы, когда народу приходилось вставать на защиту Родины. Партизаны одеты в маскхалаты, ушанки; у идущего впереди за пояс заткнут топор...

В очерке "Победа", написанном в 1945 году, Н.К. Рерих упоминает о полотне "Партизаны": "В Москве готовится выставка "Победа". Честь художникам, запечатлевшим победу великого Народа Русского! В героическом реализме отобразятся подвиги победоносного воинства. Будет создано особое хранилище этих великих памяток. От вождя до безвестного героя во благо будущих поколений будет запечатлен героизм защитников Родины.

В дальних Гималаях радуемся. Приветы шлём. В лучах восхода видим праздник Москвы, праздник сердца народов. Хотелось бы послать на эту выставку мои: "Победа", "Партизаны", "Богатыри проснулись"... А как пошлёшь? Отсюда ещё хоть на верблюдах, а там куда довезёт поезд? Если даже малые письма не доходят, то где же думать о посылках, о ящиках!"


Сюжет картины Рериха перекликается с сюжетом полотна В.В. Верещагина: в засаде крестьяне ожидают врага. Впереди всех, спокойно всматриваясь в лесную чащу, стоит высокий старик с топором в опущенной руке. Приближается враг. Волнение и нетерпение видно на лицах партизан, но опытный и мудрый руководитель сдерживает товарищей. «Не замай! - Дай подойти!» – это слова бывалого охотника, и они стали названием картины.




В.В. Верещагин. "Не замай! - Дай подойти!" 1887—1895. Фрагмент


У Николая Константиновича есть очерк с названием "Не замай!", написанный им в 1940 году. Слова его столь актуальны в наши дни: "... История хранит доказательства высшей справедливости, которая много раз уже грозно сказала: «Не замай!»

Об этом можно было написать поучительное историческое исследование. Будет в нем сказано о том, как народ русский не только умел претерпеть, но и знал, как строить и слагать в больших трудах славное будущее своей великой Родины. Ох, хотели бы стереть с лица Земли пятую часть света! Искажаются гримасами враждебные личины, слыша сведения о достижениях русских. Судьба неуклонно слагает великий путь народов русских необъятностей, - не замай!"




Прикрепления: 1587342.jpg(132.7 Kb) · 4210666.jpg(15.1 Kb)


Гори, свети и освещай.
 
ЮлияДата: Пятница, 19.09.2014, 15:22 | Сообщение # 118
Группа: Админ Общины
Сообщений: 4226
Статус: Offline



Н.К. Рерих. Единоборство Мстислава с Редедей. 1943


Художник говорил о том, что подвигло его к созданию этой картины: "Хочется оставить памятки народу русскому о всех мономахах, о великих поединках за славу русской земли".

На полотне запечатлён момент единоборства. Косожский богатырь Редедя в полосатых шароварах; он настоящий исполин, и Мстиславу нелегко даётся победа. Дружины полководцев изображены по обе стороны поединщиков на своих землях. Само солнце на картине изображено со стороны Мстислава...

О сюжете этой картины её автор писал: «Померялся русский богатырь с врагом страшным и одолел его. Мстислав Удалой грянул оземь косожского богатыря Редедю». (НКР. Русский век. Листы дн., т. 3)

И в очерке "Спешим" из того же 3-го тома Листов дневника Николай Константинович упоминает об этом поединке: "Мстислав Удалой сразил в поединке косожского богатыря Редедю, но таким единоборством народ был из­бавлен от избиения. В летописях русских и кабардинских поединок этот отмечен. И вся культурная работа полна бла­городных поединков. Часто не знаете, за какое великое дело полагаете силы, не знаете, где-то потребовалась ваша мысль, и тем не менее она служит какому-то благу. Сердце-то чует, что был нужен во благо порыв энергии. Пусть же она, основ­ная мощь человека, помогает самому нужному, самому пре­красному" .

Созданная в разгар Великой Отечественной войны, эта картина несёт пророчество о грядущей победе русского народа.


ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА

Мстисла́в Влади́мирович (по прозвищу Хра́брый или Удалой), князь Тьмутараканский, князь Черниговский, сын князя Владимира, крестившего Русь.

Косо́ги (или касо́ги или кашаги) — наименование абхазо-адыгского племени; Редедя был его предводителем, по летописям - богатырём.

В 1022 году Мстислав выступил против алан из-за начала войны Византии с Грузией. Аланы были союзниками Грузии, Мстислав же, возможно, являлся союзником Византии. Косоги были пограничным племенем, которое, по-видимому, входило в аланский племенной союз. Когда оба войска встретились, косожский князь Редедя, уверенный в победе и не желавший губить свою дружину, вызвал Мстислава на поединок.

Во избежание кровопролития князья договорились вступить в поединок между собой, с условием, что войско побеждённого князя признает своё поражение, а победителю достанется войско и земля побеждённого.

В Лаврентьевской летописи под 1022 годом сообщается, что князья сошлись в кулачном поединке и Редедя, обладая огромной физической силой, стал побеждать. Однако Мстислав в итоге одержал победу (приписанную им заступничеству Богородицы, которой молился во время боя). Это событие иначе отражено в летописи Никона и в «Слове о полку Игореве»: «И рек се, удари им оземлю, и вынзе нож и зареза Редедю».

После победы над Редедей Мстислав взял в плен жену его и детей, а косогов обложил данью. Сыновей Редеди Мстислав окрестил именами Юрий и Роман. За Романа он отдал замуж дочь свою Татьяну Мстиславну, а Юрий погиб в знаменитой битве при Листвене в 1024 году бездетным...

Таким образом Мстислав Тмутараканский покорил косогов. "Тьмутараканский" - это значит, что Тьмутаракань - не мифическое название и не метафора. Хотя в русской разговорной речи слово "Тьмутаракань" ассоциируется с чем-то недосягаемо далёким и неизвестным, сродни за семью морями и за тридевять земель, то есть неизвестно где (обычно с пренебрежительным оттенком — как синоним слова «глушь»).

В Википедии сказано, что Тьмутаракань - древнейший город Таманского полуострова - был расположен на территории современной станицы Тамань Темрюкского района Краснодарского края. Это название носил, когда входил в состав Киевской Руси.

- В античное время город носил имя Гермонасса.
- В тюркско-хазарский период (VI−X вв.) — Тумен-Тархан, Тумантархан
- В Византии — Таматарха (искажённое от Тумен-Тархан)
- Древнерусский период (X−XI вв.) — Тмутаракань.
Затем последовал ещё ряд новых наименований города (см. Википедию), и в конце концов, в период турецкого правления (XVI−конец XVIII вв.) появилось близкое к современному название - Тамань...



Прикрепления: 6538612.jpg(36.3 Kb)


Гори, свети и освещай.
 
ЮлияДата: Понедельник, 29.09.2014, 21:53 | Сообщение # 119
Группа: Админ Общины
Сообщений: 4226
Статус: Offline


Н.К. Рерих. Земля славянская. 1943


Картина мастера повторяет сюжет полотна "Земля Всеславянская", написанного в 1931 году. Только теперь Рерих использовал более яркую и радостную палитру красок.

С колокольни монах любуется родной землёй: чистым небом и уходящими вдаль холмами и горами, сверкающей на солнце серебристой лентой реки. На прибрежных холмах раскинулся белокаменный град с храмами под златыми куполами. Не видение ли это?..

Как хороша в лучах восходящего солнца родная Земля Русская!"Причудны леса всякими деревьями. Цветочны травы. Глубоко сини волнистые дали. Всюду зеркала рек и озер. Бугры и холмы. Крутые, пологие, мшистые, каменистые. Камни стадами навалены. Всяких отливов. Мшистые ковры богато накинуты. Белые с зелёным, лиловые, красные, оранжевые, черные с желтым... Любой выбирай. Всё нетронуто. Ждёт". (Н.К. Рерих. Чаша неотпитая)

Прекрасна мечта о Граде Светлом, о несокрушимом Кремле Красоты! Художник писал о нём: "В сердце восчувствуем, что нельзя более жить окраинами, нельзя более расчленяться, но создавать можно, лишь осознав центр, тот самый центр, тот самый Град Светлый, о котором столько сказано во всевозможных прообразах". (Огнь Претворяющий. Твердыня пламенная)

М. Шмидт в статье РЕЛИГИОЗНОЕ ТВОРЧЕСТВО РЕРИХА (/Держава Рериха. Сост. Д. Н. Попов.— М.: Изобразительное искусство, 1993) замечает: "Над иноком виден колокол. Не есть ли это напоминание о чтимом преподобном Сергии уже близким призывному колоколу".

Болью в сердце (по понятным причинам) отзываются сегодня эти строки Н.К. Рериха: "Новыми путями воссияло братство народов славянских. И пойдут они в дружестве и в добротворчестве к единой светлой цели, к нерушимому сотрудничеству и преус­пеянию. (...)"Верится, что Свет восторжествует, пелена спадёт с сознания братьев, и всё вернётся на круги своя!..

А сегодня для нас стал наиглавнейшим наказ любимого Учителя, руководство к действию: "И не только в праздничный день, но в каждодневных трудах мы приложим мысль ко всему, что творим о Родине, о её счастье, о её преуспеянии всенародном. Через все и поверх всего найдём строительные мысли, которые не в человеческих сроках, не в самости, но в истинном самосознании скажут миру: «Мы знаем нашу Родину, мы служим ей и положим силы наши оборонить её на всех её путях.

Не устанем твердить об обороне всех сокровищ всенародных.
Пусть в обновлённой кузнице мужественно куётся меч обороны и плуг труда!"
(Н.К. Рерих. Чаша неотпитая)




Н.К. Рерих. С нами Силы Небесные. 1944


Как ярко отпечаталось давно виденное зрелище в душе художника! Едва светает; звёзды ещё сияют на небосводе серебряной россыпью… Крестный ход у храма… колышутся хоругви, иконы, огоньки свечей, сливающиеся в море огня… торжественный звон колоколов... Над церковными вратами - Божественная Матерь с Младенцем. Можно разглядеть знакомые лики глубоко почитаемых святых на хоругвях: Архангел Михаил, Георгий Победоносец, Сергий Радонежский, Николай Угодник... Так высоко, с огромной любовью передано состояние души во время грандиозного объединительного действа - крестного хода. Воистину, Силы Высшие сослужат ему невидимо! Глубокий "рериховский" синий цвет помогает проникнуться состоянием торжественности.

"Именно в дни трудные, когда узко время и темны ночи, тогда драгоценно вспоминать об истинных сокровищах духа. Когда всем так безмерно трудно, разве не зовёт колокол к Свету Единому. Звенигород Светлый по-прежнему белеет на перепутье к новому строению, и да не умолкнут освященные славной стариной колокола". (Письмо-привет Рериха "Родной старине" и рижскому кружку ревнителей старины /Н.К. Рерих. Берегите старину)


Прикрепления: 6780379.jpg(44.6 Kb) · 0618635.jpg(34.8 Kb)


Гори, свети и освещай.
 
ЮлияДата: Четверг, 09.10.2014, 16:40 | Сообщение # 120
Группа: Админ Общины
Сообщений: 4226
Статус: Offline


Н.К. Рерих. Песнь о Шамбале. 1943


Перед этой картиной замирает сердце... Так прекрасно, величественно и грандиозно всё, что охватывает взор.

Сегодня, в 140-ю годовщину со дня рождения Николая Константиновича Рериха, хочется с благоговением вчитаться в слова Елены Ивановны, сказанные ею об этом полотне после ухода из жизни Мастера:
"Любование картинами Н.К., действительно, знак добрый, ведь только чуткие, сердцем не ожесточившиеся, могут восчувствовать красоту этих творений. Сказано, что не будет большего певца Священных Гор. Навсегда он останется непревзойденным в этой области. Действительно, кто сможет настолько посвятить всего себя такому постоянному предстоянию перед величием и красотою этих Вершин, воплотивших и охраняющих величайшую Тайну и Надежду Мира - Сокровенную Шамбалу? Со мною останется одно из последних запечатлений его Мечты, его Знания - "Песнь Шамбале".

На фоне величественного заката, освященная последним Лучом, сверкает в отдалении Сокровенная Гряда, за ней расстилается непроходимая область, окруженная снеговыми гигантами. Впереди, на темной пурпуровой скале сидит сам певец... Весь смысл его [Н.К.] жизни, его устремления, его творчества, его знания и великого служения запечатлены в этой песне Шамбалы и о Шамбале.

Мечтаю, родные, работать с Вами, ибо кто другой поймёт и прочувствует так всю сокровенность его миссии и служения всему человечеству. Истинно, он перерос планетные размеры, и устремления его уже направлялись в звёздные пространства, где творчество не ограничено нашим трехмерным измерением.

При современном одичании и уничтожении последних остатков культурных достижений великого прошлого, при общей нивелировке всего самобытного, всего прекрасного его фигура высилась как напряженный укор и последний символ творца и певца, устремленного к Красоте Беспредельной, Красоте Вечной. Истинно, Мир осиротел с уходом его. Выставка его картин собирала десятки тысяч и подымала их вибрации в восторженном восприятии чудесных красок и образов, им близких. Многие надолго сохранили воспоминание об этом чудесном подъёме их восприятий. Сколько блага проливалось такими воздействиями. Кто знает, сколько людей было исцелено от начинающегося злого недуга или забыли о тяжкой обиде или намерении недобром? - В этом радость Великого Творца"
.
(Из письма Е.И. Рерих от 9.04.1948 г.)




В.М. Сидоров

Песнь о Шамбале


У подножья вершины двуглавой,
У отрогов безмолвных хребтов,
Осененных сверкающей славой
Вековых гималайских снегов,

На сухом и песчаном откосе,
На изломе земли и небес,
В окружении кедров и сосен,
Образующих сказочный лес,

Где отшельники, гуру, саньяси
Обретали причал и привал,
Где, коль верить преданию, Вьяси
Свое имя реке даровал,

На ступенях старинного храма,
Уводящих в забытый предел,
В одеянье оранжевом лама
Песнь о Шамбале огненной пел.

Пел о дивной стране, для которой,
По свидетельству древних страниц,
Не хватило земного простора
И земных не хватило границ.

В неприступных высотах Тибета,
В очистительном зареве звезд
Основало отечество света
Свой бессменный и вечный форпост.

Луч прорезал глухое пространство
И взорвал неподвижную ночь,
Ибо бодрствует белое братство.
Дабы страждущим людям помочь.

И отсюда, старанья утроив
Проторить в нашу юдоль тропу,
Шли подвижники, гуру, герои
В гущу горя, в густую толпу...

Так, слова со словами сплетая,
Песнь звенела, и в песне чужой
Повторялась легенда Алтая,
И душа сочеталась с душой.

Эти саги, во всем совпадали
(Не один ли слагал их поэт?).
Одинаковы были детали,
Устремленность, настрой и сюжет.

Может, в неком неписаном своде
Утверждалась их тайная связь,
Если Шамбала, как Беловодье,
Белым островом тоже звалась.

Удлинялись причудливо тени,
И казалось: внимая словам,
Неотступно гудели ступени
И пустой резонировал храм.

Властный голос немеркнущей сини
Зазвучал у тяжелых стропил.
- Век блистающей Шамбалы ныне,
Заповеданный нам, наступил.

- В чем же признаки нового века? -
Я спросил, приподнявши ладонь.
И, рождая далекое эхо,
Мне ответили кратко:
- Огонь.
Пронизавший надземные выси
Да и сферы земные уже,
Агни, огнь, сожигающий мысли,

Не созвучные нашей душе.
Опаленным космической тайной,
Отзвук давних преданий храня,
Познавать нам дано не случайно
Утонченные формы огня.
Не случайно в мерцающем мраке,
Непростую преследуя цель,
Участились небесные знаки,
Неизвестные людям досель.

В излученьях летающих дисков
Грозным светом горят облака.
Что-то дальнее-дальнее близко,
Ну а что, неизвестно пока.

Привыкая к волшебным приметам,
Почему-то никто не спросил:
А не знаменья ль Шамбалы это
И спасительных Шамбалы сил?

И скажу я о признаке главном,
Отличающем огненный век:
Ныне тайное сделалось явным,
Путь сокрытый доступен для всех.

Ныне будничным выглядит вестник
И глаголет, кто раньше был нем.
Потому-то о Шамбале песню
Я пою громогласно и всем.

- Далека ли твердыня ашрама,
Над которой клубятся века? -
И ответил участливо лама,
Что она далека и близка.

- Но подобное высшему чуду
Обостренное зренье твое
Может всюду, решительно всюду
Вдруг почуять сверканье ее.

Свет великий вы в душах взрастили,
И узнай, что узнать надлежит:
Вековечная тайна России
На путях в Гималаи лежит.

Слышишь в призрачной дымке рассвета
Грозовые раскаты высот?
Это Шамбала в действии.
Это
Ток незримый в Россию течет.

Если в сути вещей разобраться,
Наслоенья отбросив молвы,
Авангард светоносного братства-
Это русский народ, это вы.

В жизнь и плоть претворяя заветы
Непостижной, как небо, любви,
Всю тяжелую карму планеты
Вы взвалили на плечи свои.

Вот зачем, усмиряя стихию,
Утвержден непреложный закон:
Кто с Россией и кто за Россию,
Тот от гибели будет спасен.

В дни, когда громыхают зарницы
И сдвигается так бытие,
Очень многое людям простится.
Не простится хула на нее.

Сроки ныне приблизились.
Ведай
Сокровенную светлую весть,
Что залог непременной победы
Величайший у Шамбалы есть.

Пусть сомненья навек замолкают.
В ореоле бессмертных легенд
Русь и Индия, грани смыкая,
Образуют один континент.

На скрещенье неведомых токов
Устрашаются наши враги
Единенья двух этих истоков
И слиянья двух русел реки.

Ибо свет укрепляется светом.
Общей аурой держится твердь,
И единство грядущее это -
Пораженье для темных и смерть.

Где б ты ни был, в любом отдаленье,
Прозревая намеченный путь,
Будь глашатаем их единенья
И посланником Шамбалы будь.

Не смущайся ни сердцем, ни духом,
Что загадочна эта страна.
Не беда, коль доверишься слухам:
Мол, легенда и сказка она.

Не имеет значения это.
Каждый, кто осознал, наконец,
Что причастен он воинству света,-
И посланник ее и гонец.

И усилье твое не напрасно.
Даже мысль, обращенная к ней,
Опаляет людей и пространство.
Просветляет сумятицу дней.

Лишь бы зов твое сердце наполнил,
Лишь бы зов ты воспринял всерьез...
Вот и все, что тогда я запомнил
И в дневник торопливо занес.

Но одно я постиг в полной мере.
Об одном до сих пор не забыл;
Если сведеньям древности верить,
Я в преддверии Шамбалы был.

Так ли это?
Вернувшись из странствий,
Ничего подтвердить не могу.
Ну а выдумка, как ни старайся,
Не желает ложиться в строку.

Но на память об этой прогулке,
О беседе в далеком краю
Я в сандаловой желтой шкатулке
Гималайскую землю храню.

Горсть сухая индийской природы,
В ожиданье обещанных встреч
Берегу ее долгие годы
И надеюсь до смерти сберечь.

И когда я безмолвию внемлю
И, закончив ночные труды,
Я держу на весу эту землю -
Грани камешков, блестки слюды, -

Ощущаю, признаться, всей кожей
Снеговое дыханье высот,
И Гепанг, на Белуху похожий,
Наяву предо мною встает...



Николай Хатунцев

УЧИТЕЛЬ


Вдали от суетного гула больших равнин и городов
Лежит у кромки вечных льдов, в предверье гор долина Кулу.
Природа, потрудившись мудро, украсила её приют -
Под синью гималайских кедров здесь ландыши прохладу пьют.
Цветут вокруг рододендроны, прохладный воздух - как озон,
Холмов голубоватых склоны уходят вдаль за горизонт.

Просторный дом укрыт оградой. Отсюда, прямо из окна
Горы двуглавая громада, как замок ледяной видна.
А по ночам над тёмной цепью, замкнувшей звёздный небосклон,
Во всём своём великолепье плывёт алмазный Орион.
Здесь путь земной окончил Рерих, века, быть может, протекут,
Пока мы до конца измерим его необычайный труд.

...Художник, странник и подвижник, поэт, мыслитель и пророк,
Постигший то, что непостижно, он смог, переступив порог.
Дойдя до древнего истока, найти связующую нить,
Свет Запада и Свет Востока в единый Свет соединить.
Он красками и письменами воспел грядущего приход,

Увидев сквозь земное пламя Огонь Космических высот.
Он знал: умножатся потери, настанет время новых вех,
Но путь духовный беспределен, как беспределен человек.
И он учил: без промедленья, избрав заоблачный маршрут,
Начни тот час же восхожденье, свершай сегодня же свой труд!
Что проку в славе и богатстве? Всё это - Майя, шелуха.
Его мечта - о чистом братстве, как Канченджунга, высока.


Прикрепления: 8118171.jpg(115.1 Kb) · 0283581.jpg(17.9 Kb)


Гори, свети и освещай.
 
Форум » КУЛЬТУРА и ИСКУССТВО » КАРТИННАЯ ГАЛЕРЕЯ » НИКОЛАЙ КОНСТАНТИНОВИЧ РЕРИХ (Биография. Живопись и графика)
Поиск:

AGNI-YOGA TOPSITES