Пятница, 22.06.2018, 21:56

Приветствую Вас Гость | RSS | Главная | Форум | Регистрация | Вход

[ Новые сообщения · Участники · Правила · Поиск · RSS ]
  • Страница 2 из 3
  • «
  • 1
  • 2
  • 3
  • »
Форум » КАЛЕЙДОСКОП » МУЗЫКАЛЬНАЯ ШКАТУЛКА » КЛАССИЧЕСКАЯ МУЗЫКА » МИХАИЛ КАЗИНИК (Подвижник Культуры)
МИХАИЛ КАЗИНИК
СфинксДата: Понедельник, 06.11.2017, 02:17 | Сообщение # 11
Группа: Админ Общины
Сообщений: 1488
Статус: Offline
Михаил Казиник: чтобы спасти детей от бескультурья, нужен комендантский час

Все ипостаси Михаила Казиника - скрипач, искусствовед, толкователь текст­ов, культуролог и др. - можно собрать в одно слово - «просветитель».



Досье: Михаил Казиник. Родился в 1951 г. в Ленинграде. В 1975 г. окончил Белорусскую консерваторию. В 1991 г. пере­ехал в Швецию. Выступает с концертами, ведёт программы на радио и ТВ. Ведущий эксперт Нобелевского концерта. Разработал теорию «комплексно-волновых» уроков в школе.

«Нам есть чем гордиться!»

Юлия Шигарева, «АиФ»:
- Михаил Семёнович, к­оманды экономистов не первый год пытаются решить задачу: как сверстать такой бюджет, чтобы экономика России наконец начала расти? Оборонному ведомству прибавляют, социальному… А ситуация лучше не становится. В чём ошибка?

Михаил Казиник:
- Невозможно, имея практически первобытную культуру, справиться с задачами передовой экономики. Не соответствует творческое и культурное мышление нынешнего россиянина сложным задачам современного экономического мышления.

Марксисты учили, что бытие определяет сознание. Это вроде бы звучит правильно, но на самом деле абсурд. Бытие лошади в стойле определяет сознание лошади, бытие лягушки в болоте тоже. Но мы уже вроде не расстреливаем священников, а в философии находимся на уровне вульгарного материализма. Происхождение человека божественно! Мы, люди, - венец творения, а не твари земные! Вот самая глубокая поэтическая мысль Г. Р. Державина о человеке в его гениальной оде «Бог»:

«Частица целой я вселенной...
Я телом в прахе истлеваю,
Умом громам повелеваю,
Я царь - я раб - я червь - я бог!»


Эти великие строки должен знать наизусть каждый человек планеты. И это написано на русском языке! Нам есть чем гордиться!

И пока я «телом в прахе ист­леваю», а умом громам не повелеваю, поведение (экономическое как его важная часть) будет стагнировать, как поведение лягушки в болоте. Человек - единственное существо на Земле, у которого немарксистское предназначение, ибо его сознание определяет и видоизменяет бытие. Туполев говорил: «Некрасивый самолёт не взлетит». В концертном зале «Дзинтари» в Юрмале в 1960-1980-е гг., когда там всё лето проходили концерты великой музыки, а не поп-шоу, я познакомился с одним человеком. Он так говорил о музыке, литературе, живописи, что я подумал: мой собеседник - профессор консерватории или Академии художеств. А он оказался… сапожником. И, когда я не смог скрыть своего удивления, он сказал (я запомнил его слова на всю жизнь): «Эх, молодой человек! Я не сапожник, который пьёт и бьёт по гвоздям. Я такой сапожник, которому Моцарт не позволяет шить уродливую обувь». Он шил обувь по индивидуальным заказам и был знаменит, как большой художник.

И если бы наша страна, планируя бюджет, под № 1 записала «культура», то все остальные сферы автоматически поднялись на много процентов.




- Каждый год сокращая бюджет культуры, какую «бомбу замедленного действия» подкладывает правительство?

- Уже не замедленного дейст­вия. Она дымится. Миллионы детей от 10 до 18 лет ушли к Фараону (рэпер Глеб Голубин. - Ред.)! Ни Церковь, ни школа, ни политика, ни ТВ, ни радио, ни канал «Культура», вместе взятые, не смогли победить Глеба Голубина. У одной из самых нечеловечески страшных его песен 60 миллионов просмотров в Ютубе. Я специально не называю песню. Вдруг есть ещё дети и молодёжь, которые её не слышали… Но ведь это по ту сторону добра и зла! В стране, которая объявляет себя приверженцем традиционных ценностей, православия, целое поколение ушло в виртуальный мир. Если срочно не поднять культуру, не бросить все силы на культуру и ОБРАЗование (создание ОБРАЗА), чтобы спасти поколения ни в чём не повинных детей, придётся объявлять комендантский час. Каждое прослушивание Голубина - удар плёткой по спине учителя музыки, учителя литературы, учителя мировой художественной культуры. Какая экономика у стада? Какой подъём?

- А правильно ли мы в принципе понимаем это слово - «культура»? В последнее время она стала синонимом слова «развлечение».

- Гениальный Достоевский высказал мысль: «Красота спасёт мир». Рерих повторил её, но добавил одно слово: «ОСОЗНАНИЕ красоты спасёт мир». Это важное добавление. Подлинная красота постоянно вокруг нас: симфонии Бетховена и Чайковского, «Божественная комедия» Данте, «Фауст» Гёте, роспись Сикстинской капеллы Микеланджело, «Картинки с выставки» Мусоргского и многое другое. Но какое количество людей знает её, осознаёт эту красоту, принимает её в себя, живёт по её законам?

Культура - это осознание человеком себя в гармонии мира, Вселенной. Слово «культура» с латыни переводят как «возделывание». Возделывание чего? Тела? Но тогда гепард совершеннее нас. Совершенствование быта? Но тогда над нами будут смеяться муравьи. Они без кондиционеров поддерживают постоянную температуру в своих муравейниках. И ни одного пьяного или безработного муравья!

- Ещё одна проблема современности: дети не хотят читать. А если всё-таки берут книгу под давлением родителей, то толку от такого чтения оказывается чуть. У вас есть секреты, как научить ребёнка получать удовольствие от процесса чтения?

- Ещё какие секреты! Когда я показываю, какие чудеса в каждом слове и предложении, то их не оторвать от книг. Такими вещами я делюсь с детьми и взрослыми на наших многолетних весенних и осенних московских концертах. За 9 лет их прошло больше 100. В ноябре - очередные осенние в Академии Гнесиных.




Ларчик просто открывался

А пока пример. Помню, когда я первый раз «Ларчик» прочитал, то даже обиделся на Крылова: почему басню не закончил? Почему не рассказал, что же за секрет крылся в замке? Но потом понял: Крылов сделал всё правильно, а ошибаемся мы, читатели. Знаете, в чём ошибка? Обычно как читают? «Ларчик ПРОСТО открывался», ставя ударение на «просто». А на самом-то деле ларчик просто ОТКРЫВАЛСЯ. Первый - неправильный - вариант подразумевает, что у ларчика был замок и что Крылов поленился, так и не объяснив, какой ключик подобрал заморский мастер к «секрету». Но на самом-то деле никакого замка не было - надо было всего лишь поднять крышку! А отсутствия замка не заметили! И тогда крыловская басня гениальна!

Источник http://www.aif.ru/culture....iy_chas
Прикрепления: 3246072.jpg(35.9 Kb)
 
СфинксДата: Суббота, 11.11.2017, 21:28 | Сообщение # 12
Группа: Админ Общины
Сообщений: 1488
Статус: Offline
Скрипач Михаил Казиник: «В России искусство — грань между жизнью и смертью»

В начале нового концертного сезона известный музыкант, писатель и исследователь в области музыкотерапии Михаил Казиник рассказал...



Михаил Казиник — всемирно известный скрипач, общественный деятель, исследователь в области музыкотерапии, режиссёр, актёр и писатель. Родился Казиник в 1951 году в Ленинграде, но в 1991 году переехал в Швецию, где и проживает до сих пор. Казиник ведёт передачи на нескольких крупных российских радиостанциях, читает лекции в столице США и России и даже создаёт свою школу в Челябинске и Выксе. 2, 3, 9 и 10 ноября Михаил Казиник даст концерты в Москве — на которых все желающие смогут убедиться в его нетрадиционном подходе к исполнению классических произведений.

Лариса Алексеева, АиФ.ru: Вас называют «настройщик человеческих душ» — почему?

Михаил Казиник: Дело в том, что творения искусства любых жанров, будь то литература, музыка или поэзия, — это вибрирующий источник энергии. Но большинство людей, к сожалению, похожи на испорченные приёмники, не настроенные на волну восприятия прекрасных вибраций. Поэтому я стараюсь как можно большее количество таких приёмников настроить, отремонтировать и проверить в действии.

Л. А., АиФ.ru: Ваша новая школа — в чём её отличие от других существующих традиционных школ?

М. К.: Речь идёт об образовании. Прежняя система, возможно, и была идеальной для прошлого века — без Интернета и с минимумом теле- и радиоканалов. Но сейчас, когда благодаря всемирным сетям наша планета стала единой, произошёл информационный взрыв, и количество новых знаний растёт в геометрической прогрессии, и уже не представляется возможным изо всех сил цепляться за старые технологии везде, в том числе и в образовательной сфере. Клиповая система образования прошлого века устарела. Сегодня не нужно запоминать разрозненные факты, нужно вырабатывать умение мыслить и легко ориентироваться в бурном потоке информации.

Л. А., АиФ.ru: Если наша система образования устарела, значит, её нужно менять? С чего начинать?

М. К.: Сейчас объясню. Каким сейчас выглядит процесс обучения в самой обыкновенной общеобразовательной школе? Учитель географии читает свой предмет 45 минут, учитель истории — историю 45 минут и так далее. Получается странная вещь. Разрозненные факты есть, а системы нет. А между тем география — это место, история — это время, а культура — это то, что наполняет смыслом это место и время. Если же несколько педагогов объединят свои усилия при ведении предмета, то уровень образования повысится, а школа — из серой рутины превратится в радостную встречу с прекрасным. Что происходит в действительности. Мы отдаём своих шести-семилетних детей в школу на двенадцать лет, и что получаем в результате — после того, как по шесть часов в день много лет подряд специалисты занимались ими? Мы часто получаем необразованных детей с больной психикой и, что самое страшное, ненавидящих процесс обучения. Разве это не дико? Значит, школа в том виде, в каком она существует сейчас, устарела.




Л. А., АиФ.ru: Звучит, как приговор, безжалостно. Но выполнимо ли это?

М. К.: Свой опыт я уже опробовал в Выксе и Челябинске и предложил школьным учителям иную систему преподавания. А теперь вижу, у них в глазах появился блеск и вера в то, что они смогут построить другую школьную систему.

Л. А., АиФ.ru: Думаю, наше руководство страны не обрадуется этой информации. Это идёт вразрез с нашими именно клиповыми ЕГЭ.

М. К.: Понимаю, но предпочитаю оценивать ситуацию трезво. Если этого не произойдёт сейчас, мы потеряем то, чем отличаемся от всего остального мира. Наша культура для нескольких поколений была остриём этических проблем. В то время как на Западе, она — часть дизайна, украшающего вечера week-end’ов. Чтобы мы окончательно не скатились в мир «калифов на час» — блокбастеров, бестселлеров и хитов, нужно менять подход и к системе образования, и к образу жизни в России. К сожалению, сейчас это пытаются делать те, кто вышел из этой «клиповой» школы. Вот они и выбрасывают ряд важнейших предметов, главных предметов бытия, всего, что было выстроено от Сократа до Канта, выбрасывают слово, концепцию, риторику, то есть всё то, на чём благополучно существовали цивилизации. Теперь главным предметом станет «Россия в мире». Странный предмет. Ведь достаточно выйти на улицу, и сразу станет ясно.

А затем для сравнения поездить по миру. Тогда станет совсем ясно. Если вести этот предмет честно, то это будет самый страшный предмет в истории человечества. И вот эти дети из этой России должны будут что-то выбирать. И они уж точно выберут! Многие дети сегодня уже ездят по разным странам, у них есть возможность сравнивать.

Но важно понять, Россия сильна не уровнем жизни, как и не качеством квартир и автомобилей, и даже не чистотой улиц. Она велика своей духовностью, творческим вкладом в духовную копилку человечества. То, что мы сделали в области культуры, литературы, музыки, философии в течение всего XIX и начале XX века, — уникально. Но я прекрасно понимаю, что предмет «Россия в мире» не об этом. Ибо как раз ЭТО и выбрасывают из образования.

Л. А., АиФ.ru: Как вы относитесь к России?

М. К.: Я безумно люблю свою страну и свой народ. Я уже почти не контактирую с Западом, хотя живу именно там. Мне кажется, что сейчас надо делать всё возможное для своей страны, чем я очень активно занимаюсь. Интерес к моей деятельности есть. Но, к сожалению, всё раскручивается крайне медленно. Причины такой медленной раскрутки, думаю, ясны. Я же не бью женщин ногами и не меняю их, как перчатки, десятками в неделю. Если б я менял женщин на каждом шагу, тогда бы я был интересен гораздо большему количеству современных людей. Но поскольку я живу всю жизнь с одной женой, то не могу быть интересен для российской прессы.

Л. А., АиФ.ru: Легко ли вам было поменять место жительства?

М. К.: Для начала скажу, что из нашей страны я так никуда и не уезжал. Дважды побывал в Швеции на гастролях, и каждый мой приезд мне предлагали заключить контракт на разные виды концертной деятельности. Но всякий раз я отказывался. Меня устраивала жизнь в Советском Союзе, в котором что-то происходило каждый день, а в Швеции в событийном плане всегда было пусто. Мило, чисто, тихо и размеренно. Всё по расписанию, как в больничной палате.

Итак, меня с женой и сыном пригласили в Швецию в июле 1991 года на гастроли. Обратные билеты мы купили на 20-е августа. А 19 августа 1991 года начался путч. Помните, танки в Москве? Трясущиеся руки Янаева? Каменные лица дикторов, сообщающих последние новости? Чувства, которые мы испытали тогда, передать невозможно!

И в тот же день я принял эмоциональное решение поселиться и работать в Швеции. Дальше в России эта заварушка очень быстро сошла на нет, но меня уже захватило. Ведь если Россия будет демократическим государством, то я смогу жить и там, и там. Так что там, можно сказать, я оказался случайно, благодаря самому невероятному стечению обстоятельств. А свою страну я не покидал, огромную часть времени я здесь.

Л. А., АиФ.ru: То есть проблем с адаптацией в новой для вас стране не было?

М. К.: Дело в том, что, когда уезжает человек искусства, на мой взгляд, ему намного проще, чем людям других профессий. Человек искусства — сам по себе отдельная национальность. Хотя это действительно большой и серьёзный вопрос. Есть русское отношение ко всему, и творческий человек, который рождён, воспитан, сформирован в русской среде, уже никогда не будет другим. Только его внуки или правнуки смогут стать другими, потому что они не знали этой среды.

На самом деле у нас есть определённое особое отношение к искусству, которого нет на Западе. Я могу его сформулировать очень коротко. На Западе искусство и культура — это чаще всего дизайн. А в России — это грань между жизнью и смертью. Для нас искусство и культура — это путеводитель, спасение, это — свет в конце тоннеля. Да, когда-то ещё Белинский сказал, что в России никогда не было парламента. Но продолжил: «Всё-таки неправда, в России есть парламент — это русские писатели». Такого нигде больше нет!

Л. А., АиФ.ru: Вы не только эрудированный рассказчик. Но зачастую ваш взгляд на известные факты необычен, а логика — парадоксальна. Как вам удаётся так читать хрестоматийные произведения из школьной программы, что все слушатели начинают открывать для себя новое в таких привычных произведениях.

М. К.: Но ведь это же так интересно. Мало кто знает, что гениальный Пушкин, играя со своим читателем, закодировал свою «Сказку о царе Салтане» на число 3? Мало того, что поэт пишет гениальную сказку с гениальной идеей, так он ещё устраивает и потрясающие математические игры! Три — во всём! Три действия, три путешествия, три превращения Гвидона и три чуда, даже «три девицы под окном» в самом начале. Даже когда князь Гвидон открывает бочку, идёт такой текст: «Вышиб дно и вышел вон!» — три удара на трёх звуках «в». Лук делается из трёх движений. Написано феноменально, легко и красиво! А три полёта князя Гвидона? Когда нужно было лететь в четвёртый раз, то князь не полетел, а «с женой остался». И всё, чтобы не нарушить триединство. И таких примеров в истории культуры бесчисленное множество! Ведь всё искусство — это великая игра! Великая музыка — она лёгкая и гармоничная, она общается с космосом. Если же в ней появляются жёсткие аккорды, то это выходы в другие пространства, но путь этот из депрессии к счастью. В Патетической сонате Бетховена патетического — лишь несколько секунд. А потом после ля бемоля вверху и си бемоля в басу — переход в чудное движение, в эмоцию и активность. А Сальери совсем не бездарь, а скорее, наоборот. Какой же он бездарь, если был любимым учителем Бетховена и Шуберта? Да он не был убийцей Моцарта, стоит лишь внимательно прочитать Пушкина. Просто большинство людей всё читает на поверхностном уровне. И в результате — масса ложных, искажённых выводов.

Л. А., АиФ.ru: Жизни многих творческих людей коротки и трагичны. Их мучают недуги, но чем сильнее муки, тем лучше их произведения. Но почему так?

М. К.: Потому, что это поцелуй и удар Бога?.. Поцелуй, чтобы запустить творческий процесс, а удар — для того, чтобы преодолел его и… победил. Удары могут быть разными: здесь и глухота, слепота, непонимание, издевательства, одиночество, болезни, депрессии. Какие только испытания ни готовит Бог для избранных. Но только творчество помогает им преодолеть все трудности. Так, через тернии к звёздам и мчатся навстречу вечности эти Титаны.

От автора: Когда я слушаю радиопрограммы Михаила Казиника, то и в них есть эта лёгкость, игра и озарение. А ещё чудесное завершение каждой передачи. «Обнимаю вас музыкой», — говорит музыкант. Трудно найти более доверительные и искренние объятья.


Источник http://www.aif.ru/culture/person/47085
Прикрепления: 0623821.jpg(34.1 Kb) · 9725688.jpg(27.0 Kb)
 
СфинксДата: Среда, 20.12.2017, 00:59 | Сообщение # 13
Группа: Админ Общины
Сообщений: 1488
Статус: Offline
 
СфинксДата: Среда, 27.12.2017, 07:49 | Сообщение # 14
Группа: Админ Общины
Сообщений: 1488
Статус: Offline
 
СфинксДата: Суббота, 13.01.2018, 13:38 | Сообщение # 15
Группа: Админ Общины
Сообщений: 1488
Статус: Offline
 
СфинксДата: Четверг, 01.02.2018, 12:13 | Сообщение # 16
Группа: Админ Общины
Сообщений: 1488
Статус: Offline
 
СфинксДата: Суббота, 03.02.2018, 22:43 | Сообщение # 17
Группа: Админ Общины
Сообщений: 1488
Статус: Offline
 
МилаДата: Вторник, 06.02.2018, 01:20 | Сообщение # 18
Группа: Админ Общины
Сообщений: 7117
Статус: Offline






Господь твой, живи!
 
СфинксДата: Вторник, 20.02.2018, 14:16 | Сообщение # 19
Группа: Админ Общины
Сообщений: 1488
Статус: Offline
МИХАИЛ КАЗИНИК: “КУЛЬТУРА – ЭТО ПЕРВОЕ. ВСЕ ОСТАЛЬНОЕ ПОТОМ!”

Интервью 4 декабря 2007



Он скрипач и пианист, музыковед и педагог, лектор и артист. Он эксперт и ведущий Нобелевского концерта,"апостол мировой музыки”.

В Швеции сняли фильм, в названии которого два противоположных слова - Бог и дьявол. Зовут этого уникального человека Михаил Казиник.

Помните басню Крылова “Ларчик”? Про то, как некий “механики мудрец” взялся открыть ларец, потому как тот - был уверен дока - с секретом. Как ни старался мудрец, ничего не вышло, на самом же деле - помните, последняя строчка: “А Ларчик просто открывался”. Интересно, как вы ее читаете? Скорее всего, так, как учили в школе: “А Ларчик ПРОСТО открывался.” А вот и неправильно, утверждает Михаил Казиник, нужно: “А Ларчик просто ОТКРЫВАЛСЯ!” Почему? Да потому, что если читать так, как вдолбили еще в детстве, остается непонятным: так КАК же открывается этот самый Ларчик? Получается, что старик Крылов не дописал басню. А вот если сделать логическое ударение на последнем слове - “открывался”, тогда все становится на свои места. И вот так во всем - ну не видим мы многое из того, что буквально лежит на поверхности, не говоря уж о более глубоких вещах, тех, что Казиник называет кодами, заложенными в произведениях гениев, - музыкантов ли, поэтов, художников. Вот о том, как распознавать эти коды, что они означают и почему, собственно, надо уметь читать послания к нам великих, и рассказывает Михаил Казиник на концертах-беседах по всему миру.




О выступлениях

Я никогда не знаю, как начать концерт. У меня очень много вариантов. Когда я выхожу на сцену, я несколько секунд смотрю в зал. И потом понимаю, что будет это или то. Самое удивительное, что в каждом городе, в самом зале - любое разное время года, любые разные дни недели влияют на то, что я буду делать. Это особенность моих выступлений во всем мире. Например, австралийское радио SBS делает так: они сообщают публике, что сейчас будут звонить Михаилу Казинику. А я еду после спектакля в машине. Они мне звонят и говорят:

— Итак, в эфире радио SBS. Михаил Казиник, вы где?

— Я сейчас в скандинавском зимнем лесу.

— Вы можете выйти из машины и ответить на наши вопросы?

Я выхожу из машины, гуляю по скандинавскому лесу, рассказываю, как все вокруг выглядит, и тут они задают мне тему моего выступления. И австралийцы очень хорошо знают, что вот такая импровизация мгновенная будет сильнее, чем любая заготовленная передача. Вот отсюда я до сих пор, клянусь Вам, не знаю, что я буду делать. У меня заготовлена масса всяких вариантов, 90% из них может быть отметено по мере выступления, а что-то может быть совершенно другое, непредусмотренное. Смысл импровизации заключается в том, что здесь, сейчас, для этих людей нужно что-то открыть.

У меня в зале будут сидеть люди, и я их буду вызывать по мере необходимости. Иногда бывает, что человек так и не выступил, а иногда бывает, что я его мучаю, потому что он вынужден бежать за теми нотами, которые остались в пакете за сценой, потому что мне вдруг становится ясно, что без этого произведения совершенно не обойтись. В этом особый интерес.

О Харькове

Есть несколько городов и в мире, и на бывшем советском пространстве, и на Украине, которые обладают определенной геомагнитной, исторической особенностью. Скажем, мне как музыканту не может не быть известно, что в Харькове в свое время расцвела на высочайшем уровне музыкальная культура - это были прекрасные оркестры, великие пианисты, великие прекрасные скрипачи, это была знаменитая школа, с этого начиналась вообще школа украинская, и было время, когда в Харькове проводились Всеукраинские конкурсы скрипачей, которые по уровню были сильней любых международных, здесь была музыкальная обстановка. Этот город, достаточно молодой, каким-то образом успел, как и Одесса, дать миру музыкантов. Значит, для меня этот город уже имеет смысл. Значит, в нем есть какая-то возможность, значит, в воздухе есть эта энергия. Если ее окончательно забыть, значит, она никогда не вернется. А если ее не забыть, значит, она опять вернется, она разгорится, это будет опять один из мировых городов музыки.



О гениях

Шопенгауэр очень точно определил, чем отличается гений от таланта, он сказал: талант - это тот, кто попадает в цели, в которые другие попасть не могут, а гений - это тот, кто попадает в цели, которые никто не видит. Лучшей формулировки пояснения радости гения, разницы между гением и талантом нет. Таким образом, талант может просчитывать, еще больший талант еще больше просчитывать, а гений - у него это из воздуха, это само собой разумеющееся. Разница принципиальна! То есть вот (показывает: поднимает руку на уровень пояса, затем чуть выше и еще чуть выше - Ф.Д.) талант, большой талант, очень большой талант, потом нельзя сказать: о, гений! Нет. Очень большой талант (рука на уровне пояса), грандиозный талант (уровень груди), безумный талант (около лица) - гений (поднимает руку высоко над головой). Понимаете, гений обречен. Он ничего не может делать. Талантливый человек талантлив во всем, гений во всем может быть бездарен, потому что он настолько закодирован на какое-то великое открытие, он общается с ТАКИМ знанием! Всех, кто любит философию, я отправляю к гениальному философу, на мой взгляд, величайшему, Николаю Кузанскому и его книге “Об ученом незнании”.

О том, что рассказывает

История (создания произведения - Ф.Д.) меня не интересует, потому что история - это ложь, а вот создание - это правда. Поэтому история создания - это ложь правды (смеется). На самом деле! (Здесь я все-таки приведу вопрос, который задал Михаилу Казинику: все гениальные произведения несут в себе, как он говорит, коды или только определенные, ключевые?) Вот смотрите, всем известный “Турецкий марш” Моцарта. Но не сам по себе. Забывают о том, что “Турецкий марш” - третья часть сонаты композитора, так вот в контексте трех частей он несет гигантскую информацию, очень серьезную. Но чаще всего марш звучит отдельно, поэтому речь идет о попытке опопсить музыку, найти несколько произведений, несколько кусочков, которые приближаются к попсе. Какие произведения приближаются к попсе? Те, в которые заложены попсовые коды. Например, “Танец маленьких лебедей” (выбивает на столе мелодию). Я же играю поп! Если выделить бас-гитару, то даже самые-самые попсовики будут слушать. “Полонез Огинского” (вновь выбивает мелодию). Во всех этих случаях постоянное по¬вторение одного и того же аккорда или одного и того же мотива - навязчивая идея одного и того же звука, который входит во все аккорды. Попса всегда повторяет одно и то же, в ней всего три-четыре узнаваемых аккордах, и она построена на том, что человек узнает. Ему кажется, что это новое, а он просто узнает старое. Но все это, конечно же, имеет право на существование, более того, это вовсе не значит, что вся попса - это плохо, что “Полонез Огинского” плох, не поймите меня неверно. Вот я всегда говорю: мы строим мост, это хорошо или плохо? Это не хорошо и не плохо, сам по себе мост - это мост. Важно, куда ехать, какая цель, что в конце моста. Если мы не подумаем, что в конце эстетическая цель, то строительство моста становится абсолютно бессмысленнейшей тратой времени, денег, сил и всего прочего, напрасной! Мы неправильно понимаем понятие “культура”. Мы часто не знаем, что это означает “возделывание” и что когда Христос сказал “не хлебом единым”, он четко зафиксировал мысль, что сельскохозяйственная культура - это то, что необходимо для возделывания культуры другого рода, культуры духовной. Но мы же говорим о культуре быта. У муравьев она выше. О культуре тела - глупость: мы никогда не достигнем культуры тела леопарда или кенгуру. Ну не будем мы никогда прыгать, как кенгуру, сколько бы мы ни ходили на тренинги. Единственное, что нас отличает - у нас есть то, что мы называем “душа”. Возделывание души - это и есть единственный вид культуры. А возделывание души идет через что? Через связь с космической энергией. Через то, что космическая энергия через гениев закодирована в музыке. Почему в музыке? Потому что единственный невербальный, полностью невербальный вид искусства не связан ни с картинками на нашей планете, ни с геометрическими фигурами, которые мы привыкли называть кругами и квадратами, а связана непосредственно с чистой пластикой, поэтому восприятие музыкальной структуры, на мой взгляд, есть высшее, к чему человек когда-то пришел.

О демосе

Я помню совершенно феноменальный эпизод, который повлиял на всю мою жизнь. Мне было 15 лет, меня повели к Виктору Кривулину - это было Имя! Это был диссидент, человек, о котором говорили все радиостанции мира, это был совершенно феноменальный поэт с торсом и бородой Достоевского, а ходил на двух маленьких полиомиелитных ножках. Он жил в квартире на Петроградской стороне, а в соседней квартире жил полковник КГБ, который по радио слушал про своего соседа и пылал к нему ненавистью. Так жил Кривулин. Имя Кривулина, когда вас не было или вы были совсем маленькими, было одним из самых страшных, самых сильных, его стихи были уникальны, как потом Бродский скажет: поэт враждебен власти на генетическом уровне - это гениально, это было в значительной степени кривулинское. Кривулин первым подал мне тогда, пятнадцатилетнему, идею одним из своих стихо¬творений, которое звучало так... Советские годы, Петербург - это настоящая питерская поэзия, но только это уже следующий век, за Серебряным:

В толпе, с работы, как-нибудь зимою
И сам толпа, и сплавленный с толпою.
Подымешь голову, почувствуешь: под кожей
Играет мышцей голубой
Алкеево гражданственное море,
На северные сумерки похоже,
Истощено, как бы отбывши срок
В голодном лагере худлита,
Оно просвечивает меж чугунных строк
И отражает облик Божий,
Неуследимый и размытый в толпе.
Товарищи... (вот это мысли, которые повлияли на меня, пятнадцатилетнего)
Товарищи, сограждане, квириты!
Каверны в зеркале кроваво-серебристом,
Мы отблики и близорукий блеск
На окулярах эллиниста,
Расколотых о камни и окрест
Лица разбрызганных...

Это феноменально! Понимаете, мы все время считаем, что мы - демократии, а вот эта мысль (повторяет последние четыре строчки): видите, все лицо в крови от разбрызганных стекол, окуляры пустые, и мы отблики, “и близорукий блеск”, потому что он ничего не видит. И вот он смотрит в античный мир и ничего не видит, потому что (показывает) по лицу кровь течет, понимаете. А мы говорим “демократия”. Какая же демократия, когда демос - это же высшее общество, а не народ! Власть демоса - это же не власть народа. Демос - это те, кто прошли квадривиумы, кто знает риторику, те, кто знает математику, геометрию, те, кто знает, что такое мысль, что такое музыка (это обязательный был предмет), они считались демосом. Поэтому, когда мы говорим “демократия - это власть народа”, мы путаем, одну страшную вещь забываем: демократия - это не власть народа. Демос кратос - это власть демоса. Это представители народа - власть, а не народ. Потому что ну какая же может быть демократия в любой стране мира, если и у бомжа, и у профессора философии один голос? Подумайте. А помните, что сказал Бердяев: “Я никак не могу понять, как люди могли прийти к такому жуткому убеждению, что мнение большинства есть истина”? Это полный абсурд! Никогда мнение большинства не было истиной. Истина - это результат гигантского эмоционального, интеллектуального, духовного копания, работы, это энергия. Энергия знаний, энергия трагедии, энергия чувствования, энергия вживания, это гигантское сопоставление, это философия, это диалектика, это структура, это музыка, это поэзия, литература, это коды... И вдруг: “Иди голосуй”! Как, что, куда, за кого?! Представляете, что такое демократия на самом деле? Это самая напряженная работа - университет, это viva academia, vivant professores! Это совсем другой уровень, чем мы думаем.

Об идее

Что я делаю на самом деле? Первое. Раб не может воспринимать классическую музыку - это совершенно ясно, это музыка свободного человека. Второе. Эта музыка все равно принадлежит людям очень высокого ценза духовного. Следовательно, надо в этот момент освободить человека от его зависимости, от его рабства, от этой грязи, от всего, что он видел только что на улице и ввести его в тот мир, в котором он становится приемником. Я привожу простейший пример в своей книге. Мы сейчас говорим: Бах - это так высоко, это так сложно... Зайдите во времена Баха, для кого он играл свою музыку? Для крестьян из соседних немецких деревень, для бюргеров, над которыми издевались все, кому не лень, начиная от Гофмана, которых золотыми горшками снабжали. Для крошек цахес играл Бах! И вот если бы мы оказались в то время, зашли бы в церковь и спросили бы у этих крестьян, благоговейно слушающих музыку Баха: “А вы понимаете ее? Я вот из XXI века, у нас говорят, что до этой музыки надо расти, а ты, крестьянин, понимаешь?”, он бы пожал плечами, он бы подумал, что вы - провокатор. Почему? Потому что он всю неделю занимался охлократическими делами, возделывал только хлеб насущный. И вот постепенно, всю неделю вызревала мысль о субботе. В субботу он наряжался, наряжал жену, дочерей и ехал на телеге в город. Когда они подъезжали, они видели устремленность в небо куполов, слушали эту Космическую музыку... Так вот, возвращаясь к тому, почему я делаю то, что делаю. Идея ведь очень проста, на самом деле. Восприятие искусства лежит не в этой сфере, не здесь, не сейчас. Оно лежит ТАМ. Поэтому я, выбиваясь из колеи, любыми курочками-рябами, ларчиками, парадоксами, вызываю у кого-то озлобление или у кого-то еще что-то. Но невольно каждый из этих людей заостряет внимание, то есть мозг начинает работать. На любви ли, на несогласии ли, на парадоксе ли, на ненависти - не соглашайтесь, делайте, что угодно, только не спите! Что делать? Бороться. Только обязательно. На Западе плохо, трудно. Здесь хуже, труднее. История цивилизации никогда не знала таких работников, которые уничтожают элитную пшеницу и высаживают плевелы. Никогда еще не было пять поколений в стране, обезличенной, уничтоженной гигантским потоком страшной энергии. И сегодня нам надо выкручиваться из этого. Поэтому я обращаюсь ко всем, кто имеет хоть немножко денег, воли, власти, возможностей: первое - КУ-ЛЬТУ-РА. Все остальное потом. КУ-ЛЬТУ-РА, ВОЗ-ДЕ-ЛЫ-ВА-НИ-Е!

Филипп Дикань


Источник http://media-objektiv.com/pages.php?gazeta_id=265&material_id=2&page=7
Прикрепления: 4262950.jpg(5.2 Kb) · 9011668.jpg(9.1 Kb) · 3200131.jpg(11.0 Kb)
 
СфинксДата: Пятница, 02.03.2018, 04:33 | Сообщение # 20
Группа: Админ Общины
Сообщений: 1488
Статус: Offline
Михаил Казиник: «Чтобы победить совок, надо убить в себе дракона!»



До 4 марта в Риге проходят дни Михаила Казиника с насыщенной музыкально-образовательной программой. Михаил Казиник, известный музыковед, педагог, радиоведущий, проводит в Риге конкурс «Восходящие звезды» и собирает на концертах выдающихся музыкантов. На встрече с журналистами знаменитый бас Михаил Светлов, блиставший на лучших сценах мира, признался, что с удовольствием спел бы в Латвийской опере. А Михаил Казиник поделился мыслями о том, стоит ли нести музыку в массы и объяснил, что мешает Риге стать культурной столицей Европы. Приводим его слова.

О преподавании музыки

После уроков в школе Exupéry International School дети меня не хотели отпускать. Мы обсуждали серьезные вопросы — вопросы искусства, жизни, мира, золотого сечения, музыки, философии, риторики — на эти темы я говорил с детьми разных возрастов. И показывал, как одна и та же тема может звучать для всех, независимо от возраста. Дети — совершенно замечательные.

Знаете, детей, которые учатся в школах по моему методу, называют «астронавтики». Ощущение, что они в наш злой, агрессивный мир спустились на парашютиках и осуществляют важную миссию, увеличивая количество добра и толерантности...

Закончился мастер-класс в школе им. Дарзиня, я послушал маленьких совсем детей, которые скрипку только полгода держат, и убедился, что Рига не утратила свои традиции мирового скрипичного города. Наш конкурс «Восходящие звезды» проходит в Риге 9-й год подряд. Дети демонстрирую очень высокий уровень... Вспомним, что Рига дала миру музыкантов мирового уровня - Гидона Кремера, Мишу Майского, известного культуролога Соломона Волкова.

О скандинавском опыте

Рига — город намоленный, с очень сильными традициями. Приезжая, я всегда использую возможность полюбоваться архитектурой и почувствовать дух тишины.

Мне верится, что Рига станет одним из культурных центров Европы, наподобие крохотной Швейцарии, когда кончатся распри и раздоры.

Верится, что Латвия будет билингвальной. Все билингвальные страны богаче, чем страны моноязычные. Так же как протестантские страны богаче православных. Почему? Потому что в протестантизме главный человек — мастер. Отсюда отношение к работе — честное, без халтуры. В Швеции, где я живу, нет понятия проводник поезда, есть мастер поезда. Слово «уборщица» считается унизительным, поэтому говорят «мастер уборки». Это слово «мастер» очень повышает статус любого труда.

Другой пример: Финляндия. Эта билингвальная страна за три поколения превратилась из царской окраины в одну из ведущих стран мира с высоким уровнем жизни и культуры, с великолепным менталитетом. У финнов не было комплекса неполноценности перед шведами, хотя шведский язык был богаче. Если вы приедете в Турку, там главное здание - Шведский театр, хотя шведов всего 5 %, остальные финны. Шведский учат в университете. Если финн не знает шведского в совершенстве, он не сможет в Финляндии занять высокие должности.

О перекрестках культур

Все разговоры о языке — национальном или нет, гражданском или нет — это наследие совка. Через столько лет после освобождения слова и действия остаются советскими.

Высококультурное русское население должно вписаться в европейскую жизнь. Нужно радоваться, что рядом с народом Райниса живет народ Пушкина. Это так просто: билингвальные страны — это страны успешные. Перекрестки культур всегда дают великую культуру.

Почему в Вене столько гениев? Потому что это перекресток культур. У Бетховена полно русских и мадьярских мелодий.

А если страна сознательно не хочет быть перекрестком культур, а делается маленькой мононациональной страной с населением в 1 миллион, то придется пенять на себя через 10 лет.

Если люди вовремя не поймут: только дружба и любовь объединяет всех на уровне языка. Я был хотел, чтобы в зал Дзинтари съезжались великие музыканты, как в 60-е годы ХХ века. Когда приезжали Ойстрах, Рихтер, Растропович, Гилельс, когда дирижировали Кондрашин, Мравинский, Янсонс. И огромное количество интеллигентов потом, гуляя по пляжу, на всех языках говорили о музыке. Это было чудо, к которому хочется вернуться.

А языки... Русский язык связан с русской ментальностью. Конечно, русские должны говорить свободно на латышском, если выбирают Латвию как страну жизни. Но я за то, чтобы латыши сохранили билингвальность, раз так сложилось исторически.

О постсоветской паранойе

Все вопросы с точки зрения культурологии решаются просто. Вы живете в маленькой красивой стране, у вас Вагнер работал, бывали Лист, Малер. Так откройте двери, чтобы к вам приезжали со всего мира. Если потратить силы на это, сколько света и денег придет. Вместо того, чтобы тратить время на грызню друг с другом!

Если вам это не нравится, найдите способ общения и толерантности. Мне больно, потому что Латвия - одна из самых любимых стран мира, я восхищаюсь красотой и креативностью латвийских женщин.

Я безумно люблю Ригу, в любой мороз, или слякоть восхищаюсь, какой город, как вино пьешь! И в этом городе жить бы да поживать, а не ругаться, какой язык государственный, какой нет! Что это, как не паранойя? Осложнение параноидальное постсоветское.

Я считаю, что никто на территории бывшего Союза не добился демократии.

Так займитесь этим, победите совок! Помните, в пьесе Евгения Шварца «Дракон», когда Ланцелот победил дракона, люди упали перед ним на колени. Потому, что с их советской точки зрения, раз победил, значит сильнее, значит, дважды дракон. Надо убить дракона внутри себя! И останется чистый человек — человек Баха, человек Моцарта. У вас в рижских церквях шесть Валтеровских органов, которыми можно гордиться как скрипками Страдивари! Рига — одна из органных столиц мира. Лучше об этом думать, чем на весь мир позориться — кто гражданин, кто нет. Используйте возможность, приходите на концерты, чтобы отключиться от болтовни, от суеты сует.

О благих намерениях

Нести искусство в массы — это благие намерения. А ими, как известно, выстлана дорога в ад. Моя цель, чтобы на концерты пришел контрольный процент людей, которые задают атмсоферу в стране, городе, регионе.

Есть закон синергии: если в школе один гениальный учитель, а остальные бездари, они начнут гения травить. А если в школе четыре гениальных учителя, то травить их уже невозможно: они поддержат друг друга и создадут в школе желаемую атмосферу.

Моя задача — привлечь к музыке тех людей, которые без меня могли бы не получить этого шанса. Поэтому я прибегаю к парадоксам, к неожиданностям, пользуюсь актерскими приемами. По подсчетам социологов в России сейчас более 1 миллиона 300 тысяч моих постоянных слушателей. С одной стороны — капля в море. С другой — большое количество людей, для которых важны музыка, культура.

Вы понимаете, группа хранителей культуры очень узка. Можно провести аналогию с зоолотоискателями — из кучи ила и грязи им надо отмыть 12 крупинок золота. Точно также и мне хочется вытащить золото, которое понесет свет дальше.

О гордости нации

В постгулаговских странах был нанесен огромный удар по генофонду — в Прибалтике тоже. Приведу пример: в молодости мы с женой посетили в Юрмале Музей Райниса, поэзию которого я очень люблю. И там встретили необычайно красивую пожилую женщину Бируту Брикмане, которая продавала программки. Мы с ней подружились, она обещала все издания Райниса мне посылать и сдержала обещание. Теперь у меня в Стокгольме целая полка, на которой стоят издания Райниса разных лет.

Бирута говорила на разных языках, она была из латвийской довоенной элиты. Однажды ночью приютила однокашника, потом к ней пришли из НКВД, обвинили, что укрывала врага народа. Она провела в лагерях 10 лет - с 1946 по 1956 годы. Она подвергалась там групповым изнасилованиям, так как была невероятно красива. И извергам было приятно нападать не на деревенских баб, а на красивую европейскую женщину. Она не обозлилась, но закрылась от мира. У нее в библиотеке были книги на английском, французском, русском. Оказалось, уже во времена независимости, что дом, в котором она жила, принадлежит ее соседям. Она должна была пойти на улицу. И тогда она договорилась с соседями, что будет мыть полы, убирать, ухаживать за детьми, и в награду за это останется в своей комнате. Я не раз бывал у нее в Дубулты, она была одной из самых образованных женщин на моей памяти, говорила и на русском. Такие люди — гордость нации и ее генофонд.

Вам сейчас тоже не легко, хотя вы на одно поколение моложе. Но одно поколение — решающее, есть точка возврата. Я могу целую книжку написать о судьбах латышской интеллигенции. Я знаю все эти трагедии. Понимаю, откуда этот осадок. Знаете, что сказал великий польский режиссер Кшиштоф Кесьлевский, автор «Декалога»? Он сказал: «Коммунистическое проявляется даже в способе выпечки булочек, которые мы едим». Вот уже очистился, пришел, купил булочку, съел и опять заразился коммунизмом, потому что коммунист ее испек. Это как вирус. Не думайте, что вы от него избавились. Все эти выпады о языке — тоже формы коммунистического поведения. Как говорят в народе «те же яйца, только вид сбоку».

P.S.

В рамках Дней Михаила Казиника в Риге пройдут три концерта. «Ночная мистерия» 2 марта в Торнякалнской церкви будет посвящена загадкам Моцарта и Сальери. 3 марта в Реформаторской церкви выступят молодые талантливые музыканты Дайнис Медяник (скрипка) и Станислав Соловьев (фортепиано). 4 марта в 19.00 в Большой Гильдии выступят участники и лауреаты конкурса «Восходящие звезды», а оперные звезды бас Михаил Светлов и американское сопрано Моника Макдональд представят программу «От оперы до Бродвея».

«Оперные певцы бродвейские мюзиклы поют по-своему, но интересно. Это другой взгляд на мюзикл. - сказал Михаил Светлов. - Сейчас в Америке на русском фестивале я пою в опере «Моцарт и Сальери». Хотелось бы и в Ригу что-то подобное привезти». Моника Макдональд в Ригу приехала впервые и еще не успела познакомиться с городом. Но отметила у жителей Латвии ярко выраженную страсть к музыке. «Может быть, это из-за близости к морю, или потому, что у вас так холодно», - предположила она. И продолжила: «Музыка сокращает расстояние между нами. В музыке все возможно. С ее помощью мы открываем сердца и мы можем быть теми, кем захотим. Для меня честь и большая отвественность — исполнять музыку, быть ее проводником».


Источник http://rus.tvnet.lv/showbiz....drakona
Прикрепления: 4425210.jpg(40.2 Kb)
 
Форум » КАЛЕЙДОСКОП » МУЗЫКАЛЬНАЯ ШКАТУЛКА » КЛАССИЧЕСКАЯ МУЗЫКА » МИХАИЛ КАЗИНИК (Подвижник Культуры)
  • Страница 2 из 3
  • «
  • 1
  • 2
  • 3
  • »
Поиск:

AGNI-YOGA TOPSITES