Суббота, 11.07.2020, 00:51

Приветствую Вас Гость | RSS | Главная | Форум | Регистрация | Вход

                                                                                                            

                                                                                                            

[ Новые сообщения · Участники · Правила · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Форум » ОБЩИНА КРЫЛЬЯ ДУХА » КОНФЕРЕНЦ-ЗАЛ » На пути к созданию "Науки мышления". (Доклад, СПБГИК, 14.02.2015)
На пути к созданию "Науки мышления".
МилаДата: Вторник, 31.03.2015, 15:38 | Сообщение # 1
Группа: Админ Общины
Сообщений: 10295
Статус: Offline
Н.Е. Сальникова, Л.А. Матвеева


НА ПУТИ К СОЗДАНИЮ «НАУКИ МЫШЛЕНИЯ»
Деловая игра «Блестящая мысль»


«Нужно в школах установить науку о мышлении – не как отвлеченную психологию, но как практические основы памяти, внимания, сосредоточенности и наблюдательности. Конечно, кроме этих четырех областей науки мышления, многие качества требуют развития – четкость, быстрота, синтетичность, оригинальность и другие. Если бы часть усилий, затрачиваемых в школах на спорт, уделялась мышлению, то скоро результаты были бы поражающими. К усовершенствованию техники нужно добавить утонченность мышления».

Письма Елены Рерих. Том 1, с. 61


В наш бурный век развития цифровых технологий, позволяющих с огромной скоростью обрабатывать, систематизировать и хранить невероятные объемы информации, наши дети, вынужденные успевать за техническим прогрессом, нуждаются в помощи, заключающейся в своевременном выявлении и развитии их мыслительного потенциала. В этой «лабораторной» работе исследователю нужно быть максимально объективным, беспристрастно оценивая всю шкалу детского мышления. Задача психолога заключается в создании условий для проявления потенциала человека, методов совершенствования личности.

В статье «Мир глазами ребенка» за 2014 год мы писали об интересах детей начальной школы, выявленных при выполнении ими творческой работы «Моя первая книга» (модификация психологической методики «Дом-Дерево-Человек»).

В этом году учащимся 5–7 классов было предложено творческое задание – деловая игра «Блестящая мысль».

Атмосфера, в которой растет ребенок, определяет и направляет его мыслительную активность. Для учеников начальной и средней школы эту атмосферу создают родители и учитель. К сожалению, родители и дети не всегда умеют сотрудничать, и самая большая сложность состоит в переориентации их с обособленности на конструктивный диалог. Целенаправленная работа психолога заключается в поиске и разработке игр и творческих заданий, помогающих участникам получить положительный опыт сотрудничества (как в процессе работы, так и по результату). Такие занятия являются естественной «лабораторией» наблюдения (диагностики, помощи) и раскрывают потенциал учащихся. Приведем описание одной из игр.

Деловая игра «Блестящая мысль» проводится нами с 1992 года по настоящее время (2014 год) в 5–7 классах. Эта игра относится к заключительному циклу занятий программы «Неписаные правила дружеского общения» и ориентирована на поддержание доброжелательной атмосферы, поиск истины в конструктивном диалоге.

Суть игры. Участникам занятия предлагалось написать как можно больше утверждений «чего не может быть» в течение пятнадцати минут. Затем группа выбирала самое интересное утверждение для обсуждения с остальными участниками (группами), поддерживая атмосферу доброжелательности и уважения. Побеждали все – как «родившие», так и оценившие «блестящую мысль».

Ход игры. Создание команды. Работа велась в группах по пять-шесть человек, в каждой из них выбирался капитан и секретарь. Задача капитана – поддерживать творческую атмосферу в своей группе и вести обсуждение представленной идеи. Предлагалось придумать название команды. Секретарь записывал все без исключения идеи участников группы, а потом они вместе выбирали 1-2 идеи для обсуждения (последнее слово в выборе темы обсуждения оставалось за капитаном команды).

В процессе игры возникало содружество команд, основанное на доброжелательном обсуждении идей. Для настроя на творческий лад командам предлагалось придумать легенду о самих себе в будущем; ведущий же помогал, задавая уточняющие вопросы: «Вы – ученые? Из какой страны?..» Капитан представлял команду, излагал «уважаемому собранию» идею-мысль, предлагал высказываться. Он же давал слово участникам других команд, регулируя очередность (порядок) выступлений, вежливо объясняя согласие свое и команды с выдвинутыми аргументами, подтверждающими возможность обсуждаемого явления или события. Через некоторое время группа и капитан сообщали участникам команд, принимают ли они эти аргументы.

В ходе дискуссии оценивалась вежливость каждого участника и умение группы поддержать доброжелательную атмосферу во время занятия.

Полученные данные представлялись учителям, работающим в этом классе, и родителям, выказывавшим неизменное удивление тому, о чем думают дети.

Некоторые показатели, на которые ориентировался психолог, являлись значимой характеристикой творческого потенциала как целых классов, так и каждого ученика, что было основанием для рекомендаций по работе с ними. Забегая вперед, можно отметить, что и учителя, и родители существенно недооценивают способности учащихся.

Результаты.

1. Блестящие мысли участников игры (1992–2014).

Приведем несколько примеров утверждений, с которыми согласились участники игры.

Человек. Мы не можем прожить без знаний. Мы не можем прожить без сердца. Не может быть, чтобы мы родились без родителей. Человек не может жить без воздуха. Невозможно жить, не живя. Не может быть мира без добрых людей. Мужчина не может родить. Не может быть человека без добрых дел.

Участники нашли аргументы, подтверждающие истинность некоторых высказываний, и они были приняты ведущей командой, хотя некоторые - с сожалением. Приведем примеры. Не может быть, чтобы все люди на планете были бессмертны; не может быть, что нас здесь нет; человек не может прожить 1000 лет; мертвый не оживет; не может быть, что вражда между странами не закончится; не может быть, что не будет болезней.

Все вышеперечисленные утверждения можно считать основой миропонимания учеников 5-7-х классов.

2. Взаимопонимание со взрослыми – вторая важная тема для подростков.

Приведем примеры утверждений-согласий.
Не может быть класса без взаимоуважения; не может быть учительницы добрее Марины Павловны.

Понимание сути размышлений современного подростка является приоритетной задачей для взрослых. Это – основа для достижения взаимопонимания.

Названия, которые дети дали своим группам – важная информация о том, какие темы для них наиболее значимы, или наоборот, о том, какие темы не обозначены вовсе. Также прослеживается ассоциативная связь, позволяющая сделать важные выводы о небольшом коллективе, который на период игры ощутил некую общность, выраженную определённым символом.

Вот примеры.

Названия творческих групп 5-х классов: «Best Friends fo ever» («Лучшие друзья навеки»), «Дети Ньютона», «Пожар», «Цветочки», «Шесть сумасшедших людей», «Крафт», «Миротворцы», «Оригинальные умницы». Названия творческих групп 7-х классов: «Teamsecret», «Мафия», «Тра-ля-ля», «Тюлени».


Господь твой, живи!
 
МилаДата: Вторник, 31.03.2015, 15:53 | Сообщение # 2
Группа: Админ Общины
Сообщений: 10295
Статус: Offline
продолжение:
_____________________________________________________

Самые важные темы, представленные к обсуждению участниками игры 5-х классов, можно отнести к области реального и воображаемого. Доминирует – реальное, а воображаемое для данной группы участников – это всего лишь воображаемое и только. Таким образом, по заключению игроков, не может быть: волшебства, единорогов, невидимок, сапогов-скороходов, мифических существ, человека-паука, котопса, Кинг-Конга, планеты обезьян, паукозавра в одном теле, мимзутов, кикиморы, говорящей черепахи, подземного мира, крылатых качелей, льва с 8-ю лапами, голубых бананов…

«Киты», на которых стоит мир 5-классника: не может быть, чтобы у человека не было лица; не существовало желтого цвета; не было друзей, воды и еды, алфавита, обуви, домов, телефона, звезд, болезней, ядовитых грибов, железа, ручек, рассвета, огня, математики, оружия, учителей, воздуха, радуги, времени, стран, красных кнопок; пингвины не могут летать быстрее орла; чтобы кит родился у муравья; невозможно на орбите выжить без скафандра…

Также можно выделить интерес к следующими темам:

Тема живого и неживого: не может быть живых парт; не может быть, чтобы человек не дышал; чтобы человек родился в стекле …

Тема превращения: не бывает теплого льда; акула за один мах не может съесть слона…

Тема возможностей человека: человек не научится летать; не может быть машины времени; не может быть волшебной палочки в нашем поколении, не существует нелживого человека.

Тема личной безопасности: не может быть, чтобы динозавры меня съели…

Парадоксы мышления: не может быть быстрой черепахи; шоколадной конфеты без шоколада; не может быть, что мы здесь не разговариваем; невозможно, чтобы река не текла; невозможно жить не живя…

Вселенная: невозможно, что Вселенная не бесконечна; не может быть, что нет планет, Земли, Солнца, пола…
Анализ результатов работ учащихся 7-х классов позволил выявить следующие приоритеты.

«Киты», на которых стоит мир 7-классника: не может быть Нового года без оливье; мира без добрых людей; не может быть, чтобы кроме красного, синего, желтого цветов никаких других цветов не существовало; не может быть Апокалипсис; не может быть бесплатной еды; кирпичи не выйдут из моды; Дед Мороз никогда не умрет; нефть не подешевеет; доллар не упадет; «Дом-2» не закончится; зубы у человека не выпадут трижды; елка не будет разноцветной; футбол никогда не перестанет быть в моде; вражда между странами не закончится…

Также прослеживается интерес к незыблемости законов: страусы и пингвины не летают; снег не выпадет летом; кошка не снесет яйца; петух никогда не снесет яйцо; темнота никогда не станет светом; муха никогда не станет котлетой, мы никогда не будем ходить вверх ногами…

Тема изменений также значима, но, по-видимому, менее, чем тема постоянства.

Тема превращения: нельзя остановить время; не может быть, чтобы Солнце замерзло…

Тема реального и воображаемого значима, но намного менее, чем в 5-м классе: не может быть Зомби…

Интересует тема живого и неживого: мужчина не может родить; мертвый не оживет…

Возможности человека (и науки): невозможно воскрешение людей…

Парадоксы мышления: не бывает молекулы меньше атома; не бывает курицы без яйца и яйца без курицы; ученик не будет учить ученого…

Вселенная: не может быть параллельной Вселенной; не может быть жизни на Солнце…

Мы видим, что темы, значимые для большинства учащихся 5–7 классов, несколько различаются по содержанию; объединяет же подростков позитивное мышление, интерес к миру, людям. Однако появляются дети, для которых Апокалипсис, разрушение и печаль занимают достаточно большой объём в размышлениях, и это не может не вызывать тревогу, так как страх парализует психическую энергию, а по сути – тормозит и подчас полностью лишает ребенка возможности развиваться. В качестве наблюдения можно отметить, что участники игры 2013–2014 гг. ничего не написали о семье, что, безусловно, заслуживает отдельного изучения, особенно на фоне падающего авторитета семьи по сравнению с влиянием СМИ. (См. Приложение). Воспитывать нового человека невозможно в отрыве от его корней.

В ходе исследования был выявлен ещё один вопрос, которому следует уделить особое внимание. Он относится к теме реального и воображаемого, и главная проблема состоит в том, что дети не видят и не понимают разницу между творческим воображением и вымыслом. Тут будет уместно привести цитаты из Живой Этики о роли воображения.

«…Самые прекрасные возможности люди не могут представить себе. Не учили людей воображению и вдохновению. Осмеивали лучшие устремления и убеждали не мыслить. Но не умеющие мыслить не могут воображать. Утеря воображения есть отступничество от радости»
. (Братство, 609).

Воображение – это необходимое условие для создания лучших условий жизни, «…воображение есть открытое окно к Прекрасному, которое усовершенствует жизнь…» (Надземное, 469).

«…Люди думают, что воображение есть некое состояние, уводящее от действительности, между тем развитое воображение позволяет шире смотреть на действительность. (…) Широко образованный человек должен обладать и обширным воображением. Для него уменьшается невозможное и появляется широкий обзор всего возможного. (…) Мечта ума просвещённого будет реальным провидением…» (Надземное, 602).

Таким провидением обладали все передовые ученые и философы, еще К.Э. Циолковский говорил о будущем лучистом человечестве. Но от чего же будут исходить лучи, если не от высшей радости вдохновенного творчества, навеянного воображением духовно развитого человека?

Сегодня у нашей школы, впрочем, как и у всех прочих важнейших социальных структур, довольно трудный период переустройства, и нет оснований полагать, что он пройдет быстро и безболезненно; именно поэтому школа в первую очередь нуждается в усиленной психологической помощи. В такой же степени в ней нуждается и семья, в которой сегодня родители – это дети тяжёлых 90-х годов, периода ломки социально-общественной государственной структуры. Получив психологическую травму, они привнесли ее последствия в свою вновь созданную семью. Разорвать цепь причин и следствий нереально – можно лишь смягчить собственно психический стресс, которому подвержены и родители, и дети, и учителя. Но для масштабной помощи пострадавшим нужен не просто огромный штат психологов – нужны психологи, достаточно просвещенные в духовных вопросах, чтобы вынести тяжесть неподъёмной ноши, сохранив своё психическое здоровье, и не только оказать местную квалифицированную помощь, но и указать путь к резервуару психической энергии. Таким образом, путь к созданию «Науки мышления» проходит через психическую сферу человека, но осуществляется он посредством правильно сформированной системы образования и воспитания.

Наше исследование показало, что подростки готовы к открытиям, им интересно обсуждение со взрослыми людьми самого широкого спектра мировоззренческих вопросов. Готовы ли к диалогу мы?


Господь твой, живи!
 
МилаДата: Вторник, 31.03.2015, 16:01 | Сообщение # 3
Группа: Админ Общины
Сообщений: 10295
Статус: Offline
Приложение.
_________________________________________________
(Цифры, факты и источники - Общественная программа ...
2010-2030.ru/files/images/tsifry__fakty__i_istochniki_1_.doc )


О СЕМЬЕ
ЦИФРЫ, ФАКТЫ И ИСТОЧНИКИ


1. Антонова Л. И., Цветкова Н. А. Роль семейных традиций и ритуалов в представлениях старших школьников о семье//Современные гуманитарные исследования, № 1, 2006

К традиционным формам поведения в семье школьники отнесли то, что «право сделать предложение о создании семьи принадлежит мужчине (жениху)»; «многие семейные события (вступление в брак, рождение детей, уход из жизни членов семьи) освещаются церковью», то есть существуют обряды венчания, крещения, отпевания; «решающее слово при решении любых вопросов принадлежит мужчине». Наибольшие затруднения вызвал вопрос ведущего дискуссии о том, каковы национальные традиции в воспитании детей. Большинство школьников не смогли объяснить смысл тех обрядов, которые указывались ими, как национальные семейные традиции: смысл обрядов венчания, крещения и отпевания.

«Это, безусловно, связано с тем, что в 52 % семей родители и представители более старших поколений либо совсем не придерживаются народных традиций и обычаев (более 5 %), либо следуют традициям непостоянно (47 %). Всё это приводит к тому, чтобольшинство школьников (58,3 %) убеждены, что в своей будущей семейной жизни им не обязательно следовать обычаям и традициям своего народа.»

2. Американская Академия педиатрии опубликовала основные выводы из этих исследований.

За последние 40 лет в мире было проведено более 1000 исследований, посвященныхвлиянию телевидения и кинематографа на детей.Исследования проводились во многих странах мира среди мальчиков и девочек, принадлежащих к различным расам, национальностям и социальным группам. Тем не менее результаты исследований были практически идентичны: агрессия на экране делает детей более агрессивными по отношению к людям и предметам.

1. Дети, смотрящие много передач со сценами насилия, воспринимают его как легитимный способ разрешения конфликтов.

2. Просмотр сцен насилия делает человека более беззащитным к насилию в реальной жизни.

3. Чем больше ребенок видит насилия на экране, тем вероятнее он станет жертвой насилия.

4. Если ребенок предпочитает смотреть передачи со сценами насилия, он с большей вероятностью вырастет агрессивным человеком и даже совершит преступление.


Но далеко не все дети, видевшие боевик, в качестве способа разрешения конфликтов выбирают физическую агрессию.К ней прибегают, как правило, дети, не раз подвергавшиеся физическим наказаниям дома.

3. Материал предоставлен Комитетом по образованию, физической культуре, спорту, вопросам семьи и молодежи и координационным Советом комиссий содействия семье и школе на предприятиях города Сызрани Самарской области (2006г.)

Воспитательная функция


Во всех семьях, принявших участие в исследовании, воспитание детей осуществляется на основе «женской психологии» (мамы занимаются воспитанием детей в 94 % случаях, а в 35 % случаях — бабушки). Такая же ситуация и в тех семьях, где роль главы семьи отведена мужчине (36 %). Родители, к сожалению, не учитывают тот факт, что общественное воспитание детей дошкольного и школьного возраста осуществляется так же в основном женщинами. Поэтому из-за отсутствия в воспитании роли отца с каждым годом более острыми становятся вопросы полоролевой идентификации мальчиков, воспитания у них «мужских» качеств личности. Данное исследование показало, что 67 % родителей сохранили свой брак. Половина из них (50 %), считают, что воспитание детей осуществляется в крепкой семье, где, по их мнению, сложилась полная гармония между супругами.

Однако достаточно большая часть родителей не смогла отнести свою семью к вышеназванной категории! 12 % семей в разводе (примерно каждая восьмая); 3 % — одинокие матери; 2 % семей, находятся в со_ стоянии развода; 17 % родителей охарактеризовали свои семьи как проблемные, где взаимоотношения между супругами плохие; 10 % семей в целом устойчивые, но скандалы между супругами бывают часто и т. д. Таким образом, выявлены семьи (почти каждая вторая-третья семья!), находящиеся в сложном социально-психологическом положении из-за неблагоприятных супружеских взаимоотношений.
Родители считают, что, в первую очередь, они (мать, оба родителя) оказывают основное воспитательное влияние на своих детей, затем — школа, кинофильмы, друзья, в последнюю очередь, — старшие дети в семье и родственники. В вопросах воспитания супруги чаще всего советуются друг с другом (67 %) или со своими родителями (37 %). Это предполагает наличие традиционных под" ходов в воспитании детей, передающихся из поколения в поколение.

Только в 17 % семей детей не наказывают. В остальных семьях наказание — один из методов воспитания. Основные формы наказания: — чтение морали (59 %);
— домашний арест (34 %);
— окрики (26 %);
— работа по дому (13 %);
— отказ родителя от общения с ребенком (12 %);
— физическое наказание (11 %);
— отказ в деньгах или покупке вещей (11 %) и т. д.


Вопросы взаимоотношений родителей и детей в семье рассматривались психологами с точки зрения как родителей, так и детей. Анализ результатов показал:

Точка зрения родителей — Большая часть (62 %) считают, что их взаимоотношения с детьми строятся на основе равноправия, при полном взаимопонимании (20 %)или при наличии не которых разногласий во взаимопонимании (78 %), вызванных, как правило, гиперопекой.

— 23 % родителей (почти каждый четвертый–пятый) придерживаются авторитарного стиля во взаимоотношениях, считают, что дети всегда должны беспрекословно выполнять указания родителей (дети растут в «ежовых» рукавицах).
— 12 % родителей (почти каждый восьмой) предоставляют большую свободу своим детям.

Точка зрения детей
— Большая часть детей (61 %) удовлетворена отношениями с матерью, 45%— отношениями с отцами. Это предполагает, что в целом почти каждый второй ребенок адаптирован к условиям семейной жизни, воспринимает их как приемлемые для себя. — Эмоциональная близость ребенка с родителями, как правило, является источником сотрудничества.

При этом эмоциональная дистанция детей с отцами может рассматриваться как тревожащий фактор
. К сожалению, основой имеющегося сотрудничества детей с отцами может служить любой мотив, но, как правило, не «эмоциональная близость». — Тревожащим фактором внутрисемейных отношений может рассматриваться также восприятие детьми авторитета родителей. Только 32 % матерей и 26 % отцов имеют полный авторитет у своих детей.(Основой родительского авторитета для подростков служит, в основном, уровень социальной успешности родителей).

Меньшая часть детей (45 %) — считают, что их отношения с матерью строятся на основе равноправия; только 29% считают таковыми свои отношения с отцом. 11 % детей констатировали отсутствие сотрудничества с матерью, 16 % детей — с отцом. Дети менее позитивно оценивают внутрисемейные отношения с родителями, чем сами родители.


Влияние школы на воспитание детей в семье

По степени воздействия (влияния) на детей родители отводят школе третье место. При этом школу опережают, по мнению опрошенных, только мать и оба родителя как родительская чета. Хотя большинство родителей (89 %) считают, что школа в целом оказывает положительное воспитательное воздействие на детей, почти каждый девятый родитель (11 %) с этим не согласен. Есть родители (5 %), которые считают, что они нуждаются в более тесном сотрудничестве, но школа им мало помогает в воспитании детей.

Почти каждый третий родитель (29 %), принявший участие в исследовании, признает, что у него не хватает педагогических знаний и опыта.


С другой стороны, примерно 70 % семей не сотрудничают со школой, и в силу различных причин в настоящее время становятся все более закрытыми для внешнего влияния. Все это свидетельствует о возрастании роли высокого профессионализма и тактичности в работе с каждой семьей, а не только с теми, кто в силу сложившегося положительного отношения к школе и/или других обстоятельств легко идут на сотрудничество.

Функция психологической разрядки


Психологическая разрядка тесно связана с досугом, организацией свободного времени. Как показало данное исследование, есть родители, которые совсем не принимают участие в организации свободного времени своих детей (7 %), каждый пятый родитель делает это постоянно, в большинстве же случаях (65 %) родители лишь «иногда» принимают участие в организации досуга детей.

Каким образом осуществляется воспитание детей, когда вся семья дома? Наиболее популярными формами проведения свободного времени является просмотр телепередач. Такое превращение телевизора в «теленяньку», когда дети (зачастую совместно с родителями) проводят много часов (в выходные дни — от 6 до 10 часов)перед экраном, не только утомляет зрение, но, главное, возбуждает нервную систему, отрицательно влияет на развитие личности!

Доктор медицинских наук Л.П. Гримак в своей статье «Гипноз и телевидение (истоки нашей страсти к телевидению)» в журнале «Практическая психология» № 1 за 1999 год утверждает, что восприятие телепередач приводит к большому расходу энергии у человека. Быстро сменяющиеся яркие картины на экране постоянно «атакуют» в долговременной памяти образы, которые составляют индивидуальный опыт жизни подростка. Создаются оптимальные условия для внедрения в подростковое сознание транслируемых по телевидению моделей поведения. Психологи утверждают, что длительный просмотр телепередач — это ни что иное, как форма психологической зависимости, уход от реальной жизни.

Поэтому мы предлагаем взрослым не критиковать впустую телевизионные программы и не запрещать детям их просмотр. Следует больше усилий направлять на организацию такого же зрелищного, динамичного и красочного детского досуга, как и телевизионные передачи, но только с пользой для здоровья и личностного развития детей. «Важнее всего в воспитании — личный пример!» — все знают этот лозунг, но редко кто его глубоко осознает и тем более осуществляет.

Самыми непопулярными формами проведения досуга в семьях являются хобби, любимые дела. Возможно, любимым делом стало труднее заниматься из-за нехватки денежных средств, 56 % родителей, принявших участие в исследовании, назвали отсутствие достаточных денежных средств как первую причину, мешающую воспитанию детей и возможности сделать их досуг более содержательным.
В том числе, это происходит из-за неумения взрослых организовать доступный по средствам, совместный и полезный для всей семьи отдых или какое-либо занятие.

Поэтому и дети не умеют осуществлять такой целенаправленный поиск. У них нет интересных увлечений во время своего досуга. Только 4% детей в свободное время заняты каким-либо любимым делом, хобби, что в рамках профессионального и личностного самоопределения может рассматриваться как тревожащий фактор, предполагающий неуспешную социализацию не только подрастающего поколения, но и самих родителей, в частности, к реформам в различных сферах жизни современного общества.

По всей видимости, заинтересованными службами недостаточно рекламируются формы организации досуга в учреждениях образования, микрорайоне города и т. д. Недостаточно эффективно ведется работа по профессиональной ориентации молодежи, раскрытию важности семейного досуга в вопросах воспитания детей и сохранении семейного благополучия, а также активному привлечению родителей к работе в данном направлении.
Этот вывод подтверждается следующими данными: количество детей, которые занимаются спортом в будние дни больше (28 %), чем в выходные и праздники (17 %), и в каникулярное время (25 %). В выходные дни в семьях спорт в совместном семейном отдыхе представлен незначительно. Лозунг «В здоровом теле — здоровый дух!» остается только на словах.


Господь твой, живи!
 
МилаДата: Вторник, 31.03.2015, 16:02 | Сообщение # 4
Группа: Админ Общины
Сообщений: 10295
Статус: Offline
Приложение. Продолжение.
________________________________________________

Функция интеллектуального общения


Назначение функции интеллектуального общения, обеспечение взаимопонимания как наиболее прочного основания семьи. Ведь порой только для того, чтобы выговориться и быть услышанным приходит клиент на консультацию к психологу! Каждому члену семьи нужен уют и комфорт, отношение доверия, чувство защищенности и покоя. Но, главное, человек нуждается в том, чтобы его выслушали, поняли и приняли таким, какой он есть. Обеспечение функции интеллектуального общения происходит на фоне дефицита времени для общения и свидетельствует о том, что данная функция является особенно проблематичной.

Поэтому настораживает тот факт, что в редкие минуты общения с детьми (53 % родителей назвали «нехватку» времени как одну из основных причин, мешающих воспитанию детей, а каждый восьмой родитель использует «отказ от общения с ребенком» как одну из форм наказания!) родители чаще всего беседуют с ними об учебе (в 86 % случаях). Для большинства родителей именно учеба, успеваемость являются наиболее актуальными проблемами воспитания, поэтому, в первую очередь, они говорят о ней, а уже потом о семейных делах, будущем, спорте, книгах, искусстве и т. д.

Школьные годы воспринимаются родителями и педагогами как некий промежуточный этап жизни, а, скорее всего, подготовки к будущей жизни.Дети с раннего детства оказываются в условиях не детства, а взрослой жизни («Учеба — твоя работа!») с вытекающими из этого положения стрессами, неврозами и другими проявлениями социальной (школьной) дезадаптации. В итоге страдают все: дети, родители, учителя...

Беседы об учебе, как правило, заканчиваются конфликтами (в 56 % случаях) и грубостью со стороны детей (в 36 % случаях). Поэтому неудивительно, что именно учеба — начальное звено в цепи конфликтов.
Вслед за проблемами успеваемости значимыми являются проблемы дисциплины, а также будущего профессионального образования, выбора профессии.

Вместе с тем, родителям свойственна некоторая идеализация детей, что вполне естественно, поэтому они стараются сгладить проблемы воспитания, возникающие в семье, идеализируют их моральные качества. Учитывая это, настораживают утверждения 22 % родителей по поводу отсутствия у детей интереса к алкоголю, наркотикам. Поэтому данному направлению исследования должно быть уделено большее внимание всеми заинтересованными службами.
Каковы особенности планирования родителями перспектив своих детей? Профессиональная ориентация детей в семье осталась той же, что была в советский период, —ориентация собственно не на профессию, а на образ жизни.В соответствии с этим большинство родителей ориентируют своих детей на высшее образование по любой профессии.
В системе ценностей родителей образ рабочего практически отсутствует (1 %), в связи с чем они не ориентируют детей на рабочие профессии. Основной критерий выбора родителями профессии для детей — ее престижность, высокая оплата. Все это свидетельствует об актуальности проблем, связанных с выбором профессии, трудоустройством, материальным обеспечением для самих родителей.

В будущем родители хотят видеть своих детей прежде всего работником с высшим образованием (68 %). На сегодняшний день значимость образования в сознании как родителей, так и детей все более возрастает. В результате проведенного исследования выявлено следующее противоречие:родители, нуждаясь в психологической защите, стабильности, поддержке со стороны семьи, хотят, чтобы и их дети в будущем стремились к созданию хорошей семьи. На деле же, требуя от детей, в первую очередь, успехов в учебе и демонстрируя при этом чаще всего примеры конфликтного семейного поведения, они способствуют понижению значимости семьи как условия счастливой жизни.

Функция хозяйственно-бытовых отношений


Общая картина привлечения детей к семейному труду весьма разнообразна, что вполне естественно, так как это зависит от возраста детей, их характера, взаимоотношений с родителями в семье. Наиболее частые виды труда, поручаемые детям,— уборка квартиры, покупка продуктов, мытье посуды. Выявлено, что в семьях у детей больше временных поручений, связанных с домашними делами, чем постоянных.

Среди поручений менее всего представлены «уход за маленькими детьми», «стирка». Каждый восьмой родитель (13 %) использует «работу по дому» как наказание ребенка.Получено достаточно большое количество отказов от ответа в отношении привлечения своих детей к домашнему труду, поэтому возможно предположение, что самая объемная функция хозяйственно-бытовых отношений семьи, от которой в огромной степени зависит нравственное и трудовое воспитание, вообще благополучное существование семьи, является «слабым» местом для многих семей. Дополняют данный вывод следующие факты: 22 % женщин, принявших участие в анкетировании, нигде не работают, при этом: 30 % респондентов оценили материальный доход своей семьи как «ниже среднего», а 31 % — как средний.

Все это подтверждает высказанное ранее предположение, что вопросы трудоустройства и материального обеспечения большинства семей в настоящее время стоят очень остро.

4. Дементьева И. Негативные факторы воспитания детей в неполной семье // Соц. Исслед. – М., 2001. - №11. – С. 108-118.

Таким образом, семейное воспитание, как всякий организованный процесс предусматривает определенную целеустремленность, постановку конкретных задач. Главной целью воспитания детей в любой семье составляет всестороннее развитие личности, сочетающей в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство. Достижение этой цели необходимо достигать и в неполных семьях, количество которых в настоящее время постоянно растет. Очевидно, что сделать это будет намного труднее, так как все ложиться на плечи одного из родителей, матери или отца.

В каждой пятой российской семье с несовершеннолетними детьми отсутствует один из родителей. Так, если в 1993 году доля детей, родившихся в России у женщин, не состоящих в зарегистрированном браке, соста¬вляла 18%, то в 1997 году она превысила 25%. В настоящее время каждая третья семья неполная. Ежегодно, по данным Госкомстата, распадается 500-600 тысяч браков, также образуя неполные семьи, и почти столько же детей в возрасте до 18 лет становятся детьми семей риска (Госкомстат).

5. По данным Минздравсоцразвития (2010) Сейчас каждая четвертая семья в нашей стране не имеет детей. Через десять лет, по прогнозам социологов, не будет иметь детей каждая третья семья.

6. Исследование: Проблема насилия над детьми с задержкой психического развития и умственной отсталостью Горанская С.В., Цывакина М.Ю. Петрозаводск, Карельский государственный педагогический институт.

Дети - наиболее ранимые члены общества, а дети с задержкой психического развития (ЗПР) и умственной отсталостью (УО) - самые незащищенные и зависимые в семье. Длительность основного заболевания, низкая эффективность воспитания и образования, частота проявления в этой группе девиантного поведения создают предпосылки для проявления насилия над детьми. Данная проблема в связи с ее большой социальной значимостью во всем мире признана одной из приоритетных.

Среди детей отмечаются случаи табакокурения, попрошайничества и бродяжничества уже с 8 лет.При изучении социального паспорта семьи детей с ЗПР и УО были выявлены следующие факторы риска: каждая третья семья оказалась неполной или безработной (не работают один или оба родителя) - соответственно 33% и 36,8%; каждая четвертая семья злоупотребляет алкогольными напитками (23,6%); каждая восьмая - многодетная (12,3%), более половины семей являются малообеспеченными (61,3%).
При проведении сравнительного анализа социальных факторов в семьях с детьми с ЗПР и УО оказалось, что в семьях, где проживают дети с ЗПР, факторы социального риска встречаются более часто: больше неполных, многодетных, малообеспеченных семей и семей, где родители злоупотребляют алкогольными напитками.

Все дети с ЗПР и УО имели сопутствующие заболевания: чаще всего встречалась туберкулезная интоксикация (40,6%), далее следовали косоглазие, энурез, хронический пиелонефрит, эпилепсия.

Интервью выявило, что кричат на детей чаще всего в семье (73,9%), на каждого четвертого - сверстники (26,9%), персонал - на каждого пятого (19,5%). Оскорбляют каждого третьего в семье (32,6%), каждого пятого - сверстники (19,5%), ни один ребенок не ответил, что персонал оскорбляет его.

Закрывали в комнате каждого пятого ребенка в семье (19,5%), и лишь единицы - сверстники (4,3%). Угрожали бросить каждого седьмого (15,2%), толкали и били каждого четвертого ребенка в семье (23,9%), каждого второго били сверстники (50%).

Таким образом, чаще всего насилие над детьми совершается в семье родственниками, значительно реже - сверстниками, единичные случаи - персоналом интерната. Ни один ребенок не сказал, что персонал его оскорблял, насмехался или наказывал физически.

7. Исследование ЮНИСЕФ в России полтора года назад.
В России у бедности детское лицо, потому что для детей риск бедности в два раза выше общестатистического. Это значит, что семья с детьми имеет доходы ниже прожиточного минимума значительно чаще, чем другие. В большей степени это касается семей, в которых есть дети от полутора до семи лет. Хотя с точки зрения развития ребенка бедность резко его ограничивает.

Но даже в благополучной Москве в прошлом году каждый третий ребенок жил в семье, где доход на одного человека составлял меньше прожиточного минимума,
то есть 523 тысячи семей, в которых воспитывается 686 тысяч детей, имели доход ниже прожиточного минимума. Выходит, что это относится к каждому третьему ребенку — потому что в Москве около 1 миллиона 800 тысяч детей. А в России без малого 29 миллионов детей, и их количество неуклонно сокращается на 400—700 тысяч в год. Специалисты говорят, что это будет продолжаться еще несколько лет.

Вторая важнейшая проблема связана с сиротами. Цифры говорят сами за себя: после войны во всем СССР было 620 тысяч детей-сирот, а сейчас только в России 731 тысяча.Уже давно этот вопрос требует немедленного и жесткого государственного вмешательства. Первые робкие шаги сделаны — установлен минимум денежных средств, которые будут выплачивать при семейных формах устройства сирот, минимум зарплаты, когда ребенка берут в приемную семью и т.п. — но это локальные меры.

Третья проблема — дети-инвалиды. В Москве их 26 тысяч, а во всей России 534 тысячи. В первую очередь речь идет об ужасном уровне жизни, не позволяющем вести достойную жизнь.Дети-инвалиды не могут получить в нашей стране образование. Да что образование — по сути дела они выключены из жизни общества, потому что невозможно выйти из дома, воспользоваться общественным транспортом, пойти в гости, в музей, в кафе. Не говоря уже о том, что таких детей не воспринимает общество, потому что его к этому никто не готовит, толерантность общества близка к нулю.

8. Статистика главы комитета Государственной думы по делам семьи, женщин и детей Едены Мизулиной в интервью газете «Комсомольская правда» (2010).

По данным Мизулиной, ежегодно в России рождается около 30 процентов внебрачных детей, т.е. от 5 до 8 миллиона детей в России рождены вне брака.


Господь твой, живи!
 
МилаДата: Вторник, 31.03.2015, 16:08 | Сообщение # 5
Группа: Админ Общины
Сообщений: 10295
Статус: Offline
Приложение. Продолжение.
__________________________________________

Количество детей, проживающих с одним родителем, составляет от 8 до 15 миллионов.

При этом, отметила депутат, увеличение количества одиноких матерей связано с желанием женщин получать соответствующие пособия и льготы. В большинстве случаев «отец у ребенка есть, и он где-то рядом», сказала Мизулина.
Кроме того, депутат отметила, что 85 процентов сирот в России – это дети-сироты при живых родителях.Данная ситуация, по ее мнению, является следствием «нынешней семейной политики, ориентированной исключительно на семейное неблагополучие».

9. РИА Новости, ноябрь 2010

Общая потребность населения России в жилье составляет 1,57 млрд квадратных метров, свидетельствуют данные Федерального фонда содействия развитию жилищного строительства. Для удовлетворения этой потребности необходимо увеличить фонд жилья на 46%. Сегодня проблемы с жильем в той или иной степени стоят перед 60% российских семей.
Для 32% семей она стоит достаточно остро и требует решения в ближайшие 3 года.

10. Из исследования «Изображение семьи и родительства в телерекламе по результатам комплексного исследования«Влияние средств массовой информации и рекламы на демографическое поведение жителей России»)
Анализ видеоматериалов обнаружил следующее.

Наиболее значительная часть рекламного контента (47%), использующего изображения семьи и родительства, была представлена так называемыми «матерями-одиночками», то есть неполной семьей в формате «одна мама — один ребенок» или, в лучшем случае, в формате «одна мама — два ребенка». Причем двухдетный вариант встречался гораздо реже однодетного.

При этом важно отметить, что из указанных роликов 78,2% настойчиво пропагандировали однодетную неполную семью, а 22,2% столь же последовательно внедряли идеал двухдетной неполной семьи во главе с женщиной-матерью.

Следующей по частоте встречаемости в телеэфире (27%) оказалась группа рекламных сюжетов, построенных на изображении полной однодетной семьи. Полная двухдетная семья как визуальная основа рекламной концепции была обнаружена немногим более 12%.

Четвертое место в «семейном рейтинге» заняла группа рекламных роликов, отнесенная нами к неполной семье, представленной отцом с ребенком. В этом «жанре рекламного творчества» было показано рекламных роликов (10,4%), каждый их которых утверждал ценность однодетного родительства. В отличие от «одиночного материнства», количественная вариативность в этой группе отсутствовала: в 100% случаев детоцентризм данной рекламы сводился к безальтернативной однодетности.

А теперь о самом главном: наименее распространенной — можно сказать, практически проигнорированной рекламными технологами — оказалась семья с тремя и более детьми. Среди всех 1062 роликов, среднедетность (3—4 детей) была замечена всего лишь 4 раза в рекламе одного из стиральных порошков. Многодетность (5 и более детей) в качестве рекламного образа в исследованной нами совокупности не использовалась ни разу.

Таким образом, по результатам проведенного исследования, можно заключить, чтоудел демографически позитивной рекламной информации в ее общей телевизионной массе, использующей образ семьи, оказался не выше 2,6%.
Вывод: колоссальную мощь информационно-рекламных возможностей можно с успехом обратить во благо демографического развития России. И решающая роль бизнеса здесь бесспорна.

С полной ответственностью и некоторым знанием проблемы заявляем: для ощутимого улучшения демографической ситуации в России достаточно пяти-десяти лет получения населением принципиально иной информации (в том числе рекламной) через отечественные СМИ.

11. Газета.спб (http://www.gazeta.spb.ru/395052-0/) 2010

С появлением ребенка семья беднеет в 1,5 раза


Господь твой, живи!
 
Форум » ОБЩИНА КРЫЛЬЯ ДУХА » КОНФЕРЕНЦ-ЗАЛ » На пути к созданию "Науки мышления". (Доклад, СПБГИК, 14.02.2015)
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:

AGNI-YOGA TOPSITES