Четверг, 13.12.2018, 02:15

Приветствую Вас Гость | RSS | Главная | Форум | Регистрация | Вход

[ Новые сообщения · Участники · Правила · Поиск · RSS ]
  • Страница 30 из 30
  • «
  • 1
  • 2
  • 28
  • 29
  • 30
Форум » ЛИТЕРАТУРНОЕ ТВОРЧЕСТВО » ЮЛИЯ ВЛАДОВА » АЛТАЙ В СЕРДЦЕ (Стихи, эссе, статьи)
АЛТАЙ В СЕРДЦЕ
СонатаДата: Суббота, 27.08.2016, 10:28 | Сообщение # 291
Группа: Заблокированные
Сообщений: 4170
Замечания: 0%
Статус: Offline
На многие километры простирается Уймонская долина или как ее еще называют степь, образуя практически ровную для горной местности плоскость между Теректинским и Катунским хребтами. Катунь, берущая свое начало от самой высокой и особо чтимой вершины Сибири — Белухи, впервые именно в этой долине чувствует себя вольно и свободно. Уймонская долина самая первая по пути Катуни от Белухи плодородная и обширная местность на высоте одного километра над уровнем мирового океана. Здесь впервые после горных ущелий и теснин, Катунь объединённая с небесно- синей рекой Коксой (кёок синий суу водой) начинает, как это говорили наши предки, змеится.



Уймонская долина, слияние рек Катуни и Коксы

Именно такие долины, где у реки появляется возможность принять, как бы образ гигантской змеи почитались как места, обладающие особой материнской силой. Как Катунь становится змееподобной, можно хорошо увидеть с панорамных южных склонов Теректинского хребта. И именно на этих склонах в нашей долине сохранилась многокилометровые цепочки курганов пазырыкского, гуннского и других периодов, когда, как мы помним, особо почиталась змееногая богиня мать.



Катунь в Уймонской долине.

Ханум, Катын это тюркское почтительное обращение к царственной госпоже. Мы уже видели, что по представлению тюркского общества Каан подобен обликом Тенгри – Верховному Владыке, а его супруга, царица мать Катун это отражение Умай. Для нашего повествования этот момент, что Катунь являет собой ипостась Умай Энэ, представляет особый интерес.



Вид на Уймонскую долину и Белуху со стороны Теректинского хребта Фото: Вячеслав Левицкий

Долина, где госпожа Катунь — отражение Умай, принимает облик древней змееногой богини, где земной подол долины встречается с небесными вершинами, такая местность не могла не обратить на себя внимание наших предков. Вспомним зооморфные символы глубины и высоты матери Умай, как змеи и птицы. Именно здесь, в Уймонской степи, где поток Катуни устремляется на восток, впервые после своего истока госпожа Катунь как бы снова «видит» трехглавую Белуху. Катунь отражение Умай встречается со своей небесной ипостасью — Белухой. И случайно ли эта древняя земля Умай зовется Уймонской долиной.



Катунь в районе Нижнего Уймона. Фото: Игорь Хайтман

Но посмотрим на эту версию через призму исследования. По материалам топонимического словаря Горного Алтая (1979 г.) Уймон или Оймон имеет несколько вариантов перевода: 1. десять мудростей и 2. шея коровы (в некоторых случаях коровье вымя или кишка). Мы сейчас не будем останавливаться на первом варианте (десять мудростей), так как уже есть замечательные исследования по этой теме. Приглядимся внимательнее к упоминанию о корове. Некоторые исследователи объясняют такое несколько странное на первый взгляд название тем, что вероятно это связано с вытянутыми очертаниями долины.



Поля Уймонской степи. Фото: Андрей Кузнецов

продолжение следует
Прикрепления: 7593069.jpg(179.8 Kb) · 7830140.jpg(71.2 Kb) · 2041081.jpg(106.4 Kb) · 3370992.jpg(60.8 Kb) · 6480226.jpg(144.7 Kb)


Слушающий свое сердце услышит и сердца друзей.
 
СонатаДата: Воскресенье, 28.08.2016, 13:12 | Сообщение # 292
Группа: Заблокированные
Сообщений: 4170
Замечания: 0%
Статус: Offline
продолжение

Однако, кроме вытянутых очертаний, можно ли не учитывать всего того комплекса сочетаний, который приводились выше. Первая после узких ущелий широкая плодородная долина Катуни, где впервые в доступной видимости открывается ее исток — гора Белуха. Первое слияние с крупной рекой Коксой, а так же сакральное змеевидное движение Катуни на восток, между двумя крупнейшими горными хребтами. Вытянутая форма долины подобна стреле устремленной к восходу.



Панорама Уймонской долины Фото: Данила Лихачев

В обращении к Умай Энэ были такие слова: «…я из чаши кормлю тебя нынче молоком от священной коровы…» Сила великих образов в их многогранности. Корова — олицетворение материнского начала, молоко символ ее внутренней чистоты. Корова отображала светлую силу природы именно в ее материнском аспекте.



Уймонская корова с теленком. Фото: Миша Родкин

Одна из самых архаичных корневых основ «ма» заложена в основание имени Умай. В алтайской языковой группе слово «умай» служило во многих случаях для обозначения чрева матери (матки), а так же и чрева или утробы коровы. Связь матери и молочной коровы очевидна и несомненна. Тогда как обозначения внутренностей или отдельных частей коровы (шея, кишка), явились более поздними наслоениями. Сохраняя свое бытовое значение, тем не менее, они уводили все дальше от первоначального смыслового содержания.



Порой образы скрыты

Отсюда и возникли различные наложения на изначальную корневую основу. Вспомним, в качестве примера, как образ Богини полностью замещался изображением водоплавающей птицы. Корова, будучи одним из значительных зооморфных символов Богини Матери — Высшей силы Природы, являлась так же ее символическим замещением. Для примера в «Риг-веде» молочная корова олицетворяла изобилие, чистоту и лучи света.



Уймонская долина.

В этом случае реконструкция значения Уймонской долины, как материнской, молочной, коровьей земли Умай, нельзя лучше подходит как к ее географическому положению, так смысловому значению самого понятия Умай. Оно так же не входит в противоречие с топонимическими данными о корневой тюркской основе, но лишь углубляет ее составляющую.



Белуха (справа сверху) над Уймонской долиной. Автор: Игорь Хайтман
Прикрепления: 0014171.jpg(34.5 Kb) · 5699413.jpg(132.4 Kb) · 7537664.jpg(127.9 Kb) · 0782728.jpg(122.6 Kb) · 0953508.jpg(78.8 Kb)


Слушающий свое сердце услышит и сердца друзей.

Сообщение отредактировал Соната - Воскресенье, 28.08.2016, 13:13
 
СонатаДата: Воскресенье, 28.08.2016, 13:21 | Сообщение # 293
Группа: Заблокированные
Сообщений: 4170
Замечания: 0%
Статус: Offline
В качестве примера топонимических данных и углубления корневой основы можно привести название Усть-Кокса. Это русская калька с алтайского Кок суу оозы — устье синей реки. Вспомним, что синий цвет у алтайских народов относится к категории священных, наряду с белым и золотым. Во многих случаях синий цвет заменяет понятие неба и отца Тенгри, так же как белый цвет чистоты и матери, а золотой – огненности, их объединяющей. Кстати сказать, это касается и названия Укок, где использован тот же корень кок – небесный, синий. Следовательно, в этом случае синий будет не столько цветовым обозначением, сколько смысловым. В случае с Кок суу мы имеем не просто цвет воды, а делаем ударение на небесную воду, углубляя смысловую составляющую, вернее сказать, как и в случае с коровой и Умай снимаем позднейшие наслоения с первоначального смысла.



Панорама вершины Белухи (левее) с Теректинского хребта

В этой связи особенно привлекает внимание название высочайшей горы Сибири – Белухи (4.509 м по новым данным). Считается, что название горы возникло в русской среде, и имеет отношение к снежному покрову. Снежные хребты Катуни — Белки, а самая высокая — Белуха. Но это опять, же замечательный пример, когда очевидные наслоения, сохраняя корневую основу, закрыли при этом первоначальный смысл.
Надо отметить, что термин «бел» знаком всем диалектам алтайского языка. Но алтайский термин «бел» неприложим к высочайшей вершине горной системы, и значит необходимо “копать” пласты языков дотюркской эпохи истории Алтая. Тем более, что в последние десятилетия в топонимике Южной Сибири все больше выявляются индоевропейские топонимические элементы.



Белуха со стороны истока Катуни. Фото: Алексей Мазницин
Вполне резонно исследовать основу бел — при помощи словарей языков индоевропейской семьи. Индоевропейское bhel означает «белый», «блестеть» и «голова». К индоевропейскому bhel — блестеть (в древнеиндийском варианте bhala) восходит фригийское balin (царь), далее balin развивается в basileus — василеус– греческий царский титул, как мы знаем, попавший из Византии на Русь. Таким образом, мы видим, что в русском названии Белухи заложена индоиранская основа «бел» — которая сохранилась благодаря тому, что русский язык принадлежит индоевропейской семье языков, но при этом оказалась переосмыслена его древняя основа в качестве русского прилагательного «белый».



Белуха вид с южной стороны. Фото: Павел Филатов

Для нас представляет интерес то, что тюркское название реки Катунь, берущей начало с ледников Белухи, и первая половина алтайского названия этой горы – Кадын-Бажи — имеют одно и то же значение «госпожа», которое, возможно, было калькой более древнего индоевропейского топонима bhel (голова или госпожа в смысле главенства).



Белуха с северо-запада Фото: Вячеслав Левицкий

Таким образом, индоевропейская основа бел-, которую мы находим в современном орониме “Белуха”, содержит значения царского главенства и одновременно цветовой эпитет «белый», усиливаемый действием глагольной формы «блестеть». При этом белый цвет выступает как философская субстанция, равнозначная понятиям «свет и добро».
Средневековый алтайский эпос «Маадай-Кара» содержит, по меньшей мере, три варианта названия Белухи. Одно из них, как мы уже увидели это Кадын-Бажи — голова Катуни. Звучит очень красиво и точно. Гора становится рекой, продолжая себя в Катуни.



Вид на Белуху с отражением в Ак-Кемском озере. Фото: Артем Головин
Прикрепления: 9452889.jpg(87.0 Kb) · 0307144.jpg(163.5 Kb) · 7790094.jpg(110.1 Kb) · 4968510.jpg(77.0 Kb) · 0636056.jpg(59.2 Kb)


Слушающий свое сердце услышит и сердца друзей.

Сообщение отредактировал Соната - Воскресенье, 28.08.2016, 13:22
 
СонатаДата: Вторник, 30.08.2016, 08:04 | Сообщение # 294
Группа: Заблокированные
Сообщений: 4170
Замечания: 0%
Статус: Offline
ОКОНЧАНИЕ

Самое знаменитое название Юч Сюмер — трехглавая вершина мира. Здесь прослеживается явная связь с легендарной горой Меру. Ведь именно с Алтаем связаны истоки индоиранской мифологии, помещавшей в центре мироздания горы Меру. Мифологию индоиранцев унаследовало большинство индоевропейских и тюркских народов, в том числе скифы с их Белым островом благоденствия, упомянутым древнегреческим поэтом Алкеем.



Вершины Белухи, панорама массива с северо-западной стороны Фото: Максим Усенко
По мнению известного историка и археолога Рамиля Бакировича Исмагилова, в Северной Евразии имеется единственный район, безупречно соответствующий всему комплексу параметров священных гор и водоемов арийцев и скифов. И он находится на стыке Южной Сибири и Центральной Азии.



Лучи восхода над Белухой. Фото: Артем Головин
Настало время подвести некоторые итоги. Почитание Великой Матери в облике доброй и милосердной Умай Энэ хотя и скрывается в необозримой глубине эпох, тем не менее сегодня обретает совершенно новое и современное звучание.



Уймонская долина. Фото: Павел Филатов
В Уймонской долине естественным образом соединяется трехмерность ее образов. Широкая пойма Катуни, образующая впервые от своих истоков крупную плодородную долину, древнюю как змееногая богиня, изменчивую, как сама жизнь названа в знак почтения землей Умай Энэ.



Уймонская долина и Катунский хребет вид со стороны Теректинского хребта Фото: Вячеслав Левицкий
Уймонская долина словно ладонь Матери Умай. И ее широкая колыбель, где когда-то сохранялись и крепли ее дети, откуда расселялись по земле наши далекие предки и куда так стремятся сейчас вернуться их потомки. Может ли всё быть это случайным совпадением?
Панорама Уймонской долины с Теректинского хребта Фото: Вячеслав Левицкий
Сверкающая вершина священной Белухи, которая символически опускается на нашу землю в виде полноводной госпожи Катуни. Которая в свою очередь является земным отражением Светлой Владычицы Умай, царственной супруги Небесного Правителя. Она защитница своих многочисленных детей и такой живой хрупкой экосистемы нашей земли. Милосердная Умай с золотой стрелой справедливости, Мудрый Тенгри хранитель законов, и их пламенная любовь, наша родина — Алтай. Для нас это столб, священная коновязь, поднимающая наши мысли и чувства высоко к синему небу, но вместе с тем и опускающая наши глаза к своей любимой и родной земле.



Вершина Сибири Белуха
Прикрепления: 0955919.jpg(78.2 Kb) · 2239032.jpg(26.4 Kb) · 6337205.jpg(53.5 Kb) · 9902854.jpg(74.6 Kb) · 0801845.jpg(70.2 Kb)


Слушающий свое сердце услышит и сердца друзей.
 
СонатаДата: Вторник, 30.08.2016, 08:08 | Сообщение # 295
Группа: Заблокированные
Сообщений: 4170
Замечания: 0%
Статус: Offline
Мир легенд удивителен своими переплетениями образов, красок и смыслов. Как сотканный невидимой силой бескрайний ковёр, которым невозможно не восхищаться. Современный мир не может быть оторван от своих корней. Какими мифическими не казались бы извечные образы, за ними скрыт глубокий смысл.
По сути Умай является не только кульминацией самых разнообразных евразийских образов и представлений о Матери всего сущего, но и ярким напоминанием для всех нас о необходимости проявлять силу добра и милосердия по отношению друг к другу. Мы все дети одной Матери, одной Земли, одного Огня.



Звездное небо над Белухой. Фото: Алексей Усов
В этой работе использованы материалы:
1. Николай Федорович Катанов доктор языкознания. Шаманские песнопения сибирских тюрков. Записи 1878-1892 годов. Поэтические переводы Анатолия Преловского «Лит-Экспресс» М.:1996
2. Ольга Тихоновна Молчанова Топонимический словарь Горного Алтая. Под редакцией А.Т. Тыбыковой. Кафедра алтайского языка и литературы Горно-Алтайск 1979г.
3. А. Худоражев, исторический факультет Ростовского государственного университета «Истоки» №3, 26 ноября 2002 г. Опубликован на http://altai-guide.narod.ru
На превью фото: Светлана Казина
Всем любознательной радости!
Марианна Яцышина
http://altayazia.ru/na-ladoni-umaj/

Прикрепления: 1530392.jpg(103.8 Kb)


Слушающий свое сердце услышит и сердца друзей.
 
МилаДата: Среда, 07.09.2016, 22:15 | Сообщение # 296
Группа: Админ Общины
Сообщений: 8286
Статус: Offline


Господь твой, живи!
 
МилаДата: Среда, 24.05.2017, 18:44 | Сообщение # 297
Группа: Админ Общины
Сообщений: 8286
Статус: Offline


Господь твой, живи!
 
Форум » ЛИТЕРАТУРНОЕ ТВОРЧЕСТВО » ЮЛИЯ ВЛАДОВА » АЛТАЙ В СЕРДЦЕ (Стихи, эссе, статьи)
  • Страница 30 из 30
  • «
  • 1
  • 2
  • 28
  • 29
  • 30
Поиск:

AGNI-YOGA TOPSITES