Среда, 26.09.2018, 15:34

Приветствую Вас Гость | RSS | Главная | Форум | Регистрация | Вход

[ Новые сообщения · Участники · Правила · Поиск · RSS ]
  • Страница 3 из 5
  • «
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • »
Форум » ЧЕЛОВЕК И ОБЩЕСТВО » ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА » РАБОТА С ДЕТЬМИ. ШКОЛА ДОВЕРИЯ (Практическая психология. Н.Е. САЛЬНИКОВА)
РАБОТА С ДЕТЬМИ. ШКОЛА ДОВЕРИЯ
МилаДата: Суббота, 27.04.2013, 00:15 | Сообщение # 21
Группа: Админ Общины
Сообщений: 7503
Статус: Offline
Занятие 7 «Встреча с Незнакомцем»

Настрой на занятие. Мы привыкаем определенным образом здороваться, прощаться. Поздоровайтесь так, как вы никогда не здоровались с участниками наших занятий: с каждым по отдельности, с некоторыми или со всеми вместе. Какое приветствие вам понравилось? (отвечаем по кругу)

Рассказ. Может быть, вы видели фильм «Контакт». В нем рассказывается о незнакомце, который прилетел на Землю. Он был похож на облачко с очень смешным носом. Человек испугался, а гость разными способами пытался установить с ним контакт.
Вопросы:
1. А как вы познакомитесь с совершенно незнакомым существом?
2.Представьте, что вы – этнограф, вы изучаете обычаи неизвестного племени. Как вы будете обращаться с ним, с чего начнете?

Задание. Сейчас перед вами появится совсем незнакомое существо (его играют дети). Посмотрите на него внимательно и постарайтесь понять, как с ним можно обращаться, а как нет. Чем он похож на нас и чем отличается? Гость пробудет несколько минут и улетит с тем, чтобы прилететь вновь. Сейчас он решает, возможен ли контакт с вами. Пока он сообщает результаты на свою станцию, подготовьтесь к встрече. (Лучше всего идет подготовка в группах 3 – 6 человек).

Ход игры. Незнакомец ненадолго появляется в классе. Одна из групп придумала такой сценарий и показала его. 4 человека, взявшись за руки, кружатся по часовой стрелке и с жужжанием залетают в комнату. Останавливаются, лопочут что-то, один из них выходит вперед (на руках), возвращается к остальным (троим), что-то жужжит, и они садятся, не размыкая рук. Затем они улетают, доброжелательно пропищав что-то хозяевам.
Готовясь к встрече, каждая группа отвечает на вопросы, которые получает письменно. Это доброе существо? Хочет ли оно общаться с нами? Как не следует общаться с незнакомцем? Как начать общение с ним? Чего мы хотим (общаться? сотрудничать? играть?)? На подготовку к встрече отводится 10 – 15 минут.

Затем группы по очереди встречают гостя. Гость соответственно реагирует: приглашает к себе, рассказывает о своих обычаях, отвечает на вопросы.

Задание Гостю: придумать образ. Ведущим задаются 4 характеристики Незнакомца:

• это четверо друзей, которых нельзя разлучать. Если кто-то остается в одиночестве, он «заболевает»,
• до гостя нельзя дотрагиваться руками, он очень чувствителен. Если земляне дотрагиваются до него, то гость падает на пол, а остальные друзья лечат его,
• Незнакомец любит фрукты, овощи, питается запахами.
• Между друзьями есть разделение, один отвечает за контакт, другой лечит и кормит, третий всех объединяет, четвертый - дублер. Ответственный за контакт легко осваивает разные языки, затем обучает остальных.

В описании «журналиста» («журналистами» были несколько детей, по желанию):

«С планеты Фаэтон прилетел Незнакомец, предварительно прислав письмо. Решили, что его встретят две группы встречающих. Первая группа встречающих передала незнакомцу письмо. Надо сказать, что незнакомец напоминал дракона из русских сказок, с четырьмя головами, одна из которых была переводчиком. Голова-переводчик перевела письмо трем другим. Так и началось знакомство с гостем. Затем первую группу встречающих заменила вторая. По старинным русским обычаям незнакомца усадили за стол. В диалоге с инопланетянином встречающие узнали, что гости рождаются по четверо вместе, питаются земляникой. Приехали, чтобы установить контакт с людьми. Они живут на астероиде, выращивают цветы и голубых собак. И еще у них на астероиде есть кошки и... правила. И если жить по этим правилам, будем дружить много лет. Перед прощанием инопланетяне вручили нам эти правила на память... Меня удивило, что правила у них и у нас – одинаковы», – написал один из «журналистов» (5 класс).

На следующем занятии учитель русского языка, познакомившись с отчетами-сочинениями «журналистов», подвел итоги: «Правила дружбы – заветные правила», «Каждый человек – загадка, незнакомец, пока он не понят нами».

Это занятие успешно проходило с детьми 3 – 5 классов и взрослыми.


Господь твой, живи!
 
МилаДата: Суббота, 27.04.2013, 00:20 | Сообщение # 22
Группа: Админ Общины
Сообщений: 7503
Статус: Offline
РЕЗУЛЬТАТЫ

В результате занятий удалось решить некоторые проблемы детей (застенчивость, замкнутость и др.).

Через год после проведения занятий по правилам дружбы, я спросила, кто из детей хранит их. Несколько детей принесли правила дружбы, которые они хранили в шкатулках и в вазе, в конверте и на столе под стеклом. Одна девочка сказала: «Я потеряла правила, но я храню их в своем сердце». (Юля С., 3 класс)

Студенты оценивали занятия как необходимые для них. Они ответили: «Мы иначе увидели друг друга»; «Четыре года мы вместе, но я и не предполагала, что в нашей группе такие интересные люди»; «Такие занятия нужны с первого курса...»
После 5 – 7 занятий учитель замечал изменения у детей: «Они понимают, о чем я им говорю...» (2 класс)

По оценкам родителей дети очень изменились. «Трудно поверить, что за 10 – 12 занятий ребенок может так измениться. Он был застенчивым, неуверенным в себе. А на собеседовании в школе отвечал так, что завуч его похвалила за спокойные, уверенные ответы» (7 лет).

По предварительным данным в группе детского сада наметилась тенденция в улучшении здоровья после 12 занятий (по 2 и 3 программам) у 70 % детей.

По оценке родителей, просивших помочь в решении конфликтов между братьями и сестрами, в некоторых случаях положительных результатов удалось достигнуть уже через 1-2 месяца. Учителя отмечали, что конфликтные старшеклассники стали спокойнее на уроках через 3-4 месяца.

Положительные изменения были во всех случаях, когда дети и взрослые обращались за помощью сами, активно искали решение проблем.

Практический опыт автора показывает также, что положительных результатов на занятиях удавалось достигнуть и тогда, когда групповой работе предшествовала индивидуальная работа с детьми (от 1 до 20 часов), занятия в малых группах (10-20 часов), и только уже затем в группах 10-12 человек. Такая последовательность работы, как показывает опыт автора, эффективна для детей разного возраста и для взрослых. (План занятий см. в приложении 5).
Главный результат детей – это их творческие работы о дружбе: рисунки, сочинения, стихи (рис.3).

Один 7-классник написал: «В дружбе есть какая-то тайна...»

Индийский мудрец Сатья Саи Баба говорит: «Истинная дружба лишь то, что исходит из самых глубин сердца…»

ПРОБЛЕМЫ, КОТОРЫЕ ВОЗНИКАЮТ В ПОСЛЕДНИЕ ГОДЫ В ДРУЖНЫХ СЕМЬЯХ…

На консультацию пришла большая семья. 18-летняя девушка, назовем ее Катя. Всегда умная и жизнерадостная, деловая и любознательная, она стала задумчивой, молчаливой. Куда-то уходит. Домой стали приходить незнакомые люди… Вежливые… Разговаривают по-доброму… Что-то друг другу дарят… Выяснилось, что девушка ходит в группу духовного развития (не хочется говорить – секту). Родители девушки, ее друг, сестра, муж сестры испробовали все средства, чтобы убедить девушку оставить эту группу. Но девушка всегда была самостоятельной и здесь проявила волю.
Все вместе пришли посоветоваться к психологу.
Как выяснилось, среди родственников были представители разных вер: православный, мусульманин, католик и неверующие в Бога…
После разговоров со всеми вместе и с каждым отдельно выяснилось, что в этой удивительной семье все готовы изменить свои оценки и установки ради Кати.
– Мы тебя любим…
– И я вас люблю…
• Почему же ты нас не послушаешь? Ходила бы в храм православный, другое дело…
• Христианство существует сколько лет? А люди воюют друг с другом. Ничего не изменилось...

Вы больше любите не меня, а свою квартиру, и боитесь, что потеряете ее. Да не волнуйтесь. Не потеряете квартиру.
– Как же так получилось: я все делаю для детей, мы вынуждены с отцом много работать…Возможно, мы что-то упустили.
– Она больше не хочет встречаться со мной. В ее группе это не разрешают, – сказал юноша…

Девушка не захотела рассказывать о самом для нее дорогом – о ее группе… Видно было, что что-то на этих занятиях ее потрясло, она полюбила своих новых знакомых, ее вдохновила идея бескорыстной любви и обстановка тайны, в которой происходили встречи…

К единству нам помогло прийти понимание периода юности как философского периода, который важно прожить глубоко. Иногда этот период проходит очень бурно, в этот период трудно помочь человеку, слова воспринимаются иначе. А если же человек не прошел этот период, то постепенно гаснет, не набрав нужной широты сознания и потенциала, энергии земной и небесной, чтобы пройти через все жизненные испытания и стать, наконец, свободным и счастливым. Не пройдя периода поиска смысла жизни, человек тоскует о чем-то, загоняя тоску глубоко-глубоко… Если хватит времени и сил, он уже взрослым все же проживет этот важный этап и жизнь его изменится, станет светлее…

Девушке важно было, чтобы слова не расходились с делом, нужны были чистота и сердечность, где отсутствует зло – деньги, а есть только бескорыстные отношения. Все это она и увидела у своих новых друзей.

С юными нужно иначе разговаривать-высоким стилем… И самим жить в гармонии единства слов-чувств-мыслей-действий. Они очень чувствительны к интонации – « максималисты».

Конечно, мы говорили и об общечеловеческих ценностях, и о том, что нужно очень глубоко знать суть и особенности всех духовных направлений и что всех их объединяет Любовь (и не только она).

Может быть, в такой духовно разносторонней семье у девушки есть редкая возможность глубже понять суть каждой и стать специалистом по духовным направлениям, а может быть, ОНА ДЛЯ НАС КАК МУДРЫЙ РЕБЕНОК ставит самые главные вопросы… В любом случае она – прекрасное сердце – откликнулась на искренность и высшие проявления любви…
– Вы – замечательные родственники: развитие Кати шло гармонично, она открывает смысл жизни, предназначение человека: самое главное – любовь, высшая Любовь не только к близким, но и ко всем людям и существам, природе…

Вы – люди разных духовных направлений. Как ей разобраться во всех них? Это с одной стороны. А с другой стороны – она лишь «продолжила семейную традицию» и нашла новое духовное направление. Нужно и взрослым разобраться и глубоко понимать, зачем возникли религии, их суть, отличия. Ничего другого не остается, как стать мудрыми.

Наверное, поднятая девушкой проблема – одна из актуальнейших проблем. Обращаются за советом по подобным вопросам достаточно часто.
Есть ли ее решение?


Господь твой, живи!
 
МилаДата: Суббота, 27.04.2013, 00:21 | Сообщение # 23
Группа: Админ Общины
Сообщений: 7503
Статус: Offline
ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Современные дети и взрослые находятся в критической кризисной ситуации много лет. Устали так, что не понимают, что устали. Как же помочь им?

Один из ответов – жизненная история, похожая на сказку.

Большой город в начале 90-х годов. В прекрасной доброй семье внезапно умер отец. Остались двое маленьких детей: сестра дошкольного возраста и брат младшего школьного возраста.

Кризис 90-х годов, безденежье, тяжелая болезнь взрослых, смерть…

Юноша закончил школу, отслужил в армии. Вернулся из армии, устроился на работу, заработал много денег. Пришел к сестре, тогда еще школьнице: «Что тебе подарить?» «Я мечтаю…о своем коне», – ответила девушка.

Брат купил сестре коня. Радость! Счастье! Восторг! Эти высшие чувства очистили душу от боли и печали. Жизнь начиналась заново…

Год – общение с конем и друзьями. А затем девушка продолжила учебу, работала гувернером, педагогом в детском доме.

Она добра, красива, учит детей… Они отвечают ей взаимностью…


Господь твой, живи!
 
МилаДата: Четверг, 09.05.2013, 18:11 | Сообщение # 24
Группа: Админ Общины
Сообщений: 7503
Статус: Offline
ЧЕТВЕРТАЯ ПРОГРАММА ЗАНЯТИЙ:

ОРИЕНТАЦИЯ НА СОТВОРЧЕСТВО

ПРОГРАММА ЗАНЯТИЙ «ЗАГАДОЧНЫЕ СКАЗКИ»

(Из серии «Мир глазами ребенка»).

В статье представлена программа работа со сценариями жизни детей и взрослых через особенные сказки. Они глубоки, многослойны, достойны того, чтобы мы разгадали их сокрытые смыслы. Предлагаем цикл «Загадочных сказок» (первый цикл из 9 сказок представлен в исследовании Л.С.Шишкиной; второй – «Загадочные сказки», третий готовится автором к публикации).

Программа занятий данного цикла включает 9 сказок и представляет систему.

Главная тема: доверие и Любовь к миру, себе, друзьям, старшим и младшим. Если есть эти высшие чувства, нет страха и агрессии, а значит совесть «не спит» и легко быть честным, естественно быть в состоянии гармонии и радости, главный сюжет жизни – творчество.

Проблема. Программа была создана для детей 5-6 лет, испытывавших трудности в адаптации в обычном детском саду, посещавшими частный детский сад. Родители не читали большинству детей этой группы сказки. По мнению родителей сказки – это выдумки и неправда. Ребята смотрели взрослые телепередачи и увлекались компьютерными играми, были в курсе трагических бизнес-историй, участниками которых были их родители и коллеги. Естественно, что «творчество» детей было деструктивным. Только воспитатели высочайшей квалификации могли работать с детьми этой группы, направить их энергию в позитивное русло. Необходимо было успокоить детей и создать доброжелательную безопасную атмосферу, предупреждать конфликтные ситуации и настроить ребят на конструктивный диалог со взрослыми, найти «общий язык» с этими детьми и помочь преобразовать страх перед жизнью, создать новый метод социализации детей и новую программу социализации и реабилитации через творчество.
Метод вопросов и программа «Загадочные сказки». Во-первых, мы выбирали актуальную для детей тематику (темы занятий представлены далее). Во-вторых, доминантой программы были сказки. Во все времена у всех народов неизменным спутником в жизни человека была сказка. Именно в ней, часто в таинственной и загадочной форме, отражались взгляды людей на природу, на общество, на самих себя. Сказка всегда эмоциональна, она наполнена чувствами радости, любви, стремлением к правде, красоте и добру. Сказка – это чудесная кладовая нравственного общечеловеческого опыта, накопленного многими поколениями. Обpазы сказок остаются незаконченными, многозначными, непpиглаженными и таинственными. Мы предложили детям разгадывать сказки как загадки. В-третьих, мы учитывали любознательность детей этого возраста. Для них естественно задавать вопросы. При проведении занятий мы, рассказывая сказку в полной тишине, задавали детям вопросы по сюжету сказки, дети рисовали иллюстрацию к сказке.
Цели и задачи программы. 1. Установить контакт с детьми. 2. Познакомиться с ними: что любят, как слушают, какие вопросы задают, каково эмоциональное состояние детей, любят больше строить или рисовать, насколько дети самостоятельны. 3. Настроить на сотрудничество как детей, так и взрослых: родителей и педагога. 4. Увидеть неизвестное в известном, глубже понимать и воспринимать происходящее.
5. Использовать собственный опыт детей. 6. Научить не только слушать, но и слышать.
7. Оказать своевременную коррекционную помощь ребенку в случае необходимости.
8. Косвенно воздействовать на поведение детей в группе через общее переживание сказочных коллизий. 9. Дать толчок к самостоятельному разрешению проблем, поставленных перед ребенком жизнью. 10. Помочь ребенку чувствовать себя более уверенным и спокойным.
История появления сказочного цикла. Открыть смысл сказок мне помогли дети. Я рассказывала сказку тем детям 6 - 8 лет, с которыми у меня очень хороший контакт, и просила нарисовать после рассказывания сказки то, что им понравилось. Рассматривая их иллюстрации, я была удивлена. Так, в сказке «Синяя Борода» главный персонаж изображен не как человек, а как вихрь; колодец в сказке «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» с фиолетовой водой. Эти образы – подсказки детей – стали основой для нового прочтения сказок. Рассказывая сказку другим детям, я образно представляла второй план, глубинный смысл сказок, открытый, увиденный детьми-коллегами.
Первой сказкой была «Курочка Ряба». Ее анализ я услышала на занятиях в университете педагогического мастерства (к сожалению, не помню фамилии рассказчика). Сказка «Синяя Борода», не слишком понятная детям и многим взрослым, подготовлена для разгадывания по просьбе 6-летнего мальчика. Он спросил меня, зачем взрослые читают такие страшные сказки детям?
Кратко охарактеризуем части занятий (обычно их 4-7), ключевые настройки, некоторые результаты.
Тема первая. Сказка, чудеса и жизнь (по сказке «Курочка Ряба»).
I. Контакт с детьми достигается следующими средствами: звучит музыка, дети и взрослые садятся в круг, ведущий задает вопросы: «Назовите сказку, которую Вы любите», «Как Вы думаете, в Вашей любимой сказке все правда? выдумано? она правдоподобна?» (подумайте минуту), «Вы больше любите слушать сказки или читать?»
Продолжите ряд: «Золотое солнце... Что еще бывает золотым?»
2. Взаимодейстиве детей, родителей, педагога. Ведущий рассказывает сказку, задавая вопросы по ходу рассказа. «Жили-были дед да баба. Была у них Курочка Ряба. Снесла Курочка не простое яичко, золотое». («Как Вы думаете, яйцо большое или маленькое?»). «Дед и баба били яйцо – не разбили. Мышка бежала, хвостиком махнула, яичко упало и разбилось. Плачут дед и баба». (Вопрос: «Почему же люди не могли разбить яйцо, а мышка разбила?», «Яйцо разбилось, дед и баба плачут, отчего же они плачут, ведь они хотели разбить яйцо, оно и разбилось?») «А Курочка Ряба говорит: «Не плачь баба, не плачь дед, я снесу вам яичко не золотое, а простое...» «Как Вы думаете, сказка правдивая или выдуманная?», «Правдивая? А кто из Вас видел яйцо золотого цвета?», «А что еще в сказках бывает золотого цвета?»
3. Контроль. Услышали ли дети педагога, готовы ли они рисовать на тему? Проверка готовности детей выполнять задание проверяется, например, следующим образом: «Минуточку подумайте, что Вы хотите нарисовать».
4. Дети рисуют 10-15 минут. Педагог помогает тем, кто в этом нуждается. Тех, кто закончил рисовать первыми, приглашают рисовать (по одному, по два) к столу. Они раскрашивают яйцо (оно сделано из пластилина, помещено на пластилиновую подставку или воткнуто на палочку). Каждому предлагается сделать два-три мазка густой неразбавленной водой гуашью. Получается яркая коллективная работа – волшебное яйцо. Эта часть занятия нравится всем, даже застенчивым детям. Сложный момент здесь следующий: если Вы не уследили, то дети раскрашивают яйцо в свой любимый цвет. Желательно, чтобы взрослый постоянно контролировал этот участок совместной деятельности. Пока дети рисуют, педагог уточняет, какой момент сказки изображен.
5. Комментирование рисунков. Педагог располагает рисунки в хронологическом порядке и комментирует изображенное. Приведем примеры: «Посмотрите, яйцо яркое, огромное, верно – это волшебное яйцо» (см. рис.1), «Посмотрите на этот рисунок. Яйцо на этом рисунке падает? Верно, оно висит в воздухе, или даже поднимается вверх» (см. рис.2), «А на этом рисунке волшебное красивое яйцо ушло к другим людям, здесь оно не нужно, его не ждали» (автор рисунка в этот момент хватает рисунок и быстро пририсовывает цепочку к яйцу, чтобы оно не улетело), «Курочка, добрая, снесла обыкновенное яйцо, с которым ясно как поступать».


Господь твой, живи!
 
МилаДата: Четверг, 09.05.2013, 18:13 | Сообщение # 25
Группа: Админ Общины
Сообщений: 7503
Статус: Offline
2-й ваpиант задания: «Постpойте дом для Куpочки Рябы или для бабы и деда». Матеpиалом могут быть констpуктоp или любые пpедметы, годные для стpоительства. Дети работают по одному или вместе по желанию и обычно pассуждают вслух: «Это необыкновенная куpочка… и дом необыкновенный… необыкновенный дом будет создавать и необыкновенный человек»… Пеpестают стpоить ... Задумываются ...

6. Итоги. Новое прочтение сказки: к людям пришло необыкновенное счастье, чудо (золотое яйцо), но они не знали, что с ним делать (били как обычное яйцо). Когда же оно, счастье-чудо ушло к другим (разбилось) – они поняли, что потеряли, стали плакать. Они не виноваты, что не были готовы встретиться с чудом, жаль их – пусть у них будет простое, привычное, знакомое (курочка пообещала им снести простое яичко).
Обсуждение темы «Сказка и жизнь». Чтобы перекинуть мостик между воображаемым и реальным миром, может быть задан следующий вопрос: «А если бы у Вас было волшебное яйцо, что бы Вы стали делать?» Варианты ответов: «Отдам маме», «Поставлю в сеpвант», «Попpошу выполнить все мамины желания», «Куплю моpоженое», «Отдам кому-нибудь», «Распилю его».
Изменение установок взрослых. Для взрослых (педагогов и родителей) рекомендуем провести беседу по итогам занятий, обсудить следующие установки (и проверить их в эффективность в жизни): дети не глупее взрослых; видение мира детьми - доверчивое, открытое, целостное; атмосфера общения чрезвычайно важна для точной, глубокой внутренней работы детей.

Занятия для педагогов по этой теме наиболее успешно проходят вместе с детьми. Многие учителя не верят, что эти сказочные интерпретации серьезны, что на это стоит тратить время. Просматривая же предлагаемые задания вместе со своим ребенком, проживая ситуацию, они становятся более внимательными.

Итог: «Чудо в жизни возможно, если мы открыты ему».

Тема вторая. Любовь (по сказке «Аленький цветочек»).

Настрой на занятие. Ведущий предлагает разучить этюд. Исходная поза – спина прямая, руки на уровне груди – сердца.
Руки у сеpдца
Одна рука плавно поднимается вверх, пальцы раскрываются веером:

Распускается один цветок,
Он pастет из земли,
Чеpез ил pосточек поднимается,
Чеpез воду, на воздух к солнцу
И pаспускается лотос.

Тепеpь – другая рука…
Распускается второй цветок
И все грязное
Пpевpащается в кpасивое,

А тепеpь -
Распускается
Один цветок, большой:
Обе руки вместе у сердца,
Пальцы вместе,
Пальцы обех рук как бутон,

Вот бутон распускается,
Пальцы как лучики,
И все лучшее,
Что есть в нас,
Даpим дpуг дpугу -

встали на одно колено, ладони выпpямляем, мы откpыты дpуг дpугу...

Под музыку разучиваем этюд, настраивающий на слушание сказки, понимание глубокого смысла сказки.

3. Рассказывание сказки. По ходу ведущий задает вопросы, например, следующие: «Купец много обошел базаров и много красных цветов видел, но все-таки это был не тот аленький цветочек. Как же купец узнал, какой красный цветок нужен его дочке Настеньке?», «Где же находятся этот лес, цветок, заколдованный принц?», «Почему хозяин сада так pассеpдился из-за сорванного цветка?»

4. Контроль. Важно проверить, правильно ли дети и взрослые поняли задание.

5. Дети рисуют. Ведущий выясняет, какому моменту сказки соответствует иллюстрация: «Где находится цветок? У Hастеньки? В лесу? Купец уже увидел его или нет?»

6. Комментирование рисунков. Приведем несколько примеров: «Вот купец и Настенька нарисованы... видно, что он очень любит свою дочь, поэтому и понял, что ей нужно, о чем она мечтает», «Цветок такой необыкновенный, сияющий... на базаре таких нет». «Посмотрите на этот рисунок. Здесь чудовище около цветка лежит, как будто сердце у него сияет. И не видно за этим светом, что это чудовище, виден только свет», «А вот цветок как пламя, пламя сердца…» (см. рис.3), «Цвета могут быть необычными – краски внутреннего мира иные, не похожие на цвета внешнего мира природы».

Аленький цветочек «занял» лист формата А-3!

7. Заключение. Еще pаз исполняем этюд. Руки у сеpдца... «А на что похоже добpое сеpдце?» «Hа цветок!» «Hа какой именно? Какого цвета?»

Эта Сказка о любви... Необыкновенной родительской любви, необыкновенной любви молодых людей, умевших очами сердца увидеть сокровенное в человеке и полюбить его... Любовь родителей может помочь найти Ее или Его, Единственного.
Эта сказка очень нравится детям. Если удается создать настрой, то дети много раз сами возвращаются к этой сказке – рисуют, лепят, раскрашивают, делают аппликации. Тема третья. Какие мы? (по сказке «Принцесса на горошине»).

1. Кантакт. Здесь опять поможет спокойная музыка и специальные вопросы и задания. Например, может быть предложено такое задание. «Закройте глаза... Представьте, какого цвета буква М? Откройте глаза. Поднимите руку... (у большинства детей и взрослых буква М синего цвета). А теперь закройте глаза. Какого цвета буква А? (у большинства детей и взрослых буква А красного цвета). Что вы об этом думаете? А слово «солнце» какого цвета? Золотого? Красного? А сейчас вспомните (представьте), но не говорите, нехорошее слово, какого оно цвета? Да, грязного, черного... Прошу вас... у нас здесь очень красиво, хорошо, чисто – в нашей комнате. Будем говорить только хорошие слова... Спасибо».

2. Взаимодействие. Можно начать с вопросов, например, таких: «Какая сказка у нас сегодня, как вы думаете?» Затем объявляется, что будет сказка об одном принце и об одной принцессе. Здесь может быть рекомендовано следующее начало. «Есть много сказок о принцах и принцессах. Кто из вас любит такие сказки? Кто любит рисовать принцесс, принцев? А что в них такого особенного, что про них столько сказок, им столько внимания? Да, они красивые, думают о своих подданных, а еще какие?»

З. Рассказывание сказки. Ведущий делает акцент на следующих моментах.
«Не могут найти невесту-пpинцессу для любимого сына король и королева. Hеужели пpинц так и останется один на свете?», «Какая она, горошина?»
Акцент во время рассказа ведущий делает на следующих моментах: во вpемя гpозы услышали король и королева стук в дверь: нежный, тихий… Заблудилась, отстала от подpуг девушка… началась гpоза. Девушка вымокла (акцент на внешности девушки).
Ведущий задает вопросы: «Эта сказка выдуманная? Правдивая?» Последним высказывается ведущий: «Мне кажется, сказка правдоподобная, правдивая. Все мы немного принцы и принцессы. Когда человек чуткий, нежный, спокойный, в нем есть «принцессность», он ощущает малейшую дисгармонию кожей, шестым чувством, стремится восстановить гармонию. Давайте проверим, сколько в вас этого качества, принцессности?».

4. Задания.
1) Войдите и постучите как принцесса, а мы угадаем, какое у вас настроение. Дети (и взрослые) входят по очереди, стучась. Это задание помогает быстро проконтролировать свое настроение, почувствовать себя хорошим, добрым человеком.
2) Сравните на слух, что находится в двух закрытых коробочках. Как назвать словом издаваемый звук? (в коробках можно для контраста положить гречу и манную крупу).
3) Закройте глаза. Определите на ощупь, какой лоскуток мягче, нежнее. (Предлагаются хлопок и шерсть, шелк и сукно и др.). 4) Скажите спокойным тихим голосом слова приветствия кому-нибудь из детей или нам всем. Говорите так, чтобы перышко с вашей ладони (ладонь около рта) не улетело. 5) Раскрасьте горошину, подобрав нежный цвет. Каждому ребенку даем кусочек пластилина. Дети раскатывают его как горошину, насаживают ее на палочку и каждый раскрашивает свою горошину маленькой кисточкой. Если у ребенка получается темная, некрасивая горошина, мы помогаем ему, предлагая добавить какой-нибудь светлый цвет. Таким образом, мы немного изменяем настроение ребенка. Затем горошины ставим сушиться, рассматриваем, любуемся ими.

5. Итоги. Мы – принцы, принцессы, если мы чуткие, вежливые, чувствительные (не грубые).
Тема четвертая. Мужское и женское. Пространство наших возможностей (по сказке «Дикие лебеди»).

Вопросы по ходу рассказа
: «Почему Элиза не превратилась в некрасивую, злую, глупую девушку, а жабы превратились в цветы – красные маки?», «Почему Элиза ушла из дворца?», «Почему братьев удалось превратить в лебедей?», «Почему плести рубашки нужно было в молчании?»

Рисование
. Дети выбиpают тему для pисования и пpиступают к pаботе. Звучит тихая музыка. Затем рассматpиваем pисунки с комментаpиями. Уже на 3-4 занятии изменяется цветовая гамма с темной на светлую (мальчик pисовал все маленького pазмеpа чеpно-коpичневым цветом, а тепеpь на листе видим синее, волнующееся моpе). Hужно поддеpжать таких детей, помочь им выpазить свои чувства, зафиксиpовать твоpческое свободное состояние pебенка. Например, так: «Мне хочется войти в твою каpтину, поплавать в лодке».

Комментарии: «Кpапива синяя… Навеpное, это не совсем обычная кpапива».. «Здесь показано, что Элиза ушла, бpатья остались без волшебной женской защиты. И их удалось пpевpатить не в воpон, к счастью, а в лебедей»… «Здесь Элиза такая красивая, добрая... конечно, она оказалась сильнее колдуньи...»… «Вот рисунок: Элиза смотрится в воду... Вся грязь смыта... Конечно, доброго человека невозможно превратить ни во что и ни в кого... »
Дети спpашивают: «А все девочки и мамы такие, волшебные?» Обсуждаем тему любви матерей и сестер, братьев и отцов. Дети вспоминают истории из жизни, фильмов, книг: «Есть еще волшебные тети. Помните «Золушку»? Давайте вместе думать. У нас будут еще сказки, поговоpим об этом».

Задание. Я говорю: «Мне так жаль, что Элиза не успела закончить последнюю рубашку и один брат остался с лебединым крылом. Давайте попробуем быстро в молчании сплести рубашки для всех лебедей. Кто сможет работать молча?» Каждый из детей получает вырезанных из ватмана 11 лебедей. Договариваемся работать молча, раскрашивать лебедей любым цветом.
Терпение, умение молчать измеряется в «лебедях». Сколько лебедей успел раскрасить участник занятия, не заговорив (максимум 11, по числу братьев), столько у него терпения, силы помочь близким. На задание дается три-пять минут. Прежде чем начать испытание, предлагаем попробовать свои силы: дети раскpашивают по одному лебедю 1 - 2 минуты. Те, кто забыл договор и стал pазговаpивать, получают нового лебедя и начинают сначала. Одна девочка начинала 4 pаза: забывала о договоpе. Затем мы начинаем работать на время. После выполнения задания, ведущий задает вопрос детям и взрослым: «Когда лучше работается: когда мы говорим или когда мы молчим?»

Итоги. Дети сформулировали сами: «В тишине сила прибывает, не тратишь силу зря». Все попробовали себя в роли спасателей и у всех получилось (пусть и не с первой попытки).


Господь твой, живи!
 
МилаДата: Четверг, 09.05.2013, 18:17 | Сообщение # 26
Группа: Админ Общины
Сообщений: 7503
Статус: Offline
Тема пятая. Как сохранить лучшее в себе (по сказке «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»). Остановимся на основных моментах этой сказки, важных для более глубокого понимания ее детьми и взрослыми.

Н а с т р о й к а. «А когда вы не слушаетесь, на кого вы становитесь похожими?», «Какие чувства испытываете?»

З а д а н и я.
1) Я прошу какого-нибудь участника: «Дай, пожалуйста, мне… (называется какой-либо предмет)... Это приятно, выполнить просьбу?» 2) Чего вам хочется больше всего. Скажите... Многое из того, что вы хотите, выполнить быстро невозможно. Вам нужно ждать. Какие чувства вы испытываете? Дети отвечают: «Тоску», «Спокойствие», «Злость» и т.д. 3) Давайте теперь разыграем сценку. Я буду родителем (папой или мамой), а вы будете просить у меня то, что вам очень хочется. Играем со всеми желающими. Обсуждаем ситуации, даем друг другу советы, как быть, если очень хочется иметь что-то, а получить это невозможно, а ждать исполнения желания приходится долго.
Вопросы: «Любите ли Вы страшные сказки?», «Какие больше: страшные или нестрашные?»

Р а с с к а з ы в а н и е сказки, вопросы. «Почему все же Иванушка выпил воды из копытца?», «Почему Аленушка не утонула?», «Что это за колодец, к которому шли брат и сестра?», «Эта сказка правдивая или выдуманная?», «Где все это происходит?».

Р и с о в а н и е, к о м м е н т а р и и рисунков: «Козлиное копытце точно нарисовано, темного цвета», «А колодец с фиолетовой водой (желтой, золотистой), наверное, колодец волшебный, с чистой водой, восстанавливающей силы, оживляющей»…

И т о г и. Мы обсуждаем различия между качествами «упрямство» и «настойчивость»; историями, которые нужно выслушать и которые не стоит слушать (фильмы, разговоры).
Для взрослых акцент может быть сделан на том, что для детей, неожиданно для нас, взрослых, наиболее значима тема воды. Вода – источник. Источник здоровья, источник знаний. Дети многое заимствуют у взрослых. Поэтому просим обратить внимание на то, как взрослые отвечают на просьбы более старших, уважаемых ими людей. Если первая реакция на просьбу, предложение – «нет», то почему? Важно подчеркнуть, что установки детей и взрослых можно изменить. Особенно важно подчеркнуть, что это п р о с т о сделать. Родителям интересно и важно услышать, что дети умеют решать проблему «очень хочу – нельзя». Здесь полезно привести примеры решения ситуаций детьми, а также советы, которые дети дали себе и друг другу.
Уместно остановиться на том, каковы этапы формирования нужного умения:
1) знание (что можно, чего нельзя делать),
2) создание положительного эмоционального настроя к формируемому качеству (желание быть таким),
3) формирование навыка (решение конкретных повседневных ситуаций).

Тема шестая. Послушание. Уважение старших (по сказке «Сивка-бурка»).

Н а с т р о й на задание. Играем «в лошадку» в парах. По очереди один из них лошадка, другой – всадник. Учим всадников красиво гарцевать.

В о п р о с ы. Рас сказываем сказку и задаем по ходу вопросы: «Кто такой Сивка-бурка? Где он обитает?», «Иванушка женился на прекрасной царевне. Почему он, а не братья?»

К о м м е н т а р и и к рисункам. «Сивка-бурка точно изображен. Это вихрь-ветер», «Посмотрите, какой скромный Иван нарисован, не хвастается, что у него есть помощник-волшебник», «Вот Иван нарисован с отцом... Как хорошо удалось изобразить их отношения: любовь и уважение Ивана к отцу».
Для младших детей может быть предложен игровой вариант, в котором дети после рисования выбирают себе роли и разыгрывают какой-либо понравившийся им момент. Ведущий при этом уточняет, насколько детям удалось интонационно, в поступках выразить свое отношение к «родителям», «Сивке-бурке». Занятие может быть проведено как чтение по ролям. Эта сказка обладает особенным, завораживающим ритмом. Поэтому ее очень хорошо инсценировать, разыгрывать.

Тема седьмая. Решение конфликтных ситуаций. Как быть, если не удается помочь? (по сказке «Заяц, лиса и петух»).
Эта всем известная сказка оказывается интересной и глубокой, когда мы ее разгадываем с детьми и взрослыми. Отметим важные ключевые моменты при проведении занятий по этой сказке.

В о п р о с ы. «Почему лиса не испугалась волка, медведя, а маленького петушка испугалась?», «Какого цвета петух?», «Что вокруг нас вы видели золотистого, красного, желтого цвета?»

К о м м е н т а р и и . «Посмотрите, вот здесь петух и солнце изображены золотистым цветом», «Да, петушок-солнышко, яркое, весеннее, когда все холодное, грязное смывается весенней водой и все становится на свои места: правдивое побеждает, неправое получает по заслугам»…

З а д а н и е. Ответьте на вопросы: « Как вы поступаете, если у вас что-то не получается? А когда оказываетесь в трудной ситуации, к кому обращаетесь за помощью?» Разыгрываем сценки по предложенным детьми ситуациям.

И т о г и. Дети отвечают, как поступить, если самому не справиться. Приходим к выводу, что лучше всего попытаться найти выход самому, если не получается, спросить совета у друга или взрослого (родителей) если уж никто не может помочь, ждать: со временем ситуация может разрешиться сама: «Всему свое время, умей ждать, не унывай...»

Тема восьмая.
Юмор, ирония, сарказм, шутка, насмешка (сказка «Страна смешняков»).

На этом занятии сочиняем сказку все вместе. Правила сочинения сказки в группе: «Рассказываем по кругу, по очереди. Говорит тот, у кого слово (мячик). Если ничего не придумывается, можно пропустить ход. Чтобы быть вместе со всеми участниками, не пропускать «ход» можно сказать какое-то слово (например «ого», «и тут», «вдруг», «однако» и т.д.) Эти слова такие маленькие, но такие емкие... В следующий раз, когда к вам придет слово, вы скажете больше... Всем нужно разное время для того, чтобы включиться в работу, ведь все мы разные».

Начинает ведущий, например, так: «Жили-были, девочка, похожая на (перечисляем всех, участвующих в рассказывании сказки). И вот однажды они оказались в стране, где все и всё смеялось. Тропинка так хохотала, что на ней появилось много морщинок...» (этот зачин сказки придуман вместе с 6-летним ребенком). И вот мальчик, похожий на...» Здесь ведущий передает слово детям. Сочиняем сказку. Кто-нибудь из взрослых записывает сказку. Затем дети рисуют иллюстрацию к первой совместной сказке.

Ведущий показывает каждый рисунок и комментирует чувства детей, которые смотрят на этот рисунок («улыбка», «тихая радость», «хохот» ...). Затем спрашивает детей, как назвать то чувство, которое вызывает у них этот рисунок? Дети отвечают, ведущий помогает назвать чувства.


Господь твой, живи!
 
МилаДата: Четверг, 09.05.2013, 18:21 | Сообщение # 27
Группа: Админ Общины
Сообщений: 7503
Статус: Offline
З а д а н и я.
1) «Мы все любим посмеяться. Знаете ли, врачи говорят иногда, что больных нужно радовать, они быстрее поправляются. Расскажите какие-нибудь веселые истории, которые случились с вашими знакомыми». Дети рассказывают, мы смеемся. Ведущий спрашивает: «Какая это история, как можно назвать этот смех?» (безудержное веселье, шутка, насмешка, ирония, сарказм, беззаботное веселье и т.д.
2) Ведущий приводит несколько ситуаций, просит детей ответить на вопросы: «Клоуны могут легко рассмешить зрителя. Почему? Какой это смех?»; «Человек идет по улице... поскользнулся... упал... Все летит в стороны. Люди смеются. Наблюдали ли вы такие ситуации? Попадали ли в такие ситуации сами? Что вы чувствовали? Что чувствовал человек, который упал? Всегда ли смех над человеком, попавшим в неприятную ситуацию, злой?»; «Бывает ли так, что вы сами насмешничаете, иронизируете? Хотели бы вы избавиться от привычки над всем и всеми смеяться, когда не хочется смеяться, а почему-то "высмеивается"?»
Тема девятая. Последнее испытание: встреча с самим собой (по сказке «Синяя Боpода»).

Н а с т p о й к а на занятие. Звучит музыка. Ведущий задает вопpос: «Какого цвета у вас глаза? Hе знаете, попpосите соседа помочь: осторожно, нежно загляните в глаза…» Цель этого задания – настроить на глубокую работу, быть внимательными друг к другу.
Р а с с к а з ы в а н и е с к а з к и. Напоминаем: «А сейчас постарайтесь не отвечать, а представить или нарисовать, что захотите».

В о п p о с ы: «Зачем же pодители выдали свою дочь замуж за человека с такой плохой pепутацией? Почему девушка согласилась», «Где же находится этот замок?», «Если нельзя заходить в комнату, то зачем же давать от нее ключ?», «Зачем же девушка откpыла двеpь, ведь Синяя Боpода не pазpешил заходить в эту комнату?», «Что же это за пятно, котоpое никак не отмыть?»

Р и с о в а н и е. Ведущий просит детей: «Hаpисуйте, пожалуйста, иллюстpацию к этой сказке что вам больше всего хочется. А пока рисуем, молчим. Вы это умеете». Звучит музыка. Все pисуют в течение 10 - 15 минут.

К о м м е н т и р о в а н и е р и с у н к о в. «А здесь ключ наpисован с синей каемкой – он золотисто-кpасный, на кольце его коpона. И синее пятно... Красивое. Волшебный ключ...», «А вот двеpь в маленькую комнату, красивую, как будто волшебную. Молодая женщина задумалась, откpывать или нет. Видно, что она не боится... Она уверена в себе, что силы духа у нее хватит», «А здесь мы видим: девушка откpывает двеpь не из любопытства, а потому что так надо. Поэтому она и попала в этот двоpец, чтобы откpыть эту двеpь?! Ее пpедупpеждают, что – опасно, что она еще не готова. Hо она не боится».

И т о г и. Сказка, нарисованная детьми, существенно отличается от известной нам сказки. Сказка «Синяя Борода» – сказка о последних испытаниях человека, открытого чуду, любящему, уважающему родителей, заботящемуся о братьях (и сестрах), радостному, умеющему ждать и чувствовать время, ценящему слово, смелому. Такому человеку не стpашно встpетиться с самим собой и изменить себя. Он – смелый. Все люди боятся, но смелый умеет преодолевать страх. К этой последней встрече надо готовиться. Нужны стойкость, умение управлять своими чувствами. Изменив себя, можно счастливо жить в этом пpекpасном двоpце.

Методические рекомендации по проведению занятий.


1) Безопасность. Необходимо создание дружеской атмосферы (см. программу «Дружба» Н.Е.Сальниковой – сайт www.zhivoeozero.ru, книгу И.С.Кона «Дружба»). Занятие получается очень интересным, радостным для ведущего и детей, если есть контакт с каждым из детей, если дети умеют работать в группе.
2) Метод вопросов – ведущий метод, ведь задавание вопросов естественно для ребенка.
3) Пяти-семичастная структура занятия, включающая настройку, рассказывание сказки и вопросы по тексту, игру или рисование, комментирование рисунков, подведение итогов способствует осознанности, ориентирует на целостное и глубокое, многоканальное восприятие и воплощение знания здесь и сейчас в реальном действии, единство чувств, мыслей, действий, поступков и целей.
4) Подготовленность ведущего занятия. При рассказывании сказок важно максимально избегать взрослых привычных интерпретаций сказок, оставаясь максимально открытым к творчеству детей, стремясь увидеть мир ребенка «очами души».
5) Рассказывание, а не чтение сказки помогает видеть слушателей, изменяя акценты в случае необходимости. Слушатели же раскрепощаются, возвращаясь к лучшему в себе. Мы легко преодолеваем барьер недоверия, готовы к восприятию новой информации.
6) Важно поддерживать интерес: варьировать задания, предлагать игры, ориентированные на разные каналы восприятия.
7) Занятия по этой теме наиболее успешны для педагогов и родителей, детям которых не требуется индивидуальная помощь или поддержка в малых группах.
8) При проведении занятия важно избегать назидательности, законченности, оценок. Достаточно зафиксировать интонацией, словом правильное направление поиска; поддерживать атмосферу радости, уверенности, что никто не обидит, не посмеется над твоим рисунком, вопросами; подчеркивать, что в с е в м е с т е мы глубоко поняли сказку, разгадали ее.
Результаты. Данная программа показала свою эффективность с детьми дошкольного и школьного возраста. Некоторые темы оказались эффективными, востребованными на занятиях со взрослыми: родителями и педагогами («Аленький цветочек», «Принцесса на горошине», «Страна Смешняков», «Синяя Борода»).

Пpедлагаемая методика pаботы со сказками помогает детям и взpослым:
1) пеpежить сказку, почувствовать ее глубину;
2) по-новому взглянуть на знакомые сюжеты, осознать глубинный смысл привычных образов;
3) позволяет ребенку с помощью сказочных образов раскрыть свой внутренний мир, а взрослому при необходимости оказать помощь ребенку;
4) данная методика учитывает индивидуальные особенности каждого ребенка. Она предлагает выразить свое понимание сказки разными доступными ему способами: словами, рисунками, музыкой, лепкой, конструированием, движением и т.д.
5) Творческие работы детей помогают взрослому видеть мир глазами ребенка: мы открываем новую сказку. По мнению специалистов-филологов, предлагаемое новое прочтение сказок детьми заслуживает особенного внимания.
6) По оценке специалистов за 9 занятий наметилась тенденция в улучшении состояния здоровья у 70 % детей (по методике Фолля).
7) По отзывам воспитателей и родителей с детьми стало легче устанавливать контакт, их деятельность стала более конструктивной.
Со времени создания программы прошло 20 лет. Проведено более 30 занятий с детьми и взрослыми. Найдено место программе «Загадочные сказки»: она четвертая в системе 22 тем (программ), актуальных для образования и воспитания современных детей, подростков и молодежи (Н.Е.Сальникова. Работа с детьми…; сайт www.zhivoeozero.ru).


Господь твой, живи!
 
МилаДата: Четверг, 09.05.2013, 18:37 | Сообщение # 28
Группа: Админ Общины
Сообщений: 7503
Статус: Offline
Тема "Решение конфликтных ситуаций. Как быть, если не удается помочь?

Всему свое время, умей ждать, не унывай...(по сказке

"Заяц, лиса и петух")

Эта всем известная сказка оказывается интересной и глубокой, когда мы ее разгадываем с детьми и взрослыми. Отметим важные ключевые моменты при проведении занятий по этой сказке.

В о п р о с ы. "Почему лиса не испугалась волка, медведя, а маленького петушка испугалась?", "Какого цвета петух?", "Что вокруг нас вы видели золотистого, красного, желтого цвета?"

К о м м е н т а р и и . "Посмотрите, вот здесь петух и солнце изображены золотистым цветом", "Да, петушок-солнышко, яркое, весеннее, когда все холодное, грязное смывается весенней водой и все становится на свои места: правдивое побеждает, неправое получает по заслугам"…

Задание. "Когда у вас что-то не получается, как вы поступаете? А когда оказываетесь в трудной ситуации, к кому обращаетесь за помощью?"

Дети отвечают, как поступить, если самому не справиться. Приходим к выводу, что лучше всего попытаться найти выход самому, если не получается, спросить совета у друга или взрослого (родителей) если уж никто не может помочь, ждать: со временем ситуация может разрешиться сама.

Рекомендации по проведению занятий с взрослыми

1. Проводится комментирование рисунков детей, как и на предыдущих занятиях.

2. Народная мудрость учит нас: "В трудной ситуации оптимальный путь решения задач следующий. Попытаться решить проблему самостоятельно, если не получается, посоветоваться, сделать все от нас

зависящее и далее терпеть и ждать. Мы многое можем, но не все. Иногда нужно принять обстоятельства такими, какие они есть, и действовать в этих обстоятельствах".

З. Важная тема для обсуждения - биоритмы. Существует эмоциональный ритм (28 дней), интеллектуальный (33 дня), поведенческий (21 день), годовой, З-летний, 7-летний периоды обновления. Проходит время, и ситуация может измениться сама.

Следует обратить внимание на то, что эта проблема недостаточно изучена. Необходимо знать свои ритмы, понимать, что есть ритмы, нам неизвестные.

Тема "Юмор, ирония, сарказм, шутка, насмешка" ("Страна смешняков")

Задание 1. На этом занятии сочиняем сказку все вместе.

П р а в и л а: "Рассказываем по кругу, по очереди. Говорит тот, у кого слово (мячик). Если ничего не придумывается, можно пропустить ход. Чтобы быть вместе со всеми участниками, не пропускать «ход» можно сказать какое-то слово (например "ого", "и тут", "вдруг", "однако" и т.д.) Эти слова такие маленькие, но такие емкие... В следующий раз, когда к вам придет слово, вы скажете больше... Всем нужно разное время для того, чтобы включиться в работу, ведь все мы разные".

Начинает ведущий, например, так: "Жили-были, девочка, похожая на (перечисляем всех, участвующих в рассказывании сказки). И вот однажды они оказались в стране, где все и все смеялось, тропинка так хохотала, что на ней появилось много морщинок..." (этот зачин сказки придуман вместе с 6-летним ребенком). И вот мальчик, похожий на..." Здесь ведущий передает слово детям. Сочиняем сказку. Кто-нибудь из взрослых записывает сказку. Затем дети рисуют иллюстрацию к первой совместной сказке.

Ведущий показывает каждый рисунок и комментирует чувства детей, которые смотрят на этот рисунок ("улыбка", "тихая радость", "хохот" ...). Затем спрашивает детей, как назвать то чувство, которое вызывает у них этот рисунок? Дети отвечают, ведущий помогает назвать чувства.

Задание 2. "Мы все любим посмеяться. Вы знаете, врачи говорят иногда, что больных нужно радовать, они быстрее поправляются. Расскажите какие-нибудь веселые истории, которые случились с вашими знакомыми".

Дети рассказывают. Ведущий спрашивает: «Как можно назвать этот смех ?» (безудержное веселье, шутка, насмешка, ирония, сарказм, беззаботное веселье и т.д.)

Задание 3. Ведущий приводит несколько ситуаций, просит детей ответить на вопросы.

"Клоуны могут легко рассмешить зрителя. Почему? Какой это смех?"

"Человек идет по улице... поскользнулся... упал... Все летит в стороны. Люди смеются. Наблюдали ли вы такие ситуации? Попадали ли в такие ситуации сами? Что вы чувствовали? Что чувствовал человек, который упал? Всегда ли смех над человеком, попавшим в неприятную ситуацию, злой?» «

«Бывает ли так, что вы сами насмешничаете, иронизируете? Хотели бы вы избавиться от привычки над всем и всеми смеяться, когда не хочется смеяться, а почему-то "высмеивается"?»


Господь твой, живи!
 
МилаДата: Понедельник, 27.05.2013, 17:47 | Сообщение # 29
Группа: Админ Общины
Сообщений: 7503
Статус: Offline

[size=14]«Работа с детьми. Школа доверия».
Глава 5


Изд-во «Питер», 2003 (новая редакция статьи сокращениями и небольшими изменениями).

Статья подготовлена в рамках проекта «Институт Семьи» (экологическое просвещение через семью) при поддержке Фонда Глобал Гринтгрантс (США).

Мы – участники Конкурса Историй (сайт ЭКОДЕЛО, 2011).

Наша история «Красота - в изгнании!?»

«ГЛАВНОЕ В ЖИЗНИ – НАУЧИТЬСЯ ЛЮБИТЬ»

ПЯТАЯ ПРОГРАММА ЗАНЯТИЙ


Для старшеклассников и их родителей, педагогов и заинтересованных взрослых.

Без любви всё – ничто.


Обязанность без любви делает человека раздражительным. Ответственность без любви делает человека бесцеремонным. Справедливость без любви делает человека жестоким. Правда без любви делает человека критиканом. Воспитание без любви делает человека двуликим. Ум без любви делает человека хитрым. Приветливость без любви делает человека лицемерным. Компетентность без любви делает человека неуступчивым. Власть без любви делает человека насильником. Честь без любви делает человека высокомерным. Богатство без любви делает человека жадным. Вера без любви делает человека фанатиком.

Есть только одна великая преображающая сила — ЛЮБОВЬ!

* http://www.rucet.com/profiles/blogs/est-tolko-odna-velikaya

«Смотрите, как в мире вырабатывается любовь…»

Вивекананда

ВВЕДЕНИЕ

З Е Р К А Л А Л Ю Б В И.

Зеркала любви – это все живое и радостное, что есть вокруг нас: дети и взрослые, идеи и вещи, произведения искусства, животные и растения, учения, мечты…

В состоянии гармонии с собой и миром мы способны усилить эту радость и передать ее другим. В такой традиции жизни рождается сказка, события происходят необычные.

Правдивая история, похожая на сказку

Солнечный день. Я – в приемном зале Екатерининского дворца г. Пушкина. 1000 квадратных метров! Огромные окна. Потоки света спешат к одним зеркалам, отражаясь многократно в других. Искрящийся свет собирается в центре зала вокруг людей, среди которых были и влюбленные пары. Затем постепенно свет превращается в голубовато-белый шар, который живет своей жизнью, медленно изменяя форму…

Зал, как живое существо, хранит тайну, которую могут постичь влюбленные в жизнь люди при настрое на гармонию и любовь…

Так и в этой книге есть Зал – наш мир в светлом и сказочном проявлении. Есть и множество зеркал – сказки, правдивые истории, реальные истории из практики психологического консультирования.

Каждый из нас находится на пересечении потоков-связей между людьми: мы – дети своих родителей, мы – сами родители, мы – родственники, профессионалы, творцы… Взаимоотношения с самим собой отражаются на наших чувствах к близким людям. Наша гармоничность и любовь дают толчок преображению их внутреннего мира.

Гармоничные взаимоотношения между мужчиной и женщиной – фокальная, поворотная точка улучшения жизни своей и близких людей.

ЯЗЫК ЛЮБВИ

Говорить о любви нужно так, чтобы не разрушить «очарование неизъяснимое». Для этого есть язык образов, стихов, легенд, сказок, правдивые истории, похожие на сказки, песни, язык искусства. Решение многих жизненных историй подсказано детьми, суть которых – любовь (например, либретто балета «Единственный-Единственная» – см. приложение 10).

СКАЗКИ

Это – емкие художественные образы, хранители счастливого пути жизни, для раскрытия нашего потенциала и обретения единства с дорогими людьми.

Сказки – это еще не открытые и не востребованные нами «кладовые человеческого опыта». Глубину сказки можно увидеть вместе с детьми при особом настрое, любви к детям, друг другу и миру.

МУДРЫЕ ДЕТИ.

Дети помогают взрослым решать сложные жизненные проблемы.

«В чем смысл жизни?» – спросила пятилетняя девочка свою маму. Мама думала, что же ответить: она не ожидала такого серьезного вопроса от дочки. Девочка нашла ответ быстрее: «Смысл жизни в самой ЖИЗНИ»… А сама жизнь – это бесконечное разнообразие ее проявлений, любовь тех, кто создает прекрасные творения. Это вновь и вновь рождающиеся дети.

ДИАЛОГ СО СТАРШЕКЛАССНИКАМИ О САМОМ ГЛАВНОМ

«Если бы у вас была возможность снять фильм, о чем бы вы его сняли?» – вопрос старшеклассников на ежегодной педагогической конференции школы взрослым.

«Я бы сняла фильм о том, как возникла потребность, превратившаяся в традицию, восхищаться, преклоняться перед женщиной. Как из века в век она утрачивалась.

Женщина не только мать, друг, жена, возлюбленная. Есть еще нечто, что чувствуют женщины и мужчины. Поиск неуловимо прекрасного духовного человека и заставляет их восхищаться, изменяться неузнаваемо, то, что легче выразить в музыке, песне, картине, в стихах.

«А современные телепередачи, фильмы?» – задали еще один вопрос.

«Я просмотрела все фильмы по телевизору в течение двух недель. Знаете, почти за всеми ними стоит в основном одно чувство – страх. Страх жизни порождает потребность создать островок выживания (не жизни), безопасный для себя и близких. Видимо, писали сценарии, ставили фильмы те люди, которые испытывали чувство бесконечной тоски по Любви и пришли к пониманию того, что не там ищут. Не у всех авторов ясно выражено такое понимание. Возможно, некоторым не хочется осознавать, что «вся любовь – один обман…», разочарование, а их воспитывали, что любовь – главное в жизни. Эти фильмы – крик о помощи. Авторы искренне поведали о том, как они хотели бы жить и живут, и какое разочарование сопровождает их жизнь. Вместо восхищения – чувство страха».[/size]


Господь твой, живи!
 
МилаДата: Понедельник, 27.05.2013, 17:53 | Сообщение # 30
Группа: Админ Общины
Сообщений: 7503
Статус: Offline
ДИАЛОГИ С ГОРОДАМИ И СТРАНАМИ


Зеркала – не только люди, но и страны, в которых многие из волнующих нас психологических, духовных проблем решены.

Удивительное для многих путешественников впечатление: несовпадение представлений, предчувствий, ожиданий от знакомства со страной с реальными впечатлениями. Радость, интерес – это чувства общие для многих, тогда как встречи со страной или с городом, как и встреча двух людей, порождают индивидуальные эмоции. Города и страны говорят с каждым на его языке, ведут диалог по самой важной для него теме.

Взгляд психолога «из другого измерения» (Стокгольм), возможно, будет дополнением к пониманию объемного видения жизненных ситуаций.

П У Т Е В О Д И Т Е Л Ь
П О П Р О Г Р А М М Е


Начните знакомство с программой с любого зеркала (с любой истории или сказки). Центром «зала» будет Ваше сердце, настроенное на гармонию и любовь. Здесь Вы найдете свое лучшее отражение, самое прекрасное событие в Вашей жизни и любви, свой Свет, нужный для движения дальше вам и вашим близким, увидите и расскажете свою главную историю.

Заинтересовавшие Вас истории отражают то, что есть в вас, а те, что не очень нравятся, и даже вызывают сопротивление, скорее всего, ваше будущее, о чем пока не было времени подумать, что пока не связано с вашим опытом.

ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ ПРОГРАММЫ


Программа создавалась в несколько этапов в форме семинаров. Остановимся на них подробнее, так как каждый из них может оказаться значимым для ведущего занятия по программе «Диалоги о любви».

I этап
: ЗНАКОМСТВО. Автором были изложены основные направления и программа занятий; .проведено несколько занятий для участников.

II этап: КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА. Большинство участников знакомы с автором от года до 10-12 лет. Все они с опытом работы, как с детьми, так и взрослыми. Участникам как экспертам предлагалось написать для родителей, которые любят своих детей, ключевые рекомендации по теме семинара «Диалоги о любви».

Рекомендации для родителей


1. Готовьте себя к «родительству». Ребенок должен быть желаем и любим задолго до своего появления.

2. Дайте возможность ребенку быть самим собой.

3. Обратите внимание на себя, на свой мир (внутренний и внешний) и место ребенка в нем.

4. Выражайте свою любовь друг к другу (своим близким, миру) и детям.

5. Учитесь сохранять и оберегать любовь.

6. Цените любые достижения ребенка.

7. Будьте терпеливы, терпимы и оптимистичны.

8. Будьте в согласии с собой.

9. Убеждайте без принуждения.

10. Исключите ссоры.

11. Создавайте объемные ситуации, в которой ребенок действует сам.

12. Не создавайте негативных программ (знайте свои страхи).

13. Помните, мыслеформы материальны.

14. Любовь – это и забота о д р у г и х.

15. Переживайте прекрасное.

16 Начало успеха – чистота помыслов, чувств, мыслей и действий (единство этического и эстетического).

17 .Проблемы ребенка – это проблемы родителей, и менять надо себя.

18. Себя менять, если знаешь как, радостно.

19.Если не хочешь себя менять, проблемы накатывают сильнее.

20. Родители – только руки, которые выпускают ребенка в мир.

21. Учитывайте биологические ритмы свои и детей.

22. Уважайте ребенка.

23. Услышьте то, что вам не сказал ребенок.

24. Гуляйте по самым красивым местам.

25. Ребенок – лучшее будущее. Замирайте от восхищения.

26. Ребенок лучше и чище взрослого.

27. Любой человек – неповторимое богатство планеты.

28. Ребенок учится всему хорошему от вас, и плохому – тоже.

29. Все, что вы дали ребенку, вернется вам.

30. Исследуй, изучай, открывай ребенка.

31. Принимайте ребенка таким, каков он есть.

32. Кто, если не вы? когда, если не сейчас?

33. Доверяйте своему ребенку.

34. Интересуйтесь его жизнью.

35. Вдохновляйте на взятие вершин.

36. Ставьте цели большие и маленькие.

37. Любые проблемы ребенка – это его жизнь.

38. Позволяйте самому ребенку принимать решения.

39. Цените то, что имеете.

40. Будьте удовлетворены своей неудовлетворенностью.

41. Проявляйте свою любовь и словами, и лаской.

42. Каждый по праву рождения имеет свои чувства, мысли и способ их проявления.

43. Учитесь у своего ребенка.

44. Любовь – выход в новое состояние сознания.

45. В любви есть какая-то тайна.

46. У любви иной язык – стихи, рисунки, молчание (не говоря –говорить), язык сердца (интуиция).

47. Не запугивайте ребенка.

48. Говорите с подростком, не откладывая беседу. Подросткам трудно ждать.

49. Говорите просто, искренне, не исключайте никакую информацию.

50. Виды любви: Вселенская любовь, агапэ, филея, эротика, секс. (Человечество – единое тело Земли).

51. Возлюби ближнего своего как самого себя.

52. Человек – микрокосмос.

53. Проявление любви индивидуально.

54. Использование опыта разных стран. Ознакомление детей с особенностями нашей культуры. Национальные и интернациональные отношения.

55. Первая любовь.

56. Умение управлять собой (сохранять внутреннее равновесие).

57. Искренность в отношениях.

58. Быть примером культуры общения, уважения к человеку, ненасилия.

59. Ищите ответы на многие вопросы в себе.

60. Социальные роли мужчин и женщин.

61. Пишите книгу жизни вместе с детьми (в диалоге).

62. Различные эволюционные задачи мужчин и женщин (теория В.А.Геодакяна о половых различиях).

63. Исключение противоречий из жизни семьи (мир).

64. Правд много, а истина одна. Ищите истину.

III этап.
УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА. Темы, ключевые слова, сформулированные участниками занятий, стали основой для двух программ (см. приложение 11, вариант 1 и вариант 2).

Рекомендации по проведению программы.

При проведении программы «ДИАЛОГИ О ЛЮБВИ» необходимо обратить внимание на следующее:

1. Как показывает опыт, самыми важными, самыми интересными для большинства педагогов, старшеклассников, родителей являются следующие темы:

1) Первая любовь.

2) Как преобразовать гнев в любовь.

3) Мужчины и женщины, юноши и девушки, мальчики и девочки.

4) Как сохранить в себе и детях любовь-мудрость, как быть в согласии с собой и другими людьми.

5) Есть ли предел у любви?

2. Очень важно не только с о с т о я н и е увлеченности в е д у щ е г о, но и р е ш е н и е им соответствующих л и ч н о с т н ы х п р о б л е м, а также понимание им главных направлений раскрытия темы, нестандартное и легкое ведение занятия.

3. Начинать занятия следует со старшеклассниками и взрослыми (педагогами и родителями), с которыми ведущий хорошо знаком.

4. Ориентировать участников занятия на анализ, обобщение и поиск средств выражения своего опыта. Это важный момент, помогающий избежать противопоставления, превосходства ведущего и участников занятия.

5. Говорить о любви так, чтобы не разрушить «очарование неизъяснимое». Для этого есть язык образов, стихов, легенд, сказок, правдивых историй, похожих на сказки, жизненные истории, найденные детьми и интерпретированные взрослыми.

6. Каждое занятие следует начинать с соответствующего эмоционального настроя участников (классическая музыка, сюрпризы, действия). Важно, чтобы участники занятия видели глаза друг друга.

7. Проводить на каждом занятии экспресс-диагностические методики в начале занятия и в конце, как вербальные, так и невербальные.

Например, на третьем занятии, когда уже достигнута определенная степень доверия ведущего занятия и педагогов, в н а ч а л е занятия педагогам предлагается принять позу, в которой им удобно, когда им грустно. Задание предлагается выполнить с закрытыми глазами. Через минуту-две педагоги открывают глаза и видят, что большинство из них наклонили голову, опустили плечи. Затем предлагается закрыть глаза и принять позу, в которой они хорошо себя чувствуют, позу, которую они обычно принимают, когда им радостно. Педагоги открывают глаза и видят, что большинство педагогов выпрямили спину, подняли голову, улыбаются!

В к о н ц е занятия педагогам предлагается закрыть глаза и принять любую позу, в которой им сейчас комфортно, какую хотят. Через минуту-другую все открывают глаза и видят то состояние, в котором занятие завершается. Так большинство педагогов сидели в свободной позе с прямой спиной, поднятой головой… «Вы видите, что настроение почти у всех очень хорошее или хорошее… Каждый из вас как лепесток большого цветка – вашего коллектива. Цветок раскрылся, мы все – единое целое… Сохраним это ощущение единства …», – завершает занятие ведущий.

8. На всех этапах занятия важна обратная связь с куратором семинара (заведующей детским садом, завучем-организатором психологического семинара) с тем, чтобы установить контакт, поддерживать доброжелательную атмосферу со всеми участниками семинара, учесть разные возражения, иногда совершенно неожиданные.

9. Желательно отбирать простые, наглядные, убедительные, многоплановые задания, которые могут быть переданы педагогами детям и родителям.

10. Тема «Любовь» предполагает тактичное, бережное отношение ведущего к участникам занятия, учет их опыта, состояния. При проведении занятий не должно быть жестких рекомендаций, сценарий занятий может быть рекомендован очень приблизительно, с тем, чтобы вести ДИАЛОГ о любви с каждым из участников.

Каждую из пяти перечисленных тем желательно давать за одно занятие.

Приведем возможные варианты проведения занятий по этим темам.


Господь твой, живи!
 
Форум » ЧЕЛОВЕК И ОБЩЕСТВО » ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА » РАБОТА С ДЕТЬМИ. ШКОЛА ДОВЕРИЯ (Практическая психология. Н.Е. САЛЬНИКОВА)
  • Страница 3 из 5
  • «
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • »
Поиск:

AGNI-YOGA TOPSITES