Пятница, 25.05.2018, 13:50

Приветствую Вас Гость | RSS | Главная | Форум | Регистрация | Вход

[ Новые сообщения · Участники · Правила · Поиск · RSS ]
Форум » ЛИТЕРАТУРНОЕ ТВОРЧЕСТВО » ЮЛИЯ ВЛАДОВА » СВЕТОЧИ МИРА (Великие подвижники, Герои Духа, Герои Культуры)
СВЕТОЧИ МИРА
МилаДата: Пятница, 07.12.2012, 18:32 | Сообщение # 21
Группа: Админ Общины
Сообщений: 7057
Статус: Offline
Всеволод Иванов

РОССИЯ И РЕРИХ

Рерих — русский.
И это предопределяет.
– Что ж это значит:
– Русский?
Это можно понимать в двух смыслах:
– в узком;
– в широком.
Узкое обычное понимание этого положения состоит в том, что понятие «русский» означает известные правовые, гражданственные, родовые и прочие отношения принадлежности человека к государству. Это понятие «русский» вполне реально, но при всем том оно не исчерпывает предмета.
Широкое же понимание означенного понятия заключается в том, что оно заявляет, что Рерих принадлежит к России как к совершенно своеобразному миру, с которым у него установлена крепкая и великая связь.
У западных публицистов и культур-философов приходится зачастую читать, что в России не существует нации, а с ней не существует и таких национальных, четко выраженных отношений, какие, например, существуют между государством и отдельными личностями у французов, англичан, немцев. Что у русских эти отношения просто еще исторически не выработаны, не установлены.
Это верно. Связь эта, которую имеют в виду западные публицисты — есть связь гражданственная, установленная по ограничительному, объединяющему образцу Римского права. «Civis Romanus sum» — эта гордая формула заключает в себе просто некий объем личных и государственных прав и обязанностей, которые точно определены и формулированы.
События последних лет в России показывают, что там пока нет этой формулировки, нет этой осознанности в этих взаимоотношениях личности и государства, и когда она будет, и в каких формах — представляет из себя проблему творческого хода ее могучей и живой истории.
Зато в России — есть другое. В ней есть живые, великие, глубокие тайные связи между матерью страной и ее сынами, между русским народом и отдельными русскими, которых или нет, или которые забыты в Европе.
Россия не только государство. Она — сверхгосударство, океан, стихия, которая еще не оформилась, не влегла в свои предназначенные ей берега, не засверкала еще в отточенных
и ограниченных понятиях в своем своеобразии, как начинает в бриллианте сверкать сырой алмаз. Она вся еще в предчувствиях, в брожениях, в бесконечных исканиях и в бесконечных органических возможностях.
Россия — это океан земель, размахнувшийся на одну шестую часть света и держащий в касаниях своих раскрытых крыльев Запад и Восток.
Россия — это семь синих морей; горы, увенчанные белыми льдами; Россия — меховая зеленая щетина бесконечных лесов; ковры лугов, ветряных и цветущих.
Россия — это бесконечные зимние снега, над которыми поют мертвые серебряные метели, но на которых так ярки платки женщин; снега, из-под которых нежными веснами выходят темные фиалки, синие подснежники.
За жаркими, короткими континентальными летами приходят в России бесконечные пашни, над которыми колышутся золотые жатвы.
Россия — страна развертывающегося индустриализма, нового, невиданного на земле типа, другого, нежели тот, который создан западным хозяином на Римском праве собственности.
Россия — страна неслыханных, богатейших сокровищ, которые до времени таятся в ее глухих недрах.
Россия — не единая чистая раса, и в этом ее сила. Россия — это объединение рас, объединение народов, говорящих на 168 языках, это свободная соборность, единство в разности, полихромия, полифония. Россия — Союз народов равных и дружественных, с великорусским народом в корню.
Россия — страна, не только страна творческого настоящего. Она страна великого прошлого, с которым держит неразрывную связь. В ее березовых солнечных рощах по сей день правятся богослужения древним богам. В ее окраинных лесах — до сей поры шумят священные дубы, кедры, украшенные трепещущими лоскутками, и перед ними стоят бедные, скромные глиняные чашки с кашей — жертвой. Над ее степями плачут жалейки в честь древних божеств и героев.
Россия — есть страна византийских куполов, церковного звона, синего ладана, которые несутся из той великой и угасшей наследницы исчезнувшего Рима — Византии, Второго Рима, этих вещей, смешных, с меркантильной точки зрения Запада, но придающих ей неслыханную красоту, запечатленную в русском искусстве.
Россия — есть страна братских народов, не «покоренных», а «замиренных», объединенных массовым братанием, обменом нательных крестов, незлобивой и непревосходительной связью одного народа с другим.
И в то же время — Россия — страна неслыханных практических реальных устремлений туда, к будущему, к созданию новых форм человеческого общества как единой артели.
Ни в одной стране не живы так зовы старого, древнего, милого, нигде не живут так вечные, тихие Праотцы.
И в то же время — нет другой страны в мире, которая бы так бурно стремилась в будущее, как это делает Россия.
Россия — могучий, хрустальный водопад, дугой льющийся из бездны времени в бездну времени, не схваченный доселе морозом узкого опыта, сверкающий на солнце радугами сознания, гудящий на весь мир кругом могучим утверждением всеславянского бытия.
Россия — грандиозна. Неповторяема.
Россия — полярна.
Россия — Мессия новых времен.
Россия — единственная страна в мире, которая величайшим праздником своим славит праздник утверждения Жизни, праздник Воскресения из мертвых, радуясь на заре весеннего расцветающего дня, с огнями крестных ходов под утренним яхонтовым парчовым заревым небом.
И Рерих — связан с этой Россией.
Связан рождением, молодостью, первыми осенениями, образованием, думами, писанием, пестротой своей русской и скандинавской крови.
И особливо:
– связан с ней своим огромным искусством, ведущим к постижению России.
Ибо только через искусство, да еще через веру можно постичь Россию.
А Рерих — художник.
___________________________________________________
Фрагмент из книги Вс. Иванова «Рерих. Художник. Мыслитель». Рига, Угунс, 1937. С. 7–10.


Господь твой, живи!
 
МилаДата: Среда, 12.12.2012, 23:46 | Сообщение # 22
Группа: Админ Общины
Сообщений: 7057
Статус: Offline


13 декабря - день памяти Н.К. Рериха

Н.К. Рерих

Что делали б мы без картин и без книг,
Если в каждой из них Бесконечности миг,
Если мудростью дышит каждое слово,
Если в картинах лишь огне-основа?!
Благородное сердце, Огненоситель,
Он и художник, Он и мыслитель,
Он - Культа Света Сын-Предводитель,
Прекрасных основ Творец и Учитель.
Он - Иерарх Династии Ура,
И знамя Его поднимает Культура,
Священные Знаки расставлены нам,
И Путь указан к высоким мечтам.
Не знала Земля такого Творца,
Ему была чуждой роскошь дворца,
Подвижной и яркой тонкая мысль,
Такой же подвижной и вся Его жизнь.
Заветное слово пламенеет, не гаснет,
Зовёт к совершенству мощно и властно,
Он истинный Светоч всему человечеству,
Труженик светлый во славу Отечества!

Любимый, Светлый, Благословенный! Полно сердце любви и почитания к Тебе...
Прекрасно мыслящий и неземно творящий, будет вознесено Имя Твоё в сердце народов, ибо Труд Твой имеет мировое значение.
Светлый Водитель и Просветитель духа человеческого, Ты есть Маяк и Великий Магнит, ведущий к преуспеянию и вознесению человечества.
Не умалим Подвига Твоего, но последуем путём Красоты, ибо так завещал нам
Твой Космический Дух и Великий Разум. Со всей полнотой ответственности примем в сердце Твой Дар и тем продвинемся по пути служения Общему Благу!
Прикрепления: 9260346.jpg(23.1 Kb)


Господь твой, живи!
 
СонатаДата: Четверг, 13.12.2012, 09:40 | Сообщение # 23
Группа: Заблокированные
Сообщений: 4182
Замечания: 0%
Статус: Offline


О Н. К. Рерихе. Русское сердце

13 декабря – день памяти Н.К.Рериха


О Николае Константиновиче Рерихе написано много книг, исследовательских статей и монографий, да и у самого Рериха много статей и книг, которые мы будем изучать постоянно, питаясь этим безграничным источником.

Когда мы размышляем о жизни гениев, то неизбежно при этом сталкиваемся с невозможностью охватить все сферы их жизни и вместить в наше обычное человеческое сознание весь их духовный подвиг. Они возвышаются над обычной жизнью, подобно тому, как гигантские вершины высочайших гор возносятся вверх над земной поверхностью. И в жизни таких гигантов духа всегда есть некая тайна, понять которую могут лишь равные им гении. А их так мало на Земле. Именно такой вершиной представляется жизнь Н.К.Рериха, этого Великого Русского сердца, посвятившего всю жизнь служению всему человечеству.

Николай Константинович Рерих – русский по рождению, по русскому духу своему, имеющий скандинавские корни, проживший около двадцати лет в Индии, принадлежит всему Миру. Его горящее сердце, как сердце Данко, освещало людям путь через темноту людскую к Свету, к Свободе.

Историю русского народа Рерих всегда рассматривал как историю ратных подвигов, самопожертвования на благо своей земли, военных побед, строительства и прогресса. И в своих батальных картинах, и в многочисленных статьях Рерих утверждал величие русского духа, красоту народного подвига. Он оборонял Россию – Родину средствами искусства. Живя за границей, Николай Константинович постоянно защищал родную страну от нападок и клеветы. «Сколько новых незаслуженных оскорблений вынес народ русский! Даже самые, казалось бы понятные и законные действия злотолковались. То, о чем в отношении других стран деликатно умалчивалось, то вызывало яростные нападки иноземного печатного слова…» («Не замай». Листы дневника том 2 стр. 328.)

Когда началась война с германским фашизмом, Рерих и вся его семья поднялись на защиту Святой для них Руси. Рерих устраивал в городах Индии выставки своих картин, а вырученные деньги направляет в фонд Красного Креста и на нужды Красной Армии. И его постоянно мучает та мысль, что он вдали от Родины, что надо делать больше и больше. «До чего же хочется сделать что – то на пользу русского воинства, русского Красного Креста, русского народа», - говорил Николай Константиночич.

В эти годы Николай Константинович остается всем своим Великим Сердцем со своей Родиной, со своим народом. Он создает ряд картин, посвященных русской тематике: «Поход Игоря», «Александр Невский», «Партизаны», «Борис и Глеб», «Настасья Микулична». Николай Константинович имел ряд патриотических статей. Он всегда верил в победу и предвещал дальнейший подъем России. Еще в начале Великой Отечественной войны он пишет: «Если человек любит Родину, он в любом месте земного шара приложит в действии все свои достижения. Никто и ничто не воспрепятствует выразить на деле, чем полно сердце. Будь благословен час, когда расцветут все целебные травы. Русский народ – под знаком благоденствия! Не страшны ему испытания, претворятся они в достижения» («Оборона Родины» Листы дневника том 2. Стр.425).

Его Великое Сердце горело любовью к Родине, но это не мешало ему с глубокой проникновенностью воплощать в своем искусстве духовные глубины народов других стран. Но русская тема никогда в творчестве Н.К.Рериха не отодвигалась на второй план И любовь к Родине никогда не угасала.
Прикрепления: 5754158.jpg(12.8 Kb)


Слушающий свое сердце услышит и сердца друзей.
 
ЮлияДата: Четверг, 13.12.2012, 12:10 | Сообщение # 24
Группа: Админ Общины
Сообщений: 4231
Статус: Offline


Памяти Великого Мастера
(эссе)

В 1938 году Николай Константинович Рерих написал картину «Святогор». Это одна из его картин, связанных с величественным исполином Алтая – горой Белухой.

Горные пики – как рать богатырская. Легендарный богатырь Святогор словно вырастает из снежной вершины. Оглядывает ли он просторы Руси, или зорко всматривается в души людские?..

Поражает внешнее сходство великана Святогора с самим Николаем Константиновичем.

Воистину, над днём сегодняшним возвышается фигура самого Мастера – великого художника, учёного, философа, путешественника, чьи помыслы и труд были обращёны в светлое будущее. И звучат его слова:
«Пошлю вам, друзья мои, мысли о подвиге, о тех лучших выявлениях в жизни, которые суждены каждому из вас… Под лучшие звуки, в песне, и в труде, и в радости, спешите к сужденному Свету!»
/Из кн.: Н.К. Рерих. «Твердыня Пламенная»/



13 декабря 2012 года – 65 лет со дня ухода из жизни
Николая Константиновича Рериха
Прикрепления: 9123591.jpg(51.4 Kb)


Гори, свети и освещай.
 
ЮлияДата: Пятница, 14.12.2012, 15:08 | Сообщение # 25
Группа: Админ Общины
Сообщений: 4231
Статус: Offline


ЛЮДМИЛА ЖИВКОВА - БЕЛАЯ ПТИЦА БОЛГАРСКОЙ КУЛЬТУРЫ

26 июля 2012 года исполнилось 70 лет со дня рождения Людмилы Живковой (1942-1981) - выдающейся женщины XX века.

В № 2(20) газеты "На пути восхождения за март – апрель 2009 года, также по адресу http://www.proza.ru/2011/02/03/1314 была помещена моя статья, которую привожу здесь.

С 13 мая по 2 июня 2008 года, объявленного Годом России в Болгарии, под покровительством Президента Болгарии Георгия Пырванова в Софии проходила юбилейная Программа «Николай Рерих. Художник, учёный, мыслитель, гуманист».

Это знаменательное культурное событие было посвящено 80-летию завершения Центрально-Азиатской экспедиции Н.К. Рериха и 30-летию Программы «Николай Константинович Рерих», проведённой Комитетом культуры Болгарии под руководством Людмилы Живковой.

«Белой Птицей болгарской культуры» назвал Живкову народ Болгарии. И в России помнят эту великую подвижницу, опередившую своё время.

Короткая жизнь Людмилы Живковой огненным метеором сверкнула в небе Болгарии, озарив всю Планету, словно светлый знак грядущей Новой Эпохи.

Всё, что сделала Живкова на ниве Культуры, было воплощением идей Н.К. Рериха и Живой Этики.

Историк, философ и деятель Культуры ЛЮДМИЛА ТОДОРОВНА ЖИВКОВА (26.07.1942–21.07.1981) родилась в семье Тодора Живкова, руководителя Болгарии.

Людмила получила хорошее образование, работала в Институте балканистики.

В 1973 г. она попала в автомобильную катастрофу, после которой ей угрожала слепота, но помогла знаменитая целительница и провидица Ванга.

Одновременно с восстановлением физического здоровья Людмилы шло пробуждение её духа, и она начала интересоваться философией Востока, а также трудами Н.К. Рериха.

С 1975 и до своего ухода из жизни Людмила Живкова занимала пост Председателя Комитета культуры (то есть министра культуры) Болгарии. В этом качестве её деятельность явилась истинным ПОДВИГОМ КУЛЬТУРЫ.

В 1975 г. Людмила Живкова познакомилась в Индии со Святославом Николаевичем Рерихом, и он стал её истинным Наставником и Учителем.

«Людмила Тодоровна, – говорил позднее Святослав Николаевич, – единственный в ХХ веке государственный деятель, кто воспринял очень глубоко Живую Этику и увидел в ней огромные возможности для усовершенствования государственного строя и одухотворения этого строя культурой и высокой философской мыслью. Она очень хорошо понимала, что государство должно строиться и жить по законам красоты».

Людмила Живкова обосновала, разработала и претворила на государственном уровне уникальную и смелую для того времени культурную программу «Десятилетие великих личностей».

Эта программа давала народу Болгарии высокие нравственные и духовные ориентиры через эстетическое воспитание, всестороннее и гармоничное развитие человека.

С определённого момента и до конца столетия культурная жизнь Болгарии должна была идти под знаком того или иного великого имени, его жизни и творчества. Например, 1978 год объявлялся Годом Рериха, 1979 г. – Годом Леонардо да Винчи, 1980 г. – Годом Ленина.

«Этих личностей, – говорила Живкова, – мы приобщаем к сознанию болгарской нации, ибо через опыт и богатство их сознания возможно расширение и обогащение нашего национального сознания».

Программа «Николай Константинович Рерих» началась 24 марта 1978 г. и должна была набрать силу к 1984 г. – к празднованию 110-летия со дня рождения Рериха.

Людмила Тодоровна ставила также задачу приобщить к идеям Н.К. Рериха всё человечество.

В Болгарии были изданы книги о жизни и творчестве Николая Рериха, альбомы репродукций его картин, стихи и страницы дневника. Публиковались статьи в газетах, проходили фотовыставки, теле- и радиопередачи.

Со всего мира прибыли картины Н.К. и С.Н. Рерихов, и в Софии торжественно открылась выставка.

Затем выставки Н. и С. Рерихов состоялись в разных городах Болгарии.

Проходили международные научные конференции, рассматривавшие такие темы, как «Понятие гармонично развитой личности», «Н.К. Рерих», «Творческий синтез», «Преемственность и взаимное обогащение культур».

Удивительно широко мыслила и действовала Людмила Живкова!

«Духовные семена будущего посеяны, и когда-нибудь они обязательно должны взойти. Они – взойдут», – утверждала она.

Уже в мае 1978 года началось выполнение международного аспекта программы «Н.К. Рерих»: в болгарском культурном центре в Вене прошли выставки картин Н. и С. Рерихов и дискуссии на темы «Всесторонне развитые личности», «Пакт Рериха».

Затем в болгарских культурных центрах по всему миру открылись фотовыставки о жизни и творчестве Н.К. Рериха.

Так Живкова воплощала в жизнь идею нашего великого соотечественника – «Мир через Культуру».

Ещё одну устремляющую в будущее программу успела реализовать Л.Т. Живкова. Болгария предложила ООН и ЮНЕСКО провести под Знаменем Мира Международный год детей, которым был объявлен 1979 год.

Так было положено начало Международной детской ассамблее «Знамя Мира». Планировалось её регулярное проведение один раз в три года.

Ассамблея должна была пробуждать и развивать творческое начало у детей, а также силою искусства устранять взаимную враждебность и предрассудки у будущих деятелей культуры, искусства и науки, строить прочный мир в их сознаниях.

Это происходило в самый разгар «холодной войны».

Весной 1978 года детям мира, любящим красоту и искусство, от имени болгарских детей направлялись письма с приглашением на Международную детскую ассамблею «Знамя Мира».

В них излагалась легенда «Посланец Света» из книги «Криптограммы Востока», составленной Е.И. Рерих.

Легенда начинается словами: «С дальнего мира пришёл Посланец, чтобы дать людям равенство, братство и радость. Люди давно забыли песни и омертвились ненавистью.

Посланец изгонял темноту и тесноту, поражал заразу и строил радостный труд. Утихла ненависть, и меч Посланца остался на стене. Но все были молчаливы и не умели запеть.

Тогда Посланец собрал маленьких детей...»


В письме детям мира говорилось: «Почему мы рассказываем вам эту легенду? Потому что мы хотим, чтобы наше письмо как добрый посланец пришло к вам… Мы хотим нести в себе неугасимое стремление к прекрасному, стать более совершенными, развернуть свои таланты многогранно и светло, строить новый мир по законам красоты».

Первая Ассамблея «Знамя Мира» под девизом «Единство. Творчество. Красота», в которой участвовало более 1500 детей из 85 стран мира и 1000 болгарских детей, прошла 15 – 25 августа 1979 г.


Фото. Людмила Живкова на Ассамблее "Знамя Мира"

В окрестностях Софии был открыт монумент «Знамя Мира» с колоколами из разных стран, в основании которого заложили капсулу с завещанием детям будущего.

Состоялся Международный научный симпозиум «Ребёнок, творческое начало и эволюция».

Заседал детский парламент.

На открытии первой детской Ассамблеи Людмила Живкова обратилась с пламенной речью к юному поколению:

«Милые дети, творцы Нового Мира! Дерзкие герои, помните законы истины, молодые строители, помните, не красота, а чувство красоты откроет вам дверь в будущее...

Пусть будет чистым звук колоколов.

Каждый день, каждый час, каждое мгновение ваши братство, единство, солидарность преграждают дорогу войне.

Непримиримые, дерзкие, облаченные в подвиг героизма, скажите НЕТ антигуманности, разрушениям, несправедливости.

Уничтожьте бремя эгоизма, невежества, страха.

Встретьте красиво и с достоинством бесконечные волны жизни.

Пусть ваш шаг будет непобедимым, дух – неразрушимым...

Создатели Нового Мира, без боязни пишите слово ТВОРЕЦ большими буквами, берегите чистыми священные слова ЕДИНСТВО, ТВОРЧЕСТВО, КРАСОТА.

Сегодня вас тысячи, а завтра за Знаменем Мира пойдут миллионы»
.


Фото. Л. Живкова. Речь на детской ассамблее

В наши дни многие делегаты первой Ассамблеи участвуют в управлении своими государствами и отстаивают идеи, объединившие их 30 лет назад...

Начинания Людмилы Живковой встречали не только сочувствие и поддержку, но и противодействие. Ведь для большинства людей духовные по своей сути реформы Живковой казались подрывом самих основ господствовавшей идеологии...

В Софии шла подготовка к созданию Рериховского центра, для которого было выделено здание в центре города.

В Индию была послана группа болгарских учёных, чтобы изучить опыт работы Гималайского Института научных исследований «Урусвати» и подготовить здание Института для возобновления его деятельности.


Фото. С.Рерих и Л. Живкова

С.Н. Рерих, видя размах деятельности Живковой, готовился передать Болгарии весь архив семьи Рерихов и картины для организующегося Центра Рериха.

Транспортный самолёт успел перевезти из Индии первую часть подготовленного архива и сотни картин Н.К. Рериха.

Святослав Николаевич и Людмила Тодоровна строили планы совместной работы, но 21 июля 1981 г. Живковой не стало.

Сотни тысяч людей высыпали на улицу в день её проводов...

За свою короткую жизнь – всего 39 лет – Людмила Живкова успела сделать очень много.

Она утвердила высшим принципом государства Культуру и показала своим примером, как можно в масштабе целой страны расширить сознание народа, направив его к Прекрасному, к «титанам человеческой мысли».

Людмила Живкова творила Новое широко и смело!

Она шла, как Первопроходец, подтверждая жизненность идей Живой Этики, шла против течения.

Она, воистину, подхватила «зов о Культуре, зов о мире, зов о Творчестве и Красоте» Николая Рериха!

Кроме создания общенациональных культурных программ, Живкова была инициатором строительства Национальной галереи зарубежного искусства, Национального дворца Культуры, Национальной школы Древнего языка и культуры, Национального музея «Земля и люди».

Менее чем за десять лет в каждом, даже малом, селении Болгарии, появились театры, музеи, галереи, дома Культуры.

Болгария стала страной, открытой для культурного общения с другими странами мира.

После ухода из жизни Живковой С.Н. Рерих ещё некоторое время сотрудничал с Болгарией.

При его участии в 1982 г. был создан Международный фонд им. Л. Живковой с целью продолжить её начинания.

Но затем все инициативы Людмилы Живковой были либо свёрнуты, либо лишены внутреннего содержания, а её имя долгое время в стране замалчивалось...

В 90-х гг. в Болгарии появилось много общественных организаций, ставящих своей целью продолжение разных аспектов деятельности Людмилы Живковой.

Международные детские ассамблеи «Знамя Мира», проводившиеся до 1989 г., были возобновлены в 1999 г. дочерью Людмилы Тодоровны, Евгенией Живковой, – депутатом парламента.

В своей книге «По законам Красоты» Людмила Живкова писала: «Пример всесторонне развитых личностей, тысяч известных и безымянных творцов и героев всех стран и народов вечно будет жить в памяти человечества.

На всех трудных решающих исторических этапах развития мира, на поприще культуры или искусства, науки или общественной деятельности человечество рождало личности, которые своим сознательным самопожертвованием поднимали красные знамёна победы и двигали эволюцию вперёд»
.

Эти слова в полной мере относятся к самой Людмиле Тодоровне Живковой.

Первопроходец... Значит, первым он
Проходит неизведанным путём.
Проходит, зажигая в душах Свет,
Приняв свою Голгофу и свой крест...

И ты так шла – над частоколом рук,
Что тянут вниз, испытывая дух.
Бросала первой в почву ты зерно,
Не думая, когда взойдёт оно,

Но веря, что подхватит детвора
Мечту о Мире Света и Добра.
И Белой Птицей воспарила ты,
Открыв сердцам Дорогу Красоты!


Литература:

1. Сидоров В.М. Людмила и Вангелия. Повесть. М. "Мир через культуру". 1992.
2. Шапошникова Л.В. Людмила Живкова - государственный деятель и подвижник.
3. Живкова Людмила. По законам красоты. М., 1979.

Прикрепления: 1757255.jpg(36.6 Kb) · 4505590.jpg(51.5 Kb) · 0780696.jpg(31.9 Kb) · 9918263.jpg(37.1 Kb) · 6391730.jpg(67.9 Kb)


Гори, свети и освещай.
 
МилаДата: Четверг, 20.12.2012, 23:20 | Сообщение # 26
Группа: Админ Общины
Сообщений: 7057
Статус: Offline
Петр Пильский

СЕДОЙ ВЕКОВОЙ ТУМАН

О новой монографии «Рерих».
Издательство музея Рериха в Риге

Сокрытая всемогущая, таинственная сила мудро и спокойно властвует над миром. В картинах Рериха этот единый, многосложный и величавый образ молчаливого всеведения каменных, неотвратимых пророчеств воздвигнут будто вековечный памятник истине, и, кажется, эти массивы хранят в себе письмена наших судеб.
Гималаи, Тибет, Монголия, храмы, древность, ее городища, воскрешенные фантазией художника, ее постройки и крепости, взлетавшие на вершины гор, монументальные твердыни, их неразгаданная душа заставляют трепетать сердца: каким-то чудом роднят и соединяют нас с темными, безмерно отдаленными эпохами, чуть ли не с днями сотворения мира. В своих основах этот мир един и непоколебим, подчиненный неистребимым законам бытия.

Есть что-то особенно внушительное и неотразимое в этих полусимволических картинах, в ощущениях первобытности. Встают и дышат нездешним дыханием блаженные, грозные выси и черные пещеры, древняя мистическая жизнь чувствуется повсюду — и в картинах, отражающих Монголию, Тибет и Гималаи, но также и в святых и тихих мотивах православия: «Прокопий Праведный отводит тучу каменную», «Сергий-строитель», «Ранние звоны».

Грозные предвестия сменяются молитвенною умилительностью, чудесной наивностью сладкой, успокаивающей веры. Небольшая церковь, звонницы, хоругви, бесчисленное количество мерцающих свечей — раннее утро. Примем картину как отражение действительности. Но в таком толковании она сузит свой внутренний глубокий смысл: «Ранние звоны» — символ. В нем воплощается светлое пробуждение человеческих душ.

Смирением и покоем веет от картин «И Мы...». Два инока, рядом медведь, снега — «И Мы не боимся». Потом с ведрами на коромыслах идут из монастыря вниз к реке три монаха: «И Мы трудимся». На третьей картине — они в лодках тащут сеть: «И Мы продолжаем лов».

Есть в этой книге о Рерихе снимок с картины «Звенигород» — небольшой храм, звонницы, заснувшая тишь. Повсюду расстилается явное и тайное отшельничество. В рериховской галерее переплетаются массивность и свет, струятся нездешние, чистые озарения, и над всей этой глубиной, неподвижностью, над окаменелыми пророчествами и святыми настроениями земли распластала свои крылья вечная мудрость.

Все эти дни в разные часы я перелистываю книгу «Рерих» — удивительная, непреодолимая сила впечатлений! Для ее оценки не подходит ни одно из знакомых привычных слов. «Очаровывает»? Не то. «Обольщает»? — Совсем неверно и ничего не говорит это слово, ничего не определяет. «Покоряет»? Это было бы почти точно. Почти, но не совсем. Властвование Рериха приходит в нашу душу с исключительной, редкой скромностью. Эти шаги неслышны. Голос художника спокоен. В нем великая убежденность, а кто уверен в своей правде, тот не ораторствует и не кричит. Меж тем эта страстность, напористость бывают часто и в живописи.
Рерих в высшей степени искренен. Ему дан великий талант прозревать. Через внешнюю оболочку он умеет чувствовать биение сердца и сокрытую жизнь одинаково у живых существ, как и каменных громад.

Для него космос — одно целое. Эту формулу он может не выражать словами. Она сама собой вытекает, когда мы посмотрим хотя бы несколько его картин. Это особенное знание. Но
и это слово не охватывает сущности и глубины рериховского творчества. Это еще — провидение. Э.Голлербах верно характеризует творчество Рериха как знание вещей видимых и обличение вещей невидимых, этого художника, сосредоточенного и строгого, без «улыбки» и без «игры».

Его произведения пророчествуют — строго напоминают о великих истоках нашей жизни, нашей культуры, бытия и духа, о седой, но не мертвой древности, о мире остывшем, но не погибшем, о недвижимых свидетельствах возникновения мира. Нет ничего давящего, нет ничего сумрачного. Это — не пророчества гибели, а памятники, поставленные самой природой не гаснущему солнцу высочайшей благодати, любви и жизни: она не знает конца. Среди неподвижных окаменелостей реет и светит божественное ликование, манят и успокаивают световые пятна, и каждый камень, каждая глыба согреты своим внутренним теплом, живут своей жизнью, отдельной, непохожей на другие жизни. В своих неуклюжих формах, неотесанных, грубых и в то же время ласковых, они дышат и тихо пламенеют. Предстает великий мир одиночества и величаво-мудрой красоты. Горы роднятся с небом.

Через Рериха, его провидения древности, ее мистической души раскрываются пред нами следы и тайны давней, засыпанной песком истории и сказочных ее форм, — восток, но и наш север, — скандинавская, скифская, русская жизнь, мифология, пронизанная в картинах Рериха неподчеркнутым, глубоким, возвышенным религиозным чувством. Дело не в самих сюжетах, не в мотивах той или иной картины: религиозное чувство, религиозное искусство отличаются своей проникновенностью. Это то, без чего данный художник не в силах творить. Сопричастный к религиозному искусству может нарисовать собаку или зайца — все равно: мы почувствуем в картине скрытое, но несомненно религиозное горение. И Рерих в своем искусстве кажется молящимся в уединенном монастыре среди немых массивов гор, в заповедной стране. Эти горы, эти камни обладают своей собственной душой, — «у него есть камни мрачные и грустные, гордые и заносчивые, скромные и примирительные». И облака — то легкие, невинные и радостные, то грозные, зловещие и торжественные.

В каменных глыбах, в каменном веке своим чутьем Рерих разбирается как проницательный геолог. Гимназистом 4 класса он уже производил самостоятельные раскопки, тогда искал свои образы в уснувших пластах земли. И он нашел их в могиле — золотые вещи X века. И потом производил раскопки в Новгородской губернии, а в своем отчете нарисовал эту поэму прошлого: «Забудем сейчас яркое сверкание металлов: вспомним все чудесные оттенки камня. <...> Вспомним желтеющий тростник. Вспомним тончайшие плетения. <...> Эту строгую гамму красок будем вспоминать все время, пока углубляемся в каменный век».

«Щемяще-приятное чувство — вынуть из земли какую-нибудь древность, непосредственно первому сообщиться с эпохой давно прошедшей. Колеблется седой, вековой туман. С каждым взмахом лопаты, с каждым ударом лома раскрывается перед вами заманчивое тридесятое царство <...>. Сколько таинственного! Сколько чудесного! И в самой смерти — бесконечная жизнь!»

Душу Рериха, его творчество, его большой талант приковала и захватила навсегда одна непобедимая сила: зачарованность вечно-сущим.

Поэтому самое отдаленное прошлое для него реально, как сегодняшний день. Он — поклонник и певец этого прошлого, его земли, его подземных сил, его дыханий. Неизменно Рерих погружен в самого себя, и в этой душе отражен весь мир, — его мир. Как бы ни была глуха мертвая и темная чащоба древности, каким бы диким ни представлялся нам древний человек, его стояние пред жизнью, божеством и уяснением вековечного смысла жизни, беспокойно так же, как и у нас. Но Рерих не склонен рисовать этого человека большим. Рериховский человек мал. С виду слабый, рядом с громадами камня, он предстает любопытствующим исследователем мира, разгадывающим его смысл.

И на огромном каменном пласте, среди горных скатов — едва заметна фигура человека: как мал он, как бессилен, как затерян он, владелец темных тайн, угадывающий пути, странствия, сокровенный смысл своей жизни и этих громад («Лахул»). Зловещи и страшны «Священные Пещеры», вперившие, как многоглазый ужас, свои пустые взоры. Иные картины в своем замысле кажутся пророческими. В преддверии войны он пишет своего «Ангела Последнего», видение, возникшее из страшных времен, скорбное и неумолимое предвестие роковых несчастий. На картине «Армагеддон» толпа в своем следовании — один за другим — воздела руки, молящие, просящие, будто в предчувствии и знании завтрашней беды.

Необычайно силен Рерих в отражениях восточных мотивов, восточного колорита, величавого и воздушного, загадочного и легкого — «Рерих открыл миру окно в Россию, окно на Восток».
Эта книга о Рерихе вводит нас в рериховский мир, дает ключи к пониманию и разгадке рериховского таланта — еще точней, рериховской стихии. Превосходно изданный том включил больше 100 картин Рериха, среди них много прекрасно выполненных цветных репродукций. Этот большой, исключительный по своим результатам труд совершен преданностью, пафосом и самоотверженностью Рериховского музея в Риге. Поучительны статьи Э.Голлербаха, В.Н.Иванова, и надо воздать искреннюю хвалу А.М.Пранде за его художественную редакцию. Эту хвалу нужно принести и государственной типографии, ее талантливому руководителю Л.Либерту, радующему нас за последнее время отличными художественными изданиями. Только соединенными усилиями и трудами многих возможно было выпустить такую книгу о Рерихе, замечательном художнике с мировым именем, философе в своих замыслах, мудреце и проникновенном, спокойном провидце тайн земли и человеческой истории, человеческого вечного духа, таинственных и глубоко скрытых истоков бытия природы и человека.

В этом течении и смене веков наивность и острота первобытной угадки сплелись с культурой и знаниями современности, шепот древности, ее подсказ и напутствия становятся услышанными в наши дни — нашим внутренним слухом благодаря Рериху, через Рериха, — открыты и дарованы его творчеством, его гением. Вместе с его видениями мы переселяемся в далекий мир, где тускло брезжит погасающая звезда первых дней творения, где когда-то раздался первый удивленный и обрадованный крик человека. Этот свет, этот голос, это вхождение в мир преобразились в рериховских картинах, воздвигших перед нами «Земли Славянские» и «Мать Чингиз-хана» у синих гор, «Св. Бориса и Св. Глеба», будто каменное изваяние головы — «Сон Востока», русские сказочные типы и «Монгольского Ламу», робкие и покорные, на согнутых коленях «Монгольские танцы», «Монастырь в Тибете» под темно-синим звездным небом и «Лик Гималаев», безжалостный лик, образ каменных громад, провалов и впадин, и тут же «Сострадание» — трогательный и умилительный мотив, рассказывающий о том, что опасности, даже роковые, не становятся последней обреченностью для земных существ.

У Рериха мир, загадочный и ясный, зловещий и воздушный, воздвигается из тьмы веков.

«Сегодня». Таллинн, 1939, 12 марта


Господь твой, живи!
 
ЮлияДата: Пятница, 28.12.2012, 17:10 | Сообщение # 27
Группа: Админ Общины
Сообщений: 4231
Статус: Offline
Спасибо, Мила!
Прикрепления: 1751228.jpg(55.2 Kb)


Гори, свети и освещай.
 
ЮлияДата: Суббота, 29.12.2012, 14:42 | Сообщение # 28
Группа: Админ Общины
Сообщений: 4231
Статус: Offline


"Я ВЕРЮ В РЕЛИГИЮ СЕРДЦА..."
(эссе)


Я верю в религию Сердца,
смиренного, чистого сердца,
что пламенем жертвы горит,
когда в состраданьи великом
к людям на помощь спешит. (...)

Р.Я. Рудзитис. «Беседы с Сердцем»


В возрасте 9 лет он написал Л.Н. Толстому, чтобы задать великому писателю мучившие его вопросы: что есть жизнь и в чём её подлинный смысл... РИХАРД ЯКОВЛЕВИЧ РУДЗИТИС (1898 – 1960), латышский поэт и философ, поэт и переводчик, сподвижник Рерихов и руководитель латвийского общества друзей Музея Рериха (1936-194O).

Живая Этика было тем маяком, который направлял его жизнь. Рудзитис был репрессирован (1948-1954), но и в лагере (Коми АССР) сохранял присутствие духа и внутреннюю торжественность.

В 1957 г. состоялось его знакомство с Ю.Н. Рерихом. Благодаря труду Р.Я. Рудзитиса вышли в свет книги Живой Этики. Им самим написаны такие замечательные книги, как «Николай Рерих – водитель Культуры», «Сознание Красоты спасёт», «Братство Грааля», «Искусство творить взаимоотношения», «Советы учителю Живой Этики», «Космические струны в творчестве Николая Рериха», «Учение Огня. Введение в Живую Этику», «Беседы с Сердцем», «Психическая энергия – путеводная звезда человечества».

Книгу «Беседы с Сердцем», фрагменты из которой предложены здесь, Р. Рудзитис начал писать в лагере. В ней – духовные устремления и прозрения автора, а также насущные для нас основы великой науки, которой он в совершенстве овладел, – НАУКИ СЕРДЦА.


Рихард Рудзитис. Из книги «Беседы с Сердцем»

Щедрое, чистое Сердце, всеобъемлющее, всё понимающее, свет излучающее, отзывающееся на все страдания, умиротворяющее безграничной благожелательностью и улыбкой радующее. Сердце, могущественное в бескорыстии, огненный факел преданности и самоотверженности, возносящее и руководящее несметными душами, о величайшее Сердце, ты – огненная чаша алмазов накоплений бесчисленных жизней, ты – Свет!

О маленькое, робкое сердце в моей груди, подражай, пылко стремись подражать ему. Стремись хоть немного быть похожим на дающее, всё освещающее Сердце.

Если у тебя зародился импульс сделать что-то хорошее, делай это немедля, или хоть в ближайшие часы, ибо, откладывая, взвешивая умом, ты можешь счесть это доброе дело не очень важным и нужным, или будешь чувствовать себя неловко, или поленишься, или – скорее всего – сложатся обстоятельства, которые помешают осуществить твоё доброе намерение. Нет, каждое доброе дело важное, и оно тем более плодоносно, если рождено семенем первого огненного импульса.

Абезь, 29.VI.1952

* * *
Всё думаю об искусстве взаимоотношений. Разве самым лучшим воспитательным методом не является всепобеждающая благожелательность? Разве это не лучший бальзам даже для самых тёмных, грубых сознаний?

Надо принимать человека, в конце концов, таким, как он есть. Прежде всего ищи в себе начало добра, потом в других. И к самому себе, о сердце, предъявляй самые высокие требования. Большинство людей, по-видимому, могут подняться лишь на «волосок» выше вчерашнего сознания. И так надо стараться даже на эту микро-меру, терпеливо «тащить их вверх». Это было бы достижением, если бы хоть на малую долю расширился их взгляд и утончились качества.

* * *
Сердце, старайся понять всё немедля, в быстром ритме находчивости. Сердце, очищайся беспрестанно, просветляйся, стань алмазным ключом всех дел.
15.VII.1952

* * *
– Я верю только тому, что вижу своими глазами.
– О нет, я верю только тому, что вижу своим сердцем.

* * *
Даже в полной концентрации чувствуй и другого, который недалеко. Воспринимай себя постоянно частью живого коллектива. Твоё сердце, даже неосознанно, должно чувствовать, не был ли ты в чём-то невнимательным к другим, своим пренебрежением не обидел ли кого-то.

* * *
Ты сказал: сердце питается любовью. Истинно, до тех пор, пока на нашей планете будет сиять Любовь, Земля устоит.
Как много зовов Любви: будьте внимательны друг к другу, приветливы, чутки, доброжелательны и терпеливы, бережны, не осуждайте, помогите друг другу, где только можете. Но поверх всего – дарите каждому ласку своего сердца.
Это – Любовь.
19.XI.1957

* * *
О Ты, Несказуемое, но ведомое сердцу, помоги мне неустанно выявлять и применять хоть искорку блага! Пробуди во мне неустанное горение сердца, чтобы я мог повсюду умножать лишь добро.

Я слышу Твой голос: стань лучше уже в это мгновение, не завтра! Каждый день расширяй границы добра в своём сознании. Смотри и твори в свете. Стань светом для каждого сердца!


Прикрепления: 8267994.jpg(12.1 Kb) · 6307810.jpg(76.2 Kb)


Гори, свети и освещай.
 
ЮлияДата: Воскресенье, 30.12.2012, 22:10 | Сообщение # 29
Группа: Админ Общины
Сообщений: 4231
Статус: Offline


"ВЕЛИЧИЕ БОГА ПРОЯВЛЯЛОСЬ В НЁМ"

В индийском городе Джайпуре рассказывают такую легенду: «Два берега реки были связаны лишь приставленными друг к другу лодками. За переход на другую сторону надо было платить. Однажды наш город посетил император Акбар. Вечером он решил покататься на лодке. На берегу он увидел плачущую бедную женщину. Император спросил её, о чём она плачет. Женщина рассказала, что живёт за рекой, и у неё нет денег, чтобы заплатить за переход по лодочному мосту, и поэтому она не может сегодня вернуться к своим детям. Акбар перевез её на своей лодке, а на следующий день приказал построить каменный мост на том месте, где плакала несчастная женщина. «Пул-и Акбари» – «Мост Акбара». Так его называют и в наши дни».

Милосердный и мудрый правитель, радеющий о благе простых людей… В многовековой истории человечества редко встречаются наделённые властью люди, о которых можно сказать подобное! Выдающийся английский философ Томас Карлейль в своей работе «Герои, почитание героев и героическое в истории» особое место отводит герою-правителю, основными качествами которого являются: глубокая искренность и проницательность; умение сквозь внешнюю видимость проникать в истинную сущность вещей; посвящение себя деятельности, преобразующей мир; ощущение водительства Высших Сил; духовное наставничество своего народа. В Живой Этике такой правитель назван Вождём.

Такими качествами в полной мере обладал император Индии Джелаль-ад-дин Акбар, годы правления которого историки мира единодушно называют "веком Акбара". И сегодня Акбар – потомок Чингисхана и Тамерлана, внук основателя династии Великих Моголов* Бабура – остаётся для народа Индии великим объединителем, символом милосердия, справедливости и благородства.

«Не смешает со множеством славных имён народ Индии имя Акбара, собирателя, творца счастливой народной жизни. Народ не забывает и не припишет никаким умаляющим побуждениям широкие мысли великого объединителя Индии. В храмах индусских имеются изображения Акбара, несмотря на то, что он был мусульманин. Вокруг головы императора изображается сияние, что вовсе не всегда является отличием просто властителя. Для Индии Акбар является не просто властителем, но сознание народное отлично понимает, что он был выразителем души народной... он собирал и сражался вовсе не для личной ненасытности, но творя новую страницу великой истории», - писал Н.К. Рерих (В сборнике "Твердыня пламенная". "Душа народов".)

Акбар родился 15 октября 1542 года. В переводе с арабского «Акбар» означает «Великий», и жизнь его – лучшее тому свидетельство. «По действиям и движениям он не был похож на людей этого мира, и величие Бога проявлялось в нём», – писал его наследник Джахангир.

Правление Акбара началось с трагической кончины отца, хана Хумаюна. Акбару было тогда 13 лет, и он унаследовал власть всего лишь над районами городов Агра и Дели.

Это было время постоянных распрей между приверженцами двух религий: традиционного для Индии индуизма и ислама, насаждавшегося предками Акбара.

Благодаря мудрой государственной политике Акбара,
в многонациональной Индии удавалось сохранять мир. Эта политика была основан на трёх принципах:
1) сохранение национального государства;
2) примирение мусульман с индусами (принцип «мира для всех»); 3) объединение Индии.

Огромные территории, завоёванные Акбаром за 50 лет правления, включали современные Афганистан, Пакистан и всю современную Индию, исключая только юг полуострова. Историки отмечают, что в походах Акбар проявлял минимум насилия и максимум милосердия.

После первого периода завоеваний Акбар обратился к проблемам внутреннего преобразования империи. Постоянство и последовательность его реформ позволили основанной им монолитной империи просуществовать более полутора веков.

К числу важнейших реформ Акбара относятся: запрет на обращение пленников в рабов; государственная реформа землевладения; реформа календаря и введение единого летоисчисления, причём, в указе Акбар подчёркнул, что новый календарь не является ни мусульманским, ни индусским, а основан на «научных истинах».

Акбар по праву считается отцом религиозной терпимости Индии. Политика веротерпимости Акбара выразилась, прежде всего, в том, что в 1562 году он, будучи мусульманином, взял себе в жены индийскую царевну и, вопреки обычаю, разрешил ей сохранить своё вероисповедание – индуизм. То же было и с другими его жёнами.

В 1578 году Акбаром был издан указ, фактически провозгласивший свободу вероисповедания для всех религиозных групп в империи. «С самого начала, – писал Акбар иранскому шаху Аббасу, – мы были настроены не принимать во внимание различия в религиозных доктринах, считать все народы слугами Божьими. Следует заметить, что благодатью Господней отмечены все религии, и необходимо приложить всевозможные усилия, чтобы достичь вечно цветущих садов мира для всех».

Изучение мировых религий, глубокие размышления об их едином Источнике привели Акбара к мысли о создании в империи ЕДИНОЙ ВСЕОБЪЕМЛЮЩЕЙ РЕЛИГИИ. Её основой стали присущие каждой из существующих религий достоинства. Эту новую религию Акбар назвал Дин-и-Иллахи – «божественная вера».

Был возведён храм Единой Религии. Её приверженцы должны были приветствовать друг друга словами «Аллаху Акбар» - «Бог велик», и отвечать «Йала Йалалуху» - «блистательна слава Его».
Противники отнесли эти слова на счёт самого Акбара, провозгласившего себя Богом…

Большинство подданных не осознали и не приняли путь Духовного Единства, предложенный Акбаром.
В 1580-82 гг. вспыхнуло восстание крупных феодалов под лозунгом «свержение правителя-вероотступника». Закостенелое сознание фанатиков не могло принять политики терпимости и братского отношения к представителям иной веры. Восстание было подавлено.

Но преданные Акбару придворные продолжали видеть в нём своего духовного учителя. Особенно большую роль в его окружении играли мудрец и острослов Бирбал, а также два брата: старший, Файзи, прославившийся как поэт и учёный, и младший, Абу-л Фазл, ставший главным министром, придворным летописцем и ближайшим другом и советчиком Акбара, участвуя во всех его государственных преобразованиях.

Словесный портрет Акбар оставил португальский священник: «Его осанка и облик красноречиво свидетельствуют о королевском достоинстве… Лоб – высок и открыт, глаза – настолько яркие и лучистые, что напоминают искрящееся на солнце море...» Он «обладал живым и проницательным умом, был человеком здравых суждений и осмотрительным в делах, но, прежде всего, добрым, приветливым и щедрым. Эти качества сочетались в нём со смелостью, присущей людям, способным начинать и совершать великие дела... Свет кротости и милосердия источал государь даже на тех людей, которые наносили ему личную обиду».

Акбар был среднего роста и атлетического сложения. Он был неприхотлив и умерен в пище, в основном вегетарианской, с трудом выкраивал в сутки три часа для ночного отдыха и обладал феноменальной памятью.

Несмотря на все усилия учителей, Акбар так и не освоил арабской письменности. Абу-л Фазл писал: «Его святое сердце и священная душа никогда не поворачивались в сторону внешнего обучения, и его владение наиболее прекрасными знаниями вместе с его нежеланием учить буквы было методом показать человечеству, что высшее понимание заключалось не в обучении или овладении (знаниями), но было даром Бога, в котором человеческие усилия не играют роли».

Книги правителю читали – и днём, и ночью. И он жадно расспрашивал обо всём, что его интересовало.

Трудно назвать ремесло или искусство, которого бы
Акбар не знал. Например, он улучшил качество индийских тканей, приказав красить их в различные цвета и увеличить ширину так, «чтобы одного куска было достаточно для всей одежды».

Самые разные источники свидетельствуют, что Акбар был неутомимым монархом-тружеником. К осуществлению своих обязанностей он относился как к служению Богу.

Ежедневно во все годы своего царствования он проводил три совета. Первый был открытым дворцовым приёмом; на втором решались текущие вопросы; на третьем, проходившем вечером или даже ночью, обсуждались религиозные дела и государственная политика.
Один день отводился для судебного разбирательства, поскольку падишах одновременно был и верховным судьёй.
Такой распорядок неукоснительно соблюдался даже во время военных походов.

Как итог всей жизни, звучат слова Акбара: «Счастлив, ибо мог прилагать в жизни священное Учение, мог дать довольство народу и был оттенён большими врагами».
Акбар закончил свой земной путь в 1605 году.

Благодаря постоянной заботе своего властителя, огромная империя достигла при Акбаре такого расцвета, какого не было ни до, ни после него.

Он остался в веках как мудрый правитель и объединитель народов, чьи идеи единого Источника всех религий пережили столетия. И в XXI веке они зовут к терпимости и взаимопониманию между народами Земли.
/Статья из газеты "На пути восхождения", № 1 (13), 2008/




АКБАР ВЕЛИКИЙ

Полководцы

<…> После смотра войска Акбар сказал: «Четвертая часть сделана. Видел сытых людей, остальное увидим после дня зноя, после дня дождя, после бессонной ночи».

Враги

<…> Среди вражеских ударов Акбар был спрошен – откуда столько нападений?
Акбар отвечал: «Дайте и врагам минуту занятия».
/Ж. Сент-Илер. «Криптограммы Востока» **/

Мудрость

Однажды великий Акбар провел черту и спросил своего мудреца Бирбала, чтобы тот сократил её, не урезывая и не касаясь концов её. Бирбал параллельно провел более длинную линию, и тем самым линия Акбара была умалена. Мудрость заключается в проведении более длинной линии.

Дар сердца

В дни торжества, когда все подвластные ему раджи и народы приносили ему дары, Акбар выбирал среди груды роскошных подношений самый скромный дар и прижимал его к сердцу и так показывался перед собранием. Он оказывал этим внимание самому малому из своих подданных, подчеркивая, что ему дорог дар, принесенный не от излишества, но подсказанный сердцем.
/«Путь к Мудрости: Акбар и Бирбал». Сост. С.В. Махотина/



Велика и мудра была любимая жена Акбара - Джодбай.


В дневниковых записях Е.И. Рерих о ней сказано:
33079 - 19.08.1931, среда: "Была цвета кожи светлой. Явленная Джодбай была великой расы".

39002 - 02.05.1934: "Царственность духа и ум Мудрой Джодбай выявлены истинно".

39083 - 22.07.1934: "Так же как Рама желал обладать полностью сокровенной Ситой, так же и царь Акбар желал объединения с сокровенной Джодбай. Но Джодбай правильно утверждала свои права, и магнит ее сердца притягивал величайших и мудрейших Нашего времени. Да, часто находил муж сокровенную жену в огненной беседе со своими министрами. При мудрой Джодбай не было нужды.

...Джодбай обладала тем магнитом, который сравним лишь с солнечной вибрацией. Страдания и счастье огненно переплетались в сердце. И Сита потом не являла полной любви. Царица любила очень, но еще больше любил царь царицу. (Как же могла любить она полностью, при существ. других жен?) Браки те были политические и много было явлено пренебрежений.
Также Джодбай выезжала на охоту с величайшими и мудрейшими Нашего времени"
.

40055 - 09.10.1934: "Все знали великую царицу Джодбай, и она давала самые мудрые советы Акбару, и Акбар очень гордился великой царицей".


Акбар за беседой с Джодбай. Миниатюра 16 в.

_______________________________________________
* Великие Моголы – шесть мусульманских правителей Индии (с XVI по XVIII век). Бабур вторгся в северную Индию в 1526 году и положил начало Великой Могольской Империи.
** Криптограмма – по-гречески тайнопись. «Криптограммы Востока» - это тексты, включающие массу иносказательной и образно «зашифрованной» информации.
[r]
Прикрепления: 8470252.jpg(29.4 Kb) · 8102703.jpg(51.8 Kb) · 3638873.jpg(64.0 Kb)


Гори, свети и освещай.
 
ЮлияДата: Среда, 02.01.2013, 12:58 | Сообщение # 30
Группа: Админ Общины
Сообщений: 4231
Статус: Offline


ДЖОРДАНО БРУНО - ГРАЖДАНИН ВСЕЛЕННОЙ
(1548 – 1600)


«Стремление к истине – единственное занятие, достойное героя».

«Наука есть наилучший путь для того, чтобы сделать человеческий дух героическим».

Джордано Бруно


Джордано Бруно… Его жажда познания Истины, его научные прозрения, величие его духа и мысли всё более осознаются с течением времени.

Внешний облик Джордано Бруно передаёт портрет, выгравированный на меди немецким мастером во время пребывания Бруно в Германии. А его духовный облик наиболее ярко отразила книга «Изгнание Торжествующего Зверя».
В ней Джордано Бруно высмеивает ничтожность моральных основ современного ему общества и говорит о необходимости совершенствования духа: «Победа над собственными страстями, которые издавна тиранят нас и помыкают нами, славнее победы над гигантами!.. Пусть установится новый праздник – праздник Очищения Неба и Изгнания Торжествующего Зверя, олицетворяющего пороки». В предисловии к этой книге, написанном в 1911 г., А. Золотарёв пишет: «Джордано Бруно открыл путь к звёздам, бестрепетно воззвав людей из-под власти Зверя на межзвёздную дорогу. Это был воистину «гражданин вселенной, сын Отца-Солнца и Земли-Матери», человек титанического дерзания и воли, неугасимого Прометеева огня, необъятного всезвёздного кругозора...»

Его появление предвосхитило и озарило целую эпоху – Эпоху Возрождения.

Дата рождения Бруно неизвестна, но весь мир знает дату его смерти – утро 17 февраля 1600 г., когда он был сожжён в Риме на Площади Цветов вместе со своими книгами. К его жизни можно отнести эти слова: «Любовь, подвиг, труд, творчество – эти вершины восхождения при любой перестановке сохраняют восходящее стремление... Какая же любовь без самоотвержения, подвиг без мужества, труд без терпения, творчество без самосовершенствования! И над всем этим воинством благих ценностей водительствует сердце» (Сердце, 75).

Джордано Бруно родился в 1548 году в городе Ноле на юге Италии, в бедной семье. При крещении получил имя Филиппо. С 10 лет учился в Неаполе в школе; в 15 лет Филиппо Бруно стал послушником доминиканского монастыря в Неаполе и при пострижении в монахи получил имя «Джордано». В стенах монастыря на Джордано Бруно поступил первый донос, но по молодости он был прощён.

В 1576 г. Джордано Бруно рукоположен в сан священника. Новый донос – с обвинением в ереси и угрозой ареста – вынудил его бежать в Рим. Джордано Бруно изучает труды Аристотеля, Платона и других философов; знакомится с книгой Коперника «Об обращении небесных тел». Доносы следовали один за другим, и Бруно становится скитальцем…

Швейцария, Англия, Германия, Италия… – повсюду Бруно стремился к широким выступлениям и диспутам, но чаще всего их встречают неприятие и воинствующее невежество. Когда
запрещаются публичные выступления, он излагает свои
взгляды в книгах: «Пир на пепле», «О причине, начале и едином», «О бесконечности, Вселенной и мирах», «Изгнание Торжествующего Зверя», «О героическом энтузиазме». Везде, где Бруно останавливался, образовывались группы его последователей и учеников.

Осенью 1591 г. Джордано Бруно прибыл в Падую близ Венеции, где ему предложил покровительство знатный молодой венецианец, Джованни Мочениго, – с условием, что Бруно обучит его искусствам памяти и изобретения. Не будучи в состоянии постичь науку Бруно, Мочениго обвинил его в невыполнении условия, самочинно подверг домашнему аресту и написал донос в церковный суд Венеции.

26 мая 1592 г. венецианская инквизиция начала судебный процесс по делу Джордано Бруно, но по требованию папы и римской инквизиции в январе 1593 подсудимый, которому было 45 лет, был перевезён в тюрьму инквизиции в Рим.

Следствие продолжалось почти восемь лет. В 1940 году из личного архива папы Пия IX было извлечено «Краткое изложение следственного дела» – документ, составленный в 1597 г.

Утверждение Джордано Бруно о множественности миров объявлялось ересью, хотя Иисус Христос в Евангелии говорит: «У Моего Отца обителей много».

На одном из допросов Бруно сказал: "Я полагаю вселенную бесконечной, то есть созданием бесконечного божественного могущества. Ибо я считаю недостойным божественной благости и могущества, чтобы Бог, обладая способностью создать помимо этого мира другой и другие бесконечные миры, создал конечный мир. Таким образом, я заявлял, что существуют бесконечные миры, подобные миру земли…"

Джордано Бруно пошёл дальше Коперника, считавшего, что наша Солнечная система уникальна и окружена сферой неподвижных звёзд. По мнению Бруно, «небо – единое безмерное пространство, лоно которого содержит всё, эфирная область, в которой всё движется…»

Великий Ноланец утверждал, что миры и системы миров постоянно изменяются и имеют начало и конец, но лежащая в их основе творческая энергия вечна…

Мужество до конца не покидало Джордано Бруно. Когда был объявлен смертный приговор, он сказал, обращаясь к судьям: «Вы испытываете более страха, произнося приговор, чем я, слушая его».

Ни стона не вырвалось из груди объятого пламенем Джордано Бруно…

9 июня 1889 г. на Площади Цветов в Риме на средства народов мира был открыт памятник этому величайшему просветителю человечества.

Н.К. Рерих в статье «Семь святых» писал: «Истинно чудесно, поистине прекрасно среди водоворота нашей жизни… видеть перед собою сияющие Светочи всех веков. Прекрасно изучать жизнеописания этих великих Искателей и Подвижников и находить в них укрепление нашего мужества, неисчерпаемой энергии и терпимости. Прекрасно через этот неисчерпаемый источник любви и всевмещения понимать великие движения утончённых душ, в которых соединяется высшее знание с высшим устремлением. Так, изучая биографии, мы делаемся действительными сотрудниками эволюции…»



Высказывания Джордано Бруно об обществе и человеке

Если бы от природы было известно различие между светом и мраком, то прекратилась бы древняя борьба мнений, в которой целый ряд поколений стремился истребить друг друга, причем люди, воздевая руки к небу, заявляли, что только они одни обладают истиной и веруют в бога, который, будучи отцом и подателем вечной жизни для одних людей, выступает против их противников как неумолимый, мстительный, карающий вечной смертью судия. Поэтому-то и происходит, что различные расы и секты человечества имеют свои, особые культы и учения и предъявляют претензии на первенство, проклиная культы и учения остальных. В этом причина войн и разрушения естественных связей. Люди, возвысившиеся посредством обмана, объявляют себя провозвестниками воли и посланниками бога.

Поэтому мир страдает от бесчисленных бедствий, и, можно сказать, человек является большим врагом человека, чем всех остальных животных.

* * *

Мудрость и справедливость впервые начали покидать Землю, когда секты стали превращать мнения в источник доходов. Тогда за мнения партий начали бороться, словно за собственную жизнь или за жизнь своих детей, вплоть до окончательного истребления противников. При этих мрачных знамениях религия и философия попраны, а республики, государства и империи вместе с государями, знатными лицами и народом приходят в смятение и уничтожаются.

От полного невежества мы переходим к слепому усвоению привычных и вкоренившихся взглядов окружающей нас среды и научаемся так же презирать законы, обычаи, веру и нравы наших противников и иноземцев, как они презирают нас. Нас убеждают, что самая богоугодная жертва — подавлять, убивать, завоевывать, истреблять противников нашей веры, как и всех других людей, пока они не станут по вере похожими на нас.

Наши противники страстно благодарят своего творца за то, что он только им одним дал истинное откровение. На основании этого они надеются на вечную загробную жизнь, а мы в свою очередь благодарим того же творца за то, что не погружены в такой мрак и не слепы, как они. К этим предрассудкам религии и веры присоединяются предрассудки знания. От выбора моих родителей и учителей, от произвола и фантазии, от широко распространившейся славы какого-либо ученого зависит, во что превратится мое надменное и блаженное невежество; так судьба и годность или негодность необученного коня всецело зависят от того, попадет он в руки хорошего или плохого наездника.

Неужели вы не понимаете, какое могущественное влияние оказывает на нас воспитание в среде, пропитанной определенными предрассудками, как оно может помешать пониманию самых простых вещей и надевает духовные шоры на глаза. Здесь дело обстоит совершенно так же, как с людьми, постепенно привыкшими глотать некоторые яды. В конце концов они доходят до того, что их организм уже не ощущает вызываемого этим ядом вредного действия. Они уже не в силах обходиться без него. Яд становится для них непреодолимой потребностью. Противоядие даже может оказаться смертельным.

Господство над народом утверждают самые мрачные и кровожадные вожди. Человек в смертельном ужасе влачится по путям жизни и заслоняет от себя солнечный свет тенями ада.

Фантазия вооружает беспощадных богов громами, которыми непогрешимый судия мира якобы поражает ненавистный ему человеческий разум. Неукротимая ярость судии — такова сладостная мечта религиозной фантазии.

Что говорят догматы сикофантов? Гнев божий есть возмездие за высокомерие. И как только такое мнение овладевает душою, один народ начинает враждовать с другим, дети отвергают родителей, инаковерующего никто не приветствует.
Прикрепления: 9884178.jpg(12.0 Kb)


Гори, свети и освещай.
 
Форум » ЛИТЕРАТУРНОЕ ТВОРЧЕСТВО » ЮЛИЯ ВЛАДОВА » СВЕТОЧИ МИРА (Великие подвижники, Герои Духа, Герои Культуры)
Поиск:

AGNI-YOGA TOPSITES