Среда, 21.11.2018, 04:45

Приветствую Вас Гость | RSS | Главная | Форум | Регистрация | Вход

[ Новые сообщения · Участники · Правила · Поиск · RSS ]
Форум » ЛИТЕРАТУРНОЕ ТВОРЧЕСТВО » ЮЛИЯ ВЛАДОВА » СВЕТОЧИ МИРА (Великие подвижники, Герои Духа, Герои Культуры)
СВЕТОЧИ МИРА
ЮлияДата: Пятница, 26.10.2012, 13:12 | Сообщение # 11
Группа: Админ Общины
Сообщений: 4226
Статус: Offline
ОКОНЧАНИЕ ...........................

Л.Н. Толстой был не только знаком с Учением Конфуция, но и написал «Изложение китайского учения», выразив его сущность в следующих словах: «Истинное (великое) учение научает людей высшему добру - обновлению людей и пребыванию в этом состоянии». Толстой видит в нём цепочку взаимосвязей, в которой одно вытекает из другого: обладание высшим благом - благоустройство во всём народе - благоустройство в семье - благоустройство в самом себе - чистое, исправленое сердце - правдивость, сознательность мысли - высшая степень знания - изучение самого себя.

«... Усовершенствование человека есть начало всего... Внутреннее равновесие есть тот корень, из которого вытекают все добрые человеческие деяния; согласие есть всемирный закон всех человеческих деяний... Добродетельный человек исправляет себя и ничего не требует от других... не ропщет на людей и не осуждает Небо... Для достижения же сознательности нужно изучение того, что добро, внимательное исследование этого, размышление о нём, ясное различение его и серьёзное исполнение его... только тот, кто обладает высшей сознательностью, может обновлять людей... Забота добродетельного человека одна: рассматривать своё сердце, чтобы там не было ничего дурного...»

Одному из сановников, который обратился к нему с вопросом, как избавиться от воров, он сказал: "Если ты обладаешь властью, не кради сам, и тогда не будут красть подвластные тебе люди. Мудрый правитель помогает нуждающимся, а не делает богатых ещё богаче".

Главным для себя Конфуций считал заботу о людях, уважение к их нуждам он относил к числу важнейших обязанностей правителя, ибо "безнравственно требовать от своих подданных возвышенности духа, обрекая их на нищету и лишения".

Конфуций говорил, что в обучении нужно:
1. Довести человека до того, чтобы задавал вопросы.
2. Благодаря вопросам идти вглубь себя.
3. Познавая себя — познать Небо и Законы.
4. Познавая Небо и Законы — познать других людей.
5. Познавая других людей — создать общество как отражение Духовных благ.

Конфуций стал отцом китайской нации и потому, что он каждой чёрточкой своего поведения, каждым словом говорил об общем порядке, о незыблемых законах всего живого.

Древний историк Сыма Цянь написал: «Я читал книги Конфуция, и захотелось мне узнать, каким он был человеком. Поехав в Лу, увидел храм Конфуция, его жильё, повозку, платье и передметы ритуала... Царей в Поднебесной было много, они при жизни процветали, а умерли - и канули. Имя же Конфуция, простолюдина, уж более чем десять поколений на устах. Учёные его считают своим родоначальником. Все, кто в Срединном государстве, начиная с Сына Неба и князей, толкуют о шести искусствах, обращаются за истиной к Учителю. Могу назвать его самым великим из людей, достигших высшей мудрости».

Литература:

1/. Конфуций. Уроки мудрости. Сочинения. М., Изд-во ЭКСМО-Пресс, Харьков. Изд-во «Фолио», 2002. Там же: Сыма Цянь. Старинный род Конфуция. Вольтер. О Конфуции. Л.Н. Толстой. Изложение китайского учения. 2/. Н.К. Рерих. Алтай-Гималаи. М., «Сфера», 1999, с. 107-109. 3/. М. Томпсон. Восточная философия (пер. с англ.). М., ФАИР-ПРЕСС, 2000, с. 206-222. 4/. Л. Дмитриева. «Тайная Доктрина» Елены Блаватской в некоторых понятиях и символах», т.3, Магнитогорск, «АМРИТА-УРАЛ», 1994, с.193-216.



ВАН ЦАНЬ (Перевод Г. Ярославцева)

ВЗОШЁЛ НА БАШНЮ (отрывок)

(…) И бедняки, и знатные вельможи
Свой край навек забыть бы не смогли.
Как чувства у людей и мысли схожи,
Когда они от родины вдали!..

Дорога кружит и уходит в дали,
И поднялась вода у переправ.
О, если б ровным был путь государя!
О, если б мудр он был во всём и прав!

Тогда б и я в горении высоком
Ему бы мог все силы посвятить.
Но дни бегут, и месяцы уходят,
А время - невозможно воротить.

Удастся ль мне способности и силы
На родине далекой применить?
Мне страшно оттого, что чист колодец,
Но люди из него не смогут пить.


Прикрепления: 0398831.gif(2.0 Kb) · 8580504.jpg(46.9 Kb) · 2735073.jpg(41.4 Kb)


Гори, свети и освещай.
 
МилаДата: Пятница, 07.12.2012, 15:22 | Сообщение # 12
Группа: Админ Общины
Сообщений: 8058
Статус: Offline


СЛОВО О НИКОЛАЕ РЕРИХЕ


«Никто не может просто поверить, что всё это могло случиться в жизни одного человека. Мир обязан принести ему благодарность за его вклад в искусство, археологию, путешествия, философию и науку…».

К.Л. Вайдья, индийский учёный.

* * *

«Целый новый мир! Да, он существует, этот прекрасный мир, эта держава Рериха, коей он единственный царь и повелитель. Не занесённый ни на какие карты, он действителен и существует не менее, чем Орловская губерния или королевство Испанское. И туда можно ездить, как ездят люди за границу, чтобы потом долго рассказывать о его богатстве и особенной красоте, о его людях, о его страхах, радостях и страданиях, о небесах, облаках и молитвах. Там есть восходы и закаты, другие, чем наши, но не менее прекрасные. Там есть и жизнь и смерть, святые и воины, мир и война — там есть даже пожары, с их чудовищным отражением в смятенных облаках. Там есть море и ладьи… Нет, не наше море и не наши ладьи: такого мудрого и глубокого моря не знает земная география… И ещё одно важнейшее можно сказать о мире Рериха — это мир правды. Как имя этой правды, я не знаю — да и кто знает имя правды? — но её присутствие неизменно волнует и озаряет мысли особым, странным светом».


Л. Андреев, писатель.

* * *

«Обладатель дара прозрения, который даёт ему возможность проникать в седую древность, в жизнь наших предков, далёких славянских племён, в древнейшие картины быта народов, населяющих страны Востока».

Николай Тихонов, писатель.

* * *

«И всегда были близки мне его мысли и мечтания о свободном от зла и непогоды, светлом и чистом человечестве, — но ещё ближе его страх утерять некое вечное сокровище, которое мы постепенно, незаметно и запросто разучиваемся ценить».

Леонид Леонов, писатель.

* * *

«Он поражает нас своей пылкой любовью к Человеку и Человечеству, к его духовному и культурному наследию; он поражает удивительным философским и мудрым содержанием его критериев: разума, любви, мира. Великое бесценно и не имеет прошлого, оно есть сегодня, оно есть всегда, во все времена будущего. И его значимость со временем растёт».

В. Севостьянов, космонавт.

* * *

«Лучи просвечивали через земную атмосферу, горизонт стал ярко-оранжевым, постепенно переходящим во все цвета радуги: к голубому, синему, фиолетовому, чёрному. Неописуемая гамма! Как на полотнах художника Николая Рериха».

Юрий Гагарин, первый космонавт.

* * *

«Его видение прошлого столь реалистично, что может в художественной форме дополнять научный поиск».

В.В. Быковский, археолог.

* * *

«Им первым из русских людей удалось осуществить вековую мечту отечественных исследователей и совершить то, что не смогли сделать ни Н.М. Пржевальский, ни М.В. Певцов, ни П.К. Козлов — пересечь со стороны Сибири и Монголии весь Тибет с Гималаями и выйти в Индию».


Ю.К. Ефремов, географ.

* * *

«Николай Константинович Рерих, которого можно назвать истинным апостолом красоты и культуры, в творениях своего искусства воплотил великую космическую правду — искусство спасёт человечество! Ибо искусство Н.К. Рериха есть расцветание форм прекрасного в наиболее существенном и универсальном смысле этого слова, ибо его искусство кристаллизирует в себе огни лучших человеческих мечтаний и завершений, ибо искусство Рериха есть нечто большее, чем искусство в обыденном понимании, — оно является великим служением человечеству и Беспредельности…».

Рихард Рудзитис, писатель.

* * *

«Прекрасны слова Рериха, обращенные к молодежи, к созидателям и строителям будущего мира: «Вам, молодежи, предстоит одна из наиболее сказочных работ — возвысить основы культуры духа, заменить механическую цивилизацию культурой духа; творить и создавать». Он говорил о весёлом труде, как основе будущего развития, о том, что «в основе переустройства мира будут труд, творчество». Враг всякого застоя, шаблона, бездействия, Рерих своё отношение к задаче жизни определил поистине бессмертными словами: «Спросят: как перейти жизнь? Отвечайте: как по струне бездну — красиво, бережно и стремительно». В этих словах, как в мажорном аккорде, звучит исповедание жизни Рериха».

Владимир Энгельгард, академик.

* * *

«Рериха можно сравнить с гигантским деревом, пустившим корни глубоко в одном месте, а свои великолепные ветви раскинувшим широко кругом — по всему миру. Из всех современных народов русские имеют, быть может, самых величайших гениев искусства, и если есть какой-либо великий ренессанс искусства, в глубоком значении Парфенона, то выявление его выпало на долю России. Русскость Рериха не случайна и соединена с его непрерывным маршем по всему миру».

Борнет Д. Конлан, французский писатель.

* * *

«Среди всемирных бедствий и разрушений, которые неизбежно сопровождают гибель цивилизации, сделавшей личную наживу и материальные достижения своей высшей целью, Рерих пришёл, чтобы повернуть умы людей к духовным реальностям, на которых может быть основан прочный порядок существования, дающий красоту, гармонию и мир».

Теодор Хеллин, биограф художника.

* * *

«Знамя не есть пустой звук, но есть зовущий благовест к совместному бодрому сотрудничеству… Знамя Культуры пусть развевается над каждым культурным очагом. Оно повелительно скажет вандалам: «Не тронь — здесь народное достояние!» Только что на наших глазах погибли многие мировые сокровища. Гибнут они и в дни войны, и во время так называемого мира среди всяких столкновений… Сердце человеческое хочет мира. Сердце человека поймет зов о Культуре, о светлом содружестве и сотрудничестве. Знамя Мира, Знамя Культуры, победно развейся над сокровищами всенародными» (Н.К. Рерих. Друзьям Знамени Мира. 1947).

«Знания учёного и глубокая интуиция большого художника лежали в основе замечательных картин. Эмоциональное искусство Рериха почти непередаваемо — оно для глаз и для души».


Константин Юон, художник.

* * *

«Когда я пытался найти слова, дабы описать самому себе идеи, заключённые в Ваших картинах, я не смог сделать этого. Это потому, что язык слов может выразить лишь одну грань Истины, а язык картины находит в Истине свою область, не доступную словесному выражению. Каждое искусство достигает своего совершенства, когда оно открывает нашей мысли те особые врата, ключ от которых находится в его исключительном владении. Когда картина является поистине великой, мы не должны иметь возможности высказать, в чём это величие, но всё же мы должны видеть и знать его. То же самое относится и к музыке. Когда одно искусство может быть полностью выражено другим — это неудача. Ваши картины ясны и всё же невыразимы словами — Ваше искусство ограждает свою независимость, потому что оно велико».

Рабиндранат Тагор, индийский поэт.

* * *

«Когда я думаю о Николае Рерихе, я поражаюсь размаху и богатству его деятельности и творческого гения. Великий художник, великий учёный и писатель, археолог и путешественник, он касался и освещал так много аспектов человеческих устремлений. Уже само количество картин изумительно — тысячи картин, и каждая из них великое произведение искусства. Когда вы смотрите на эти полотна, из которых многие отображают Гималаи, кажется, что вы улавливаете дух этих великих гор, которые веками, возвышаясь над равнинами Индии, были нашими стражами. Картины его напоминают нам многое из нашей жизни, нашего мышления, нашего культурного и духовного наследства, и мы чувствуем, что мы в долгу у Николая Рериха, выявившего этот дух в своих великолепных полотнах».

Джавахарлал Неру, премьер-министр Индии.

* * *

«Замечательный мастер кисти, он выступает вместе с тем и как мыслитель, философ, как учёный историк-востоковед, столько глубоких мыслей и оценок содержится в этой книге. И притом не просто учёный, не просто мыслитель, но и публицист, страстный агитатор за торжество своих идей, как общественный деятель — автор знаменитого Пакта… В его словесной живописи слова горят, как краски на картинах, образы так же монументальны и строги, так же выразительны. Каждая фраза — целая картина, законченная и чёткая, каждое слово, словно слиток бронзы, тяжёлое и весомое».

А.П. Окладников, академик.

* * *

«Я восхищаюсь искренне Вашим искусством и могу сказать без преувеличения, что никогда ещё пейзажи не производили на меня столь глубокого впечатления, как эти картины».

Альберт Эйнштейн.

* * *

«Н.К. Рерих должен быть причислен к той плеяде крупных учёных, которые ещё до полёта в Космос приближали время изучения Вселенной, изучения Земли из Космоса. И рядом с фамилиями К.Э. Циолковского, А.Л. Чижевского, В.И. Вернадского должна быть поставлена фамилия Н.К. Рериха».

А.Л. Яншин, академик.

Источник: http://yro.narod.ru/zaschitim/slovo.htm
Прикрепления: 3019369.jpg(17.7 Kb)


Господь твой, живи!
 
МилаДата: Пятница, 07.12.2012, 18:04 | Сообщение # 13
Группа: Админ Общины
Сообщений: 8058
Статус: Offline
Теодор Хелин


ГОЛОС ЭПОХИ

Если Фибий был творцом божественной формы и Джотто – живописцем
то можно сказать, что Рерих раскрывает дух Космоса

Барнет Д.Конлан

Время от времени в ходе истории появляется человек, который ставит бессмертную печать на эпоху, в которой он живет. Таким человеком был Николай Рерих. Можно смело сказать, что в этом безмятежном, но борящемся апостоле Культуры наша эпоха нашла свое самое глубокое духовное воплощение, наиболее эффективное и всеобъемлющее. Он был компетентным во всех вопросах, во всем охвате духовного возрождения, которое тихо, но верно нарождается среди современного хаоса и бедствий нашего мира. И кажется несомненным, что история предоставит ему, в нашей эпохе, такое же место, какое было присвоено, например, Фрэнсису Бэкону, выдающейся центральной фигуре эпохи, когда в поток европейской культуры влился новый творческий импульс; или Микеланджело и Леонардо да Винчи — этим наивысшим светочам эпохи Возрождения; также Периклу — этому синониму великолепия Греции; или Эхнатону, египетскому фараону, единственному истинно жизненному облику одной из древнейших и величайших цивилизаций мира. Короче говоря, Рериху даже теперь уготовано место среди бессмертных мира сего благодаря тем элементам бессмертия, которые он так явно внес в свою многообразную и изумительную культурную и художественную деятельность.
Жизнь Рериха была великим, гармоничным эпосом. Не многих вообще можно сравнить с ним по широте его творческого гения. Для него континенты были тем же, чем были провинции для других. Европа, Америка и Азия предъявляли на него свои права, и весь мир объединился, чтобы воздать ему свое высочайшее почтение.
Николай Рерих достиг международной славы как художник, ученый, писатель, философ и просветитель. Каждой и всем этим разнообразным деятельностям он уделял ту проницательность и понимание, которые присущи внутренне озаренному человеку. Он был русским по рождению, славяно-викингом по происхождению. Он стал американцем по выбору и избрал Индию, Гималаи своим местожительством в продолжение последних двадцати пяти лет своей жизни. Эти простые биографические факты сами по себе служат признаком его универсального характера и его всемирной миссии.
Обе державы — страна его рождения и страна выбора — являются теми странами, в которых в процессе развития находятся новые расовые наклонности. После того как он вобрал в себя свежие творческие и динамические расовые импульсы, которые ныне проявляются как в России, так и в Америке, было в порядке вещей, что этот гражданин мира повернулся к Востоку, и в особенности к Индии, сердцу Азии и матери религий. В этой стране, где стремления духа всегда доминировали над мирскими делами, душа его нашла свой истинный дом. Также и высокая сознательность, с которой он работал, естественно влекла его к горам, к самой крыше мира. И таким образом получилось, что среди величественных Гималаев, на северной границе Индии, где психическая и физическая атмосфера, как нигде на свете, насыщена внутренней силой, он выполнил главную часть своей исторической миссии.


Господь твой, живи!
 
МилаДата: Пятница, 07.12.2012, 18:06 | Сообщение # 14
Группа: Админ Общины
Сообщений: 8058
Статус: Offline
Теодор Хеллин

МНОГОГРАННЫЙ ГЕНИЙ


Рерих обладал выдающимся умом; он мог совершать многое и все хорошо. Сначала он изучал право, потом археологию, причем он стал специалистом в этой области. Позже начались его занятия искусством во всех многогранных выявлениях. Со временем он основал многочисленные учреждения и руководил мировым движением по установлению мира через культуру. Интенсивная деятельность отмечала его жизнь с начала до конца.
Николай Рерих особенно интересовался далеким прошлым, легендарным, доисторическим, равно как и назревающим будущим, служить которому он пришел и в которое глубоко верил. Его исследования каменного века имели большое научное значение.
Есть что-то глубоко значительное в том факте, что ранние годы Рериха были посвящены, с одной стороны, искусству, а с другой — науке и что специфическая отрасль науки, которую он выбрал для изучения, была археология. Это имело очень важное значение для его жизненной миссии. Оно связано с тем, что наука, господствующая в нашем современном мире, исключила из своей сферы как искусство, так и религию. Материалистический мир, который она создала, оставил душу человека в духовной пустоте. Рерих пришел, чтобы исправить это положение. Первый шаг к этому — надо было найти пути, чтобы искусство и религия вновь были приняты в область науки. Было время, когда они действовали как троица в единстве. Так оно и должно быть. Польза от специализации, которая их разделила, получена. Продолжить разъединение было бы роковым для человечества, ибо это препятствует его дальнейшему прогрессу.
Итак, на нашу земную сцену приходит человек, чтобы служить в качестве Мастера синтеза. Для того чтобы выполнить эту задачу, он, прежде всего, знакомится с наукой, искусством и религией, а главным образом со способами, как свести их опять воедино в их индивидуальной и совместной службе человечеству. Эту миссию он выразил словами — мир через культуру. То есть культуру, которая заключает в себе искусство, науку и религию, культуру, действующую как троица в единстве.
И Рерих сделался ученым, исследуя культуру первобытного, каменного века. Это мир околдовал его. К своей задаче Рерих подходил с воображением художника и, таким образом, интуитивно входил в сознание человека того времени. Он осознал процессы природы и их космическое значение. Он созвучал с ритмами творческой эволюции. Он наблюдал, как наблюдает ученый, он понимал, как понимает интуитивно художник, и он созерцал в благоговении, как созерцает человек, полный почитания. Он внутренне ощущал единство, существующее в недрах искусства, науки и религии, что современный человек обычно не понимает и рассматривает лишь в состоянии разъединения.
Это чувство единства, которое Рерих вызывал из глубин своего подсознания, работая в двойной роли ученого и художника, первобытный человек испытывал инстинктивным, субъективным образом. Современный человек должен прийти к тому же выводу, только теперь это должно происходить в его объективном сознании, через развитие внутренней способности интуиции и воображения, путем развития науки души. Рерих культивировал эту науку. Он был толкователем Вечной Мудрости и Тайной Доктрины. Поэтому он передавал опыт человека каменного века, знавшего искусство, науку и религию как нечто единое. Они были разделены еще в ранние исторические эпохи, и это разделение продолжается вплоть до соответствующей точки на более высоком уровне эволюционной спирали, где современный человек должен вновь овладеть этим единством. Рерих был пророком этого восстановления. В силу этого он истинно был голосом эпохи.
Занятия искусством Рерих сочетал с археологическими исследованиями. Он проводил их с 1923 по 1929 год в Центральной Азии, во время экспедиции, которая привела его в Монголию, Тибет и отдаленные места Центральной Азии. Во время этих путешествий он собирал данные об азиатской культуре и философии, беседовал с ламами в Тибете о древних учениях и вековой мудрости, и притом на их родном языке, написал живописный отчет, содержащий 500 великолепных картин, а также выполнил поручение правительства Соединенных Штатов обследовать пустыню Гоби, ее засухоустойчивые растения, чтобы помочь спасти оголенные американские земли в Даст Бауле от омертвения.
Во время этой экспедиции он встретил и трудности, и опасности. Но он спрашивает, что такое препятствия, если не «новые возможности создать благословенную энергию», и добавляет: «Без битвы нет победы».


Господь твой, живи!
 
МилаДата: Пятница, 07.12.2012, 18:07 | Сообщение # 15
Группа: Админ Общины
Сообщений: 8058
Статус: Offline
Теодор Хеллин

МАСТЕР ЖИВОПИСИ


Картины Рериха, которых насчитывается более 5000, можно найти в крупнейших музеях и художественных коллекциях всего мира. Говорят, что в России нет музея или галереи, которые не обладали бы несколькими его произведениями. В некоторых музеях целые залы посвящены исключительно его картинам, и в честь него в Нью-Йорке в 1929 году было воздвигнуто 29-этажное здание. Кажется, это первый раз в истории, что построен целый музей, чтобы поместить в нем шедевры одного художника еще при его жизни.
Тут мы имеем дело с современным художником, который совсем не «современен» в обычном смысле этого слова. Произведения Рериха настолько же отличаются от произведений новой школы, насколько они отличаются от произведений старых школ периода Возрождения. Они не следуют обычному пути развития, но как новые, свежие творения бьют ключом прямо из какого-то высшего источника. Никто не может не заметить их ослепительной красоты, потрясающей силы, выражения ликующей свободы и сгущенной духовной атмосферы, которую они излучают. Картины его насыщены космическими энергиями и полны божественного смысла. Они вызывают не только восторг, но и благоговение.
Эти сюжеты воплощают добро, истину и красоту в такой степени, что их духовное воздействие неизбежно. Они рассказывают о новой силе, входящей в жизнь, силе, которая должна подвигнуть дух человека к новым и более благородным начинаниям. Для этой цели они были даны миру.
Замечательное свидетельство о влиянии картин Рериха на зрителя дает известный искусствовед Иван Народный, высказывания которого цитируются в книге Падманабхана Тампи о Рерихе. После осмотра полотен мастера в Нью-Йоркском музее Народный говорит: «Я начал чувствовать чары их эстетического ритма, метафизические тона гармонии рисунка и красок, и я чувствовал, что мою разочарованную душу осенил новый луч света; я фактически погрузился в безмолвное поклонение и молитву. Я преобразился. Созерцая полотна Николая Рериха, я превратился из угнетенного меланхолика и циника жизни в почитателя таинственной силы красоты».
Картины Рериха одновременно и священны и оккультны. «Он определенно является одним из самых духовных мастеров со времен Леонардо и Блейка», — замечает Конлан. Тампи, говоря об этом «учителе со снежных вершин», характеризует его труды как символические и оккультно-мистические. «Он, по существу, эзотеричен в своих трудах, — пишет Тампи, — и своими пророческими предвидениями, воплощенными в его картинах, которые обращаются к сердцам людей, он ведет человечество к вратам неба».
Первый этап искусства Рериха был реалистичный. Картины этого периода отображают сцены доисторической Руси и странствий древних скандинавов. Затем последовало несколько лет театральной деятельности и, наконец, азиатский период, когда он создал свои величайшие произведения, отображающие величие гималайской красоты.
Театр дал широкое поле действия этому многогранному гению, ибо сцена представляет собой комбинированное искусство, в особенности опера и балет. Итак, мы на этом этапе находим его рисующим декорации и костюмы, а также пишущим либретто.
Первыми произведениями Рериха для театра были декорации для «Валькирии» Вагнера, которые он создал не «по заказу», а для своего собственного самовыражения. Влечение к Вагнеру было неизбежным, так как то, что этот композитор сознательно и целеустремленно делал в музыке, Рерих достигал в красках, силою красоты одухотворяя нашу жизнь. Оба они имели дело с мифом и легендой; оба были героического склада; оба заключили свои работы в эпические циклы, и у обоих сознание посвященных отразилось в их трудах, что дало их творчеству духовную значимость.
Затем были созданы декорации для всех остальных опер Вагнера, а также для русской оперы «Князь Игорь». «Эти декорации и костюмы, — пишет один выдающийся критик, — имеют характер великой музыки; они сами являются как бы зрительной музыкой». Они обладают таким внутренним единством с драмой, какое лишь художник великой синтетической силы может дать своему произведению.
Были еще декорации для трагедий Метерлинка «Принцесса Мален» и «Сестра Беатриса», позволившие Рериху выразить ту поэзию и Красоту, что рождается в царстве мифа и легенды, одинаково близком и Метерлинку, и Рериху.
Но именно в балете театральная деятельность Рериха нашла свое высочайшее и наиболее полное выражение. Для «Весны Священной» он написал декорации, костюмы и либретто, в сотрудничестве со Стравинским, который написал музыку, при участии Нижинского — танцовщика, Дягилева — постановщика. Говоря об этом, Барнет Д.Конлан в своей книге, озаглавленной «Николай Рерих — Мастер Гор», позволяет себе высказать мнение, что эта постановка 1913 года в Париже, быть может, в будущем будет признана как одно из самых замечательных событий в жизни искусства ХХ века.
«Весна Священная» была темой, которая должна была вызвать наиболее интенсивный приток творческих сил художника, — а он был не только в тесной и сознательной связи с таинственными силами природы, но и сам по себе являлся частью воскресающих сил века, служить которому он пришел. Далее, комментируя труд Рериха в области балета, Конлан говорит: «Интересно видеть, насколько Рерих, как художник, принадлежит русской музыке, тому ее великому движению, которое, начиная с Глинки и развиваясь через оперу и театр, порождает в конце концов русский балет, самое замечательное событие после Вагнера и, в некотором смысле, самый прекрасный синтез всех искусств со времен греков. Поэтические легенды о русской жизни, которые вдохновляли труды Глинки, Балакирева, Мусоргского, Бородина, Римского-Корсакова и Стравинского, всегда были главным элементом в работах Рериха...»


Господь твой, живи!
 
МилаДата: Пятница, 07.12.2012, 18:10 | Сообщение # 16
Группа: Админ Общины
Сообщений: 8058
Статус: Offline
Теодор Хеллин

МИР ЧЕРЕЗ КУЛЬТУРУ


Когда Рерих говорил о мире через культуру, он подразумевал под этим много больше, нежели общепринятое значение этого слова. Для него культура имела священный смысл. Она символизировала общую сумму творческих способностей человека, выражающихся в божественной триаде красоты, истины и добра. Для Рериха культура не была простым синонимом личной утонченности и умения вести себя в обществе или интеллектуального превосходства и формального религиозного благочестия. Она не означала пассивное существование, праздность или покой. Он говорил, что «надежда на покой всегда заставляла людей забыть о высшем». И его крестным походом было — вернуть нашей цивилизации это высшее.
Следовательно, культура в концепции этого миротворца означала интенсивную творческую жизнь на духовном фронте с целью приблизить более светлый и плодотворный образ жизни. Это моральный эквивалент войны, который психолог Уильям Джеймс ставил условием для установления постоянного мира на земле.
Для продвижения нового мирового порядка через культуру профессор Рерих выдвинул Знамя Мира и культурный Пакт Мира. Знамя белое, с тремя красными шарами в центре, символизирующими искусство, науку и религию. Они заключены в круг, указывающий на их внутреннее единство. Этот символ олицетворяет также прошлое, настоящее и будущее, заключенные в окружность вечности. И Рерих выражал в своей жизни и трудах этот символ, в его двойном значении, как художник, ученый и пророк он увековечивал древнюю мудрость, смотря прямо на раскрывающееся будущее, и делал лучезарным и плодоносным живое, трепетное настоящее.
Мысль о мире через культуру возникла еще в 1904 году, когда ее автор предложил свою идею Архитектурному Обществу России. В 1914 году он выступил с ней перед представителями властей. Идея была воспринята с большим интересом, но война помешала ее реализации. Проект был формально возобновлен в Нью-Йорке в 1929 году. В 1933 году в Вашингтоне состоялась Третья международная конференция Пакта и Знамени Мира, где были представлены 35 стран. Двумя годами позже в Вашингтоне Соединенные Штаты и все 20 латиноамериканских стран подписали договор Пакта Рериха.
В речи президента Рузвельта, произнесенной по этому случаю, это событие было названо «шагом вперед в охране культурных достижений наций этого полушария». Далее президент отметил, что «в строгом соблюдении народами мира этого Пакта мы видим возможность широкого осуществления одного из жизненных принципов — сохранения современной цивилизации. Этот договор заключает в себе духовное значение гораздо более глубокое, нежели выражено в самом тексте...».
В 1937 году Прибалтийские страны заключили подобный Пакт, и Комитеты по продвижению этой идеи были основаны во многих других частях мира. В 1947 году нью-йоркским Комитетом была издана брошюра «Пакт Рериха и Знамя Мира».
Великий гуманистический аспект Пакта подытожен в первой и второй его статьях, которые предусматривают, что «образовательные, художественные и научные учреждения, художественные и научные миссии, сотрудники, имущество и коллекции подобных учреждений и миссий будут объявлены нейтральными и как таковые будут защищаться и оберегаться воюющими сторонами. Помощь и защита будут оказаны всем вышеупомянутым учреждениям и миссиям на всех территориях стран, заключивших Соглашение, без какой бы то ни было дискриминации по государственному признаку любого учреждения или миссии. Также эти отмеченные учреждения, коллекции и миссии могут вывешивать отличительный флаг, который дает им право на особую защиту и помощь со стороны воюющих сторон или правительств или наций — участников Соглашения».
Культура и мир — две самые сокровенные цели человечества, провозглашенные Рерихом. «В эти дни великого смятения, — пишет он, — и духовного, и материального, смятенный дух стремится к этим сияющим твердыням. <...> Поверх всех смущений Ангелы поют о Мире и Доброй Воле. Ни ружья, ни взрывы не могут заглушить этот небесный хор. И поверх всей земной мудрости, идеализма Учение Блага останется кратчайшим достижением и самым обновляющим принципом жизни».
По другому случаю профессор Рерих заявил, что «не будет мира, покуда люди не научатся различать механическую цивилизацию и будущую культуру духа. <...> Только через творческий труд может установиться равновесие страны».
Движение за мир через культуру было приветствовано как благословение для нашего времени.


Господь твой, живи!
 
МилаДата: Пятница, 07.12.2012, 18:11 | Сообщение # 17
Группа: Админ Общины
Сообщений: 8058
Статус: Offline
Теодор Хеллин

РЕРИХ-ПИСАТЕЛЬ


Профессор Рерих был автором многих книг и сотрудником самых разносторонних журналов во всех частях света. Он писал на нескольких языках, и его самые значительные труды переведены на все главные языки Европы и Азии.
Сюжеты охватывают самые обширные области — искусство, археологию, путешествия, философию и эзотерическую доктрину. Среди них — труд «Агни Йога». В нем рассматривается вопрос о Йоге Огня, которая суждена новому человечеству по мере того как оно соприкоснется с огнями Святого Духа.
Стоит лишь бросить беглый взгляд на некоторые из многих названий его трудов, чтобы обнаружить пророческий характер его литературных произведений. Одно из наиболее ранних, опубликованное в 1925 году, названо «Пути Благословения». Далее — «Пламя в Чаше», которое уже одним своим названием зажигает внутренние огни каждого человека, устремленного в поисках святого Грааля; «Шамбала», «Держава Света», «Твердыня Пламенная», «Священный Дозор» и «Врата в Будущее» — все они вызывают в уме устремленного священные образы и сокровенные переживания, связанные с путем, ведущим к озарению и мастерству.
В «Сердце Азии» идет речь о той стране, где душа Рериха нашла, может быть, свою самую близкую по духу среду; в книге «Алтай – Гималаи» он и словами, и картинами передает нечто из физического и духовного великолепия этих величественных высот, как только истинный мастер это может сделать.


Господь твой, живи!
 
МилаДата: Пятница, 07.12.2012, 18:12 | Сообщение # 18
Группа: Админ Общины
Сообщений: 8058
Статус: Offline
Теодор Хеллин

МЕССИЯ


Рерих был глубоко интеллектуален; он был художником высочайшего разряда. Но поверх всего этого он был великой душой. Его сознание было космическим, и духовность была главным источником его силы.
Тот, кто ознакомился с мыслями, целями, идеалами и трудами Рериха, не может сомневаться в том, что он был непосредственным посланцем Великого Белого Братства. Божественным поручением его было нести мир через культуру. Искусство во всей разновидности форм было его главным средством выражения, и красота в ее очищающем аспекте являлась той силой, благодаря которой он достиг самых замечательных результатов.
Высок и священен был зов, дошедший до этого поклонника Красоты, и с ясным осознанием этого факта он исполнял каждое свое задание. Поэтому глубокий духовный смысл свойственен всем его работам. Они подобны посланиям откровения высших сил. Каждая из них и все они были рассчитаны на продвижение духовного пробуждения человечества, на указание пути к новой эпохе мира, единения, праведности и милосердия, которая должна последовать за жестоким веком, столетиями войн и периодом горестей, печали и страданий, что теперь приближается к своему катаклизмическому концу.
Среди всемирных бедствий и разрушений, которые неизбежно сопровождают гибель цивилизации, сделавшей личную наживу и материальные достижения своей высшей целью, Рерих пришел, чтобы повернуть умы людей к духовным реальностям, на которых может быть основан прочный порядок существования, дающий красоту, гармонию и мир. Чтобы совершить это, он пришел в тот психологический момент истории, когда приход вестника был крайне необходим для будущего человечества.


Господь твой, живи!
 
МилаДата: Пятница, 07.12.2012, 18:13 | Сообщение # 19
Группа: Админ Общины
Сообщений: 8058
Статус: Offline
Теодор Хеллин

ОБЪЕДИНЕНИЕ ИСКУССТВА, НАУКИ И РЕЛИГИИ


Характер теперешних нужд человечества таков, что художник может помочь больше, нежели человек, сосредоточившийся главным образом на науке и религии. Наука слишком сильно фокусирована на материальной стороне жизни, а религия заблудилась в абстракциях доктрин и сектантском догматизме. Как сказал Алексис Каррель в своей работе «Человек Неизвестный»: «Нет даже тени сомнения, что механические, физические и химические науки неспособны дать нам ум, моральную дисциплину, здоровье, равновесие нервной системы, безопасность и мир». А что касается религии, она тоже не может справиться с этой задачей, потому что, как Каррель дальше говорит, «мистицизм изгнан из большинства религий; даже значение его забыто».
Итак, наивысшая задача сегодняшнего дня требовала водителя, который, главным образом, был бы художником, но который в то же время обладал бы умственными качествами и практическими достижениями опытного ученого в сочетании с преданностью, благоговением и духовностью, которыми отличается глубоко преданная душа. Таким человеком был Рерих.
Николай Рерих пришел для того, чтобы помочь человеку вновь обрести тот забытый мистический смысл, о котором говорил Алексис Каррель. Мистицизмом проникнуто все, к чему он прикасался. Как у Блейка, в нем господствует духовная точка зрения. Он был глубоко религиозным, но не в смысле вероисповедания, а в космическом значении. Его служение было безличным и универсальным. Более того, оно было так далеко от той чисто утилитарной деятельности, которая преобладает в наше время, что почти не было осознано непонимающей толпой, для просвещения и возвышения которой он тратил свою драгоценную жизнь.
Истина этого стала очевидной еще в прошлом году, когда один из наших наиболее популярных и любимых журнальных обозревателей посвятил целый ряд своих писаний умалению и даже высмеиванию этого великого толкователя нашего века как восточного «Гуру», который полувосточными чарами и профессиональными льстивыми речами провел добрых американцев, заставив принять его за ученого и носителя подлинного учения. Продолжение подобных обличений последовало сразу же после смерти великого художника. Нельзя было сделать более ошеломляющего комментария к общей духовной безграмотности и материалистическому мировоззрению нашего века, нежели эта извращенная резкая речь, последовавшая в нашей ежедневной прессе против одного из наиболее просвещенных и посвященных духов всех времен. Это лишь доказывает, как необходим был для более прогрессивных личностей такой человек, каким был Николай Рерих.


Господь твой, живи!
 
МилаДата: Пятница, 07.12.2012, 18:15 | Сообщение # 20
Группа: Админ Общины
Сообщений: 8058
Статус: Offline
Теодор Хеллин

ВОЗРОЖДЕНИЕ, ВОЗОБНОВЛЕНИЕ, ВОССТАНОВЛЕНИЕ


В противоположность обычаю мира Рерих сделал дух исходной точкой всех своих начинаний. Материальные потребности следовали за духовными. Основная миссия Рериха была возродить в людях проницательность. Из этой проницательности должна родиться новая цивилизация, новая раса. «Не будем сразу рассчитывать на великие сооружения или вздыхать о примитивных условиях и недостаче материала», — был его совет нескольким молодым нетерпеливым строителям нового мира, которые просили его указаний, как лучше поступить. «Самое маленькое помещение, — говорил он, — не больше келий Фра Анджелико во Флоренции, может содержать наиболее ценные возможности для искусства. Самый скудный ассортимент красок не уменьшает художественную творческую суть, и беднейшее полотно может быть восприемником самого священного облика».
«Если осознаете насущную важность обучения красоте, — продолжает он, — пусть это будет начато без промедления. Надо знать, что средства придут, если будет проявлен длительный энтузиазм. Дайте знание, и Вы получите возможности, и чем обильнее деяние, тем богаче получение».
Возрождение, возобновление, восстановление — это ведущие слова в деятельности Рериха. Божественная творческая мощь характеризовала его универсальность, и его труды относятся не только к одному периоду времени. Его достижения были изумительны, и его динамичный дух казался нераздельной частью всеобъемлющих универсальных ритмов природы.
Для человека героического роста, как Рерих, наша земля не могла предоставить более подходящей оправы, нежели Гималаи, где он провел заключительную часть своей богатой и плодотворной жизни. Этот Мастер Гор занимал место между двумя центрами планетарной силы: с одной стороны — силами материализма, которые властвуют над современным человечеством в его внешнем проявлении, с другой стороны — духовной Иерархии, которая следит за судьбой человека и так направляет ее, чтобы, в конце концов, привести человечество, его собственной свободной волей, к осознанию своей основополагающей духовной природы и, соответственно, духовному образу жизни. Иерархия прилагает все усилия, чтобы сократить этот путь, облегчить странствие, осознать ошибки и уменьшить лишнее страдание.
Как посланец этого невидимого правительства, Рерих пришел, чтобы отделить тьму от света, открыть путь духа тем, кто пребывает в рабстве материального мира. Он пришел, когда человечество начало осознавать, что ни одно движение, ни одна организация, ни одно учреждение, какое доброе намерение оно бы ни имело или как идеальны ни были бы его мотивы, не может разрешить кризис, перед которым теперь поставлен мир, если не будет базироваться на здоровых духовных началах.
Рерих осознавал, что, прежде чем такие движения, организации и учреждения могут возникнуть в достаточном количестве и силе, чтобы удовлетворить основные запросы сегодняшнего человечества и ввести правильные взаимоотношения и всемирную доброжелательность, должно произойти коренное переустройство мировой мысли. Помочь людям достичь возвращения к духовности было основной задачей, для осуществления которой пришел Рерих.
Для выполнения этой задачи у него были глубокая мудрость, созревшая на протяжении прошедших веков, отказ от личного для служения благу своей расы, опытность в искусствах и науках, которые дали ему возможность явить бессмертие во всех своих творениях. Важнейшими средствами для него были те, которые проистекают через культуру. Искусства были его средствами выражения. Он их возвысил, придав им новую значимость для настоящего времени. Такова была его вера, подкрепленная замечательными трудами: когда искусства должным образом будут восстановлены в нашей индивидуальной и коллективной жизни, тогда через их благотворное влияние и мир, и гармония, и правильный образ жизни опять возвратятся на эту землю. Таково было провозвестие Рериха, его иерархическое послание нашему времени, таков — Голос Эпохи.


«New Age Press». Los Angeles, 1948
____________________________________________________

Держава Рериха, Международный Центр Рерихов, Москва, 1993


Господь твой, живи!
 
Форум » ЛИТЕРАТУРНОЕ ТВОРЧЕСТВО » ЮЛИЯ ВЛАДОВА » СВЕТОЧИ МИРА (Великие подвижники, Герои Духа, Герои Культуры)
Поиск:

AGNI-YOGA TOPSITES