Понедельник, 19.11.2018, 06:35

Приветствую Вас Гость | RSS | Главная | Форум | Регистрация | Вход

[ Новые сообщения · Участники · Правила · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 5
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • »
Форум » ЧИТАЛЬНЫЙ ЗАЛ » ПЕРВОИСТОЧНИКИ И ТРУДЫ УЧИТЕЛЕЙ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА » МАХАТМЫ. ЛЕГЕНДЫ И РЕАЛЬНОСТЬ (Учителя тайной Мудрости. СБОРНИК)
МАХАТМЫ. ЛЕГЕНДЫ И РЕАЛЬНОСТЬ
СфинксДата: Пятница, 03.05.2013, 05:23 | Сообщение # 1
Группа: Админ Общины
Сообщений: 1680
Статус: Offline


ФОНД ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЫ МИРА

Составители Д. Н. Попов, Е.А.Логаева
Перевод с английского М. Барышниковой

Учителя тайной Мудрости. — Сборник. — М.: ИДЛи, 2001. - 576 с.

Реальность существования Махатм, великих Гималайских Братьев человечества подтверждается свидетельствами
многочисленных очевидцев и людей, желающих стать учениками. Как найти Учителей, можно ли стать адептом, какие опасности подстерегают на этом пути человека «западного» мышления — об этом пишут ученики Е.П.Блаватской — А.Безант и У.К.Джадж, индийские чела и другие исследователи. В качестве приложения в книгу вошли выдержки из «Писем Махатм А.П.Синнетту» и писем Е.И.Рерих, посвященные взаимоотношениям учителя и ученика.


МАХАТМЫ
ЛЕГЕНДЫ И РЕАЛЬНОСТЬ




ОТ РЕДАКЦИИ

Вся мировая традиция пронизана легендами о героях, о старших Братьях человечества, являющихся учителями, просветителями, наставниками во всех областях жизни. И когда в конце XIX века, на фоне возрастающей волны материализма, на Западе неожиданно заговорили о Махатмах, Адептах, гуру, Учителях, многие восприняли это лишь как очередной миф, красивую сказку, не имеющую отношения к жизни. Ни переписка с загадочными Гималайскими Братьями, ни многочисленные феномены, демонстрируемые Е.П.Блаватской, непосредственно общавшейся с Махатмами, не могли убедить общество в их реальном существовании.
Е.П.Блаватская была первой, кто сделал существование Учителей достоянием гласности в Америке, и назвал имена двух представителей этого Братства, до тех пор никому (за исключением посвященных) неизвестные ни в Европе, ни в Америке, но священные и почитаемые на Востоке. Попыткой рассказать о них и послужили в свое время предлагаемые вам статьи очевидцев, либо непосредственно общавшихся с Учителями, либо работавшими под их руководством.
Попытка осмыслить существование Учителей, как реальность и идеал, исторические доказательства их существования и рассказы очевидцев, история встреч Е.П.Блаватской с Учителями помогает понять кем являются адепты Востока, как ими становятся и как можно их найти, можно ли стать учеником и как избежать наиболее распространенных ошибок на этом пути. Читая статьи об адептах и современной науке, об истории создания «Тайной Доктрины» и «Голоса Безмолвия», становится понятнее их роль в развитии цивилизации и эволюции человечества.
«Довольно легко выступить в качестве кандидата на ученичество, стать же адептом — самая трудная задача для любого человека», — говорила Е.П.Б. Вопросы ученичества, опасности, подстерегающие начинающего ученика на пути к совершенству, стадии посвящений и самый, пожалуй, сложный вопрос — взаимоотношения гуру и ученика, раскрываются с самых разнообразных точек зрения и на примере жизни Е.П.Блаватской и истории Теософского Общества, на примерах людей, предлагавших себя в качестве учеников.
Читая о том, что Старшие Братья во все века приходили на помощь людям, невольно задаешься вопросом: существует ли эта помощь сейчас? Прерывается ли помощь Учителей человечеству? — И сквозь века доносится оптимистичный ответ Джаджа: «Давайте не будем впадать в уныние. Ибо Учителя существуют, и Они помогут нам; и чего мы заслужим, тем Они и отплатят».
Прикрепления: 2552468.jpg(8.6 Kb)
 
СфинксДата: Пятница, 03.05.2013, 05:37 | Сообщение # 2
Группа: Админ Общины
Сообщений: 1680
Статус: Offline

Анни Безант

УЧИТЕЛЯ

Идея существования Учителей, Старших Братьев Человечества, всегда вызывала живой отклик в человеческом сердце, и любые вести о них принимались жадно и с радостью. Мысль о том, что в представлении о существовании этих великих Сущностей, этих совершенных людей, есть нечто нелогичное, практически бесследно покинула Запад. Теперь понятно, что существование таких Сущностей естественно, а в том, что касается эволюции, эти высшие продукты эволюции — природная необходимость. Многие начинают усматривать доказательство того, что такие люди присутствуют в мире, в великих фигурах прошлого, а поскольку разум узнает их в прошлом, то есть надежда найти их и в настоящем.
Более того: все возрастающее число людей среди нас как на Востоке, так и на Западе преуспели в том, чтобы найти Учителей, и посему сомнение в их существовании навсегда оставило их умы. Путь к ним открыт, и те, кто ищет, обретут.
Пусть эта книга побудит некоторых из вас к поискам великих Учителей. Я, знающая их, не могу сослужить моим братьям службы более великой, нежели вдохновить их начать поиск, который обернется для них неслыханной наградой.


СОВЕРШЕННЫЙ ЧЕЛОВЕК

Совершенный человек: звено в цепи эволюции

В человеческой эволюции есть ступень, непосредственно предшествующая достижению цели человеческой деятельности, и, когда эта ступень пройдена, человеку нечего больше достигать в качестве человека. Он стал совершенным, его человеческая «карьера» закончена. Великие религии наделяют этого совершенного человека различными именами, но, каким бы ни было имя, за ним стоит одна и та же идея. Он — Митра, Озирис, Кришна, Будда, Христос, но он всегда символизирует Человека, достигшего совершенства. Он не принадлежит к единственной религии, единственной нации, единственной человеческой семье; он не стеснен рамками единственного вероучения; везде он — самый благородный, самый совершенный идеал. Каждая религия провозглашает его, все вероучения имеют в нем свое оправдание, он — идеал, к которому стремится каждое верование, и эффективность выполнения миссии каждой из религий находится в зависимости от того, с какою ясностью она это освещает, и от точности, с которой она указывает дорогу, ведущую к нему. Имя Христа, используемое в христианском мире для обозначения совершенного человека, скорее является названием состояния, нежели именем
человека. «Христос в вас, надежда на славу», — такова мысль христианского наставника. Люди в течение длительной эволюции достигнут состояния Христа, поскольку все в свое время закончат паломничество, растянувшееся на столетия, а тот, с кем это имя в западных странах связывается особо, — один из «Сынов Бога», достигший конечной цели человечества. Слово всегда несло в себе сопутствующее значение состояния; это значение — «помазанник». Каждый должен достичь этого состояния: «Загляни в себя; ты есть Будда». «Пока не будет в тебе Христа».
Как тот, кто хочет стать музыкантом, должен слушать музыкальные произведения, как он должен погружаться в мелодии мастеров, так и мы, рожденные людьми, должны устремить ввысь наши глаза и сердца, в неиссякаемом ожидании, к горам, в которых обитает совершенный человек нашей расы. Что мы есть, тем они были; что они есть, тем мы будем. Все сыновья человеческие могут сделать то, что совершил Сын Человеческий, и мы видим в этом залог нашего собственного триумфа; развитие подобного божества в нас является лишь вопросом эволюции.

Команды: внешние и внутренние

Иногда я подразделяла внутреннюю эволюцию на донравственную, нравственную и сверхнравственную. Донравственная — это когда различия между правильным и неправильным не видятся и человек следует своим желаниям без вопросов, без колебаний; нравственная — когда правильное и неправильное различаются, становятся все более определенными и содержательными и человек стремится следовать закону; сверхнравственная — когда человек переступает рамки внешнего закона, поскольку бо¬жественная природа управляет своими проводниками. В нравственном состоянии закон распознается как барьер, благотворное ограничение: «Делай это»; «Избегай того», — и человек борется, не подчиняется, и идет постоянная война между высшей и низшей природой. В сверхнравственном состоянии божественная жизнь в человеке находит свое естественное выражение без направления извне; он любит не потому, что должен любить, а потому, что он и есть любовь. Он действует, выражаясь достойными словами посвященного-христианина, «следуя не закону плотских заповедей, но силе вечной жизни». Мораль становится пройденным этапом, когда все силы человека направлены на добро, как игла магнита направлена на север, и когда божество в человеке постоянно ищет, как лучше для всех. Больше нет борьбы, потому что победа завоевана; Христос достиг своего совершенства только тогда, когда стал Христом Торжествующим, Повелителем жизни и смерти.

 
СфинксДата: Пятница, 03.05.2013, 20:27 | Сообщение # 3
Группа: Админ Общины
Сообщений: 1680
Статус: Offline

Первое посвящение

В эту стадию «жизни Христа», «жизни Будды» вступают при помощи первого из великих посвящений, в котором посвященный выступает как «маленький ребенок», иногда — «младенец», иногда — «маленький ребенок трех лет». Человек должен «вернуть состояние ребенка, которое он утратил»; он должен «стать маленьким ребенком», чтобы «вступить в царство». Проходя через эти врата, он рождается для жизни Христа, и, следуя «крестным путем», он проходит вперед, через следующие ворота на Пути; в итоге он определенно освобождается от жизни в ограничениях и рабстве, он умирает для времени, чтобы жить в вечности, и начинает осознавать себя скорее как жизнь, нежели как форму.
Без сомнения, в раннем христианстве эта ступень эволюции четко осознавалась каждым отдельным христианином. Выраженное святым Павлом пожелание о том, что Христос должен рождаться в своих новообращенных, является достаточным свидетельством этого факта (оставляя в стороне другие места, которые можно процитировать); даже если бы этот стих был единственным, его хватило бы, чтобы показать, что в христианском идеале уровень Христа почитается внутренним состоянием, конечным периодом эволюции каждого верующего. И было бы хорошо, если бы христиане осознали это и считали жизнь ученика, заканчивающуюся в совершенном человеке, не экзотикой, посеянной на западной почве, но родной только для далеких восточных земель. Этот идеал является частью всего истинного и духовного христианства, а рождение Христа в каждой христианской душе — предметом христианского учения. Сама цель религии состоит в том, чтобы осуществить это рождение, и если случится так, что это мистическое учение будет утрачено христианством, то эта вера больше не сможет поднимать до божественного уровня тех, кто ее практикует.
Первое из великих посвящений — рождение Христа, Будды в человеческом сознании, выход за пределы самосознания, падение ограничений. Как хорошо известно всем обучающимся, существуют четыре ступени развития, венчающиеся стадией Христа, от вполне добродетельного человека до торжествующего Учителя. Каждая из этих ступеней достигается посвященным, и во время прохождения этих ступеней, границы сознания должны расширяться, расти, сознание должно достигать пределов, каких только возможно достичь в рамках ограничений, налагаемых человеческим телом. В первой из них происходящая перемена состоит в пробуждении сознания в духовном мире — в мире, где сознание отождествляет себя с жизнью и перестает отождествляться с формами, в которые эта жизнь может быть на данный момент заключена. Такое пробуждение характеризуется ощущением внезапно пришедшего озарения и выхода за границы обыденной жизни, осознанием Эго, божественного и могущественного, которое есть жизнь, а не форма, радость, а не печаль; чувством удивительного умиротворения, прохождением через все, о чем в жизни можно только мечтать. С исчезновением ограничений приходит увеличивающаяся интенсивность восприятия жизни, как если бы жизнь потоком текла со всех сторон, радуясь тому, что барьеры исчезли; такое живое ощущение реальности, что вся жизнь, заключенная в форму, видится как смерть, а земной свет — как тьма. Это озарение столь чудесно по своей природе, что сознание ощущает, что оно как бы и не знало себя прежде, поскольку все, что оно принимало за сознательное, перед лицом этой бьющей ключом жизни выглядит бессознательным. Самосознание, начавшее пускать ростки в детстве человечества и развившееся, выросшее, расширившееся до тех границ, до которых позволяет форма, полагает себя отдельным, всегда чувствует себя как «Я», говорит только «мне» и «мое»; это самосознание неожиданно ощущает все эго как Эго, а все формы — как общее качество. И человек видит, что ограничения были необходимы для построения центра самости, в котором могла бы сохраняться самоидентичность, и в то же время он чувствует, что форма является только инструментом, которым он пользуется, в то время как сам он, живое сознание, един со всем живущим. Он знает полный смысл часто произносимой фразы «единство человечества» и чувствует, что значит жить во всем, что живет и движется, и это осознание сопровождается безмерной радостью, той радостью жизни, которая даже в своих слабых отражениях на земле есть одно из самых острых наслаждений, известных человеку. Единство это не только понимается через интеллект, но ощущается как удовлетворяющее жажду единства, которую знает каждый, кто любил; это единство, ощущаемое изнутри, а не видимое снаружи; это не понятие, а жизнь.
На многих древних страницах (но всегда в одних и тех же чертах) изображалось рождение Христа в человеке. И все же насколько слова, предназначенные для мира форм, неспособны отобразить мир жизни!
Однако ребенок должен вырасти в совершенного человека, и многое предстоит сделать на этом пути: столкнуться с тяжкой усталостью, перенести множество страданий, сразиться во множестве битв, преодолеть множество препятствий, прежде чем Христос, рожденный в младенческой слабости, достигнет состояния совершенного человека. На этом пути предстоит жизнь в трудах среди собратьев-людей; встреча лицом к лицу с насмешкой и подозрением; предательская весть; агония покинутости, а также прохождение крестного пути и тьма могилы. Все это лежит перед ним на пути, на который он вступил.
Постоянно практикуясь, ученик должен научиться ассимилировать сознания других и сосредоточивать собственное сознание на жизни, а не на форме — так, чтобы он мог преодолеть «ересь разделенности», которая заставляет его считать других отдельными от себя. Он должен ежедневной практикой расширять свое сознание до тех пор, пока его нормальным состоянием не станет то, что он временно испытывал при первом посвящении. С этой целью он будет стараться в своей повседневной жизни отождествлять свое сознание с сознанием тех, с кем он день за днем вступает в контакт; он будет прилагать усилия к тому, чтобы чувствовать, как чувствуют они, думать, как думают они, веселиться, как они веселятся, страдать, как они страдают. Он должен постепенно достичь совершенного сочувствия — сочувствия, которое сможет вибрировать в лад с каждою струною человеческой лиры. Он должен постепенно научиться откликаться на каждое чувство другого так, как если бы оно было его собственным, как бы высоко или низко он ни стоял. Он должен постепенно, путем постоянной практики, отождествить себя с другими во всех возможных обстоятельствах их непохожих жизней. Он должен выучить урок радости и урок слез, а это возможно только когда он перерастет отдельное «я», когда он перестанет искать чего-либо для себя и поймет, что с этих пор он должен жить жизнью одиночества.
Его первый жестокий бой состоит в том, чтобы отрешиться от всего, что до нынешнего момента было для него жизнью, сознанием, реальностью, и идти вперед в одиночестве, обнаженным, более не отождествляя себя с какой-либо формой. Ему необходимо выучить закон жизни, согласно которому может проявиться внутреннее божество, закон, который противоречит всему его прошлому. Закон формы — брать; закон жизни — отдавать. Жизнь растет, изливаясь наружу через форму, питаясь от неистощимого источника жизни в сердце Вселенной; чем больше жизни выливается наружу, тем значительнее приток ее изнутри. Молодому Христу на первый взгляд кажется, что вся жизнь покидает его, что руки его остались пусты после того, как дары были розданы неблагодарному миру; и только когда низшая природа будет окончательно принесена в жертву, можно причаститься к вечной жизни, и то, что казалось смертью сущности, оказывается рождением к жизни более полной.

 
СфинксДата: Пятница, 03.05.2013, 20:40 | Сообщение # 4
Группа: Админ Общины
Сообщений: 1680
Статус: Offline

Второе посвящение

Таким образом развивается сознание, пока не будет пройден первый этап пути и ученик не увидит перед собою вторые Врата посвящения, обозначенные в христианских священных писаниях как Крещение Христово. При этом, когда он окунается в воды мировых скорбей, в реку, в которой должен быть крещен каждый Спаситель людей, новый поток божественной жизни изливается на него; его разум осознает себя Сыном, в котором жизнь Отца находит достойное выражение. Он ощущает жизнь монады, его Отца Небесного, втекающую в его сознание, и осознает свое единство не только с людьми, но также и со своим небесным Отцом, и то, что он живет на земле лишь для того, чтобы быть проводником воли Отца, организмом, который ее выражает. С этих пор его служение людям становится самой очевидной реальностью его жизни. Он является Сыном, которого должны слушать люди, потому что от него проистекает скрытая жизнь и он стал каналом, по которому эта скрытая жизнь может достичь внешнего мира. Он является жрецом мистического Бога, вступившим за завесу и приходящим озаренным сиянием славы, отражая отблеск света святилища.
Здесь и начинаются те труды любви, которые во внешнем служении выражаются в его желании лечить и приносить облегчение; вокруг него теснятся души, ищущие света и жизни, привлеченные его внутренней силой и божественной жизнью, проявляющейся в Сыне, облеченном доверием Отца. Изголодавшиеся души приходят к нему — и он дает им хлеба; приходят души, страдающие болезнью греха, — и он исцеляет их живым своим словом; приходят души, ослепленные невежеством, — и он своею мудростью дарует им прозрение. Один из признаков
Христа во служении состоит в том, что покинутые и сирые, отчаявшиеся и убогие приходят к нему, не ощущая своей отделенности. Они видят дружелюбное сочувствие, а не жалость пополам с отвращением, так как личность его излучает доброту, и вокруг него разливается понимающая любовь. Разумеется, они не знают о том, что он — развивающийся Христос, но чувствуют возрастающую силу, обновляющую жизнь, и в непосредственной близости от него они набираются новых сил, новой надежды.

Третье посвящение

Перед ним — третьи Врата, которые допускают его на новую ступень развития, и ему позволен краткий миг мира, торжества, света, обозначенного в христианских писаниях как Преображение. Это — пауза в его жизни, короткий перерыв в его активном служении, путешествие на Гору, над которою пребывает райский покой, и там, бок о бок с некоторыми, с теми, кто распознал его развивающуюся божественность, эта божественность на секунду взрывается светом своей необычайной красоты. Во время этого временного затишья в череде боев он прозревает свое будущее; серия картин разворачивается перед его глазами; он видит страдания, что лежат перед ним, одиночество Гефсиманского сада, агонию Голгофы. С этого времени его лицо не отвернется больше от Иерусалима, от тьмы, в которую он должен войти из любви к человечеству. Он понимает, что, прежде чем он сможет достичь совершенного и полного единения, ему придется познать, что такое квинтэссенция одиночества. До сих пор, в то время как он сознавал рост жизни, ему казалось, что она приходит к нему извне; теперь же ему предстоит осознать, что средоточие ее — внутри него; в одиночестве сердца он должен испытать истинное единение Отца и Сына, внутреннее, а не внешнее единение, а потом — потерю даже Лика Отца, и ради всего этого все внешние контакты с людьми, и даже с Богом, должны быть прекращены, дабы внутри собственного Духа он смог найти Единого.

Темная ночь души

С приближением темного часа его все больше и больше пугает угасание человеческой симпатии, на которую он привык рассчитывать в течение последних лет жизни и служения, и, когда в критический миг нужды он ищет утешения и видит, что его друзья погружены в дремоту безразличия, ему кажется, что все человеческие связи порваны, что вся человеческая любовь — не более чем насмешка, вся человеческая вера — предательство; он бросается обратно в глубь себя, чтобы узнать, что остаются только узы, связывающие его с Отцом на небесах, что вся помощь воплощенных бесполезна. Сказано, что в этот час одиночества душа полна горечи и что редко душа проходит эту бездну пустоты, не крича от боли; тогда, в этой агонии, и вырывается упрек: «Разве не мог ты бодрствовать со мною всего один час?», но ни одна человеческая рука не в силах поддержать другую в этом Гефсиманском саду одиночества.
Когда эта темнота человеческой заброшенности прошла, несмотря на то что человеческая природа избегла чаши, приходит еще более глубокая темнота того часа, в который кажется, что между Отцом и Сыном разверзается пропасть — пропасть между жизнью воплощенной и жизнью бесконечной. Отец, который еще осознавался в Гефсиманском саду, когда все человеческие друзья были погружены в сон, уходит за завесу в страдании Креста. Это жесточайшее из всех страданий посвященного, когда теряется даже сознание жизни в качестве Сына и час долгожданного триумфа оборачивается часом глубочайшего позора. Он видит вокруг себя своих ликующих врагов; он видит себя, покинутого друзьями и любящими; он чувствует, что божественная поддержка рассыпается в пыль под его ногами, и он пьет до дна чашу одиночества, отъединения, без единого контакта с человеком или Богом в качестве моста через пропасть, в которой висит его беспомощная душа. И тогда из сердца, которое чувствует себя покинутым даже Отцом, исторгается крик: «Боже мой! Боже мой! Для чего Ты меня оставил?» Для чего эта последняя проверка, это последнее испытание, эта жесточайшая из всех иллюзий? Иллюзий, поскольку умирающий Христос ближе всех к божественному Сердцу.
Потому что Сын должен осознать свое единство с Отцом, которого он ищет, должен найти Бога не только внутри себя, но как самое глубинное «Я»; только когда он узнает, что Вечный — это он и он - это Вечный, он избавится от возможности испытывать чувство разделенности. Тогда, и только тогда, сможет он должным образом помочь своей расе и стать сознательною частью возрастающей энергии.

Слава Совершенства

Христос Торжествующий, Христос Воскресения и Вознесения испытал горечь смерти, познал все человеческие страдания и поднялся над этим силою собственной божественности. Что теперь может поколебать его покой, кто может усомниться в руке помощи, протягиваемой им? За время своей эволюции он научился принимать в себя потоки людских проблем и возвращать их обратно потоками мира и радости. В кругу его тогдашней деятельности это было его работой — преобразовывать силы диссонанса в силы гармонии. Теперь он должен делать это для мира, для человечества, из которого он расцвел. Христы и их ученики, каждый согласно мере своей эволюции, таким образом защищают мир и помогают ему, и куда более жестокой была бы борьба, куда более отчаянными — бои человечества, если бы в самой их гуще не стояли они — те, чьи руки несут на себе «тяжелую карму мира».
Даже те, кто находится на самой ранней ступени Пути, с развитием становятся поднимающими силами, как в действительности и все, кто самозабвенно трудится для других, хотя те, о ком идет речь, делают это более осознанно и непрерывно. Но Христос торжествующий осуществляет целиком и полностью то, что другие делают с разной степенью несовершенства, и посему он зовется «Спасителем», и это качество в нем достигает своей завершенности. Он спасает, но не замещая нас собою, а разделяя с нами свою жизнь. Он мудр, и все люди становятся мудрее благодаря его мудрости, поскольку его жизнь течет и пульсирует во всех человеческих сосудах, во всех человеческих сердцах. Он не привязан к форме и не разделен ни с одною из них. Он — идеальный человек, совершенный человек; каждое человеческое существо — клетка в его теле, и каждая клетка питается его жизнью.
Разумеется, не имело смысла страдать на Кресте и вступать на Путь, ведущий к этому, просто чтобы чуть пораньше добиться собственного освобождения, чуть пораньше вкусить покоя. Цена такого достижения была бы слишком высокой, а борьба за эту награду — слишком жестокой. Нет, его триумф возвышает человечество, и путь, исхоженный ногами человеческими, становится короче. Эволюция целой расы ускоряется, а паломничество каждого в отдельности делается менее долгим. Вот какая мысль вдохновляла его в неистовстве боя, подкрепляла его силы, смягчала острую боль потерь. Нет ни единого существа, каким бы оно ни было слабым, деградировавшим, невежественным и грешным, которое не стало бы ближе к свету, когда Сын Высочайшего закончил свой путь. Как же увеличится скорость эволюции, когда все больше и больше этих Сынов будет подниматься во славе и входить в сознательную жизнь вечности! Как же быстро будет вращаться колесо, которое поднимает человека к божеству, когда все больше и больше людей станут сознательно божественными!

 
СфинксДата: Суббота, 04.05.2013, 17:33 | Сообщение # 5
Группа: Админ Общины
Сообщений: 1680
Статус: Offline

Вдохновляющий идеал

В этом заложен стимул для каждого из тех, кто в самые достойные свои минуты чувствовал притягательность жизни, потраченной на любовь к людям. Давайте подумаем о страданиях мира, который не знает, зачем он страдает; о несчастье, об отчаянии людей, которые не знают, зачем они живут и почему умирают; о тех, кто день за днем, год за годом видит, как страдания обрушиваются на них самих и на остальных, и не понимает их смысла; о тех, кто борется с отчаянной смелостью или яростно восстает против условий, которые они не могут постичь или оправдать. Подумаем о муках, происходящих из слепоты, о тьме, в которой они идут на ощупь, без надежды, без вдохновения, без знания истинной жизни и красоты за завесою. Подумаем о миллионах наших братьев во мраке, а затем — о восходящих потоках энергии, рожденной из наших страданий, нашей борьбы, наших жертв. Мы можем поднять их на ступеньку ближе к свету, облегчить их боль, уменьшить их невежество, сократить их путешествие к знанию, которое есть свет и жизнь. Есть ли кто-то из нас, знающий хотя бы немногое, кто не отдаст себя за тех, кто не знает ничего?
Мы знаем, согласно Закону неизменному, согласно Истине неукоснительной, согласно бесконечной Жизни и Богу, что все божественное заключено внутри нас, и, хотя в настоящее время оно развито лишь на малость, в нас сосредоточены бесконечные способности, необходимые для возвышения мира. Разумеется, не существует ни одного человека, способного ощущать пульсацию Божественной Жизни, которого не привлекала бы надежда помочь и благословить. А когда эта Жизнь ощутится, пусть слабо, пусть на сколь угодно короткое время, это произойдет оттого, что в сердце возникнет первый трепет того, что впоследствии развернется в жизнь Христа, потому что настало время для рождения младенца-Христа, ибо именно в нем человечество ищет процветания.
 
СфинксДата: Суббота, 04.05.2013, 17:54 | Сообщение # 6
Группа: Админ Общины
Сообщений: 1680
Статус: Offline

Анни Безант

УЧИТЕЛЯ КАК РЕАЛЬНОСТЬ И КАК ИДЕАЛ

(Лекция, прочитанная в 1895 году в Лондоне)

Свидетельство религий

«Учителя как реальность и как идеал»... Я употребила такой заголовок, поскольку существуют некоторые, кто знает о Них не как о реальности и для которых пока еще ценен и дорог идеал, вдохновляющий их. Не каждый член Теософского Общества верит в существование Махатм. Многие из входящих в Общество не имеют знания и веры на этот счет; а правило нашего Общества состоит в том, что никакого заявления о вере не испрашивается ни от одного из тех, кто вступает в него (за исключением Братства людей), без различий, лежащих на поверхности. Так что в рамках Общества вы можете видеть как верующего, так и неверующего в настоящее или прошлое существование этих великих Учителей. Но я верю в них и знаю, что они существуют, и я говорю здесь не от имени Общества, которое не имеет символа веры, но от своего собственного, а также от имени тех, кто разделяет эту веру и это знание со мною; и я собираюсь представить перед вами то, во что я верю, и подкрепить это разумным доказательством, с которым стоит считаться, — доказательством, которое вы сможете обдумать на досуге и решиться на что пожелаете; а также я говорю во имя идеала, поскольку идеалы расы ценны и не могут быть легко оскорблены или отвергнуты. Поскольку, невзирая на прозвучавший пустой смех, идеал Махатмы велик, ибо само слово это на санскрите обозначает «Великий Дух».
Не существует ни одной великой религии, возвышающей умы людей, ни одной могущественной веры, ведущей миллионы к постижению духовной жизни и возможностей человеческого развития, которая бы не была основана на вере в Божественного Человека; не существует ни одной религии, которая не обращалась бы назад, к своему основателю — к одной из тех могучих Душ, которые принесли знание духовной истины в мир. Загляните в прошлое — куда пожелаете, выберите любую веру. Каждая из них основана на одном и том же идеале и обращена назад, к своему Учителю, к человеку, который при жизни стал божеством. Вокруг этого идеала собираются все людские надежды, вокруг этого идеала собираются будущие судьбы человечества. Потому что, если бы человек не был духовной сущностью, если бы он не имел в себе самом возможностей духовного раскрытия, если бы не существовало никакого доступного свидетельства того, что люди становились совершенными, что это не только мечта о будущем, но реальность, которую раса уже осознала, если бы не было правдой то, что и для вас, и для меня открыты те же мощные возможности, которые в прошлом осуществили те, кто достиг, — тогда надежды людей ни на чем не основывались бы, людская жажда совершенства не находила бы в них уверенности в своей реализации и человечество оставалось бы однодневкой, вместо того чтобы унаследовать безграничное бессмертие. Представление о том, что человек может стать божеством, вдохновляло величайших представителей нашей расы, утешало несчастных в страданиях и освещало будущее надеждою. Вот почему я защищаю идеал. Ибо кто есть Махатма? Это человек, ставший совершенным, достигший единства с Божественным, это человек, который постепенно развил способности духовной природы и стоит победителем там, где мы сегодня сражаемся. Каждая религия свидетельствует о нем. Каждая религия мира оглядывается на Божественного Учителя. Возьмите имена Зороастра в Персии, Кришны в Индии, более поздний период — Будды, Христа в Палестине; каждый из них — Божественый Человек, который принес тем, кто попал в сферу Его влияния, уверенность в возможности человеческого совершенствования.

Теория

Какова будет линия нашего доказательства? Сначала я предложу вероятную теорию путей естественной эволюции. Потом я предложу обратиться к свидетельствам существования этих пришедших к совершенству Божественных Людей в прошлом; от этого я перейду к свидетельствам их существовании в настоящем; затем, поскольку без этой последней части лекция не принесла бы нам никакой практической пользы, я покажу, как это возможно для людей: стать совершенными; и напоследок — несколько легких штрихов о методах, благодаря которым появляется Божественный Человек.
Итак, сначала о теории, согласно которой существование Учителей само по себе возможно и находится в согласии с аналогичными процессами в природе, как мы видим ее вокруг нас, как мы знаем ее в прошлом. Вероятно, немногие сегодня будут оспаривать факт эволюции. Немногие станут отрицать, что наша раса развивается и что цикл за циклом вы будете обнаруживать, как народы продвигаются вперед, достигают все более высоких вершин знания, все более высоких вершин в росте и раз¬витии. Теоретически нет ничего невозможного или абсурдного в предположении, что, принимая во внимание огромные периоды времени, прошедшие с тех пор, как человек впервые ступил на эту землю, принимая во внимание громадные различия между примитивным и высокоразвитым человеком и гигантскую эволюцию, которая лежит позади нас в прошлом, не будет, наконец, иррациональным или абсурдным то, что эволюция могла дойти до высшей точки в случае нескольких личностей, находящихся намного выше уровня развития цивилизованного человека наших дней.
И это не все. Позади нас не только гигантские периоды времени, но и следы могущественных ци¬вилизаций, которые свидетельствуют о высочайшем уровне знаний, высочайшем развитии философии, науки и религии тысячи и тысячи лет, — нет! — можно сказать, сотни тысяч лет назад. Потому что, оглядываясь назад, вы видите следы могучих цивилизаций, которые подразумевают наличие людей самого продвинутого типа, и вряд ли разумно полагать, что многократно обсуждаемая эволюция была не чем иным, как сплошным упадком, не оставляющим ничего в итоге, ничем большим, нежели успешными периодами высокой цивилизации, а затем — совершеннейшего варварства, и цивилизация опять начинается вновь без единой нити, сохраняющей преемственность знаний. В конце концов, это не является невозможным, и через минуту мы увидим знаки того, что это вероятно, что из того могучего прошлого кто-то вырастал, достигая все большего и большего и улучшая человеческую расу в индивидуумах; так, постепенно, все в свою очередь станут совершенными. В этом нет ничего ни невозможного, ни даже невероятного, если мы будем помнить о том, что развитие является законом природы, и помнить о тех огромных безднах времени, на протяжении коих живет человечество.

Историческое свидетельство

Однако от простой возможности этого, которую я принимаю, поскольку это хорошо для того, чтобы с самого начала убрать с дороги представление, будто теория сама по себе невозможна и абсурдна, давайте перейдем к историческому свидетельству и посмотрим, не показывает ли история время от времени некие гигантские человеческие фигуры, которые возвышаются над человечеством и оставляют позади представителей своего времени и обычный человеческий уровень; не существует ли неопровержимого доказательства того, что эти люди — не просто плод народного воображения, что они — не только личности прошлого, возвеличенные народной традицией и увиденные, так сказать, преувеличенными сквозь призму столетий. Я говорю о тех Великих, на которых я ссылалась как на основателей великих религий мира.
Дело не только в том, что существует непрерыв¬ная традиция и что религии, основанные этими людьми, остаются жить; ибо существует нечто большее, нежели традиция, нечто большее, нежели та религия, которая выросла; существует литература, обозначенная, определенная, отчетливая, чью древность не сможет отрицать ни один ученый, хотя некоторые из них могут объявить ее принадлежащей к более древнему периоду, нежели готовы признать другие. Возьмите последние даты, которые могут предоставить востоковеды, изучающие литературу Китая,
Персии, Индии, не говоря о более поздних време¬нах. Определенные книги почитались священными — книги, из-за которых религия объявлялась тем, что прекрасно можно обозначить термином «незапамятная древность». У китайцев вы видите свои древние священные книги; у персов, последователей Зороастра, вы видите их книги. В Индии есть Веды, упанишады, не говоря уже о более поздних трудах, и я могла бы беспрепятственно дать длинные списки мощных трудов, которые последователи этих религий относят к священным писаниям.
Кто написал эти труды, и откуда идет знание? То, что они существуют, очевидно. То, что они должны иметь авторов, вряд ли можно отрицать. И все же эти труды из далекой древности демонстрируют глубину духовного знания, глубину философской мысли, глубину проникновения в человеческую природу и глубину нравственного учения настолько великолепные, что величайшие умы нашего дня должны отметить, что как в нравственности, так и в философии современный мир не может показать ничего, что хотя бы приблизилось к ним по величественности.
Это вопрос не предания, а книг, вопрос не теории, а реальности; поскольку, если книги столь велики, нравственность столь чиста, философия столь грандиозна, а знание столь обширно, то их авторы должны были обладать знанием, которое заключено в этих книгах. А свидетельства миллионов и миллионов человеческих существ отвечают за реальность духовной истины, и нации следуют учениям, пришедшим таким образом. И это тоже не все. Эти учения схожи, где бы вы их ни обнаружили. Одно и то же учение о единстве Божественной Жизни, из которой выросла вселенная; одно и то же учение о тождественности Духа в человеке Духу, из которого произошла вселенная; одно и то же учение о том, что человек определенными способами может развить духовную жизнь в себе и прийти к позитивному знанию божества, а не только к надежде и вере.
Так что у вас есть, по крайней мере, этот факт, пришедший из отдаленных времен, который нельзя отрицать: то, что жили в далеком прошлом некие люди, чья мысль была достаточно велика, чья мораль была достаточно чиста, чья философия была достаточно грандиозна, чтобы пережить обломки цивилизации и превозмочь разрушительную силу времени. Сегодня востоковеды переводят для наставления современного мира то, чему учили могущественные люди прошлого, и находят в этих писаниях, которые пришли к нам из древнейших времен, великолепнейшие мысли, которым дала рождение человеческая раса.
То, что тогда жили люди намного более великие, нежели мы, что жил некто, чьи знания далеко опередили те знания, которыми обладаем мы, что мы все еще учимся философии и духовным материям у этих Учителей, говоривших тысячелетия назад, — это факт, который невозможно отрицать. То, что в прошлом существовали Божественные Люди, о которых мы говорим как о Махатмах, и что они оставили свидетельства своего существования в этой мощной и возвышенной литературе, — это первая линия аргументов: основание их существования в прошлом, доказательство того, что такие люди жили и учили и что своим учением они направляли миллионы представителей человеческой расы и помогали им. То, что их учения в своих основных чертах тождественны, что их учения идентичны по своей нравственной силе, что духовные истины, провозглашенные в них, проходят через столетия, не изменяясь, по крайней мере, пока — можно сказать с уверенностью, — пока земля тверда под нашими ногами.
Утверждения в этой литературе апеллируют к человеческому опыту. Они не только говорят, что эти вещи могут быть познаны. Они не только объявляют о реальности души, но и говорят, что эта реальность может быть доказана; поэтому учение стоит на той позиции, что оно объявляет определенные связанные факты, которые в любое время можно проверить, предоставляя таким образом постоянно накапливающиеся доказательства реальности знания тех, кто впервые дал эти утверждения миру.
 
СфинксДата: Воскресенье, 05.05.2013, 11:38 | Сообщение # 7
Группа: Админ Общины
Сообщений: 1680
Статус: Offline

Опыт из первых рук

Перейдем от этого к следующему пункту аргументов — к тому, что эти утверждения проверялись опытом, как проверяются и сегодня. Возьмите, к примеру, такую страну, как Индия. Здесь вы видите непрерывную традицию — традицию, идущую из прошлого к настоящему времени, традицию, где всегда были Учителя, которых можно найти, Учителя, владевшие знанием, скрытым в упомянутых мною книгах, которые могут дополнить теоретические утверждения практическим обучением и сподвигнуть людей на экспериментальную проверку того, что выдается за истину в литературе, на которую я ссылалась. Спросите любого индийца нашего времени, каковы его убеждения по этому вопросу, и он расскажет вам, если не попал под влияние Запада и если вы заслуживаете его доверия, что в его стране всегда сохранялась вера в то, что эти люди существовали в прошлом и не перестали существовать в настоящем, что они все более и более удаляются из мест обычного обитания людей, что их становится все труднее и труднее обнаружить, поскольку материальная сторона бытия прочно завоевала место под солнцем, а духовности в мире поубавилось, но что время от времени их все-таки можно найти, что первые ступени Пути все еще открыты.
И вы найдете не только это, поверье, вы найдете рассеянными по всей Индии много, много людей, которые хотя и не достигли состояния Махатмы, но поднялись на несколько ступенек выше физического плана и развили в себе силы и способности, на которые обычный западный человек посмотрел бы как на то, чего абсолютно невозможно достичь. Я говорю не о Махатмах, а о сотнях так называемых йогов, рассеянных по джунглям и горам Индии; некоторые из них, как правило, владеют значительными силами — силами, которые здесь казались бы невероятными, но о которых существуют все более многочисленные свидетельства, исходящие из уст путешественников, собирающих и записывающих факты, с которыми самим им довелось столкнуться. Поскольку начальные ступени развития внутреннего человека не столь трудны в достижении в стране вроде Индии, где не существует трудностей преодоления скептицизма, ибо вера существовала там тысячелетиями, вы обнаружите множество людей, владеющих низшими психическими силами и некоторых, далеко шагнувших за эту ступень и обладающих как высшими психическими способностями, так и настоящими духовными силами человека.
И вы можете обнаружить тех, кто имеет личный опыт, кто обладает личным знанием об Учителях, о Наставниках, которые направляют своих последователей в высшем Пути, в том, что называется раджа-йогой, или царской йогой, то есть йогой, которая развивает преимущественно разум, а не тело, которая работает благодаря концентрации разума, медитации и развитию высших ментальных способностей, о чем у нас здесь так много дискуссий; а также тех, кто при помощи определенной системы тренировок способен сознательно использовать силы разума, позволяющие своему обладателю выходить за пределы физических ограничений, и, выйдя из тела, чтобы получить указание, которое он сможет затем принести назад, на более низкий уровень сознания, и запечатлеть в физическом мозгу, доказать собственным знанием реальность своего учения и су¬ществование своего Учителя тем знанием, которое он от него получил.
Это будет следующей линией доступных свидетельств. Недоступных, как вы можете справедливо заметить, для большинства. Но тогда вы обязательно должны помнить, как рассудительные мужчины и женщины, что если вы жаждете знания, то вы должны искать его там, где это знание может быть найдено, и что это абсурд — когда значительное число людей, которые никогда ничего не исследовали, которые никогда и не пытались исследовать, которые никогда не путешествовали, пишут о том, чего они не знают; все равно как если бы простой индиец, который ни разу в жизни не видел западных опытов, скажем, в Королевском Обществе, сел и заявил, что они абсолютно невозможны и нелепы, потому что сам он не бывал в тех местах и не имел возможности наблюдать, как они производятся. Вы должны обращаться со свидетельствами согласно рациональной основе, и если вы сами не можете войти в контакт с некими явлениями, фазами человеческой жизни, то вы должны либо оставаться в невежестве — и тогда помалкивать, либо принять свидетельство тех, кто тщательно все это исследовал и предоставил вам результаты своих исследований.

Как мы можем найти Учителей?

А это приводит меня к следующей линии аргументов. Предположим, такие люди существовали в прошлом, предположим, что мы допускаем, как допускает каждая религия по отношению к своему основателю, хотя и может отрицать это по отношению к основателям других религий, — предположим, что мы допускаем то, что в прошлом жили божественные люди, предположим, что, веря в бессмертие Духа, мы допускаем, что они должны до сих пор где-нибудь существовать, если они вообще когда- либо существовали; тогда возникает следующий вопрос: существуют ли эти люди прошлого в настоящем? Можно ли до них добраться? Можно ли их узнать? И есть ли другие, достигшие подобной точки, чье существование может быть подтверждено свидетельством, с которым, по крайней мере, стоит считаться? Существуют ли они до сих пор?
Здесь я перехожу к линии мысли, которую мне необходимо принять, если я пытаюсь доказывать вам существование какой-либо персоны, живущей в стране, которую вы не посещали, в условиях, которые вы сами не испытывали. То, что это может быть абсолютно продемонстрировано в каждом случае, я полагаю невозможным. Я не могу продемонстрировать вам, к примеру, существование графа Толстого. Если вы не поедете в Россию, если ему не случится быть там и если вам не удастся встретиться с ним, я не смогу показать вам с абсолютной степенью достоверности, что он существует. Но я могу привести свидетельство, которое убедило бы любого разумного человека; я могу привести доказательства, которые были бы приняты в любом суде; я могу показать вам, что нет причины для отрицания его существования только из-за того, что лично вы с ним не встречались и посему не обладаете тем, что вы бы назвали наглядным доказательством его существования.

Е.П. Блаватская

Так где же доказательство существования божественных, совершенных людей, живущих в настоящее время, до которых можно добраться при определенных условиях? Какое доказательство этому я могу представить на рассмотрение? Возможно среди вас есть много тех, кто возразит моей первой свидетельнице, но ни из-за каких возражений я не собираюсь оставлять в тайне ее имя. Я говорю о Е.П.Блаватской. Я знаю о нападках, которым она подвергается со всех сторон. Перед их лицом, прочитав их, и прочитав их тщательно, я говорю, что остается достаточно идущих от нее свидетельств, не тронутых этими нападками, вполне удовлетворительных для того, чтобы представить их на ваше рассмотрение и для того, чтобы завоевать согласие разумных людей. Возьмите, если хотите, на секунду, — хотя я буду отрицать их, — возьмите, если хотите, несколько самых худших из этих обвинений: что у нее вовсе не было контакта с Махатмами, что она выдумала их, что они не существовали нигде, кроме ее воображения, и что все, что она говорила, является ложью, все, что она говорила и делала, было направлено на то, чтобы вводить в заблуждение. И все-таки вам приходится иметь дело с фактами из ее жизни и с фактами ее книг.

«Тайная Доктрина»

Вам приходится иметь дело с книгой, известной как «Тайная Доктрина», и если вы хотите понять ее, то вы должны ее прочитать, прежде чем отбрасывать в сторону, и изучить ее перед тем, как над нею смеяться. Мадам Блаватскую обвинили в плагиате, в том, что она заимствовала там и сям и вообще отовсюду из других книг. Однако вот с чем вам придется считаться: она никогда не заявляла, что открыла то знание, которое дала миру; она утверждала, что это знание идет из далекого прошлого, обнаруживается во всех священных писаниях, во всех философских учениях; и самая цель этой книги — цитировать из каждого направления, из священных писаний всех религий, из творений всех народов, с целью показать идентичность учений и доказать древность доктрины.
Новое в книге — не факты, которые вы найдете в ней. Новое в книге — не то, что было обнаружено востоковедами и может быть отмечено в той или иной священной книге мира. Новое в ней — это знание, которое побудило ее избрать из всего этого факты, которые выстраиваются в единую могучую концепцию эволюции вселенной, эволюции человека, стройный синтез всей космогонии. И это ее право — быть величайшим учителем нашего времени, поскольку она владеет настоящим знанием, а не простым изучением книг, знанием, побудившим ее выбрать из множества разрозненных книг истины, которые, будучи собраны вместе, составляют единое могучее целое; потому что у нее была путеводная нить, при помощи которой ей удалось пройти через лабиринт с безошибочной точностью и показать, что все разрозненные материалы содержали в себе возможность построения единого здания. И ее труд тем более великолепен, что она совершила его, не будучи ученицей; что она совершила его, не имея образования, которое до какой-то степени побудило бы ее собрать это знание воедино; что она сделала то, чего не сделал ни один востоковед со всею своею ученостью, чего не сделали и все востоковеды вместе при помощи всего своего знания восточных языков и изучения восточной литературы. Ни один из их нен превратил эту спутанную массу в такой мощный синтез; ни один из них не был способен превратить этот хаос в космос. Но эта русская женщина, которая никогда ничему не училась и не претендовала на это, тем или иным способом добыла знание, которое позволило ей сделать то, чего не смог никто из ваших образованных людей; так или иначе у нее оказалось учение, позволившее ей привести этот хаос в порядок и выдать мощную схему эволюции, которая помогает нам понять вселенную и человека. Она сказала, что это ей не принадлежит, она никогда не заявляла, что породила это; она всегда говорила о нехватке собственных знаний и обращалась к тем, кто учил ее.
Однако факт перед вами: знание присутствует и открыто для критики. Ни одна другая личность не сделала этого, хотя те же самые материалы, которые использовала она, открыты всему миру. И вот мой ответ: в таком случае дайте нам тех, других, которые смогут сделать то же, что сделала она. Дайте нам еще того самого плагиата, дайте того, кто способен собрать из такого большого количества источников все необходимое для мощной философии. Пусть ваши ученые сделают это и помогут нам понять религии мира, как помогает понять их нам она. Пусть они покажут нам тождественность, пусть они покажут нам действительность, и тогда мы, возможно, сможем начать пересматривать наше мнение о ней; но пока этого не сделано, ее заявление остается непоколебленным, даже если вы скажете, что она, вероятно, ошибалась во многом, и даже если в нее будут швырять камнями те, кто никогда не превзойдет ее в бескорыстии, самопожертвовании и знании.
Причина, по которой вы не можете поколебать нас в нашей вере, состоит в том, что она помогла нам прийти к знанию, в том, что от нее мы получили учение, которого не дал никто другой, в том, что она открыла нам пути обретения дальнейшего знания в тех же направлениях и от тех же Учителей, которые обучили ее.
Вот почему мы остаемся такими глупцами, как о нас думают люди, сохраняя верность ей и оставаясь верными памяти о ней, поскольку мы имеем перед нею долг благодарности, который никогда не сможем оплатить; и никогда не будет камня, брошенного на ее могилу, который бы я не постаралась поднять с нее во имя знания, к которому она привела меня, и бесценной пользы, которую она принесла мне в учении, открытом ею.
Итак, свидетельство, которое я прошу вас принять от нее, — это не свидетельство феноменов. Я кладу это на одну чашу весов. Это не свидетельство учености. Она никогда не обладала ею, она никогда на это не претендовала. Вопрос не в том, была ли ее жизнь совершенной с самого детства. А дело в том, что она обладала полученным определенным путем неким знанием, которое не может объясняться обычным образованием, которое она получила за сравнительно короткий период времени и которое изумило ее собственную семью и друзей, когда она впервые предъявила его и сказала, что она получила его от неких Учителей; важно то, что она владела им, каким бы путем оно к ней ни пришло.
Это доказательство, на котором я хочу сделать особый упор, потому что данную позицию нельзя поколебать, и это на мгновение отстраняет ее свидетельство от любых разговоров о каком бы то ни было мошенничестве; оно остается над ними и вне их. Остается сам факт знания, воплощенного в «Тайной Доктрине», и этот факт выступает ее свидетелем, который, осмелюсь сказать, не может быть опровергнут; и чем больше вы унижаете ее, тем меньше вы от нее получаете и тем больше вы доказываете существование великих и превозносите их — работавших через нее и давших ей то, что она представила миру.

 
СфинксДата: Воскресенье, 05.05.2013, 18:54 | Сообщение # 8
Группа: Админ Общины
Сообщений: 1680
Статус: Offline

«Голос Безмолвия»

Теперь, существует следующий момент, связанный с другой ее книгой, которая представляет для меня особенный интерес. Это книга, которую вы, может быть, знаете — «Голос Безмолвия», она была написана в то время, когда я была с нею в Фонтенбло. Это маленькая книжечка, и в том, что я собираюсь сказать, речь идет только о самой книге; я не говорю о примечаниях — они были сделаны впоследствии. Сама книга представляет собою то, что можно назвать поэмою в прозе, в трех частях. Она написала ее, находясь в Фонтенбло, и большая ее часть была создана, когда я была рядом с нею, и я сидела в комнате, пока она ее писала. Я знаю, что она работала, не обращаясь ни к каким книгам, при этом она писала ее непрерывно, час за часом, в точности так, как если бы она писала либо по памяти, либо считывая это с несуществующей книги. Вечером она показала мне рукопись, которую создала в моем присутствии, в то время, когда я находилась рядом с нею, и попросила меня и других отредактировать ее английский, потому что, по ее собственным словам, она записывала так быстро, что уверена, что это плохо. Мы изменили в ней всего несколько слов, и она остается образцом удивительно прекрасного литературного произведения, оставляющего в стороне все остальное.
Книга эта, как я сказала, является поэмой в прозе, полной духовного вдохновения, полной пищи для сердца, стимулирующей возвышенные добродетели и содержащей благороднейшие идеалы. Это не всякая всячина, вытащенная из разных источников, но связное этическое целое. Она трогает нас не утверждением фактов, собранных из книг, но обращением к самым божественным инстинктам нашей натуры: это ее собственное лучшее свидетельство того, из какого источника она пришла.

Личное знание

Теперь перейдем от самой мадам Блаватской к тем, кого она учила. Мистер А.П.Синнетт является одним из них. И здесь, и повсюду живут также многие другие, кого она обучала с самого начала и кто впоследствии перешел от ее обучения к обучению и под руководство ее Учителей. И вы видите все возрастающее количество свидетельств тех мужчин и женщин, которые, пользуясь собственными основаниями, свидетельствами из первых рук и собственным опытом, подтверждают реальность существования этих Учителей, а также свое личное знание о них и об учении, полученном от них персонально.
Мистер Синнетт ссылается на свидетельство, продолжающееся в его собственном случае пятнадцать лет. Многие другие сделали то же самое, как например графиня Вахтмейстер*, полковник Олькотт и другие, которые приводят свои индивидуальные показания. Вы хотите сказать, что все эти люди — мошенники? По какому праву вы обвиняете их в этом? Вы хотите сказать, что все они — дураки? Однако это мужчины и женщины, живущие обычной жизнью, мужчины и женщины, которые среди тех, кто знает их, занимают положение личностей образованных, умных, выказывающих обычные способности в том, что касается проницательности и знаний, на уровне тех, какими владеют другие. Вы хотите сказать, что все они — сумасшедшие? Это слишком грубое утверждение, чтобы делать его в адрес постоянно возрастающего числа очевидно разумных мужчин и женщин. Какого еще другого свидетельства в пользу существования кого-либо вы можете желать, кроме свидетельства тех, кто знает его, личностей честных и достойных, живущих среди вас? Мы приносим в пользу этого наше личное свидетельство, основанное не на документах, основанное не на каких-либо произведениях, основанное не просто на письмах и так далее, где всегда есть возможность обмана; наше свидетельство основано на индивидуальном общении с индивидуальными Учителями и на полученном учении, которое иначе мы бы никогда не получили. Вот род свидетельств, с которыми вам придется иметь дело; и никакой случай подтверждения мошенничества по отношению к одному, двум или трем людям не расстроит все увеличивающееся число доказательств здравомыслящих мужчин и женщин, которые вступают в связь с этими Учителями и которые приводят свидетельства того, что знают сами. Вот тот род свидетельств, с которыми вам приходится встречаться, вот род доказательств, которые вам приходится опровергать. И как бы вы ни были восхищены ловким и умным литературным произведением, которое цепляется за обман, совершенный одним, с целью дискредитировать целое, вы сможете дискредитировать эту массу показаний, доказав, что один человек является мошенником, не больше, чем если бы вы, скажем, попытались подвергнуть сомнению реальность подлинной монеты, поскольку фальшивомонетчик может пустить в обращение некую фальшивую монету и люди могут в один момент пропустить ее и обмануться, веря в то, что она настоящая.
Однако вы можете сказать: мы хотим получить свидетельство из первых рук. Вы можете получить его; но для этого вы должны встать на путь. Вы можете получить свидетельство, вплоть до демонстрации его вам, если посчитаете необходимым взять на себя труд, если решите потратить свое время. Не самое неразумное требование.
Если вы захотите проверить для себя эксперименты какого-нибудь великого химика, сможете ли вы сделать это, просто пойдя в лабораторию и смешав то, что вы там найдете? Если вы захотите проверить некоторые из самых последних экспериментов в химической науке, полагаете ли вы, что сможете сделать это сами, не пожертвовав годами труда и обучения, чтобы постичь науку, над которой вы хотите провести критический эксперимент? И что бы вы подумали о ценности критики некой персоны, абсолютно несведущей в химии, если бы она заявила, что эксперимент не может быть произведен просто из-за того, что она не способна сделать этого без необходимых навыков и знаний?

Путь к Адептству

Посему я сказала, что расскажу вам, как становятся Махатмами. Потому что только те, кто желает нацелиться на эту задачу, смогут получить абсолютную демонстрацию существования тех, кто этого достиг. Такова цена, которую нужно заплатить. А без этого — только вероятность? Да, разумная вероятность; свидетельства других людей, которые вы приняли бы по любому другому вопросу, на решение которого в суде вы потратили бы большую сумму денег, огромные капиталы или что-нибудь еще, — это вы можете получить, просто заглянув в доступное свидетельство, один только контур которого я начертила. Но личная демонстрация? Для этого вы должны начать развиваться в направлении, в котором шло их развитие; а для того, чтобы любой пожелавший мог начать следовать в этом направлении и идти по нему до его естественного завершения, первые шаги по Пути были открыты широкой публике — шаги, которые может предпринять любой и при помощи которых он, в свою очередь, может достичь уверенности, которою обладают некоторые из нас. Особенно я обращаю ваше внимание на две маленькие опубликованные книжечки, которые обрисовывают начало Пути; одна из них называется «Свет на Пути», а другая, к которой я обращалась перед этим, — «Голос Безмолвия»; кроме того, множество подсказок разбросано во теософской литературе.
Как же тогда должны начинать обычные мужчины и женщины? Если они желают получить для себя свидетельство о возможности такого развития, которое в итоге приведет к созданию совершенного человека — человека, ставшего Божеством, то первые, начальные шаги совпадают с теми, которым учит каждая религия: это внимательность и бескорыстие в жизни, исполнение долга в любой жизненной ситуации, в которой случится оказаться мужчине или женщине. Используя фразу, употребленную в этой книге ("Голос Безмолвия" - прим.): «Следуйте за колесом жизни; следуйте за колесом долга расе и роду», — в этом заключается подготовка. Потому что те, кто желает получить знание Души, должны начать с того, чему учили всегда: покинуть пути зла и следовать добру, блюсти чистоту жизни, служить людям, бескорыстно совершать поступки, постоянно повторяющиеся, чтобы быть полезным в любом месте, где кто-то может оказаться согласно закону природы.
Стремление выполнить до последнего каждое обязательство, стремление прожить жизнь, которая позволит покинуть мир лучшим, нежели он был раньше, стремление жить благородно, бескорыстно и чисто — вот условия, поставленные тем, кто желает найти Путь.

Перевоплощение

Здесь позвольте мне сказать, что если перевоплощение не истинно, тогда скорее всего такое развитие невозможно. Ни за одну человеческую жизнь не может быть пройден столь длинный Путь, ни в одной новорожденной Душе не могут быть развиты такие божественные способности. Если не правда, что Душа человека после жизни приходит обратно на землю, принося с собою в каждую новую жизнь опыт предыдущих, выстраивая, жизнь за жизнью, все более возвышенный характер, тогда действительно Махатмы были бы невозможны, а совершенствование человека было бы только мечтою поэта. Перевоплощение считается само собою разумеющимся во всем этом учении как фундаментальный природный факт, от которого должно зависеть совершенствование индивидуальности.

 
СфинксДата: Понедельник, 06.05.2013, 19:37 | Сообщение # 9
Группа: Админ Общины
Сообщений: 1680
Статус: Offline

Жить благородно

Прежде всего, человек в течение многих жизней должен настраивать себя жить хорошо, жить с пользой, жить благородно, так, чтобы раз за разом он мог рождаться со все более высокими качествами, с более и более достойными способностями. Затем в человеческой эволюции существует ступень, четкая и определенная, когда Душа, уже долго пробивавшаяся вверх, поднимается немного выше средней эволюции человека. Существуют мужчины и женщины исключительно бескорыстные, которые выказывают исключительные способности, исключительную интуицию, исключительную любовь к духовным материям, исключительную преданность служению человечеству; когда эти исключительные качества начинают проявляться, тогда приходит время, когда один из великих Учителей берет эту персону лично под свою опеку, чтобы направлять дальнейшую эволюцию и воспитывать развивающуюся Душу. Начальные усилия должны совершаться в согласии с великими духовными силами, которые распространены во всем мире. Однако когда это исчерпано, когда мужчины и женщины сделали, так сказать, все, что можно на пути этого общего духовного роста, тогда приходит ступень, когда появляется У'читель, чтобы направлять дальнейшую эволюцию, и если эта эволюция продолжается, то возникают определенные требования.
Они изложены в книгах, которые я упоминала. Если свести их к одной или, скорее, к двум фразам, они могут быть обозначены как «реализация не- отделенности», которую я объясню чуть позже, и «жесткая самодисциплина». Неотделенность с одной стороны, самодисциплина — с другой. Далее. «Неотделенность» — техническое слово, которое означает следующее: вы осознаете, что находитесь в фундаментальном единстве со всем, что живет и дышит, что вы не отделяете себя ни от одной живой твари, что вы не отделяете себя ни от грешника, ни от святого, ни от самого высокого, ни от нижайшего из рода человеческого. Даже от низших форм живых тварей и от вещей, называемых неживыми, которые вы осознаете как единые по своей сути и единые с вашим внутренним Я. В чем это будет выражаться? Это выражается в осознанных усилиях и тренировках с целью начать отождествлять себя со страданиями, чувствами и нуждами человека. Вам сказано: «Пусть твоя душа склонит ухо к каждому крику боли так же, как лотос раскрывает свою сердцевину, чтобы пить утреннее солнце. Не позволь яростному солнцу высушить ни одной слезы боли, прежде чем ты сам не сотрешь ее с глаз страдальца».
Но это не все. «И да ниспадет каждая жгучая слеза человеческая в глубину твоего сердца и да пребудет она там; не удаляй ее, пока не устранится печаль, ее родившая» («Голос Безмолвия». Другие цитаты — из той же книги). . Это первое замечание. Выйдите к страдающему и облегчите его боль; но, облегчая его боль, отдайте ей на растерзание ваше собственное сердце и позвольте ей оставаться там постоянным страданием, пока не удалена причина этой боли. Такова первая ступень неотделенности. Отож¬дествите себя с печалями и радостями мира; пусть печаль каждого станет вашей печалью, боль каждого — вашей болью, радость каждого — вашей радостью. Ваше сердце должно отвечать на каждый трепет других сердец, как струна резонирует на музыкальную ноту, на которую ее настроили. Вы должны ощущать боль, вы должны испытывать мучение; вы должны чувствовать грех и стыд как ваш грех и ваш стыд, и сделать это частью вашего сознания, и нести это, и никогда не пытаться убежать от этого. Вы должны развить в себе восприимчивость, которая будет отвечать на каждое страдание рода людского, и вы должны выносить это на деле так же, как и в чувствах; потому что вам, опять-таки, сказано, что «бездействие в деле милосердия становится действием, смертным грехом».
Однако вы должны не только осознавать боль мира и как свою; вы должны быть столь же суровы по отношению к себе, сколь нежны по отношению к тем, кто вас окружает. У вас нет времени, чтобы растрачивать его на свои собственные проблемы, если тревоги мира должны стать вашими. У вас нет силы, чтобы скорбеть над собственными печалями, если вы собираетесь отождествить себя с горестями рода людского. И поэтому говорится, что вы должны быть твердыми, как косточка манго, к своим собственным болям и горестям, и в то же время мягкими, как его же мякоть, к болям и горестям других людей.

Братство

И так, жизнь за жизнью, вы должны тренироваться, жизнь за жизнью становясь все более и более отождествленным со всем и разбивая все, что отделяет человека от человека. Вот почему братство — это наше единое состояние; потому что осознание этого является первым шагом к тому осознанию неотделенности, которое необходимо, если ученик собирается развиваться. А определенное воспитание ученика — это воспитание, которое делает его восприимчивым к печалям всех, с той целью, чтобы, чувствуя, он был готов помочь, и он тренируется в этой самоидентификации с целым, чтобы в конце концов стать одним из Спасителей мира. Потому что, когда эта тренировка происходит жизнь за жизнью, в человеческом существе постепенно развивается все возрастающее сочувствие, милосердие, которого ничто не сможет подточить, и терпение, которого ничто не сможет поколебать. Никакое оскорбление не сможет нанести обиду, потому что ученик скорбит по тому, кто оскорбляет, а не по удару, который бьет по кому-то. Не может вспыхнуть гнев против любой неправильности, потому что вы понимаете, почему совершен неправильный поступок, вы скорбите по совершившему его и не имеете времени на гнев. Вы не простите неправедного, вы не скажете, что неправедное правильно, вы не притворитесь, будто добро есть зло, потому что это будет величайшей жестокостью и сделает невозможным развитие расы. Однако когда вы распознаете зло, не будет гнева по отношению к тому, кто его совершает, поскольку он един с вашей собственной Душою и вы не осознаете разделения между ним и собою.
С какою целью? Потому что, пока происходит этот рост, жизнь Духа, развивающаяся внутри ученика, будет выказывать себя все больше и больше в повседневной человеческой жизни, и постепенно он станет отмечаться как трудящийся во имя человека, как помогающий человеку, как работающий для человека, трудящийся, чтобы просветить его невежество, принести ему знание и показать ему действительность, лежащую за всеми иллюзиями мира. И он обязан быть суровым к себе, потому что он должен стоять между человеком и злом, потому что он должен стоять между своими более слабыми братьями и темными силами, которые в противном случае могут сокрушить их.
Приведенные здесь примеры того, чем должен являться ученик, говорят о том, что он должен быть подобным звезде, которая дает свет всем, но не берет ни у кого; что он должен быть, как снег, который принимает на себя стужу и жестокие ветра для того, чтобы семена внизу могли спать, неповрежденные холодом, и иметь возможность роста, когда для него придет время. Такова тренировка, при которой требуется подчинение Божественным Учителям; вот чего Они требуют от людей, которые жаждут стать учениками. Поначалу — не выполнение, но попытку, не завершение, но усилие; не обязательно демонстрацию идеала, но стремление к нему среди любых неудач и любых ошибок. И я спрашиваю вас: неужели те из нас, кто осознает это как идеал и кто знает, что это требование, которое предъявляют нам наши Учителя, — неужели возможно, что мы будем действовать во вред обществу или быть чем-то кроме слуг человеческих в нашем повиновении тем, чей закон мы стараемся соблюдать?
А затем, как я сказала, жизнь за жизнью эти качества развиваются, пока наконец не приходит время, когда слабости людей отброшены назад, когда нездоровые стороны человеческой натуры постепенно преодолены, когда сострадания ничто не может поколебать, знание могущественно в своем размахе, а духовность заставляет сознавать себя, — когда таковы качества, характеризующие ученика, он приближается к порогу освобождения; пока не рассветает день, когда следование по этому Пути завершено и приходит время, когда курс обучения ученика закончен и последняя возможность совершенного человека открывается перед его глазами. Тогда на некоторое время земля, так сказать, отодвигается на задний план; он стоит — освобожденная Душа, как его называют, Душа, у которой теперь есть своя свобода, Душа, которая покорила человеческие ограничения, — он стоит на пороге нирваны, этого совершенного сознания и блаженства, которые выходят за пределы возможностей нашего ограниченного сознания. И когда он стоит там, то его, окружает безмолвие; безмолвие в Природе, один из детей которой поднялся над нею, безмолвие, которого некоторое время ничто не может нарушить, когда освобожденная Душа достигла своей свободы. Безмолвие... и вдруг его разрушает голос; это голос, объединяющий в один мощный крик все убожество мира, который оставлен позади. Крик из мира — из его темноты, его убожества, его духовного голода, его моральной деградации. И этот крик, прорезающий безмолвие, окружающее освобожденную Душу, есть вопль страдания человеческой расы, обращенный к Душе, ушедшей дальше своих братьев, к Душе, которая свободна, тогда как они остаются в цепях.

 
СфинксДата: Понедельник, 06.05.2013, 19:46 | Сообщение # 10
Группа: Админ Общины
Сообщений: 1680
Статус: Offline

Чувство единства

Как он пойдет дальше? Жизнь за жизнью он учился отождествлять себя с человеком, жизнь за жизнью он учился отзываться на каждый крик боли. Может ли он уйти вперед освобожденным и оставить других в цепях? Может ли он уйти вперед, к блаженству, и оставить мир в скорби? Он, тот, кого мы называем Махатмой, — освобожденная душа, которая имеет право идти вперед, но во имя Любви поворачивает назад и несет свое знание в помощь невежеству, несет свою чистоту для очищения глупости, несет свой свет, чтобы прогнать тьму, и снова принимает на себя бремя плоти, пока вся раса людей не освободится вместе с нею, и он пойдет вперед не в одиночестве, но в качестве отца могучей семьи, беря с собою человечество, дабы разделить общую цель и общее блаженство в нирване.
Вот что такое Махатма. Жизнь за жизнью в усилиях, увенчанных высшим самоотречением; совершенство, достигнутое в борьбе и трудах, а потом возвращенное обратно, чтобы помочь другим, пока они не встанут там, где стоит он. Каждой Душе, простирающей свои руки, готова помочь его рука. Каждому брату, который просит о руководстве, его сердце отвечает на крик; и они стоят там, ожидая, пока мы захотим учиться и дадим им ту возможность, ради реализации которой они отказались от нирваны.

Величественный идеал

Разве это идеал, достойный издевки, смеха, пустой насмешки? Если бы он являлся всего лишь мечтою, то это была бы самая благородная мечта, которая когда-либо посещала человечество, до краев наполненный самопожертвованием и самый вдохновляющий из идеалов. Для некоторых этот факт является более реальным, нежели сама жизнь. Но для тех, для кого это не является фактом, он может служить идеалом — идеалом самопожертвования, знания и любви. О том, что такие люди существуют, знают некоторые из нас. Но даже если вы не верите в них, в идеале нет ничего, что не было бы благородным, и ничего, что помешало бы вам, размышляя над ним, тянуться выше и выше к свету.
Христианин имеет тот же идеал в Христе, буддист имеет тот же идеал в Будде. Каждая вера имеет тот же самый идеал в человеке, которого почитает как Божественного. И мы, как свидетели, утверждаем всем религиям, что их вера истинна, а не ложна; их Учителя являются реальностью, а не мечтою, потому что Учитель — это осуществление обещанного в ученике, реализация идеала, которому мы поклоняемся. И для некоторых из нас эти Божественные Учителя, которые, как мы знаем, живы, являются ежедневным вдохновением. Мы сможем войти с ними в контакт, только когда приложим усилия, чтобы очиститься. Мы можем только научиться большему, когда практикуемся в том, чему они уже научили. И я говорила сначала о теории, затем — об историческом прошлом, потом — о свидетельствах, которые мы приводим вам в настоящем, и, наконец, о шагах, которые могут предпринять все, если пожелают, потому что я хотела вытащить идеал из всех насмешек, которыми его завалили, вытащить из грязи, которой его забросали, из ссор и споров, которыми его окружили.
Оскорбляйте нас, как хотите, но оставьте нетронутым этот благородный идеал человеческого совершенствования. Смейтесь над нами, как пожелаете, но не насмехайтесь над совершенным человеком — человеком, сделавшимся Богом, в которого в конечном счете большинство из вас верует. Вы, христиане, не будьте лживыми по отношению к собственной религии, не оставляйте своего Христа только предметом веры, а не живой действительности, в то время как многие из вас знают, что он сегодня именно таков. И помните, что, каким бы ни было имя, идеал один и тот же, каким бы ни было название, мысль, которая лежит за ним, все та же самая.
А как вы мыслите, так вы и развиваетесь; каков ваш идеал, такими постепенно и станут ваши жизни. Потому что в мысли заложена такая преобразующая сила, что если ваши идеалы ничтожны, то и ваши жизни будут ничтожными; если ваши идеалы материальны, то и ваши жизни будут материальными. Тогда возьмите сей идеал и поразмыслите над ним, и ваши жизни проникнутся его чистотою; вы станете более благородными мужчинами и женщинами, потому что он сформирует предмет ваших раздумий, а мысль трансформирует вас по своему подобию. Это правда, что люди становятся похожими на то, чему они поклоняются; это правда, что люди становятся подобными тому, о чем они думают. А идеал совершенного человека заключает в себе надежду на будущее расы. Посему сегодня я отстаиваю его перед вами и указываю вам Путь, посредством которого сей идеал может обернуться живою действительностью, превратившись из надежды в живого Учителя, из возвышенного идеала для вдохновения — в Друга и Учителя, которому вы можете вручить свою жизнь.

 
Форум » ЧИТАЛЬНЫЙ ЗАЛ » ПЕРВОИСТОЧНИКИ И ТРУДЫ УЧИТЕЛЕЙ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА » МАХАТМЫ. ЛЕГЕНДЫ И РЕАЛЬНОСТЬ (Учителя тайной Мудрости. СБОРНИК)
  • Страница 1 из 5
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • »
Поиск:

AGNI-YOGA TOPSITES