Четверг, 23.11.2017, 04:57

Приветствую Вас Гость | RSS | Главная | Форум | Регистрация | Вход

[ Новые сообщения · Участники · Правила · Поиск · RSS ]
Страница 1 из 11
Форум » ПОДВИЖНИКИ ДУХА » Н. Д. СПИРИНА » СТАТЬИ о Н.Д. СПИРИНОЙ
СТАТЬИ о Н.Д. СПИРИНОЙ
Горний_ПутникДата: Суббота, 21.01.2017, 14:22 | Сообщение # 1
Группа: Админ Общины
Сообщений: 3663
Статус: Offline

Наталия ЖУКОВА, Людмила ОСИНЦЕВА




Святая Наталия Никомидийская. Икона, XX в.


8 сентября - Памятный День святых великомученников Адриана и Наталии

ЗВЁЗДНЫЙ ДЕНЬ АНГЕЛА



Наталия СПИРИНА


ОСЕНЬ

Наступающей осени воздух блестящ и прозрачен,
В устремленьи последнем сильны ароматы цветов.
Сквозь поблекшую зелень горят огоньки твоих пятен —
Золотых и оранжево-красных последних плодов.

Ты подводишь итоги томительно-жаркому лету
И весне голубой, просверкавшей как редкий алмаз.
Твои краски, закаты и дни многострунно воспеты,
И поэты янтарный нектар твой вкушали не раз.

В небе осени — синь, в облаках белизна алебастра;
Незаметно к зиме изумрудные дни подошли.
А в саду золотом раскрываются пёстрые астры*,
Разгораются астры — осенние звёзды земли [1].


Сентябрь, 1996



Придёт и Наше время.
Н.Д. Спирина


В начале золотой осени — 8 сентября — отмечается Памятный День святых великомучеников Адриана и Наталии. В этот День, в дореволюционной России, все Наталии и Наташи праздновали Именины. Сейчас эту традицию продолжаем и мы.
Ныне, в этот День, многие с признательностью и любовью вспоминают Наталию Дмитриевну Спирину — духовную Подвижницу нашего времени, Просветительницу Сибири, основавшую наше Сибирское Рериховское Общество — и празднуют День Её Ангела.
В начале 1990-х годов, в Сибирском Рериховском Обществе было несколько Наташ. Тогда Наталия Дмитриевна написала шуточное стихотворение, с юмором описывающее «знаменитые деяния» трёх Наташ — самой Наталии Дмитриевны и Её сотрудниц.


Три Наташи под окном,
Пряли поздно вечерком.

— Кабы я не ела кашу, —
Говорит одна Наташа, —
То архива б не вела
И концы бы отдала.—

И вторая не молчала:
—Я по радио вещала,
Нежно пела «ла-ла-ла»
И известность обрела.—

Третья возгласила страстно:
—Я несу искусство в массы,
Я со слайдами дружу
И экскурсии вожу!—… [2]


«Наталия» — это имя века», — говорила Наталия Дмитриевна, — Не случайно Елена Ивановна Рерих дважды брала имя «Наталия» как псевдоним. У Них, Вышестоящих, ничего случайного не бывает!»

И просила Наталия Дмитриевна всех Наташ относиться к этому имени с уважением, не писать его с мягким знаком (это просторечие), памятуя в сердце о Той и Тех, кто прославили это имя в веках своими Подвигами…


Святые Адриан и Наталия. Современная икона


Не раз рассказывала Наталия Дмитриевна о Подвиге святой Наталии Никомидийской (нач. IV века н. э.), не отрекшейся от Христа, несмотря на то, что на Её глазах жестоко терзали Её любимого мужа — Адриана.



Е.И.Рерих. Калимпонг, 1950-е


О Подвиге Елены Ивановны Рерих (1879−1955), писавшей под псевдонимами «Наталия Рокотова» и «Наталия Яровская» — в наше время много написано и сказано. Если бы не самоотверженные труды Матери Агни Йоги, не Любовь Её к духовно обнищавшему человечеству, наша планета давно бы погибла.


Н.Д.Спирина. Харбин, 1930-е


О Подвиге Наталии Дмитриевны Спириной (1911−2004), ближайшей духовной ученицы Бориса Николаевича Абрамова (1887−1972), тоже написано немало, но в будущем предстоит открыть ещё больше…

Уже вышло 7 томов Её Полного собрания трудов, но сколько ещё осталось неопубликованных Бесед; они ждут своего времени… А сколько сокровенного Ею было сказано лично, не для записи; тех Слов, что навеки запечатлелись в сердцах.

Харбинская фотография Наталии Дмитриевны 1930-х годов — это истинное отображение Ангела — какою Наталия Дмитриевна и была по сути. Нетерпима Она была только к предателям, лодырям и разгильдяям. Снимая о Ней телевизионные передачи в начале 1990-х годов, мы просили Её больше рассказывать о себе... Но Она всё равно больше говорила об Учении, Учителях, сопоставляла тексты Евангелия и Агни Йоги.

Наталия Дмитриевна:
Если цель жизни — есть жизнь, то смысл жизни — есть совершенствование или вечное движение вперёд… Признавая стремление к совершенствованию целью и смыслом жизни, необходимо сказать, что совершенствование может идти лишь в одном направлении — в развитии своих духовных сил. Никаких других путей к совершенствованию быть не может.

Вспомним Беседу Наталии Дмитриевны 1997 года [3]:

Наталия Дмитриевна:
Самое главное — изучать Учение, это нужно в делах и всему будущему. В 14 книгах — вся мудрость шестой расы. Мы — пионеры, начинатели. Мы — первые ростки шестой расы. Чем дальше, тем больше будем постигать и делиться с другими. Что постигнем, тем и поделимся.

Сборник стихов Андрея [Юшкова — авт.] — этот сборник такой необычный, такого ещё не было. Оригинальность и неповторимость. Это очень нужно! «Струны сердца» [4] [название сборника, данное Наталией Дмитриевной — авт.]

Новая Эпоха — с этого года. Так и пойдёт! Много дел. Газета наша имеет первостепенное значение. Такой газеты на планете нет! Газета наша совершенно монолитная — всё по Живой Этике [5].

Настасья Микулична — символ Новой эпохи, которая наступила в этом году. Всё время перед глазами Настасья Микулична. Сатурн бежал, новые энергии и токи очищают планету. Всё время происходят чудеса. Каждый день что-то происходит!

Высшие Существа могут помочь, когда к Ним обращаются. [Если] установлен Контакт. Большей опоры нет. Все святые — это материализация Бога. Бога мы вообразить не можем. «Дивен Бог во святых Его».

Мне так хочется Ангелов увидеть! Какие они? Почему все лучшие качества приписывают Ангелам — ангельская чистота, красота, терпение. Значит, люди их видели! У каждого человека есть Ангел-хранитель.

Именины — это День Ангела. Святая Наталия — наш Ангел-Покровитель.

Настало время думать об Ангелах!
Ангелы плачут, если люди безобразничают. Юродивый целовал углы публичных домов — Ангелы плачут! Он кидал камни около храмов — там бесы.

Ангелы — по Иерархии Света — самые близкие к нам существа, потом святые — Серафим Саровский, Франциск и др.

Ангелы — посредники, они ближе к нам.
Когда я вышла замуж, мой Ангел-хранитель горестно плакал.

Всё надо реально принимать. Надо задуматься о качествах, присущих совершенному человеку (Святой Николай). [Надо думать] о невидимых существах, которые нас слушают. Скоро мы сможем их видеть.

Борис Николаевич [Абрамов] говорил: «Слушают нас в комнате много». «Пространство наполнено и переполнено».

Всё, что мы говорим, делаем и думаем — влияет на тех, кто около нас. Прилетают к нам те, кто любят музыку, поэзию…

Красота сама убеждает.

[Есть] разные категории работ. Внутренняя работа должна протекать всё время, независимо от того, где мы находимся. Должна идти работа по обновлению.
Бдеть!

Кто принимает критику, тот от гордости свободен. Людям гордого нрава полезно быть в повиновении. [Нужно] презирать всякую похвалу и славу человеческую. Отсутствие гордости [это] — радостное принятие поношений и уничижений.
Сравнивая себя с Лучшими, избежишь самомнения. Смотрите наверх, а не вниз.

Если нас поносят, попирают пятами и заушают — нам можно только радоваться!

Воин Света

Наталии Дмитриевне Спириной

Пришла пора задуматься о Смысле Жизни...
Ответы нам давно даны:
«Быть Совершенным, как Отец Небесный»,
И жить со всеми в мире и Любви.

Другого нет Пути, лишь в Бездну!
Но счастлив тот, кто встретил на Пути —
Учителя живой пример.
Он — Воин Духа, —
Легко за Воином идти,
он помогает на Пути.

И сам за Истину ни вправо и ни влево!
Наталия Дмитриевна за Родину болела,
И многое от всех терпела...
Но за Живую Этику всегда стояла смело!

Нам повезло! Она — наш Воин Света!
Учитель наш и Человек!
И с нею легче ждать Рассвета,
В наш бурный и жестокий век!



Наши Старшие светят нам, как яркие звёзды, указующие Путь.
В этот ясный осенний день пошлём Им мысли сердца,
мысли благодарности и любви!
Дорогие соратницы! От всей души поздравляем всех Наталий
с Днём Ангела!
Будем достойны этого Имени!


4 сентября 2016 г. Новосибирск,
nzh@mail.ru, osa52@list.ru


Примечания:
* Астра — (лат.) звезда.
1. Спирина Н.Д. Осень / Спирина Н.Д. Перед Восходом: Сб. стихов. Новосибирск, 2013. С.106−107.
2. Н.Д.Спирина. Вариации на тему "Сказки о царе Салтане". Юмореска. Начало 1990гг. Отрывок. Публикуется впервые. Архив Н.Д.Спириной. Сибирское рериховское Общество. Новосибирск.
3. Запись Беседы Н.Д.Спириной от 19 апреля 1997 г. (Присутствовал актив СибРО: Н.С.Юшкова, А.П.Юшков, Л.И.Борина, Н.М.Кочергина, Н.В.Жукова). Архив Н.В.Жуковой.
4. Сборник стихов поэта, композитора, музыканта и исполнителя песен и гитарных импровизаций Андрея Петровича Юшкова «Струны сердца» был издан в 2002 году в Новосибирске.
5. Издание Сибирского Рериховского Общества, газета «Перед Восходом» (выходит с 1993 года, главный редактор — Н.Д.Спирина), ставшая вскоре журналом, с 2001 года называется «На Восходе», с 2004 года — «Восход».

Людмила ОСИНЦЕВА
Прикрепления: 2823406.jpg(51Kb) · 2620515.jpg(39Kb) · 8460596.jpg(23Kb) · 8844510.jpg(28Kb) · 4466667.jpg(6Kb)


В переплетениях Света и тьмы нет ничего, только выбор и мы.
 
МилаДата: Суббота, 21.01.2017, 16:10 | Сообщение # 2
Группа: Админ Общины
Сообщений: 4930
Статус: Offline

Светлана ПОНОМАРЕНКО,
Москва


СВЕТОЧ

10 декабря — День Памяти Наталии Дмитриевны Спириной (1911−2004)


Наталия Дмитриевна Спирина. 4 мая 1991 г. Новосибирск





И не есть ли это величайшая задача — одухотворить
и оздоровить человечество, вдохнув в него
тремление к подвигу и красоте?

Е.И.Рерих. Письма


Есть непрестанное излучение света на земле. Свет знания, мысли, сердца…

«Почему Вы так много знаете, а наука нет?» «Мысль материальна?» «Есть ли связь между злобными мыслями и землетрясениями, эпидемиями?» «Что значит: радость — особая мудрость?» «Как понимать бессмертие?» «Эгоизм — это опасно?» «Достаточно ли личного совершенствования для общего блага?» «Есть на земле невидимки?» «Сны — правда?» «Как сочетаются судьба и закономерность?» «Весь Космос разумен?»

Град записок от самой разновозрастной аудитории обрушивается на Круглый стол центрального лектория «Знание» в Новосибирске, когда участниками его становятся представители городского Рериховского Общества во главе с почётным и старейшим его членом, педагогом Наталией Дмитриевной Спириной.

А на радио в адрес новой программы «Какие мы?» с постоянной её участницей Н.Д.Спириной непрерывно идёт поток писем: «глоток живой воды», «капля янтаря в горсти песка», «луч света в тёмном царстве», «маяк в ночи» — так определяют значение воскресных передач о непреходящих духовных ценностях слушатели-новосибирцы. В основе их — творческое наследие семьи Рерихов, великих русских подвижников духа. Вобравшее в себя множество аспектов человеческих устремлений — от светлых дерзновений и прозрений древних до напряжённых духовных исканий вселенского масштаба, прокладывающих путь к грядущему, — это наследие открывает беспредельные возможности духовного преображения жизни, обновления сознания, обретения высоких нравственных ориентиров. Завещанные художественные, литературно-публицистические, эпистолярные и философские труды, главный из которых — всеобъемлющее Учение Живой Этики, синтез научного мышления Запада с мудростью восточной философской мысли, — Наталия Дмитриевна Спирина многообразно претворяет в своей творческой деятельности. Свет этого Учения уже много лет несёт она в повседневной неутихающей отзывчивости сердца.

Тот, кому довелось побывать в познавательной атмосфере её бесед, лекций, музыкально-поэтических импровизаций и сменяющих друг друга, сопровождаемых её доходчивым словом, художественных экспозиций, ощутил этот исходящий от неё свет, ровный внутренний огонь, от которого, кажется, зажигается вдохновением всё окружающее. Хрупкая, в белой дымке волос, с озарённым лицом, присущим светлым и бодрым духам, хранительница основ знания бережно и ненавязчиво поднимает присутствующих к вершинам духа.

— Лучший дар, который можем мы принести людям, — улучшать себя. Красивое мышление излучает красоту на всех, кто с ним соприкасается, — усиливает микрофон студенческой аудитории её тихий, убеждённо-спокойный, западающий в душу голос. — С ростом духа, с расширением его горизонтов растут и наша терпимость, и взаимопонимание, и стремление к подвигу в труде каждого дня…

Противостать нынешним разрушительным тенденциям на планете, захлёстываемой волнами хаоса, можно лишь в стремлении к постоянной гармонии с мирозданием, водворении в душах стройности и порядка. Этому способствует и об этом говорит только что выпущенный Сибирским отделением издательства «Детская литература» сборник стихов Н.Д.Спириной, начатых почти полвека назад. Она назвали их «Капли», предпослав изданию поэтическую выдержку из «Цветов Мории» Николая Константиновича Рериха:

Изо всей благодати
В руках крепко сжатых
Я донесу только капли.

В каждой «капле», исполненной мудрости и чистоты, — частица рериховского наследия. Каждый стих не превышает семи строк (мир семеричен), и везде отсутствует местоимение «я» (его антитеза — беспредельность). В каждой «капле» предлагаемой читателю светоносной подборки отразилась одна из высоких мыслей Живой Этики, воспринятая большим сердцем.

Наталии Дмитриевне исполняется 80 лет. Она в расцвете творческих сил. Закончить короткое представление автора лучше всего словесным «автопортретом», невольно созданным ею во вступлении к последней музыкально-поэтической композиции «Свеча»:

«Когда в тёмную комнату вносится зажжённая свеча, становится светло, тьма рассеивается. Она побеждена и отступила. Когда во тьму нашей повседневной жизни вносится свет сердца, горящего красотой и устремлением к высокому, горнему пути жизни, — становится светлее вокруг. Начинаешь осознавать, что душа наша крылата и может взлететь на суждённые ей вершины… От одной свечи можно зажечь бесчисленное количество других светильников. Главное — чтоб она горела! И пусть она горит неугасимо!»
1991 г.



Опубликовано: Сайт Сибирского Рериховского Общества: http://www.sibro.ru/news/50109

Светлана Александровна Пономаренко
— журналист, член Союза журналистов России, автор книг и статей на рериховские темы. В конце 1980-х−начале 1990-х Светлана Александровна работала редактором в издательстве Советского Фонда Рерихов, позже — Международного Центра Рерихов. Она неоднократно приезжала в Новосибирск к Наталии Дмитриевне Спириной, с которой её связывала большая дружба.


Прикрепления: 2605675.jpg(30Kb) · 8088556.jpg(14Kb) · 2368063.jpg(20Kb) · 3602318.jpg(20Kb)


Господь твой, живи!
 
МилаДата: Пятница, 27.01.2017, 01:21 | Сообщение # 3
Группа: Админ Общины
Сообщений: 4930
Статус: Offline

Р. А. ОВЧИННИКОВ


ОБРАЗ ТИШИНЫ В ПОЭЗИИ Н.Д. СПИРИНОЙ


Наталия Дмитриевна Спирина (1911–2004) – известный исследователь творческого наследия семьи Рерихов, организатор одного из крупнейших в России центров рериховского движения.

Её жизнь являет пример исключительной самоотдачи и жертвенного служения Делу Владыки – Делу распространения Учения Живой Этики.



Н. Д. Спирина. Харбин (1959)

Одна из сторон её многогранной деятельности – поэтическое творчество, вдохновлённое идеями и образами Учения, проникнутое его духом.

Поэзию Наталия Дмитриевна рассматривала как высшее искусство, включающее в себя элементы прочих искусств, в частности музыкального [1].

Музыкальный аспект поэзии обнаруживает себя через фонетику, ритмику, а также – собственно в звуковых образах. Среди последних в стихах Наталии Дмитриевны можно особо выделить довольно необычное их выявление – образы безмолвия, тишины, молчания.

* * *


К тишине Наталия Дмитриевна испытывает какое-то особенное – трепетное и доверительное чувство:


Тишина, столь любимая нами,

Ты – наш друг, ты сопутствуешь нам;

Ты в себя допускаешь ночами,

Ты зовёшь нас к себе по ночам.

Мы тебя не спугнём, не нарушим,

Мы сумеем тебя уберечь;

И с тобою сродни наши души,

И тебе так близка наша речь. […] [2]


Тишина – момент, когда умолкают земные голоса, – беззвучна лишь для внешнего восприятия. Чуткий слух, наоборот, может распознать в ней нечто Невыразимое, сокровенное – тонкие звучания Мира Надземного:

В вечерний тихий час задумчива Природа,

И голоса Небес доходят до земли…

«У молчания много тонких голосов, и уследить их ритм – значит приблизиться к Тонкому Миру», – сказано в книге «Сердце» [3].

И ещё: «Если же кто-нибудь будет настаивать на существовании абсолютной тишины, не считайте его сердце утончённым» [4].


* * *


В мире природы тишина естественней всего устанавливается во время угасания его активности: прежде всего, ночью, а также в смежные периоды – вечером, утром. В поэзии Наталии Дмитриевны образ тишины также связывается с этими периодами суточного цикла. Подчас они обозначены в самих названиях стихов: «Вечернее», «Ночь», «Ноктюрн»…

В одном из стихотворений, – рисующем картину вечерней природы, – звуковые образы даны в таком последовании, что вызывают впечатление постепенного истончения и затихания звучности:


Оркестр сверчков,

стрекочущий поток,

Играл, не нарушая тишины;

И ветер трогал листья –

как смычок

В pianissimo касается струны.

И был покой,

и был заката час,

И травы источали аромат,

И неподвижно шёл деревьев ряд

За солнцем, молча сговорившись враз. […]


Так первый звуковой образ – множество сверчков, звучание которых напоминает целый «оркестр», лавину звуков («стрекочущий поток»). В то же время, громкостной нюанс их звучания весьма мал – настолько, что «не нарушает тишины».

Далее, образ листвы, колышимой ветром. Это звучность сравнима уже с единичным струнным инструментом, не с оркестром. Кроме того, касание смычком струны – при тишайшем нюансе громкостной динамики (pianissimo) – являет, определённо, более «аккуратную», более утончённую форму звучания, чем стрекот.

Если оба приведённых образа претворяют звучание на грани «слышимого-неслышимого», то следующий (и последний) образ, могущий рассматриваться как звуковой, – деревья, ряд которых идёт «неподвижно» и «молча сговорившись [Курсив. – Р. О.]», – явно беззвучен.


* * *


Тишина помогает человеку настроиться на возвышенный лад – отрешиться от земной суеты:


[…] В тишину погружаясь,

как в воды бездонного моря,

Мы бесшумно плывём

к берегам пониманий без слов.

Позади остаются

житейские радость и горе,

И не наша судьба,

и обломки разбитых оков. […]


Тишина влечёт, устремляет человека к Миру Высшему – зовёт к нему:


[…] И воздух снегов мы любим,

И отблески звёзд на льдинах,

И звон тишины нездешней,

Зовущей в надземный храм. […]



Н. К. Рерих. Лунные горы (эскиз; 1933)


* * *


Помимо образа тишины внешнего мира, в стихах Наталии Дмитриевны встречаем также образ тишины внутренней:

Внутри тебя такая тишина,

В которой тонут шумы и тревоги...

Войди в неё и вслушайся – она

Твой верный отдых от земной дороги.

Она в тебе.

О, не забудь о ней

В котле кипящем

бурных внешних дней.

Примечательно, что миру внешнему отвечают совсем иные звуковые характеристики – образы-антиподы тишины (см. последнюю строку приведённого стихотворения).

Ещё пример подобных образов:

Вокруг несётся жизнь стремительным потоком,

Бурлит и пенится шумливою рекой…


И ещё:

Путь далёк. Пустыня угрожает.

Хаос хлещет и сбивает с ног.

Голоса мирские призывают

К лёгкой жизни от крутых дорог. […]



* * *


В молчании, в безмолвии тишины человек опознаёт своё Высшее Я, – Образ Бога, скрытый в недрах его духа.

Это глубинное, источное основание сущности человека в «Гранях Агни Йоги» названо Безмолвным Свидетелем.

Подобный образ встречаем и в стихах Наталии Дмитриевны:



Ничто тебя не может уязвить.

Ты нерушим, ты вечен, ты нетленен.

Протянута серебряная нить,

И Щит хранит, несокрушим и верен.

То тень твоя, что мечется в сетях

И знает радости, и горести, и страх.

А ты – Свидетель ей,

безмолвен,

беспределен.



Н. К. Рерих. Два мира (1933)

* * *


Тишина – благоприятное и весьма способствующее условие для молитвенного возношения:

На небе розовый безоблачный закат,

И отблески лучей пылают в стёклах окон.

Замолкло пенье птиц. Деревья не дрожат

В затихшем воздухе, в безмолвии глубоком.

Благословенный миг! Молитва полетит

На крыльях тонких напряжённых токов –

И, может быть, кого-то озарит,

И кто-то вспомнит о Мирах Высоких.

Обращение к Высшему также может происходить беззвучно. Совершенная молитва – без слов, исходящая из глубин сердца:

Листы Сада М. Озарение, 3–IV–1


Молитва сердца коротка

И не запятнана словами...

Взмахнув могучими крылами,

Любовь перелетит века,

И расстоянья, и преграды,

В едином вздохе встанет рядом...

Дорога сердца коротка!


* * *


Атмосфера тишины отличает духовные обители, являющие собой пространство соприкосновения двух миров – земного и Надземного.

Подобный мотив встречаем в стихотворении Наталии Дмитриевны к картине Николая Константиновича Рериха «Твердыня Тибета»:


Текут века. Проходят дни,

А ты стоишь, как страж бессменный,

В себе одной соединив

Земную твердь и мир надземный.

Молчишь.

И тишина – твой друг –

Вокруг тебя круги замкнула;

И тайной веет всё вокруг,

И в тайне сердце потонуло. […]



Н. К. Рерих. Твердыня Тибета (1932)


* * *


Лишь в сокровенной глубине духа – в несказуемом безмолвии тишины можно различить Голос Учителя Света:


В часы Любви и высшего Покоя

Ты удаляешься в Дом Духа,

в горний Скит,

И там твоя душа с Великою Душою

В безмерной радости

безмолвно говорит.

Прикрепления: 3545892.png(18Kb) · 9330478.jpg(78Kb) · 8501424.jpg(44Kb) · 5377251.jpg(48Kb) · 3046958.jpg(31Kb)


Господь твой, живи!
 
МилаДата: Пятница, 27.01.2017, 02:27 | Сообщение # 4
Группа: Админ Общины
Сообщений: 4930
Статус: Offline
«Удались в тишину молчания, в покои своего внутреннего "Я". Там найдёшь ты возможность общенья со Мною», – сказано в «Гранях Агни Йоги» [5].

Образ Великого Владыки в стихотворениях Наталии Дмитриевны также ассоциирован с тишиной:


В Твоём Луче – покой и тишина,

В Твоём Луче – огонь и озаренье…


Тишина, спокойствие, внутренний мир есть не только условие связи с Высочайшим Духом, но и знак и следствие её:


Когда Он в сердце – там царит покой,

Там тишина космических просторов,

Там глубина премудрости веков,

Извечных тайн сокрытые узоры. […]



Н. К. Рерих. Гора М. (1931)


«Всё великое совершается в молчании, – читаем в "Гранях Агни Йоги". – Даже внешнее общение углубляется моментами сосредоточенной тишины. Поэтому познающий периоды тишины любит более, нежели периоды внешних соприкасаний. Конечно, на Общение с Учителем или Доверенными Его это условие не распространяется, но даже и при внешнем соприкосновении с Учителем самое сокровенное совершается в молчании» [6].


* * *


Причастность Высшему невыразима земными словами:


Потоки слов, каскады уверений,

Журчанье утомительное фраз...

Но если ты, хотя бы только раз,

Коснёшься сердцем Высших уявлений

И вдруг поймёшь, что значит Красота, –

Торжественность замкнёт твои уста!


Высочайшее – несказуемо:


Явленье звёзд. Тепло лучей.

Беззвучный Голос. Сердца жар.

Священной близости Твоей

Непостижимый, чудный дар...

Найдутся ли слова земли,

Чтоб ЭТО выразить могли?

И нужно ли?




Н. К. Рерих. Вечер (1937)


* * *

Мотив Высшего Общения в стихах Наталии Дмитриевны являет нечто более реальное и значительное, чем собственно поэтический мотив.

Вспомним свидетельство Елены Ивановны Рерих: «Она [Наталия Дмитриевна] может прекрасно писать под диктовку Великого Владыки [Курсив. – Р. О.] и напишет прекрасные статьи и полезные статейки» [7].

Поэтическое творчество Наталии Дмитриевны создавалось также, несомненно, под Высочайшим Вдохновением.

Приведём ещё несколько фрагментов из писем Елены Ивановны – её отклики на стихи из сборника «Капли»:

«О "Каплях" Наты могу сказать, что яро они мне близки и я принимаю их всем сердцем. […] Очень хотела бы иметь ещё несколько "Капель", ибо чую Источник их» [8].

«Жду новых "Капель" от Наты. Очень они меня трогают» [9].


* * *


Поэтическое творчество Наталии Дмитриевны основывалось прежде всего на Учении Живой Этики. Так в одном интервью, отвечая на вопрос, что для неё «является побудительным мотивом писать стихи», она говорила: «Побудительной причиной главным образом является мой восторг перед Учением Живой Этики…» [10].

«Начав изучать книги Учения, я стала писать стихи, а до встречи с Учением ничто меня на творчество не вдохновляло» [11], – признавалась Наталия Дмитриевна в беседе с сотрудниками.

И ещё: «Я очень любила поэзию с самого младенчества. Мать мне читала, когда я ещё неграмотная была. Я очень любила стихи и многое помнила наизусть, но мне никогда не приходило в голову, что я сама буду писать стихи» [12].


* * *


О своём первом стихотворении Наталия Дмитриевна рассказывала следующее: «Я прочла первые слова из книги Живой Этики: "Молитва есть возношение и восхищение. Молитва есть провод к потоку благодати". Это были первые слова, которые я прочла из Учения. И после этого пошли стихи. "На заре, по небу голубому розовые ангелы летят!" Я их как будто видела. Это моё первое стихотворение» [13].

Примечательно, что уже в нём явственно выражен образ тишины:

На заре безмолвие в Природе,

Но слышнее Твой беззвучный Зов.

Мрак ночной в прошедшее уходит,

День грядёт от новых берегов. […]

Мир затих... и сердце ввысь влекомо...

Расцветает в тишине Твой сад.

На заре, по небу голубому

Розовые ангелы летят!



* * *


В одном из стихотворений Наталии Дмитриевны образ самих стихов выступает, по сути, символом пути восхождения духа, – с которым вновь сопряжён образ тишины:


Когда мы входим в зону света,

В благоуханье тишины,

Уносятся земные сны

В какое-то не наше «где-то».

Дорога, полная стихов,

Нас принимает – друг радушный –

Укрыв от суеты бездушной,

Дарует нам приют и кров.

Нам, вечным странникам планеты,

Дорога эта дорога́;

Мы ей приносим в волнах света

Всё благозвучие стиха.

* * *


Можно предполагать, что особая расположенность Наталии Дмитриевны к поэзии была связана, в том числе, с тем, что это «тихое» искусство. Стихи, читаемые вслух имеют, конечно, явное акустическое выражение. Но всё же, как правило, стихи читаются про себя, внутренним голосом, беззвучно.

Примечательно, что творчество Наталии Дмитриевны содержит пример стихов, предполагающих именно такое, сугубо внутреннее прочтение. Это стихи из раздела «Беседы с Тобой», завершающего сборник «Перед Восходом». По крайней мере, сама Наталия Дмитриевна их «никогда не читала вслух» и сотрудников «не поощряла к тому» [14].

* * *


В тишине, незаметно для внешнего наблюдателя, совершается таинство духовного преображения человека:


Просто распускаются цветы, –

Так же прост

рост духа.

Там и здесь – явленье красоты.

Тайно и без звука,

В тишине, весеннею зарёй

Расцветает лотос огневой.


«Крылья духа растут в тишине», – говорит Учение Живой Этики [15]. И как бы продолжая эту мысль, Наталия Дмитриевна пишет:


Крылья растут в тишине.

Наяву и во сне

Голос беззвучно зовёт

В дальний полёт.

И чем тише вокруг,

Тем явственней звук

И сердца ответный стук.


* * *


Так же – неявно, в безмолвии тишины происходит преображение сущего:


Беззвучно Слово, но Оно творит,

Рука незрима, но Она ведёт;

И Основанье твёрже, чем гранит,

Хотя из ткани света состоит.

Твоей стрелы неуловим полёт,

Но духоразумение несёт...

Так в мир земной Мир Огненный

войдёт.


Сокровенность есть атрибут Действий Иерархии Света:

«Самые сильные действия духа происходят в тишине и молчании, – сказано в "Гранях Агни Йоги". – Так Творим Мы. Видимые усилия, и потуги, и внешняя суета – удел землян. Но сильное действие всегда совершается в молчании» [16].

«Огни спокойствия, непоколебимые вихрями низших слоёв, ни космическими бурями и битвами, являют мощь Творящего Логоса Создателя. […] Несказуемая мощь. Несказуемое величие Огня-Отца – Созидателя. Планетные Духи в величии спокойствия Творят. Спокойствие Владыки есть мощная сила» [17].

«Тишина молчания присуща могуществу Владыки» [18].



Беззвучна Речь, для слуха нет её,

Неслышна Поступь и Рука незрима,

Но скоро приближение Твоё,

И Новый Мир идёт неотвратимо.

Об этом Ты свидетельствуешь Сам

В Лучах Твоих проснувшимся сердцам.



Н. К. Рерих. Fiat Rex. (1931)
Прикрепления: 1558512.jpg(57Kb) · 3942121.jpg(56Kb) · 4270913.jpg(60Kb)


Господь твой, живи!
 
Форум » ПОДВИЖНИКИ ДУХА » Н. Д. СПИРИНА » СТАТЬИ о Н.Д. СПИРИНОЙ
Страница 1 из 11
Поиск:

AGNI-YOGA TOPSITES