Среда, 26.09.2018, 15:33

Приветствую Вас Гость | RSS | Главная | Форум | Регистрация | Вход

[ Новые сообщения · Участники · Правила · Поиск · RSS ]
  • Страница 2 из 5
  • «
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • »
Форум » ЧЕЛОВЕК И ОБЩЕСТВО » ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА » РАБОТА С ДЕТЬМИ. ШКОЛА ДОВЕРИЯ (Практическая психология. Н.Е. САЛЬНИКОВА)
РАБОТА С ДЕТЬМИ. ШКОЛА ДОВЕРИЯ
МилаДата: Вторник, 23.04.2013, 00:30 | Сообщение # 11
Группа: Админ Общины
Сообщений: 7503
Статус: Offline
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

«Если мы ничем не можем помочь ребенку, мы можем
разделить с ним его чувства...»

Дети детского дома прибежали ко мне, зовут на помощь. Вижу такую картину: 7-летний В. набрасывается на М., спокойного 14-летнего подростка. Дети, человек 10, стоят кружком и молча наблюдают. Я пытаюсь уговорить их разойтись, убеждаю старшего и младшего уйти – бесполезно. «Он ничего не понимает», – вцепился накрепко. Старший мальчик начинает злиться, вот-вот ударит В. Этот конфликт продолжается, видимо, достаточно долго. Пытаюсь разнять их – не получается. Все же мне удается взять В. за руку и увлечь за собой. Мы бежим по длинному коридору, влетаем в мой кабинет, я закрываю дверь. И тут В. начинает крушить все вокруг. Летят камни, морские звезды, папки, рисунки, книги, игрушки...

Я упала на стул и заплакала оттого, что ничем не могу помочь этим детям. Я думала о жестокости жизни, о нерадостной судьбе детей, о том, что им никто не помогает и не поможет и что я... просто не знаю, что делать. И за что им такая жизнь? Привычные мысли проносились одна за другой... и... что-то не так... Тишина?! В. перестал крушить мой кабинет, хотя еще было что сломать и разорвать. Он сел на пол, тихо-тихо сидел, а я плакала... А потом В. стал рассматривать книжки с картинками, пришел ко мне. Мы рассматривали рисунки в книге Бидструпа, разговаривали. В. очень вежливо попрощался и ушел. Мы расстались как родные.
Около 3 месяцев В. был спокоен, ходил в школу, никого не обижал, был сосредоточен.
Я консультировалась по поводу этой ситуации с психологом, имеющим большой опыт практической работы, своим наставником:

«Это самый лучший вариант помощи другим. Если мы ничем не можем помочь другому человеку, мы можем разделить его чувства, – утешала она, – а мальчик очень сложный. В предыдущем детском доме, дошкольном, В. не раз направляли в психиатрическую больницу на обследование, так как он кусался, вёл себя очень агрессивно».

Все эти методики оказались эффективными и в индивидуальной работе со взрослыми.

Что же является самым важным при проведении индивидуальных занятий с детьми и взрослыми?

1. Настрой взрослого, ведущего встречу: радостное, легкое настроение, интерес к каждой беседе, готовность к открытиям в себе и в других: детях и взрослых.

2. Цель индивидуальной встречи: выявление возможностей ребенка, его скрытых резервов развития. Эта цель достигается наиболее эффективно через непрямое, косвенное воздействие взрослых в ситуациях, где проявляется их позитивный опыт, лучшие качества.

3. Конечно же, важна тщательная подготовка ведущего к каждой встрече.


Господь твой, живи!
 
МилаДата: Пятница, 26.04.2013, 23:05 | Сообщение # 12
Группа: Админ Общины
Сообщений: 7503
Статус: Offline
ВТОРАЯ ПРОГРАММА ЗАНЯТИЙ:

ОРИЕНТАЦИЯ НА СОТРУДНИЧЕСТВО,

«ВРЕМЕНА ГОДА» или «СКАЗКИ СЕРЕБРЯНОГО ЗАЙЦА»


Занятия проводятся в малых группах с детьми и взрослыми (3 - 5человек)

в школе, в интернате, детском доме с детьми разного возраста.

ВВЕДЕНИЕ

Задача психолога в детском саду и школе - помочь pебенку почувствовать, что он неповтоpим, что его любят, что все тpудности можно пpеодолеть и что этот миp можно любить, каким бы несовеpшенным он ни был.

Задача психолога - настpоить учителей, pодителей, учеников на совместную работу.

Язык, понятный детям и родителям pазной пpофессиональной напpавленности, язык, объединяющий самых pазных людей, - это язык образов, язык притч и сказок.

Есть дети, которые испытывают трудности при работе в классе, однако они достаточно эффективно могут работать в малых группах.

Основными причинами такого поведения детей являются:

- эмоциональная неустойчивость (как правило, из-за преобладания негативных эмоций);

- ослабленное здоровье;

* отсутствие или недостаточность позитивного опыта общения в семье или со сверстниками,

* - потребность в немедленном решении-понимании значимой для ребенка проблемы (несправедливость в обращении с ним родителей, смерть кого-то из близких и др.).

При работе с такими группами детей учителю помогают различные коррекционные программы по развитию внимания, программы, ориентированные на гармонизацию эмоциональной сферы ребенка (например, сказки Г. А. Азовцевой).

Особенно большие трудности вызывает адаптация таких детей к школе в 1-м и 5-м классах, а также при переходе их в другие школы.

Если дети не пережили радости сотрудничества, то основным стилем общения для них является борьба ("кто главнее"), уход в себя ("оставьте меня"), агрессия ("от других ничего хорошего ждать нельзя, все - плохие")...

Путь к сотрудничеству для таких детей - это изменение установок и изменение конкретных действий в процессе межличностного общения. Задача ведущего занятия - провести всестороннюю диагностику индивидуально-типических особенностей ребенка, помочь ему преодолеть сложившиеся негативные барьеры, пережить радость совместной деятельности.

Проиллюстрируем на примерах, как конкретно можно создавать и поддерживать атмосферу сотрудничества, ориентируя детей на совместную деятельность.

Эта программа подготовлена на основе матеpиалов книги А. H. Афанасьева «Дерево Жизни».

Времена года - тема, знакомая для детей. Нами эта тема интерпретируется как новая и незнакомая: эмоциональный настрой человека сравнивается с временами года. Выбираются сказки о природе, смысл которых заново открывается вместе с детьми: многие страшные сказки - первоначально это сказки о природе. Это сказки “Красная шапочка”, “Волк и семеро козлят”. Первоначально это были сказки о ветре и дожде, громе и солнце, облаках и тучах. Такой подход дает возможность косвенно переориентировать детей с дихотомического разделения событий («хорошо – плохо», «черное - белое» и др.) на более широкий круг представлений о происходящем вокруг них и в них самих и показать, что существуют циклы, ритмы развития, преображения чувств, событий, возможностей, что мир изменяется и мы вместе с ним.

Как же открыть ребенку путь в этот мир, если он уже испытывает трудности в общении с другими людьми?

Помогает настрой педагога, который “материализует”, передает детям “сконструированные” автором образы.

Серебряный Заяц - сказочный персонаж и игрушка, помощник ведущего занятия. Он знает все сказки на свете. Сказки - живая запись его жизни. Заяц - мягкий, светящийся, приятный, отзывчивый, тихий, знает все ответы на все вопросы, но не обо всем рассказывает нам.

Заяц - олицетворение лучшей части каждого человека, о которой мы в той или иной мере имеем представление. Он - сказочное, волшебное, прекрасное наше Я, голос которого тих. Он не приказывает, а только советует и предупреждает. Серебряный Заяц отвечает каждому, кто готов его услышать.

Конкретные ситуации, возникающие на занятиях, ход занятий, сценарий приведены в приложении 2. Прочитайте, пожалуйста, сценарий занятий, тогда обсуждение будет более содержательным.

Итак, если Вы прочитали "Сказки Серебряного Зайца", перейдем к анализу предлагаемого сценария занятий.

Цель занятий с детьми - диагностика, коррекция, развитие:

- в эмоционально-волевой сфере,

- в поведенческой сфере;

- взаимопонимания с другими людьми;

* саморегуляции,

* ориентация на творчество.

На занятиях по программе "Сказки Серебряного Зайца” диагностируются:

- интересы детей (обсуждаются любимые сюжеты, отношение к предложенным заданиям и занятиям);

- раскованность в движениях, речи, мышлении (задания: "изобрази, как летит птица, бабочка"; совместное сочинение сказки; ответы на вопросы в игровой ситуации);

- уровень саморегуляции (например, могут ли принять совместное решение и сдержать слово);

- характер межличностных отношений (умеют ли слушать других людей, как решают конфликтные ситуации);

- особенности самосознания (хотели бы дети быть старше по возрасту или младше);

- "зона ближайшего развития ребенка" (Л. С. Выготский), т. е. каковы возможности ребенка в благоприятной для него ситуации, например, в игре);

- особенности развития внимания детей (см. приложение 3).

В процессе занятий ведущий может осуществить коррекцию эмоциональной сферы и межличностного общения:

- создается и поддерживается позитивный настрой общения, атмосфера доверия, праздничности (поздравления с днем рождения, игры, рисование, загадки, в начале и конце занятия ведущий спрашивает, в каком настроении ребенок, хочет ли он участвовать в поздравлении, и т. д.);

- преодолеваются негативные эмоциональные барьеры при обсуждении того, что многое страшное в жизни вовсе не является таковым (обсуждение страшных сказок в интерпретации А. Н. Афанасьева) и т. д.;

- детям дается возможность многократно проиграть одну и ту же ситуацию (например, передать слово по кругу так, чтобы соседу было приятно "взять слово"; подарить подарок другу, почувствовать, как его воспринимает другой человек);

- в процессе занятий предлагаются яркие красивые образы, приподнимающие над повседневностью и развенчивающие стереотипы. Одни из них заимствованы из книги А. Н. Афанасьева ("Галка - Золотая Ключница"), другие - авторские (“Сказки Серебряного Зайца”, “Дерево Светлячков” и др.).

Р а з в и т и е в процессе занятий осуществляется через освоение детьми и взрослыми

* нового эмоционального опыта (артисты, поздравляющие с днем рождения одноклассников),

* нового взгляда на известное (иное, непривычное прочтение известных сказок),

* освоение новых форм взаимодействия между детьми, а также между детьми и взрослыми (совместное выступление перед классом),

* осознание правил взаимодействия, изменение представлений о мире (понимание развития, цикличности жизни через радостное проживание времен года),

* осознание и выявление детьми и взрослыми основных (модулей) взаимодействия, которые могут быть эффективными в различных

жизненных ситуациях (как познакомиться, как решать конфликты, представление о самом себе и др.).


Господь твой, живи!
 
МилаДата: Пятница, 26.04.2013, 23:08 | Сообщение # 13
Группа: Админ Общины
Сообщений: 7503
Статус: Offline
Организация занятий

Занятия проводятся в группе по 5-7 человек, особенно нуждающихся в поддержке педагога. В программе используются сказочные сюжеты. Тема занятий соответствует временам года. Дети поздравляют тех, кто родился осенью, затем поздравляют тех, кто родился зимой, и т. д. Подготовка к выступлению-поздравлению предполагает 3 занятия (если нужно, между занятиями проводятся индивидуальные консультации). Выступление длится 15-20 минут в классе. С первоклассниками подготовку к поздравлению удобнее проводить в октябре, январе и апреле (в апреле поздравление тех, кто родился весной и летом). Задачи ведущего на каждом занятии - создавать и поддерживать атмосферу радости, доверия, достижения понимания и взаимопонимания между детьми и ведущим занятия; корректировать эмоциональную сферу детей (если в этом есть необходимость); направлять спонтанные действия детей в конструктивное русло.

Как же строить “мост” сотрудничества на занятиях с детьми в группе 5 - 7 человек?

Средства установления эмоционального контакта, взаимодействия, понимания между участниками отличаются от тех, что являются эффективными при индивидуальном консультировании. Остановимся подробнее на каждом этапе.

Атмосфера радости создается и поддерживается с помощью:

- игрушки, которая снимает напряжение, создает положительный эмоциональный настрой (Серебряный Заяц);

- тихой и спокойной музыки, которая снимает напряжение и настраивает на единый ритм;

- подарков и поощрительных призов за умение выполнять правила. Это поддерживает в трудный момент освоения правил, создает атмосферу праздника;

- ролевой игры, раскрепощающей участников;

- яркого, красочного оформления занятий: праздничный шатер, костюмы;

- светлых ярких сказочных образов: Галка-Золотая Ключница, Дерево Светлячков, Голубиная книга жизни, которые создают радостное настроение, удивляют и помогают обойти эмоциональные барьеры, мешающие общению и творчеству ребенка;

- сценария занятий, формирующего иной взгляд на сказки (как это предлагает А. Н. Афанасьев). В процессе занятий дети приходят к пониманию цикличности процессов (опять будет осень, зима…), а взрослые - таких глубинных вопросов как "в жизни много страшного, но безысходного ли?", "почему конец часто ужасный, даже если добро побеждает, что же может сделать человек?», «верно ли строить свое представление о жизни по негативным образцам, и не правильней ли было ориентироваться на жизнеутверждающие принципы?» и другие..

Установление контакта с детьми достигается на занятиях следующими способами:

- участники занятий садятся в круг, что создает камерную обстановку, дает возможность видеть друг друга;

- при знакомстве с детьми каждый ребенок, знакомясь, представляется по имени; ведущий выясняет, как лучше обращаться к ребенку, в каком настроении каждый ребенок пришел на занятия, что ребенку нравится ("Какое время года у тебя любимое?", "Какая сказка твоя любимая" и др.);

- создание спокойной обстановки достигается благодаря спокойной музыке, нормализации дыхания (проводятся простейшие дыхательные упражнения);

- использование обратной связи, помогающей выяснить, как дети воспринимают предложенные задания.

Правила общения

На первых занятиях вводятся правила: "Слушаем друг друга, не перебиваем", "Говорит тот, у кого в руках слово" (ракушка, мячик, игрушка и т. д.). Если кто-то из детей нарушает правила, ведущий спрашивает: "В какие игры вы любите играть?" - "В шахматы, в футбол", - обычно отвечают дети. "А если в играх не будет правил, что будет?" - спрашивает ведущий далее. "Хаос", "скучно", "не будет игры", - отвечают дети. Ведущий поясняет, что правила есть и в общении людей, без них будет хаос, будет трудно общаться, скучно.

На третьем-пятом занятиях вводится еще одно правило общения: "Быть здесь и сейчас", что означает не отвлекаться на то, что происходило или произойдет где-то в другом месте или в другое время. К этому правилу детям бывает непросто привыкнуть. Дети, испытывающие трудности в общении, не могут длительное время находиться в состоянии радости, открытости, спокойствия. Они стремятся разными способами избавиться от этого состояния, провоцируя окружающих на конфликт, или вспоминают грустные события из прошлого, либо возможные печальные события в будущем. Освоение правила "быть здесь и сейчас" помогает ребенку контролировать себя.

Понимание и взаимопонимание между участниками занятий

Ведущий диагностирует индивидуально-типические особенности детей, уровень сформированности личностных качеств и помогает детям понять их особенности, отношение к другим людям, к самому себе, к миру. Ведущий участвует в выполнении всех заданий: отвечает на вопросы, изображает бабочку и т. д., давая возможность детям лучше понять его.

- Интересы детей выявляются, например, так: "Есть ли у тебя любимая сказка? Какая это сказка?", "Серебряный Заяц может ответить на все

вопросы. О чем бы ты его спросил?" Дети могут спросить о чем угодно (например: “Из чего делают кирпич?", "Спит ли Бог?").

- Раскованности в движениях, в речи, в мышлении детей можно достичь, предлагая им изобразить птицу, бабочку, ответить на вопросы, сочинять вместе сказку, где страшные моменты сказок преобразуются в смешные, нестрашные, добрые.

- Мышечный зажим создает напряженность, тревогу, поэтому надо научиться снимать напряжение. Например, ведущий говорит: «Представьте, мы в Стране Великанов. Мы - легкие, свободные и мягкие, как облака". Проплывите мимо меня, - говорит Великан, - я дотронусь до вас и посмотрю, действительно ли вы мягкие, легкие".

- Насколько дети умеют передать образ? Если им не всегда это удается, они получают поддержку от ведущего, обсуждая с ним, как можно этому научиться. Надо дать детям возможность многократно проиграть одну и ту же ситуацию, например, еще раз "передать" слово по кругу (а не бросить его).

- Характер межличностных отношений между детьми, между детьми и взрослыми (насколько дети умеют слышать и слушать друг друга, ведущего занятия, родителей; как чаще всего они разрешают конфликтные ситуации), можно выявить по возникающим в ходе занятия ситуациям. Например, несколько детей хотят сидеть в кресле. Ссорятся. Смогут ли они решить эту рядовую ситуацию или же им нужна помощь ведущего? Обижаются ли дети друг на друга?

- С помощью вопросов: “Кто из вас больше любит дарить подарки, а кто получать их?", "Хотите ли вы быть старше по возрасту или младше? " можно определить ориентации детей.

- "Зону ближайшего развития ребенка" (Л. С. Выготский) можно определить в игре. Иногда ребенок удивляет нас своими результатами, показывая неожиданно высокий уровень, отвечая как взрослый. Часто именно игра проявляет скрытые возможности ребенка, которые еще только могут стать для него нормой. Задача ведущего занятия - поддерживать развитие ребенка в этом направлении, показать ребенку его возможности. Например, ребенок стесняется, движения его неловкие. Ему предлагается такое задание: "Представь, что твои руки как солнечные лучики. Теперь этими руками-лучиками, солнечными лучиками, передай подарок". Если нужно, проводится несколько проб передачи подарка. Изменились ли движения ребенка после нескольких повторений, осуществился ли перенос микродвижений в другие ситуации (стали ли прикосновения более осторожными и бережными)?

- Для выявления темперамента детям предлагается рассмотреть рисунок Бидструпа "Четыре характера". Дается задание: "Посмотри, пожалуйста, на рисунки. Как ты обычно ведешь себя в подобной ситуации?" На этот же вопрос отвечают родители. Часто ответы детей и родителей совпадают


Господь твой, живи!
 
МилаДата: Пятница, 26.04.2013, 23:10 | Сообщение # 14
Группа: Админ Общины
Сообщений: 7503
Статус: Offline
От спонтанности к сотворчеству и творчеству

Ведущий помогает детям раскрепоститься, снять мышечные зажимы и включить все органы чувств. Дети рисуют, слушают, рассказывают, повторяют с разной интонацией, изображают, представляют, определяют предметы на ощупь и на вкус.

Ведущий максимально использует ситуации, которые задают дети, сам выполняет правило "быть здесь и сейчас". Например, такая ситуация. Занятия проходят после уроков в 16 часов. Дети устали. Обсуждаем тему подарков. Мальчик заскучал, достал печенье, ест. Все смотрят на мальчика и почти не слушают ведущего. Переходим к обсуждению того, кто что любит есть. На следующем занятии в Стране Великанов сажаем яблони, деревья, на которых растут пряники, снимаем урожай, и все вместе едим яблоки и пряники (конечно, настоящие), которые приносит ведущий.

Воображение активизируется с помощью вопросов, сказочных образов. В мир воображения детям помогают войти Серебряный Заяц, Дерево Светлячков, Страна Великанов, Галка-Золотая Ключница, которая открывает и закрывает небо золотым ключом, и т. д.

Активизирующими вопросами могут быть, например, такие: "Какую сказку ты любишь?", "А в этой сказке правда, выдумка или это был сон?".

Сценарий занятий подготовлен на материале сказок А. Н. Афанасьева. Сказки многоплановы, часто загадочны. Как показал А. Н. Афанасьев, изначальный смысл многих сказок утерян. Мы открываем вместе с детьми глубину сказочных образов.

П а р т н е р с т в о. Приведем пример партнерского взаимодействия. Ведущий начинает рассказывать сказку - дети развивают сюжет. Сказка рождается в групповой работе.

Иногда дети перед самым выступлением отказываются играть. Например, мальчик боится, что дети будут его обзывать. Убеждаем, что без него не получится представление, просим хотя бы быть с нами, помочь держать рисунки, переставлять стулья. В результате мальчик соглашается участвовать в представлении и выйти к зрителям вместе с нами, помочь нам, и оказывается, что все не так страшно.

На последних занятиях намечается и н д и в и д у а л ь н а я перспектива т в о р ч е с т в а каждого ребенка (в цикле "Весна").

Ведущий спрашивает детей: "Кем бы ты хотел быть?" Затем он обыгрывает ответы детей, "читая" в Голубиной книге жизни о том, какими станут дети. Для того чтобы избежать эффекта внушения, ведущий не называет имена участников, а использует следующую формулу: "Девочка, похожая на Катю", "Мальчик, похожий на Дениса" (вдруг взрослый ошибется, "проектируя" личностный путь развития ребенка).

Эффективность занятий

В тех случаях, когда дети проходили занятия в малой группе, когда родители были заинтересованы в успешной адаптации ребенка в школе, когда педагог с интересом относился к занятиям, наблюдая и обсуждая различные коллизии, к концу года удалось достигнуть благоприятных результатов - продвижения каждого ребенка на несколько шагов. Это проявлялось в преодолении барьеров межличностного общения или умении решать конфликтные ситуации, в росте самосознания, уверенности в себе. (В тех случаях, когда родители не имели возможности заниматься ребенком, иногда по объективным причинам, результат не был таким явным.) Из 40 детей - для 35 детей занятия были полезными. Они решили свои проблемы адаптации в первом классе. Остальным детям нужна была дополнительная психолого-педагогическая помощь. Для родителей, которые совсем не занимались ребенком, занятия с детьми и обсуждение результатов занятий, ситуаций, выявляющих особенности ребенка, давали положительный эффект иногда через 3-4 года: родители начинали заниматься своим ребенком.

Ориентация родителей на сотрудничество

Эффективны встречи с родителями по вопросам об особенностях адаптации детей в школе (1-й класс, 5-й класс), обсуждение с ними результатов коррекционной работы по данной программе, совместное планирование дальнейшей деятельности, проведение занятий совместно с родителями (в том числе и по другим программам, например, по программе "Загадочные сказки"). Темы для обсуждения с педагогами и родителями в малых группах в основном повторяют ключевые вопросы, которые обсуждались с детьми. Однако для взрослых это обсуждение может быть более глубоким.

В зависимости от индивидуальных особенностей педагогов и родителей обсуждается одна или несколько из перечисленных ниже тем.

Цель обсуждения с родителями и педагогами - закрепление “пройденного” на занятиях в повседневной жизни дома и в классе, осознанное изменение взрослыми взаимоотношений с ребенком.

1. Как Вы любите, чтобы к Вам обращались? Какие чувства Вы при этом испытываете? Как Вы обращаетесь к детям? А как им нравится, когда к ним обращаются?

2. Какие сказки Вы любите? Вы чаще смотрите страшные фильмы или добрые, веселые? А какие книги Вы преимущественно читаете? А как Вы думаете, что будет с человеком, который смотрит только страшные фильмы, читает только страшные книги? Знаете ли Вы об эффекте 24 кадра? Можете ли Вы поменьше смотреть страшных фильмов и читать меньше страшных книг? Если Вы будете больше читать радостных книг, больше смотреть радостных фильмов, изменится ли что-то в Вашей жизни? Проверьте, влияет ли фильм на Вас. Вы начинаете смотреть фильм, читать книгу. В этот момент у Вас одно настроение. Вы прочитали книгу, посмотрели фильм, обратите внимание - какие чувства у Вас преобладают? Как теперь Вы относитесь к себе и к другим людям: близким, детям, незнакомым?

3. Рассказ о представлении сказочного мира А. Н. Афанасьевым.

"А как Вы считаете, мир такой в действительности или как мы думаем, таким его и создаем"? “Если думать, мыслить иначе, изменится ли наша жизнь?”

Мы выросли на определенных сказках, сюжетах. Так или иначе, они определяют наше мировоззрение. А если предположить, что они неправильно прочитаны или что-то утерялось в трансляции главного смысла сказок?

4. Обвинять кого-то или себя - это тупиковый путь. Из любой ситуации есть выход и не один. Давайте проанализируем ситуацию (конкретную, известную всем участникам) и поищем варианты выхода из нее, затем обсудим плюсы и минусы каждого, выберем оптимальное решение.

Приз получит тот, кто предложит варианты решения.

5. Основы саморегуляции. Если мы огорчены, расстроены, в первую очередь изменяется наше дыхание. Значит, успокоив дыхание, мы успокоимся сами. Попробуем. "На счет "раз-два" - вдох, "раз-два-три-четыре" - выдох (1-1О раз).

6. В какие игры Вы любите играть? Посмотрите на лица игроков в карты, шахматистов... Некоторые владеют собой, некоторыми владеют чувства. Не все равно, в какие игры мы играем. Игры - концентрация человеческого опыта. В некоторые игры стоит играть - они живые, передающие опыт наших предшественников. Есть игры, в которые детям играть нежелательно, они сильно изменяют ребенка, так как он переживает негативные чувства (карты, например).

Игры-соревнования хороши для того, чтобы научиться уважать соперников, как самоцель - они неполезны.

7. Ведущий постоянно получает обратную связь - интересно ли родителям (вопросы, анкеты).

8. Установление правил общения. Например, ведущий просит родителей с конфликтными ситуациями обращаться не к администратору, а к нему. Каких действий родители ожидают от ведущего (одно-два правила).

9. Вы больше любите дарить подарки или получать? Какие подарки?

1О. Каков Ваш темперамент? Посмотрите рисунок Бидструпа. Сравните с темпераментом Ваших близких, Вашего ребенка. Не влияет ли различие темпераментов на Ваши взаимоотношения?

11. Тема задатков и способностей, необходимости их развития. Жизненные перспективы детей, как помочь им реализовать свои возможности, свой потенциал.

Еще раз подчеркнем, что эти темы эффективно обсуждать в небольших группах или эмоционально благополучных группах. В остальных случаях обсуждение этих тем со взрослыми успешно при индивидуальном консультировании.

Подведем итоги. Что же является самым необходимым в процессе коррекционной работы в малых группах?

1) Настрой взрослого и настрой детей на занятиях. Важно дать возможность детям п е р е ж и т ь радость от общения в группе 5-7

человек в процессе работы (8 - 12 часов). Эффективные установки взрослых и детей в групповой работе: “Все люди хорошие, а поступки их могут быть иногда плохими» ”, “Многое можно исправить”.

2) Конструктивное решение всех ситуаций, возникающих на занятиях.

3) На занятиях в группе с младшими детьми особенно важно использование подвижных заданий, игр.

4) Индивидуальный и групповой маршрут развития, проектируемый и воплощаемый на основе результатов предыдущих занятий.

5) Ситуация успеха на каждом занятии. Это достигается подбором заданий, максимально выявляющих возможности ребенка (рассказы, игры, пересказ, самостоятельный выбор роли и т. д.), отсутствием соревновательности и - в конце занятия - выступлением в классе или перед родителями.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Программа создана для учащихся 1-х классов, однако в ней с интересом участвовали и дети разновозрастных групп (3-8 лет), дети детского дома (6-14 лет).

Очень интересным оказался опыт работы по этой программе со всеми группами детского дома, когда каждая группа готовила свою программу, ориентированную на решение актуальных проблем детского дома в период его становления. Такими программами были:

* «Осеннее путешествие в Гималаи» (воспитатель Е.А.Иванова), (дети вместе с воспитателем «путешествовали» - рассматривали слайды Гималаев),

* «Осенние запахи» (дегустация запахов – духов, осенних листьев, осенних цветов - предполагала особую настройку и подготовку к занятию, особенно по теме «Личная гигиена»),

* «Осенний лес» (шумы, неожиданные ситуации в игровой ситуации - в лесу, главная цель - преодоление страхов),

* «Осенние дары» - угощение осенними плодами (младшие дети учились принимать у себя гостей, а сами гости – учились хорошим манерам) и др.

Эти совместные праздники объединяли как детей, так и взрослых, так как дети и взрослые дарили радость и тепло друг другу.

Для детей 8-17 лет и взрослых основные задания программы «Времена года» являются диагностическими, помогающими найти направление совершенствования и развития в установлении глубинного контакта в малой группе.

Занятия в детском доме успешно проходили также следующим образом. Психолог занимался с наиболее трудными детьми (6-9 лет), теми, кто вызывал наибольшие трудности у педагога. Дети занимались с психологом по индивидуальной программе, а затем репетировали в малой

группе (соответственно по сценарию) и поздравляли всех родившихся в соответствующее время года в определенной роли в Сказочном Шатре. Так, мальчик, который не мог удержаться, чтобы не взять чужое, готовил угощение вместе с воспитателем, одевал праздничный наряд волшебника и угощал именинников сластями, многократно проживая радость дарения.

Старшеклассников-именников приглашали пройти испытания – они принимали приглашения и даже выстраивались в очередь (в том числе 14-летние мальчики).

Задания подбирались индивидуально. Так, для мальчиков 6-14 лет, которые были или неосторожны, или сверхосторожны, предлагалось угадать на ощупь, что находится в коробке. Коробка была большая. Дети по-разному вели себя в этой ситуации. Я подбадривала их? «Посмотрите на меня, ну разве я могла туда положить змею?» Ребята улыбались …. и угадывали: «Там шишки!»


Господь твой, живи!
 
МилаДата: Пятница, 26.04.2013, 23:49 | Сообщение # 15
Группа: Админ Общины
Сообщений: 7503
Статус: Offline

ТРЕТЬЯ ПРОГРАММА ЗАНЯТИЙ,
ПРЕОДОЛЕНИЕ ПРОТИВОРЕЧИЙ
между детьми и взрослыми.


«ДРУЖБА».
Занятия проводятся в группах из 1О—12 человек с детьми от 5 лет и старше.

ВВЕДЕНИЕ

Оглядываясь назад, мы вспоминаем некоторые ситуации как яркие и радостные моменты жизни. Они – как мгновения вечности, высшие достижения того периода жизни, вехи на пути.
Кажется, наконец-то достигнута гармония с самим собой, с близким человеком. Но появляется третий человек – и возникают ссоры, недовольства, ухудшается настроение.
Мы предлагаем несколько путей решения и предупреждения конфликтов в ситуациях, где появляется третий.
Триада – показатель зрелости отношений детей и взрослых и готовности к сотворчеству.

«Моцарты» и «сальери»
«В дружбе есть какая-то тайна...»


Кто кого учит? «Работа учителя состоит в том, чтобы создавать условия, при которых ученик выбирает свой собственный путь» (В. Шутс).

Чувства доверия и гармонии, любви и восхищения естественны для ребенка. Чаще всего это мы, взрослые, своими негативными чувствами и стереотипными оценками и рассуждениями разрушаем эту гармонию, гасим радость детей.

Понаблюдаем за маленьким ребенком. Малыш как бы прикован к новым и ярким впечатлениям, предметам. Иногда ребенок замирает. Взор обращен внутрь, выражение лица недетское. Такое бывает у взрослого, когда его осеняет мысль, что-то поражает его... Ребенка по-прежнему привлекают новые и яркие предметы, окружающие люди. Но изредка он отвлекается чем-то невидимым для нас.

Мысли приходят или рождаются, когда ребенок что-то делает или спокойно сидит. Потом они уходят куда-то, изменяя настроение ребенка. В детстве нет преград для мысли, как нет преград для облака в небе или воды на земле. Разливы мысли сначала невелики. Они набирают силу, растут, расширяются. Вопросы касаются уже не только окружающего мира, но и Вселенной, а потом и внутреннего мира человека.

Малыш открывает окружающий мир, постоянно учится. Он не может иначе. Иначе – скучно. Ребенок творит от избытка сил!
Он с детства окружен предметами и словами, рисунками и интонациями, взглядами и поступками. Некоторые из них рождают мысли, некоторые заглушают их. Радость, удивление, любовь, нежность, ласковое обращение – вдохновляют. Страх, отчужденность, грубость – приостанавливают, замедляют развитие. Посмотрите, как изменилось настроение ребенка после просмотра фильма, чтения книги...

Однажды ребенок встречается с самим собой. Это может быть в 5 или в 10 лет, а может быть намного позже: «Кто я? Я умру?» Как справится ребенок с этой задачей?

«Умру. Все умирают. Вы, взрослые, обманываете меня. Я вам не верю». Решение найдено. Стандартное решение. Ребенок один в мире. Тьма. Страшно. Он теряет свою непосредственность, активность, любознательность.

Гармония с миром, доверие к нему постепенно исчезают. В искусстве, открытиях, поступках этого человека будет оттенок горечи, потому что источник радости творчества не радость, любовь, избыток сил, а самоутверждение, защита от мира, создание своего мирка, чтобы выжить с использованием всех разработанных и отработанных в социуме приемов.

Может быть, так рождаются «Сальери»?

Став взрослым, этот человек стремится устроить свою жизнь на Земле, как принято большинством: «взять от жизни все», «забыться», «спрятаться в семье», «властвовать» и т.д. Вот уже и некогда думать о себе и о жизни.

«Нет, я не умру. Человек вообще не умирает – с ним что-то происходит, пока не знаю что, но он не умирает». Взрослея, человек скажет иначе: «Человек не умирает, потому что лучшее в нем – его мечты – воплотятся в книгах, в ребенке, картинах, музыке, садах... В самой глубине мы все едины. «Он – это Я, И камень живой, А у природы - лицо, как у человека.…»
Гармония с миром сознательно открыта. Это дает возможность творить свой каждый день с радостью и любовью, от избытка сил.

Может быть, так рождаются «моцарты»?

Проблема жизни-смерти становится для наших детей камнем на распутье. Ребенок, как витязь, выбирает свой путь.
Как же ему помочь? Решение рядом, оно простое. Можно осознанно конструировать среду, в которой мы живем в семье, в детских и взрослых учреждениях. Дружественная атмосфера центрирует направление поиска ребенка, поддерживая его в принятии радостного позитивного решения.

Друзья создают оазис жизни. Здесь человек может быть самим собой, восстановить свои душевные силы, услышать свой внутренний голос, искать и найти свое место, чтобы не занять чужое, радоваться, любить и творить.

Исследования И.С. Кона показали, что дружеские пары, обогащающие друг друга, долговечны, поскольку следуют основным правилам дружбы:

1. стараются, чтобы другу было приятно в их обществе;
2. рассказывают о своих успехах;
3. защищают друга в его отсутствие;
4. видят, когда другу нужна помощь, и помогают ему без его просьбы;
5. доверяют друзьям;
6. эмоционально поддерживают друзей.

Дружба – это ценность, незаслуженно отодвинутая на второй план.

Эти «правила» не могут быть выучены, записаны. Они только тогда живут в человеке, когда самостоятельно открыты и прожиты. Тогда они помогают настроиться на дружеские отношения с миром, с другими людьми – детьми и взрослыми – и с самим собой. Кроме того, что очень важно, открытие правил помогает сознательно корректировать неправильно сложившиеся отношения с другими людьми.

Занятия по этой программе (помогающей осознать 1-2 или несколько правил одновременно) проводились с детьми детского сада (6 – 7 лет), учащимися 1 – 11 классов, студентами педагогического университета (2, 3, 4 курсы). После занятий родителям давались рекомендации – на что следует обратить особенное внимание в их, а педагогам – в их классах (в каждом классе – свой «профиль дружбы»).

Программа предусматривает три цикла занятий: 1) настрой на сотрудничество с другими детьми и взрослыми в группе, 2) знакомство-открытие правил дружбы, 3) творчество в группе, освоившей правила дружеского общения.

Занятия начинались с настройки, установления эмоционального контакта, затем рассказывалась история или проводилась демонстрационная игра, после чего участники занятий самостоятельно выполняли задание (рисовали, разыгрывали сценку и др.). Подводились итоги. Занятие обычно заканчивалось минутой тишины.
Приведем несколько описаний занятий.


Господь твой, живи!
 
МилаДата: Пятница, 26.04.2013, 23:50 | Сообщение # 16
Группа: Админ Общины
Сообщений: 7503
Статус: Offline
Занятие 1. Правила дружбы

После знакомства с детьми обсуждаем, кем бы дети хотели быть, когда вырастут. Все желающие отвечают по кругу.
– Как же выбрать профессию?
– Познакомиться и попробовать! Предлагаю сегодня попробовать свои силы в области психологии: всегда пригодится, все мы уже что-то знаем о человеке, а совершенствование бесконечно. Сегодня будем изучать такой вопрос: почему одни пары дружат много лет и становятся все радостнее, дружелюбнее, умнее, а другие дружеские пары недолговечны. Предлагаю каждому написать основные правила дружбы. Как показали исследования И.С. Кона, таких правил – 6. Напишите их, а затем проверим, сами проверите, какие же правила вы забыли назвать.
Дети и студенты пишут правила.
Ведущий подводит итоги, какие правила в группе, в классе считают самыми важными, какие правила недооцениваются, какие не назвал почти никто.
Результаты можно представить наглядно, например, так. Формулируется правило, а затем выписываются конкретные предложения детей на листе бумаги.

«Стараться, чтобы другу было приятно в твоем обществе».
не драться, быть вежливым,
не толкаться улыбаться
не обзываться спрашивать, можно ли...
..... .....
и т.д.

Рулон ответов находится в классе, и дети имеют возможность дописать свои идеи о дружбе.
Занятие заканчивается минутой тишины.
Для взрослых такое задание помогает осознать, чего они не учитывают как самое важное и значимое. Иногда бывает достаточно осознать-увидеть еще одно направление изменения дружеских отношений, чтобы ситуация изменилась.


Господь твой, живи!
 
МилаДата: Пятница, 26.04.2013, 23:51 | Сообщение # 17
Группа: Админ Общины
Сообщений: 7503
Статус: Offline
Занятие 2. Дом для друзей
(стараться, чтобы другу было приятно в твоем обществе)

Настраиваемся на занятие. Дети по кругу отвечают, в каком настроении они пришли на занятие.

Мы отправляемся в путешествие.

– Представьте, что мы попали на остров, на котором нет ни людей, ни растений, ни птиц, ни животных. Только камни. Очень красивые, самые разные. Выберите камень, который вам нравится. Подержите его в руках. Представьте, что мы твердо стоим на горе, как камни лежат-держатся. Вот начинается небольшое землетрясение, сильнее... Держимся. Начинается извержение вулкана. Все плохое преобразуется в драгоценные прекрасные камни. Жарко. Крепко стоим…

– На другом острове есть и камни, и растения. Но нет птиц, животных, людей. Мы выбираем растения, которые нам нравятся. Крепко держимся, ветер качает нас, мы гнемся, но не ломаемся. Гибкие, нежные, сильные. Угадываем, какие цветы “получились” у каждого.

- Попадаем на остров, где есть птицы. Самые разные. Дети изображают птиц, которые им нравятся. Мы угадываем. Сильный ветер. Крепко держимся за дерево-ветку. Кто хочет – летает, кто хочет – строит гнездо...

– На следующем острове есть и животные, но нет людей. Самые разные животные здесь, но они дружны, умеют управлять своими чувствами. Играем, изображаем животных, ходим в гости, беседуем и др. Появляются цирковые животные (дети очень любят играть в цирк, роль дрессировщика играет ведущий занятия).

– А вот и мир, где есть дружелюбные камни, растения, животные, люди. Люди создают на земле такую красоту: фонтаны, дворцы, картины, сады... Рассматриваем открытки с изображениями того, что сделано людьми.

Задание. Постройте дом для друзей. Дом, в котором хорошо жить. Строительный материал: бруски, кубики, открытки, камни, перышки, пуговицы.

Звучит музыка.

Материала всегда не хватает, часто нравится то, что есть у другого. Используя ситуацию, учимся вежливо уговаривать поделиться, обмениваться или же «варить суп из топора». Одной первокласснице ничего не досталось. Удалось упросить детей дать ей 2 кубика и свечку. Именно у нее получилась одна из самых интересных работ – «Маяк спасения» (теперь эта девушка-студентка, будущий социальный педагог).

Затем приглашаем в гости. Дети учатся вежливо приглашать, принимать гостей, рассказывать, отвечать на вопросы и вежливо отказываться от приглашения, если заняты (не достроили свой дом).

Задаем самые разные вопросы: «Есть ли у вас замки», «Есть ли сад», «А это что?», «Есть ли у вас животные?» и др.
Даем заказ на выполнение проекта. Восхищаемся постройками: это и город бабочек, и библиотека, и музей древних книг, и школа на другой планете, и дом-корабль, на которым мы все (вместе с присутствующими родителями) отправляемся в кругосветное путешествие.

Заканчиваем занятие минутой тишины.

Ведущий подводит итоги: первое правило дружбы: «Стараться, чтобы другу было приятно в твоем обществе».
Это занятие успешно прошло с детьми детского сада, с учащимися 1-5 классов.

Дополнение.
Если есть проблема чистоты речи, рекомендуем провести следующее занятие.

«Плохие слова» ДЕТИ говорят потому, что они СТРЕМЯТСЯ СОХРАНИТЬ ВНУТРЕННЮЮ ЧИСТОТУ…

Очень тревожная и болезненная тема для родителей и педагогов – сквернословие.

Задание-загадка: Какого цвета буква…» (Смотрите программу 4, задание к сказке «Принцесса на горошине». Затем говорим о том, что если они такие чувствительные, если, как выяснилось, они принцы и принцессы, то они будут себя плохо чувствовать, если будут говорить такие некрасивые плохие слова, и будут ощущать, что вокруг стало светлее или темнее, спокойнее, когда будут говорить добрые, хорошие слова.

А почему взрослые ругаются?

Рассказываю такую историю.
К соседям на дачу из другого города приехал 6-летний мальчик. Он рос в интеллигентной семье. Дома никто не ругался. И вдруг мальчик выругался, да еще как. Родственники выяснили, что научил старший 16-летний брат. Но брат никогда при взрослых не произносил таких слов… «Толя, откуда у тебя такие слова, ты же никогда не ругался, дома никто так не выражается», – спрашивают взрослые… «Когда я был в детском саду, водопроводчик приходил чинить батарею и страшно ругался», – ответил юноша.

16 лет юноша держал в себе эти черные, грязные слова, а что делать с ними – не знал…Он освободился, наконец, высказав их и научив, таким образом, младшего брата.

Человек чист, не переносит грязи и старается освободиться от нее. Это ведь естественно и замечательно. Способы могли быть безопасными для других: написать эти слова и сжечь, написать на доске и стереть, превратить их в смешные… И затем – самое главное – научиться не брать эти слова, не впускать их в свое сердце, иначе ругань становится просто привычкой…


Господь твой, живи!
 
МилаДата: Суббота, 27.04.2013, 00:00 | Сообщение # 18
Группа: Админ Общины
Сообщений: 7503
Статус: Offline
Занятие 3. Чему учить?
(продолжение)

Настрой на занятие. «Представьте, что вы стали взрослыми. Вы – ведущие на телевидении, ведете ее вместе с кем-то из своих друзей. Разбейтесь по парам. Придумайте, как называется ваша передача. Представьте друг друга, но в течение 1 минуты. Дети готовятся к выступлению 10 минут. Затем представляют друг друга. После того как все представили своих коллег-друзей, дети отвечают, какое представление им запомнилось или понравилось больше других.

Рассказ. В давние времена в Дании жили странствующие учителя. Они приходили в село, в город, в семью и предлагали научить детей тому, что умели сами. Родители приглашали учителя, если им нравилась их программа. Затем учителя отправлялись в следующий город, село.

Задание.
Представьте, что вы – странствующие учителя. Чему вы предложите учить детей? Что бы вы предложили родителям? Напишите.

Предложения детей бывают и очень необычными и традиционными: урок музыки, футбол на Юпитере, урок радости, урок смеха, и др.

Ведущий выбирает 2-3 детей, которые проводят свои уроки. Остальные дети и ведущий играют роли «доброжелательных» учеников и родителей во время выступления, которое длится 5-10 минут. Затем «ученики» и «родители» или приглашают учителя, или вежливо отказывают ему.

После каждого выступления учителя проводится обсуждение: как чувствовал себя учитель с этими родителями? что более всего понравилось «родителям»?

После каждого урока ведущий подводит итоги, заканчивая уроки минутой тишины.

Например, на уроке радости заключение может быть таким: «Радость –сила непобедимая!» или «1 час занятий йогой, как говорят, равен пяти минутам смеха».

Ведущий тоже может участвовать как странствующий учитель.

Приведем пример. Странствующий учитель входит в класс. Кланяется. «Мир Вам». Я – странствующий учитель. Могу развить в детях любознательность, критичность мысли, широту кругозора, научить вести корректный спор. Хотите ли?
Тогда предлагаю вам написать то, чего не может быть. Пишите в столбик, как можно больше. Можете писать в группах, можете писать по одному. Выигрывает тот, кто написал больше всех. На выполнение задания дается 10-15 минут. Следующий этап игры – защита того, что «не может быть». Вы называете свое суждение, а остальные участники в течение 1 минуты ищут противоположное суждение, начиная его словами «это может быть, если...»

Ход игры. Дети работают по одному или в группе. Очень хорошо идет работа в группах, где присутствует взрослый. Его задача – направить творческий процесс, напоминать правила, записывать идеи, группировать идеи и если надо, помочь выбрать «зрелищную» идею. Затем идет защита идей. В трудных случаях обращаемся к группе экспертов, которую представляют взрослые. Ведущий напоминает, что на втором этапе игры выигрывают те, кто проявил максимально вежливое обращение к своим оппонентам, для кого обсуждаемая истина важнее, чем победа в споре.

Игра проходит обычно очень бурно, эмоционально. Очень интересными бывают предложения участников: «Не может быть, что нас здесь нет», «Не может быть, чтобы человек жил вечно»... Победители получают приз.
Минута тишины.

Заключение. Нарисуйте, чему же учить детей.
Ведущий показывает дерево с пустыми листьями, предлагая на каждом листе написать, что он считает важным воспитывать в ребенке. Затем все предложения собираются и переносятся на «Дерево ценностей» группы.

Это занятие успешно проходило с учащимися 2-5 классов и со студентами, с которыми у ведущего занятия есть контакт.


Господь твой, живи!
 
МилаДата: Суббота, 27.04.2013, 00:07 | Сообщение # 19
Группа: Админ Общины
Сообщений: 7503
Статус: Offline
Занятие 4. «Счастье – это когда тебя понимают»

Настрой на задание: «Мы все пришли с разным настроением, ожидаем от занятий разного. Нам будет хорошо вместе, если мы настроимся на одну волну. Задание такое. Каждый из нас покажет свое настроение ритмом. Мы прослушиваем ритм каждого, стараемся повторить его. Затем слушаем следующего, повторяем его ритм и т. д. Прослушав всех, «играем» общий ритм.

Можно ли научиться узнавать, когда тебя обманывают? Можно ли научиться говорить так, чтобы тебе доверяли? Очень важно, оказывается, как ты рассказываешь.

Рассказ. Майя Ганина написала рассказ «Театральная актриса». В нем рассказывается об открытии актрисы. Дело вот в чем. Когда актриса выходила на сцену, зал реагировал по-разному, иногда ее слушали необыкновенно внимательно, зал замирал, ощущался особый контакт. Она заметила, что это происходит тогда, когда она принимала определенные позы. Ей захотелось зарисовать эти позы. Актриса показала свои рисунки специалистам. И что удивительно: оказалось, что многие позы на ее рисунках считаются традиционно индийскими.

Вопросы:
1. Как слушали актрису зрители?
2. С чем актриса связывала необычный контакт, возникший между нею и зрителями?

Задание:
1. По команде «Замри» сосредоточьтесь на той позе, в которой вы оказались. Какие чувства вы испытываете, находясь в этой позе? Измените позу. Какие чувства вы испытываете сейчас? Участники обмениваются своим опытом.

2. Примите позу, в которой вы хорошо себя чувствуете. Посмотрите друг на друга. Как вы думаете, какие чувства испытывает тот или иной участник. Спросите его.

3. Игра вдвоем. Один прячет предмет в руке, а второй отгадывает, в какой руке. Считаем, сколько раз вы отгадали. Затем подводим итоги. Те, кто чаще всего выигрывали, рассказывают о том, как им это удалось.
Ведущий подводит итоги, рассказывая следующую историю (Э.По). Один мальчик постоянно отгадывал, в какой руке спрятан предмет. Его спросили, как ему это удается. «Я встаю в позу того человека, который спрятал предмет и угадываю», – ответил он.

4. Разговор по телефону. Два человека разговаривают по телефону, не видя друг друга. Стулья стоят на расстоянии 10 – 20 см друг от друга, спинками друг к другу. Все остальные участники – «родственники»: тети, дяди, бабушки и др. Дети выбирают себе роль. «Родственники» заняты своими делами, все очень общительные, доброжелательные и хотят поговорить по телефону.

Для первых двух бесед по телефону лучше всего пригласить друзей. Предлагаются следующие темы для разговора: пригласить на день рождения, рассказать о своих успехах, порекомендовать посмотреть интересный фильм, спросить совета (как поступить), договориться о встрече и др.

Задание «родственникам»: наблюдать, как меняются позы собеседников. Если разговор непосредственный, теплый, вежливый, то через 3 – 5 минут позы начинают меняться синхронно, собеседники одинаково скрещивают ноги, перекладывают трубку в ту же руку, наклоняют голову в ту же сторону.

Затем проводится обсуждение игры. Хотелось бы собеседникам продолжить беседу? Были ли собеседники вежливы (поздоровались ли по имени, с какой интонацией разговаривали и т.д.); менялись ли позы собеседников? Как можно объяснить, что, не видя друг друга, собеседники, расположенные друг к другу, выполняли те же движения?
Минута тишины.

Заключение.
Около половины информации о человеке передается через интонации, жесты, позы. Поза выражает и поддерживает чувства. Если быть внимательным, то тебя будет очень трудно или невозможно обмануть. Это занятие вызвало интерес у учащихся 2 – 3 класса и студентов.

Рекомендации:
Важно научить детей различать качества: доверие, доверчивость, простофильство.

Доверчивы все дети. Они учатся доверию: в жизни выигрывает тот, кто чаще доверяет, чем не доверяет. К такому заключению дети легко приходят сами, когда им предлагаешь сравнить стратегии жизни: «Всегда доверяю», «Всегда не доверяю», «Чаще доверяю, чем не доверяю», «Чаще не доверяю, чем доверяю» (5 – 11 классы).

После обсуждения общей стратегии можно предложить анализ ситуаций, в том числе касающихся таких тонких моментов, как доверие незнакомым людям.

«Если на улице к тебе подойдет незнакомая женщина и попросит отнести ключ на 6 этаж, как лучше поступить?» (1-11 кл.) «Если остановится машина и молодой человек попросит тебя объяснить дорогу, как лучше поступить?» (1-11 кл.)

Обсуждаются варианты таким образом, чтобы не запугивать детей и подростков, а реально показать, что вариантов безопасной помощи может быть множество, научить выбирать детей лучшие из них.

Для детей 1-3 классов задание на доверчивость оказалось очень сложным. В рамках программы Е.Я.Мищенко «Человек среди людей» на третьем занятии детям предлагалось сыграть в игру. Они выбирали себе роли зайца, мишки, волка, белочки. Ведущий занятие играл роль хитрой лисы.

Лиса у каждого по очереди просила очень ласково на время то, что им дорого (наклейки, мячик, куклу и т.д.). Она увлеченно рассказывала, как создаст музей из этих вещей и заработает много-много денег, поедет путешествовать… Одни дети соглашались отдать просто так дорогие им вещи, другие спокойно задавали вопросы, выясняли, зачем ей нужны деньги, некоторые отказывались насовсем отдать дорогую вещь или не могли принять решения, чувствуя что здесь какой-то подвох («не дашь, не буду с тобой дружить»). В целом же дети доверчивы и готовы сделать все, что просят ласково.
В конце игры мы проводили беседу с детьми, стараясь научить их задавать вопросы, понимать намерения тех, кто рядом с нами, научить отстаивать свою позицию вежливо и с достоинством, договариваться, обмениваться, советоваться с друзьями и родителями.

Мы провели такую игру и со взрослыми. Даже им было непросто отказать хитрой лисе, вежливо, но твердо сказать «нет».
Родители с интересом слушали информацию по результатам проведенной диагностики, в том числе по результатам этой игры.

Дополнение. Каждое из «правил дружбы» может быть основой для разработки и проведения новой программы занятий с детьми и взрослыми

Вариант проекта программы по воспитанию доверия приведен в приложении 4.

Заключение. В каждом из нас есть главные чувства – любовь, радость, доверие. Они как солнце, иногда закрывается облаками – мыслями, чувствами. Помочь себе и другим можно, если окунуться в этот солнечный источник, который есть в каждом из нас. Представьте, многие люди ничего не знают об этом чуде в самих себе.

Вы, наверное, заметили, что выражение лица человека очень сильно меняется. Иногда и не очень красивые люди становятся прекрасными, лицо их становится одухотворенным. Общаясь с человеком, настройтесь на это его лучшее состояние, помогите ему самому его поддерживать.


Господь твой, живи!
 
МилаДата: Суббота, 27.04.2013, 00:10 | Сообщение # 20
Группа: Админ Общины
Сообщений: 7503
Статус: Offline
Занятие 5. “Правило дружбы: защищай друга в его отсутствие”

Настрой на занятие. Предлагается известное настроечное упражнение. Например, такое. Ведущий загадывает какое-то качество человека, цвет, одежду, которая есть у некоторых участников занятия (нейтральное или вызывающее положительные чувства). Это загадочное качество называется «пум – пум». В игре участвуют 5 – 10 человек. Участники игры поочередно спрашивают: «У меня есть “пум – пум»? Водящий отвечает «да», «нет». Участникам нужно догадаться, что загадал ведущий (цвет одежды, улыбка во время ответа, цвет глаз и т. д.).

Рассказ. К Сократу пришел друг и сказал ему.
– Дорогой Сократ. Я был на площади. Огромная толпа народа. Они ругают тебя. Они говорят про тебя такое…
– Сократ прервал его…

Задание. Как вы думаете, что ответил Сократ?

Задание будем выполнять по парам. Один из вас – «друг», второй будет отвечать за Сократа. Потом поменяемся местами. Пары готовятся 10 – 15 минут. Затем каждая группа отвечает, к какому выводу она пришла.

Каждая группа показывает сценку-диалог или рассказывает, какие варианты ответа нашла группа.

Заключение. Сократ сказал: «Зачем ты хочешь рассказать это мне? Ты хочешь, чтобы я тебе помог? Тебе тяжело слушать это и ты хочешь облегчить свою душу, рассказав мне это? Не стоит слушать плохое, не стоит принимать это в свое сердце. Ты веришь мне? Тогда лучше всего защитить меня, сказав, что люди не правы, убедить их в этом»

Минута тишины.

Задание с интересом выполняли ученики 3 класса и студенты педагогического университета.


Господь твой, живи!
 
Форум » ЧЕЛОВЕК И ОБЩЕСТВО » ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА » РАБОТА С ДЕТЬМИ. ШКОЛА ДОВЕРИЯ (Практическая психология. Н.Е. САЛЬНИКОВА)
  • Страница 2 из 5
  • «
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • »
Поиск:

AGNI-YOGA TOPSITES