Четверг, 16.08.2018, 00:16

Приветствую Вас Гость | RSS | Главная | Форум | Регистрация | Вход

[ Новые сообщения · Участники · Правила · Поиск · RSS ]
Форум » КУЛЬТУРА и ИСКУССТВО » КАРТИННАЯ ГАЛЕРЕЯ » НИКОЛАЙ КОНСТАНТИНОВИЧ РЕРИХ (Биография. Живопись и графика)
НИКОЛАЙ КОНСТАНТИНОВИЧ РЕРИХ
ЮлияДата: Суббота, 15.11.2014, 12:29 | Сообщение # 121
Группа: Админ Общины
Сообщений: 4231
Статус: Offline

КАРТИНЫ, НАПИСАННЫЕ В 1945 - 1946 ГОДАХ



Н.К. Рерих. Весна Священная. 1945


Ликующей симфонией жизни стало это полотно Мастера, написанное им в год Великой Победы нашего народа над фашистскими захватчиками.

Древняя Русь. Праздник Весны и Солнца. Пробуждение земли в изумрудной зелени освещённых солнцем холмов и деревьев, в ярких пятнах полевых цветов... На этом фоне девушки водят хоровод. Их головы украшают венки из полевых цветов. Праздничные белые одежды расшиты красными узорами. В центре картины - холм с жертвенным камнем. На нём - фигура избранницы с цветочной гирляндой в руках...

Сюжет картины и её композиция напоминают более ранний эскиз декорации Рериха к опере Н.А. Римского-Корсакова "Снегурочка".

Название картины - "Весна священная" повторяет название балета, которые впервые увидел Париж в 1913 году. Либретто к этому балету было написано Николаем Рерихом, а музыка - композитором Игорем Стравинским. Рерих также создал эскизы декораций и костюмов: obshinakryliaduha.ru/forum/20-4-5 (сообщения 43, 44) Здесь же - видео со сценами из балета.

До сих пор среди деятелей культуры бытует ошибочное представление, лишающее Н.К. Рериха авторства как идеи, так и либретто балета!

"Избранная - это та, которая вернёт Весне силу. Дабы избрать среди подруг жертву, девушки водят круги, затевают Тайные игры, в конце которых приступают к обряду Величания Избранной. За ними следует Действо взывания к праотцам, переходящее в священную пляску Избранницы. Земля приняла жертву: луг зеленеет, на деревьях распускаются листья. Расцветает жизнь. Всё племя, охваченное восторгом и благодарностью земле, выражает свои чувства в Великой священной пляске". («100 балетных либретто»") classiclive.org/index.php?option=com_content&view=article&id=350:2011-08-10-07-50-23&catid=43:2011-05-02-07-30-22&Itemid=67

Картиной "Весна священная" Мастер говорит нам о величии подвига самопожертвования: "(...) Созидательное устремление духа, радость прекрасным законам природы и героическое самопожертвование, конечно, являются основными чувствованиями "Весны Священной". Мы не можем принимать "Весну" только как русскую или славянскую. Она гораздо более древняя, она общечеловечна. Это вечный праздник души. Это восхищение любви и самопожертвования, не под ножом свирепой условщины, но в восхождении духа, в слиянии нашего земного существования с Высшим...

Весна Священная нова и молодежь принимает её как новое понятие. Может быть, вечная новизна "Весны" в том, что священность Весны вечна, и любовь вечна, и самопожертвование вечно. Вспомните орнаменты и рисунки американских индейцев в их старых становищах. Эти рисунки полны замечательного значения и напоминают о необыкновенной древности своей, ведя ко временам единого языка. Так, наблюдая и объединяя национальные символы, мы выясняем историческое значение чистого рисунка. В этом первичном начертании вы видите мысли о космогонии, о символах природы. В радуге, в молнии, в облаках вы видите всю историю устремлений к прекрасному. Эти начертания объединяют давно разъединенное сознание народов; они те же, как и в Аризоне, так и в Монголии, так и в Сибири. Те же начертания, как на скалах Тибета и Ладака, так и на камнях Кавказа, Венгрии и Норвегии.

Прекрасен в Кашмире праздник Огней! Прекрасны гигантские трубы горных монастырей! Из-за Канченджанги началось великое переселение, несение вечной "Священной Весны".
(Н.К. Рерих. ВЕСНА СВЯЩЕННАЯ /Держава Света, 1992)


Прикрепления: 8272738.jpg(136.9 Kb)


Гори, свети и освещай.
 
ЮлияДата: Среда, 19.11.2014, 16:41 | Сообщение # 122
Группа: Админ Общины
Сообщений: 4231
Статус: Offline


Н.К. Рерих. Бэда-проповедник. 1945


В 1960 году в Новосибирскую картинную галерею прибыли картины Н.К. Рериха. В их числе и созданная художником в 1945 году под впечатлением от поэмы Якова Полонского картина «Бэда-Проповедник».
Мы видим фигуру старца, обращённую к заходящему солнцу и залитую сиянием его лучей... Сила его любви и молитвы такова, что оживляет камни!

Был вечер. В одежде измятой ветрами,
Пустынной тропою шел Бэда слепой.
На мальчика он опирался рукой,
По камням ступая босыми ногами.
И было всё глухо и дико кругом,
Одни только сосны росли вековые,
Одни только скалы торчали седые,
Косматым и влажным одетые мхом.
Но мальчик устал; ягод свежих отведать,
Иль просто слепца он хотел обмануть:
"Старик!- он сказал, -
Я пойду отдохнуть,
А ты, если хочешь, начни проповедовать:
С вершин увидали тебя пастухи...
Какие-то старцы стоят на дороге...
Вон жёны с детьми! Говори им о Боге,
О Сыне, распятом за наши грехи."
И старца лицо просияло мгновенно,
Как ключ, пробивающий каменный слой,
Из уст его бледных
Живою волною
Ввысокая речь потекла вдохновенно -
Без веры таких не бывает речей!..
Казалось, слепцу в славе небо являлось,
Дрожащая к небу рука поднималась,
И слёзы текли из потухших очей.
Но вот уж сгорела заря золотая,
И месяца бледный луч в горы проник,
В ущелье повеяла сырость ночная,
И вот, проповедуя, слышит старик,
Зовёт его мальчик, смеясь и толкая:
"Довольно, пойдём, никого уже нет!"
Замолк грустно старец, главой поникая,
Но только замолк он - от края до края:
"Аминь", ему грянули камни в ответ.

В очерке "Музыка сфер" ("Твердыня пламенная") в 1931 году Николай Константинович писал: "Каждый из нас помнит прекрасную поэму “Бэда Проповедник”, когда камни хором грянули ответ на его зовущее слово. Если камни могут согласиться и стройным хором утверждать что-то, то неужели люди будут ниже камней? Будут в состоянии лишь ссориться и противоречиво болтать ненужные вещи? Соединяет людские сердца прекрасная симфония. Люди делаются не только слушателями, в сердце своём они становятся соучастниками прекрасного действа. И этот возвышенный зов ведёт их к подвигу, к каким-то лучшим выявлениям жизни.

Пошлю вам, друзья мои, мысли о подвиге, о тех лучших выявлениях в жизни, которые суждены каждому из вас и только по непростительной небрежности могли бы остаться неявленными. Под лучшие звуки, в песне, и в труде, и в радости, спешите к суждённому Свету!"



Поэма Якова Полонского о чудесном проповеднике вдохновила композитора Спендиарова А.А. (1871 - 1928), ученика Н.А. Римского-Корсакова, на написание симфонической легенды "Бэда-проповедник" (1907), за которую он получил премию им. Глинки...


Прикрепления: 0153123.jpg(73.3 Kb)


Гори, свети и освещай.
 
ЮлияДата: Четверг, 20.11.2014, 19:09 | Сообщение # 123
Группа: Админ Общины
Сообщений: 4231
Статус: Offline


Н.К. Рерих. Брахмапутра. 1945



Н.К. Рерих. Кайлас. 1946


Н.К. Рерих. Озеро Нагов. Кашмир. 1945


Николай Константинович Рерих посетил и запечатлел в своих картинах сокровенные, священные места Гималаев. В книге "Сердце Азии" читаем такие его строки: "Так напутствует путника жизни Агни Йога, данная "в долине Брахмапутры, взявшей исток от озера Великих Нагов, хранящих заветы Риг-Вед". В другом произведении он замечает: "Когда нам оставался один день пути до Манасаровара, весь караван воспрял духом – так далеко воздействует аура священного действующего ашрама". ("Священные ашрамы")

Священная гора Кайлас - одна из вершин Трансгималаев. Много раз изображал её Рерих на своих полотнах. Целый ряд их носит название "Путь на Кайлас".

Из Теософского словаря: "КАЙЛАС (Санскр.) В метафизике - "небеса", обитель богов; географически - горная цепь в Гималаях, севернее озера Мансавара, называемого также озером Манаса".

Николай Константинович в своём дневнике "Алтай - Гималаи" писал: "В стане некоторое волнение. Мы подходим к Брамапутре, той самой, которая берёт исток из священного Манасаравара - озера великих Нагов. Здесь родилась мудрая Ригведа, здесь близок священный Кайлас, куда ходят пилигримы, предчувствуя, на каком великом пути лежат эти места. Уже попадаются вереницы пилигримов; они с копьями, мрачные и всклокоченные. Нет, эти ничего не знают. Просто ползают в безделии по лицу земли. Не грабят ли при случае?

Среди скал и песков, в лиловых и пурпурных тонах течёт Брамапутра. В мае она ещё не полна, но разливы берегов показывают, насколько увеличивается река за июнь, когда к таянию снегов прибавятся еще и дожди. К Брамапутре ещё большее уважение, чем к Голубой реке. Голубая Янцзыцзян - длиннейшая в мире река, но Брамапутра, сын Брамы, овеяна богатым узором преданий. Она связывает священное русло Ганга с Гималаями, а Манасаравар близок к Сатледжу и началу великого Инда. Там же зародилась и Ариаварта"
. /XII. ТИБЕТ (1927-1928)/

Рихард Яковлевич Рудзитис в книге «Братство Грааля» (1994) пишет: «Для индусов местом пребывания богов были высоты Гималаев — Кайласа, или, как именует его "Махабхарата", легендарная Меру. На мифической горе Меру обитали святые. Чем духовно-светозарнее было их сознание, тем выше им отводились обители... Ни одна грешная мысль смертных не может достичь этих вершин, всегда окутанных облаками».

И далее, в той же книге, Рудзитис замечает: «И по сей день немало паломников, приближаясь к святой горе Кайласа, или "Раю Шивы", которая для сердца их есть самое сокровенное место на земле, — последний участок своего пути вокруг закованной в лёд горы в великом своём фанатизме нередко проходят на коленях. В пещере над пропастями Кайласа некогда медитировал Миларепа, там погружались в духовное созерцание ученики Будды»

На вопросы о том, имеют ли отношение к Шамбале живущие на Кайласе отшельники, отвечает в своих письмах к сотрудникам Е.И. Рерих. Так, в письме к Р.Я. Рудзитису от 08.06.1937 Елена Ивановна пишет: "Конечно, упомянутые г-ном Иллионом отшельники не имеют прямой связи с Великим Братством. Около священной горы Кайласа можно найти таких же отшельников, хотя долголетие их сильно преувеличено, но и они не имеют прямого отношения к Твердыне Братства". Эти слова она подкрепляет в письме Рихарду Рудзитису от 23.08.1937: "Кроме того, и Владыка сказал, что отшельники с горы Кайласа не имеют отношения к Великому Братству и что описанные там чудеса, конечно, производились внушением".

В Учении читаем: "Одни считают Нас отшельниками Кайласа, другие принимают Нас за Существа Тонкого Мира, — такие деления разрушают синтез Нашего бытия". Надземное, 96)

В статье "Страна снегов. Кайлас. Ч. 1 (Ж-л "Восход", № 12 (224), Декабрь, 2012) Юлия Стройнова пишет, что озеро Манасаровар "... находится в 20 км от горы Кайлас; тибетцы считают, что его освятил сам Будда. Индуисты уверены, что озеро — это душа бога Брахмы, а также место, где купались бог Шива и его жена Парвати. Озеро, глубиной более 70 м и площадью 520 км2, лежит в долине на высоте 4560 м над уровнем моря, по форме напоминает восьмилепестковый лотос. Часть праха великого индийского деятеля Махатмы Ганди была развеяна на его берегах.

Известно, что пламенной мечтой Джавахарлала Неру было посетить озеро Манасаровар и гору Кайлас. К сожалению, эту мечту он так и не смог осуществить"
.

Для последователей древней тибетской религии Бон гора Кайлас и лежащее у его подножия озеро Манасаровар являются сердцем древней страны Шангшунг, где зародился Бон. Манасаровар - пресное озеро, самое священное, почитаемое и известное во всей Азии. На тибетском языке название озера - "Мапам Юмцо", "Непобедимое Озеро".

Кайлас, который в Боне называется Юнгдрунг Гу Тзе ("Девятиэтажная Гора Свастики"), - это душа всей религии Бон, средоточие жизненной силы и главного принципа "Девяти Путей Бона". Здесь основатель религии небожитель Тонпа Шенраб спустился с небес на землю.

Буддистское описание вселенной помещает в центр гору Меру, она служит опорой небу. По четырем сторонам света от Меру расположены четыре континента. Наша Земля является южным из этих континентов. Очевидно, что Кайлас (Канг Римпоче, "Снежная Драгоценность" по-тибетски) может служить представлением о Меру - мировой горе, понятие о которой есть у многих народов.

Буддисты также провозгласили Кайлас "Горой Свастики": свастика в буддизме - символ духовной силы, а пик в самом деле напоминает свастику. Круглый конус Кайласа почти симметричен, на всех его стенах отчетливо видны горизонтальные и вертикальные полосы-гребни. На южной стороне горы находится вертикальная трещина по центру горы, на закате трещина и скальные тени образуют свастику. Эта трещина образована в результате землетрясения, она имеет ширину 40 метров и углублена протоками.

Глубокие долины, идущие полукругами вокруг пика, позволяют в принципе пройти кору (священный обход горы по часовой стрелке, то же, что в индуизме - парикрама) за один долгий день, или за три легких дня. Большинство буддистов-паломников делает три круга коры. Считается, что один обход очищает грехи одной жизни, 108 обходов гарантируют Просветление.

Вершина горы Кайлас остаётся непокорённой. В 1985 году знаменитый альпинист Райнхольд Месснер получил от китайских властей разрешение на восхождение, но отказался в последний момент.
В 2000 году испанская экспедиция за достаточно значительную сумму приобрела разрешение на покорение Кайласа у китайских властей. Команда установила базовый лагерь у подножия, но ступить на гору им так и не удалось. Тысячи паломников преградили путь экспедиции. Далай-лама, ООН, ряд крупных международных организаций, миллионы верующих во всем мире выразили свой протест покорению Кайласа, и испанцам пришлось отступить. (Из Википедии)

В начале сентября 2014 года завершилась уникальная экспедиция российских путешественников под руководством одного из известных исследователей Тибета Сергея Балалаева в область Великих озер Тибета и к самой священной горе Азии — Кайласу.

Первая часть этого маршрута повторяла путь тибетской Центрально-Азиатской экспедиции Рерихов (ЦАЭ), проходившей 86 лет назад…

Целью данной экспедиции, приуроченной к 140-летию со дня рождения выдающегося русского мыслителя, художника, писателя Н.К. Рериха, являлось прохождение маршрута ЦАЭ, идентификация мест, по которым пролегал путь, и, безусловно, продолжение исследований этого уникального региона нашей планеты. Ведь он и в наше время является своеобразным «белым пятном» для европейских исследователей, в силу географических особенностей, и, особенно, политических ограничений. На сегодняшний момент это самая труднодоступная и малопосещаемая территория Земли.

https://vk.com/event79806218



Прикрепления: 2868126.jpg(25.4 Kb) · 0998691.jpg(90.0 Kb) · 9988351.jpg(65.4 Kb)


Гори, свети и освещай.
 
ЮлияДата: Пятница, 09.01.2015, 09:39 | Сообщение # 124
Группа: Админ Общины
Сообщений: 4231
Статус: Offline


Н.К. Рерих. Вестник 1946


Эту картину Николай Константинович Рерих посвятил Елене Петровне Блаватской – великой основательнице Теософского Общества.
Существует несколько вариантов этого полотна, написанных в разные годы; наиболее известен относящийся к 1924 году. Картина была подарена в 1925 году Теософскому обществу в Адьяре, заложив тем самым музей имени Блаватской.

Картина, написанная за год до ухода Николая Константиновича, - это не копия предшествовавшей; она более глубока и монументальна композиционно, имеет иной колорит. Мы видим на женщину в тибетском храме, на утренней заре открывшую дверь долгожданному Вестнику... Над головами людей изображён Будда в окружении святых буддийского пантеона, заключённый в символический треугольник. Слева, за спиной женщины изображение Белой Тары - спасительницы, который перекликается с образом самой Е.П.Блаватской. Она, принявшая Учение от Махатм Востока во имя эволюции человечества, тоже явилась Вестником.

"Весть", "Вестник" - слова, довольно часто используемые Мастером в названиях своих картин. Н. Рерих писал в дневнике: "Началось "Гонцом" – в Третьяковке. С тех пор много было "Вестников" ­и в Америке, и в Европе, а теперь "Вестник" останется в Траванкоре. Ишь, куда заехал! Доплыл – ведь и этот так же, как и первый, в челне (только на горном озере). Имеется в Адьяре "Вестник", также и в Аллахабаде. Теперь один побывает в Хайдерабаде. Все они разные, из разных народов, с разными вестями. И на конях, и на челнах, и на кораблях, и пешеходами – все они с чем-то неотложным, спешным". (Н.К. Рерих. Вестники / Листы дневника, т. 2)

Вспоминаются шлока из книги Учения:

Создатель, дай проснуться Новому духу моему, когда гроза утихнет.
Гром наполняет безмолвие ночи,
И молния пересекает моё окно.
Неужели и в эту ночь вестник может прийти?
Но знаю — вопрос неуместен: идёт посланец.
Учитель! Умение борется со сном,
И глаз не проникает во тьму.
Положу молот около двери,
Пусть вестник затвор разобьёт.
Для чего мне затвор после вести?

(Листы Сада Мории. Зов. 1922, Июль 2)


Когда Е.П.Б. впервые встретила своего Учителя в Лондоне в 1851 году, Он сказал, что потребуется её участие в работе, которую Он собирается предпринять, и, чтобы подготовиться к этой работе, ей придётся три года провести в Тибете. Блаватская была позвана, но попала туда не сразу.
Сильвия Крэнстон в книге "Е.П. БЛАВАТСКАЯ. Жизнь и творчество основательницы современного теософского движения" описывает 3 попытки Елены Петровны проникнуть в Тибет и приводит фрагмент одного из писем Е.П.Б., в котором она отвечает на вопрос, зачем её туда посылали: «Действительно, совершенно незачем ехать в Тибет или Индию, дабы обнаружить какое-то знание и силу, "что таятся в каждой человеческой душе"; но приобретение высшего знания и силы требует не только многих лет напряжённейшего изучения под руководством более высокого разума, вместе с решимостью, которую не может поколебать никакая опасность, но и стольких же лет относительного уединения, в общении лишь с учениками, преследующими ту же цель, и в таком месте, где сама природа, как и неофит, сохраняет совершенный и ненарушаемый покой, если не молчание! Где воздух, на сотни миль вокруг, не отравлен миазмами, где атмосфера и человеческий магнетизм совершенно чисты и где никогда не проливают кровь животных».

Е.И. Рерих в письме от 08.09.1934 года свидетельствовала: "Скажу, именно Е.П. Бл. была огненной посланницей Белого Братства. Именно, она была носительницей доверенного ей знания. Именно из всех теософов лишь Е.П. Бл. имела счастье получить учение непосредственно от Вел. Учителей в одном из Их Ашрамов в Тибете". Она пробыла там около трёх лет перед тем, как дать миру "Тайную Доктрину"...

Вестники вещают о Будущем! Мы ждём наступления Нового Мира; ждём прихода Вождя России... Мы не знаем, как и когда это произойдёт, потому нужно настроить себя на постоянное торжественное ожидание великого события.

Кто знает, где Вестник меняет коня!»
Когда Он прибудет и в дверь постучится?
Когда из Обители вечного Дня
На землю слетит Твоя белая птица?
Когда из далёких надземных Миров
Ты явишься людям, о Солнце Живое,
И с пламенной тайны поднимешь покров,
В молчании самое скажешь простое?
И мы это Слово как Знамя возьмём,
И с ним мы откроем сознаний затворы,
И Весть небывалую в мир понесём —
Зов чистого Духа — в земные просторы.

(Н.Д. Спирина. "Перед Восходом")



Прикрепления: 7244379.jpg(79.5 Kb)


Гори, свети и освещай.
 
ЮлияДата: Суббота, 17.01.2015, 19:30 | Сообщение # 125
Группа: Админ Общины
Сообщений: 4231
Статус: Offline


Н.К. Рерих. Мысль. 1946


Если значение духа велико, то какую же ценность имеет дитя духа – мысль?! Какое значение имеет мысль, показывает даже несложный аппарат, изучающий спектр ауры. Меняют окраску ауры не только осознанные мысли, но в такой же мере действуют и летающие мухи нашего резервуара духа, не доходящие до рассудка и памяти.
(Озарение, 3.5.14)

Пространственная мысль порождает некоторую субстанцию, которая в вихре круговращения является центром многих зарождений. Казалось бы, прекрасно сознавать, что мысль человеческая содержит субстанцию мощную такую, но только мысль высшая и напряженная даст энергию достаточно сильную..
(Мир Огненный-1, 549)



На фоне величественных горных вершин, окрашенных первыми лучами солнца в чудесный розовый цвет, - неподвижная фигура глубоко сосредоточенного человека... Облик его говорит нам, что художник изобразил великого Будду. Его напряжённая, мощная мысль послана в пространство на благо эволюции человечества...

Сказано в Учении Живой Этики: "Лишь очищение пространства, лишь очищение сознаний, лишь очищение Учений даст явление очищенных взрывов духа". (Мир Огненный-3, 258)

Е.И. Рерих исполнила важнейшее задание Учителей человечества - очищение буддизма. В книге "Основы буддизма" (под псевдонимом Н. Рокотова) она дала основные положения Учения Будды, очищенного от последующих наслоений.
Елена Рерих приводит слова Будды о мысли: "Главный элемент во всём есть мысль. Превыше всего - мысль. Всё совершается мыслью. Если человек говорит или действует со злобной мыслью, страдание сопутствует ему, как колесо следует за копытом животного, которое тащит повозку".

"Утверждённым двигателем творчества" называет мысль Учение (Беспредельность-2, 348). Одно из заданий человечества для Новой Эпохи есть овладение мыслью.

Наталия Дмитриевна Спирина в прекрасном поэтическом слове рисует картину того, как действует мысленный посыл Учителя:

Он есть Свет, разрушающий тьму!

Он есть Свет, разрушающий тьму.
Н.К. Рерих. Держава Света


"Он есть Свет, разрушающий тьму!"
В постоянной победной борьбе
Его мысль о вселенской судьбе
Всех приводит к пути одному.

Его мысль, как горнило огня,
Расплавляет препятствия зла.
Его мысль все преграды смела
Для прихода заветного Дня.

Его мыслью воздвигнутый Град
Воплощается в лучшей стране,
А вокруг расцветает в огне
Красотою засеянный Сад.



МЫСЛИ ИСТИНЫ (Мыслями Истины держится мир!..)

Мыслями Истины держится мир!
Мысли возносят и мысли питают,
Мысли, как стрелы, пронзают эфир,
Дымные тучи огнём очищают.
Мысли - озон для дыханья души,
Душно без мысли обширной и чистой.
Мысль - это вестник на помощь спешит
И не замедлит на крыльях лучистых.
Мыслями Истины дышат цветы,
Щедро на мысль отвечает Природа.
Мысль созидает дворцы Красоты,
Мысль поднимает сознанье народа.
Мысль - сокровенный могучий творец
Форм беспредельных и явленных судеб.
Мощный рычаг для горящих сердец,
Корень всего, что есть, было и будет.
Что может мысли пути преградить,
Что задержать её может в полётах?!
Первооснова всегда впереди
Всех достижений и творческих взлётов.
Мысль - это сила всех действий и слов,
Мысль - это зёрна посевов и всходов,
Первопричина видений и снов,
Ключ от ворот сокровенного входа.
Образы Истины, птицы Огня,
Вьют над землёю небесные гнёзда,
Чтоб воплощаться, все формы приняв,
В знанья,
искусства,
эпохи
и звёзды!


Елена Ивановна в письме от 01.03.1929 г. напутствует: "Будем думать самыми широкими, самыми светлыми мыслями. Через развитие способности мышления прекрасно вырастут наши возможности".



Прикрепления: 3324658.jpg(89.9 Kb)


Гори, свети и освещай.
 
СонатаДата: Пятница, 20.02.2015, 14:31 | Сообщение # 126
Группа: Заблокированные
Сообщений: 4182
Замечания: 0%
Статус: Offline

Н.К. Рерих. Святой Сергий Радонежский. 1932


Эта картина Н.К Рериха уже выставлена в этой теме, но мне хочется подчеркнуть символ троичности, которому многие авторы, пишущие о творчестве Николая Константиновича, уделяли мало внимания.

Сам художник подчёркивал, что если собрать все отпечатки этого знака, то, может быть, он окажется самым распространённым и древнейшим среди символов человечества.

На картине фигура Святого Сергия возвышается над земным планом и поднимается в Небо, привлекая к себе внимание Храмом в его руках, символизирующим святость Руси.
Храм этот находится на белом полотне, украшенном троичным символом - символом слияния трёх миров: земного, небесного (тонкого) и Высшего (Огненного), к которому принадлежит сам Владыка.

Плат олицетворяет собой женское начало - материю, лежащую в основе Вселенной. Этот аспект подчёркивается тем, что картина представляет собой часть триптиха, в центре которого находится Матерь Мира, что особенно впечатляет, так как настоящая эпоха есть эпоха Матери Мира. Отец, Мать Сын - ещё одно понимание троичности, кроме общепринятых, которых много. Прошлое, настоящее, будущее в кольце вечности. Наука, религия, искусства в кольце Культуры. И многие, многие другие.

Обращение к этому символу сейчас вызвано новой эволюционной волной, тем потоком высших энергий, которые идут на Землю.
И не зря в последующие годы Николай Константинович взял этот символ для Знамени Мира.

Соснова Н.В.
Прикрепления: 3580419.jpg(53.3 Kb)


Слушающий свое сердце услышит и сердца друзей.

Сообщение отредактировал Соната - Пятница, 20.02.2015, 14:32
 
ЮлияДата: Суббота, 02.05.2015, 13:26 | Сообщение # 127
Группа: Админ Общины
Сообщений: 4231
Статус: Offline


КАРТИНЫ, НАПИСАННЫЕ Н.К. РЕРИХОМ
В 1947 ГОДУ




Н.К. Рерих. Бум-Эрдени (Монгольский героический эпос). 1947


В одном из писем в Америку Николай Константинович сообщает: "Сейчас пишу “Бум Эрдени поражает девятиголового черного мангуса” – монгольское сказание. Кто знает, может быть, и эта картина попадет в музей Улан-Батора" (Из письма от 1.XI.46).

Разные источники сообщают краткие сведения об этой картине:

«"Бум Эрдени" — богатырь на вершине горы сражается со страшной многоглавой гидрой-драконом. У неё девять голов, и все они угрожают мирным людям. Внизу селение. А он выступил и уже воткнул копьё в горло страшного дракона. Героическая борьба добра со злом — одна из главных тем Рериха» (Н.Д. Спирина. Образы Рериха).

«В картине "Бум Эрдени" богатырь, вздыбив коня, поражает копьём разъярённого дракона. Горячие, как огонь, и холодные, как лёд, краски картины сошлись, подобно её персонажам, в яростном бою» (А.Д. Алёхин. Творческий метод Н.К. Рериха).

«Народные легенды, сказания получают своё поэтическое выражение в картинах Рериха. Композиция "Бум Эрдени" показывает бой сказочного героя с гидрой. В этой картине своеобразно использованы композиции древнерусских икон, в которых так выразительно и красочно изображался Георгий, сражающийся со змием» (Ю. Осмоловский. Великий русский друг Индии).


_______________________________________________
* Мангус — в монгольской мифологии огромное многоглавое чудовище, живущее на краю земли, с которым ведут борьбу различные герои, в том числе Гесэр-хан. (Ж-л «ВОСХОД», № 8 (220), август, 2012) rossasia.sibro.ru/voshod/article/31717



Н.К. Рерих. Дева снегов (Снежная дева). 1947


В книге Н.К. Рериха "Сердце Азии. Шамбала" читаем:
«Стейтсмен», наиболее позитивная газета Индии, опубликовала следующий рассказ британского майора:

«Во время странствия в Гималаях однажды еще до зари майор из лагеря вышел на соседний утес. Он наблюдал величественную гряду снеговых великанов. Через пропасть от него в утреннем тумане возвышался другой утес. Велико было изумление майора, когда на противоположном утесе он явственно усмотрел очертание высокого человека с длинными волосами, почти нагого. Опершись на высоким лук незнакомец наблюдал что-то по ту сторону скалы. Затем молчаливый страж точно заметил что-то. Мощными прыжками он бросился вниз по почти отвесному склону. В полном удивлении майор вернулся в лагерь и спросил местных слуг об этом странном явлении Но к его еще большему удивлению его вопрос был принят совершенно спокойно. Почтительно было отвечено ему:

«Саиб видел снежного человека, который охраняет заповедную страну»

Мы спросили ламу об этом рассказе о снежных людях, и опять ответ пришел удивительно спокойный и утвердительный.

«Очень редко можно увидеть этих снежных людей. Они преданные хранители некоторых гималайских областей. Там скрыты священные ашрамы Махатм. Раньше даже в Сиккиме находилось несколько подобных ашрамов».





Н.К. Рерих. Клад захороненный. 1947


Картина с таким же названием и сюжетом была написана Рерихом в 1917 году, но в ней превалируют красно-коричневые цвета.
У картины 1947 года колорит другой, и в ней менее подробно прописаны детали.

На полотне изображён скандинавский пейзаж с глухим фьордом, на фоне которого человек, приплывший сюда в одиночестве на лодке, прячет клад...

В сказке "Клады", впервые опубликованной в 1914 году, изложено предание о народных обычаях захоранивать сокровища. Текст её напоминает повествование искателя кладов, владеющего тайными сведениями о кладах, народных приметах, верованиях, оберегах, заклинаниях. Эта сказка перекликается с очерком "Клады захороненные", включённым в сборник "Шамбала", где Рерих пишет:
"По необъятным просторам Сибири многие древние путники разбросали свои сокровища. Многие племена непрекращающимся потоком наполняли землю Монголии, Минусинска и Алтая. В Алтае они вспоминали зов других далёких гор и опять устремлялись вперёд, не считая ни дней, ни лет, ни веков своих странствий.

Память людей сохранила священные рассказы о реликвиях этих великих путников. А фантазия украсила их самыми красивыми гирляндами.

О, эти захороненные сокровища! Какое стремление направляло к ним!

Не просто страстное желание стать обладателем богатств. А вечное стремление к тайне земли.

Много рукописей прошло через людские руки. Странствующие певцы, поэты, монахи и нищие несли чудесные сказания, написанные своеобразным тайным языком. И почему они не овладевают богатствами сами? У них всегда есть оправдание: тайный язык должен быть понятен..."


С.Н.Рерих, отправляя эту картину на выставку 1973 года, заметил: "Я пришлю картину "Клад захороненный." Сколько в ней глубокого смысла, сколько в жизни Н.К. именно этого "клада захороненного". - До времени!"

Прекрасным описанием картины могут служить стихи Н.К. Рериха:

Где скалы древние свой вековой покой
в воде, как в зеркале, недвижной отражают,
Там кто-то бережно заботливой рукой
под воду клад бесценный опускает.

Свидетелями будут скалы и вода
и розовые облака в небе высоком.
Там будет он лежать несчетные года,
пока не подойдут завещанные сроки.


В книге "Нерушимое", в очерке "Древние источники" Рерих замечает:
" Как лучшие зерна отсеиваются повторным провеиванием, так в горниле веков выковывается язык народной мудрости.

Во всех веках и народах всегда будут краткие периоды, в которые будут спесиво отринуты эти накопления. Как клады, временно уйдут они под землю. Как в запрещенных катакомбах, останется лишь шепот молитв. Так, где-то и все-таки в полной бережливости сохранятся знаки народной наблюдательности и опять их достанут из тайников. Опять с обновленным рвением будут изучать. И опять именно из этих неисчерпаемых источников обновятся основы культуры".


Ещё раз Николай Константинович возвращается к теме клада в очерке "Клады":
"В подземной Руси, – сказал, – много добра схоронено. Русь берегите..."

Наступает время востребованности рериховского клада - "ключа к счастью человеческому"!



Прикрепления: 9591348.jpg(41.7 Kb) · 6302126.jpg(46.2 Kb) · 1244515.jpg(44.2 Kb)


Гори, свети и освещай.
 
ЮлияДата: Суббота, 02.05.2015, 16:31 | Сообщение # 128
Группа: Админ Общины
Сообщений: 4231
Статус: Offline



Н.К. Рерих. Огни на Ганге. 1947


Тема этого полотна раскрывается Рерихом в его литературном творчестве:
"Женщина, быстро отсчитывая ритм, совершала на берегу утреннюю пранаяму. Вечером, может быть, она же послала по течению священной реки вереницу светочей, молясь за благо своих детей. И долго бродили по темной водной поверхности намоленные светляки женской души. Глядя на эти приношения духа, можно было даже забыть толстых браминов Золотого храма. Вспоминалось иное. Вспоминались Йоги, посылающие в пространство свои мысли, созидая тем грядущую эволюцию" /Н.Рерих. Алтай - Гималаи. I. Цейлон - Гималаи. (1923 - 1924)/.

И в другом произведении Мастера:
"Вспомнили индусскую женщину на Ганге и ее светочи во спасение семьи и сопоставили с венками на реке под Троицын день - обычаем, милым всем славянским арийцам" (Н.Рерих. Шамбала. Великая Матерь).

В своей книге "Космические струны в творчестве Николая Рериха" (2009) Р.Я. Рудзитис пишет об этом поэтичном полотне:
"Звёздной южной ночью, под зеленоватым небосводом, девушка склонилась у берега Ганга и благоговейно, словно благословляя, пускает в реку огоньки в ореховых скорлупках. Три уже плывут. Вдали, как свет маяка, горит серебряное пламя. Кому посылает девушка эти дары сердца: любимому, своим родным, неизвестным друзьям? Кто знает? Не случайно этот романтический обычай запомнился Рериху при первом соприкосновении с индийским народом, в 1924 году (...).

Мотив этого обычая индийского народа встречается и в стихах Рабиндраната Тагора:
«Над пустынной рекой, среди высоких трав я сказал ей: "Девушка, куда идешь, прикрыв свой светильник одеждой? Дом мой одинок и темен. Дай мне света!" Она на мгновение подняла свои тёмные глаза и сквозь сумрак взглянула мне в лицо. - "Я пришла к реке, -ответила она, - чтобы пустить светильник по течению, когда дневной свет угаснет". Одиноко стоял я среди высоких трав и смотрел на робкий огонек её светильника, бесцельно уносимого течением».




Н.К. Рерих. Твердыня (Лхаса). 1947


Картина написана Рерихом через несколько лет после его Центрально-Азиатской экспедиции. Художник синтезировал в ней свои впечатления от архитектуры городов и монастырей, стоящих на склонах Гималаев. Лхаса — столица Тибета. Здесь находидится Потала — дворец Далай-Ламы, религиозного главы Тибета.

Поталу строил Далай-Лама Пятый, (1642 год) именуемый "Владыкой заклинаний, красноречивым, священным, океаном бесстрашия." Он же строил замечательные монастыри. Он же воздвиг на скале колоссальный рельеф Будды и подвижников буддизма. При нём монголы во второй раз вступили в Тибет. Этот сильный деятель был осторожен в средствах, стремителен и предан искусству и знанию.

Монахи монастыря Морулинг признали в Н.К. Рерихе новое воплощение Пятого далай-ламы.




Н.К. Рерих. Тень Учителя. 1947


Николай Константинович в письме В.Ф. Булгакову от 17.03.1938 года поясняет: "Тень Учителя относится к апокрифам о Христе, когда говорилось, что при прохождении Его следы тени Его не исчезали, а запечатлевались" (Е.П. Маточкин. Образ Иисуса Христа. - Самара: Издательский дом "Агни", 2007).




Н.К. Рерих. Приказ Учителя. 1947


Перед нами - незаконченное последнее полотно художника, оставшееся на мольберте после его ухода с земного плана 13 декабря 1947 года.
Вариант этой картины был написан ранее - в 1931 году.

Р.Я. Рудзитис в книге "Космические струны в творчестве Николая Рериха" говорит об этом холсте: «Приказ Учителя» - восточный Гуру на вершине Гималаев посылает белого орла с приказом: в этом приказе символизирован спешный труд на общее благо. Может быть, он знает, кому конкретно нужно помочь, кого энергия мысли поднимет, спасёт от грозной опасности".

"Через два дня перед домом Николая Константиновича запылал погребальный костер. Позднее на его месте у крутого горного склона перед ликом величественных Гималайских вершин был водружен большой камень, сорвавшийся с заснеженного утеса. На лицевой стороне камня высечена надпись:

"Тело Махариши Николая Рериха, великого друга Индии, было предано сожжению на сем месте 30 магхар 2004 года Викрам эры, отвечающего 15 декабря 1947 года. ОМ РАМ" (Махариши.- великий подвижник. "Ом Рам" словосочетание, употребляемое в начале или конце молитв, церемоний, книг, торжественных обращений. С глубокой древности считается в Индии священным). Каменотес, выбивший надпись, раздумывая о судьбе русского художника, добавил от себя на обратной стороне монумента:

"Этот осколок горного утеса был занесён сюда издалека"
(П.Ф. Беликов, В.П. Князева. Николай Константинович Рерих)


НИКОЛАЙ ХАТУНЦЕВ

«ПРИКАЗ УЧИТЕЛЯ»


Пробил судьбою назначенный час.
Горы сомкнулись тесней над долиной.
Прибыл Учителя высший приказ, —
Кончен полёт вдохновенный орлиный.

Чёрные тени застыли внизу —
Скалы готовы принять свою жертву.
Он, побеждавший любую грозу,
Падает, крылья раскинув по ветру.

Словно пытаясь в последнем рывке
В чистое небо над пропастью взвиться…
Нет! Не рыдай в бесполезной тоске —
Дело его бесконечно продлится.

Верь, и душою смятенной воспрянь —
Думай, что он, покидая планету,
Переходя неизбежную грань,
Путь устремляет к извечному Свету.



Прикрепления: 9685391.jpg(45.7 Kb) · 5301705.jpg(66.7 Kb) · 7737508.jpg(77.8 Kb) · 5625248.jpg(111.9 Kb)


Гори, свети и освещай.
 
СфинксДата: Пятница, 24.07.2015, 20:35 | Сообщение # 129
Группа: Админ Общины
Сообщений: 1539
Статус: Online
 
СфинксДата: Воскресенье, 26.07.2015, 15:19 | Сообщение # 130
Группа: Админ Общины
Сообщений: 1539
Статус: Online
 
Форум » КУЛЬТУРА и ИСКУССТВО » КАРТИННАЯ ГАЛЕРЕЯ » НИКОЛАЙ КОНСТАНТИНОВИЧ РЕРИХ (Биография. Живопись и графика)
Поиск:

AGNI-YOGA TOPSITES