Вторник, 17.07.2018, 06:21

Приветствую Вас Гость | RSS | Главная | Форум | Регистрация | Вход

[ Новые сообщения · Участники · Правила · Поиск · RSS ]
Форум » ЛИТЕРАТУРНОЕ ТВОРЧЕСТВО » ЮЛИЯ ВЛАДОВА » РОССИИ СОБОРНАЯ ДУША
РОССИИ СОБОРНАЯ ДУША
ЮлияДата: Понедельник, 08.10.2012, 14:09 | Сообщение # 11
Группа: Админ Общины
Сообщений: 4231
Статус: Offline
Н. Рерих

Воспоминание о Талашкине


Обеднели мы красотою. Из жилищ, из утвари, из нас самих, из задач наших ушло все красивое. Крупицы красоты прежних времен странно остаются в нашей жизни, и ничто не преображают собою. Даже невероятно, но так. И обсуждать это старо.
Умер, умер великий Пан.

Полные мечтами о красоте являются груды изданий, живут десятилетия; на том же слове и умирают. А самодовольное сознание наше молчит по- прежнему. По-прежнему удивленно-насмешливо обозреваем мы истинные попытки украшения жизни и при случае плохо встречаем беспокойных искателей. Нескончаемо медленно вырастают ряды любителей искусства.

У нас в России

Говорить так нелегко. Необходимо почувствовать иное — без ужаса сознания, что старая Русь по своему художественному смыслу была ближе нас современному Западу. Необходимо, но можно ли?

Стыдно: в каменном веке лучше понимали значение украшений, их оригинальность, бесконечное разнообразие. Не для нашего безразличия расцвели красоты восточных искусств. Драгоценная струя Возрождения нам не ближе пестрой шумихи.

В хранилищах и в собраниях среди омертвелых красивейших форм, и даже не очень давних, приходят грустные мысли. Лучше и не вдумываться в украшения древности... Проще сожалеть далекое, дикое время и кичиться “прогрессом”. Сколько нелепого иногда в этом слове. Что же и требовать от нас? Справив тысячелетие своего царства, мы еще не научились достойно почтить даже красоту старины; беречь ее хотя бы по значению историческому, если пути искусства нам непостижимы.Трудно добиться в России толка в деле старины; новые шаги тяжелы тем непомернее.

Для нас красота — звук пустой, непонятный и стыдный: что- то неподобающее? Не нужна красота там, где живет великое уныние нашего времени — всевластная пошлость; где пошлостью и видят и чувствуют; где на все необычное опускаются тысячи рук. Не сказать ли примеры?
Не от столицы ждать красоты. Не от их сиротливых музеев, не от торжищ искусства. Все красивое там теперь гость случайный. В этих истоках грязнится живая вода, а бьет она нежданная из тишины и покоя — от самой земли. Вершина и корень. Венец и основа засветят свет красоты на гибель середине.
Нужно дело. Новые шаги нужны, как бы затруднены они не были.

Последнее время и у нас есть попытки пробить свежие родники. И все поновители нашей жизни достойны великой чести. Уже несколько лет наблюдаю такой родник. Это не сухая подделка под старину. Как и должно быть в живом деле, в нем нет подневольных путей. Почтена старина лучшим вниманием: в ней найдена живая сила — сила красоты, идущей к новизне, и основу которой соткали для кристаллов векового орнамента все царства природы: звери, птицы, камни, цветы... Сколько очаровательных красок, сколько новых, неиссякаемых линий!

Украшателю жизни не материала искать: искать чистоту мысли, непосредственность взгляда и проникновение в благородство старых форм. И далеко должно быть вдохновленное примером старины от разврата стиля, по близорукости нашей часто называемого “новым”.
В роднике — о нем думаю — работают друзья искусства, полные лучшими мыслями.

Приходили к нему и достойнейшие наши художники. И Врубель, тончайший мастер, приходил к нему; был у него и Малютин, и другие, интересные. Близки ему работы покойных художниц Поленовой и Якунчиковой. Создает родник и новые силы; им крепнут и Зиновьев, и Бекетов; талантливая молодежь. Борщевский, оказавший такую услугу друзьям старины русской своими снимками и так мало отмеченный нашим официальным искусством, нашел в роднике достойную оценку.

* * *

В Кривичах Смоленских на великом пути в Греки этот РОДНИК. Там многое своеобычно. Дело широко открыто всему одаренному, всем хорошим поискам. Слышатся там речи не только про любимцев минуты, но и про многих других, чьи имена случайно сейчас не на гребне волны. Княгиня Тенишева Mapия Клавдиевна стремится истово ставить дело в своем Талашкине под Смоленском. От близости такого центра художества обновляется интерес и к самому старому городу Смоленску.

Покойный Сизов, давний друг Талашкина, всегда отзывчивый и живой, хорошо сказал мне про начало движения. Редактор “Мира Искусства”, С. П. Дягилев, сообщая об изделиях мастерских княгини, чутко отметил свое впечатление. “У Талашкина есть будущее”, еще недавно говорил мне М. В. Нестеров. Главное: нет в Талашкине тягости заклятого круга. Пусть не избегнуты иные увлечения, даже отвлечения: они всегда в искусстве; но чувствуется насколько дело гибко, насколько способно принять все достойное, перебродить в нем и расти.

Искренняя любовь к искусству должна быть, чтобы поднять и установить такое художественное хозяйство. Устройство мастерских, школ и музея сложно и хлопотливо. Около них сплетается хитрая сеть отношений между участниками, долгие переписки о предметах старины, часто уже вывозимых за границу. Собирателю ведомо, что не очень просто заполняются его шкафы и полки. Нужна забота. Такая забота есть у Марии Клавдиевны. Долгое время она жила в искусстве. Удалось ей уже несколько крупных задач.

В Русском Музее в Петербурге ее отдел акварели русской. Только благодаря заботам княгини Музей не остался самодовольно чуждым таким художникам, как Врубель, Пурвит, Якунчикова, Бломстед, Эрнефельд, Энкель... Хорошее собрание; оно постоянно растет новыми покупками. Но мысль первоначальная была еще полнее; думалось о целом собрании образцов всей истории акварельной живописи Запада. Думалось и осуществилось уже это, но задача оказалась не по силам обширна уставу Музея. Отличные вещи Месонье, Казена, Гарпиньи, Латуша, Ропса, Симона, Менара и еще скольких не были приняты Музеем. И распалась мысль о широко сложенном и нужном столице труде. Невероятно?



Спас Нерукотворный. Мозаика по эскизу
Н.К. Рериха над входом церкви в Талашкине
Прикрепления: 1983229.jpg(59.2 Kb)


Гори, свети и освещай.
 
ЮлияДата: Понедельник, 08.10.2012, 14:10 | Сообщение # 12
Группа: Админ Общины
Сообщений: 4231
Статус: Offline
ПРОДОЛЖЕНИЕ.....................

Первая помогла княгиня появлению “Mиpa Искусства”. Сколько заботы было об удобстве творчества многих художников... Наконец, теперь окончено собрание действительно выдающегося музея художественно-прикладного и этнографического. И опять музей отдается на общее пользование.
Радость будет Смоленску.

Музей из Талашкина уже перенесен в город. Многие прекрасные вещи заботливо собраны в нем. Замечательны и шитье, и резьба, иконы, и скань, и металл. Объединяет их личный вкус, не только буква науки; субъективная основа всегда дает отпечаток уюта собраниям. Между старинными вещами займут должное место работы новейших мастеров, несравненные уники Лялика, Фаллиза, Галлэ, Колонна, Тиффани и других бесподобных. Конечно, Смоленск уже покосился на дело и предпочел выгребать песок из под стен и башен, из под своего знаменитого ожерелья, но сохранить одну из них для музея — оказалось негожим. Случилось это к добру. Крепче Музею стоять на своем дворе за ясным уставом — обороною от всяких случайностей нашей цивилизации.

Без устали поднять столько дел, дорогих искусству, по нашему времени просто небывало; можно только особою склонностью к искусству и многолетнею подготовкой. И вот, когда видишь в Талашкине радость и от курганной эмали, и от гребня Лялика, от новейшего образца переплета, от миниатюры, от лиможей и клуазонэ, от резного складня, от шитья убора — от самых разных красивых вещей, внутренне радуешься за дело.
Значит, оно жизнеспособно.

* * *

В Талашкине неожиданно переплелись широкая хозяйственность с произволом художества; усадебный дом — с узорчатыми теремками; старописный устав — с последними речами Запада. Многое непримиримо. И в непримиримости этой особый пульс, который выявляет нашу многогранную странную жизнь.

Этот пульс во всех силах Талашкина. Особый уклад получает и сельскохозяйственная школа, и художественная мастерская. В учениках и молодых мастерах пробуждается пытливый взгляд. На окрестное население, всегда близкое художественному движению Талашкина, ложится вечная печать вечного смысла жизни. Тысячи окрестных работниц и работников идут к Талашкину — для целой округи значение огромное; так протянулась бесконечная паутина лучшего заживления.

У священного очага, вдали от городской заразы, творит народ вновь обдуманные предметы, без рабского угодства, без фабричного клейма, творит любовно и досужно. Снова вспоминаются заветы дедов и красота и прочность старинной работы. В молодежи зарождаются новые потребности и крепнут ясным примером. Некогда бежать в винную лавку; и без нее верится празднику, когда кругом открывается столько истинно-занятного, столько уносящего от будней.
Сам Микула вырывает из земли красоту жизни.

Запечатлеется красота в укладе деревни и передастся многим поколениям. Опять все мелочи делания может покрыть сознание чистого и хорошего. Опять может открыться многое за всякою тяготою.

Ведь это нам нужно. От большой жизни искусства, от новейших и сильных кружков до захолустья деревни — везде нужна почва желанья и стремленья. А препятствий без числа. Мечты о ясном подходе к явлениям жизни, рожденные тайнами природы, — бессознательно, как природа, красивы и бездонно-велики смыслом красоты. Чтобы увидеть, надо омыть глаза чистым искусством, без учений, без границ и условного.
Увидевший не вернется более к обыденному.

Присматриваюсь к Талашкину

Видно, душевною потребностью, сознанием твердой и прочной почвы двинулось дело талашкинских школ и музея. После знакомства с творческими путями лучших мастеров всех времен, после юбилейных сроков ученья Рескина, надо ли говорить о достоинстве техники при развитом творчестве? Но у нас, где промышленник и художник разъединены так часто, где само соединение этих слов бесконечно слогами и темно значением; у нас, где носящие этот длинный титул множатся, но имена свои в историю искусства почти не заносят, — у нас еще можно хвалить сознательное творчество в прикладной технике. В этом же можно хвалить и Талашкино.

В нем нет таинства строгих авгуров. Работникам “мастерских” видны все дали искусства. Домовитый очаг полон внимания к лучшим современным изданиям. Работа новых художников, трепет спора выставок близки всем. При выполнении избранного мастерства у всякого ученика составляется свое святая святых: альбомы, пробы, копии, сочинения. Этим самым, помимо природных способностей вышивальщиц и резчиков, в работах учеников чувствуется часто творец техники, понимающий и оценивший качества материала.

Слышат ученики об единении ремесла и творчества не устно только, но ведут их к этому сознанию и делом. Княгиня сама применяет орнамент, в разных материалах, подавая пример. Гости-художники, бывавшие в мастерских, тоже не остаются чуждыми разным производствам. А ученики в работе технической помнят о творчестве. И заметно, что для них работа не бездушна идеалом, “без сучка и задоринки”, но близко понятна в самих мелочах и случайностях, повышающих предметы искусства. Работа с натуры ведет их к тому же.

Смягчилась ступень высших и низших. Ясно ученикам, что прежде всего и дороже — искра художника и только из нее идет истинное совершенство техники. Много недоразумений на этой почве. То же самое, казалось бы всем известное, вспоминаю, говорил мне и А. И. Куинджи, тот самый Куинджи, которого почему то не хотели понять и считают врагом прикладного искусства. А он, как художник, конечно, слишком высоко ставит творчество, чтобы допустить клеймо ремесла.

Творческую сторону дела, несомненно, предпочитает и княгиня Мария Клавдиевна. Вместо ответа на многие требования из магазина о повторении проданных предметов, она находит единственно верным давать вещи в новых рисунках. Сама обстановка дела со сбытом в магазине не может удовлетворить ее и она ищет более подходящие условия выставки изделий. Такая боязнь опошления тоже хороший залог. В стремлении к совершенству и разнообразию ученикам дается прочное ограждение от будущих искусов жизни. С годами добром помянут вышедшее из Талашкина свое школьное время.



И.Е. Репин. Портрет М.К. Тенишевой
Прикрепления: 4506105.jpg(46.6 Kb)


Гори, свети и освещай.
 
ЮлияДата: Понедельник, 08.10.2012, 14:10 | Сообщение # 13
Группа: Админ Общины
Сообщений: 4231
Статус: Offline
ОКОНЧАНИЕ..................

Ряд острых воспоминаний

Фигурные, звериного и цветочного рисунка, ворота, столбы, фонари. Сказочные теремки. Вышиванья. Чаща узоров: острые “городки”, пухлая “настебка”, прозрачная “рединка”, “набор Москва”, “строчка”, “кресты”... Сукманина, редно-дерюга, бранина, нацепина... ткани простые, на глаз бархатистые, мягкие. Красильня с таинством красок; пучки травы и кореньев; древняя старуха мордовка в стародавнем наряде, ведунья состава прочных цветов.

Хоры. Музыка. Событие деревни — театр. И театр затейный. Вспоминаю приготовления к “Сказке о семи богатырях”. Мне, заезжему, виден весь муравейник. Пишется музыка. Укладывается текст. Сколько хлопотни за костюмами; сделанные заново должны быть хороши, под стать старым, взятым из музея. Постановка. Танцы. И не узнать учеников. Как бегут после работы от верстака, от косы и граблей к старинным уборам; как стараются “сказать”; как двигаются в танцах, играют в оркестре; с неохотой встречают ночь и конец.
Прошлым летом любовался таким представлением. Был участником шумной радости.

Видел я и начало храма этой жизни. Строят церковь в Талашкине. До конца ей еще далеко. Приносят к ней все лучшее. От верхнего креста до мелких заставок нарочно писанных требников все обдумывается тщательно, не в пример многим нашим новым соборам. В этой постройке могут счастливо претвориться чудотворные наследия старой Руси, с ее великим чутьем украшения. И безумный размах рельефов наружных стен собора Юрьева - Польского, и фантасмагория храмов Ростовских и Ярославских, и внушительность Пророков Новгородской Софии, — все наше сокровище Божества не должно быть забыто. Даже далекие пути. Даже храмы Айанты и Лхассы.
Пусть протекают годы в спокойной работе. Пусть она возможно полней воплотит заветы красоты.
Где желать вершину красоты, как не в храме, высочайшем создании нашего духа?

* * *
Удивляются успеху Талашкина. Удивляются, почему быстро расходятся изделия его мастерских? Но это проломы в плотном строе пошлости, и дают они надежды на будущее. Недаром за границей оценивают достоинства дела княгини Тенишевой и с доброжелательством говорят о нем. Недаром молодежь полна желаний применить силы свои в таком деле. В стремлении молодежи всегда звучит хорошее, не задавленное предубеждением возраста.

Думается, что этому большому делу предстоит еще крупнейшее развитие. Говоря о нем сейчас, приходится только сказать о развитии его в случайной минуте. Трудно предугадать, как шагнет оно, какие заторы его ожидают, и какой след оставит оно в русской жизни. Можно только догадываться, что будущее так же примечательно, как и начало.

И корни дела не так недалеки от “единства” стиля — стремления молодого Запада. Различие подхода не заслонит цели — торжества строгой формы и линии и слияния с “единым” западным стилем, не в слепом подражании ему, а в единстве глубине красоты.
Так должно быть.

Считают изделия Талашкина безупречными. Другие отрицают их, забывая, что одно из главных достоинств творчества Талашкина — отсутствие скучной заключительной точки.
Много спора, как и обо всем, что не уложилось в обмеренные рамки.

О характере изделий говорят разно. Называю этот стиль новым, измышленным, неприменимым. Говорят, что это прямое преемство от старорусских заветов. Находят в нем путь к обновлению всей русской обстановки обихода. Видят его чуть ли не достоянием народным. Упрекают за грубость материала и техники; обвиняют в этом Малютина…

Не знаю, что верней. Не хочу и думать об этом. Сейчас эта дума ненужная. Поможет ли она пользующим, и творившим? Вышивкам крестьянок, полным приятнейших, растительных красок и заветных стежков и узоров, кристаллизованных веками, сочной резьбе и гончарству в удачных вещах — нет дела, кому они служат и как; безразлично чей глаз суждено им ласкать и покоить.
Лишь бы росли и развивались такие дела. Лишь бы тем самым искусство становилось нам более нужным.

Усмехаемся горько: “нисколько не возбраняется презирать искусство. Любить его никто не обязан... Справедливо мнение, что искусство ничего не требует от общества кроме того, что требовал у Александра Диоген: “посторонись, не заслоняй мне солнца”. Эта скромная просьба искусства обращена и к толпе, к академиям, часто к критике и ко многим художникам.

Конечно, в настоящее время, а может быть, и в ближайшие дни искусство будет особенно далеким от нас, заслоненное другими событиями жизни. Может быть, еще никогда русская мысль не удалялась так от искусства, как сейчас. Но тем приятнее в эти дни мечтать об искусстве. Приятно сознать, что, может быть, хотя бы путем временного удаления, мы ближе подойдем к нему, к его жизненной сущности. Может быть... И глаза наши, полузакрытые, откроются на многое вечное.

К этому сроку нужна работа. Нужны усилия не только отдельных личностей, лишенных ли дела, уходящих ли “в горы”, подавленных ли в своих лучших стремлениях. Нужны явления сильные, с широким размахом. Такое и дело княгини Тенишевой, крепкое в неожиданном единении земляного нутра и лучших слов культуры.

В стороне от центров, вне барышей и расчетов, творится большое, хорошее, красивое.

Так вспоминается Талашкино.

Февраль. 1905.



Фото: М.К. Тенишева


Предметы прикладного искусства из имения кн. М.К. Тенишевой в Талашкино:
http://www.lomonosov.org/aspects/fivefouraspects281397136.html


Теремок во Флёново по проекту С.В. Малютина


Видео "Князья Тенишевы": http://history-life.ru/video/


А.П. Соколов. Портрет М.К. Тенишевой. 1989
Прикрепления: 1093897.jpg(67.7 Kb) · 6304634.jpg(140.2 Kb) · 2303353.jpg(49.7 Kb)


Гори, свети и освещай.
 
ЮлияДата: Понедельник, 08.10.2012, 14:32 | Сообщение # 14
Группа: Админ Общины
Сообщений: 4231
Статус: Offline

К.Ф. Юон. Купола и ласточки. 1886

ВЫСКАЗЫВАНИЯ И СТИХИ О РУССКОМ ЯЗЫКЕ


Прекрасный наш язык, под пером писателей неучёных и неискусных, быстро клонится к падению. Слова искажаются. Грамматика колеблется. Орфография, сия геральдика языка, изменяется по произволу всех и каждого.
/Александр Сергеевич Пушкин - русский поэт, драматург, прозаик/



Язык — это история народа. Язык — это путь цивилизации и культуры. Именно поэтому изучение и сбережение русского языка является не праздным увлечением от нечего делать, а насущной необходимостью.

Русский язык в умелых руках и в опытных устах – красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен.
/Александр Иванович Куприн – русский писатель/



Дивишься драгоценности нашего языка: что ни звук, то и подарок: всё зернисто, крупно, как сам жемчуг, и, право, иное названье ещё драгоценней самой вещи.

Сердцеведением и мудрым знанием жизни отзовётся слово британца; лёгким щёголем блеснёт и разлетится недолговечное слово француза; затейливо придумает своё, не всякому доступное умно-худощавое слово, немец; но нет слова, которое было бы так замашисто, бойко, так вырывалось бы из-под самого сердца, так бы кипело и живо трепетало, как метко сказанное русское слово.
/Николай Васильевич Гоголь – русский прозаик, драматург, поэт, критик, публицист/



Карл V, римский император, говаривал, что гишпанским (испанским) языком с богом, французским – с друзьями, немецким – с неприятелем, итальянским – с женским полом говорить прилично. Но если бы он российскому языку был искусен, то, конечно, к тому присовокупил бы, что им со всеми оными говорить пристойно, ибо нашёл бы в нём великолепие гишпанского, живость французского, крепость немецкого, нежность итальянского, сверх того богатство и сильную в изображениях краткость греческого и латинского языков

Красота, величие, сила и богатство российского языка явствует довольно из книг, в прошлые веки писанных, когда еще не токмо никаких правил для сочинений наши предки не знали, но и о том едва ли думали, что оные есть или могут быть.

Простирайтесь в обогащении разума и в украшении российского слова.
/Михаил Васильевич Ломоносов – учёный, литератор, историк, художник/



Берегите чистоту языка как святыню! Никогда не употребляйте иностранных слов. Русский язык так богат и гибок, что нам нечего брать у тех, кто беднее нас.
/Иван Сергеевич Тургенев – поэт, писатель, переводчик; член-корреспондент императорской Академии наук по разряду русского языка и словесности/



Но какая гадость чиновничий язык! Исходя из того положения… с одной стороны… с другой же стороны – и всё это без всякой надобности. “Тем не менее” и “по мере того” чиновники сочинили. Я читаю и отплевываюсь.
/Антон Павлович Чехов – писатель, драматург/



Лишь усвоив в возможном совершенстве первоначальный материал, то есть родной язык, мы в состоянии будем в возможном же совершенстве усвоить и язык иностранный, но не прежде.
/Федор Михайлович Достоевский – писатель, мыслитель/



Наш язык – наш меч, наш свет, наша любовь, наша гордость.

Русский язык открывается до конца в своих поистине волшебных свойствах и богатстве лишь тому, кто кровно любит и знает "до косточки" свой народ и чувствует сокровенную прелесть нашей земли.
/Константин Григорьевич Паустовский – советский писатель/



В подвиге народ сбережет свои сокровища. Среди красот он утвердит и красоту языка. Подобно санскриту, русский язык особенно пригоден для выражения возвышенных понятий. Зачем брать в долг, когда собственная захороненная казна неисчерпаема. Красота языка есть великое искусство. Возвышенно мыслящий может и сказать прекрасно.
/Николай Константинович Рерих - великий русский художник, учёный, путешественник, писатель, деятель культуры/



Восприятие чужих слов, а особливо без необходимости, есть не обогащение, но порча языка.
/Александр Петрович Сумароков – поэт, писатель, драматург/



Что такое язык? Прежде всего, это не только способ выражать свои мысли, но и творить свои мысли. Язык имеет обратное действие. Человек, превращающий свои мысли, свои идеи, свои чувства в язык… он также как бы пронизывается этим способом выражения.

Русский язык! Тысячелетия создавал народ это гибкое, пышное, неисчерпаемо богатое, умное, поэтическое и трудовое орудие своей социальной жизни, своей мысли, своих чувств, своих надежд, своего гнева, своего великого будущего.

Обращаться с языком кое-как — значит, и мыслить кое-как: приблизительно, неточно, неверно.
/Алексей Николаевич Толстой – писатель, поэт, драматург, публицист/



Родной язык нам должен быть главною основою и общей нашей образованности и образования каждого из нас.
/Петр Андреевич Вяземский – поэт, литературный критик/



Алексей МАРКОВ

ЯЗЫК РОССИИ


О, как французским усмиряли
Вольнолюбивый мой язык!
Сперва к салонам примеряли,
Но он к салонам не привык.
Пропахший порохом и потом,
Был на конюшню сослан он.
Протестовал там, но работал
Его кузнечный добрый звон.
И как от грубого наречья,
Бежали франты от него,
Лишь в песнях девичьих под вечер
Он был у дела своего.
Плевать на царственные залы –
Там не по-русски даже смех,
А с ним роднятся там в скандалы,
Лишь для того, чтоб молвить грех.
Он у кормилицы у сельской
Приют отыщет у груди
И с большей силою и блеском
Ещё предстанет, погоди!
Его монголы укрощали,
Плетьми стегали на бегу,
А он без жалоб и печали
Богаче стал на зло врагу!
Язык мой немцы сокращали,
В учителя пробравшись к нам,
От слов мужицких очищали:
Зачем России лишний хлам?!
Но так заботилась о русском
Не потому ль учёных рать,
Что слишком тяжкая нагрузка –
Язык как следует узнать?
Да мало ль кто удобной ванной
Хотел бы сделать океан?
А он безмерный разливанный,
Народу во владенье дан.
Ты ни когда не станешь тусклым,
Не охладеешь ни на миг.
Я кланяюсь тебе по-русски,
Язык прапрадедов моих!

В. ГОРДЕЙЧЕВ

РОДНАЯ РЕЧЬ


Из вечной бронзы выкован
извечный русский выговор,
чеканное, глубокое
то аканье, то оканье.
Слова в иной пословице
поются, а не молвятся.
Слова звенят звоночками,
то – ёчками, то – очками.
Вот палочка. И палица:
Ударит – слон повалится.
Вот скрипка. Или скрипица:
играет – слёзы сыплются.
А речек звоны светлые!
Люблю за ними следовать:
то сетовать над Сетунью,
то с Беседью беседовать.
Певучими – над ёлками –
соловьими прищёлками,
родная речь, позванивай
из каждого названия!
Тобой, как речкой Речицей,
любая боль излечится,
твои слова, пророчица,
журчат – и слушать хочется.
1930 г.
Прикрепления: 7444444.jpg(61.5 Kb) · 8567026.gif(6.4 Kb)


Гори, свети и освещай.
 
ЮлияДата: Понедельник, 08.10.2012, 14:33 | Сообщение # 15
Группа: Админ Общины
Сообщений: 4231
Статус: Offline
ПРОДОЛЖЕНИЕ................

Ярослав СМЕЛЯКОВ

РУССКИЙ ЯЗЫК


У бедной твоей колыбели,
Ещё еле слышно сперва,
Рязанские женщины пели,
Роняя, как жемчуг слова.
Под лампой кабацкой, неяркой
На стол деревянный поник
У полной нетронутой чарки,
Как раненый сокол, ямщик.
Ты шёл на разбитых копытах,
В кострах староверов горел,
Стирался в бадьях и корытах,
Сверчком на печи свиристел.
Ты, сидя на заднем крылечке,
Закату подставя лицо,
Забрал у Кольцова колечко,
У Курбского занял кольцо.
Вы, прадеды наши, в неволе,
Мукою запудривши лик,
На мельнице русской смололи
Заезжий татарский язык.
Вы взяли немецкого малость,
Хотя бы и больше смогли,
Чтоб им не одним доставалась
Учёная важность земли.
Ты, пахнущий прелой овчиной
И дедовским острым кваском,
Писался и чёрной лучиной,
И белым лебяжьим пером.

Иван БУНИН

СЛОВО


Молчат гробницы, мумии и кости,—
Лишь слову жизнь дана:
Из древней тьмы, на мировом погосте,
Звучат лишь Письмена.
И нет у нас иного достоянья!
Умейте же беречь
Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья,
Наш дар бессмертный — речь.

Николай ЗАБОЛОЦКИЙ

ЧИТАЯ СТИХИ


Любопытно, забавно и тонко:
Стих, почти непохожий на стих.
Бормотанье сверчка и ребенка
В совершенстве писатель постиг.
И в бессмыслице скомканной речи
Изощренность известная есть.
Но возможно ль мечты человечьи
В жертву этим забавам принесть?
И возможно ли русское слово
Превратить в щебетанье щегла,
Чтобы смысла живая основа
Сквозь него прозвучать не могла?
Нет! Поэзия ставит преграды
Нашим выдумкам, ибо она
Не для тех, кто, играя в шарады,
Надевает колпак колдуна.
Тот, кто жизнью живет настоящей,
Кто к поэзии с детства привык,
Вечно верует в животворящий,
Полный разума русский язык.

Леонид КОРНИЛОВ

РУССКИЙ ЯЗЫК


Мне последнего слова не надо.
И когда хлынет кровь под кадык.
Из меня, как чеку из гранаты,
Время выдернет русский язык.
И сорвёт оглушительной силой
Свет со звёзд, словно пламя со свеч.
Над воронкой, размером с Россию,
В космос вздыбится русская речь.
Немота перейдёт все границы.
И полмира забудет слова.
И минута молчанья продлится
Может, год, может, век, может, два.
Но когда кошельками моллюсков
Мир себя до отвала набьет,
Он очнется и вспомнит про русских,
Про бессребреник – русский народ,
Раздаривший Аляску и правду,
И поднявшийся к Богу впритык.
Мне последнего слова не надо.
Говорить будет русский язык.
Он из наших - последний великий
Прикрывает надежно отход.
Не иконы, а книги, как лики,
Остаются на полках высот.
Что хотите вы мне говорите…
Как в пространстве царит высота,
Так числом русских букв в алфавите
Измеряется возраст Христа.
Древним словом мы с будущим слиты.
Человечество – наш ученик.
Наш круг чтенья – земная орбита.
Наша Родина – русский язык.

Вадим ШЕФНЕР

СЛОВА


Много слов на земле. Есть дневные слова –
В них весеннего неба сквозит синева…
Есть слова – словно раны, слова – словно суд, –
С ними в плен не сдаются и в плен не берут.
Словом можно убить, словом можно спасти,
Словом можно полки за собой повести
Словом можно продать, и предать, и купить,
Словом можно в разящий свинец перелить.
Но слова всем словам в языке есть у нас:
СЛАВА, РОДИНА, ВЕРНОСТЬ, СВОБОДА И ЧЕСТЬ.
Повторять их не смею на каждом шагу, –
Как знамена в чехле их в душе берегу.
Кто их часто твердит – я не верю тому,
Позабудет о них он в огне и в дыму.
Он не вспомнит о них на горящем мосту,
Их забудет иной на высоком посту.
Тот, кто хочет нажиться на гордых словах,
Оскорбляет героев бесчисленных прах,
Тех, кто в темных лесах и в траншеях сырых,
Не твердя этих слов, умирали за них.
Пусть разменной монетой не служат они –
Золотым эталоном их в сердце храни!
И не делай их слугами в мелком быту –
Береги изначальную их чистоту.
Когда радость – как буря, иль горе – как ночь,
Только эти слова тебе могут помочь!

Владимир НАБОКОВ

МОЛИТВА (отрывок)


...А я молюсь о нашем дивьем диве,
о русской речи, плавной, как по ниве
движенье ветра... Воскреси!
О, воскреси душистую, родную,
косноязычный сон её гнетёт.
Искажена, искромсана, но чую
ее невидимый полёт...
...Тебе, живой, тебе, моей прекрасной,
вся жизнь моя, огонь несметных свеч.
Ты станешь вновь, как воды, полногласной,
и чистой, как на солнце меч,
и величавой, как волненье нивы.
Так молится ремесленник ревнивый
и рыцарь твой, родная речь.


Прикрепления: 0015720.jpg(43.8 Kb)


Гори, свети и освещай.
 
ЮлияДата: Понедельник, 08.10.2012, 14:34 | Сообщение # 16
Группа: Админ Общины
Сообщений: 4231
Статус: Offline
6 ИЮНЯ - ДЕНЬ РУССКОГО ЯЗЫКА
(эссе)


«Язык народа, – писал великий русский педагог К.Д. Ушинский, – лучший, никогда не увядающий и вечно вновь распускающийся цвет всей его духовной жизни. В языке одухотворяется весь народ и вся его родина...»

Русский язык – «вечный цвет» духовной жизни России, могучее средство объединения, взаимопонимания и сотрудничества народов нашей многонациональной страны. Он складывался тысячами поколений, и в тяжкую годину русский язык, русское слово защищали, как и свою Родину, наши деды и прадеды.

...Не страшно под пулями мёртвыми лечь,
Не горько остаться без крова,
И мы сохраним тебя, русская речь,
Великое русское слово.
Свободным и чистым тебя пронесём,
И внукам дадим, и от плена спасём
Навеки!

Эти строки стихотворения «Мужество», написанные великим русским поэтом Анной Ахматовой в разгар Великой Отечественной войны, звучат как клятва! Пока жив язык, жив и народ, жива страна!

Устоявший во всех нашествиях и смешениях с другими языками мира, русский язык сегодня подвергается сильнейшему загрязнению. Это и жаргоны, и сквернословие (самое отвратительное явление), и ничем не оправданное использование иностранных слов (консенсус – вместо «согласие», легитимность – вместо «законность»), якобы для придания убедительности и научности речи.

Поражает засилие на российском радио песен на английском языке. Трудно представить себе, чтобы в Англии или Америке транслировали в таком количестве наши песни!

Звучащие повсюду «американизмы» разрушают живую ткань родного языка, поскольку не имеют с ним общих корней и лишены скрытых в них смыслов. Например, слово «креатив» – вместо родного «творчество». «Употреблять иностранное слово, когда есть равносильное ему русское слово, – значит оскорблять и здравый смысл, и здравый вкус», – писал В.Г. Белинский, русский критик и публицист. Учёные назвали такое засорение речи ВАРВАРИЗМОМ.

Всё больше уподобляясь людоедке Эллочке – ей хватало 30 слов, мы можем пойти дальше, употребляя «круто!», «вау!» (англ. междометие для выражения удивления) и «супер» (лат. «сверху», «над» – приставка). Сколько выразительных слов родного языка, передающих наши эмоции, чувства и мысли, проглатывают эти слова-амёбы! И вместо уместных «прекрасно», «восхитительно», «великолепно», «замечательно», мы слышим слова, обедняющие язык и отражающие скудость мыслей... «Русский язык – это язык поэзии. Русский язык необычайно богат многогранностью и тонкостью оттенков», – так сказал изучивший его французский писатель Проспер Мериме.

Есть «Закон о сохранении русского языка», День русского языка, приуроченный к дате рождения великого Пушкина, – но засорение языка продолжается. Значит, делается очень мало! Для победы над невежеством нужно Просвещение, нужна Культура! Тогда и величайшее достояние России – русский язык будет сбережён каждым поколением как святыня!

* * *


Проза и стихи Николая Константиновича Рериха – образец прекрасного полнозвучного русского слова. Предлагаю вниманию читателей заметку Рериха о родном языке («Листы дневника», 1939 г.).



Н.К. Рерих. Ярослав Мудрый. 1942

Н.К. Рерих

РУССКИЙ ЯЗЫК



«Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины, – ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! Не будь тебя – как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома? Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!»

На склоне лет сердечно выразился Тургенев о русском языке. Истинно великому народу дан и великий язык. Звучен язык Вергилия и Овидия, но ведь не свободен он, ибо принадлежит прошлому. Певуч язык Гомера, но и он в пределах древности. Есть соревнователь у русского языка – санскрит праотец. Но на нём даже в Индии уже не говорят. А ведь русский язык жив. Он живёт для будущего. Он может обогащаться всеми новыми достижениями и сохранять свою певучую прелесть. Он не останется в пределах Пушкина, ведь слишком много нового вошло в жизнь и требует своего выражения. Тем более нужно подтвердить основную красоту русской речи. И для всех славянских наречий русский язык остаётся кормилом.

Но скажут ли достаточно в русских школах о красоте своего языка? Скучные правила пусть придут после, а сначала, от первого дня, пусть будет сказано о красоте русской речи, о богатстве, о вместимости, о подвижности и выразительности своего родного языка.

Нужно знать иностранные языки. Чем больше, тем лучше. Познавая их, русский человек ещё более утвердится в осознании, какой чудесный дар ему доверен. В ответственности за чистоту и красоту своей речи человек найдёт лучшие средства, как выразить вновь сложенные понятия, которые стучатся в новую жизнь.

Язык видоизменяется с каждым поколением. Только в суете быта люди не замечают этих пришельцев. Но пусть будут они достойны великого языка, данного великому народу. Многие отличные определения оказываются временно загнанными, ибо их твердят, не придавая истинного смысла. Во время душевных смятений человек уже не может осознать всю красоту им произносимого. В стонах и воплях нарушается песнь. Но пройдёт боль, и человек опять почувствует не только филологически, но сердечно, какое очарование живёт в красоте речи.

Прекрасен русский язык, и на нём скажутся лучшие мысли о будущем.
Прикрепления: 6521554.jpg(42.5 Kb)


Гори, свети и освещай.
 
ЮлияДата: Понедельник, 08.10.2012, 14:36 | Сообщение # 17
Группа: Админ Общины
Сообщений: 4231
Статус: Offline
ОТ МАЛА - ДО ВЕЛИКА

Матвей Кузьмич Кузьмин
(люди-легенды)




Есть в московском метро на станции "Партизанская" (ранее именовавшейся "Измайловский парк") один памятник, мимо которого ежедневного проходят тысячи пассажиров. Не знаю будут ли сегодня возложены к его подножию цветы, но может быть вдруг кто-то и остановится рядом, дотронется рукой и поклонится деду в полушубке, стоящему на постаменте с табличкой внизу "повторил подвиг Ивана Сусанина".

Подвиг Сусанина повторил простой русский крестьянин Матвей Кузьмич Кузьмин (21 июля 1858, деревня Куракино Великолукского района Псковской области — 14 февраля 1942), самый старый в истории Герой Советского Союза. Было ему тогда 83 года!



Скупые сведения говорят: Кузьмин был крестьянином-единоличником (не состоял в колхозе) и жил охотой и рыбной ловлей на территории колхоза «Рассвет». Его считали «контриком»; за нелюдимый характер он был прозван «Бирюк».

В августе 1941 года Псковская область и родная деревня Кузьмина была оккупирована гитлеровцами. В его доме поселился комендант, выгнав хозяев дома в сарай. В начале февраля 1942 г. (после завершения Торопецко-Холмской операции) части советской 3-й ударной армии заняли оборонительные позиции вблизи родных мест Кузьмина.

По свидетельству писателя Б. Н. Полевого, в Куракино квартировал батальон немецкой 1-й горнострелковой дивизии, перед которым в феврале 1942 г. была поставлена задача произвести прорыв, выйдя в тыл советским войскам в планирующемся контрнаступлении в районе Малкинских высот.

13 февраля 1942 года командир немецкого батальона потребовал у 83-летнего Кузьмина выступить проводником и вывести часть к занятой советскими войсками деревне Першино (в 6 км от Куракина), пообещав за это денег, муки, керосина, а также охотничье ружье марки Зауэр «Три кольца». Кузьмин согласился.

Однако, узнав по карте предполагаемый маршрут, он послал в Першино своего внука Васю, чтобы тот предупредил советские войска, и назначил им место для засады у деревни Малкино. Сам Кузьмин долго водил немцев окольной дорогой и наконец на рассвете вывел в Малкино, где уже занял позицию 2-й батальон 31-й отдельной курсантской стрелковой бригады. Немецкий батальон попал под пулемётный огонь и понёс большие потери (более 50 убитых и 20 пленными). Сам Кузьмин был убит немецким командиром.

М. К. Кузьмин был сначала похоронен в родной деревне Куракино. В 1954 году состоялось торжественное перезахоронение останков героя на братском кладбище города Великие Луки. Звание Героя Советского Союза присвоено в 1965 г. посмертно с вручением ордена Ленина.

-------------------------------
О подвиге Кузьмина впервые стало известно благодаря статье военного корреспондента Бориса Полевого, напечатанной в газете «Правда». (Полевой оказался в этом районе и присутствовал на похоронах Кузьмина). 24 февраля 1942 года о подвиге сообщило Советское Информбюро:

Для фронта были выпущены листовки, в газетах и журналах о Кузьмине печатались очерки, рассказы, стихи; один из рассказов («Последний день Матвея Кузьмина»), автором которого был сам Борис Полевой, был включён в программу начальной школы. Ему посвящали свои произведения писатели, поэты, скульпторы. Именем Героя Советского Союза Матвея Кузьмина были названы улицы во многих городах СССР (в частности, в городе Великие Луки его именем названа школа и улица). В его честь также назван советский (а теперь российский) траулер.

Матвей Кузьмин был самым старшим носителем звания Герой Советского Союза, тем не менее, он был не самым старшим участником Великой Отечественной войны. На 4 года был старше его Н. А. Морозов, лично уничтоживший нескольких нацистов на Волховском фронте.
Прикрепления: 4593374.jpg(19.7 Kb) · 8935316.jpg(56.1 Kb)


Гори, свети и освещай.
 
ЮлияДата: Понедельник, 08.10.2012, 14:36 | Сообщение # 18
Группа: Админ Общины
Сообщений: 4231
Статус: Offline
ОКОНЧАНИЕ................

Юный ТИХОН БАРАН свою войну с немецко-фашистскими захватчиками начал 9-летним.



Уже летом 1941 года в доме его родителей в деревне Байки на Брестчине областной антифашистский комитет оборудовал тайную типографию. Выпускали листовки со сводками Совинфорбюро. Тихон Баран помогал их распространять. Два года юный подпольщик занимался этой деятельностью. Гитлеровцам удалось выйти на след печатников. Типография была разгромлена. Мать Тихона с сестренками скрылась у родственников, а сам он ушел к партизанам. Однажды, когда он навещал родных, в деревню нагрянули немцы. Мать угнали в Германию, а парнишку избили. Он сильно заболел и остался в деревне.

Его подвиг краеведы датировали 22 января 1944 года. В этот день в деревне снова появились каратели. За связь с партизанами всех жителей расстреляли. Деревню сожгли.
«А ты, – сказали Тихону, – укажешь нам путь к партизанам». Трудно сказать, слышал ли что-либо деревенский мальчишка о костромском крестьянине Иване Сусанине, более чем за три века до этого заведшего польских интервентов в топкое болото, только Тихон Баран показал фашистам такую же дорогу. Они убили его, но и сами не все вылезли из той трясины.

Источник:
http://www.realisti.ru/main/strong_men?id=246#ixzz1uGtlVqE4

ТАК, ОТ МАЛА ДО ВЕЛИКА, ПОДНИМАЛСЯ НАРОД НА БОРЬБУ С ЗАХВАТЧИКАМИ.

СЛАВА НАРОДУ-ПОБЕДИТЕЛЮ!
Прикрепления: 4490222.jpg(3.5 Kb)


Гори, свети и освещай.
 
ЮлияДата: Понедельник, 08.10.2012, 14:39 | Сообщение # 19
Группа: Админ Общины
Сообщений: 4231
Статус: Offline
Н.К. РЕРИХ

НЕ ЗАМАЙ!*


В нашей изварской библиотеке была серия стареньких книжечек о том, как стала быть земля русская. От самых ранних лет, от начала грамоты, полюбились эти рассказы. В них были затронуты интересные, трогательные темы. Про Святослава, про изгоя Ростислава, про королеву Ингегерду, про Кукейнос — последний русский оплот ливонских рыцарей. Было и про Ледовое побоище, и про Ольгу с древлянами, и про Ярослава, и про Бориса и Глеба, про Святополка Окаянного. Конечно, была и битва при Калке, и пересказ «Слова о полку Игореве», была и Куликовская битва, и напутствие Сергия, Пересвет и Ослябя, были и Минин с Пожарским, были и Петр, и Суворов, и Кутузов. Повести были собраны занимательно, но с верным изложением исторической правды. На обложке был русский богатырь, топором отбивающийся от целого кольца врагов. Все это запомнилось, и хотелось сказать, смотря на эту картину: «Не замай!»

Впоследствии, изучая летописи русские и знакомясь с древней литературой, которая вовсе не так мала, как иногда ее хотели злоумышленно представить, приходилось лишь уже более сознательно повторить тот же окрик: «Не замай!» Пройдя историю русскую до самых последних времен, можно было лишь еще более утвердиться в этом грозном предупреждении. Оно звучало особенно наряду с трогательными русскими желаниями помогать многим странам самоотверженно. И теперь то же самое давнее утверждение встает ярко.

Сколько новых незаслуженных оскорблений вынес народ русский! Даже самые, казалось бы, понятные и законные его действия зло толковались. То, о чем в отношении других стран деликатно умалчивалось, то вызывало яростные нападки иноземного печатного слова. При этом потрясающе было видеть неслыханное вранье, которое никогда не было опровергнуто. Малейшая кажущаяся неудача русская вызывала злобное гоготание и поток лжи, не считаясь с правдоподобием. Все это остается во внутренних архивах.

Остается также и то, что победы русские были исключены на Западе из исторических начертаний. А если уже невозможно было не упомянуть об удачах, о строительстве русского народа, то это делалось шепотом, в самых пониженных выражениях. И об этом остались нестираемые памятки. Для иноземных катастроф находились в международной печати самые выспренние восклицания. Понесенные удары провозглашались победами, и преувеличению не было границ. Обо всем этом тоже остались печатные листы: бумага все терпит, а сознание людское все принимает, что отвечает его внутреннему желанию.

Но не помогло обидчикам русского народа все это кусательство.
Всякий, кто ополчится на народ русский, почувствует это на хребте своем. Не угроза, но сказала так тысячелетняя история народов. Отскакивали разные вредители и поработители, а народ русский, в своей целине необозримой, выоривал новые сокровища. Так положено. История хранит доказательства высшей справедливости, которая много раз уже грозно сказала: «Не замай!»

_____________________
*НЕ ЗАМАЙ - не трогай, не задевай, оставь в покое кого-нибудь


Н.К. Рерих. Богатыри проснулись. 1940
Прикрепления: 6289661.jpg(47.3 Kb) · 3295102.jpg(24.4 Kb)


Гори, свети и освещай.
 
ЮлияДата: Понедельник, 08.10.2012, 14:39 | Сообщение # 20
Группа: Админ Общины
Сообщений: 4231
Статус: Offline
ОКОНЧАНИЕ..................

Об этом можно было бы написать поучительное историческое исследование. Будет в нем сказано о том, как народ русский не только умел претерпеть, но и знал, как строить и слагать в больших трудах славное будущее своей великой Родины. Ох, хотели бы стереть с лица земли пятую часть света! Искажаются гримасами враждебные личины, слыша сведения о достижениях русских. Судьба неуклонно слагает великий путь народов русских необъятностей — не замай!
1940



В.В. Верещагин. "Не замай! - Дай подойти!"


Эта картине Васи́лия Васи́льевича Вереща́гина (1842—1904) — выдающегося русского живописца и литератора, одного из наиболее известных художников-баталистов, посвящена войне 1812 года.
Громадный густой лес, весь заваленный снегом, где пройти и не заблудиться впору лишь очень бывалому человеку. И в нём притаилась кучка крестьян. Впереди высокий старик, наверное, староста ближайшей деревни, которого сельчане единогласно выбрали начальником отряда, выслеживающего французов.
Чего ждут они? Очевидно, неприятель близко. Французы бредут по дороге, голодные, усталые, продрогшие, оцепенелые от отчаяния, охватившего их на этом безконечном пути от Москвы к родине, желанной, дорогой родине, такой ещё далёкой... Сколько ещё надо вытерпеть, пока туда доберёшься, сколько опасностей, сколько кровавых неожиданностей подстерегают их на каждом шагу, всякая лесная чаща, каждое дерево в ней сулят им нечаянную беду.
Вот и теперь: они идут, они не подозревают, что таится вон за этими густыми, тяжело осыпанными снегом ветвями... А там уже выражают нетерпение, и более рьяные готовы броситься. Но... «Не замай! Дай подойти!»...
http://www.museum.ru/1812/Painting/ver/ver17.html


Н.К. Рерих. Партизаны. 1943

На полотне "Партизаны" Н.К. Рерих запечатлел одну из форм русского сопротивления – партизанскую борьбу населения, сыгравшую немалую роль в национальном освободительном движении на различных исторических этапах: в Смутные времена – польско-литовская интервенция XVII века, при нашествии армии «двунадесяти языков» Наполеона в 1812 году и особенно – в период Великой Отечественной войны.

В тишине зимних сумерек, среди сугробов и заснеженных вековых елей пробирается группа партизан. Художник сознательно избегает конкретизации национальных признаков своих героев, одевая их в белые маскировочные халаты и такие же головные уборы. Картина выполнена в монохромной гамме холодных голубовато-синих тонов, подчеркнутых тревожными желтыми всполохами закатного неба и огнями костра вражеского стана.

/И.Н. КУЗНЕЦОВА Русский век. Богатырская серия. (Князева В.П. Кузнецова И.Н. Маточкин Е.П. Рерих: Пророчества., г.Самара : 000 «Издательский дом «Агни», - 2004г.)/
Прикрепления: 3957517.jpg(114.3 Kb) · 6504106.jpg(47.3 Kb)


Гори, свети и освещай.
 
Форум » ЛИТЕРАТУРНОЕ ТВОРЧЕСТВО » ЮЛИЯ ВЛАДОВА » РОССИИ СОБОРНАЯ ДУША
Поиск:

AGNI-YOGA TOPSITES