Среда, 21.11.2018, 04:52

Приветствую Вас Гость | RSS | Главная | Форум | Регистрация | Вход

[ Новые сообщения · Участники · Правила · Поиск · RSS ]
Форум » ЛИТЕРАТУРНОЕ ТВОРЧЕСТВО » ЮЛИЯ ВЛАДОВА » ОТ СЕРДЦА К СЕРДЦУ (Родитель, Учитель, Школа на пути к Новому Миру)
ОТ СЕРДЦА К СЕРДЦУ
ЮлияДата: Вторник, 02.04.2013, 08:44 | Сообщение # 21
Группа: Админ Общины
Сообщений: 4226
Статус: Offline

Рисунок Наталии Коханюк, 13 лет

ЧЕГО НЕ ХВАТАЕТ ДЕТЯМ В ШКОЛЕ?

Зинаида Хоменко, кандидат психологических наук,
методист-психолог Подольского районного управления образования г. Киева, практический психолог Финансового лицея

Мир вокруг нас постоянно меняется, а наши школы меняются вместе с миром? Система образования Украины обращается с учениками как мачеха с падчирицами и пасынками: как-будто и делает какие-то попытки играть в заботливую мамочку - то количество лет обучения изменит, то пятибалльную систему оценки заменит двенадцатибалльной, то шестилеток посадит за парты. Но стало ли детям в школе от тех нововведений уютнее, появилось ли желание учиться, с радостью ли наши дети каждый день идут в школу, детский сад?
Чиновников-педагогов эта сторона медали не интересует, а дети настаивают на том, что «прежде чем их учить, нужно их знать». И дети от нас взрослых, родителей и учителей, хотят не столько материальных благ, сколько чтобы их любили. Возможно, именно из любви к детям должны рождаться все нововведения в садиках и школах.

Всё в жизни не так просто. И бывают в жизни судьбоносные встречи с людьми, которые действительно меняют наше мировоззрение, нашу судьбу. После встречи с такими людьми ты понимаешь, что сегодня ты уже не можешь жить так, как жил вчера. Для меня таким судьбоносным человеком стал Шалва Александрович Амонашвили.

Я давно работаю в школе, сначала учителем химии, затем практическим психологом. Работать психологом именно в школе была моя детская мечта, ещё в то время советской школы, когда о практическом психологе в учреждениях образования нечего было и мечтать. Моя мечта сбылась, я работаю практическим психологом в школе.
Как учитель и психолог и как мама двух детей (которые тоже стали психологами) я была уверена в том, что родители должны любить своих собственных детей безусловной любовью, а учителя в школе должны безусловно принимать каждого ученика, и где же той любви на всех детей набраться? Труд учителя такой изнурительный.

Я слышала о Ш.А. Амонашвили, читала некоторые его произведения, высказывания об общении учителя с учеником использовала в своей диссертационной работе. Ш.А. Амонашвили сравнивает общение учителя и ученика с обменом веществ в организме человека. Когда нарушается обмен веществ в организме, человек начинает болеть, точно так же начинает болеть и учитель, и ученик, когда между ними нарушается обмен человечностью, сочувствием, пониманием, любовью. Но встреча с самим Шалвой Александровичем на семинаре в педагогическом университете им. М.П.Драгоманова (г. Киев) перевернула моё мировоззрение. Он не просто любит всех детей, он светится от этой любви. Это удивительное явление нужно видеть.
И труд учителя перестал быть для меня изнурительным, и любовь не пришлось искать, по выражению Григория Сковороды «по далеким заморским краям или в дворцах вельмож». Любовь есть в каждом из нас, в нашем сердце, в нашей душе. Нужно только начать любовь проявлять, не держать её за семью замками. Мир держится на любви, и именно любовь изменит мир к лучшему.

9 июля 2012


gumanpedagog.org.ua
Прикрепления: 3061104.jpg(100.2 Kb)


Гори, свети и освещай.
 
ЮлияДата: Вторник, 02.04.2013, 14:37 | Сообщение # 22
Группа: Админ Общины
Сообщений: 4226
Статус: Offline


Секрет Учителей учителей

Жевновак В.В., учитель русского языка и литературы
школы №15, г. Часов-Яра

Русская передовая педагогическая мысль, как часть широкого социального освободительного движения, на протяжении многих столетий создавалась не только педагогами, выдающимися и рядовыми, но и представителями передовой научной, общественной, философской, религиозной и культурной мысли.

Русская педагогическая мысль 19 века – это не только Ушинский, но и Павлов, Пирогов, Толстой, Достоевский, Рерихи, - и это далеко не весь список.

Каждый педагог-классик оставлял после себя неоценимое наследие, которое собиралось, изучалось, переплавлялось, перерабатывалось, становилось основой нового гуманистического подхода педагогов нового поколения. Так, К.Д.Ушинский, в середине 19 века, изучил лучших антропологов и психологов своего времени, В.А.Сухомлинский, в середине 20 века, – вобрал в себя наследие Песталоцци, Оуэна, Ж.Ж.Руссо, Л.Н. Толстого, Ф.М.Достоевского, К.Д.Ушинского. Ш. А. Амонашвили, на рубеже веков, дал нам возможность познакомиться со всеми ими и многими другими, создав Антологию Гуманной педагогики. Это непрекращающийся созидательный процесс.

Знакомясь с жизнью и деятельностью педагогов-классиков, я утвердилась в одной интересной для меня мысли. Конечно, я скажу то же, что думаете и говорите вы. Ничего нового я не добавляю. Но я говорю это своим языком, оформляю своею мыслью. И я рада и счастлива, что мой голос присоединится к другим глоссам – так нас услышат те, от кого сегодня зависит судьба наших детей.

Вот эта мысль. Если представить педагогику – науку о воспитании – пирамидой или айсбергом, то мы, армия современных учителей, пребываем на вершине пирамиды или на поверхности айсберга и считаем себя хорошими педагогами, так как знаем свой предмет, умеем его ясно и доступно изложить детям, применяем различные приёмы, методы обучения и воспитания и владеем технологиями.

На этом строим отношения «Ученик - учитель». Но те педагоги, которых мы называем Классиками, Великими Гуманистами, прекрасно осознали, что этого недостаточно, что этого мало, чтобы открылись «шлюзы» сердца. Их жизнь - это пример того, что нужно устремляться в глубину, к основанию пирамиды или айсберга – к тайнам становления человеческого сознания и поведения, к истокам человеческой жизни, к истокам детского мира; и в то же время устремляться своим бессмертным человеческим духом неизмеримо выше вершины пирамиды - в Высший Божий мир, к вечной жизни, в мир основополагающих идей. Н.Бердяев сказал: «Человек поднимается на высоту, восходит к Богу. На этом пути он приобретает духовную силу, он творит ценность. Но вспоминает об оставшихся внизу, о духовно слабых и лишенных возможности пользоваться высшими ценностями. Начинается путь нисхождения, чтобы помочь братьям своим, поделиться с ними духовными богатствами и ценностями, помочь их восхождению».

Братья – это дети, это коллеги, это родители. Классики в полной мере смогли раскрыть свои человеческие и духовные дары благодаря своей внутренней осознанной свободе выбора, понимая, что «Возможно лишь общее спасение для вечной жизни» и что «Свобода не должна стать снятием ответственности за ближних. Жалость, сострадание напоминают об этой свободе» (Н.Бердяев).
Любовь к ребенку, глубокое изучение психики человека, психологии его поведения, физиологии организма – то, с чего начиналась работа их ума и сердца и то, что формировало их педагогическое самосознание. «Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях», - провозгласил К.Д.Ушинский.

А каждодневная практика общения с детьми, психолого-педагогические наблюдения за ними обогащали их опыт и позволяли делать обобщения, по-новому глубоко и увлекательно раскрывать детский мир, познавать его тайны. Но это уже делалось с открытыми шлюзами сердца. Как известно, шлюзы открываются под напором воды, а «шлюзы» сердца – под напором чувств, обогащенных знанием. Тогда что ни разговор, что ни поступок, что ни взгляд – то откровение, изумление, восхищение, любовь.

Насколько педагогическая любовь глубже, умнее, ярче, когда в её основе лежит Знание ребенка, знание его как изнутри него самого, так и снаружи его. Такой была педагогическая любовь классиков.
Так естественно приходишь к мысли о том, что не нужно сводить наследие классиков до ставших «глянцевыми» цитат. Необходимо изучать новейшие научные исследования и открытия, изучать труды классиков глубоко, фундаментально, опускаясь к основанию пирамиды или айсберга, чтобы, поднимаясь к их вершине, силой знания своего ума, силой своей любви к детям открывать «шлюзы» своего сердца.

Знание и любовь идут рядом. Сухомлинский утверждает, что изначальная любовь увеличивается по мере познания ребенка: «Кто не видит ребенка, не может и полюбить его».

Мы каждый день в школе видим и общаемся с детьми в классе, видим, кто работает, кто ленится, видим нарушителей, делаем замечания, заставляем детей работать. Разве мы их не видим? Сухомлинский считает, что видеть ребенка – значит познать его изнутри и снаружи.
Изнутри - значит познать психические, психологические, рассудочные основы детских организмов, особенности их внимания, памяти, воображения, мыслительной деятельности.
Снаружи – значит понять состояния их души и духа, которые зависят от взаимоотношений в семье и особенностей семейного воспитания, от окружения (социума).

В этом четко прослеживается доскональное знание наследия предшествующих педагогов-классиков. Знание, любовь и наблюдательность позволили Сухомлинскому увидеть и понять несходство детского восприятия мира, прийти к тому, что у каждого ребенка своё, присущее только ему, видение мира. «Один воспринимает мир через музыку природы – вслушивается в пение птиц и гудение шмеля, в шепот травы и шелест листьев. Перед другим мир открывается в красках и оттенках. Один видит явление как единое целое, а другой всматривается в детали. … Одного ребенка захватывает вся величавая красота жизни, цветения, а других поражает какой-нибудь маленький стебелёк; один изумлен многоголосым пением птиц, а другой – не может оторвать глаз от муравья, который тянет груз, в несколько раз тяжелее его самого».

Какой прекрасный наглядный урок от великих классиков, К.Д.Ушинского и В.А.Сухомлинского. Анализируя особенности детских организмов и обобщая свои наблюдения, мы можем понять «внутреннее устройство» ребенка и правильно использовать его для раскрытия природных задатков, способностей детей, для развития их ума, души и духа.

«Школа должна любить ребенка, тогда он полюбит школу» - таков лейтмотив многих статей и книг Сухомлинского. Много уроков получаем мы, изучая наследие классика, но все они сводятся к одному, емкому и объединяющему все остальные, - нужно учиться любить ребенка.
После углубленного изучения трудов Сухомлинского становится понятным, что В.А. имел в виду не только внешнюю любовь: приветливость, доброжелательность, отзывчивость, чуткость в отношении, сдержанность в проявлении отрицательных эмоций, хотя это само по себе очень важно, а ещё другое.

Проявление внешних чувств – это вершина постройки, а глубокое знание психики, психологии, физиологии детей, с которыми общаешься, - это фундамент, из которого вырастают чувства. Ещё нужно досконально знать социальное и семейное окружение ребенка. Всё это нужно знать, чтобы, подобно врачу, выявить причины «заболевания», понять, «увидеть» следствия причин, поставить правильный диагноз и применить правильное «лекарство от болезни».

Помоги! Не навреди! Такова суть клятвы Гиппократа. А мы ещё добавим - Защити! Знание, интуиция и сердце. Ведь, в сущности, самое главное здоровье – это духовное здоровье. Именно нарушения или отклонения на духовном плане человека приводят к изменениям в психике и отклонениям в поведении, а также к различным физическим болезням.

Воспитание, защищающее ребенка от зла, Сухомлинский назвал защитным. «Любить ребенка – значит защищать его от того зла, которое ещё окружает многих детей в жизни». Это такие уроки, за которые хочется низко поклониться Учителю.

«Защитить ребенка от духовного одиночества, пробудить способность жить сердцем – одна из важнейших задач защитного воспитания… защитное воспитание – это глубоко индивидуальное творчество педагога. Тут надо уметь прикоснуться к болезненному искалеченному сердцу ребенка, чтобы воспитание не обернулось для него страданием. От духовного одиночества самой лучшей защитой является пробуждение чувства любви…».

Великий классик учит нас тонко различать отклонения в поведении, в сознании, во взаимоотношениях друг с другом и окружающими части детей, корни которых «уходят в глубину тех дней, когда перед ребенком только открылось оконце в мир», и бережно, умело прикасаться к таким детям.

По утверждению В.А.Сухомлинского, детский цинизм, наглость, лицемерие проявляются только как следствие «тех семейных условий, где унижается человек». «…природа детского цинизма – это полная утрата уважения к самому себе».

Сухомлинский советует, «ненавидя зло, не переносить ненависть на того, в чьей душе живет оно». Не старайтесь явно воспитывать таких детей, они это сразу почувствуют «звериным» чувством и оттолкнут вас. Ищите точки соприкосновения душ: человек – человек, советует Учитель.
Старайтесь вводить таких детей в пространство Красоты и вместе с ними искренне восхищаться прекрасным, искать «дорожки к сердцу ребенка», «общие духовные интересы» и говорить с такими детьми «таким тоном, с такой внутренней настроенностью своей души, чтобы мальчик (ребенок) почувствовал в себе человека, чтобы стал уважать прежде всего себя».

Ещё один важный совет любви учителя и учеников от классика: как сделать, чтобы учительская любовь не осталась безответной? «Чтобы любить своих воспитанников, надо создавать у них культуру мышления, пробуждать живую, собственную мысль.
Чтобы воспитанники любили учителя, они должны видеть в нем живое воплощение культуры человеческой мысли».

Вот такой неразрывный двуединый процесс. Для того, чтобы у детей возникло чувство «удивления, благоговения одного человека перед духовными богатствами другого и прежде всего перед богатством мысли», учителю нужно очень высоко держать свою человеческую и профессиональную планку.

Это мудрая любовь, считает Сухомлинский. «Мудрая любовь к детям – вершина нашей педагогической культуры, мысли и чувств». Но до такой мудрой любви учителю нужно «дорасти». Любовь к ребенку нужно выращивать в своем сердце.

Говоря словами Ш.А.Амонашвили, «постижение мудрости педагогической любви – самое высшее профессиональное достижение. Оно зависит от множественного осмысления качества своей любви к детям». Одно из важнейших качеств любви есть духовность учителя, без неё любовь учителя будет ненаполненной, без полной своей меры. «Мудрая человеческая любовь к ребенку и детству – чувство, одухотворенное глубоким раздумьем, богатством мысли. Духовная пустота никогда не пробуждала и не питала подлинной любви», - убежден и Сухомлинский. Вот и получается, что учитель – это, прежде всего, духовный доктор, воспитатель, а затем уже предметник, специалист определенной категории.

И мне захотелось составить, подобно медицинскому, «справочник» восстановления духовного здоровья ребенка. Чтобы советы В.А.Сухомлинского всегда были у нас перед глазами, чтобы мы понимали, что духовно искалеченные дети, - это дети, «которые несут в своём сердце открытую рану».
Ниже привожу этот «справочник», возможно, он пригодится и другим учителям, которые хотят, чтобы дети были счастливы.


4 марта 2012 г.

gumanpedagog.org.ua

"Справочник восстановления духовного здоровья ребёнка" (представлен в виде таблицы) можно скачать здесь:
http://gumanpedagog.org.ua/index.p....lang=ru


«Чтобы защищать ребёнка от зла, преодолеть его и утвердить добро, надо видеть, понимать прошлое и представлять будущее ребёнка, чётко наметить перед собой идеал воспитания.
Надо любить в человеке всё человеческое, чистое, благородное».

«Как бы ни было поражено детское сердце уродством домашней атмосферы, в нём теплится искра сопереживания,
и чем меньше ребёнок, тем больше в нём способность сопереживать»
.

В.А.Сухомлинский

Прикрепления: 0444734.jpg(35.7 Kb)


Гори, свети и освещай.
 
ЮлияДата: Четверг, 04.04.2013, 13:26 | Сообщение # 23
Группа: Админ Общины
Сообщений: 4226
Статус: Offline


Ш.А.Амонашвили

Культура воспитывается Культурой


Выступление на Седьмых Международных
Педагогических Чтениях

Дорогие коллеги! В гуманной педагогике одной из важнейших является аксиома: «Культура воспитывается Культурой». Сегодня мы открываем Седьмые Международные Педагогические Чтения, участниками которых являемся, и приступаем к большому разговору о воспитании Культуры с помощью самой Культуры. Этот разговор должен помочь нам более глубоко осмыслить: в каком направлении следовало бы вести мир образования, как обустраивать содержание, процессы и пространства в этом мире, как совершенствовать самих себя, чтобы все это соответствовало высшим ценностям Культуры. А победителями будут дети, восполненные великодушием и благородством.

Предлагаю вам свои размышления вокруг аксиомы – «Культура воспитывается Культурой». Это есть попытка разобраться в ее сути, а не доказывать ее. Аксиома в доказательствах не нуждается.

Размышления мои не претендуют на полноту и совершенство.
Начну с вопроса: что есть Культура, что есть цивилизация. Не стану приводить разные определения Культуры, которые существуют в философии и теории искусства. Буду отталкиваться от сути самого слова: Культура есть почитание Света. Следовательно, Культура есть проявление воли духа, потому что в ней источник смысла жизни и для отдельного человека, и для общества, и для человечества в целом. Как выразился Н.К.Рерих, «Культура есть то прибежище, где дух человеческий находит путь к религии, ко всему нравственному и прекрасному». Д.С.Лихачев констатирует: «Культура – это то, что в значительной мере оправдывает перед Богом существование народа и нации».

Однако что есть будущее? Неужели человек и человечество только и должны ждать, когда наступит будущее? Будущего ждать не надо. Оно уже есть, оно в нас самих.

Человек Культуры не будет жить в ожидании будущего; он создает его сегодня, делает его настоящим. Для Культуры будущее – это не только календарный срок, когда, может быть, будет завершено строительство храма, чтобы потом там молиться. А само строительство, ведущееся молитвою и мыслью о храме. Таким образом, Культура есть качество жизни, устремляющее человека к Свету, к вечному и духовному, к Творцу.

Человек Культуры – Светоносец. Народ Культуры – Факел. Страна Культуры – Маяк. А если вся Земля созидает Культуру, она уже Звезда во Вселенной.

Как чувствует себя Культура в нашей действительности? Слово «культура» в современном обществе, конечно, в большом обиходе. Но не в смысле его корня, не в смысле устремленности к Свету. А в смысле вещей, развлечений, времяпрепровождения, амбиций, самости, в смысле «рыночной экономики». Словом «культура» принуждают обслуживать явления, которые есть суррогаты Культуры.

Культуре плохо сегодня, она унижена, к ней относятся без трепета и даже подменяют словом «цивилизация». Цивилизация возвеличивается, Культура унижается. Но Культура отражает дух, она – проявление воли духа. А цивилизация представляет только материю.

Надо укротить цивилизацию для ее же пользы. Цивилизация – как ребенок, который впервые зажег спичку и, восхищенный своим достижением, готов предать огню все вокруг.
Она – тот ученик, который научился грамоте и считает, что учитель ему больше не нужен. Она – тот юноша, который свой первый пушок на подбородке принимает как знак своей зрелости и мудрости. Она – тот кузнец, который точит всем желающим сабли и ни разу не задумывается, что люди будут ими рубить.

Цивилизация – тот ученый, который изобретает взрывные устройства с кнопками «пуск», но без кнопок «опасно». Цивилизация – тот актер, который радуется, что устремляет зрителей к больному воображению. Цивилизация – тот культурист, который демонстрирует свои гипертрофированные мускулыради срыва аплодисментов у безалаберной толпы, а потом не знает, как избавиться от своего уродства.

Чем сильна цивилизация?
Средствами соблазна, растления. Средствами влияния на низменные чувства людей, особенно – молодежи. Средствами манипулирования сознанием общества и отдельного человека.

Надо усмирить сорвавшуюся с цепи цивилизацию, пока она не стала бешеной. Вот тогда будет уже непоправимая беда – мы по уши завязнем в обществе «цивилизованных дикарей». «Это будет особый вид дикарства, овладевшего научными инструментами», – так сказал Мудрец.

Надо усмирить цивилизацию, но не смирительной рубашкой, которую она сама изобрела, а с помощью лучших средств Культуры: Верою, Надеждою, Любовью. Надо спокойно и вразумительно объяснить, что мы в ней очень нуждаемся.
Но Культура важнее. Цивилизация не выше Культуры, она инструмент в руках Культуры. Цивилизация должна входить в мир не сама по себе, а через Культуру: она облагородит цивилизацию, сделает ее чуткой, любящей, отзывчивой. Освободит ее от суррогатов Культуры, от всего ложного. Не цивилизация, а культура должна властвовать в нашей жизни.

Не сегодня, так завтра эта цивилизация исчерпает себя, уйдет из жизни. Но Культура вечна. Со временем она еще ярче засияет, будет рождать все новые и новые цивилизации. Нам нужно воспитывать детей в Культуре. Пусть цивилизация помогает, но не мешает.

Вообразим: какими станут сознание и жизнь людей, если: телевидение, радио, газеты, журналы, интернет, все виды искусства – театр, кино, балет, музыка, литература, живопись – окажутся под доброй волею их матери – Культуры!

У нас растут дети. А Мудрец не устает напоминать: «Нельзя продолжать воспитывать новое поколение на суррогатах Культуры. Всякий суррогат есть ложь, но лживые основы не могут уявиться устоями, и потому разрушение и самоистребление неминуемо».

А теперь вопрос о том, с чем приходит Ребенок в земную жизнь.
Из одного мудрого источника – Живой Этики – я вычитал следующую благую весть: «Можно радоваться, что сущность человека устремлена к усовершенствованию. Сам он часто не хочет замечать этот недремлющий импульс. Человек даже пытается противиться лучшим побуждениям, но где-то глубоко в недрах “чаши” уже сияет зародыш зерна Культуры. Рано или поздно зерно прорастет, и поэтому каждый человек уже несет в себе частицу общечеловеческого».

Мы можем радоваться тому, что в недрах «чаши» души Ребенку изначально уже сияет зародыш зерна Культуры. Значит, Ребенок не обречен, человечество не обречено.

Можем радоваться, что сущность Ребенка устремлена к усовершенствованию. Значит, устремленность к Свету есть естественное состояние его духа, состояние духа всего человечества.

Можем радоваться, что импульс к усовершенствованию недремлющий. Значит, в любом удобном случае он может прорваться и проявиться. Узнаем также, что рано или поздно Зерно Культуры прорастет. Значит, Культура – непреложная судьба наша.

Можем радоваться, что Ребенок уже несет в себе частицу общечеловечности. Значит, у человечества есть надежда на согласие, на мир, на единение.

Как не удивляться и не радоваться таким дарам прозрения к Культуре, которые изначально присутствуют в каждом из нас, в каждом Ребенке!

Составными Культуры являются: Религия, Наука, Искусство, Нравственность, Воспитание. Истоки всей этой высшей человеческой жизни несет в себе каждый Ребенок. Он приходит в земную жизнь с нераскрытыми пока чувствами веры, познавательной страсти, справедливости, воспроизведения рода. И получается, что Культуру прививать Ребенку не надо, а надо развивать, взращивать и воспитывать, ее надо в нем образовывать.
Но ведь нужно, чтобы рядом с Ребенком была Культура, были люди, возвеличивающие Культуру. Если Ребенок не соприкоснется с людьми Культуры, а соприкоснется с бескультурьем, то он оглохнет, ослепнет к Культуре. Сияющий зародыш зерна Культуры покроется мраком. Подрастет Ребенок и станет таким же бездуховным, каких много среди взрослых. Вот какая неотложная для нас забота!

Данная весть обнадеживает нас: «Рано или поздно зерно Культуры прорастет». Прорастет само собой? Нам ждать? И что значит – рано или поздно? Почему именно не рано, скажем, так же, как научается Ребенок родной речи в раннем детстве, научается как бы сам собою? В раннем детстве научается еще и ходить, тоже как бы сам собою. Овладение этими высшими человеческими способностями практически происходит мгновенно, а не рано или поздно.

Психологи скажут нам: «Что вы хотите? Ведь речь и умение ходить есть проявление Культуры? Значит, Культура уже вырастает в Ребенке. Тоже в раннем детстве он осваивает разные знания, умение читать, писать, считать. Все это ведь тоже проявление Культуры? Зерно Культуры не дремлет!» Вроде бы все правильно. Но если считать, что Культура есть глагол, иначе, деятельность, а не существительное?

Ребенок овладеет речью, а потом начнет сеять с помощью речи раздоры, оскорбления, грубость, ложь... Речь – лишь инструмент Культуры, а не сама Культура. А Культура – в духовном прозрении, – когда надо нести другим через речь радость и успокоение, сообщать знания и призывать к Свету. Речью надо чистить свой духовный мир.

Он научается ходить, а потом поспешит, чтобы разрушить, обидеть, захватить, напасть. Ходьба на двух ногах лишь инструмент Культуры, но не сама Культура. Ходить нужно, чтобы подоспеть помочь, принести облегчение, созидать. Какой смысл иначе этому умению? Есть двуногие, в них Культура покрыта мраком.

Нам нужно, чтобы Культура не задержалась в Ребенке.

Позднее прорастание Культуры тоже не плохо. Лучше поздно, чем никогда. Но раннее проявление Культуры, конечно, было бы куда лучше! Да, усложняется наша педагогическая жизнь.

Говорит нам Мудрец: «Не может слагаться Культура мгновенно». Как же тогда быть? «Нужно, – скажут нам, – собирать фокусы жизни; таким образом накопляется то качество, которое называется Культурою... Так требуется настраивание явлений жизни, как инструментов оркестра». Вот какая перед нами сложная педагогическая задача:
Собирать фокусы жизни.
Настраивать явления жизни.

Кто должен собирать и настраивать?
Сами собой только сорняки вырастают.
А за Культурой надо ухаживать.

Речь тоже не возникла в Ребенке сама собою, и ходить тоже не научился сам. Была среда, были воспитатели, и уже их присутствие в жизни ребенка, именно присутствие,стало для него образовательным миром... Сказано: оторви Ребенка от внешнего мира, и он очень скоро станет полным идиотом.

Кому же, если не нам, дорогие коллеги, воспитывать Культуру?
Сравните: Культура означает почитание Света. Учитель означает Светоносец. Какимже может быть вывод? Он такой: воспитание Культуры есть судьба учителя. Мы – художники жизни. Каждый учитель и воспитатель, в первую очередь, служит Культуре. Мы обязаны олицетворять собой учителей и воспитателей Культуры.
Но как в духовном мире может происходить настраивание жизненных явлений, наподобие инструментов оркестра, их сосредоточение в фокусе жизни?

Жизненные явления или образы по сути своей есть живые и мыслящие сущности духовного мира. Но они сами по себе не настраиваются. Это только в той мере, в какой позволяет беспорядочное движение. Так что нужен «настройщик». Но это не тот случай, когда в материальном мире мы вызываем настройщика рояля, тот настраивает его, а мы потом играем. Говоря иначе, в духовном мире не вызовешь «настройщика» из материального мира. Никто из внешнего мира не в состоянии настраивать духовный мир другого.

У духовного мира свой «настройщик», он знает, как гармонизировать образы и жизненные явления, как их наслаивать, как собирать их в фокусе жизни, чтобы получилось восхождение, совершенствование, сдвиг в Культуре. Это есть длительное и терпеливое старание души – непрерывно, постоянно созидать в себе Культуру. Проходит оно, в основном, незаметно, неуловимо.
И человек не сможет назвать дату, когда именно достигнуты те или иные продвижения; хотя видит, что прогресс есть.

Однако, дорогие коллеги, вам, может быть, показалось, что воспитывать Культуру в Ребенке мы не сможем в силу того, что внутренний мир не допускает «настройщика» из внешнего мира?

Тогда позвольте мне, прежде всего, напомнить вам, что означает слово «воспитание» в его духовном смысле: воспитание есть питание духовной оси образами.

Представим себе такую картину: мы сидим у камина и наблюдаем, как таинственно и прекрасно танцуют языки пламени. Нам – неизвестны причины, почему они сейчас так играют и переливаются; но надо полагать, что невидимый нам «настройщик» ведет свою созидательную деятельность. Однако если заметим, что огонь слабеет и вот-вот погаснет, разве не догадаемся об одной, от нас зависящей причине: надо добавить в камин поленья. И как только мы это сделаем, огонь станет еще сильнее, и тогда языки пламени продолжат свой таинственный и более прекрасный танец.

В чем же наша исключительная роль в воспитании Культуры? В том, чтобы питать Духовный мир; постоянно снабжать его образами, лишь возвышенными и прекрасными. Но откуда нам брать эти образы, которым не будет счета? Их нам нужно брать из собственного духовного мира. Говоря иначе, то, что поступает в нас из внешнего мира и возникает из духовных источников, мы облагораживаем, возвышаем, развиваем. Вот этими образами мы и должны снабжать духовный мир наших учеников и воспитанников.

Воспитание Культуры происходит в диалоге духовных миров. А лучшее воспитание то, при котором возникает духовная общность между учителем и учеником, воспитателем и воспитанником. В этой общности образы перетекают из одного мира в другой как бы сами собой. Вот такое «тихое», незаметное, естественное воспитание.

Вы понимаете, дорогие Коллеги, к чему я клоню? К тому, чтобы учитель, воспитывающий Культуру, сам был устремлен к высокой Культуре, сам был занят самоусовершенствованием. Жизнь по законам Культуры сделает нас нескончаемым источником прекрасных образов, которые дети незаметно будут вбирать в себя от нас.

Однако, какие образы могут поступать от бескультурного учителя и воспитателя? Безобразные образы. Какие еще? И каково будет внутреннему «настройщику», если он умеет творить только по законам Красоты, а не по-другому?
Прикрепления: 5273708.jpg(15.7 Kb)


Гори, свети и освещай.
 
ЮлияДата: Четверг, 04.04.2013, 13:55 | Сообщение # 24
Группа: Админ Общины
Сообщений: 4226
Статус: Offline
ДВЕНАДЦАТЫЕ МЕЖДУНАРОДНЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ЧТЕНИЯ ПО ГУМАННОЙ ПЕДАГОГИКЕ

22 - 24 марта 2013 года, Москва

Мастер-класс академика Амонашвили Ш.А.




Фрагмент Мастер-класса «Светильники нужно беречь».
С.Н. Поплавская, учитель начальных классов Центра образования №1679 (Москва)



Гори, свети и освещай.
 
ЮлияДата: Пятница, 05.04.2013, 11:50 | Сообщение # 25
Группа: Админ Общины
Сообщений: 4226
Статус: Offline
Сообщение от Сонаты



ОБРАЩЕНИЕ
к участникам Двенадцатых Международных Педагогических Чтений

Дорогие коллеги! Я до сих пор нахожусь под сильным, светлым впечатлением от прожитых с вами трех мартовских дней.
Каждый из вас излучал мудрость, любовь и доброту. Я просмат-риваю видеозаписи работ разных лабораторий, мастер-классов, в которых, к сожалению, не удалось поучаствовать, и наполняюсь радостью и гордостью за вас: и ведущие, и участники выглядят олицетворением культуры, устремленности, сотрудничества.

Сколько высказано прекрасных идей, и какие замечательные разработки продемонстрированы! Для меня ваше творчество – источник моих духовных богатств и педагогических знаний. Весь год, до будущих Чтений, буду изучать и впитывать ваши щедрые дары. Во время и в конце Чтений многие из вас подходили ко мне и делились впечатлениями. Главным открытыем для всех нас стало то, что духовный уровень этих Чтений оказался выше всех предыду-щих. Значит, мы все возвысились. В чем? В человечности, в благо-родстве, в великодушии и, конечно же, в педагогическом искусстве. Мы теперь становимся той общественной силой, которая в состоянии рассеять смог невежества, который сгустился над образовательным миром. Эту созидательную силу мы набирали много лет, а предыдущие Чтения, как самые высшие уроки, вели нас вверх. Они до сих пор являются корнями нашего роста. Кто забудет: «Улыбка моя, где ты?», «Почему не прожить нам жизнь героями духа?», «Истина Школы», «Как любить Ребенка?»...

Что же придало новое качество нашим Двенадцатым Чтениям?
Среди многих условий, думаю, главным был наш программный документ – «Манифест гуманной педагогики».

Мы определились, мы знаем, к чему стремимся, что надо творить и искать. Пусть в душе, в сердце нашем никогда не погаснет искра мысли, что именно от нас зависит судьба образования. Оно рефор-мируется и обновляется через нас, через наше мировоззрение, идеалы, цели и, конечно же, мужественный творческий труд. Мы знаем, что мы есть художники жизни. Мы с вами назвали тему будущих – Тринадцатых Чтений: «УЧИТЕЛЬ».

Пусть наше творческое участие в Чтениях 2014 года начнется уже сейчас. Давайте поставим перед собой цель: совершенствовать себя как человека и учителя настолько, насколько хватит мудрости и насколько мы в состоянии это делать. И будем заниматься этим великим делом каждый день, каждый час и в любых обстоятель-ствах.

Дорогие коллеги! Хочу признаться в любви каждому из вас и выразить свою искреннюю благодарность за то, что все эти прекрасные годы Педагогических Чтений вы с такой заботой и терпением воспитывали, развивали, творили меня. Воистину, «Никто тебе не друг, никто тебе не враг, каждый для тебя учитель».

Но хочу и извиниться перед вами. Извиниться за то, что не пресекал при выступлениях с трибуны своих коллег, которые восхваляли меня и мои заслуги. Мне как председателю было неудобно перед залом прерывать речь уважаемых мною и вами коллег. Но сердце моё отметало всё лишнее, а душа моя возмущалась. Мне восхваления не нужны, ибо я делаю то, что должен делать. Кумиры не нужны и вам. Пусть остальное пояснит вам притча, которую я сочинил, имея в виду и себя, и других.

С пожеланиями вдохновения и творчества –
Ш.А.Амонашвили

Москва,
1.04.2013


* * *

Две совы изрекли хорошо забытые старые истины. Лесные совы сочли, что им привнесли новые учения, и начали восхвалять и возвеличивать их.

- Вы мудрее всех великих сов-мудрецов, живших когда-либо и в каком бы то ни было в лесу... - говорили они.

- Вы, а не кто другой, открыли нам путь истины, без вас мы бы заблудились в дебрях жизни... - утверждали другие.

- На вас снизошла божья благодать, и вы спасаете новые поколения сов... – кричали третьи.

- Учения ваши бессмертны... – гимном пропевали четвертые.

В порыве самозабвенного творения себе кумиров совы даже не заметили, как один из «классиков» воспламенился и сгорел от стыда, и ветер развеял оставшийся от него пепел по всему лесу.

Другой же «классик» раздулся, раздулся от гордыни и лопнул, и ветер разбросал куски его по всему лесу.


gumannaja-pedagogika.ru
Прикрепления: 5143756.jpg(18.5 Kb)


Гори, свети и освещай.
 
ЮлияДата: Суббота, 06.04.2013, 10:32 | Сообщение # 26
Группа: Админ Общины
Сообщений: 4226
Статус: Offline
Великие гуманисты


К.Д. Ушинский (1823 – 1870)

Константин Дмитриевич Ушинский об особенностях нервной организации детей и её развитии в ходе воспитания и обучения

Составитель: Бак В.Ф, учитель биологии, г. Артемовск, Украина


Современный учитель живёт в условиях постоянного потока обширной информации. От учителя часто требуется быстрое и правильное принятие решений по самым разным вопросам обучения и воспитания. Вспомним, сколько радостных моментов было в нашей школьной жизни, а сколько зародилось в ней обид и разочарований? Причиной обид и разочарований детей могут стать неверные поступки учителя, слишком поспешные и необдуманные его действия.

Константин Дмитриевич Ушинский, выдающийся педагог-классик, начав работать в Гатчинском сиротском приюте в 1854 г., обнаружил библиотеку бывшего инспектора классов Е.О. Гугеля и глубоко погрузился в её изучение. Его предшественник вёл педагогический цикл, включая введение в антропологию и психологию, и отобрал для этого лучшие книги на русском, немецком, французском языках.

«Чтение этих книг заставило Ушинского сделать горькое признание: «От скольких ошибок я мог бы быть избавлен, попадись мне эти книги до моего вступления на педагогическое поприще!» (3.С.9).

Возможно, более серьёзное прочтение классической литературы учителем наших дней, тоже спасёт его от ошибок, рождающих детские обиды и разочарования.

В своей статье «О пользе педагогической литературы» Константин Дмитриевич пишет: «… от каждого педагога-практика можно и должно требовать, чтобы он добросовестно и сознательно выполнял долг свой и, взявшись за воспитание духовной стороны человека, употреблял все зависящие от него средства, чтобы познакомиться, сколько возможно ближе, с предметом деятельности всей своей жизни.

Педагогическая литература представляет для этого могущест-веннейшее средство. Она знакомит нас с психологическими наблюдениями множества умных и опытных педагогов и, главное, направляет нашу собственную мысль на такие предметы, которые легко могли бы ускользнуть от нашего внимания»
(2.С. 21).

К сожалению, в информационном пространстве учителя наших дней практически отсутствует классическое педагогическое наследие.

Оно вытеснено изучением и внедрением «более современных» педагогических инноваций таких как: компетентностно-ориентированный подход, новые педтехнологии, мониторинговые системы оценивания, модели будущих выпускников и учеников.

«Классическое педагогическое наследие несёт в себе Чашу Педагогической Мудрости, всё содержание которой есть достояние не истории, а настоящего и будущего. В нашей современной действительности Чаша Педагогической Мудрости достаётся нам – нынешнему поколению учителей и воспитателей. Мы можем взять из неё столько, сколько в состоянии взять, и можем обогатить её настолько, насколько наше творчество в состоянии открывать новые врата в мире образования», – записано в «Манифесте гуманной педагогики» (1.С.21).

Классика педагогики рассматривает ученика как духовную сущность, а не как компетентностно-ориентированную модель будущего выпускника. Такой подход ближе и понятнее учителю, имеющему дело с живыми детьми, а не с абстрактными моделями.

«Педагогическая литература, живая, современная и обширная, вырывает воспитателя из его замкнутой, усыпительной сферы,- пишет К.Д. Ушинский, - вводит его в благородный круг мыслителей, посвятивших всю свою жизнь делу воспитания. … Он чувствует себя живым звеном между прошедшим и будущим, могучим ратоборцем истины и добра и сознаёт, что его дело, скромное по наружности, – одно из величайших дел истории, что на этом деле зиждутся царства и им живут целые поколения» (2. С.25).

Современному учителю будет интересно обратиться к работе К.Д.Ушинского «Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии».
Остановимся на главе «Нервная система». Она имеет два подраздела: «Нервная усталость и нервное раздражение» и «Грехи воспитания вообще и русского в особенности в отношении нервного организма детей».

В этой главе описаны явления, с которыми учитель сталкивается практически каждый день и, чаще всего, относится к ним как к данности, без которой современный педагогический процесс немыслим. Речь идёт о слишком быстрых темпах внешней жизни и ориентации цивилизации на наращивание интеллекта без уравновешивания его духовным развитием. Любой ребёнок нуждается в определённых этапах развития, связанных с созреванием его физиологических функций. Незрелой нервной системе ребёнка необходим особый «щадящий» режим работы, при котором постижение опредёлённых объёмов информации должно чередоваться с их осмыслением и приложением в жизни. Это требует развития волевой сферы ребёнка в таких же, а, возможно, и в более опережающих темпах по сравнению с его интеллектуальным развитием.

К.Д. Ушинский пишет: «Чем богаче нервная организация дитяти, тем осторожнее должен общаться с нею воспитатель, никогда и ни в чём не допуская её до раздражённого состояния. Воспитатель должен помнить, что нервный организм только мало-помалу привыкает, не впадая в раздражение, выносить все сильнейшие и обширнейшие впечатления и что вместе с развитием нервной организации должны крепнуть воля и сознание в человеке. Постепенное обогащение нервного организма, постепенное развитие его сил, не допускающее никогда ненормальной его деятельности до перехода в раздражительное состояние, постепенное овладевание воспитанником богатством его нервной системы, должны составлять одну из главных задач воспитания, и в этом отношении педагогике предстоит впереди безгранично обширная деятельность» (4. С. 268).

Если мы говорим о современных детях, то процесс «оберегания» их нервной системы особенно необходим, так как многие из них обладают врождённым богатством и сложностью нервных процессов.

«Конечно, богатая впечатлительная деятельность, глубокая и сложная нервная организация есть непременное условие всякого замечательного ума и таланта; но только в том случае и настолько, насколько человек успел овладеть этой организацией. Чем богаче и сильнее нервный организм, тем легче выбивается он из-под контроля человеческого самосознания и овладевает человеком вместо того, чтобы повиноваться ему, и потому-то в великих людях замечаем мы не только богатство нервного организма, но и замечательную силу воли» (4. С.267).

«Воспитатель никогда не должен забывать, что ненормальная нервная деятельность не только бесплодна, но и положительна вредна.

Вредна она, во-первых, для физического здоровья, потому, что нет сомнения, что раздражённая деятельность нервов поддерживается во всяком случае на счёт общего питания тела, которому таким образом, особенно в период его развития, оно принесёт значительный ущерб.

Во-вторых, ещё вреднее такая ненормальная деятельность потому, что, повторяемая часто, она мало-помалу обращается в привычное состояние организма, который с каждым разом всё легче и легче впадает в раздражительное состояние и делается наконец одним из тех слабонервных организмов, которых в настоящее время так много»
(4. С. 268).

Взрослым кажется, что интеллектуальное развитие ребёнка заключается в постижении больших объёмов новой информации, вся школьная система ориентирована на приобретение обширных знаний, и мы сегодня получаем тот результат, о котором писал К.Д. Ушинский: «Развитие головы и совершенное бессилие характеров, способность всё понимать и обо всём мечтать (я не могу даже сказать – думать) и неспособность что-нибудь делать – вот плоды такого воспитания.
Часто, видя подобный характер, желаешь от души, чтобы он как можно менее знал и был менее развит, тогда, может быть, выйдет из него больше проку. Таким воспитанием расстраивающим и раздражающим нервные системы детей, мы перепортили целые поколения, и, к величайшему сожалению, мы не видим, чтобы и в настоящее время сделано было что-нибудь для исправления этой коренной ошибки русского воспитания»
(4.С.270).

«Перечислим теперь некоторые воспитательные меры, предупреждающие нервное раздражение в детях или успокаивающее его, оговариваясь притом, что этих мер может быть очень много и что благоразумный воспитатель, понимающий хорошо причину зла, сам найдёт множество средств противодействовать ему.

На основании физиологическо-психической причины, которую мы старались уяснить выше, здравая педагогика

1. запрещает давать детям чай, кофе, вино, ваниль, всякие
пряности – словом, всё, что специфически раздражает нервы;

2. запрещает игры, раздражающие нервы, как, например, всякие азартные игры, которых развелось теперь для детей так много; запрещать детские балы и т.п.;

3. запрещать раннее и излишнее чтение романов, повестей, и особенно на ночь;

4. прекращать деятельность ребёнка или игру его, если замечает, что дитя выходит из нормального состояния;

5. запрещать вообще чем бы то ни было возбуждать сильно чувство детей;

6. требует педантически строгого распределения детского дня, потому что ничто так не приводит нервы в порядок, как строгий порядок в деятельности, и ничто так не расстраивает нервы, как беспорядочная жизнь;

7. требует постоянной смены умственных упражнений телесными, прогулок, купаний и т. п..

При самом обучении ребёнка, нервная система которого уже слишком возбуждена, умный наставник может действовать благодетельно против этой болезни.

Он будет давать как можно менее пищи фантазии ребёнка, и без того уже раздражённой, и обратит особенное внимание на развитие в нём холодного рассудка и ясного сознания; будет упражнять его в ясном наблюдении над простыми предметами, в ясном и точном выражении мыслей; будет ему давать постоянно самостоятельную работу по силам и потребует строгой аккуратности в исполнении; словом, при всяком удобном случае будет упражнять волю ребёнка и мало-помалу передавать ему власть над его нервной организацией, может быть потому и непокорною, что она слишком богата. Но при этом учитель и воспитатель не должны забывать, что чем более привыкли нервы впадать в раздраженное состояние, тем медленнее отвыкают они от этой гибельной привычки и что всякое нетерпеливое действие со стороны воспитателя и наставника производит последствия, совершено противоположные тем, которых они ожидают: вместо того, чтобы успокоить нервы ребёнка, они ещё более раздражают его»
(4. С. 270-271).

Как ясны и понятны рекомендации Константина Дмитриевича. В них мы найдём ответы на многие наши учительские: «Почему?».

Актуальность этих рекомендаций значительно возросла, так как наша школа продолжает допускать «грехи воспитания в отношении нервного организма детей» в ещё большей степени, чем было это при К.Д.Ушинском.


Литература:

1.Манифест гуманной педагогики. – Донецк: изд-во «Ноулидж», 2011.
2.Ушинский К.Д. О пользе педагогической литературы. Избранные педагогические сочинения в двух томах. Том первый. М.: «Педагогика», 1974. С. 13-31.
3. Ушинский. – Переиздание. М.: Издательский Дом Шалвы Амонашвили, 2002.- (Антология гуманной педагогики).
4. Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии. Избранные педагогические сочинения в двух томах. Том первый. М.: «Педагогика», 1974. С.229-556.

www.gumannaja-pedagogika.ru
Прикрепления: 6551939.jpg(16.8 Kb)


Гори, свети и освещай.
 
ЮлияДата: Среда, 24.04.2013, 14:36 | Сообщение # 27
Группа: Админ Общины
Сообщений: 4226
Статус: Offline

Педагог, психолог, доктор психологических наук, профессор, действительный член Российской Академии Образования, глава Международного Центра Гуманной Педагогики и лаборатории гуманной педагогики при МГПУ, научный руководитель экспериментальных школ в Москве, Петербурге, Тюмени, Нижневартовске, Сургуте и других городах, Рыцарь Гуманной Педагогики Шалва Александрович Амонашвили пишет «Строматы».

Что же такое строматы? Шалва Александрович объясняет так: «Strw – греческое слово, означает: подстилка, ковер. Strwmatie – смесь разных лоскутьев, из которых сшит разноцветный ковер.

Слово применяется для обозначения записной книжки, заметок для памяти. (..) Я облюбовал слово «строматы» и давно задумал назвать им свод своих мыслей, которые наиболее соответствуют его содержанию. Но так как все мои размышления, какими бы разносторонними они не были, крутятся вокруг одного и того же, то точное название им может быть только – «Педагогические строматы»»
.

Регулярно в разделе "Строматы" на сайте amonashvili.com будут появляться самые новые заметки Шалвы Александровича.

* * *
Строматы

Жизнь и Школа (Лист четвертый)

Если бы я задался целью составить словарь Священных Слов, то в начале всех начал, следуя принципу иерархии, я бы поставил следующие четыре слова:
БОГ
УЧИТЕЛЬ
ШКОЛА
ЖИЗНЬ

Все остальные слова и понятия, как мне представляется, созданы для того, чтобы обслуживать, толковать эти четыре слова, помочь людям углубиться в их смысли, дать им возможность выбирать и устремляться. И чтобы заниматься этим богоугодным делом, и чтобы каждый человек смог завершить свой поиск удачно, для этого нужно будет не только знать внешние формы слов, но, самое главное, вникнуть в их первоисточники, чувствовать и осознавать хранимую в них Истину. Однако вся проблема заключается именно в этом: мы пользуемся Святыми Словами не ради того, чтобы искать путь восходящий, а ради удовлетворения своих скудных и не всегда святых желаний. Потому Истина, находящаяся рядом с нами, не переходит в нас и не делается состоянием нашего духа.

* * *

Из скалы тихо и медленно струился тоненький источник. Под ним лежал огромный толстый камень, насквозь продолбленный. Источник никого к себе не приманивал и никому ничего не обещал, но мог дать каждому прохожему то, чего тот от него ожидал. Некий прохожий хотел напиться, и источник утолял жажду его. Другой хотел помыть руки, лицо, прополоскать рот – источник способствовал выполнению его желания. У кого-то кончились запасы воды – источник терпеливо наполнял его фляжку.

Но все они отходили от него недовольные, потому что приходилось долго с ним возиться. Были и такие прохожие, которые, взглянув на него, решали, что не стоит тратить время, а лучший источник еще найдется. Источник провожал всех с грустью: почему у людей такие скудные желания и почему они не замечают насквозь продырявленный огромный камень под его слабой струей? Если они пожелали бы большего, получили бы большего, ибо был он источник Вечной Жизни. Источник со скалы – это Святое слово.

* * *

Жизнь и Школа – явления неразлучные, но не очень дружные. Мы хотим, - и упорно это делаем, - возвеличить Жизнь над Школой, ставим Жизнь начальником Школы. Но по сути – должно быть наоборот. Точнее, должно быть такое же взаимоотношение, как Учитель и Ученик: Школа – это Учитель, а Жизнь – это Ученик, но Ученик непослушный, трудно управляемый, способный, малоразвитый. У Школы один Ученик – это Жизнь, и каким бы он не был, Школа должна принимать его таким, какой он есть. Но разберемся, что мы имеем в виду, говоря о Жизни. Здесь речь идет о Земной Жизни, которая есть «подготовительные ступени к Жизни Вечной». Земная Жизнь в широком смысле слова сама есть Школа, которая готовит людей для «возвышения до Вечной Академии» (Коменский). А если Земная Жизнь имеет свою Земную Школу, это для того, чтобы научиться, как готовиться для возвышения до Вечной Академии. Зачем Вечная Академия в Вечную Жизнь? Разве найдем другой ответ, чем следующий: Вечная Академия учит познавать пути развития Вечной Жизни. Также в отношении Земной Жизни и Земной Школы: Школа учит людей, как совершенствовать Земную Жизнь, чтобы она стала ступенью для их возвышения до Вечной Академии. Вопрос о взаимоотношениях Школы и Жизни можно обсуждать с двух точек зрения, каждая из которых исключает другую: или считать, что кроме Земной Жизни нет никакой другой Жизни, и потому нельзя говорить ни о какой подготовке к Вечной Жизни и Вечной Академии (тогда, конечно, мы вынуждены будем согласиться, что Земная Жизнь должна диктовать Школе свои нормы и требования; это будет материалистическая точка зрения); или же придерживаться мысли, что Земная Жизнь есть путь к Вечной Жизни, и потому она есть подготовительная ступень к ней; тогда будет справедливо считать, что Школа есть Учитель Земной Жизни (это будет точка зрения расширенного сознания).
Так как гуманная педагогика исходит из недр классической педагогики, для которой духовность является основополагающим понятием, то в ней проблема Школы и Жизни может рассматриваться только с позиции расширенного сознания.

* * *

Хотя между Школой и Жизнью не установлена полная гармония тем более, что мы имеем дело с действительностью, построенной с позиции материалистического подхода) и Жизнь тяготится Школой, тем не менее одно без другого потеряет смысл. Их взаимоотношения я попытаюсь выразить образными сравнениями.

Если считать, что Жизнь есть хаос, то Школа есть та разумная сила, которая старается внести в нем смысл и порядок.

Если считать, что Жизнь есть путник, то Школа для него будет посохом.

Если считать, что Жизнь есть настоящее, то Школа есть его воображаемое будущее.

Если считать, что Жизнь есть виноградная лоза, то Школа будет виноградарем.

Если считать, что Жизнь хочет, не зная что, то Школа подскажет, что можно хотеть.

В общем, Жизнь – это Ребенок, Школа же – Наставник, Учитель. Жизнь – великое полотно, а Учитель Школы – великий художник Жизни. Жизнь есть смешение любви и ненависти, добра и зла, мудрости и глупости, щедрости и жадности, духовного и материального, Света и тьмы; Школа же есть рассадник только Света, Любви, Мудрости, Доброты, Культуры. Она победа Света. Жизнь медлит в восхождении к Свету, Школа зовет к ускорению эволюции.

Идеалы Жизни зарождаются в Школе.
Школа – наставник Жизни.
Смысл Школы – воспитывать Жизнь.
Сила Школы – в зове духа.

Но что есть Школа? Она есть Лестница духовно-нравственного восхождения людей, и хранителем этой Лестницы является Учитель. Учитель есть Школа.
Прикрепления: 8860484.jpg(25.7 Kb)


Гори, свети и освещай.
 
ЮлияДата: Пятница, 26.04.2013, 10:41 | Сообщение # 28
Группа: Админ Общины
Сообщений: 4226
Статус: Offline
Встреча Шалвы Александровича Амонашвили со слушателями Культурного центра «Новый Акрополь».





Гори, свети и освещай.
 
ЮлияДата: Вторник, 07.05.2013, 08:35 | Сообщение # 29
Группа: Админ Общины
Сообщений: 4226
Статус: Offline


"Нужна не реформа образования, а реформа Учителя".
Ш.А. Амонашвили


В феврале 2013 года педагоги Казани вместе с легендой отечественной педагогики Шалвой Амонашвилли на 4-дневном семинаре обсуждали проблему гуманизации. И образования, и учителя, и ученика. Не оценка, но самооценка детей, партнёрские отношения учителя и ученика, воспитание не существ с базами знаний, а личности - вот принципы гуманной педагогики.

Звонок не для учеников, а для учителя, а если учитель вошёл в класс, нужно встать и хором поздороваться. Так было, когда я училась в школе, а главным атрибутом учителя была указка. Сейчас указка устарела как символ авторитарной педагогики. Какой же подход нужен к современным детям?

Гульнара Шаряфетдинова объясняет пятиклашкам историю древнего мира. Какие качества нужно в себе развить, чтобы стать человеком. Внимание к каждому ученику, стремление сделать уроки по любым предметам уроками жизни - через притчи и сказки, над которыми дети размышляют вначале урока. Здесь, в небольшой казанской школе номер 43 - всего на 430 учеников - создали своего рода центр гуманной педагогики. К её принципам Гюльнара Шаряфетдинова за 15 лет работы пришла подсознательно, обучая детей истории с человеческим лицом, от сердца к сердцу.

Гюльнара Шаряфетдинова - учитель истории и обществознания школы № 43:
- Когда я была студенткой пединститута и пошла впервые на практику, учитель первым делом дал мне указку. Я подумала, чтобы водить по карте - нет, стукнешь два раза по столу, для дисциплины. Сейчас у меня указки нет… На уроке истории можно просто рассказать материал, а можно на примере жизни конкретного человека. Люди такие же, как и были в прошлом, каким будет человек, зависит от того, какой выбор он сделает. Право выбора, какой они сделают выбор - вот основное понятие, какое мы вкладываем.

Ни в коем случае не умаляя достижения советской педагогики, сейчас учителя уверены - изменились дети, нужно менять и систему их обучения.

Гюльнара Шаряфетдинова - учитель истории и обществознания школы № 43:
- Раскрепощенные, нет чувства страха перед учителем. В глазах нет обязательного «Попробуй не сделай». Они ждут от тебя дива, смотрят с удивлением, и когда это диво получают - начинают уважать и понимать и возникает желание учиться.

Эвелина Чубакова - ученица школы № 43:
- Нравятся учителя, добрые, справедливые, ученики дружелюбные.

Адель Зарипов - ученик средней общеобразовательной школы № 43:
- Меня учат в школе доброте, чтобы были всегда хорошие поступки.

Гульнара Фатхутдинова - директор школы №43:
- Им нужно ощущать себя личностью, свободной личностью, чтобы считались с их мнением. Нужно перестраивать урок так, чтобы соответствовать сегодняшнему времени.

Могут ли все школы перестроить свои уроки по системе гуманной педагогики?

Гуманная педагогика - это и педагогика жизни, говорит легенда отечественной педагогики, академик Шалва Амонашвилли. Он приехал в Казань по приглашению управления образования. Шалва Александрович считает: нужна не реформа образования, а реформа учителя.

Шалва Амонашвили - академик Российской академии образования:
- Я бы начал с того, чтобы помог учителям разобраться в самих себе, им надо обновить своё мышление, взгляды, ценности, взгляд на ребенка. Сейчас - сосуд, в который мы закладываем знания. если личность, которую нужно зажечь - другая педагогика.

В другой педагогике не место образовательному конвейеру, каждый урок должен быть для ученика подарком и построен по принципу сотрудничества, равноправного общения с ребёнком. Не кричать на детей, не оценивать, а научить их самооценке, а главное - в каждом увидеть неповторимую личность.

Шалва Амонашвили - академик Российской академии образования, педагог, психолог:
- С первого класса направлена на ребенка, на поиск самого себя. Познай себя сам. Химия не для химии, а чтобы ребенок с помощью химии себя познал, физика, любой предмет - это возможно. Все предметы в школе - строители личности.

Семинар в Казани Шалва Амонашвили проводил в течение всей недели. Здесь, в 165 школе, тоже стараются применять идеи гуманного не обучения, а воспитания. В этом видят ключ к сердцу каждого ребенка.

Айдар Шамсутдинов - директор школы №165 с углубленным изучением английского языка:
- Картина «опять двойка». Учитель часто ставит двойки, не задумываясь. Сухомлинский Василий Александрович: Стыдно и позорно, если учитель ставит ученику двойку. Каждый раз мы ставим двойку себе. В нашей школе какой бы ни был ученик, верим, что в каждом ребёнке есть искра божья, а значит, обязательно получится.

Владимир Лапаев - психолог гимназии №2:
Главный принцип гуманной педагогики, как и педагогики и психологии вообще - не навредить человеку обществу своими действиями в беседе, консультации, общении, воспитании. Принцип дать что есть доброго в тебе и получить это доброе от того, с кем общаешься. Как психолог на своих консультациях стараюсь войти в контакт с человеком, даю возможность раскрыться и выйти самому на нужное, правильное решение.

Для молодых учителей и студентов гуманная педагогика стала откровением.

Динара Фаттахова - преподаватель фортепиано музыкальной школы №4 Советского района:
Нас обучали штампованно, мы все были под копирку. Сейчас дети демократичные, поколение индиго, продвинутые, разносторонние, воспитать нужно свободного, развитого, незакомплексованного ребёнка.

Анна Долгодворова - учитель русского и литературы школы №43:
- Нужно развивать в себе ценности сострадания, милосердия, доброты и переносить на детей и воспитывать в детях духовно-нравственные качества, чтобы они были не детьми со знаниями, а личностями.

Идеи гуманной педагогики не новы - ведь любая педагогика должна быть гуманной, гуманным должен быть и любой педагог. И по мнению Шалвы Амонашвили, выбирать нужно не школу, а Марью Ивановну - чуткую, добрую, отзывчивую, она и есть школа для ребёнка.

Шалва Амонашвилли - академик Российской академии образования:
Главное, что надо взращивать в ребёнке - довести его до своей совести, чтобы в ребёнке открылась совесть.

Полина Кастрицкая, Рустем Залялиев - "Столица. Итоги недели."

www.gumannaja-pedagogika.ru
Прикрепления: 4769701.jpg(86.8 Kb)


Гори, свети и освещай.
 
ЮлияДата: Вторник, 07.05.2013, 08:43 | Сообщение # 30
Группа: Админ Общины
Сообщений: 4226
Статус: Offline
Валерия Ниорадзе. "Духовная суть слова и развитие нравственных качеств школьников"



Гори, свети и освещай.
 
Форум » ЛИТЕРАТУРНОЕ ТВОРЧЕСТВО » ЮЛИЯ ВЛАДОВА » ОТ СЕРДЦА К СЕРДЦУ (Родитель, Учитель, Школа на пути к Новому Миру)
Поиск:

AGNI-YOGA TOPSITES