Понедельник, 22.01.2018, 22:48

Приветствую Вас Гость | RSS | Главная | Форум | Регистрация | Вход

[ Новые сообщения · Участники · Правила · Поиск · RSS ]
Страница 1 из 512345»
Форум » ЧЕЛОВЕК И ОБЩЕСТВО » ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА » РАБОТА С ДЕТЬМИ. ШКОЛА ДОВЕРИЯ (Практическая психология. Н.Е. САЛЬНИКОВА)
РАБОТА С ДЕТЬМИ. ШКОЛА ДОВЕРИЯ
МилаДата: Понедельник, 22.04.2013, 17:28 | Сообщение # 1
Группа: Админ Общины
Сообщений: 6222
Статус: Online
Н.Е.САЛЬНИКОВА

РАБОТА С ДЕТЬМИ:

ШКОЛА ДОВЕРИЯ
ПРОГРАММЫ ДЛЯ ЗАНЯТИЙ С ДЕТЬМИ РАЗНОГО ВОЗРАСТА:
ЖИВОЕ СЛОВО
ВРЕМЕНА ГОДА
ЗАГАДОЧНЫЕ СКАЗКИ
ДРУЖБА
ДИАЛОГИ О ЛЮБВИ
НРАВСТВЕННАЯ ОДАРЕННОСТЬ
360 СЧАСТЛИВЫХ ДНЕЙ В ГОДУ
ИЗ ОПЫТА ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО
КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ ДЕТЕЙ И ВЗРОСЛЫХ

Санкт-Петербург
Издательство «Питер»
2003


ПРЕДИСЛОВИЕ

Сегодня специалисты могут помочь детям в абсолютном большинстве ситуаций. Я бы даже сказала, что не помочь человеку сегодня просто невозможно: в Петербурге есть различные специалисты, которые успешно работают как с детьми, так и со взрослыми. Нужно лишь доверие взрослых к себе, специалистам, к детям, а также к еще не проявленным возможностям людей, культуры, науки, в том числе науки будущего. Мы должны вместе искать ответы на волнующие нас вопросы. Ответ обязательно есть: «Истина с вами, умейте открыть ей путь».

Иногда наша проблема заключается в том, что у нас возникает иллюзия знания. Так, на консультации мама трудного мальчика, симпатизируя мне, умоляла меня никогда не играть в лохотрон. «Понимаете, мы можем обыграть любого человека. А вас мне жалко… Но не думайте, что я сожалею о своей работе и оставлю это дело. Людей надо учить, что деньги нужно зарабатывать честным трудом. Я очень плохо училась в школе, так произошло не по моей вине. Ребенка своего люблю, профессии у меня нет, чтобы достаточно зарабатывать. Я зарабатываю деньги на глупости людей, учу их, а вас мне жалко обыгрывать».

ВРЕМЯ ДЛЯ ВСЕХ


С первоклассником Ф., который постоянно мешал учителю на уроке, мы учились открывать дверь в нарисованный им дом. Оказалось, что дверь – это остановившиеся часы. «Эти часы можно завести, но ключ очень тяжёлый», – объяснил мальчик. Как выяснилось из беседы с опекуном мальчика, часы остановились, когда первые усыновители вернули ребёнка в детский дом.

Как помочь этому мальчику? Вернуть доверие к людям, себе, миру, помочь ему простить взрослых, ставших причиной такой сложной для него ситуации.

Мы вступили в третье тысячелетие новой эры и живём, без сомнения, в особое время, особенной реальности.
Сейчас заявляет о себе забытое прошлое – идеологии, ценности, стили мышления. Наступило «время для всех», время, когда каждое направление, проявившее себя в жизни и не получившее полного, исчерпывающего ответа на задаваемые вопросы, задает их вновь подчас очень активно, даже агрессивно. И от этого нельзя просто отмахнуться, нужно оказать помощь, даже если это желание знать выглядит как агрессивное противостояние всему миру.

Время как бы спрессовано, насыщено событиями внешними и
внутренними. Каждому еще раз предоставляется возможность сделать выбор, изменить свою жизнь, вернуться к упущенным когда-то возможностям, освободить пространство для своей жизни и жизни близких.

В постоянно изменяющемся мире, который требует от человека
максимальной собранности, активности, ответственности,
самостоятельности, конструктивного подхода, открытости новому и будущему, а не только прошлому, человек подчас теряется, стремится вновь вернуться под чье-либо руководство, пусть и жесткое, когда он – исполнитель, а жизнь – проста.
Предлагаемый путь к себе и другим мы назвали “нежной
педагогикой”, бережно направляющей каждого человека, приводящей его к состоянию, сочетающему в себе любовь и мудрость. Слово «нежность» мы употребляем здесь как синоним слова «любовь», значение которого стало
слишком расплывчатым и неопределённым.

Любовь и мудрость – это доминантное мета-состояние, к переживанию которого пусть неосознанно стремятся многие люди: состояние влюбленности в мир, бережного, чуткого отношения к нему, заботы о другом человеке, щадящего отношения к природе, общения с другими людьми, собой, социумом. Человек, достигший такого состояния, имеет больше возможностей для саморазвития, поскольку не зависит от кого-либо или чего-либо: не подчиняется никому и не стремится никого подчинить себе.

В конкретном случае следование по этому пути предполагает принятие ситуации, поиск в ней положительных моментов, нежное, без ожесточения, отношение к участникам ситуации. Действуя в “предлагаемых обстоятельствах”, человек не возвращается к прошлому негативному опыту, а открывает в себе источник силы и любви, верит в себя и в то, что может изменить свою жизнь сам и при помощи людей.
Встав на этот путь, человек может решить большинство ситуаций, возникающих в современном мире.
Этот путь помогает решению большинства возникающих современных ситуаций. В его основе лежит образ-представление: человек подобен произведению искусства, маленький ребенок подобен алмазу, который растёт, превращается в сияющий бриллиант, «огранивается» родителями, педагогами, самой жизнью. Человек, выросший в благоприятных условиях, умеет преобразовывать сам себя, создавать свою жизнь как гармонию красоты, света, совершенствуя себя и пространство вокруг себя, своих близких, объединенных в целостное пространство самопревосхождения.

Задача взрослых – научить самого ребенка беречь свой внутренний свет, не дать ему погаснуть, дарить его, быть в созвучии с другими людьми и природой. Для этого необходимо дать ребёнку знания о человеке и мире, научить его открывать новое, ничего не разрушая.

“НЕЖНАЯ ПЕДАГОГИКА”


Эта книга – мои ответы на вопросы детей и взрослых, оказавшихся в трудных жизненных ситуациях. Главные вопросы, которые мне задавали дети из детского дома: «ПОЧЕМУ меня оставили родители?», «За что МЕНЯ оставили родители?». Иногда эти вопросы задавались прямо, иногда они читались во взгляде, жестах, поступках детей, которые доверяют нам, взрослым, надеются на нашу помощь.

Взрослые в детских домах также задают наивные, но самые главные вопросы о жизни:
– Мы празднуем открытие детского дома. Но ведь это горе! Еще один детский дом!
– Почему Вы не оставите свой дом, своих детей, не разделите жизнь с этими покинутыми детьми, раз Вы – психолог?
– До чего мы дожили, если педагоги рядом с детьми детского дома эксплуатируют эту тему и создают себе рекламу на человеческой беде? Что с нами происходит, если педагоги воруют у обездоленных детей, кричат на них и жестоко наказывают?

Пока дети и взрослые задают эти главные вопросы, им можно помочь: они открыты для общения.

Мы вместе с детьми и взрослыми приходим к выводу, что проблемы возникают, когда естественное состояние человека – чувство любви к другим людям – иссякает. Любовь есть в каждом из нас, и важно так воспитать человека, чтобы он понимал и ценил этот дар, мог хранить его и отдавать другим.

Любовь-нежность, которая находится в сокровенных глубинах нашей души, часто не находит выхода; такие люди нуждаются в нашей помощи. Состояние нежности, или мудрой любви, необходимо для творчества, бережного открытия своего Я в мире людей, природы, космоса.


Господь твой, живи!
 
МилаДата: Понедельник, 22.04.2013, 17:38 | Сообщение # 2
Группа: Админ Общины
Сообщений: 6222
Статус: Online
ДОВЕРИЕ К МИРУ И «МОСТ» СОТРУДНИЧЕСТВА


Доверие к миру у ребёнка формируется на основе доверия к людям. Ребёнок воспринимает мир через призму восприятия взрослого человека. Так, если мать не испытывает страх в тревожной и угрожающей ситуации, а мужественно ищет пути её решения, ребёнок обычно предпочитает довериться отношению матери. В трудной ситуации маленький ребёнок приходит к взрослому человеку, спрашивает его о происходящем, наблюдает за его поведением и принимает соответствующую реакцию взрослого.

Поэтому так важно взрослому устанавливать и поддерживать контакт с ребёнком. На первом этапе это эмоциональный контакт, появляющийся при взаимодействии в различных ситуациях (совместная прогулка, приготовление уроков, решение конфликта, просьба), затем это освоение и принятие правил взаимодействия, далее – взаимопонимаение и высшее проявление совместной деятельности – сотворчество.
Практика показала, что сотрудничество детей и взрослых возможно, если его главные организаторы – взрослые – ориентируются на позитивные проявления детей и взрослых соответственно возрасту, индивидуальности и глубинной природе человека. Каковы они?

1. Мир детства. Дети беззаботны, доверчивы, радостны,
непосредственны, искренни, отзывчивы, готовы преданно любить взрослого человека, благодарны, незлопамятны, нестандартны в оценках, спонтанны в поведении, подвижны.
Общение с детьми, особенно со школьниками младших классов, представляет для взрослого человека проблему подчас
именно из-за отличия детской психологии от психологии взрослого человека.

2. Мир взрослости.
Взрослые понимают детей, умеют принимать решения, умеют находить выход из любой ситуации, умеют прощать и признавать свои ошибки, нести ответственность за свои поступки, терпеливы, великодушны, заботливы.

Что может обеспечить соединение всего лучшего, что есть у ребенка и взрослого? Характер взаимодействия, основанный не на подчинении детей взрослым, не на разрушении мира детей, но и не на растворении в нем, а на взаимном обмене и обогащении чувствами, ценностями.

(....)

Эмоциональный фон общения: радость, удивление, восхищение, спокойствие, нежность, доверие.

Незабываемыми для детей оказываются радостные переживания. Они могут быть связаны с различными событиями и делами. Что доставляет ребенку особенную радость? Сюрпризы, сказки, игры (в том числе подвижные), творчество, общение, обращение учителя к детям по имени, искренние ласковые слова.

Это – первый этап установления контакта педагога с детьми, который включает знакомство, создание атмосферы доверительного общения и доброжелательности, преодоление негативных эмоциональных барьеров и т.д.

Эффективное взаимодействие достигается путем введения правил общения: «не мешать другим», «быть здесь и сейчас», – которые мягко структурируют взаимодействие участников, помогая избегать негативных ситуаций, поддерживать спокойную, доброжелательную атмосферу на
занятиях. Спонтанные реакции детей при этом следует не подавлять, а преобразовывать в конструктивном направлении.

Взаимопонимание. При понимании и принятии целей совместной деятельности становятся возможными диагностика педагогом или психологом, ведущим занятия, индивидуально-типических особенностей детей и понимание учениками своего учителя.

Отношения строятся таким образом, чтобы от спонтанных реакций в чувствах, мыслях, поведении перейти к совместному творчеству, сотворчеству.


Господь твой, живи!
 
МилаДата: Понедельник, 22.04.2013, 18:00 | Сообщение # 3
Группа: Админ Общины
Сообщений: 6222
Статус: Online
ПРОГРАММЫ ЗАНЯТИЙ


Первой программой автора была «Азбука Жизни», которая была
предназначена для детей детских домов, детей и взрослых, нуждающихся в особой поддержке специалистов. Программа, написанная в 1988 году (см. приложение 1), стала основой для создания семи программ, появившихся в результате взаимодействия с детьми и взрослыми, осмысления опыта решения современных проблем воспитания в семье и в образовательных учреждениях.

Все эти программы ориентированы на диагностику и самодиагностику, коррекцию самокоррекцию, развитие и саморазвитие у детей и взрослых:

• эмоций и чувств. Чаще всего педагог принимает правильные решения относительно ребёнка, если относится к нему с нежностью. В этом состоянии мы не подчиняемся другому человеку и не подчиняем его себе, а можем мягко изменить ситуацию, ориентируя детей и взрослых на сотрудничество, а затем и сотворчество. Очень важная часть программы – изменение самого педагога, его готовность «уча учиться», «побеждать любя», «учить тому, что умеешь сам». Работать с детьми и педагогами детского дома, «трудными» детьми трудно в первую очередь потому, что дети грустны, печальны, при малейшей неудаче впадают в уныние, а через некоторое время такими же становятся и педагоги, которые с ними работают;

• ценностей, идеалов, мировоззрения, интеллекта, способностей,
мотивации к творчеству. Образование должно быть ценностно-
ориентированным. Важно относиться к каждому человеку как к
личности, как к произведению искусства, что предполагает
индивидуальный подход и умение «реставрационные работы»,
высветлять п о з и т и в н о е в человеке.

Дети из детских домов не знают, что такое хорошо и что плохо, как лучше строить отношения. У них нет основных представлений о мире, в котором они живут;

• черт характера, таких как самостоятельность, стойкость, воля, вкус к преодолению напряженных ситуаций, принятие их и поиска выхода из жизненных трудных обстоятельств, выбор наилучшего решения и его реализации;

• способности понимать других людей и самого себя;

• осознания, осмысления детьми и взрослыми своего опыта. Зачастую человек сам создаёт себе сложную ситуацию, поэтому и начинать изменения необходимо с него. Здесь необходимы: анализ его роли в возникновении каждой ситуации и её разрешении, конструирование позитивных ситуаций, преобразующих природу взрослого и ребенка.

Автору близка точка зрения Д.Б. Эльконина, согласно которой «кризис детства» определяется тем, что освоение культуры и взросление перестали быть единым процессом. Так, наряду с распадом сюжетно-ролевой игры, детского сообщества, наблюдается увеличение случаев детского инфантилизма*. Д. Б. Эльконин считает, что необходимо изменение системы образования, поскольку потеряны осмысляющие и организующие всю эту систему начала:

а) идеальная форма, т.е. образ взрослости, в котором должны быть представлены совершенство и образцовость;

б) событие взросления – форма явления взрослости через отнесение к не-взрослости (незрелости), т.е. явления границы зрелости и незрелости и перехода между ними;

в) посредничество и посредники – те, кто образом и выразительной формой своего существования являют переход и границу.

При разработке стратегии и самих программ наиболее важными
составляющими являются два момента. Касающиеся включения ребёнка в мир взрослых и в мир природы.

1. Природосообразность/культурно-исторический аспект. Доминантой, образцом должна быть природа (цикличность дня и ночи, смена времен года), самовоспроизводимость живого, тайна природы («Природа существует для того, чтобы ее разгадали»). Формы занятий могут быть различными: музыка, танцы, занятия на природе, сочинение сказок.

Культурно-исторический аспект подразумевает передачу знаний о жизнедеятельности общества.

2. Внимание к спонтанным проявлениям человека/ориентация на
объединение. Необходимо внимательное отношение к неожиданным для педагога и психолога проявлениям ребёнка. Творчество и умение импровизировать – важные умения для педагога, работающего по этим программам. С целью объединения детей и взрослых отбирались и создавались задания и истории, понятные всем. Диагностические процедуры, выводы психолога и педагога должны быть прозрачны и убедительны как для ребёнка, так и для родителей.
В данной книге представлены семь программ для детей и взрослых, которые появились в результате обобщения работы автора в течение 14 лет в детском доме, детском саду, школе, вузах:
1) «Живое слово»;
2) «Ориентация на сотрудничество»; «Времена года» или «Сказки Серебряного Зайца»;
3)«Преодоление противоречий между детьми и взрослыми» или «Дружба»;
4)«Ориентация на сотворчество» или «Загадочные сказки»;
5) «Главная проблема жизни», или «Диалоги о любви»;
6) «Нравственная одаренность»;
7) Профилактика зависимостей разного рода, или «Каждый день –счастливый».

Через все программы красной нитью проходит идея раскрытия
творческого потенциала детей и взрослых в процессе индивидуального и группового общения в специально организованной для этого ситуации.

Программа «Живое слово» направлена на преодоление стереотипов детей и взрослых в ходе индивидуальной работы с ними. Необходимо всё время помнить о том, что дети, растущие в современной экологической ситуации – другие, и искать новые пути установления контакта с ними. Одна из основных задач психологов сегодня – состоит в восстановлении разрушенных связей между поколениями. Им нужно найти лишь живые слова, образы, создать ситуации, помогающие преодолеть стереотипы мышления и негативный опыт, показывающие возможные пути разрешения
жизненных коллизий.

«Ориентация на сотрудничество», «Времена года» или «Сказки
Серебряного Зайца». Серебряный заяц – сказочный персонаж, он знает все сказки на свете.

Программа (“Времена года”) подготовлена на основе книги
«Деpево Жизни» А.H. Афанасьева. Рассказывая детям сказки о природе, взрослые зачастую заново понимают их смысл. Первоначально сказки повествовали о ветре и дожде, громе и солнце, облаках и тучах. В самих этих образах запечатлена любовь к природе. Кроме того, программа дает возможность неявно переориентировать детей с дихотомического разделения
событий («хорошо – плохо») на более широкий круг представлений о происходящем вокруг них и в них самих и показать, что существуют циклы, ритмы, в которых «хорошо – плохо» – это только полюса, а между ними – богатое разнообразие чувств, событий, возможностей.

Программа предназначена для работы с малыми группами детей и взрослых (3 – 5 человек) и представляет собой цикл из 10 занятий.

«Преодоление противоречий между детьми и взрослыми», или
«Дружба». Гармоничное объединение в группу как детей, так и взрослых дает очень многое каждому участнику такой группы. Исследования И.С. Кона показали, что дружеские пары, обогащающие друг друга, долговечны, поскольку следуют шести основным правилам дружбы. Занятия проводятся в группах 10–12 человек.

«Ориентация на сотворчество» или «Загадочные сказки». Смысл
многих сказок утерян. Однако именно в сказках, притчах хранится драгоценный опыт наших прародителей, без которого более трудным становится развитие человека. Пpедлагаемая автором методика pаботы со сказками помогает детям и взpослым пеpежить сказку, почувствовать ее глубину. Детям, знакомым с сюжетом сказки, пpедлагается откpыть её втоpой, глубинный план, самим постpоить мост между "мое – иное", общечеловеческое.
В программе приводятся разработки 9 занятий по известным сказкам («Синяя Борода», «Аленький цветочек», «Курочка Ряба» и др.) Занятия проводятся в группе из 10–12 человек.

«Главная проблема жизни», или «Диалоги о любви».
Взаимоотношения между мальчиками и девочками, юношами и девушками, мужчинами и женщинами – одна из фокальных, поворотных точек изменения жизни к лучшему. Говорить о любви нужно так, чтобы не разрушить «очарование неизъяснимого». Для этого в программе используется язык образов, стихов, легенд, сказок, правдивые истории, похожие на сказки.

В программе занятий «Диалоги о любви» или «Современные
актуальные вопросы воспитания» предлагается обсуждения о любви проводить в режиме диалога с педагогами, родителями, старшеклассниками.

В «Нравственной одаренности» представлены основные направления создания программ по нравственно-этическому воспитанию детей и темы для обсуждения для взрослых.
Программа «Каждый день – счастливый» ориентирована на помощь детям и взрослым через обобщение своего индивидуального опыта в образах прекрасного и опыта, накопленного в культуре, осмысление своего пути, тех ситуаций, которые они проживают.

Эта программа создана как обобщение успешно пройденных трудных ситуаций, с которыми сталкиваются современные дети и взрослые. Формы занятий – рассказывание сказок, историй, творческие задания, танцы, посещение выставок, концертов.
В приложении приводятся сценарии занятий и тексты сказок, которые могут быть использованы на соответствующем этапе работы по созданию творческого коллектива детей и взрослых, а также справочный материал, важный для работы по программам.

Критериями эффективности программ являются изменение
эмоционального состояния детей и взрослых, их желание заниматься, интерес к занятиям, улучшение состояния здоровья. Оценка по методике Фолля показывает, что улучшение состояния здоровья наступает у 70% детей 6–7 лет уже после 10 занятий по первым четырем программам.

Остальные программы представлены как генерализация опыта успешного консультирования в сложных жизненных ситуациях.
Важным принципом работы является сочетание индивидуальной и групповой работы с детьми и взрослыми, постепенный переход от индивидуальной работы к работе в малых группах с последующим увеличением численности групп (10–12 человек).

_________________________________________________________
*Эльконин Д.Б. Кризис детства и основа проектирования форм детского развития // Вопросы психологии - 1992. - №3


Господь твой, живи!
 
МилаДата: Понедельник, 22.04.2013, 18:01 | Сообщение # 4
Группа: Админ Общины
Сообщений: 6222
Статус: Online
БЛАГОДАРНОСТИ


Я признательна за помощь и поддержку, предоставление некоторых материалов моими коллегами. Искренность, доверие, терпение педагогов, детей, родителей, моих коллег и друзей помогли мне завершить работу над этой книгой.

Полонская Ольга Дмитриевна поддерживала меня на всех этапах
работы в течение 14 лет. Обсуждение, критические замечания, смелость, терпение, широта и глубина знаний помогли завершить работу.
О.Д.Полонская участвовала также в работе над проектом «Школа Доверия» (см. приложение 4).

Воронина Наталия Сергеевна – педагог-психолог, которая
поддерживала меня во всех начинаниях, участвовала в создании нескольких программ. Она – первый читатель, редактор программы «Азбука Жизни», тонкий критик, бесконечно отзывчивый, смелый, независимый и добрый
человек.

Скнарь Марина Августовна – учитель литературы – терпеливый и
добрый читатель. Ее тонкие конструктивные замечания в решении различных ситуаций и при работе с текстом помогли мне точнее и ярче выразить их для читателей.

Никифорова Наталия Серафимовна – психолог, поддержавший меня в процессе публикации программы «Азбуки Жизни» и в работе над первыми четырьмя программами.

Фабричева Ольга Александровна – психолог. Мы работаем вместе 12 лет. Суждения и работы О.А.Фабричевой помогают мне иначе – точнее, объемнее – проанализировать свой опыт. Ее опыт работы с самыми трудными подростками, оказавшимися вне культуры и традиций и, тем не менее, открытыми для общения, бесценен. Доброта, честность, чистота,
легкость, редкое умение слушать и слышать, удивительная сила духа, последовательность и твердость этого человека явились для меня камертоном для поиска нужных тем и изложения материала. Ее творческие находки в практической работе дополнили и расширили мой первоначальный замысел.
Некоторые ситуации из практического опыта О.А. Фабричевой представлены в книге.

Лесохина Людмила Николаевна – доктор педагогических наук,
поддержала идею образовательного проекта по общечеловеческим ценностям
(программа автора «Дружба» – часть этого проекта). Предисловие Л.Н. Лесохиной представлено в главе «Нравственная одаренность».

Колеченко Александр Кузьмич – доктор психологических наук
критическими замечаниями, конструктивными предложениями оказал неоценимую помощь в процессе работы над большей частью программ и помощь в публикации некоторых из них.
Левашова Тамара Николаевна – кандидат педагогических наук. Она создала редкую творческую атмосферу в психологическом центре. Вне этой атмосферы, а также тонких критических замечаний-размышлений работать над программой «Диалоги о любви» было бы очень трудно. Она поддержала и помогла в создании проекта «Школа Доверия» (см. приложение).

Молоксулова Марина Михайловна – автор «Удивительных сказок» для детей и взрослых. Её бережное отношение ко всему живому вокруг, глубоко уважительное обращение к детям помогли найти автору новые интонации при описании некоторых историй о детях. Сами сказки чрезвычайно поэтичны, две сказки из них представлены в настоящей книге.

Алексеева Татьяна Васильевна поддерживала коллективную работу над программой по нравственным вопросам в процессе консультирования педагогов и родителей. Ее четкость, конструктивность, ясность помогли подготовить совместную статью по результатам работы.

Сальников Александр Иванович – муж и коллега, вдохновлял и
поддерживал меня во всех начинаниях на всех этапах работы. Его глубокие и конструктивные замечания, доверие и терпение, чувство реальности помогли завершить работу над книгой.

Куртышева Марина Александровна – психолог. Ее глубокие
разносторнние знания, утонченность мышления, творческий подход к психологическим феноменам и жизненным событиям, позитивный взгляд на мир являются бесценной поддержкой в доработке и написании программ.

Кузьмина Наталия Евгеньевна – сестра, постоянно поддерживала меня при написании и издании книги на протяжении многих лет. Я признательна также мудрым детям (теперь уже взрослым людям):

• Марии Соловьевой за глубокое обсуждение темы безусловной любви родителей к детям как высшей формы любви, а также за
сотрудничество при создании цикла «Сказки Серебряного Зайца», подготовку материалов для занятий («Сказочное Дерево» и др.);
• Любе Сальниковой за сотворчество в создании цикла «Загадочные сказки»;
• Саше Фабричевой, одной из первых юных внимательных читательниц книги. Я дорожу найденным ею образом книги.


Господь твой, живи!
 
МилаДата: Понедельник, 22.04.2013, 18:21 | Сообщение # 5
Группа: Админ Общины
Сообщений: 6222
Статус: Online
ПЕРВАЯ ПРОГРАММА ЗАНЯТИЙ
«ЖИВОЕ СЛОВО»

ВВЕДЕНИЕ


…И в чистой тишине рождаются слова,
Живые капли Сердца золотого.

У современного человека 51 стереотип
мышления…

Дети, растущие в новой экологической ситуации, во многом
отличаются от своих сверстников предыдущих поколений. Поэтому необходимы новые пути установления контакта с ними и его поддержания, чтобы пережить радость общения и сотворчества.

Приведем несколько методик, программ занятий, которые оказывают неоценимую помощь в работе с детьми и взрослыми, находящимися в трудных жизненных ситуациях.
В нашем мире трудно открыть что-либо новое. Общечеловеческие ценности существуют как основные вехи нашей жизни. Рождаются новые сказки – как мы живем, такие сказки и рождаются. В переплаве боли и переживаний происходит открытие новых интонаций, ритмов, вибраций-слов.

Многим детям и взрослым сегодня помогают психологи, главная
задача которых заключается в восстановлении разрушенных связей между разными поколениями. Этим специалистам необходимо найти ЖИВЫЕ НОВЫЕ ВИБРАЦИИ-СЛОВА, ОБРАЗЫ, СОЗДАТЬ СИТУЦИИ, помогающие преодолеть стереотипы мышления.

Проблемы, с которыми обращаются к психологам взрослые, как
правило, следующие:

• фундаментальные потребности ребенка в любви, защите, в новых впечатлениях;
• индивидуально-типические особенности данного ребенка, отличающие его от других детей;
• сложные взаимоотношения в семье;
• вопросы, которые задают дети и на которые родители не всегда могут ответить позитивно;
• неожиданные поступки детей, которые ставят взрослых в тупик.

Остановимся подробнее на содержании и формах работы по этим проблемам с детьми и взрослыми.

Фундаментальные потребности человека, по Л. И. Божович (1968), - это потребность в безопасности, потребность в новых впечатлениях, потребность в любви.

Чаще всего в длительной помощи взрослых нуждаются дети из детских домов, неблагополучных семей; дети, родители которых постоянно заняты, тяжело больны и т.д.

По этой теме опубликовано достаточно много литературы, тем не менее ощущается дефицит информации по содержанию и формам работы с такими детьми.

Основная цель индивидуальной работы с детьми – установление
контакта с ребенком, восстановление его связей с миром через одного конкретного человека: мать, педагога, психолога, студента, специалиста (невропатолога, психиатра, логопеда) с последующим включением ребенка в малую группу, затем в большую, затем в социум.

Если представить, что человек, чувствующий полноту бытия,
радостный, любознательный, отзывчивый, связан с миром более чем 300 невидимыми и видимыми нитями: любовью к конкретному человеку, интересом к какой-то сфере деятельности, заботой о ком-то, занимающим его вопросом, к которому он возвращается снова и снова, любовью других людей к себе, то человек, находящийся на грани жизни-смерти, в состоянии длительной депрессии, раздражения, зависти, обиды, голода, заключения и изоляции от других людей, связан с миром примерно 20–80 нитями. Задача специалиста, ведущего консультативную работу, заключается в том, чтобы выявить, восстановить и закрепить самые ценные, накопленные социумом связи и, если необходимо, ослабить устойчивые неконструктивные связи с миром, например устранить просмотр пугающих человека фильмов, также представляющих собой связь с миром, но в его негативном, разрушительном аспекте.

Ведущему занятия специалисту важно знать:

1) интересы ребенка (какие предметы ему нравятся, чем он занимается в свободное время, какие фильмы любит смотреть и т. д.);
2) взаимоотношения с другими детьми и взрослыми (доброжела-
тельность, отношение к конфликтам – избегает или пытается решить их);
3) к чему у ребенка есть способности, что следует развивать;
4) уровень саморегуляции, самосознания (принимает ли себя таким, каков есть, хочет ли что-то изменить в себе; умеет ли управлять своими чувствами, поведением и др.).

Помощь в диагностике может оказать предварительная беседа с
родителями, педагогом, позволяющая выяснить, что ребенок любит: игры, фильмы, книги и какие именно; какой эмоциональный фон преобладает; в каких кружках занимается, если оставил занятия в кружке, то по какой причине; хотел ли учиться в школе, как учился, с чем связано, что стал учиться хуже, как ему пытались помочь и кто, каковы результаты этих действий; есть ли у него братья или сестры, какого они возраста и каковы взаимоотношения братьев и сестер между собой, знакомство с творческими работами ребенка.

На первом этапе знакомства далеко не всегда можно предлагать
ребенку тестовые задания – дети или отказываются выполнять их, или выполняют так, чтобы взрослые поскорее оставили их в покое. Задания непривычные, не требующие словесного общения, ориентированные на преодоление негативных эмоциональных барьеров, дают возможность установить эмоциональный контакт, провести экспресс-диагностику эмоционального состояния ребенка, уровня его внимания, мелкой моторики и др., настроить ребенка на сотрудничество, поддерживать гармоничное состояние взрослого, шаг за шагом идти с ребенком и взрослым к сотворчеству.

Новые Методики. В практике автора для создания атмосферы
доверия в работе с разными детьми, в том числе с теми, кто испытывает трудности в общении с сверстниками и взрослыми, и особенно с детьми детского дома, эффективными оказались следующие методики:

1. Методика «Что тебе нравится ?»
1) вариант «Набор цветных камней»;
2) вариант «Набор открыток».

2. «Твой портрет»
1) вариант методики Г.М. Назлояна
2) вариант «Стихи о тебе»,
3) вариант «Выполни задание»,
4) вариант «Перспективы».

3. Методики экспресс-диагностики пространства внутреннего мира детей и взрослых («Матрешка»).

Методика «Что тебе нравится?»


Вариант «Набор цветных камней»

Материал: набор из 18 разноцветных полудрагоценных камней.
Задание: «Выбери 5 камней, которые тебе более всего нравятся, и положи их на стол».

Цель: установить контакт с ребенком, диагностировать
преобладающий эмоциональный фон (сколько темных камней выбрал ребенок), внимание (точно ли выполнил задание), мелкую моторику (как берет и кладет камни), умение слышать и слушать (рассказ психолога о выбранных ребенком камнях).
Выбор двух или более темных камней, как показывает опыт, может быть показателем неблагополучного эмоционального состояния. Для более глубокой диагностики следует провести с этим ребенком тестовые исследования.

Ситуация. Дети из детского дома и некоторые школьники
отказывались выполнять тестовые задания. Однако когда им была предложена модификация цветового теста Люшера "Набор камней", 7-летняя девочка из детского дома, которая изобретательно избегала любых контактов с незнакомыми людьми, заглянула ко мне, увидела набор камней, забыла свой страх: «Что это?». Она с восхищением рассматривала камешки, вынимала их, после чего выполнила задание. Более того, она привела своих друзей знакомиться со мной: «У этой тети золотой камешек!».

Ученик 2-го класса выбрал только тёмные камни. По дополнительным тестам подтвердилось предположение, что он относится к группе риска, ему необходимо оказать поддержку дома и в школе.

Эта методика помогает установить глубинный контакт и с детьми и взрослыми, многократное ее предъявление не утомляет взрослого.

Вариант «Набор открыток»

Задание: «Выбери открытки, которые тебе нравятся, и положи их на стол».

Цель: установить контакт с ребенком, представить пространство его интересов; диагностировать внимание (точно ли выполнил задание), аккуратность (как сложил открытки – аккуратно или как попало), насколько он любознателен (как рассматривает открытки, какие открытки выбрал), широта кругозора (может ли рассказать, что изображено на открытке);
определить, что его привлекает в большей степени: природа, люди, знаки, ритмы,…

С этой целью предлагается набор открыток по следующим
произведениям искусства с соответствующей ориентацией:

«Человек–Человек»: З. Е. Серебрякова «Беление холста», Анри Матисс

«Музыка», В. И. Суриков «Покорение Сибири Ермаком», «Взятие снежного городка»;

«Человек-Природа»: М. С. Сарьян «Феллахская деревня», В. И. Суриков «Минусинская степь», Н. К. Рерих "Горное озеро. Перевал Бара Лача";

«Человек-Знак»: Давид Анахт. Сборник конца XIII века. Коренная Армения, монастырь Авагванк «Писец и художник Мхитар» (изображена заглавная буква Г);

«Человек-Ритмы»: («Архитектура – это застывшая музыка»): Клод Моне «Руанский собор в полдень», фотография Загорского государственного историко-художественного музея-заповедника.
Больше всего "трудным детям" (1 – 9 классы) нравятся репродукция с картины Н. К. Рериха и фотография Загорского музея. Их выбрали 80% детей (объем выборки – 200 детей от 5 до 17 лет).

Репродукции картины «Минусинская степь» выбрали 70% детей,
«Феллахская деревня» – 60% детей; «Писец и художник Мхитар» – 57% детей, «Покорение Сибири Ермаком», «Взятие снежного городка» – 40% детей, «Руанский собор в полдень» – 32% детей, «Беление холста» – 14% детей. «Музыка» Матисса очень понравилась 7% детей.

Набор может быть дополнен в соответствии с поставленной в
диагностике задачей.

Ситуация. Ученик первого класса детского дома – доброжелательный, но очень застенчивый – не отвечает на вопросы. По общей программе учиться ребенку очень трудно. Нужно провести тестовую диагностику интелектуального развития.

Сначала нужно установить с мальчиком контакт. Я предложила ему выбрать открытки. Мальчик выбрал открытку с изображением картины Матисса. Эмоциональная реакция мальчика была очень выразительной: "О!"
Не дышит, глаз оторвать не может. Мальчик явно потрясен. Радость, пережитая им, помогла преодолеть страх.
Методика "Что тебе нравится?" не утомляет ведущего и ребенка, многократное предъявление высокохудожественных произведений искусства и общение с ними вызывает радость.

Методика «Твой портрет»

Вариант методики Г.М.Назлояна


Цель: установить контакт; выявить интересы ребенка (взрослого).

Описание: ведущий предлагает ребенку (взрослому) нарисовать его портрет.
Такая форма взаимодействия помогает установить контакт, преодолеть барьеры, мешающие общению детей и взрослых.
Беседа идет спонтанно, в ходе ее затрагиваются самые разные темы, часто неожиданные для психолога и ребенка. Такая форма занятий – совместное творчество в решении жизненных проблем, в результате которого появляется уверенность, раскрепощенность, чувство свободы.

Ситуация.
На консультацию пришли родители семиклассника К.,
который в течение 3-х лет был на домашнем обучении. В классе он учиться не мог, так как у него постоянно была повышенная температура.

Обследование у специалистов показало, что мальчик здоров, но объяснить его состояние и помочь они не могли.
К. был очень замкнутым, пугался, когда слышал самые простые
вопросы: « «Как тебя зовут?», «Сколько тебе лет?». Очень осторожно выполнял задание «Набор цветных камней». После выполнения нескольких заданий на невербальное мышление выполнил рисуночный тест «Нарисуй животное, которого никогда не было». Он нарисовал крошечное существо, которое трудно было рассмотреть и определить, на что оно похоже. Я предложила К. нарисовать автопортрет, и он согласился, хотя и был очень удивлен.


Господь твой, живи!
 
МилаДата: Понедельник, 22.04.2013, 18:27 | Сообщение # 6
Группа: Админ Общины
Сообщений: 6222
Статус: Online
Во время рисования портрета мальчик стал вести себя более
непринужденно, стал задавать вопросы, с интересом отвечал на мои. Беседа текла спокойно. Посмотрев на незаконченный портрет, К. с изумлением спросил: «Это я?». Во время следующей беседы мы обсуждали будущее, каким К. хочет быть. Говорили о его младшем брате, школе, а затем о самых неожиданных как для самого мальчика, так и для меня вещах. После пяти занятий с К. он был переведен в класс, где смог учиться со своими сверстниками. Конечно, его проблемы не были решены полностью, но на данном этапе удалось достичь взаимопонимания, возник эмоциональный контакт, доверие к педагогу, психологу. Конкретная задача – вхождение в работу большой группы – была решена.

Если удается УВИДЕТЬ человека – найти ракурс, выражение лица, отражающее внутреннее, радостное искреннее состояние с лучащимися глазами, красивое лицо (а у каждого человека много лиц), хочется показать это лицо человеку, и тогда рисунок или набросок к нему удаются. «Неужели это я?! Как похоже и какая я красивая», – говорит женщина. – «Можно я возьму рисунок себе?».

В результате занятий удается достигнуть контакта, а в некоторых случаях совместно решить проблемы, выйдя за привычные рамки стандартных решений. Результат зависит как от конкретной задачи, которые ставят родители или педагог, так и от настроя ребенка и моей готовности начать работу с этим ребенком (или взрослым).


Господь твой, живи!
 
МилаДата: Понедельник, 22.04.2013, 18:41 | Сообщение # 7
Группа: Админ Общины
Сообщений: 6222
Статус: Online
Вариант «Стихи о тебе»

Цель: установить контакт; дать возможность ребенку или взрослому почувствовать доброе отношение к нему.
В процессе беседы ребенку (взрослому) ведущий читает стихи,
созвучные его эмоциональному состоянию, проявляющие его переживания и направляющие их в позитивное русло.

Ситуация. 12-летняя Л. вела себя очень агрессивно: она ожидала, что мать заберет ее из детского дома после возвращения из заключения, а этого не произошло, мать даже не появилась. Девочка все ломала, кричала, провоцировала конфликты. Пришла ко мне, явно ожидая какой-то помощи.

– Заходи, у меня есть для тебя стихотворение!
– Да? (заходит, забыв на время о своих проблемах).
Слушает стихотворение, где есть богатые ассоциации с ее фамилией; успокаивается.
Стихи написаны мною давно. Собственно, это не стихи, а ритмический текст – ответы на вопросы: почему случаются ссоры, раздоры между детьми и родителями? мужем и женой? родственниками? между детьми?

Я ЛЮБЛЮ ЦВЕТЫ

Тишина звенит синицей,
Я иду к тебе...
В руке предмет,
Мы смотрим на него,
Он растворяется в нас,
И тогда твоя рука – моя рука.
Где ты?
Где Я?
Есть МЫ.
Мы – вместе.
Мы – сильны и легки.
Наш язык – улыбки, взгляды, молчание.
Мы – тонкое одно.
Мы
откликаемся на взгляд,
на вздох.
Нас не за что ругать и наказывать.
Наказания, оценки, похвала –
Язык мира "я",
Мира, где нет любви.
Люблю –
вижу твою красоту,
твой свет,
вижу, каким ты будешь.
Твоя красота – зерно,
моя любовь – почва, свет и воздух для него.
Здесь рождается жизнь.
Я не требую от зерна, чтобы оно росло,
Я помогаю ему терпеливо,
изо дня в день.
Я вижу, чем помочь тебе,
Я терпелива,
Я доверяю тебе,
Я рада выполнить твою просьбу...
Каким ты будешь цветком,
когда вырастешь?
Зерно?!
Зерно, зернышко,
Ты растешь.
Мы говорим на одном дыхании с тобою.
Я не требую от тебя любви ответной –
Бери мое тепло, мой свет,
Раскрой то, что есть в тебе,
расти...
Может, ты будешь розой?
А может быть, одуванчиком золотистым?
Или колокольчиком нежным?
Хорошо!
Я люблю все зерна, в ком есть
сила стать цветком.
Когда я думаю о тебе,
Когда я помогаю тебе,
Когда я дарю то, что захочется тебе,
Я чувствую журчание родника в душе моей.
Еще одно зерно взойдет,
Это я возрождаюсь в нем,
Я сильнее становлюсь, глубже, шире.
И вот уже нет Я,
Есть Мы – одно.
Тишина звенит синицей,
Я люблю цветы...


«Это... про МЕНЯ?» – спрашивает девочка.
«Да. Давно написала. Как будто чувствовала, что мы встретимся», – отвечаю я.
Девочка улыбается и уходит более спокойная.
Занятие получается, когда ребенок активно ждет помощи; кроме
того, важен настрой ведущего : сочувствие ребенку, искренность, чувство меры.


Господь твой, живи!
 
МилаДата: Понедельник, 22.04.2013, 18:51 | Сообщение # 8
Группа: Админ Общины
Сообщений: 6222
Статус: Online
Вариант «Творческие задания»


Цель: установить контакт, выявить возможности развития ребенка.
Проводится длительная диагностическая работа. Задания могут быть самыми разными: диагностика внимания, воображения, памяти и др.

Ситуация. Девочка учится в 3 классе. Когда учитель вызывает ее к доске – молчит.
Учитель очень доброжелательный, дети в классе также относятся к девочке дружелюбно. В первом классе она занималась в группе у психолога.
Целью занятий было помочь девочке преодолеть барьеры межличностного общения. Однако положительный результат на занятиях в малой группе не был достигнут.

В 3-м классе после 8 индивидуальных занятий со студенткой 2 курса, которая занималась изучением памяти, внимания, особенностей мышления по программе педагогического университета (она проходила практику в школе), девочка изменилась, стала отвечать у доски (пока тихо), стала проявлять большую инициативность в общении.

В результате индивидуальных занятий удалось преодолеть
эмоциональный барьер, который стал устойчивым за 2 года обучения в школе. Личность студентки, по-видимому, была самым значимым условием изменения ситуации. Ее главными личностными качествами были доброжелательность, умение слушать и слышать, настрой на конструктивное решение ситуаций, способность сопереживать девочке, собранность, ответственность, искренность.

Еще одна ситуация. 4-летний воспитанник детского сада Б. не справлялся с выполнением заданий для своего возраста ни в процессе групповой работы, ни в процессе индивидуальной работы. Его мать отказывалась от обращения в психологический центр за консультацией.

Диагностика, наблюдение также показали, что ребенок очень замкнут.
Нужно было подобрать индивидуальное задание, помогающее установить с Б. контакт и понятное для его мамы.
Я предложила Б. несколько лабиринтов, различающихся по сложности.
Нужно было выйти из лабиринта. Правило при выполнении задания было таким: не касаться карандашом стен-линий лабиринта. После того, как ребенок понял задание, мы сочиняли истории, где он помогал заблудившемуся зайчику, лисенку или другому зверьку выйти из лабиринта.

На третьем занятии мы продолжали в числе иных выполнять и это задание.

«А кого ты сейчас будешь спасать?» – спросила я. Б. неожиданно ответил (взгляд осмысленный, осанка прямая, интонация взрослого человека, который понял что-то важное для себя): «Я спасаю сам себя!». Я рассказала о результатах воспитателю, она увидела, что с этим ребенком нужно иначе строить общение в группе.

По наблюдениям воспитателя, ребенок стал более активным в работе как индивидуальной, так и групповой.


Господь твой, живи!
 
МилаДата: Вторник, 23.04.2013, 00:10 | Сообщение # 9
Группа: Админ Общины
Сообщений: 6222
Статус: Online
Вариант «Перспективы»


Цель: установить контакт; неявно показать уважение, симпатию взрослого к ребенку; провести диагностику установок, намерений, отношения ребенка к себе и другим, к будущему, к сложившимся ситуациям; обсудить возможные варианты его жизни, учебы, перспективность возможных решений; тему ответственности взрослеющего человека за самого себя; определить дальнейший путь взаимодействия с взрослеющим ребенком или взрослым.

Пять-шесть педагогов приглашают подростка, родителей,
старшеклассника для обсуждения перспектив его жизни. Для участия в малом педсовете лучше приглашать только опытных и доброжелательных педагогов. Группа педагогов подбирается так, чтобы в ней оказались люди как можно больше отличающиеся между собой по опыту и стилю работы, по возрасту. Перед педагогами ставится задача – дать возможность ребенку пережить сочувствие, поддержку, любовь, помочь ему осознать собственное положение, обсудить проблемы с учебой, его интересы, как он представляет свою жизнь дальше, а не критиковать его. Ведь чаще всего главная цель агрессивного, провокационного поведения ребенка – обратить на себя внимание, попросить помощи у взрослых.

Ситуация. В детском доме кто-то постоянно рвал стенгазеты, сделанные детьми и взрослыми, воровал. Почерк у всех проступков был один. Предположили, что это делает 13-летний Л., потерявший родителей. В школу он не ходил. Разговаривать с ним один на один было трудно; прямых контактов он избегал. Главной причиной такого поведения, как мы предположили, было очень сильное желание хоть как-то обратить на себя внимание, попросить о помощи.

На встрече присутствовали шесть педагогов и Л., беседа шла
заинтересованно и непринужденно, участники встречи высказывались по очереди, размышляли вслух о том, каким они видят Л. в будущем, подчеркивая все его положительные и особенные качества: сензитивность (чувствительность), нестандартность принимаемых им решений и др., спрашивали, чем и как ему можно помочь в учебе. Тон разговора был взрослым. Беседа продолжалась более часа. В конце беседы Л. спросили, хочет ли он продолжить беседу. «Да», – ответил мальчик. В следующую встречу беседа была продолжена, тон общения был еще более непринужденным и по-прежнему деловым и уважительным.

Результат: кражи и разрушительные акции прекратились. Через год Л. стал помогать воспитателю в группе младших детей. Естественно, средства, которые он использовал в общении с младшими, не всегда были корректными; но это уже следующая задача для взрослых.
Мальчик получил внимание, тепло, участие, любовь взрослых, без которых просто не мог жить нормально.

Профилактика конфликтных ситуаций. В начале года мы
приглашали будущих выпускников детского дома по одному, с тем чтобы выяснить, какая помощь нужна старшекласснику в этом году, куда он собирается поступать работать или учиться. Воспитанники с нетерпением ожидали бесед с группой педагогов. Беседа проходила в дружеской, уважительной обстановке, заинтересованность была с каждой стороны, и удовлетворенность результатами также была обоюдная.

Такая форма работы эффективна в том случае, если ребенок
осознанно или неосознанно сам ищет помощи взрослых; если педагоги настраиваются на помощь, беседу, а не на воспитательные воздействия».
Такая встреча с ребенком надолго изменяет состояние самого взрослого, помогает ему установить глубокий контакт с ребенком, коллегами, более глубоко понимать ситуации такого типа, самого себя, не ожесточаться.


Господь твой, живи!
 
МилаДата: Вторник, 23.04.2013, 00:25 | Сообщение # 10
Группа: Админ Общины
Сообщений: 6222
Статус: Online
Методики экспресс-диагностики пространства
внутреннего мира детей и взрослых (методика
«Матрешка»)

Игры и игрушки, в которые мы играем с давних времён, несут в себе целостное представление о мире, о человеке, несут какую-то идею. Так, шашки и шахматы символически представляют борьбу добра со злом, где от каждого ходя участников зависит исход ситуации, игра, игра «третий лишний» – не только на внимание, скорость реакции, но и на отчуждение – кто-то всегда лишний и т.д.

Дети легко догадываются, какова идея игрушки "Матрешка": она
выявляет глубину внутреннего мира человека, а именно:

1) поведение, внешность, поступки человека,
2) эмоции и чувства,
3) мышление,
4) ценности,
5) интуицию,
6) неизвестное в человеке,
7) Я – «очарование неизъяснимое», высшую, безусловную любовь.

Ситуация. Мальчик 3,5 лет нарисовал разноцветные кружочки и соединил их линиями. «Что это?» – спросили взрослые. «Это счастье. Это папа», – показал он на один кружочек, «Это – мама, это – я, это – дедушка, бабушка. А линии – это мы вместе».

Шестилетняя Оксана нарисовала двух матрешек. Одну – большую, зеленую, а вторую – маленькую, розовую. Она не могла их нарисовать сама, попросила старшую девочку, а раскрасила фломастерами собственноручно.
Ей важно было зафиксировать, остановить мгновение осознания двух миров: внешнего мира и внутреннего.

Родители пришли на консультацию с семилетней девочкой, открытой, чуткой, доброй, но находившейся на грани срыва: родители жестоко ссорились между собой.

Я попросила девочку нарисовать двух матрешек: большую и
маленькую. На ее рисунке рядом были две разные матрешки, а в стороне справа от них – розовый маленький куст.
– Что это?
– Это – огонь, – ответила девочка.

Что диагностирует методика, каковы ее особенности?

1) Методика природосообразна – отражает глубину человека в простой и наглядной форме, сохраняя целостность, гармонию с окружающим миром, в том числе с экспериментатором-психологом-педагогом, объемна – позволяет с разных сторон взглянуть на одну и ту же ситуацию.

2) Самодиагностическая методика – дети сами открывают смысл
игрушки, взрослый лишь уточняет и дополняет их открытия, помогает ребенку определить основные трудности (в чем они – в поведении, в чувствах или в мышлении ...).

3) На проведение методики требуется 30–40 минут.

4) Задание доступно детям и взрослым: привычные знания и
представления уточняются и приводятся в систему наглядно, просто для понимания, результаты легко обрабатываются и интерпретируются.

5) Задание информативно – огромное количество информации
представлено в образе игрушки-схемы.

6) Настраивает на доверие и взаимопонимание, что особенно важно в процессе общения с «трудными» детьми.

7) Служит диагностикой как индивидуально-типических особенностей детей, так и особенностей класса (классы, как показывает опыт применения данной методики, могут существенно отличаться друг от друга).

8) Является квинтэссенцией национального опыта и в то же время открыта другим культурам (есть и японские матрешки).

9) Методика не исключает непознанное в человеке, «готова»
ассимилировать, включить новые знания о человеке, ориентируется на состояние ребенка в данный момент, показывая пространство его внутреннего мира.

Как провести занятие. Нераскрашенную матрешку закрывают тканью. Детям предлагается угадать, что там. Этот этап важен для создания определенного настроя.
Обсуждаем, какая идея, чувства, мировоззрение скрыты за этой
игрушкой. Затем, вынимая одну матрешку за другой, предлагается ответить на вопросы, какие именно слои внутреннего мира могут соответствовать матрешкам. Может быть задан наводящий вопрос: «Когда мы знакомимся с другими людьми, на что мы обращаем внимание в первую очередь?» и т.д.

Задание детям: «Нарисуйте матрешку в тетради как вложенные одна в другую фигуры (в форме капли)». Ведущий занятие показывает, как лучше нарисовать матрешку. Это может быть овал в овале, а может и спираль.

Каждый слой условно соответствует пространству внутреннего мира человека. «Подпишите каждый слой, раскрасьте, как вы ощущаете его сейчас в последнее время (не таким, каким бы вы хотели его видеть). Если нет карандашей, обозначьте, каким цветом вы бы его раскрасили. После выполнения задания нужно сразу проанализировать полученные результаты.

Задание может проводиться в группе или же в индивидуальном
порядке.

Анализ результатов

I. Индивидуальная диагностика.
1. Гармония внутреннего мира ребенка.
Раскрашивание слоев темным цветом, как показывает наблюдение, свидетельствуют о неблагополучии в соответствующей сфере. Иногда светлые цвета выбирают дети, рисующие идеального себя или неадекватно себя оценивающие.
Таким образом, важно подчеркнуть, что, скорее всего по
преобладающим выбранным цветам (темным или светлым) можно говорить о гармонии внутреннего мира. Причины неблагополучия можно уточнить, когда мы будем диагностировать соответствующие сферы с помощью других методик.

Пример. В темные цвета редко кто из детей раскрашивает два слоя – интуицию и неизвестное в человеке. Один темный слой и один светлый свидетельствуют, как правило, о том, что ребенок часто удивляется сам себе, своим неожиданным поступкам, чувствам, мыслям и, возможно, нуждается в поддержке. Оба светлых слоя свидетельствуют чаще всего о том, что ребенок принимает себя таким, каков он есть.

Полученные данные желательно соотнести с наблюдением классного руководителя, родителей.

2. Какого цвета Я (7 слой). Если выбран темный цвет, то при
соотнесении с другими цветовыми слоями легко определить, что для ребенка в данный период является наиболее значимым, через него он смотрит на себя (через чувства, мышление, ценности). Наблюдения показывают, что если Я темного цвета, то ребенок, скорее всего, не принимает себя, негативно к себе относится, что и является главной причиной негативного поведения с детьми и взрослыми. Если этот слой раскрашен розовым, золотым, голубым или даже всеми цветами радуги, то с этим ребенком (или взрослым) легко установить контакт, настроить на любовь.

Важно обратить внимание на различие второго слоя (радость,
симпатия, жалость, страх и т.д.) и седьмого – Я (высших состояний и чувств, безусловной любви, где нет эгоизма, жалости к себе и т.д.).

В случаях острого горя, неприятия жизни, которое внешне не
проявляется, так как ребенок умеет владеть собой, – все слои
раскрашиваются светлыми цветами, а Я – черным или темным. Необходимы дополнительная диагностика, поддержка близких людей, особенное внимание такому ребенку, так как не прожитая, не «осветленная» ситуация может оказаться началом недоверия к себе, близким, другим людям, жизни и остановкой в развитии.

II. Диагностика группы (класса).


Анализ результатов помогает увидеть, какова главная причина
неблагоприятной атмосферы в разных классах – в сфере чувств, в какой мере – в сфере мыслей, в какой – в сфере взаимодействия (поведения).

После уточнения общей картины в беседе с педагогом (классным
руководителем) можно наметить программу для дополнительной
диагностики в каждом классе, а также программу занятий с родителями и совместный план работы с классом, а также со всеми учителями, работающими с ним, и особенно с классным руководителем.

Эта экспресс-информация помогает скорректировать индивидуальную консультацию с родителями или с самим ребенком, обратив особое внимание на соответствующие моменты и уточнив их, проведя адекватные экспресс-задания или известные задания-тесты.

Занятие проходит интересно, если матрешку вместе с детьми
раскрашивают и родители (каждый выполняет задание самостоятельно).

Сравнение результатов помогает родителям увидеть степень их влияния на ребенка (их грустные чувства, мысли, страхи становятся для него привычными). Самое важное в воспитании ребенка – начать с создания благоприятной среды, то есть с изменения самого родителя, так как дети до подросткового возраста очень сильно связаны с матерью, во многих ситуациях видят мир её глазами.

Для каждого слоя-сферы есть свои экспресс-диагностические
методики. Приведу одну из них.

«Что такое жизнь для Вас?» (сфера ценностных ориентаций)


Ученикам и родителям предлагается оценить по 5-балльной системе высказывания и представления о жизни, которые собраны у наших современников – детей и взрослых. Предлагается также дополнить перечень утверждений: жизнь – это: 1) радость, 2) чудо, 3) борьба, 4) любовь, 5) игра, 6) страдание, 7) труд, 8) учеба (в узком и широком смысле слова), 9) самосовершенствование, 10) танец, 11) праздник, 12) удовольствие.

Обращаем внимание на то, что у каждого человека есть несколько представлений о жизни, значимых для него. Не обязательно подчеркивать только какое-то одно, если значимы и другие представления.

Анализ результатов. Чем больше представлений о жизни, значимых для детей и взрослых, тем легче им преодолевать трудности.

Одна старшеклассница считает, что жизнь – это борьба. Она умна, общительна. Но эта установка проявляет себя – она все время борется, конфликтует и... часто болеет.

Девушка, которая считает, что главное – это удовольствие в каждой жизненной ситуации, не видит, какие интересные люди находятся рядом с нею и каким чудесным может быть ее жизненный старт, она живет в своем мире, не растет, как бы остановилась в своем развитии…

Одна мама, выполняя это задание, заплакала: «Для меня в юности жизнь была – любовь и счастье, а теперь – страдание и труд».

Мы обсуждаем с детьми и взрослыми: откуда они заимствовали эти установки, не хотели бы они расширить свое внутреннее пространство: каждая установка дает еще одно измерение жизни.


Господь твой, живи!
 
Форум » ЧЕЛОВЕК И ОБЩЕСТВО » ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА » РАБОТА С ДЕТЬМИ. ШКОЛА ДОВЕРИЯ (Практическая психология. Н.Е. САЛЬНИКОВА)
Страница 1 из 512345»
Поиск:

AGNI-YOGA TOPSITES