Воскресенье, 24.06.2018, 15:47

Приветствую Вас Гость | RSS | Главная | Форум | Регистрация | Вход

[ Новые сообщения · Участники · Правила · Поиск · RSS ]
Форум » КАЛЕЙДОСКОП » КАРТИННАЯ ГАЛЕРЕЯ » НИКОЛАЙ КОНСТАНТИНОВИЧ РЕРИХ (Биография. Живопись и графика)
НИКОЛАЙ КОНСТАНТИНОВИЧ РЕРИХ
ЮлияДата: Пятница, 07.12.2012, 14:29 | Сообщение # 21
Группа: Админ Общины
Сообщений: 4231
Статус: Offline
СЮИТА "ГЕРОИКА"

П.Ф. БЕЛИКОВ, В.П. КНЯЗЕВА в книге "Николай Константинович Рерих" (Самара. Изд-во "Агни", 1996) пишут об этой серии картин - сюите из 7 частей: "...Николай Константинович задумывает сюиту "Героика" и создает к ней семь эскизов: "Клад захороненный", "Зелье Нойды", "Приказ", "Священные огни", "Ждут", "Конец великанов", "Победители клада".

Серия построена по мотивам скандинавской мифологии, но мифологические персонажи в ней лишь действующие лица, посредством которых художник иносказательно передает свое восприятие текущих событий. Захороненный клад - это скрытая правда жизни. Злая колдунья закрыла все подступы к ней. Но звучит приказ готовиться к битве".

К сожалению, из семи картин сюиты "Героика" удалось найти только четыре.


Клад захороненный. 1917


Приказ. 1917


Ждут. 1917


Победитель клада. 1917



"В легенде выражается воля народа, и мы не можем назвать ни одной лживой легенды".
Агни Йога, 19
Прикрепления: 2836597.jpg(67.7 Kb) · 3699597.jpg(109.5 Kb) · 8402771.jpg(55.4 Kb) · 4412454.jpg(133.4 Kb)


Гори, свети и освещай.
 
ЮлияДата: Среда, 12.12.2012, 10:37 | Сообщение # 22
Группа: Админ Общины
Сообщений: 4231
Статус: Offline
В те же годы Н.К. Рерихом созданы многие значительные картины, которые пронизаны мотивом ожидания.
В их числе - полотно "Cor ardens" (1917). Второй вариант картины написан в 1918 году


Cor ardens. 1917


Cor аrdens. 1918

Эти картины предвосхитили создание Рерихом в 1921 году в США организации с тем же названием - «Cor Ardens» («Пылающее Сердце»), основными целями которой являлось формирование международного братства деятелей искусств на широком поле Культуры.

Вот что пишет о картине, написанной в 1918 году, Р.Я. Рудзитис в своей книге "Космические струны в творчестве Николая Рериха": "...из окна замка женщина смотрит на далёкую лодку на озере. Вся она, как белое пламя, устремлена навстречу сверкающим водам. Кто знает, может быть, вместе с лодочником придёт к ней весть, которая преобразит всё её бытие".

О полотне "Властитель ночи", написанном в Карелии, Рудзитис пишет в той же книге: "...на фоне золотистых тонов шатра девушка на коленях всматривается в раскрытый проём, где тайной насыщено пространство, где в сумерках лежат синие воды залива и дальние скалы. Она охвачена ожиданием высшего озарения и силы, которая освободила бы её духовно и социально".


Властитель ночи. 1918

В книгу Н.К. Рериха "О Вечном" (М., 1991) помещено его стихотворение, созданное им так же в 1918 году в Карелии. Как и картина, стихотворение называется «Властитель ночи»:
«Должен Он прийти — Властитель ночи. И невозможно спать в юрте на мягких шкурах.

Встает Дакша и встают девушки. И засвечивают огонь. Ах, томительно ждать. Мы его призовём. Вызовем. Огонь жёлтый, и юрта золотая и блестит медь. Начинается колдовство. Пусть войдёт Он, желанный. Придёт ведунья. И зажжёт травы. И вспыхнет зелёный огонь. Надежда!

И ожидание. Но молчат тени, и нейдёт Он. Ах, бессильны добрые слова. Пусть войдет та, злая. И бросит красные травы.
И заволочет туманом стены. И вызовет образы. И духи возникнут. Кружитесь. И летите в пляске.

И обнажитесь. Откройтесь. И мы удержим образы возникшие. И сильнее образы, и багровее пламя. Ах, приди и останься. И потянулась и обняла пустое пространство. Не помогло красное пламя. А вы все уйдите. И оставьте меня. Здесь душно. Пусть тухнет огонь. Поднимите намёт. Допустите воздух сюда.

И вошла ночь. И открыли намёт. И вот она стоит на коленях. Ушёл приказ. Ушло волхование. И тогда пришёл Он, Властитель. Отступила Дакша, замирая. И опустилась. Он уже здесь. Всё стало просто. Ах, так проста ночь. И проста звезда утра. И дал Он власть. Дал силу. И ушёл. Растаял. Всё просто»
.

Так в аллегорической форме Мастер описывает общение с Учителем.

Ожиданию Великого пришествия посвящена серия картин "Мессия"(1923), названная искусствоведом Е.П. Маточкиным "самой сокровенной и загадочной в творчестве художника" (Е.П. МАТОЧКИН. Ожидание пришествия. Серия «Мессия». (Князева В.П. Кузнецова И.Н. Маточкин Е.П. Рерих: Пророчества., г.Самара : 000 «Издательский дом «Агни», - 2004г.).

К этой серии искусствоведы относят всего 2 картины - "Чудо. Явление Мессии" и "Легенда".


Чудо. Явление Мессии. 1923



Легенда. 1923

О картине "Чудо. Явление Мессии" Е.И. Рерих писала: "Картина эта по замыслу и излучаемому ею Свету действительно одна из самых примечательных" (Из письма Р.Я. Рудзитису. 31.01. 1936).

Сюжет этой картины объясняет сам Николай Константинович: "Через мост придёт Мессия. Каббалисты знают этот объединяющий символ. На белом коне Всадник Великий и комета, как меч Света в деснице Его. Говорит знатный абиссинец: "И у нас есть старинная легенда. Когда Спаситель Мира придёт, Он пройдёт по каменному мосту. И семеро знают о приходе Его. И когда они увидят Свет, они припадут к земле и поклонятся Свету».
Разве случайно пришествие Мессии должно произойти через мост? Какой же символ ближе всего мысли об единении, о воссоединении?.."
(Из очерка Н.К. Рериха "МАЙТРЕЙЯ".
Киеланг, 24 августа 1931 г.).

Тот же Великий Всадник с кометой в деснице изображён и на втором полотне этой серии. "Юноша, читая древние писания, видит в облаках образ Мессии, как отражение своей мечты". - говорит Рудзитис о картине в книге "Космические струны в творчестве Николая Рериха".

"...вспомним о мессианских понятиях, рассыпанных среди разных народностей Азии, которые при своем разнообразии сливаются в одно великое ожидание будущего.

Хорошо известны палестинские устремления к Мессии. Известны ожидания великого пришествия у границы Моста Миров. Народ знает и белого коня, и огненный меч, как хвост кометы, и сияющий лик Великого Всадника. Ученые раввины и знатоки Каббалы, распространенные по Палестине, Сирии, Персии и по всему Ирану, скажут вам многое замечательное по этому вопросу.

Мусульмане Персии, Аравии, Китайского Туркестана торжественно хранят легенду о Мунтазаре, который в ближайшем будущем положит основание Новой Эре. Правда, многие муллы, когда вы скажете о Мунтазаре, начнут резко отрицать это, но если вы будете утверждать и, главное, покажете знание вопроса, они переглянутся, улыбнутся и отложат свои отрицания. Даже скажут много значительных подробностей. И если продолжите и скажете им, что в Исфагане стоит белый конь, уже оседланный для Великого Пришествия, муллы переглянутся и добавят, что в Мекке уже приготовлен саркофаг для будущего Пророка Истины.

Высокие ученые японцы открыто говорят о грядущем Аватаре. Образованные брамины, почерпая мудрость из Вишну Пурана и Деви Бхагавата Пурана, скажут прекрасные тексты о Калки Аватаре. И прибавят, что эта новая эра в отличие от прошлых, должна наступить стремительно"
.

Н.К. Рерих. ("Сердце Азии. Шамбала". Санкт-Петербург, 1992)
Прикрепления: 2397465.jpg(29.1 Kb) · 3442654.jpg(132.4 Kb) · 1355473.jpg(393.7 Kb) · 8976491.jpg(122.2 Kb) · 3748195.jpg(134.2 Kb)


Гори, свети и освещай.
 
ЮлияДата: Среда, 19.12.2012, 12:01 | Сообщение # 23
Группа: Админ Общины
Сообщений: 4231
Статус: Offline
СЕРИЯ КАРТИН "SANCTA"

Серия “Sancta” («Священная») состоит из шести полотен, на которых изображены сцены жизни русских подвижников духа. Все картины созданы художником в 1922 году в Америке.

Е.И. Рерих в письме от 24.05.1951 года писала, что серия картин «Санкта» - "это любимая серия Великого Владыки".

Н.К. Рерих обратился к духовным корням своей страны, к наставлениям Сергия Радонежского, чтобы помочь возрождению нравственных ценностей в Америке и дать импульс её духовному и культурному развитию.

Словно сами строители Руси Великой говорят с нами – так звучат названия картин: «И Мы видим», «И Мы приносим Свет», «И Мы открываем врата», «И Мы продолжаем лов», «И Мы трудимся», «И Мы не боимся».

Кака пишет Н.В. Сергеева-Тютюгина в книге "Древнерусская традиция в символизме Н.К. Рериха" (М., МЦР, 2007), "образы схимников.. одновременно принадлежат двум мирам: земному и небесному. ...Сам мастер святых тружеников называл "светочи". И здесь, опять же не случайно, над ликами его героев в серии "Sancta" нет нимбов: свет со-творчества, свет созидания разливается не над головами, а по всему пространству..."

На картине "И мы видим" (1922) изображён Нерукотворный Лик Христа. "Подобно монаху, пораженному небесным видением, зрителю трудно отвести глаза от изображения Спаса. Словно все надежды и мечты человека, стремящегося к духовному преображению, сосредоточены в этом образе", - пишет Holly McMurtry в статье «Новый взгляд на серию «Санкта: Американская перспектива»
http://www.sras.org/news2.php?m=377


«Спас — Милостивый, Спас — Кроткий, Спас — Всеведущий, Спас — Всемогущий, Спас — Грозный, Спас — Всеисцеляющий, всё тот же Великий Лик, полный бездонной мощи, к которому извечно приходят люди со всеми радостями, горями, болестями и причитаниями», — так писал Николай Рерих в книге «Священный Дозор» ("Спас", 1934).

Следующая картина серии - "И Мы приносим Свет". В альбоме "Священная сюита" (Новосибирск, 2001) Н.Д. Спирина говорит о символе этой картины: "Во время вечерней церковной службы, в Великий страстной четверг перед Пасхой, читаются все 12 Евангелий о страданиях Христа. Люди слушают эти чтения с зажжёнными свечами, которые после службы не тушат, а несут домой и дома зажигают лампады от этого огня.


Елена Ивановна Рерих говорит, что «именно ценно в тяжкое время, среди этой тьмы, пронести свой светильник» (Письмо от 18.06.1935).

На полотне "И Мы открываем врата" открывающиеся Врата - символический вход в Новый Мир. Мы видим сияющую панораму Руси Великой; по обе стороны входа - изображения святых, а над входом - Царица Небесная с Младенцем, благословляющие входящих во Врата.


"Знак Красоты откроет все «священные врата». Под знаком Красоты мы идём радостно. Красотою побеждаем. Красотою молимся. Красотою объединяемся. И теперь произнесём эти слова не на снежных вершинах, но в суете города. И, чуя путь истины, мы с улыбкою встречаем грядущее..." (Н.К. Рерих. "Врата в будущее".
http://www.icr.su/rus/family/nkr/about_culture/vrata.php
Прикрепления: 5029227.jpg(263.6 Kb) · 8541104.jpg(378.6 Kb) · 5867938.jpg(136.2 Kb)


Гори, свети и освещай.
 
ЮлияДата: Среда, 19.12.2012, 13:46 | Сообщение # 24
Группа: Админ Общины
Сообщений: 4231
Статус: Offline
ПРОДОЛЖЕНИЕ .......................

Н.Д. Спирина в альбоме "Священная сюита" о картине " И Мы продолжаем лов" говорит так: "из мутных волн житейского моря благие Ловцы стремятся спасти и вернуть к Свету подлинного Бытия утопающие души. Кто такие эти Ловцы? По евангельскому преданию, эти люди которых призвал Христос и которые стали Апостолами, проповедующими Его Учение. Христос призвал их, когда они закидывали сети в море для ловли рыбы. Он сказал: «″Идите за мною, и Я сделаю вас ловцами человеков″. И они тотчас, оставив сети, последовали за Ним»*.

Благодаря жертвенным трудам Апостолов миллионы людей познали Учение Христа и спасли свои души от мрака невежества и зла, приводящего их к духовной смерти"
.


Н.В.Сергеева-Тютюгина ("Древнерусская традиция в символах Н.К. Рериха") отмечает, что в этой картине Рерихом чрезвычайно сильно передано напряжение молчания: "в изгибах фигур, повторенных в рисунках волн и абрисе скал на горизонте, в диагональном ритме композиции и, конечно же, в в звучании алого цвета, заливающего пространство холста".

Другую картину - "И Мы трудимся" - заливает золотой свет. "И высятся главы храмов. И всё время идёт внутренняя духовная работа" , - так писал Николай Рерих в очерке "Одеяние духа" (В книге "Пути Благословения") о времени св. Сергия Радонежского.

Округлые очертания холмов, коромысел создают плавное движение трёх монахов, идущих по воду поодаль друг от друга в молчании.


"Подвижники идут за живой водой, стремясь утолить духовную жажду людей... В подвиге труда они черпают эту воду из неиссякаемого живительного источника Божественной Мудрости и по зову сердца делятся ею со всеми жаждущими" (Н.Д. Спирина. Альбом "Священная сюита". СибРО, Новосибирск, 2001).

Вновь мы видим молчаливую беседу в картине "И Мы не боимся".

"Кажется, что розоватый свет утренней зари исходит от фигур монахов, которые, как две свечи, стоят среди заснеженных холмов"(В кн.: Н.В. Сергеева-Тютюгина. "Древнерусский символизм Н.К. Рериха").
Мотив схимника с медведем обращает нас к образу Преподобного Сергия.


"Все части серии посвящены не отдельным почитаемым святым, а как бы их Братству, которое, по мысли автора, живёт и творит сегодня своё праведное дело. Рерих словно стирает грани между прошлым и настоящим, между земным и небесным, утверждая непреходящую ценность их нравственного примера. Рериховские герои следуют наказу Христа апостолам быть ловцами человеческих душ, они продолжают трудиться на земле среди нас, очами Христа они видят всё, совершенно ничего не боятся, они открывают врата, они приносят Свет... " ( Е.П. МАТОЧКИН. "Н.К. Рерих и русский космизм". //Сборник материалов научной конференции, посвященной 120-летию со дня рождения Н.К.Рериха.- Нижний Новгород.:НГХМ. 1994 г.
http://gallery.facets.ru/show.php?id=364 )

__________________________________________________
* Евангелие от Матфея, 4:18-22.
Прикрепления: 6107519.jpg(181.7 Kb) · 7558562.jpg(197.1 Kb) · 9892861.jpg(188.8 Kb)


Гори, свети и освещай.
 
ЮлияДата: Пятница, 21.12.2012, 16:59 | Сообщение # 25
Группа: Админ Общины
Сообщений: 4231
Статус: Offline
СОКРОВЕННОЕ


Книга голубиная (Эскиз фрески). 1922


Н.В. Сергеева-Тютюгина в своём исследовании "Древнерусская традиция в сиволизме Н.К. Рериха" (М., МЦР, 2007) сообщает, что "Голубиная книга являет собой народное переложение Библии в форме беседы князя Владимира и царя Давида". Книга эта Голубиная (Глубинная) упала с небес, "и по ней царь Давид разъясняет происхождение мира:

Восходила туча гремучия,
Из той из тучи из гремучия
Выпадала книга Голубиныя
Ни малая, ни вяликая;
Далины книга сорока сажон,
Поперечины двадцати сажон.
Собиралися соезжалися
Сорык царев сы царевичам,
Сорык князев сы князевичам,
Сорык бояр сы бояриным,
Сорык попов сы поповичем,
Сорык крестьян сы крестьяниным,
Кы тому кы премудрому царю Давыду Евсеевичу.
- Ой ты еси, премудрый царь, Давыд Евсеевич!
Скажи ты нам, проповедуй жа:
Отчаво зачался у нас белый свет,
Отчаво зачалось солнце красныя,
Отчаво зачался млад-светел месиц,
Отчего зачалась тёмныя ночь,
Отчаво зачались звёзды частыя,
Отчаво зачались зори утренни,
Отчаво зачался буен ветир?
Отчего зачался дробен дожжик?"
.


Язык леса. 1922

Здесь Рерих показывает пример христианских подвижников, способных духовно общаться с «братьями меньшими» человека.


Мост славы. 1923

Р.Я. Рудзитис писал: "Мост Славы" — великий русский духовный подвижник, Сергий Радонежский, идет навстречу Будущему, поднимаясь в гору, над ним сверкает, переливаясь красками, мощное северное сияние, предвещая духовный мост между настоящим и Грядущим, озаренным всеми возможностями эволюции".
(В книге: Рихард Рудзитис. "Космические струны в творчестве Николая Рериха". Минск: Звезды Гор, 2009).
Прикрепления: 4601601.jpg(106.6 Kb) · 0010405.jpg(263.2 Kb) · 3713703.jpg(150.4 Kb)


Гори, свети и освещай.
 
ЮлияДата: Понедельник, 24.12.2012, 18:47 | Сообщение # 26
Группа: Админ Общины
Сообщений: 4231
Статус: Offline
СЕРИЯ КАРТИН "ЕГО СТРАНА"

В 1923 - 1928 гг. Н.К. Рерих руководил научной экспедицией (её принято называть Центральноазиатской), которая прошла по Индии, Гималаям, Тибету, Китаю, Алтаю, Монголии и через Тибет вернулась в Сикким.

В 1924 г. экспедиция проводила свои исследования в Сиккиме и Бутане.

Сикким — княжество на крайнем северо-востоке Индии, в Гималаях, расположенное между Бутаном и Непалом, находилось в те годы под протекторатом Индии. Сегодня Сикким стал одним из её штатов.

Сюжеты полотен серии "Его страна" навеяны впечатлениями путешествия. В серию входит 12 картин, написанных в 1924 году.

Н.К. Рерих писал в книге"Алтай-Гималаи": «Его страна». В самом Сиккиме находился один из ашрамов махатм. В Сиккиме махатмы проезжали на горных конях. Их физическое присутствие сообщает торжественную значительность этим местам. Конечно, сейчас ашрам перенесён из Сиккима. Конечно, сейчас махатмы оставили Сикким. Но они были здесь. И серебро вершин цепи сияет ещё прекраснее..."

В книге "Сердце Азии" Рерих снова обращается к Сиккиму: "Начнем с Сиккима.

Необыкновенно благостное впечатление производит эта благословенная страна, связанная с воспоминаниями о великих подвижниках религии. Здесь жил Падма Самбхава, основатель красношапочной секты; здесь проходил на Тибет Аттиша, возглашавший учение Калачакры; здесь по пещерам пребывали многие аскеты, наполняя пространство своими благими мыслями.

За Кинчинджунгой в подземельях и до сих пор пребывают затворники, и только дрожащая рука, протянутая по условному знаку за пищей, показывает, что физическое тело ещё не отошло. Все 17 вершин Гималаев сияют над Сиккимом. ...Целая снеговая страна, меняющая свои очертания при каждом изменении света. Поистине неисчерпаемая впечатлениями и неустанно зовущая.

...Сикким сопровождает нас чудесными благостными преданиями".


Картина "Белый и Небесный" ("Белый и Горний"). Как сказал о ней Р. Рудзитис в книге "Космические струны в творчестве Николая Рериха", "«Белый и Горний» — пелена сине-серых звучных облаков, между которыми, как островки, сверкают фиолетовые и серебряные пики".

«Как только вы подниметесь на пики Гималаев, – пишет Рерих в "Сокровище снегов" ("Шамбала"; М., МЦР, 1994), – и окинете взглядом космический океан облаков внизу, вы увидите бесконечные валы скальных цепей и жемчужные вереницы облачков. Позади них движутся серые слоны небес, тяжёлые муссонные облака. Разве это не космическая картина, которая даёт вам возможность понять великие творческие проявления?»

Когда смотрю на два облака в центре картины, вижу две центральные фигуры: крупную - мужскую и меньшую - женскую. А с ними - ещё две фигуры, детские.


Белый и Небесный. Серия "Его страна". 1924

Картина "Ведущая". О глубоком её смысле Елена Ивановна Рерих писала: «...Женщина должна настолько подняться сама духовно, нравственно и интеллектуально, чтобы увлечь и мужчину за собою. Помните картину Николая Константиновича "Та, которая ведёт" ("Ведущая"). Так женщина... должна стать не только полноправной сотрудницей в устроении всей жизни, но и вдохновительницей на жизненные подвиги» (Из письма от 17.08.1934).


Ведущая. Серия "Его страна". 1924

Картина "Жар-цвет" В книге Н.К. Рериха "Алтай — Гималаи" читаем: "Ещё один поворот к легенде. Около Фалюта на путях к Канченджанге растёт драгоценное растение — чёрный аконит. Цветок его светится ночью. По этому свету и отыскивают это редкое растение. Легенда русского Жар-цвета, волшебного цветка исполнения всех желаний, ведёт не к предрассудку, а в тот же родник, где скрыто ещё так многое".


Жар-цвет. Серия "Его страна", 1924
Прикрепления: 3282149.jpg(181.3 Kb) · 3623809.jpg(123.3 Kb) · 0101022.jpg(53.0 Kb)


Гори, свети и освещай.
 
ЮлияДата: Вторник, 25.12.2012, 12:31 | Сообщение # 27
Группа: Админ Общины
Сообщений: 4231
Статус: Offline
ПРОДОЛЖЕНИЕ. Начало на стр. 2, сообщение 30. ..........................

Картина "Жемчуг исканий". О символизме картины можно сказать так: каждая бусина ожерелья - это воплощение человека, которые связаны между собою в единую нить его вечным духом.

В книге П.Ф. Беликова и В.П. Князевой "Николай Константинович Рерих" (Самара, Изд-во "Агни", 1996) об этом полотне говорится: "На картине изображены Гуру (Учитель) и ученик. Они склонились над ожерельем в поисках той жемчужины, без которой впустую был бы прожит нынешний день. Ожерелье и в восточной и в западной символике олицетворяет вечность. Поискам не суждено никогда кончиться. Ибо только познающий достоин быть учителем, и только ищущий умеет отыскать истину. Учитель и ученик изображены на фоне ослепительных Гималайских гор, покрытых вечными снегами. В этом же полотне Рерих показал себя непревзойденным "мастером гор" .


Жемчуг исканий. Серия "Его страна". 1924

Картина "Звезда Матери Мира". Вспоминаются строки из стиха Н.К. Рериха "Пора":
(...)Небо ночное, смотри,
невиданно сегодня чудесно.
Я не запомню такого.
Вчера еще Кассиопея
была грустна и туманна.
Альдебаран пугливо мерцал.
И не показалась Венера.
Но теперь воспрянули все.
Орион и Арктур засверкали.
За Альтаиром далеко
новые звездные знаки
блестят, и туманность
созвездий ясна и прозрачна.
Разве не видишь ты
путь к тому, что
мы завтра отыщем?
Звездные руны проснулись.
Бери свое достоянье.
Обувь покрепче надень.
Подпояшься потуже.
Путь будет наш каменист.
Светлеет Восток. Нам
пора.

Очень нравятся мне все карины Мастера, на которых изображены караваны: необычайно чувствуется движение "кораблей пустыни". Завораживает и сама пустыня... Но более всего приковывает взгляд к себе звёздное небо на его полотнах. Словно открывается сама Беспредельность!
По-моему, один из методов возвышения мысли - смотреть на небо в картинах Рериха. Для меня он давно стал не только "Мастером гор", но и "Мастером неба"!

В очерке "Звезда Матери Мира" Николай Константинович писал: "Другому чуду неба – созвездию Ориона – посвящены древние таинственные храмы Средней Азии. Ему же сознание астрономов подносит название «Трех Магов». Как два сверкающих крыла, раскинулись по небу эти два созвездия. Между ними неудержимо сейчас несется к Земле звезда утра – светлая обитель Матери Мира. И своим подавляющим светом, своим знаменательно небывалым приближением предуказывает новую великую эпоху человечества"(В книге: Н.К. Рерих. "Пути благословения", Рига, 1924).


Звезда Матери Мира. Серия "Его страна". 1924

Картина "Книга мудрости". Сидящий на фоне гор лама... Н.В. Урикова в своей работе "Описание 100 картин Н.К. Рериха и 5 С.Н. Рериха" (http://lib.rin.ru/doc/i/81966p42.html) об этом произведении художника пишет: "На картине виден субурган - ступа, которая ставится над могилами святых и великих людей на Востоке. Она символизирует Чашу, силу духа, огненное устремление человека, сидящего высоко в горах и читающего Книгу Мудрости. Цвет одежды свидетельствует о том, что его мысли устремлены к Высшему, к Прекрасному. Его сердце настолько огненно, что сливается с излучениями, исходящими от каменной ступы, где могут храниться священные писания Высоких Учителей.

На самой ступе можно разглядеть восточный тонкий лик, обращенный в высь. Просматриваются еще три лика, олицетворяющих три аспекта Божественной Мудрости.

Горы напряжены высокими мыслями подвижника и как бы звучат частотой, светом и радостью".


На сайте Стихи.ру есть стихотворение Екатерины Ржевской (http://www.stihi.ru/avtor/ladyarts) "Картина", которая как бы погружает в это произведение Рериха:
Отрешись от постылой пустой суеты,
Отопри потайные засовы,
И вглядись в образец неземной красоты -
Слепок пиков Тибета суровый.

И взлетев над сознаньем - картинами снов,
Ты уйдёшь от терзающих страхов.
Ты увидишь причуды и тайны основ,
И печаль просветленных монахов.

Им предложено жить, охраняя покой
От вторжений в тревожные души.
Прикоснись к их одеждам, и в тайне немой
Неземную мелодию слушай.

Разум плещется в снах, слыша гимна мотив,
Но сокрыто значенье сказаний.
Не укажут монахи провидцев пути,
И дороги туда - без названий.

Но они всё же есть. Их найти нелегко.
Шум сансары подобен прибою.
Внутрь взор устреми глубоко-глубоко
И явись на свиданье с собою.



Книга мудрости. Серия "Его страна". 1924
Прикрепления: 8965428.jpg(153.0 Kb) · 4536703.jpg(185.8 Kb) · 3836199.jpg(186.6 Kb)


Гори, свети и освещай.
 
ЮлияДата: Вторник, 25.12.2012, 16:17 | Сообщение # 28
Группа: Админ Общины
Сообщений: 4231
Статус: Offline
ПРОДОЛЖЕНИЕ .........................

Картина Н. Рериха "Ниже, чем глубины" ("Недра"). Какой смысл вложил Рерих в эту весьма загадочное произведение? Человек устремился из тёмного мрачного подземелья к Свету. Возможен такой образ: как бы во тьму потухшего сознания человека падает луч духа, и вот уже виден свет...


Ниже, чем глубины (Недра). Серия "Его страна". 1924

В книге "Шамбала" художник писал «У подножия Гималаев есть множество пещер, и говорят, что из этих пещер подземные ходы ведут далеко за Канченджангу. Некоторые даже видели каменную дверь, которая никогда не открывалась, потому что время ещё не пришло. Глубокие ходы ведут к Прекрасной Долине..."

Картина "Помни!"
Об этом произведении высоко и поэтично сказал Рихард Рудзитис: "Кажется, что вся любовь Рериха к Гималаям выражена в шедевре его творчества, в картине «Помни», которую он через двадцать лет, в 1945 году дал в ещё более величественном варианте.

Никто не пройдёт равнодушно мимо этой изумительной по силе картины, каждый старается найти в ней близкое себе толкование. На фоне могущественных высот Гималаев, в тот час, когда внизу всё ещё окутано фиолетовым туманом, а гребни гор уже озарены лаской предрассветных, обновляющих лучей, на краю склона стоит всадник, расстается с горными высотами для подвига жизни. Он в последний раз с грустью озирается, возможно, слышит напутствие матери, стоящей у горной хижины: иди, борись, созидай, только не забывай горы — свою Родину. Всю свою жизнь носи их в памяти, храни в сердце своём, устремляясь к заветной цели"
(Из книги: Р. Рудзитис. "Космические струны в творчестве Николая Рериха". Минск, "Звёзды Гор", 2009).


Помни! Серия "Его страна". 1924

Картина "Превыше гор" . Представляла себе таким полёт Е.И. Рерих в астральном теле.
Р.Я. Рудзитис говорит о картине: "Выше наивысших вершин Земли, над облаками, как на сказочном ковре-самолете, в лазурной вышине летит девушка" (Рихард Рудзитис. "Космические струны в творчестве Николая Рериха". Минск, "Звёзды Гор", 2009).


Превыше гор. Серия "Его страна". 1924

Анна Марианис в статье "Николай Рерих. Сокровенное в жизни и творчестве" полагает, что эта картина отразила в себе личный духовный опыт Е.И. Рерих. Автор статьи пишет: "В дневниках Рерихов, в которые они записывали свои беседы с Учителем, есть интересная запись о том, как на одном из сеансов общения Учитель попросил Николая Рериха: «Напиши полёт Урусвати в Тибет на белом шарфе». Это было 28 июня 1921 года, когда Рерихи были ещё в Америке..."
http://www.lomonosov.org/aspects/fouraspects2221312.html
Прикрепления: 1505839.jpg(107.1 Kb) · 3219890.jpg(184.9 Kb) · 6500934.jpg(186.9 Kb)


Гори, свети и освещай.
 
ЮлияДата: Среда, 26.12.2012, 13:34 | Сообщение # 29
Группа: Админ Общины
Сообщений: 4231
Статус: Offline
ОКОНЧАНИЕ ..........................

Картина "Сожжение тьмы". На фоне иссиня-синих льдов и почти сплошного мрака "...из тайного проёма в скалах выходят великие Подвижники, впереди — Учитель, который несёт сияющий ларец, — торжественно, величественно, как будто он держит в руках саму Космическую Красоту.
Воистину, где проходят эти Носители Света, там отступает, исчезает тьма. Так было во всей истории духовной культуры"
, — пишет Р.Я. Рудзитис в книге "Космические струны в творчестве Николая Рериха" Минск, "Звёзды Гор", 2009).
Ларец с Камнем фигурирует на многих картинах Н.К. и С.Н. Рерихов.



Сожжение тьмы. Серия "Его страна". 1924

Художник писал (Н.Рерих. "Алтай - Гималаи". I. Цейлон - Гималаи): "Пришла экспедиция с Эвереста. Добивались узнать, не поднимались ли мы к Эвересту. На картине "Сжигание тьмы" они узнали точное изображение глетчера около Эвереста и не понимали, как этот характерный вид, виденный только ими, попал на картину".

Увеличила фрагмент картины, на котором - фигуры тех, кто следует за Учителями. Среди них - женщина и мужчина, очень похожий на самого Н.К. Рериха. Как пишет Анна Марианис в работе "Николай Рерих. Сокровенное в жизни и творчестве" http://www.lomonosov.org/aspects/fouraspects2221312.html , на это первым обратил внимание Даниэль Энтин, директор Нью-Йоркского музея Николая Рериха.



Сожжение тьмы. Фрагмент

А. Марианис говорит о том, что "на картине «Сожжение тьмы» есть тайное свидетельство того, что Рерихи побывали на этой рекордной по тем временам для восхождения высоте и воочию видели этот ледник" (Там же. "Главная тайна Рерихов").

Мы знаем, что в экспедиции участвовало трое Рерихов - Николай Константинович, Елена Ивановна и Юрий Николаевич (на картине он, скорее всего, слева от Н.К.).

Картина "Сокровище Мира - Чинтамани". Поэт и философ Р.Я. Рудзитис начинает свой рассказ об этом полотне Мастера так: "Именно среди вершин Гималаев, утверждает Рерих, хранится Сокровище Мира — священный легендарный камень Чинтамани, который излучает благословение и на округу, и на весь мир. Это камень, воспетый на Западе миннезингерами, или Чаша Грааля, которую Лоэнгрин, согласно преданию, принёс с гор Азии" ("Космические струны в творчестве Николая Рериха").

Картина создана по тибетской и монгольской легенде. В легенде говорится о коне Эрдени-Мори, "который в назначенное время несёт на благо человечества самую драгоценную ношу мира".

Сам Николай Константинович писал: «На краю пропасти, у горного потока, в вечернем тумане показываются очертания коня. Всадника не видно. Что-то необычно сверкает на седле. Может быть, это конь, потерянный караваном? Или, может быть, он сбросил всадника, перепрыгивая через пропасть? Может быть, этого коня, ослабевшего, бросили на пути и теперь, отдохнувший, он ищет владельца? Так мыслит рассудок, но сердце вспоминает другое.

Сердце помнит, как от великой Шамбалы, от священных горных высот в сужденный час сойдет конь одинокий, и на седле его, вместо всадника, будет сиять сокровище мира: Норбу Римпоче — Чинтамани — Чудесный Камень, мира спаситель. Не пришло ли время? Не приносит ли конь одинокий нам сокровище мира?»
(«Держава Света»).



Сокровище Мира - Чинтамани. Серия "Его страна". 1924

На этой картине мы снова видим ларец, в котором покоится Сокровище Мира - Камень, и сияние его освещает коричнево-лиловые скалы и теснины, рассеивая тьму. "Ждите Камень!"

Картина "Спешащий". На фоне величественной горной страны изображён всадник, дерзнувший направить своего коня через пропасть между двумя громадами скал. Склоны великой Канченджанги полыхают розовым цветом, который символизирует благую весть, которую он несёт.



Спешащий. Серия "Его страна". 1924
Прикрепления: 5460242.jpg(204.7 Kb) · 3533914.jpg(190.8 Kb) · 0567504.jpg(193.0 Kb) · 9097557.jpg(35.7 Kb)


Гори, свети и освещай.
 
ЮлияДата: Четверг, 03.01.2013, 18:32 | Сообщение # 30
Группа: Админ Общины
Сообщений: 4231
Статус: Offline
СЕРИЯ КАРТИН "ЗНАМЁНА ВОСТОКА"

Картины этой большой серии (19 полотен), написанные в 1924 - 1925 годах, посвящены Учителям человечества - основателям учений и религий, философам и величайшим подвижникам.

В книге "Алтай-Гималаи" Н.К. Рерих писал: "Серия «Знамена Востока» сложилась. 1. «Будда Победитель» перед источником жизни. 2. «Моисей Водитель» на вершине, окруженный сиянием неба. 3. «Сергий Строитель» — самосильно работает. 4. «Дозор Гималаев» в ледниках. 5. «Конфуций Справедливый» — путник в изгнании. 6. «Иенно Гуйо Дья» — друг путников (Япония). 7. «Миларайпа Услышавший» — на восходе познавший голоса дев. 8. «Дордже Дерзнувший» стать лицом к лицу с самим Махакалой. 9. «Сараха — Благая Стрела», не медлящий в благих посылках. 10. «Магомет на горе Хира (весть архангела Гавриила)», предание. 11. «Нагарджуна — Победитель Змия» видит знамение на озере владыки нагов. 12. «Ойрот — вестник Белого Бурхана», поверие Алтая. Уже в музее: 13. «Матерь Мира». 14. «Знаки Христа». 15. «Лао-цзы». 16. «Цзонхапа». 17. «Падмасамбхава». 18. «Чаша». 19. «Змий Древний».

Центром серии, объединяющим воедино все полотна, является полотно"Матерь Мира", написанное в 1924 году.

В картине отображён сон-видение, который в ночь на 18 июля 1924 года увидела Е.И.Рерих: «Под утро сон перешёл в видение, которое я сознавала уже вне сна... На небе, безоблачно бирюзовом, появилось вдали яркое белое облачко, которое стало приближаться и приняло форму женской фигуры в сверкающих белых одеждах. Одежды эти, переливаясь ослепительным блеском и голубым серебром в тенях, начали разворачиваться и принимать различные формы, одна как бы вытекающая из другой.
Внезапно серебро одежд рассыпалось на многоцветные искры, которые также быстро вновь собрались в серебро и гармонию магнетических движений - в радужную спиральную звезду - Додекаэдрон, необычайной красоты и образующей почти круг на ослепительном серебряном поле. Звезда эта искрилась, вибрировала и казалась живой.
На фоне её из петли спирали вырисовывалась белая чалма, митра, иконописный лик старца с белой бородой, плечо и рука в белом одеянии. Пред ним на переднем плане с правой стороны в полуобороте - сидящая женская фигура в голубовато-лиловых тонах, более реальная, нежели Старец. Голова и лик её накрыты плотным платом, виднелся лишь подбородок слегка телесного тона. На покрывале рисунок квадратов, очерченных радугою. Женщина эта подняла руку – телесную, украшенную серебряными обручами, и как бы отстраняясь от чего-то внизу, на земле, повернулась к Старцу»
. (Е.Рерих «У порога Нового Мира». Сны и видения).

Учитель объяснил суть этого видения и сделал Указание о деталях картины, что Елена Ивановна записала в своём Дневнике:

«Видение Матери Мира с полузакрытым ликом имеет очень важное значение. Нужно запомнить подробности образования. Как после разложения луча на живые краски, он снова облёкся в рождающее серебро и гармонией магнетических движений претворился в оболочку радуги, которая отразила образы тайны будущего. Нужно запомнить насколько был закрыт лик, ибо будущее Изображение Матери Мира должно писаться так — Рука одна должна отрицать грубость материи, другая должна покоиться в полной гармонии. На покрывале могут быть четырехугольники, как фигуры завершённые» (18.07.1924 г.).

В книге "Озарение" Учения Живой Этики сказано: "Уже Говорил вам, что Матерь Мира скрывает Имя Своё. Уже Показал вам, как Матерь Мира закрывает Лик Свой. Уже Помянул о Матери Будды и Христа.
Конечно, теперь пора указать, что Матерь общая Владыкам, – не символ, но великое явление женского начала, представляющего духовную Матерь Христа и Будды.
Та, которая учила и рукоположила Их на подвиг. С давних пор Матерь Мира посылает на подвиг. По истории человечества Её Рука проводит неразрывную нить.

При Синае Её голос звучал. Образ Кали был принимаем; основа Изиды, Истар. После Атлантиды, когда был нанесён удар культу духа, Матерь Мира начала новую нить, которая засияет теперь.

...Учением будущей эпохи будет соединение духа с интеллектом.
Течение планет позволяет ускорить общение между мирами, и развитие человеческого духа пойдёт по новым путям"
(Озарение, ч.2.VIII.11).

Великий Владыка подчёркивал огромное значение срочной передачи земному человечеству Облика Матери Мира, торопя художника с окончанием картины, которую называл Иконой: «Я так радуюсь в башне, видя, как новые лучи пронизывают толщу Земли. Хотим, чтобы Икона Матери Мира была окончена в это время. Можно снять пыль с образа. Кому-то очень не хочется видеть её». (Е. Рерих. «У порога Нового Мира. Огненный опыт»).

В одном из своих писем Елена Ивановна сообщала: "В 24 году лучи светила Матери Мира достигли Земли и, окропив её, пробудили новое сознание. Много женских очагов возгорелось к новой жизни.
В 24-м году Н. К. написал несколько вариантов своей картины «Матерь Мира». Они были выставлены в музее Нью-Йорка и произвели громадное впечатление. Воспроизведение с одной, которая была написана отчасти на основании моего видения, получило самое широкое распространение" (
24.08.1936).


Матерь Мира. 1924

Р.Я. Рудзитис так поэтично описывал эту картину: "На недосягаемой вершине, объятая лазурью безграничного звёздного неба, в круге света своего всеобъемлющего сияния, с закрытым лицом (это означает, по восточной легенде, что женский принцип на земле ещё не уравновешен с мужским), Она благословляет мир" ("Космические струны в творчестве Николая Рериха").

"Образ Матери Мира, Мадонны, Матери Кали, Преблагой Дуккар, Иштар, Гуань-Инь, Мириам, Белой Тары, Радж-Раджесвари, Ниука - все эти благие образы, все эти жертвовательницы ...как добрые знаки единения. И каждая из них сказала на своём языке, но понятном для всех, что не делить но строить нужно. Сказала, что пришло время Матери Мира" (Н.К. Рерих. "Великая Матерь". В книге "Химават". Самара, ТОО "Агни", 1995).

* * *

Мы знаем ещё один вариант картины "Матерь Мира", созданный художником в 1930 году. Здесь также Великая Матерь покрыла лик свой, но Её сомкнутые ладони находятся на уровне груди, и тыльные их части обращены наружу. Воспринимаю это как знак даяния, либо благословения...


Матерь Мира. 1930
Прикрепления: 3754642.jpg(259.4 Kb) · 7681897.jpg(294.3 Kb)


Гори, свети и освещай.
 
Форум » КАЛЕЙДОСКОП » КАРТИННАЯ ГАЛЕРЕЯ » НИКОЛАЙ КОНСТАНТИНОВИЧ РЕРИХ (Биография. Живопись и графика)
Поиск:

AGNI-YOGA TOPSITES