Понедельник, 22.10.2018, 05:11

Приветствую Вас Гость | RSS | Главная | Форум | Регистрация | Вход

[ Новые сообщения · Участники · Правила · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 13
  • 1
  • 2
  • 3
  • 12
  • 13
  • »
Форум » ЛИТЕРАТУРНОЕ ТВОРЧЕСТВО » ЮЛИЯ ВЛАДОВА » СВЕТОЧИ МИРА (Великие подвижники, Герои Духа, Герои Культуры)
СВЕТОЧИ МИРА
ЮлияДата: Вторник, 09.10.2012, 11:05 | Сообщение # 1
Группа: Админ Общины
Сообщений: 4226
Статус: Offline

С.Н. Рерих. Подвиг. 1938

ЗАВЕТ - МУЖЕСТВО И ПОДВИГ
(эссе)

Жертвует ли человек своей жизнью ради блага других или каждое биение своего сердца посвящает служению человечеству, он совершает подвиг.

Полагают, что подвиг всегда заключается в видимых миру делах, на глазах множества людей. Бывает и так, но бывает, что подвиг творится незримо для мира, в тишине и молчании, в духе человека.

Того, кто вступил на путь подвига, длящегося всю жизнь, называют ПОДВИЖНИКОМ. Такой подвиг намного труднее подвига кратковременного. Подвижников и героев духа можно узнать по тем ценностям, которым они служат, и по плодам их труда.

Е.И. Рерих писала: «Разве не велик подвиг – работа по самосовершенствованию для благого воздействия на окружающих и в светлой готовности применить свои силы там, где явится возможность?..» (Е.И. Рерих. из письма от 12.12.1934).

Взойти в Духе – это самый трудный Путь, который человек призван пройти на Земле. Это «Путь Света, путь самоотверженного служения на благо человечества, при готовности духа, в постоянном устремлении к усовершенствованию внутреннего человека и несломимой преданности избранному Идеалу» (Е.И.Рерих. Из письма от 4.11.35).

Такой Путь прошли все Великие Подвижники, которые приносили людям новые идеи, учения и научные открытия. Они жертвовали своими жизнями во имя торжества Истины, оставляя на Земле пламень своих душ и сердец! В течение тысячелетий эти огни указывали человечеству путь к вершинам Духа, слагая новые ступени эволюции.

«Каждая страна у сердца своего бережет имена, ведшие её к Свету» (Н.К. Рерих. «Душа народов»). Эти имена, как лучи Солнца, освещают весь Мир! Потому и называют их Светочами Мира.

Н.К. РЕРИХ

СВЯЩЕННЫЕ ЗНАКИ (отрывок)


Мы не знаем. Но они знают.
Камни знают. Даже знают
деревья. И помнят.
Помнят, кто назвал горы
и реки. Кто сложил бывшие
города. Кто имя дал
незапамятным странам.
Неведомые нам слова.
Все они полны смысла.
Всё полно подвигов. Везде
герои прошли.

"Когда было нужно дать человечеству новую ступень сознания или закрепить и очистить данный Завет, Великий Дух жертвовал Собою и принимал Чашу Подвига. <...> Светлые Уч(ителя) есть прародители нашего сознания, и они появлялись во всех эпохах в обликах Высочайших Духовных Учителей, Философов, Законодателей и Царей" (Е.И. Рерих. Из письма от 18.6.36).

Пусть же в нашей памяти и в сознании подрастающих поколений живут светлые деяния подвижников и героев, принёсших добровольную жертву во имя Общего Блага!

Будем помнить: "<…> Нам дан Завет – мужество и подвиг. В труде и устремлении обретём душевную и мощь и радость и ничем не устрашимся". (Е.И. Рерих. Из письма от 23.11.937).

Сияющим Подвигом Духа строится новая ступень эволюции планеты!
Прикрепления: 0026329.jpg(32.9 Kb)


Гори, свети и освещай.
 
ЮлияДата: Вторник, 09.10.2012, 11:08 | Сообщение # 2
Группа: Админ Общины
Сообщений: 4226
Статус: Offline

Н.К. Рерих. Жанна Д'Арк. Триптих. 1931

ПЛАМЕНЬ ЕЁ СЕРДЦА...


«… великий Закон должен был в ней найти ещё одно светлое свидетельство Истины. Пламень её сердца, пламень костра – венец пламенный…»
Н.К. Рерих


«…среди злобной воли, среди ужаса смелые герои живут, трудятся и творят. Герои знают, что их земная жизнь может прерваться каждое мгновение, но это знание не ослабляет напряжение. Они знают, что в любом состоянии они продолжают подвиг».
Надземное, 130


Франция отмечает день рождения Жанны д’Арк как свой национальный праздник. В Париже на площади Пирамид стоит памятник Орлеанской Деве – спасительнице Франции.

В 2012 году исполняется 600 лет со дня её рождения.

Жанна д’Арк родилась 6 января 1412 году, но её образ по сей день вдохновляет мастеров литературы и искусства. Марк Твен, написавший роман «Жанна д’Арк», сравнил её короткую, но ослепительно яркую жизнь с метеором, пролетевшим по небу Франции, чтобы угаснуть в дыму костра.

Из школьного курса истории мы знаем о Жанне д’Арк, но зачастую в стороне остаётся духовная сторона её подвижничества. Герои – Светочи Мира не принадлежат одному народу. Их духовный подъём даёт направление всему человечеству. Облики их сияют из глубины веков, восхищая наши сердца и указывая путь к Вершине человеческого Бытия.

"Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за други своя" (Евангелие от Иоанна, 15:13).

Детство Жанны прошло в деревушке Домреми. Она была доброй и милосердной девочкой, общей любимицей.
Уже шла война между Францией и Англией, которую впоследствии назвали Столетней (1337-1453). Почти вся территория Франции была захвачена с одной стороны, Англией, а с другой стороны – бургундцами, которые хотели отделения Бургундии от Франции.

Франция терпела поражение. Дух французских солдат упал. Наследник французского престола, дофин Карл VII ещё не был коронован и сомневался в своём праве на корону. Последним оплотом был Орлеан. С его падением Франция прекратила бы своё существование…

…Жанне минуло 16 лет. Девушка проводила много времени в церкви. Она рассказывала: «Мне было 13 лет, когда мне было откровение от Господа через Голос, который учил, как я должна себя вести… Свет бывает с той же стороны, с которой слышен Голос… Я увидела перед собой архангела Михаила. И он был не один, его сопровождали ангелы небесные. В первый раз, что я услыхала Голос, я дала обет сохранять девственность, пока Богу угодно».

Впоследствии судьи в Руане с трудом заставили Жанну говорить об осенявшем её свете: «Святой Михаил сказал мне, что св. Екатерина и св. Маргарита будут приходить ко мне и давать мне советы в том, что я должна делать; и чтобы я верила тому, что они мне скажут, и что это было по велению Господа…».

И вот Жанна отправилась в Вокулёр, чтобы просить его правителя дать ей отряд для сопровождения к дофину.

В то время существовало пророчество о том, что Францию погубит женщина, а спасёт дева. Под женщиной народ подразумевал королеву Изабеллу, по наущению которой слабоумный король Карл VI подписал договор, лишающий Францию её самостоятельности.

Но кто же та Дева – символ чистоты и невинности, которая должна спасти страну?.. Когда прошёл слух о Жанне, по её словам, избранной Богом для спасения Франции, народ толпами устремился в Вокулёр, чтобы увидеть и услышать её. Искренность Жанны вселяла в людей веру и надежду, зажигала их сердца…

Она получила небольшой отряд и 13 февраля 1429 года отправилась из Вокулёра в 10-дневный поход по местности, занятой неприятелем. Её бодрость и мужество удивляли. Жанна говорила: «Когда сражается сам Господь, не всё ли равно, какая рука держит меч – сильная или слабая?»

… Она сама узнала дофина и упала перед ним на колени: «Пошли вам Бог долгие дни, милый дофин!» Это было воспринято как чудо. В беседе с ним Жанна сказала, что Голоса подтвердили – он законный наследник короля, своего отца, и престола Франции. Этим она ответила на вопрос его сердечной молитвы, обращённой к Богу.

И дофин поверил, что Жанна послана Небом. «Откуда это мужество, эта вера, как не от Бога?» – сказала о Жанне тёща будущего короля. Несколько обещаний Дева дала от имени Бога: о снятии осады с Орлеана, о коронации Карла VII в Реймсе, где короновались все короли Франции, и об освобождении Парижа от англичан.
Прикрепления: 1676537.jpg(234.3 Kb)


Гори, свети и освещай.
 
ЮлияДата: Вторник, 09.10.2012, 11:08 | Сообщение # 3
Группа: Админ Общины
Сообщений: 4226
Статус: Offline
ОКОНЧАНИЕ..................


Жан-Огюст Доменик Энгр. Жанна Д'Арк на коронации Карла VII
в Реймском соборе 17 июля 1429 г. Фрагмент картины.


В 17 лет Жанна была назначена главнокомандующим французским войском, в котором сумела поднять дисциплину и боевой дух. Она ехала впереди; рядом развевалось знамя с изображением Христа Судии. Орлеан, пробывший в осаде 7 месяцев, был освобождён за 4 дня!
Затем было ещё несколько блестящих побед, переломивших ход Столетней войны.

Жанне удалось добиться коронации Карла VII в Реймсе 17 июля 1429 года.

Затем Жанна пыталась завершить свою миссию освобождения Франции взятием Парижа, но король вновь впал в бездеятельность.
За спиной Жанны плелись интриги, шли переговоры с герцогом Бургундским в надежде на сдачу Парижа без боя.

Англичане укрепляли свои позиции, а воодушевление французов таяло на глазах, как и их войско. 24 мая 1430 г. в битве при Компьене Жанна была взята в плен бургундцами, которые продали её англичанам.

Король не выкупил её из плена, и народ не восстал и не освободил из тюрьмы... "Истинно, предательство – венец подвига", - писала Е.И. Рерих в письме от 4.05.1951 г.

21 февраля 1431 г. в Руане начался суд, длившийся три месяца.
Жанна без защитника и свидетелей почти ежедневно представала перед собранием из 62 учёных-богословов. Возглавлял их основной организатор судилища, епископ города Бовэ Кошон – настоящее исчадие сатаны.

И в этой битве Жанна была так же искусна, как и на полях сражений.

Как действовал суд, понятно из вопроса: «Какими колдовскими приёмами ты пользовалась, чтобы воодушевить воинов на битву?» Жанна отвечала: «Я говорила им «Вперёд!» – и первая показывала им пример». Она сообщила на допросе, что Голоса говорят ей: «Терпи и покоряйся, не страшись мученической кончины, ибо через неё войдёшь в Царствие Небесное»…

Каждый Великий Подвиг зажигает пространство, но он же вызывает ярое сопротивление тьмы…

30 мая 1431 года на площади соорудили два помоста и костёр.
После проповеди священника Жанна опустилась на колени и молилась за короля Франции, молила собравшихся поверить в его добродетели...

Жанна попросила дать ей крест, но его не оказалось, и английский солдат из сострадания к ней сделал крест из палки.
Жанна спрятала этот крест на груди...

Затем был принесён освящённый крест из церкви, который она просила до конца держать так, чтобы он был ей виден. В треске пламени долго был слышан голос Жанны, читавший молитвы…

Когда всё закончилось, в пепле нашли нетленным огненное сердце Жанны…


Это эссе было опубликовано в № 1(7) газеты "На пути восхождения" за 2007 г.


* * *


Из протоколов обвинительного процесса Жанны Д'Арк. 1431 год


27 февраля. Четвертое заседание

На вопрос, что она больше почитала, свое знамя или меч, она ответила, что гораздо больше почитала, т.е. в сорок раз, знамя, чем меч.

На вопрос, кто приказал ей нарисовать на знамени упомянутое изображение (на знамени Жанны д'Арк, по её собственным словам, было изображение вселенной, двух ангелов по краям и надпись), она ответила: «Я уже достаточно вам говорила, что ничего не делала, кроме как по указанию бога».
Она также сказала, что, когда нападала на противников, сама носила указанное знамя, с тем чтобы никого не убивать; и она сказала, что ни разу не убила человека.(...)

На вопрос, под какой крепостью это случилось, что она приказала своим людям отступить, она ответила, что не помнит. Она сказала также, что через сделанное ей откровение была весьма уверена в снятии осады с Орлеана; и об этом же она сказала своему королю, прежде чем туда пришла.

На вопрос, говорила ли она своим людям, когда должен быть устроен штурм, что сама будет принимать на себя стрелы, дротики, камни из метательных орудий или из пушек и пр., она ответила, что нет; напротив, сто человек из ее войска или более было ранено, но, несомненно, она сказала своим людям, чтобы они не колебались и сняли осаду.

Она сказала также, что во время штурма замка Моста она была ранена в шею стрелой или дротиком, но получила большое утешение у св. Екатерины и поправилась в течение двух недель, однако она не прекращала из-за своей раны разъезжать верхом и действовать.

На вопрос, твердо ли она знала наперед, что будет ранена, она ответила, что это она хорошо знала и сказала об этом своему королю, но, несмотря на это, она не прекращала дальнейшие действия.
И было это ей открыто благодаря голосам двух святых, т.е. св. Екатерины и св. Маргариты.

Она сказала далее, что под указанным замком Моста она первая приставила лестницу, чтобы взбираться вверх, и, когда она поднимала эту лестницу, была ранена, как выше указано, дротиком в шею.

Полностью Протоколы опубликованы на сайте:
http://hrono.rspu.ryazan.ru/dokum/1400dok/jean.html



Жан-Огюст Доменик Энгр. Жанна Д'Арк на коронации Карла VII
в Реймском соборе 17 июля 1429 г. 1854
Прикрепления: 8423021.jpg(70.0 Kb) · 4202101.jpg(76.2 Kb)


Гори, свети и освещай.
 
ЮлияДата: Вторник, 09.10.2012, 11:09 | Сообщение # 4
Группа: Админ Общины
Сообщений: 4226
Статус: Offline

Герман Штильке. Смерть Жанны Д'Арк на костре. 19 в.

Sancta Iohanna, ora Deum pro nobis!
Святая Жанна, моли Бога за нас!


Это говорят сейчас в христианской некогда, а теперь уже давно от Христа отступившей, хуже, чем языческой, — религиозно не существующей Франции, может быть, многие, но бессильные, потому что одинокие, никаким религиозно-общим, судьбы страны решающим действием не соединенные, верующие люди; или даже не говорят, а только шепчут, каждый про себя, чуть слышным тайным шепотом. Скажет ли это когда-нибудь снова христианская, ко Христу вернувшаяся Франция, внятно, громко, так, чтобы услышал весь мир? «Скажет», — отвечают одни, может быть, слишком легко, потому что слишком этого хотят; а другие так же легко отвечают: «Не скажет», может быть, тоже потому, что этого слишком не хотят. Но не лучше ли было бы для тех и других, прежде чем ответить на этот вопрос, глубже над ним задуматься, чтоб не услышать и тем и другим одного приговора: «ты взвешен на весах и найден очень легким»; глубже задуматься и, может быть, почувствовать всю грозную тяжесть вопроса не только для одной Франции, но и для всего христианского мира, потому что если Жанна действительно святая не одной из двух Церквей, Западной, а единой Церкви Вселенской, то она принадлежит всему христианскому миру; и еще потому, что если Жанна действительно спасла Францию, то спасла и Европу, так как в XX веке еще несомненнее, чем в XV, что Европы нет без Франции и что спастись или погибнуть этой части Европейского тела — значит и всему телу погибнуть или спастись.
Д.С. Мережковский. Жанна Д'Арк
http://www.gramotey.com/?open_file=1269077523



Е.И. РЕРИХ О ЖАННЕ Д'АРК


Вспомним все те горы уничтоженных трудов, полных света и блага, невозвратимая утрата которых справедливо оплакивалась и рассматривалась лучшими умами всех эпох как величайшее бедствие!

Принято возмущаться пожаром Александрийской Библиотеки, но те же лицемеры замалчивают многовековые зарева кострищ Инквизиции, сжигавшие перлы человеческого гения. Долог список преступлений, совершенных против блага человечества. Долог список мучеников знания и света, но такие светлые имена, как Джордано Бруно, Галилей, Иоанн Гус и Жанна д'Арк навсегда останутся в памяти человечества как огненные свидетели царства Дьявола в века Инквизиции! (Из письма от 12.09.1934)

Карма великой ответственности хотя и тягостна, но лишь она приносит великие достижения. Потому люди не должны избегать ни действий, ни ответственности.

Потому следует запомнить, что трудная карма не значит – карма низкая. Именно, наоборот. Легкая карма есть карма ничтожества. Часто легкая карма является тяжким испытанием, ибо чрезвычайно редко, чтобы человек мог подняться среди благополучия на следующую ступень духовного совершенствования. Потому среди мудрых принято считать легкую жизнь за проклятие. Если бы Жанна Д'Арк была пожалована королем поместьями и кончила жизнь в роскоши и благополучии, то она не была бы Жанной Д'Арк. Но не ее личная карма требовала костра. Не забудем о миссиях, принимаемых на себя высокими духами. Отношение к ним со стороны тех, к кому они направлены, утверждает карму тех народов на многие века. Так они являются пробным камнем сознания народов.

Также если действие или дар, сделанный с высоким побуждением, принят с таким же чувством и пониманием и приложен к такой же высокой цели, то порожденная таким образом тройная энергия, в обратном своем движении, принесет следствие, усиленное стократно. Конечно, возможно, что и не в этом воплощении, но в следующем, ибо чем больше круг, захваченный действием, тем больше времени потребуется на его оборот, но тем мощнее следствия и возможности, собранные им. Вот почему во всех Восточных Писаниях указывалось, что помощь, оказанная подвижнику (не в узком понимании этого слова), по своим следствиям превышает все другие. Но именно эта великая истина послужила основанием для самых страшных злоупотреблений со стороны жреческой касты. Жертвоприношения, построения храмов, украшения икон драгоценными камнями и золотом риз, все пудовые свечи, в основе своей имеют ту же искаженную истину. По мере прохождения веков все духовные ценности заменялись материальными. Люди забыли, что золото, материальные сокровища не имеют никакого приложения в мирах надземных. Самый большой богач здесь нищ в мире надземном. Потому улучшения кармы нужно искать не в воздержании от действий, но в усиленном развитии и накоплении духовных сокровищ (Из письма от 08.06.1936).

Доверие, доверие! Когда же люди поймут все целебное свойство такого в нас непоколебимого чувства! Ведь это оно поднимает, и охраняет, и накопляет, и приводит в движение нашу психическую энергию, эту изумительную чудодейственную силу.

Доверие – вопреки очевидности, доверие до конца, такое доверие должны выработать в себе настоящие ученики. Жанна д'Арк сохранила доверие до конца, и, когда первые языки пламени коснулись ее ног, душа ее отлетела в экстазе любви! Она была избавлена от жесточайших мук, подвиг ее, в силу предательства, стал много выше. Истинно, предательство – венец подвига.
Доверяйте, родные, и учитесь спокойствию несломимому. Трудности будут, но при твердости и мужестве все придет к необходимому результату. Говорю "необходимому", ибо именно "необходимый" результат бывает сокрыт от нас; мы ждем результата, который нам кажется лучшим, но лучший не всегда совпадает с необходимым для Великого Владыки. Жизнь очень сложна, и сотрудничество с Силами Света не легко, но зато несравнимо прекрасно и совершенно иных измерений (Из письма от 4.05.1951).
Прикрепления: 9390321.jpg(86.0 Kb)


Гори, свети и освещай.
 
ЮлияДата: Вторник, 09.10.2012, 11:11 | Сообщение # 5
Группа: Админ Общины
Сообщений: 4226
Статус: Offline

Единственное прижизненное изображение Жанны Д'Арк

МАРИНА ЦВЕТАЕВА

* * *

И я вошла, и я сказала - Здравствуй!
Пора, король, во Францию, домой!
И я опять веду тебя на царство,
И ты опять обманешь, Карл Седьмой!

Не ждите, принц скупой и невесёлый,
Бескровный принц, не распрямивший плеч, -
Чтоб Иоанна разлюбила - голос,
Чтоб Иоанна разлюбила - меч.

И был Руан, в Руане - Старый рынок...
- Всё будет вновь: последний взор коня,
И первый треск невинных хворостинок,
И первый всплеск соснового огня.

А за плечом товарищ мой крылатый
Опять шепнёт: Терпение сестра!
Когда блеснут серебряные латы
Сосновой кровью моего костра.

ВЛАДИМИР СОЛОУХИН

Лозунги Жанны Д'Арк


Звучал с непонятной силой
Лозунг её простой:
За свободу Франции милой,
Кто любит меня - за мной!

Драпают пешие воины,
Смешался конников строй,
А она говорит спокойно:
Кто любит меня - за мной!

Знамя подъемлет белое,
Его над собой неся,
Как будто идёт за девою
Сзади Франция вся.

Истерзана милая Франция,
Проигран за боем бой,
Уже бесполезно драться...
Кто любит меня - за мной!

Шестнадцати лет девчонка,
Носительница огня,
Сменила свою юбчонку
На латы, меч и коня.

Свершая святое дело,
За ударом неся удар,
Едет нежная дева,
Железная Жанна Д'Арк.

В стане британцев паника,
В стане британцев вой,
Она поднимается ранена:
Кто любит меня - за мной!

Конечно, мне лучше было бы
Цветы собирать в лесу.
Но гибнет Франция милая,
И Францию я спасу.

Девчонка я, мне бы всё же -
Жених, ребятишки, дом,
Но если не я, то кто же?
Если не я - никто.

Хрупка я, но Бог поможет,
Дух укрепляя мой,
Но если не я, то кто же?
Кто любит меня - за мной!

В чём силы её источник,
Загадка не решена.
Но всё исполнилось в точности,
Как сказала она.

Победа - её награда.
Как молния меч сверкал.
С Орлеана снята осада,
Коронован в соборе Карл.

А дальше? Позор мужчинам.
Людям стыд и позор.
Суд заседает чинно,
В Руане горит костёр.

Британцы или бургундцы,
Епископы и князья,
Девчонку мучить? Безумцы!
Отвагу судить? Нельзя!

А что же Франция милая?
Где же она была?
С лёгкостью изменила,
Походя предала.

И Карл, коронованный Жанной,
Где же тогда он был?
Король, как это ни странно,
Первым руки умыл.

А эти зеваки, толпы
Вокруг костра на ветру,
Почему не бросились, чтобы
Спасти из огня сестру?

Конечно, каре, охрана,
Войско во всей красе.
Но если бы все ради Жанны
Бросились, сразу все?

В больших городах и малых,
В селах и деревнях,
В харчевнях и пышных залах,
Пешими, на конях?

Трусы? Рабы обмана?
Горем сердца полны?
Не вас ли спасала Жанна,
Бросясь на костёр войны?

Пламя уже до груди,
Уже до глаз достаёт,
Бывает, предатели - люди,
Бывает - и весь народ.

Люди, сделайте милость,
Пока не померк ещё взор,
Одна за всех - получилось.
Все за одну... позор!

Вечером под золою
Нашли в углях палачи
Сердце её как живое,
Только что не стучит.

Сердце бросили в Сену,
Чтобы стереть и след,
С тех пор прошло постепенно
Полтысячи с лишним лет.

Слава её окрепла,
И там, где в беде народ,
Дева встает из пепла,
На помощь она идёт.

Тогда всех других дороже
Лозунг, зовущий в бой:
Если не я, то кто же?
Кто любит меня - за мной!

Прикрепления: 2401467.jpg(50.6 Kb)


Гори, свети и освещай.
 
ЮлияДата: Вторник, 09.10.2012, 11:11 | Сообщение # 6
Группа: Админ Общины
Сообщений: 4226
Статус: Offline


Н.К. Рерих

ДУША НАРОДОВ


В пене океанских волн каждый неопытный мореход находит хаос и бесформенное нагромождение, но умудренный опытом ясно различает и законный ритм и твердый рисунок нарастания волны. Не то же ли самое и в пене смятения народов? Также было бы недальновидно не различить гигантских волн эволюции. Было бы несправедливо не заметить внутренней законности и трогательных проявлений души народной. В этих проявлениях отражается высшая непреложная справедливость. Поучительно замечать, как народный глаз и народный ум возвращаются к своим героям, в многообразном подвиге которых выражена душа народная.

Герои, во время их строительного подвига, и не подозревали, что они являются выразителями стран, выразителями самой ценной конденсированной психологии. Они творили Благо. Они следовали своему непосредственному зову сердца. Иначе они и не могли бы действовать, ибо иначе они не были бы теми самыми героями, память о которых не только живет, но и возносится и углубляется в проницательности народной. Иногда может казаться, что имя героя, выразителя народной души, затемнено и точно отложено в какие-то дальние хранилища; но не от беззаботности это. Океанская волна тоже имеет свой ритм, и, рассыпавшись великолепным гребнем, она как бы исчезает только для того, чтобы опять набухнуть и кристаллизоваться в новом великолепии.

Америка приготовляется почтить память Вашингтона. В приготовлениях этих сказывается уже нерв всей страны. Это не просто деятель, которому благодарны современные поколения. Нет, это герой, которого осознала душа народная. Это герой, выражавший смысл строительства Америки. Это герой, давший без блужданий и уклонений то, о чем внутренне мечтало каждое созидательное сердце. Потому приготовление к чествованию памяти Вашингтона сразу примет характер не только национального праздника, но народного торжества.

Когда вы произносите имя Вашингтона и Линкольна, вы произносите сущность Соединенных Штатов Америки. И никто не знает это более твердо, нежели душа народная. Одухотворенное сердце народа отлично знает, где был творящий самоотверженный подвиг. И не в истерической хвале, но в почитании и трепетном, бережливом отношении к именам этих подвижников народ выражает свою непреложную оценку. В суматохе жизни, может быть, опять временно не будут упоминаемы эти великие имена, но как только душа народная почувствует необходимость пищи духовной, она опять неуклонно возвратится к тем, кто вел ее к блестящим строительным достижениям.

Так каждая страна, у сердца своего, бережет имена, ведшие ее к Свету. Обратимся ли к Франции, мы в самую трогательную минуту встретимся с героическим обликом Жанны д'Арк. Без различия направлений и возрастов, в минуту необходимости народ знает, кто был его выразителем. Так же твердо, как несла Жанна д'Арк подвиг свой, так же неизменно народ бережет ее имя, и в чествовании памяти ее выражается все большая сознательность и почитание. Притом почитание это вовсе не только клерикально. Даже неопытный глаз видит в облике Святой Деятельницы носительницу, выразительницу священного сознания народа. И какая благодетельная героическая мечта снизошла на пастушку овец, подсказав ей о пастырстве над народом целой прекрасной страны!

Пройдем ли мы Италию, из-за высот и твердынь духовных и гражданских властителей Мира, из-за всех великолепных Медичи подымается все тот же несмываемый, вечно живой и растущий Облик Святого Франциска Ассизского. И никакой народ, никакая толпа не будет разрушать память его, ибо он был выразителем сущности страны. Мятущийся, ищущий дух Италии претворился в Святом Франциске в прекрасном Апофеозе. Что бы ни случилось, куда бы ни повернула народная тропа, дух Святого Франциска останется живым. Сердце народное в самой удаленной хижине, в самых трудах улыбнется, сознавая, что сам Святой Франциск предстательствует о нем на судбище всемирном.

Как бы ни болело сердце русское, где бы ни искало оно решение правды, но имя Святого Сергия Радонежского всегда останется тем прибежищем, на которое опирается душа народа. Будет ли это великое Имя в соборе, будет ли оно в музее, будет ли оно в книгохранилище, оно неизменно пребудет в глубинах души народной. Опять далеко за пределами церковного подвига, строительное и просветительное имя Святого Сергия хранится в сердцах как драгоценнейший Ковчег духа. Хранится оно как прибежище народного сознания в трудные минуты мировых перепутий. Не затемнится в существе своем Имя Святого Сергия, не затемнится во множестве других имен — сокровище души народной, от древних и до многих современных. Тогда, когда нужно, народ опять обращается к выразителю своей сущности.

Среди множества славных имен Египта народ не забывает память славной Хатшепсут, обновительницы традиций, насадительницы просвещения и созидательницы. Среди тысячелетних сменявшихся династий народ умеет взять неоспоримое по достоинству имя и когда нужно обратиться к нему, как к реликвии всеобновляющей и укрепляющей.

Не смешает со множеством славных имен народ Индии имя Акбара, собирателя, творца счастливой народной жизни. Народ не забывает и не припишет никаким умаляющим побуждениям широкие мысли великого объединителя Индии. В храмах индусских имеются изображения Акбара, несмотря на то, что он был мусульманин. Вокруг головы императора изображается сияние, что вовсе не всегда является отличием просто властителя. Для Индии Акбар является не просто властителем, но сознание народное отлично понимает, что он был выразителем души народной. Так же как и многие, священные в памяти, имена, он собирал и сражался вовсе не для личной ненасытности, но творя новую страницу великой истории.

Вспомним ли мы о дальнем Тибете, строение государства свяжется с именем великого Далай-ламы Пятого. Где бы ни блуждало сознание тибетское, в существе своем оно хранит это имя создателя Поталы и тибетской государственности, хранит его как истинный оплот сердца своего. Целый ряд был далай-лам, но народ бережет имя строителя, собирателя, созидателя. В этом сказывается неуклонный суд народной души.

За пределами целого ряда китайских императоров, разве не судим мы Китай по Лао-цзы и Конфуцию?

Ведь не по торговле греческой воссоздаем мы достоинство матери классических стран, но по Аристотелю, Пифагору, Платону, по Фидию, по Сократу.

Что бы ни случилось с Германией, она твердо знает великих своих выразителей: Гете, Шиллера, Дюрера, Вагнера и тех, кому не изменит душа народная, что бы ни случилось.

И не должны ли мы судить Англию по Шекспиру? И не можем ли мы утверждать значение Скандинавии по устремленности викингов? И среди великих искателей, созидателей не забудем, что душа монгольская всегда бережет у сердца своего образ Чингиза. Не говорит ли этим Монголия, так хранящая облик героя, о своем потенциале к восхождению.

И разве великое имя царя Соломона не является символом целой огромнейшей психологии? И разве сердце каждого еврея не бережет в лучшем тайнике своем это несокрушимое, созидательное, громоносное имя? Уже не говоря о тех Великих Именах Высших Носителей Света, вышедших из сокровенной, священной колыбели Азии.

Ясно, что можно нескончаемо приводить неоспоримые примеры из стран и великих и малых о безошибочном суде души народной. В этих воспоминаниях составится блестящий ряд выразителей стран, выразителей эпох и духа человеческого. Разнообразны будут эти выразители и по времени и по положению своему, по окружавшим их обстоятельствам, но какая-то неоспоримая планетарная ценность выявляется при отборе этих строительных прекрасных имен-понятий. Эти имена, они уже вышли за пределы личности, они уже стали синтетическими мировыми понятиями. Их вовсе не мало, и хранилище планеты, сокровищница творящего подвига, поистине прекрасна. Всеобъемлемостью своею, широтою своею выразители стран, народов, как белоснежные вершины Гималайские, в лучах света посылают друг другу привет, ничем не заслоненный. В дни празднеств Культуры все эти выразители лучших народных стремлений, запечатлевшие их и трудом и подвигом, претерпевшие и не уклонившиеся, будут тем истинным украшением планеты и прибежищем сердца народного, когда оно и болит и тоскует по правде. Не они ли, эти выразители народов, помогут претворить тоску и боль поисков в праздник подвига?

На празднике Культуры, среди чертога Знания и Красоты, среди длинных столов трапезы духовной, увидим мы стол светлый, светом осиянный. Откуда же сверкание это? Где же светлые гости престола сего? Может быть, уже снизошли они. Быть может, глаз наш, затемненный, не разглядит их, не вынеся сияния Света нездешнего. Но не будет сиять даже лучший престол, если пуст он. Если сияет, значит, Они уже там. Не разглядеть, не сопоставить Их, но можно осознать Их в сердце, ибо что не вместит оно, сердце человеческое? Светом сердца сияют светлые гости Культуры.

1932


Гори, свети и освещай.
 
ЮлияДата: Вторник, 09.10.2012, 11:13 | Сообщение # 7
Группа: Админ Общины
Сообщений: 4226
Статус: Offline
"ЖИЗНЬ МЕРТВА БЕЗ ГЕРОЯ..."


Надземное, 463
Урусвати знает, как тускла жизнь без Учителя. Люди это понимают своеобразно. Очень стараются для утверждения Учителя отрицатели. Каждый отрицатель становится учителем для своих последователей, таким образом, утверждается учитель, и даже противники учительства воздвигают такое же понятие. Не будем настаивать, чтобы все люди мыслили одинаково, но пусть они, каждый по-своему, придут к тем же основам жизни.
Также знаете, что жизнь мертва без героя. Спросите всех жителей Земли – случалось ли, что они не имели перед собою привлекательного образа героя? Каждый школьник признается, что он с детства лелеял в сердце избранника. Яркие деяния утверждали лучшие порывы. Также сознаются, что никто не учил их почитанию героя, но это качество родилось самостоятельно.
Именно основы бытия рождаются самостоятельно, они приходят из хранилища "чаши". Долго они существовали внутри как уроки Тонкого Мира. Нередко люди не умеют выразить словами эти заветы, но все же они живут, и в сужденный час преображают жизнь.
Не уставайте твердить об Учителе и Герое, оба понятия, в сущности говоря, одно и то же. Они ведут за собою к преуспеянию. Они помогают переносить тяжесть жизни. Они будут источником мужества.
Мыслитель говорил: "Учитель есть лучший герой. Его вооружение не ржавеет, не изнашивается. Войско может обратиться в бегство, но Учитель не отступит, дадим Ему венок Героя".


Гори, свети и освещай.
 
ЮлияДата: Пятница, 26.10.2012, 12:16 | Сообщение # 8
Группа: Админ Общины
Сообщений: 4226
Статус: Offline


ВЕЛИКИЙ МЫСЛИТЕЛЬ КОНФУЦИЙ - ПЕРВОУЧИТЕЛЬ КИТАЯ.

«ЛУНЬЮЙ» - СОБРАНИЕ МУДРОСТИ УЧИТЕЛЯ


«Если любовью будут воспламенены сердца смертных,
то весь мир будет наподобие одного семейства...»

(Конфуций. «Луньюй»)


Конфуций (Кун-Фу-цзы, Кон Фу-цзы, Кун-цзы) родился в Китае около 551 г. до н.э. и прожил 73 года. Истины, которым учил этот великий Мыслитель, есть Сокровенные Знания Великих Воплощённых, исшедшие из Единого Источника. В книге «Алтай-Гималаи» (с.107-109) Н.К. Рерих говорит, что «в основе учения Конфуция лежит та же община». Как и Будда, Конфуций не оставил после себя никакой религии - это сделали позднее последователи.

Конфуция считают создателем этико-политического учения, регламентирующего поведение людей в семье и обществе, в основе которого лежит почитание старших (в том числе и по положению в обществе), проповедь гуманности и культа предков». Конфуций был «Учителем десяти тысяч поколений», Первоучителем Китая прежде всего потому, что он и был первым философом страны и первым, кто обратился к вопросам строительства нового общества, нового государства. высоконравственного, гуманного, обеспечивающего всем трудящимся достойную жизнь: и материальную, и духовную.

Примерно с конца IV века до н.э. и вплоть до XX века идеология Конфуция была основой государственности Китая. Западная Европа узнала конфуцианство в ХVII веке. В самом имени китайского мыслителя - Кун Фу-цзы, часть его - Фу-цзы переводится как Учитель (Мастер) - почётный титул, которым его именовали. В XVI веке миссионеры-иезуиты ввели в употребление латинскую форму - Конфуциус, а учение стали именовать конфуцианством («Восточная философия», с. 211).

Мудрость не имеет возраста. Истины, на которых основывалось учение Конфуция, стары как само человечество. Е.П. Блаватская в «Тайной Доктрине» писала: «... Конфуций, очень древний законодатель в исторической хронологии, хотя и очень современный мудрец в мировой истории, явлен... конечно, как передатчик, но не создатель. Как он сам говорил: «Я только передаю, я не могу создавать новых вещей. Я верю в Древних и потому люблю их» (т.1, с.23).

В плеяде великих Учителей человечества фигура Конфуция - одна из ключевых, и на пороге рождения нового общества его мудрость необходима человечеству, чтобы это общество было высоконравственным, гуманным, обеспечивающим всем трудящимся достойную жизнь: и материальную, и духовную.

Знаменитый древнекитайский историк Сыма Цянь пишет, что Конфуций был рождён в селении Цзоу, волости Чанлин, княжества Лу. Известно, что его отец Шулян Хэ принадлежал к аристократическому сословию дай фу, но самого низшего ранга (ши), и обладал весьма скромным достатком. Сохранились предания о том, что Шулян Хэ был храбрым воином. У него с женой было восемь детей, и все девочки. Мечтал о наследнике, и взял в жёны младшую дочь из знатной семьи Янь из города Цюйфу, от которой и родился сын, будущий Учитель Кун. Когда ребёнку ещё не было двух лет, умер его отец, и мать с мальчиком оказались в трудном материальном положении. Сам Конфуций писал, что «приходилось заниматься многими презираемыми делами».

С детства его девизом были слова: "Учиться и всегда прикладывать выученное к делу – это радость".

Когда юноше не было 17 лет, внезапно умерла его мать - ей было чуть более 30 лет. Вскоре после похорон Конфуций отправился на банкет, который устраивал глава одного из наиболее могущественных родов царства Лу для тех, кто принадлежал к роду ши - как и отец Конфуция. Но его публично унизили, нанесли удар по самолюбию, выпроводив с оскорбительными словами о том, что его никто не звал...

Конфуций даже внешним обликом выделялся из современников: во-первых, необычной формой головы - он родился с продавленным теменем, во-вторых, высоким ростом - примерно 191 см, и все звали его верзилой.
В 19 лет Конфуций женился, и через год стал счастливым отцом первенца-сына. Конфуций поступил на службу в дом Цзы, где, по словам древнего историка, занимался «измерениями и взвешиваниями». А через год он назначается смотрителем пастбищ.

В 28 лет Конфуций впервые принимает участие в торжественном жертвоприношении в главном храме царства Лу. Прослывший человеком образованным, он, однако, то и дело расспрашивал о каждой детали ритуала, вызвав недоуменный вопрос: «Кто сказал, что сын человека из Цзоу разбирается в ритуалах? Он расспрашивает буквально о каждой детали».
Конфуций спокойно ответил: «В таком месте распрашивать о каждой детали и есть ритуал!». В дальнейшем одним из методов его обучения стало вопрошание учеников о сути поступка или изречения. В этот же период времени Конфуций учился игре на цине (род лютни) у одного из видных музыкантов того времени, добиваясь не только мастерства и выразительности исполнения, но и пытаясь глубоко проникнуть в замысел композитора, почувствовать его душу.
Конфуций говорил: «Я вдохновляюсь Песнями, ищу опору в ритуалах и завершаю музыкой».

В тридцать лет он открывает первую в Китае (если не в мире) частную школу, положив в ее основу идеи общины. Главной задачей Конфуций ставит воспитание людей, нужных государству, считая, что люди, которые идут во власть, должны это делать с единственной целью – оберечь всех граждан и по возможности сделать их худших – лучшими, ведь дело государственных чиновников и правителя государства неразрывно связано с истинным служением Общему Благу.

В общей сложности его школу прошли около 2000 человек, из которых 72 прославились и вошли в историю Китая как мудрые правители Поднебесной. В основе обучения лежало нравственное образование. Учитель Кун (так называли ученики Конфуция) постоянно говорил своим ученикам: "Вы не сможете управлять делами государства, если не научитесь управлять собой". Поэтому главный акцент в обучении делался на улучшение качеств человека.

Двадцать лет Конфуций ведёт школу, обретая опыт воспитания, совершенствуя методики обучения и сам непрестанно учась. "В любой деревне вы сможете найти человека не менее меня добродетельного, - говорил он. - Но вы не найдете человека, который бы более меня был устремлен к учению".

Как пишет древний историк Сыма Цянь, «Конфуций учил Песням, Преданиям, ритуалам и музыке. Учеников у него было около трёх тысяч, семьдесят два из них постигли полностью все шесть искусств... Конфуций обучал по четырём разделам: учёности, поступкам, честности и преданности. Ему были чужды четыре недостатка: склонность к домыслам, излишняя категоричность, упрямство, себялюбие... В своей деревне он казался простолюдином и безыскусным в речах, а при дворе и в храме предков говорил красноречиво, хотя и мало. В ожидании аудиенции, беседуя с высшими чинами, он казался твёрдым, в беседе с низшими чинами - ласковым...»

Вот каковы шесть искусств, которыми во времена Конфуция должны были владеть образованные люди: выполнять ритуалы, понимать музыку, стрелять из лука, управлять колесницей, уметь читать и знать математику. Всеми ими владел сам Учитель.

Размышляя о своей жизни, Конфуций выделил в ней несколько этапов: «В пятнадцать лет я ощутил стремление учиться; в тридцатилетнем возрасте я утвердился; достигнув сорока, я освободился от сомнений; в пятьдесят познал веление Неба; в шестьдесят мой слух обрёл проникновенность; с семидесяти лет я следую желаниям сердца, не нарушая меры».

Именно к тридцати годам Конфуций осваивает достижения древнекитайской культуры, что в дальнейшем позволяет ему приступить к работе над пятью книгами цзинов (И-цзин - Книгой Перемен, Шу-цзин - Книгой исторических документов, Ши-цзин - Книгой стихов, Ли-цзи - Книгой о ритуалах, Чунь-цю - «Хроники Весны и Осени» - Хроника событий 721-480 гг. до н.э.).
Прикрепления: 8304969.jpg(38.6 Kb)


Гори, свети и освещай.
 
ЮлияДата: Пятница, 26.10.2012, 12:16 | Сообщение # 9
Группа: Админ Общины
Сообщений: 4226
Статус: Offline
ПРОДОЛЖЕНИЕ 1 ........................

К этому времени, по-видимому, складывается основные принципы мировоззрения Конфуция. Слава Учителя росла с годами, но не приносила ему продвижения по службе. В 497 году до н.э. он оставляет должность и покидает царство Лу.

Два года Конфуций живёт в царстве Ци и даже удостаивается аудиенции у правителя. Вместо ожидаемой должности правитель предложил ему удел, обеспечивающий достаток, но ставящий в полную зависимость от царственого покровителя, поэтому Конфуций от подарка отказался...

В 50 лет его берёт под своё покровительство член могущественного семейства Цзи в царстве Лу, и впервые Учитель получает возможность на практике применять своё Учение. Сначала Конфуций занимал пост правителя города Чжунду, а затем - главы ведомства общественных работ и верховного судьи, впервые занимая высокое положение при дворе. Но уже через четыре года, видя пренебрежительное отношение к себе правителя, он оставляет царство Лу и направляется в царство Вэй.
Начинается четырнадцатилетний период скитаний Учителя и его безуспешные попытки поступить на службу.

Из царства Вэй он переезжает в царство Сун, оттуда через год - в царство Чэнь, через два года - в Чу, ещё через два года - снова в Вэй. Затем он возвращается в Лу, где окружённый заботой преданных учеников производит окончательную редакцию канонических книг цзинов.

В книге «Алтай-Гималаи» Н.К. Рерих говорит о том, что «Конфуций должен был переезжать изгнанником с места на место... Уча об общем благе, Конфуций должен был всегда под рукою иметь свою колесницу...» Эти слова Николая Константиновича свидетельствуют о том, что переезды Учителя не были добровольными...


Н.К. Рерих. Конфуций Справедливый. 1925-1926


В 479 году до н.э. после непродолжительной болезни «Учитель десяти тысяч поколений» мирно скончался на 73-ем году жизни.

Учение Конфуция опиралось на принципы жэнь («гуманность», «человеколюбие») и ли («правила», «этикет»), причём ли понимается как высшее проявление жэнь.
Как пишет Л. Дмитриева (с. 204), «жень» («чжен», «рен») - это качество, которое предстояло выработать не с помощью ума, но с помощью души...» Оно составляет основу Этического Кодекса Конфуция для государства, который может быть применён к строительству государства в наше время. «Жень - это духовная, нравственная категория, и она была в числе пяти добродетелей, обязательных для тех, кто составляет середину государственной прирамиды» - административно-управленческого аппарата, чиновников, стоящих между народом и главой государства. Большинство наших сегодняшних чиновников он назвал бы людьми без «жень». («Жень» распространяется и на всех остальных людей).

Остальные четыре добродетели, необходимые государственным служащим, которые они должны были в себе выработать, таковы: долг, доблесть, знания, ритуал.

Конфуций считал тождественными понятия космической и социальной справедливости, поскольку космос и общество есть одно целое. Поэтому и чиновник, преданный правителю, поддерживает равновесие и гармонию во Вселенной.

Первоучитель Китая соединяет два понятия - «власть» и «справедливость», ибо в их единстве реализуется воля Неба. И тогда возникает идея о «следовании среднему пути», или учение о середине с предостережением о крайностях. Точное исполнение ритуала - каждый жест, слово, мысль - по Конфуцию означает следование ритму жизни Вселенной.
Ритуал для Конфуция - это форма символического мышления, принцип иерархического понимания бытия, особая музыкальная настроенность души.

В книге «Луньюй» («Изречения» или «Беседы и Суждения») Учитель говорит: «Если править с помощью закона, улаживать, наказывая, то народ остережётся, но не будет знать стыда. Если править на основе добродетели, улаживать по ритуалу, народ не только устыдится, но и выразит покорность».

«Луньюй», как сказано в книге Мела Томпсона «Восточная философия», представляет собой сборник «наставлений на тему нравственности и общественных отношений». Разнородность стилей изложения он считает свидетельством того, что ряд высказываний принадлежит не Конфуцию, а его последователям.
Прикрепления: 0002635.jpg(33.4 Kb)


Гори, свети и освещай.
 
ЮлияДата: Пятница, 26.10.2012, 12:42 | Сообщение # 10
Группа: Админ Общины
Сообщений: 4226
Статус: Offline
ПРОДОЛЖЕНИЕ 2 ........................

Многие изречения начинаются со слов «Учитель сказал», «Учитель говорил». Вот некоторые высказывания из «Луньюй».

1. «Учитель говорил: «Умные слова и приятная внешность редко свидетельствуют о человечности».
Здесь проявлен ключевой термин «жень» (человечный, гуманный). С его помощью Конфуций делит людей на три категории: 1/ - мудрец; тот, кто учит мудрости; 2/ - благородный человек; тот, кто во всех поступках следует истине; 3/ - «малый человек»; тот, кто живёт без оглядки на моральные ценности. Когда в обществе преобладает «малый человек», государство беднеет, его законы не действуют, культура народа вырождается.

2. «... сыновняя почтительность и отеческая забота являются основой гуманности».
Конфуций видел благо общества в проявлении добронравия, которое следовало воспитывать в людях на основе традиционных семейных ценностей:

3. «... Молодые люди должны быть почтительны к престарелым родственникам дома и уважительны к пожилым людям вне его стен. Они должны быть искренни и надёжны. Внешняя любовь к людям не должна подменять собой человечность. Весь остаток своих сил они должны посвятить изучению культуры».

Культура является одним из ключевых элементов Учения Конфуция, в котором образование должно составлять изучение традиции и мудрости предков, классических трудов.

([i]Вспоминается период "великой пролетарской культурной революции" в КНР /с ноября 1965 по октябрь 1976 года/, во время которой бандами молодёжи были разрушены все конфуцианские храмы - их было 1500. В начале ХХ века в Китае было много музеев Конфуция. Врываясь в них, полчища молодых людей, вооружённых молотками, кувалдами, ломами, спичками и бензином уничтожали всё, что попадалось им на глаза. Некоторые из музеев Конфуция были восстановлены, но в них не осталось ни одной подлинной вещи... Были подорваны преемственность поколений и традиции. Сегодняшний экономический успех Китая некоторые авторы объясняют возвращением к традициям предков и учению Конфуция/i]).

Конфуций говорил: процесс мышления непрерывно связан с культурой и историей и подразумевает процесс познания. Он считал, что образование облагораживает личностные качества и делает человека терпимым, позволяя избежать крайностей:

4. «Приверженность гуманистическим принципам без любви к знанию означает глупость; познание без любви к учёбе становится результатом крайних убеждений; вера без любви к знанию воплощается в асоциальное поведение; прямота необразованного человека становится грубостью; невежественная отвага становится причиной бунтарских настроений; глухая к знаниям сила превращается в жестокость».

5. «...Благородный человек охраняет себя от трёх вещей: в юные годы, когда его жизненные силы ещё не успокоились, он ограждает себя от сексуальных излишеств; в период зрелости, когда его личность только что сформировалась, он ограждает себя от ненужных споров; в старости, когда жизненные силы идут на убыль, он ограждает себя от стремления к накопительству».
Конфуций противопоставлял «благородного человека» «малому человеку», подчёркивая важность гуманистических качеств:
6. «Учитель говорил: «Благородный человек сострадателен и не фанатичен. Малый человек фанатичен и не сострадателен»
.

7. «Учитель говорил: «Благородный человек спокоен и умиротворён; малый человек суетен и вспыльчив».

8. «Учитель говорил: «Благородный человек обладает чувством собственного достоинства, но не выскомерен; малый человек высокомерен, но не обладает чувством собственного достоинства».

В целом критерием оценки поступков человека Конфуций считает общее благо и качества, присущие хорошему правителю и вообще члену общества. Конфуций также подчёркивает значение самооценки и самосовершенствования:
9. «Человек не горюет о том, что он не занимает какую-либо должность; его волнует собственное соответствие этой должности. Человек не горюет о том, что о нём не знают; он стремится стать достойным того, чтобы о нём узнали».

10. «Учитель говорил: «В своём отношении к миру благородный человек должен избегать как симпатий, так и интипатий. Он должен становиться на строну правого дела».

11. «Когда содержание превалирует над изысканностью, появляется скаредность; когда изысканность превалирует над содержанием, появляется педантизм. Лишь уравновесив изысканность и содержание, человек становится благородным».

12. «Учитель говорил: «Учтивость в личной жизни, почтительность в деловых отношениях, верность во взаимоотношениях с другими людьми. Эти качества должны проявляться, даже если человек попал в племя дикарей».

13 «... Тот, кто обладает пятью качествами, будет считаться гуманным... Ученик умоляет рассказать об этих добродетелях Учитель говорит: «Учтивость, терпимость, крепкая вера, усердие и доброта».

Следовать принципу ли может человек, понимающий порядок вещей и осознающий своё место в мире, а также использующий «правильные имена (названия)» вещей, т.к. если последние не точны, «их словесное выражение не отражает сути».

Все понятия Учения рассматриваются в свете понимания роли судьбы («мин»), но несмотря на Вселенское предопределение, человек в силах изменить то, что находится в его воле:
14. «Учитель говорил: «Если человек не понимает свою судьбу, у него нет средства стать благородным; если он не понимает обычаев, у него нет средства осознать своё место в жизни; если он не понимает слов, у него нет средства понять людей».

В изречениях Конфуция, воистину, видна вечная мудрость. Прочитанные впервые, они кажутся удивительно знакомыми:
«Человек должен стать сотрудником неба и земли».
«Не существует ли панацея для всего сущего? - Не есть ли это любовь к человечеству? Не делайте другим того, что не желаете для себя».
«Мудрец твёрд, но не упрям. Будьте медленны в словах и быстры в действии».
«Мудрый ждёт всё от самого себя, ничтожество - всё от других».
«Если человек умеет управлять собою, какую же трудность мог бы он встретить в управлении государством?»
«Стрелок являет пример для мудреца. Когда он не попадает в середину цели, он ищет причину в себе».

Знаменитый фрацузский философ XVIII века Вольтер писал («О Конфуции»):
«Никогда он не учреждал никакого культа и никаких обрядов; никогда не объявлял себя ни боговдохновенным, ни пророком; он всего только собрал воедино все древние нравственные установления. Он призывал людей прощать оскорбления и помнить об одних лишь благодеяниях; непрестанно следить за самими собой и исправлять сегодня ошибки, допущенные вчера; подавлять свои страсти и поддерживать дружбу; давать без излишеств и принимать лишь крайне необходимое, не унижаясь... Он учит не просто скромности: он поощряет все добродетели».


Гори, свети и освещай.
 
Форум » ЛИТЕРАТУРНОЕ ТВОРЧЕСТВО » ЮЛИЯ ВЛАДОВА » СВЕТОЧИ МИРА (Великие подвижники, Герои Духа, Герои Культуры)
  • Страница 1 из 13
  • 1
  • 2
  • 3
  • 12
  • 13
  • »
Поиск:

AGNI-YOGA TOPSITES