Четверг, 16.08.2018, 00:17

Приветствую Вас Гость | RSS | Главная | Форум | Регистрация | Вход

[ Новые сообщения · Участники · Правила · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 25
  • 1
  • 2
  • 3
  • 24
  • 25
  • »
Форум » ЛИТЕРАТУРНОЕ ТВОРЧЕСТВО » ЮЛИЯ ВЛАДОВА » РОССИИ СОБОРНАЯ ДУША
РОССИИ СОБОРНАЯ ДУША
ЮлияДата: Понедельник, 08.10.2012, 12:46 | Сообщение # 1
Группа: Админ Общины
Сообщений: 4231
Статус: Offline
ДУША РОССИИ


Узнала, что в России существует организация под названием: "Общественно-политическое Объединение "Душа России", созданная в 2004 г. Её адрес в Интернете:
http://www.dusha-rossii.ru/ Это Объединение выступает за возрождение Высших человеческих ценностей, это не политическая, а идеологическая организация, проводник новых (вернее, старых, хорошо забытых) истин в общество. Так заявляет о себе организация "Душа России".

"Душа России" - рубрика нашей газеты "На пути восхождения", которую мы издаём с 2006 г. В моих темах присутствуют эссе и статьи, написанные для газеты, в том числе - "Любить Россию..." Они же выставлены на сайтах http://www.proza.ru/avtor/7julia и http://www.stihi.ru/avtor/7julia
http://www.nowimir.ru/ZNM/index.htm
http://www.nowimir.ru/AUT/index.htm

Существует Премия Правительства Российской Федерации "Душа России" за вклад в развитие народного творчества: http://www.rusfolk.ru/grdnt/projects/projects480/

Начиная с 2002 года, Премия «Душа России» ежегодно присуждается выдающимся деятелям культуры, отдавшим большую часть своей жизни народному искусству и народному образованию.

Это люди, внесшие значительный вклад в народную культуру и создавшие собственные системы передачи народных традиций – школы, мастерские, студии и др. Как правило, их творческий стаж - более 20 лет. Среди лауреатов Премии - руководители коллективов народного творчества (фольклорных ансамблей, народных хоров и ансамблей песни и танца, ансамблей народного танца, оркестров и ансамблей народных инструментов), исполнители эпоса (народные сказители), мастера народного декоративно-прикладного искусства.

Есть Питомник собак "Душа России" и многое-многое с таким названием можно найти в Интернете...

Но мы будем говорить, именно, о Душе России и её выразителях, запечатлевших лучшие народные стремления трудом и подвигом.



Н.К. Рерих. Берёзы. 1905



Любить Россию...

(эссе)

«Поверх каждодневной пыли сияет понятие Родины...»
/Н.К. Рерих. «Мы любовью к Родине богаты»/

«Родина»... Это слово мы выводили одним из первых в наших тетрадках, едва научившись писать. От этого слова всегда сладко замирает в груди.

И вспоминаются то родное уральское озёро с далёким берегом в синей дымке и милые сердцу берёзки, наперегонки спешащие к воде... То подмосковный Звенигород с Москва-рекой в крутых берегах и богатырскими елями, чьи резные силуэты строго темнеют на фоне рассветного неба... То сиренево-розовые от цветущего багульника сопки вблизи Читы...

Везде Сердце узнаёт свою Родину! И радуется встрече с ней, и слагает о ней Песню. И прозревает её Судьбу...

Россия... В самом этом имени – сияние чистых рос и неоглядный простор. В нём и шелест степных трав, и протяжная песнь метели. И Свет Вечной Женственности… Из-за дали веков слышу другое имя твоё – Русь, в котором звучат богатырская сила, стойкость, мужество, воинская доблесть...

Такой разной вижу тебя, Родина моя, Русь-Россия! Открыто для всех Сердце твоё – чистое, незлобивое, бесхитростное. Потому и прельстить тебя могут заморскими диковинами да мишурой в красивой обёртке.
Потому и легче закабалить тебя и обвести вокруг пальца...

Многие пытались познать тайну твою, разглядеть светлые и сумеречные стороны Души твоей. «Умом Россию не понять», и понимали и принимали тебя только те, кто приникал к тебе всем сердцем, всей душой своей, ощущая сродство с тобою – каждой клеточкой, каждой жилочкой, каждой капелькой крови…

Какая же она, Душа твоя? То ли чистый родник живоносный, искрящийся всеми цветами радуги, то ли – омут бездонный с тёмной стоячей водой?.. Тесно и тяжко ей сегодня и сокровища свои хранит она под спудом – до времени. А сокровища – несметные, если Земля Родимая дала Миру столько великих своих сыновей и дочерей! Припадая к Душе твоей, душа каждого из них напитывалась всеми токами её…

«Там русский дух, там Русью пахнет...» Воистину, веками взращивался Дух народа нашего героического! Пестовал его Духовный Наставник, Воевода Земли Русской Святой Сергий. Возрастал он деяниями всех её святых и подвижников, подвигами беззаветных героев всех времён, не жалевших живота своего ради свободы и счастья Родины…

Русь-Россия моя! Ты – как воздух, без которого невозможно дышать, как Солнце, без живительных лучей которого прекращается сама Жизнь... И боль и радость твои к Сердцу притекают и растят в нём сострадание...

Где же найти слова, чтобы выразить в них любовь к тебе? И нужны ли слова?! Ведь «любить Россию – это духовное состояние» /М. Пришвин/.

В благоговении пред тобою Иван Ильин сказал: «...Чем были бы мы, если бы кому-нибудь удалось оторвать нас от нашей России?.. А о Ней говорить нельзя. Она как живая тайна: Ею можно жить, о Ней можно вздыхать, Ей можно молиться; и, не постигая Её, блюсти Её в себе; и благодарить Творца за это счастье; и молчать» /«О России. Три речи»/.

Господи, укрепи мою молитву о Земле Родимой! Да восстанет она в прежнем величии своём и красе своей! Пробуди, Отче, Душу Народную! Да воссияют её целомудрие и кротость, широта и щедрость, отвага и крепость необоримые!

Услышь меня, Душа Руси-России Соборная! Пробудиться время пришло! Почему таишь ты силу свою немереную, почему дала поработить себя лютой нечисти?!

Сбрось оковы тяжкие, встань в полный рост! Нет другой такой на всей Земле-Матушке! Без тебя пропадёт она и весь род людской!

Русь-Россия моя, Краса Ненаглядная...
Прикрепления: 8960739.jpg(99.5 Kb) · 5021189.jpg(393.6 Kb)


Гори, свети и освещай.
 
ЮлияДата: Понедельник, 08.10.2012, 12:48 | Сообщение # 2
Группа: Админ Общины
Сообщений: 4231
Статус: Offline
Русь моя – Красавица

Русь моя – Красавица в сарафане огненном,
Песня соловьиная, русая коса...
Русь моя – Красавица, стройная берёзанька,
Дали неоглядные, синие глаза...

Словно Красна Девица – Белая Лебёдушка,
Статью величавая, чистая душой.
О тебе, родимая, сердцем песня сложена,
Без тебя грущу всегда в стороне чужой...

В тяжких испытаниях мы с тобою выстоим,
И тебя, любимая, защитим от бед.
И, как птицы белые, разлетятся пО свету
Вести благодатные о твоей Судьбе:

Спящая Красавица, ты от сна пробудишься,
Заиграет жизнь твоя бурною рекой.
И весь Мир ты выведешь к Божьей Правде-Истине,
Снова назовут тебя, Русь моя, Святой!



Нонна Кукель. Навна
Прикрепления: 5567799.jpg(62.0 Kb)


Гори, свети и освещай.
 
ЮлияДата: Понедельник, 08.10.2012, 12:50 | Сообщение # 3
Группа: Админ Общины
Сообщений: 4231
Статус: Offline
К РАЗГАДКЕ РУССКОЙ ДУШИ


Н.К. Рерих в статье "Душа народов" из книги "Твердыня Пламенная" (http://lib.icr.su/node/685) пишет: "Герои во время их стремительного подвига и не подозревали, что они являются выразителями стран, выразителями самой ценной конденсированной психологии. Они творили Благо. Они следовали своему непосредственному зову сердца. Иначе они и не могли бы действовать, ибо иначе они не были бы теми самыми героями, память о которых не только живет, но и возносится и углубляется в проницательности народной.

Иногда может показаться, что имя героя, выразителя народной души, затемнено и точно отложено в какие-то дальние хранилища; но не от беззаботности это. Океанская волна тоже имеет свой ритм, и, рассыпавшись великолепным гребнем, она как бы исчезает только для того, чтобы опять набухнуть и кристаллизоваться в новом великолепии....

Одухотворенное сердце народа отлично знает, где был творящий самоотверженный подвиг. И не в исторической хвале, но в почитании и трепетном, бережливом отношении к именам этих подвижников народ выражает свою непреложную оценку. В суматохе жизни, может быть, опять временно не будут упоминаемы эти великие имена, но как только душа народная почувствует необходимость пищи духовной, она опять неуклонно возвратится к тем, кто вел ее к блестящим строительным достижениям.
Так каждая страна, у сердца своего, бережет имена, ведшие к Свету...
Тогда, когда нужно, народ опять обращается к выразителю своей сущности..."

На мой взгляд, одним из самых глубоких исследователей Души России был выдающийся русский философ Николай Александрович Бердяев. Нахожу в трудах Бердяева созвучие с Живой Этикой. Он глубоко проник в тайну Души России, отметив её противоречивость и парадоксальность.

У Бердяева есть произведение под названием "Судьба России" (1915 г.), которое начинается с «I. Психология русского народа. Душа России». Там есть такие строки: "Русская национальная мысль чувствует потребность и долг разгадать загадку России, понять идею России, определить ее задачу и место в мире.

Все чувствуют в нынешний мировой день, что Россия стоит перед великими мировыми задачами. Но это глубокое чувство сопровождается сознанием неопределенности, почти неопределимости этих задач.

С давних времен было предчувствие, что Россия предназначена к чему-то великому, что Россия - особенная страна, не похожая ни на какую страну мира...

Не может человек всю жизнь чувствовать какое-то особенное и великое призвание и остро сознавать его в периоды наибольшего духовного подъема, если человек этот ни к чему значительному не призван и не предназначен. Это биологически невозможно. Невозможно это и в жизни целого народа...

Для нас самих Россия остается неразгаданной тайной. Россия - противоречива, антиномична* (*парадоксальна - Ю.В.). Душа России не покрывается никакими доктринами. Тютчев сказал про свою Россию:

Умом России не понять,
Аршином общим не измерить:
У ней особенная стать -
В Россию можно только в е р и т ь.

И поистине можно сказать, что Россия непостижима для ума и неизмерима никакими аршинами доктрин и учений. А верит в Россию каждый по-своему, и каждый находит в полном противоречий бытии России факты для подтверждения своей веры.

Подойти к разгадке тайны, скрытой в душе России, можно, сразу же признав антиномичность России, жуткую ее противоречивость..."


Виктор Корольков. Алатырь-Камень


"Русская государственность занимала положение сторожевое и оборонительное. Она выковывалась в борьбе с татарщиной, в смутную эпоху, в иноземные нашествия. И она превратилась в самодовлеющее отвлеченное начало; она живет своей собственной жизнью, по своему закону, не хочет быть подчиненной функцией народной жизни. Эта особенность русской истории наложила на русскую жизнь печать безрадостности и придавленности.

Невозможна была свободная игра творческих сил человека. Власть бюрократии в русской жизни была внутренним нашествием неметчины. Неметчина как-то органически вошла в русскую государственность и владела женственной и пассивной русской стихией. Земля русская не того приняла за своего суженого, ошиблась в женихе. Великие жертвы понес русский народ для создания русского государства, много крови пролил, но сам остался безвластным в своем необъятном государстве.

Чужд русскому народу империализм в западном и буржуазном смысле слова, но он покорно отдавал свои силы на создание империализма, в котором сердце его не было заинтересовано.

Здесь скрыта тайна русской истории и русской души. Никакая философия истории, славянофильская или западническая, не разгадала еще, почему самый безгосударственный народ создал такую огромную и могущественную государственность, почему самый анархический народ так покорен бюрократии, почему свободный духом народ как будто бы не хочет свободной жизни?

Эта тайна связана с особенным соотношением женственного и мужественного начала в русском народном характере. Та же антиномичность проходит через все русское бытие. Россия - самая не шовинистическая страна в мире... Женственность славян делает их мистически чуткими, способными прислушиваться к внутренним голосам.

Но исключительное господство женственной стихии мешает им выполнить свое призвание в мире. Для русского мессианизма нужен мужественный дух, - без него и опять будет провал в эту пленительную и затягивающую первородную стихию русской земли, которая ждет своего просветления и оформления.

Все своеобразие славянской и русской мистики - в искании града Божьего, града грядущего, в ожидании сошествия на землю Небесного Иерусалима, в жажде всеобщего спасения и всеобщего блага, в апокалиптической настроенности. Эти апокалиптические, пророчественные ожидания находятся в противоречии с тем, что град этот- "святая Русь". Противоречие и противоборство духовной сытости и духовного голода - основное для России. Духовная сытость дается пассивный отдачей себя женственной национальной стихии...

Недостаток мужественного характера и того закала личности, который на Западе вырабатывался рыцарством, -самый опасный недостаток русских, и русского народа и русской интеллигенции. Сама любовь русского человека к родной земле принимала форму, препятствующую развитию мужественного личного духа. Во имя этой любви, во имя припадания к лону матери отвергалось в России рыцарское начало.

Русский дух был окутан плотным покровом национальной матери, он тонул в теплой и влажной плоти. Русская душевность, столь хорошо всем известная, связана с этой теплотой и влажностью, в ней много еще плоти и недостатка духа. Но плоть и кровь не наследуют вечности, и вечной может быть только Россия духа.

Россия духа может быть раскрыта путем мужественной жертвы жизнью в животной теплоте коллективной родовой плоти. Возрождение России к новой жизни может быть связана лишь с мужественными, активными и творящими путями духа, с раскрытием Христа внутри человека и народа, а не с натуралистической родовой стихией, вечно влекущей и порабощающей. Это - победа огня духа над влагой и теплом душевной плоти.

Русские почти стыдятся того, что они русские, им чужда национальная гордость и часто даже - увы! - чуждо национальное достоинство. Русскому народу совсем не свойственен агрессивный национализм, наклонности насильственной русификации. Русский не выдвигается, не выставляется, не презирает других. В русской стихии поистине есть какое-то национальное бескорыстие, жертвенность» (Н. Бердяев. "Истоки и смысл русского коммунизма").

Абсолютно верно подмечено насчёт того, что "русские почти стыдятся того, что они русские"!

Русская душа, пишет Бердяев, представляет собой сочетание разнородных сущностных начал: «неисчислимого количества тезисов и антитезисов» - свободы и порабощенности, революционности и консерватизма, новаторства и инертности, предприимчивости и лени.

«Русский народ — единый великий народ, а не механическая смесь разрозненных частей, преследующих лишь свои интересы.

Русский народ имеет свое лицо в мире, не похожее ни на один народ, свою историю, свое великое просимое и великое будущее, имеет задачи, выпавшие на его долю. И русский народ должен отстаивать себя как целое, защищать свое место в мире, свое дело в мире.

У всякого здорового, жизнеспособного, свободного человека это чувство сильнее, чем классовый интерес, чем классовая рознь. Это великое чувство национального единства и национального призвания есть у французов, у англичан, у немцев. Если бы оно совсем исчезло у русских, то Россия перестала бы существовать и русский народ рассыпался бы, как пыль.

Сейчас происходит в России болезненный и мучительный переход к новому национальному сознанию и новому свободному патриотизму. Старое умерло, новое же еще не родилось..."

____________________________________
(Цитаты из сборника статей Н.А.Бердяева "Судьба России", 1914-1917. "Психология русского народа. Душа России", опубликовано в 1915 г.).
Прикрепления: 6344869.jpg(83.0 Kb)


Гори, свети и освещай.
 
ЮлияДата: Понедельник, 08.10.2012, 13:13 | Сообщение # 4
Группа: Админ Общины
Сообщений: 4231
Статус: Offline
РУССКАЯ ДУША И РУССКИЙ ХАРАКТЕР

(Доклад, написанный мною в 2004 г.)


Замечательный русский художник Михаил Васильевич Нестеров (годы жизни 1862-1942) в 1915-1916 гг. создал масштабную картину под названием "На Руси" (другое её название - "Душа народа").



На полотне изображено шествие к раздольному берегу реки множества русских людей. Это люди всех возрастов и разных общественных слоёв, как бы собирательные образы. Но среди них просматриваются фигуры реальных личностей - Льва Толстого и Фёдора Достоевского - великих знатоков русской души и её выразителей. Так в реалистической манере, но символически художник изобразил душу народа.

Поэт Дмитрий Мережковский образно говорил о ДНЕВНОЙ и НОЧНОЙ душе человечества. Характеристику им даёт в отрывке из заметки «Во славу» в «Листах дневника» (т. 3, с. 183) Н.К. Рерих: «Одна холодная, рассудочная, дневная душа - она знает точные вычислительные приборы, аппараты и узкоматериальную логику вещей.

Другая - ночная. Для этой не существует обычной логики, она молча обходит её, вернее - не замечает. Ей нет дела до железных дорог, экономических выкладок, а вся она, точно трепетное ухо, прислушивается к происходящему в глубинах сознания, где совершается брак между духом человека и Космосом. И оттуда ночная душа выносит в бодрствующее сознание внезапные прозрения, необъяснимые ощущения...

Место дневной - в мозгу, ночной - в сердце. Мы называем вдохновенными безумцами, иногда - поэтами, решившими поведать нам таинственные шёпоты сердца, для которых рассудок не находит оправданий... Но они, эти люди, просто чуткие. И приятно сознавать, что среди них особое место занимают русские.

Русская мысль, которую, по словам Достоевского, так мучительно вынашивает русский народ, это мысль о Новом Мире, царстве вселенной правды.

Я носитель мысли великой, Не могу, не могу умереть, -
восклицает Николай Гумилёв в ту пору, когда он в пылу боя на Германском фронте ощутил:

Словно молоты громовые
Или воды гневных морей
Золотое сердце России
Мерно бьётся в груди моей.

Золотое сердце русское, бьющееся в миллионах, населяющих Русь, никогда не помышляло о чём-то узконационалистическом, шовинистическом, захватническом. Нет, оно всегда томилось неосознанными устремлениями всемирности и мечтой о храме всеобъемлющем, о граде Китеже, Новом Иерусалиме...

Говорилось и творилось во славу Русскую. Гремят Русские Победы. Куёт Русский Народ Великое будущее...» Так писал Николай Константинович в 1944 году.

Валерий Никитич Дёмин, учёный, исследователь «тайн Земли Русской» и автор многих книг на эту тему, поясняет: «Душа человека, индивидуума, определяется душой народа (а не наоборот) и душой того удивительного явления на Земле, которое называется Россией. Русские, оторванные от материнского лона, быстро утрачивают свою неповторимую особенность и уникальность».

Дёмин приводит в качестве примера судьбы многих эмигрантов из России в Южную Америку времён гражданской войны, которые в третьем поколении «практически растворились в местном населении, утратив все типичные черты русской натуры и русской души, а главное, лишившись потребности изъясняться на русском языке».

Поэт Алексей Хомяков писал: «Отечество - не географическое понятие. Это та страна и тот народ, создавший страну, с которым срослась вся моя жизнь, всё моё духовное существование, вся целостность моей человеческой деятельности. Это тот народ, с которым я связан всеми жилами сердца и от которого оторваться не могу, чтобы сердце не изошло кровью и не высохло».

Мы знаем, что среди эмигрантов «первой волны» были всё-таки те, кто эту сердечную связь с Россией не порывал прежде всего тем, что сохранял свою фамилию и свой язык и передавал их своим потомкам, которых-то по крови уже нельзя было и назвать русскими...

Язык - неотъемлемая часть самого человеческого существования; смерть языка означает смерть любого народа. В стихотворении Анны Ахматовой сказано:

...Не страшно под пулями мёртвыми лечь,
Не горько остаться без крова, -
И мы сохраним тебя, русская речь,
Великое русское слово.
Свободным и чистым тебя пронесём,
И внукам дадим, и от плена спасём
Навеки!

Русская душа во все времена многим иноземцам оставалась непонятной. Её тайны обусловлены, как считается, простыми тремя причинами. Первая причина - это сама необъятность Русской земли. Великий отечественный философ-космист Николай Фёдорович Фёдоров считал, что именно ширь Русской земли порождает широту русской души.

Вторая причина вытекает из необузданных сил природы, испокон веков окружавших русских людей. Выдающийся отечественный историк Василий Клечевский писал, что человек «в двухсторонней борьбе с самим собой и с природой вырабатывает свою сообразительность и свой характер, понятия, чувства и стремления, а частью и свои отношения к другим людям...»

Суровый и непредсказуемый климат, от которого во многом зависел будущий урожай, а значит и само существование народа, не мог не наложить отпечаток и на такие черты характера, как медлительность, выжидательность и осторожность, упование на извечный русский «авось»...

Третья причина обусловлена отношениями с другими народами в течение всей своей долгой истории на основе сосуществования и взаимообмена. Конечно, о генетической чистоте говорить не приходится. Как говорил Алексей Хомяков, «Россия называет своей славою и радостью правнука негра Ганнибала, тогда как свободолюбивые проповедники равенства в Америке отказали бы ему в гражданстве...»

В заметке «Сила народа» («Листы дневника», т.З, с. 604) Н.К Рерих пишет о доброте как о черте русского характера: «Не притворная доброта сентиментализма, за которой много чего скрываться может, а доброта мудрая, кованная в горниле претерпеваний, живёт в русском народе. Если и вспыхнет гнев, то скоро потухнет он. И злопамятства нет...

Говорят, что русский народ делает то, что ему на пользу. Да разве дурак он, чтобы делать себе во вред? В истории много раз Русь платила чужие долги. Довольно!... Радость наша в том, что русский народ не шовинист. Он и добр от широты мысли. Он и беды переживёт, ибо высоко его небо...»

Николай Константинович отметил и другие важнейшие черты русского характера: «В какие века не заглянем, всюду можно найти эти необыкновенные сочетания русского народа с народами всего мира... Незабываемы все прежние, глубокие проникновения русских в государственную жизнь всего мира... Вовсе не хотим сказать, вот мол какие мы, русские! Совсем другое хочется сказать, как факт непреложный, исторический.

В будущих летописях будет отмечено это русское всемирное даяние. Происходит оно, поистине, в планетарных пределах... Когда-то будет написана справедливая, обоснованная история о том, как много в разное время Россия помогла различным народам, причём помощь эта не была своекорыстна, наоборот, очень часто страдающей являлась сама Россия. Но помощь не должна взвешиваться. На каких таких весах полагать доброжелательство и самоотвержение?! Но, во всяком случае, ценность такого доброжелательства не ржавеет и в веках оно прорастает в доверие. Многие, многие народы видят в русском друга своего...» (Н.К.Р. «Нерушимое», «По лицу земли»).
Прикрепления: 1546280.jpg(96.8 Kb)


Гори, свети и освещай.
 
ЮлияДата: Понедельник, 08.10.2012, 13:14 | Сообщение # 5
Группа: Админ Общины
Сообщений: 4231
Статус: Offline
ОКОНЧАНИЕ................

Николай Константинович Рерих специфической чертой характера русского народа и особенностью русской души назвал стремление к подвигу, то есть беззаветное подвижничество во имя людей, их настоящего и будущего. Он замечает, что понятие «подвиг» сделалось устоем русского бытия и мировоззрения, что не встречается больше ни у одного народа («Л.Д.» , т. 3, с. 23): «...Как это ни странно, но ни в одном европейском языке не имеется равнозначного понятия. Говорят, что по-тибетски есть нечто близкое. Может быть, среди шестидесяти тысяч китайских знаков тоже имеется что-то подобное, но европейские языки не знают этого исконного, показательного русского выражения. Все труды геройства не дают полного понимания вечно движущегося, всесовершенствующегося русского подвига.

Героическое деяние - не то, Доблесть - не вместит. Самопожертвование - опять не то. Преуспеяние -
опять не то. Достижение-совсем иное, ибо в нём скрыто завершение, а подвиг не имеет ограничений...
В непрестанном, неутомимом служении добру творится великое преуспеяние, давшее вечно славных русских подвижников. Без шумихи слагается великое вечное русское делание. Всё вперёд и вперёд. Всё - во благо человечества...

Подвиг созидает, собирает благо, движет добро, совершенствует жизнь, учит именно человечности. Разве не чудесно, что именно русский народ породил это светлое, преуспевающее понятие? Великую ношу возлагает на себя подвижник. Берёт он её добровольно. В таком добровольстве заключена любовь не о себе, но о ближнем, ради которого по всем каменистым тропам идёт подвижник. Труженик он!
Он знает ценность труда. Он чует красоту делания и в ней, в трудовом поту, улыбается содружнику. Добротворчество, содружество, помощь всему угнетённому живёт в подвижнике.
Не только в великих наставниках народных проявлен подвиг Подвижников много. Все они трудятся, вечно учатся и двигают просвещение. В подвиге - движение, зоркость, терпение и знание, знание, знание!»

На таком Подвиге стояла Святая Русь! Этот Подвиг совершали писатели и поэты, во все времена возжигавшие огонь своим словом в сердцах людей. У России всегда был свои подвижники - даже если они чужого рода и племени, как, например, высокопочитаемые на русские святые - греки Кирилл и Мефодий, давшие русскую, болгарскую и сербскую кириллицу. Своё прекрасное слово о подвиге сказал поэт Алексей Хомяков:

Подвиг есть и в сраженьи,
Подвиг есть и в борьбе;
Высший подвиг в терпеньи,
Любви и мольбе.
Если сердце заныло
Перед злобой людской,
Иль насилье схватило
Тебя цепью стальной;
Если скорби земные
Жалом в душу впились –
С верой бодрой и смелой
Ты за подвиг берись.
Есть у подвига крылья,
И взлетишь ты на них...

Но Россия - исконное отечество не одних только русских людей. На необъятных её просторах живёт и трудится много разноязыких народов, сохранивших первозданность своего языка и самобытность своей культуры, и происходит их взаимообогащение. Душа всякого народа могущественна ещё и тем, что опирается на фундамент, воздвигнутый многими поколениями.
«Душа самовластна», т.е. свободна, - писал ещё в ХУ веке Фёдор Курицын - один из русских вольнодумцев. Любовь и тяга к воле, как и любовь к правде - одна из характернейших черт лучших представителей русского народа.

В. Дёмин в книге «Тайны Земли Русской» перечисляет «наиболее показательные свойства русского характера и русской души»: вселенскость, соборность, жертвенность, трудолюбие, долготерпение, потребность в наставничестве и вожачестве, участливость, долготерпение, исповедальность, совестливость, презрение к стяжательству, гордыне и властолюбию, одарённость, открытость, жизнестойкость, неунываемость, любвеобильность, гармоничность..

«Русский народ - христианин не только в силу Православия своих убеждений, но и благодаря чему-то более задушевному, чем убеждения. Он христианин в силу той способности к самоотвержению и самопожертвованию, которая составляет как бы основу его нравственной природы», - писал замечательный русский поэт и дипломат Ф.И. Тютчев (В кн.: «Россия и Запад: книга пророчеств», 1848 г. «Россия и революция», с.132, ).

Многие мыслители и писатели обращали внимание на женственность русской души, что проявлялось в тяге русской культуры к «вечноженственному». Первым обратил на это внимание А.И. Герцен в Х1Х веке, считая данную особенность присущей всему славянству: «В славянском характере есть что-то женственное; этой умной крепкой расе, богато одарённой разнообразными способностями, не хватает инициативы и энергии.

Славянской натуре как будто не достаёт чего-то, чтобы самой пробудиться, она как бы ждёт толчка извне. Для неё всегда трудно сделать первый шаг, но малейший толчок приводит в действие силу, способную к необыкновенному развитию...»

Николай Бердяев считал это трагедией русской души, её вечной бедой, которая неизбежно оборачивается недостатком мужественности и приводит к женской пасссивности, «в склонности к браку с чужим и чуждым мужем». Вот и приходится, дескать, постоянно терпеть то туретчину, то неметчину... «...Нет предела терпению многострадального русского народа. Государственная власть всегда была внешним, а не внутренним принципом..; она не из него создавалась, а приходила как бы извне, как жених приходит к невесте. И потому так часто власть производила впечатление иноземной, какого-то немецкого владычества...»

Николай Константинович Рерих писал: «Чтобы полюбить Родину, надо познать её... Русскому народу, всем народам, которые с ним, даны дары необычные. Сокровища азийские доверены этим многим народам для дружного преуспеяния. Доверены пространства, полные всяких богатств. Даны дарования ко всем областям искусства и знания. Дана мысль об общем благе. Дано познавание труда и бесстрашная устремлённость к обновлению жизни.

Где нарождается красота, там придёт и расцвет всех трудовых достижений. В мирном труде познаётся и мир всего мира. В мире идёт строительство и светлое будущее. А где постройка идёт, там всё цветёт. Полюбите Родину всеми силами - и она вас возлюбит» (Н.Рерих. «Мы любовью к Родине богаты»).


Гори, свети и освещай.
 
ЮлияДата: Понедельник, 08.10.2012, 13:29 | Сообщение # 6
Группа: Админ Общины
Сообщений: 4231
Статус: Offline
ПРЕДЛАГАЮ ВАШЕМУ ВНИМАНИЮ ПРОИЗВЕДЕНИЕ Н.К. РЕРИХА,
ПОСВЯЩЁННОЕ ВЕЛИКОМУ ВОЕВОДЕ ЗЕМЛИ РУССКОЙ.


ОН



Н.К. Рерих. Святой Сергий Радонежский. 1932


В полном безветрии затрепещет ли ветка на дереве, думаете вы: Он ли? На тихом лугу вдруг завьется, закружится травинка, а движения воздуха не слышно. — Он ли? Из далей протянется зовущий звук, точно бы звучание рога или чей-то призыв. — Он ли?

Со скалы покатился камешек. — Он ли? Конь прервал бег и, одинокий, в степи слушает что-то. Поднята голова, ноздри напряжены, грива и хвост развеялись по ветру. — Он ли? Собака вдруг остановилась. Поднята морда, слегка машет хвостом, глаза устремлены. — Он ли? Зашуршал на скате песок. — Он ли? Человек вышел из юрты, что-то слушает, куда-то глядит. — Он ли? Ветер запел еще неслыханную мелодию, гремит и звенит, в нем слышится какое-то, почти внятное, слово. — Он ли? Загрохотал гром, молния блеснула, все встрепенулись, обернулись. — Он ли? Все так замолкло, так напряглось в молчании и так наполнилось. — Он ли?

Присутствие, великое присутствие наполняет природу. С чего бы колыхаться травинке, почему трепетать ветке дерева, откуда хруст валежника, почему срывается песок с горы, почему и куда всматривается напряженно собака? — Он идет, Он приближается. Если сосчитать удары сердца, то в их ускоренности, в их наполнении можно понять, насколько сущность наша знает это приближение.

Он неслышно идет. Он не испугает. Он обережет, и если даже дотронется в ведении, то и это прикосновение будет непередаваемо земным словом. Он — всегда жданный, всегда внутренне ощущенный. Он — запечатленный в глазу и все же незримый. Он — всегда слышимый, но в буднях невнятный. Он — пламенный и рассеивающий тьму. Его прохождение прекрасно.

Его ждут и даже не понимают напряженности этого скрытого ожидания. И свет незримый, и гром неслышимый все-таки и зримее, и слышнее самых обыденных звучаний. В глубокой пещере звучат удары барабана. И в другой пещере они слышны. А то, другое, хотя и не слышимо, но заставляет еще сильнее биться сердце.

Можно загрубеть. Можно натереть мозоли на душе и сердце. Можно намозолить язык паскудными выражениями. Можно дойти до усмешки над тем, что заслуживало бы лучшего почитания. Вот уже и сердце как будто окаменело. Но когда неслышимая поступь коснется близлежащего камня, когда дрогнет под шагом тихим и спешным песчинка, то и самое окаменевшее сердце содрогнется. Как бы ни бахвалилось сердце человеческое, в какую бы мохнатую шкуру оно ни пыталось зашить себя, все-таки от неслышного гласа оно вздохнет о чем-то возможном, о чем-то отогнанном.

Кто же заставил отогнать то, что уже было так близко? Кто же понуждал затыкать уши, когда благий голос взывал и просил опомниться? Ведь одеревенение не только происходит в каких-то кровавых преступлениях. Кровь сердца проливается и словами, и помышлениями. Изгнана любовь, испугана вера, отброшена надежда и скорбно отошла София-Премудрость. А ведь она крылом своим уже касалась.
Ведь по псалму:

Когда утверждал основание Земли,
Тогда я была при Нём строительницей.
Я была Ему каждый день веселием,
Непрестанно радуясь пред лицом Его...
Теперь послушайте меня, дети,
И блаженны суть хранящие пути мои.
Послушайте наставления.
И сделайтесь мудрыми и не отступайте:
Блажен человек, слушающий меня.
Бодрствующий каждый день при дверях моих,
Ожидающий при столбах у ворот моих,
Потому что нашедший меня нашёл жизнь
И получит благословение от Господа.
Но согрешивший против меня
Наносит вред душе своей.
Все ненавидящие меня
Любят смерть.

Он всегда заповедует о жизни, о жизни вечной. Он знает великую строительницу. Он знает пути ко Господу. Он говорит: «Исполните все пути мирные, испытайте всю меру мира, и тогда победа за вами». Он благословит битву после того, как удостоверится, что пути мирные исчерпаны. Он допустит все ис¬пытания и в них укажет прочные камни перехода и всхода.

Он никогда не обременит непосильно. Он укажет путь, всегда новый, неожиданный в своем несказуемом значении. Он придет в минуту последнюю, там, где вера и под пламенем жара продолжает цвести благоухание. Он, познавший видение Владычицы, знает, как может трепетать сердце. Он никогда не нарушит доброе сердце человеческое. Он оценит каждое сердечное устремление. Он знает, что такое признательность. Он умеет направить на путь кратчайший.

Он дает хорошие пути. Он не считает расстояния, ибо знает меры нездешние. Он скажет идущему на запад: «Поверни к востоку». Он обернет устремленного к северу на юг. Он шепнет не расседлывать ко¬ня на ночь и не закрывать входа шатра. Он указывает наступление там, где по-людскому предполагается отход. Он знает лучшее приближение даже там, где люди в стесненности полагают уход. Он говорит отходящему: «Ты приближаешься». Он торопит, не считая меры земные.

Он ведет к поспешанию. Он знает невидимые меры времени. Он оборачивает стрелы демонов. Он проницает тьму светом незримым. Он всегда недалек. Он пройдет иногда близко и человечески слышимо, чтобы напомнить и обострить ухо людское. Он воссияет мгновенно, чтобы просветить и глаз человеческий. Если отемневает глаз, то засияет и просветление — было бы сердце преданно и трепетно.

Он не покинет, если не отринуть руку водящую. Он сказал о вере, о доверии. Он сказал о надежде — знании.
Надежда — знание. Творяща вера. И любовь окрыляюща. Он скажет ли идти назад? Он знает только продвижение, но вехи путей разноличны.

Ему сослужил Пламенный. Сам Пламенный сослужил и даже дал себя видеть. Кто же может утверждать, что никогда не увидит, и откуда пришло бы такое утверждение, не от смерти ли? Жизнь говорит — захоти и увидишь, пожелай и познаешь.

Он — воевода ведущий. Он ведет неутомимо и непрестанно. Маловеры, неужели подумаете, что остановитесь? Неужели помыслите об отступлении? Он со знаменем, с утверждением ведет. Он доведет. Он построит.

Он уже несет град сложенный. В Звенигороде колокола новые. Он дал им язык. Он слил металлы горные с воздушными силами, чтобы удостоверились.

Он идет — и неслышно, и ветка не хрустнет. Он проходит — и скалы сокрушаются. Он поспешает — и гром гремит, и сияет молния.

Он идет — Воевода.

Тимур Хада
10 августа 1935



Н.К. Рерих. Звенигород. 1933
Прикрепления: 2697380.jpg(48.7 Kb) · 5074706.jpg(168.4 Kb)


Гори, свети и освещай.
 
ЮлияДата: Понедельник, 08.10.2012, 13:32 | Сообщение # 7
Группа: Админ Общины
Сообщений: 4231
Статус: Offline
ОБРАЗ МАТЕРИ МИРА


В книге Н.К. Рериха "Держава Света" в 1931 году было написано: "Пусть теперь женщина - Матерь Мира скажет: "Да будет Свет." Продолжу мысль.

"Образ Матери Мира Рериха — это тот же лик космической Софии" (Е.П.Маточкин. Н.К. Рерих и русский космизм).

Е.И. Рерих писала («Письма в Америку», т.3): «Век Майтрейи, Владыки сострадания, Век Матери Мира завещан человечеству и Ее звезда поднимется скоро над горизонтом.
Не упустим ее появления».

Учение Живой Этики говорит о Матери Мира как о Великой Комической Сущности.

В книге Учения Беспредельность, сказано:
"...Советую произносить Имя Матери Мира не как символ, но как мощь дающую. Советую обращаться к Источнику Безпредельности не как к символу, но как к явлению Вечности, как к вечно рождающему красоту и творящему твердь".

"Космическое Дыхание Матери Мира всепроникающе. Истинно, всё им проникнуто. Жизнь от малейших былинок до неисчислимых величин движется и дышит этим Дыханием. Как же не осознать силу, движущую Вселенную!.."
(Беспредельность, ч.1, §§ 9,10).

"Урусвати – пора сказать, что так Зовем звезду, которая неудержимо приближается к Земле. Издавна она была символом Матери Мира, и эпоха Матери Мира должна начаться, когда Ее звезда приблизится к земле небывало.

"Великая эпоха начинается, ибо духоразумение связано с Матерью Мира. Даже знающим срок дивно смотреть на физическое приближение сужденного. Важно наступление очень великой эпохи, которая существенно изменит жизнь Земли..." Живая Этика, Озарение, ч.2, гл 4, 11).

В книге "Химават" Рерих говорит: "Радж-Раджесвари – Всемогущая Матерь. Тебе поет индус древности и индус наших дней. Тебе женщины приносят золотые цветы и у ног Твоих освящают плоды, укрепляя ими очаг дома. И, прославив изображение Твое, его опускают в воду, дабы ничье нечистое дыхание не коснулось Красоты Мира.

Тебе, Матерь, предначертано место на Великой Белой Горе, никем не превзойденное. Ведь там встанешь, когда придет час крайней нужды, когда поднимешь Десницу Твою во спасение мира. И, окружася всеми вихрями и всем светом, станешь как столб пространства, призывая все силы далеких миров.

На всем Востоке и на всем Западе живет образ Матери Мира и глубокомысленные обращения посвящены этому Высокому Облику.
Великий Лик часто бывает сокрытым, и под этими складками покрывала, сияющего квадратами совершенства, разве не увидим тот же Единый Лик общей всем Матери Мира! <...> (Н.К. Рерих. "Радж-Раджесвари").

"Матерь Мира скрывает Имя Своё. Матерь Мира закрывает Лик Свой.

Матерь общая Владыкам, не символ, но великое явление Женского Начала, представляющего духовную Матерь Христа и Будды. Та, которая учила и рукоположила Их на подвиг.

С давних пор Матерь посылает на подвиг. По истории человечества Её рука проводит неразрывную нить…

После Атлантиды, когда Люцифер нанёс удар Культу Духа, Матерь Мира начала новую нить.

После Атлантиды Матерь Мира сокрыла Лик свой и запретила произносить Имя своё, пока не пробьёт час Светил" (Криптограммы Востока).

«На Востоке культ Матери Мира, богини Кали, или Дурги, очень распространён, а в индуизме, можно сказать, он является преобладающим. Во всех древнейших религиях женские божества почитались самыми сокровенными. Во главе всего или, так сказать, за покровом, находится Вечное и Непрекращающееся Дыхание всего сущего. Но на плане Проявленного царствует вечно женственная Природа, или великая Матерь Мира.

В 1924 году лучи светила Матери Мира, планеты Венера, достигли Земли и, окропив её, пробудили новое сознание. Много женских очагов возгорелось к новой жизни.

В 1924 году Н.К. Рерих написал несколько вариантов своей картины «Матерь Мира». Воспроизведение с одной, которая была написана отчасти на основании моего видения, получило самое широкое распространение» (Из писем Е.И. Рерих).

Е.И. Рерих были даны указания, как надо писать картину: "...художник должен писать ауру так: сине-лиловый круг около головы, затем чисто лиловый круг, заключающий пространство от верха первого круга до колен, и затем как бы большой фиолетовый овал, таким образом, фиолетовый является боевым тоном против внешних прикосновений, тогда как головной круг отвечает духу и должен быть защищен, находясь в нижних слоях Земли.

Внешний овал как бы усеян пурпуровыми искрами, что дает ему стойкость при случайных встречах. Но если передать впечатление, то нужно прописать серебристо-лиловый головной круг, темнее лиловый большой и чуть заметную атмосферу овала" (В книге: Е.Рерих. "У порога Нового Мира. "Огненный опыт").


Н.К. Рерих. Матерь Мира. 1924


Картина "Матерь Мира" - это центральное полотно в серии картин Николая Константиновича Рериха "Знамёна Востока". Вот что пишет о картине искусствовед Е.П. Маточкин в статье Н.К. РЕРИХ И РУССКИЙ КОСМИЗМ":

"Её образ Рерих принес из древних культов, где она жила как земля, как солнце, как огонь. Действительно, как писал Булгаков, «в почитании женской ипостаси в божестве язычеству приоткрылись священные и трепетные тайны, не раскрывшиеся в полноте, быть может, еще доселе и боящиеся преждевременного обнажения. Язычество трепетно прозревало не только Христа, грядущего в мир, но и его Пречистую Матерь, Приснодеву Марию, и как умело, оно чтило Ее под разными ликами».

Обращаясь теперь к Флоренскому можно еще углубить понимание рериховского образа: «...дева Мария центр тварной жизни, точка соприкосновения земли с небом. Она Избранная, Царица Небесная и, тем более, Земная. Она имеет космическую власть. Она "всех стихий земных и небесных освещение". Она — "над всем Царица". Она — "Владычица мира"».

Рериховская Матерь Мира сочетает в себе уже не только различные христианские иконографии, как талашкинская Царица Небесная, но и изображения восточных божеств. Так, некоторые композиционные приемы идут от образа богини Каннон, созданного японским художником И. Иченом (Бостон, Музей изящных искусств).


Н.К. Рерих. Царица Небесная над Рекою Жизни. 1911


«На всем Востоке и на всем Западе живет образ Матери Мира и глубоко значительные обращения посвящены этому высокому Облику. Великий Лик часто бывает закрытым, и под этими складками покрывала, сияющего квадратами совершенства, не кажется ли тот же Единый Лик общей всем Матери Сущего!» — писал Рерих ("Твердыня пламенная").

Матерь Мира изображена в космическом пространстве среди созвездий, причем каждая звезда — эта миниатюрная фигурка Учителя, сидящего в традиционной для Востока позе. Оригинальное художественное решение, хотя еще Флоренский отмечал, что «по воззрению Оригена, светила небесные суть тела ангелов».

В книге "Твердыня пламенная" Рерих поясняет, что Матерь Мира создала «племя Святых людей, не знающих ни земли, ни народности; поспешающих на крыльях духа на помощь, на сострадание, сотрудничество, спешащих во Благо, несущих капли Всепонимания, Всеединой Благодати». Надо полагать, что остальные 18 картин серии ''Знамена Востока" посвящены этому племени Святых людей, совершенным человекоподобным существам космоса по Циолковскому, и сама его "причина космоса" — высшая любовь — "Матерь Мира" Рериха.

Если светила Учителей лишь маленькие искры космического огня, то Матерь Мира — это океан света. Написана она так, как если бы Рерих буквально следовал словам Флоренского: «Словно какая-то ткань, словно какое-то тело из тончайших звездных лучей ткется в мировых основах».

Действительно, Матерь Мира в картине Рериха словно соткана из сияющей пряжи. Художник, как бы используя недавно открытый принцип дуализма материи, формирует фактуру живописи то в виде светящихся лучей и волн, то в виде красочных отдельных корпускул.

Удивительно качество светоносности центрального полотна, объединяющего своим белым сиянием всю многоцветную радугу остальных картин серии.

Эта живая ткань красоты — спутница Матери Мира — осмысляется Рерихом как Культура: «Духовное понимание и созвучие ткут светоносную ткань Матери Мира — священную Культуру». Если учесть, что в его понимании культура есть культ света, тогда рериховские мысли близки мыслям Флоренского о том, что означает «красота духовная, ослепительная красота лучезарной, светоносной личности»: «...красота свет, и свет — красота.

Абсолютный же свет есть абсолютно-прекрасное,— сама Любовь в ее законченности...».



Н.К. Рерих. Матерь Мира. 1930-е годы
Прикрепления: 8471142.jpg(118.1 Kb) · 7514044.jpg(166.3 Kb) · 1062724.jpg(259.4 Kb)


Гори, свети и освещай.
 
ЮлияДата: Понедельник, 08.10.2012, 13:33 | Сообщение # 8
Группа: Админ Общины
Сообщений: 4231
Статус: Offline
М.К. ТЕНИШЕВА И ХРАМ В ТАЛАШКИНЕ



Фото: Храм Святого Духа


"Царица Небесная над Рекою Жизни" - так называлась стенопись Храма Святого Духа в Талашкине, имении княгини М.К. Тенишевой. Этой работой Рерих занимался в 1911-1914 гг. Рерих сделал роспись для алтарной части церкви, а затем дал литературную разработку сюжета. Вот что он писал ("Царица Небесная"):

"Высоко проходит небесный путь. Протекает река жизни опасная. Берегами каменистыми гибнут спутники неумелые: не знающие различить, где добро, где зло.

Милосердная Владычица Небесная о путниках темных возмыслила. Всеблагая на трудных путях на помощь идёт. Ясным покровом хочет покрыть людское все горе, греховное.

Из светлого града. Из красной всех ангельских сил обители Преблагая воздымается. К берегу реки жизни Всесвятая приближается. Собирает святых кормчих Владычица, за людской род возносит моления.

Трудам Царицы ангелы изумляются. Из твердыни потрясенные сонмы подымаются. Красные, прекрасные силы в подвиге великом утверждаются. Трубным гласом Владычице славу поют.

Из-за твердых стен поднялись Архангелы. Херувимы, серафимы окружают Богородицу. Власти, Престолы, Господствия толпами устремляются. Приблизились начала, тайну образующие.

Духу Святому, Господу Великому передаст Владычица моления. О малых путников вразумлении, о Божьих путей посещении, о спасении, заступлении, всепрощении. Подай, господи, Великий Дух.

Подымается к Тебе мольба великая. Богородицы моление пречистое. Вознесем Заступнице благодарение. Возвеличим и мы Матерь Господа: “О Тебе радуется, Благодатная, всякая тварь”.
1910

Великолепно слово Н.К. Рериха, оно рисует яркие, живые образы. В завершении сказа - слова молитвы: "О тебе радуется, Благодатная, всякая тварь".

Изображение Царицы Небесной у Рериха далеко от канона православной церкви; Владычица Небесная изображена без божественного младенца и выступает творящим началом мироздания, отождествляемым с женским началом.



Прекрасным олицетворением женского начала была хозяйка имения Талашкино - Мария Клавдиевна Тенишева (1867 - 1928), которую современники называли "гордостью всей России". Об этой удивительно талантливой женщине, выдающейся просветительнице, можно узнать подробнее на этих сайтах:
http://www.newacropolis.ru/magazines/5_2002/Mechta_kn_Tenishevoi/; http://www.talashkino.ru/3.htm
http://yablor.ru/blogs/flenovo-usadba-knyagini-mk-tenishevoy/531239;
http://ru.wikipedia.org/wiki/
Прикрепления: 8721788.jpg(86.2 Kb) · 2368545.jpg(67.6 Kb)


Гори, свети и освещай.
 
ЮлияДата: Понедельник, 08.10.2012, 13:34 | Сообщение # 9
Группа: Админ Общины
Сообщений: 4231
Статус: Offline
ОКОНЧАНИЕ................

В просвещении народа Мария Клавдиевна Тенишева видела залог будущего процветания России.
Тенишева очень любила Россию и русских людей, и потому так современно звучат ее слова о нас:

Меня всегда коробит шутливая снисходительность по отношению к коренным недостаткам нашего русского характера, которые обыкновенно, в виде утешения, объясняют "славянской натурой". Что это такое за "славянская натура"? Говорят, что особенностями этого нашего характера являются доброта, мягкость, доверчивость, добродушие, мечтательность и снисходительность.

Без сомнения, такие черты были бы очень симпатичными, если бы они проявлялись в здравых границах благоразумия, в противном же случае они легко становятся недостатком, наносящим не только ущерб близким, но и вред обществу.

В преувеличенной мере эти самые свойства легко вырождаются, и доброта превращается в слабость, мягкость - в бесхарактерность, доверчивость - в безалаберность, добродушие - в шаткость, мечтательность - в лень и, наконец, снисходительность - в беспринципность. Из всех наших сословий, я думаю, лишь крестьянство и духовенство еще сохраняют в чистом, неискаженном виде эти стороны характера...

А что же случилось с верхами? С так называемыми образованными сословиями? Случилось то, что они дали нам ряд поколений, лишенных патриотизма и презрительно и недоброжелательно относящихся ко всему русскому.

Русское общество веками понемногу теряло свое достоинство, стало стыдиться самого себя, и в наши дни у большинства окончательно исчезло сознание русской национальной идеи. Наша интеллигенция, за малым исключением, вышла обезличенной, отрекшейся от всего своего, с чужими, навеянными идеями и напичканная вкривь и вкось утопиями западной материалистической философии, которая у многих ребром легла в спутанных и еще недозревших мозгах.
Этот, даже весьма многочисленный сорт "интеллигентов" в других условиях был бы даже забавен, с его болезненной заботой проходить за ультрапередовых и по своей нетерпимости, переходящей в род какого-то сектантства, выражающегося в том, что те, кто имеет смелость не быть слепо с ними заодно или проявить самостоятельные убеждения, для них парии, которых без разбора валят в один и тот же мешок "ретроградов" (М.К. Тенишева. "Впечатления мой жизни").

Выдающиеся художники России писали портреты Тенишевой. В их числе И. Репин, К. Маковский, М. Врубель.


И.Е.Репин. Княгиня М.К. Тенишева


Когда смотрю на М.К. Тенишеву с её величественной красотой и статью, вспоминаю скульптуру Н.А. ЛАВЕРЕЦКОГО "РОССИЯ".



Удивительно, как иногда совпадают ассоциации у разных людей. Оказывается, художник М.А. Врубель изобразил Тенишеву в образе девы-воительницы - Валькирии.


М.А. Врубель. М.К. Тенишева. 1899

Восхищаюсь деятельностью этой женщины, устремлённостью её духа к Красоте, к высокому и благородному!

Княгиня Тенишева (титул достался ей от мужа) поддерживала множество прекрасных художников материально, давала возможность расцвести талантам, составившим затем гордость России.

Какой пример сегодняшним состоятельным людям!
Прикрепления: 0835115.jpg(24.8 Kb) · 9477500.jpg(34.0 Kb) · 1975500.jpg(73.1 Kb)


Гори, свети и освещай.
 
ЮлияДата: Понедельник, 08.10.2012, 13:59 | Сообщение # 10
Группа: Админ Общины
Сообщений: 4231
Статус: Offline
Людмила МАТВЕЕВА

Кривые зеркала


Разбейте в мире зеркала!
Разбейте их в своих домах,
Разбейте их в своих умах,
В сердцах разбейте!

Пусть разлетятся в пыль и прах
И в окровавленных сердцах
Погаснет гнев, исчезнет страх,-
Любовь испейте!

У зазеркаленных витрин
Стоят и раб, и господин,
И путь у них, увы, один,
И он - не с Богом.

Разбейте в мире зеркала,
Чтоб не свела нас всех с ума
Ложь, лицемерье и вражда
В мирке убогом.

Разбейте в мире зеркала,
Их подарил нам Сатана,
Чтоб отошли мы от Отца...
(И мы отходим.)

Чтоб за сиянием зеркал
Улыбкой выглядел оскал,
Священник беззаботно лгал:
"Под Богом ходим..."

Увы, не ходим, а ползём,
Себе самим хвалу поём,
Притом униженно грызём
Чужой кусок...

Тонущий должен сам спастись,
Погибнуть, или - вознестись,
Учиться надо, так учись,
Таков урок.

Христос давно сошёл во Ад
Мрак разогнать, развеять смрад,
Но кто-то пятится назад
На блеск зеркал...

Фальшивым солнцем ослеплён,
Царящей ложью упоён,
Он сам собою оскоплён,
Бесплодным стал...

И не живёт его душа
По Божьей воле, но греша,
Пред зеркалами не спеша
Себя он холит.

В руках финансовый успех,
Прикрыв разврат своих утех
Игрой изысканных манер,
Собой доволен.

А кто-то, глядя в зеркала,
Мать проклинает:
Родила, а жить богато не смогла,
И нет наследства...

И гложет зависть день и ночь,
И отлетают годы прочь,
Залезть в чужой карман непрочь
Тот "некто" с детства.

И размножая только грех
Среди зеркальных всех утех,
Прожив всю жизнь свою наспех,
В потьмах уходим...

Туда, в неведомую даль,
Где сестры Радость и Печаль,
Накинут молча свою шаль,
И в путь проводят...

И снова мир кривых зеркал,
И снова хищный их оскал,
О, человек, ты низко пал,
Пора подняться!

Разбить кривые зеркала,
Чтоб Правда в мир земной сошла,
Чтоб в Небеса Любовь звала
Во имя счастья!

Всё можем вместе ты и я,
Ведь мы с тобой - одна семья,
Мы - искры одного Огня,
А, значит, - БРАТЬЯ!




Гори, свети и освещай.
 
Форум » ЛИТЕРАТУРНОЕ ТВОРЧЕСТВО » ЮЛИЯ ВЛАДОВА » РОССИИ СОБОРНАЯ ДУША
  • Страница 1 из 25
  • 1
  • 2
  • 3
  • 24
  • 25
  • »
Поиск:

AGNI-YOGA TOPSITES