Понедельник, 10.12.2018, 20:23

Приветствую Вас Гость | RSS | Главная | Форум | Регистрация | Вход

[ Новые сообщения · Участники · Правила · Поиск · RSS ]
  • Страница 5 из 5
  • «
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
Форум » ЧЕЛОВЕК И ОБЩЕСТВО » ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА » РАБОТА С ДЕТЬМИ. ШКОЛА ДОВЕРИЯ (Практическая психология. Н.Е. САЛЬНИКОВА)
РАБОТА С ДЕТЬМИ. ШКОЛА ДОВЕРИЯ
МилаДата: Понедельник, 22.07.2013, 19:11 | Сообщение # 41
Группа: Админ Общины
Сообщений: 8286
Статус: Offline
Нас поддержала Л.Н.Лесохина, доктор педагогических наук Института образования взрослых. Она написала предисловие к нашей книге (Пожар С.А., Сапронова В.И., Сальникова Н.Е.,Клисенко О.И., Фабричева О.А., 1998).

«Предисловие» было одной из последних ее работ.
Приведем его.

«Общечеловеческие ценности - что это такое: абстрактное понятие, учебная дисциплина, обозначение воспитательных целей различных предметов, просто новое понятие, но обозначающее хорошо известное в практике и теории педагогики? Это и то, и другое, и третье. Вместе взятые, они входят в единый общий контекст, который можно назвать “образовательный проект”.
Образовательный проект - это своего рода открытая образовательная модель, которая ориентирована на формирование у человека “высших смыслов” его жизнедеятельности. В проекте предусматриваются разные, не всегда связанные между собой конструкции. Подобно тому, как и в проектировании города учитываются и основные постройки, и планирование улиц, и места зеленых насаждений, в образовательном проекте важно все, что позволяет материализовать основную идею.

Какие идеи лежат в фундаменте проекта общечеловеческих ценностей? Это идея овладения человеком тем, что называется “земной мудростью” - смыслом жизни, ее нравственным стержнем. Общечеловеческие ценности - итог всей истории человечества. Это то, что выстрадано поколениями людей и не принадлежит какой-то одной цивилизации, тем более государствам, религиям, национальным сообществам. Это то, что принадлежит всему человечеству и каждому человеку в отдельности.
Выделяя в качестве основы образования “ценностное” образование, авторы делают решительный шаг в общецивилизованное пространство, тем самым утверждая приоритет формирования личности в образовательном процессе. Сделать этот шаг не так легко, как может показаться. Дело даже не в том, что общечеловеческие ценности - область политических и идеологических спекуляций. И не только в том, что патерналистические и откровенно тоталитарные режимы не просто отвергали такое явление, как общечеловеческую мораль, но и наказывали тех, кто пытался ввести это понятие в педагогический обиход. Объективно общечеловеческие ценности надситуативны, поскольку приверженность к ним делает человека “малопослушным”, а его деятельность - саморегулируемой. Распространение “ценностного” образования фактически означает уступку внутренней регуляции поведения и ослабление влияния внешних рычагов манипулирования людьми. Тот, кто думает, что переход на режим внутренней регуляции поведения - это легкий путь к совершенствованию человеческой природы, - ошибается. “Во многой мудрости много печали”. Приобщение к общечеловеческим ценностям настолько сильно меняет цивилизацию, насколько это возможно при переходе от несвободы к свободе. Не входя в подробности, заметим, что, обращаясь к проекту общечеловеческих ценностей, мы фактически переходим на позиции “свободного воспитания”, которое всегда в нашем отечественном обиходе воспринималось чуть ли не государственным преступлением.

Действительно, руководствуясь высшими идеалами, принимая ответственность на себя, не станет ли человек более критичным, более нетерпимым к “ситуативным” явлениям политики и экономики, не станет ли он искать в правителях и правительствах примет их нравственности, не взбунтуется ли он, не станет ли перечить? В проекте общечеловеческих ценностей заложено то, что ”высвобождает” личность, переводит ее на режим внутренней регуляции, на то, во имя чего вообще живет человек и что он должен своим присутствием на Земле защищать.
Какие же ценности имеются в виду? - Жизнь, свобода, счастье, любовь, ненасилие, истина, добродетель, мир. В них заложен неразменный фонд человеческого опыта. Как бы ни был тернист путь к общечеловеческим ценностям, именно в овладении ими - главный вопрос времени и главная проблема педагогики. -Теоретической, поскольку надо понять, какова истинная иерархия знаний, и практической (наиболее сложной), так как только в логике развития практики можно реально осуществить ценностное образование, т.е. превратить проект в сценарий реальной образовательной деятельности.

Авторы - практики, которые пришли к осознанию значимости ”ценностного” образования самостоятельно, каждый в свое время и на своем месте. Будучи специалистами разных областей знаний, они шли разными путями. Одни - наращивая потенциал своего предмета, придавая ему новый смысл, другие - разрабатывая свои образовательные программы, не входящие в реестр обязательных школьных знаний, третьи предприняли попытку переакцентировать смыслы традиционных дисциплин, четвертые - увидели возможность “протянуть” общечеловеческие ценности через детское творчество и т. д. Каковы бы ни были варианты учебных программ, в них высвечивается личность авторов, их индивидуальные качества, способности, диапазон взглядов.
Личностная окраска - характерная особенность подобных проектов. Это еще одна грань “ценностного“ образования.
Опыт подобного рода невоспроизводим. Воспроизвести его может только педагог, обладающий творческим потенциалом. Особый предмет требует особого педагога. Опыты наиболее продвинутых учителей становятся уроками для их воспитанников.
Предлагаемый материал можно интерпретировать по-разному. Совсем необязательно осваивать его на уровне собственной практики. Важно осмыслить уровень современного образования, понять, в каком направлении развивается современная ситуация , каким образом конструируется образовательный проект (иначе - содержание образовательного цикла).
Как же на самом деле из множественности разнообразных знаний, фактов, событий, информации извлекается образовательная целостность? Уже говорилось - по-разному. Общие правила вывести невозможно. Но необходимо обозначить некоторые общие принципы подхода к образовательному проекту с общецивилизационных позиций. Обучать можно всех и всему. Вместе с тем есть необходимые, дозволенные и недозволенные (не принятые в общегуманистическом обиходе) концепции, знания.

Во-первых, образовательный проект должен превосходить “земные опыты” (по А.С. Пушкину). То есть непременно содержать нечто большее, чем дано в непосредственном ощущении жизни. В то же время это не должно быть знание, оторванное от жизни и личного опыта. Человек, обучаясь, стремится узнать в предлагаемом знании уже пережитое им, по крайней мере актуальное, хотя и не вполне осознанное. Осознание как раз и происходит в процессе обучения.

Во-вторых, проектирование образовательных циклов предполагает невовлеченность их авторов в идеологические и политические схватки. Ситуативные интересы выносятся за скобки, стратегические же проблемы выходят на первый план. Идеология, политика, национальные пристрастия, региональная принадлежность, профессиональная деятельность - все это располагается на другом уровне социальной жизни. Истина в том, что нередко эти стороны человеческого опыта (нередко отрицательного), искусственно подменяют образование, выдвигая на первый план функциональные цели. Речь идет о первостепенной роли понятий и целей терминальных.

В-третьих, образовательный проект может содержать элементы или мотивы религиозного знания. Но в “светлом” контексте. Это значит, что в образовательный проект закладываются не религиозные догматы, а их научная интерпретация, объяснение. Один из путей истолкования религиозных текстов, предметов материальной культуры и искусства - полифункциональность. В образовательный проект входит не только одна какая-то религиозная традиция, например, православие, но и другие - и не в противопоставлении, а в сопоставлении.

В-четвертых, образовательный проект ни при каких условиях не может создаваться для пропаганды фашизма, войны, жестокости. Если это все же проникает в содержание образования или в интерпретацию каких-то фактов, необходимо отказаться от такого проекта. Надо спросить себя, как получилось это, под влиянием каких событий, взглядов, оценок находился автор проекта. И надо сделать для себя выводы о недопустимости подменять гуманистические проблемы античеловеческими, чем бы они ни были вызваны.
Конструирование содержания образования - сложная профессиональная задача. Более того, это пробный камень профессионализма. Любительский подход неизбежно приводит к серьезным упущениям. Предлагаемый образовательный проект - дело рук профессионалов. Читатель убедится в этом, сопоставив предлагаемые фрагменты проекта с принципами его конструирования, сформулированными выше.

Доктор педагогических наук,
профессор Л.Н.Лесохина


Господь твой, живи!
 
МилаДата: Понедельник, 22.07.2013, 19:14 | Сообщение # 42
Группа: Админ Общины
Сообщений: 8286
Статус: Offline
Л.Н.Лесохина ответила на те вопросы, которые возникают у всех, кто начинает заниматься проблемой воспитания:чтобы изменить ситуацию, программа должна быть поддержана государством.
10 декабря 2000 года в Санкт-Петербурге проходили “Знаменские чтения”, на которых обсуждались проблемы нравственного воспитания, существующие программы в различного типа детских садах, школах, гимназиях.

Практические психологи участвовали в этой встрече и обобщили свой опыт с целью найти и подготовить программы, ориентированные на нравственное воспитание детей, с учетом наиболее актуальных проблем обучения и воспитания.

Актуальные вопросы нравственного воспитания по оценке экспертов-практических психологов.

Уточним термины этика, мораль, нравственность. Положения этики ранее выводились непосредственно из природы мироздания. Аристотель вывел этику в отдельную дисциплину (науку). Позже появились еще более узкие категории – нравственность (чувство), мораль (представления), этикет (поведение). Такое разделение не могло не привести к потере соразмерности и единства между ними, противоречию в реальной жизни между чувствами, мыслями, действиями людей. Это затрудняет взаимопонимание между людьми, ведь «у каждого – своя правда», своя логика поведения, не соотносимая с целым – жизнью общества, другими людьми, природой. Точкой отсчета стали отдельные люди, группы (классы, нации) с их стремлениями и целями, а не мир в его целостности.
В практической работе психологи часто сталкиваются с этой проблемой в ее широком контексте. Насколько они являются компетентными в решении этого вопроса, настолько возникает доверие между психологом, родителями, педагогами.
Существующие правила этики для психологов предупреждают
н е к о т о р ы е возможные конфликтные ситуации (см. «Этические принципы и правила работы практического психолога образования», «Вестник образования», 1995, № 7).

Однако, успешная работа психолога возможна, если он соответствует неявным ожиданиям педагогов и родителей. Психолог авторитетен, если он «ответственный», «готов пожертвовать своим временем для других», «цельный», «последовательный», если «с ним яснее и светлее, если возникает состояние гармонии», если «ему мужно доверять ребенка и самого себя», «умеет слушать» и т.д. Многие родители и педагоги не принимают психологов, которые испытывают-тестируют детей, так как тесты не учитывают всей индивидуальности ребенка, такая диагностика ставит психолога над ребенком и родителем.

А какие темы с точки зрения самих психологов самые животрепещущие для родителей, детей, педагогов?

Совместно с Т.В.Алексеевой мы обобщили проблемы, с которыми встречаются практические психологи одного из районов Санкт-Петербурга в своей работе и отобрали те проблемы, которые имеют отношение к нравственным вопросам и консультированию семьи. Работа проходила в три этапа в 2001 году.

На первом этапе работы участвовало в разное время 25 психологов. Задание было следующим: «Мы создаем программу по нравственному воспитанию для детей и родителей, для верующих и неверующих, для людей разного уровня культуры и образования, разного пола и возраста. Вы имеете опыт работы, вынуждены искать решения всех проблем, с которыми к вам обращаются за помощью. Вы – эксперты. Какие проблемы вы считаете в наше переходное время самыми главными для психолога, каких вопросов психолог не может обойти, консультируя родителей, педагогов? Напишите в свободной форме. В процессе работы просим придерживаться следующего правила – на этапе генерации идей никого не критиковать».

Полученные данные мы сгруппировали по темам:

1) Личность психолога: принятие себя и других, любовь к себе, уважение к людям, самоподдержка, одиночество, долг, обязанность и ожидание любви к себе, самоанализ, самокритика, терпимость в отношениях с людьми, конфиденциальность, духовные коллеги, путь и попутчики.
2) Социум, культура.Общие, глобальные вопросы: добро и зло, духовность, одухотворенность, душа, телесность, чувственность, гармония, любовь, человек, человеколюбие, уважение к человеку как основополагающее в отношениях между людьми, вера в себя, в Бога, в добро, в любовь; жизнь, добродетель, надежда, воспитанность, спасение, мудрость, мудрое сердце, «вселенское собрание сонмов душ – каждый ищет свой путь, но все помнят истину».

Дихотомии: плохо-хорошо, можно-нельзя, хочу-надо, начало-конец,
оберегание-развитие, взаимодополнение, добро-зло.
Современная агрессивная среда (в том числе СМИ) – что можно ей противопоставить.

Личностные качества, состояния, цели жизни: толерантность, боль, близость, благодарность, страх наказания, избалованность, восторг, счастье, красота, сердечность, теплота, самодостаточность, саморазвитие, счастье в отдавании (себя, своего времени) другим, чувство общности, единения с другими (национальное единение, космополитическое), свобода, скромность (хваствовство), дружба (друзья), труд, терпение, доверие, тактичность, доброжелательность, смирение, преданность, ответственность за себя и другого, культура проявления чувств, культура общения, поддержка, долг, честь, обязанность.

Культура: религиозные и культурные традиции – ветви одного дерева.
Культурная бедность - бессознательная обездоленность, сохранение русской культуры, информационный бум и засилие американской культуры низкого качества.

Нормы:морально-нравственные нормы как основа образа жизни.
Идеалы: Кого брать как образец для подражания? Cамого богатого, имеющего власть, «крутого», Христа, Мать, Отца, Педагога, т.е. делать жизнь с кого? (конкретные вопросы детей), общечеловеческие ценности, иерархия ценностей.
Взаимоотношения преподавателей и учащихся.

Вопросы детей: «Я составил компьютерную программу - мерцающие круги, которые вводят в транс, гипноз, позволяет подчинять и внушать. Где же Бог и душа? Человек – кусок мяса?» (учащийся школы)

3) Семья: традиции в семье, в обществе, в том числе отношение к пожилым, старшим, агрессия, равнодушие, детоцентризм, властное отношение к детям (авторитарный стиль), привычки взрослых (курение, алкоголизм), устои семьи, значение женщины в передаче традиций из поколения в поколение.
4) Общечеловеческие ценности.
Истина: смысл, информированность, понимание-взаимосвязи между людьми, единение, единство, мудрость, разум, рассудок, любомудрие, агностицизм, правда.
Спокойствие: созерцательность (лень), внимание, тревожность, терпимость, миролюбие.

Любовь: способность к эмпатии (сочувствие, сопереживание), эмоциональность, жалость, сострадание, желание отдавать, возвышенность, милосердие, бескорыстие, отзывчивость, доброта, нежность, открытость, красота в выражении чувств, доверие, «Общество отвергает любовь. Любящий, в высшем смысле этого слова – враг общества. Мировая литература защищает право и достоинство любви и именно на любви социализирована» (Н.А.Бердяев, 1989.)

Здесь перечислены более 120 представлений и понятий, которые необходимо освоить психологу для работы с педагогами и родителями – это активный словарь психолога.

На втором этапе участникам (их было 10 на этом этапе) предлагалось в свободной форме сгруппировать ключевые слова, написать наиболее значимую, ключевую проблему (проблемы). Таких проблем оказалось 12. Все эти проблемы могут быть рассмотрены как этапы решения главной задачи – восстановление гармонии, единства чувств, мыслей, поступков в самом себе и помощь в этом направлении другим людям.


Господь твой, живи!
 
МилаДата: Понедельник, 22.07.2013, 19:24 | Сообщение # 43
Группа: Админ Общины
Сообщений: 8286
Статус: Offline
1. Идеалы, нормы поведения, ценности, наполненные личностным смыслом, вдохновляющие, помогающие находить путь в любых трудных ситуациях.

Христианские заповеди прописаны для большинства жизненных ситуаций и запечатлены в сказках, притчах. («Этический канон в русских народных сказках» Шишкина Л.С.)

Сегодня детям мало читают сказок, многих сказок дети не знают вообще, а значит они учатся на своих ошибках.

2.«Золотое правило этики» - «Поступай с другими так, как ты хочешь, чтобы поступали с тобой» (выход через него на различные жизненные ситуации, а через них на «добро и зло»).
Непонимание ценности самого себя, ценности другого человека, простой внутренний мир и представления о внешнем мире как простом приводит к неспособности увидеть последствия своих поступков, действий.

3. Образ жизни – условие жизненнности программы нравственно-этическогого воспитания. Важна форма: это не уроки, не отдельный предмет. Такая программа должна лежать в о с н о в е школьного обучения, отношений с социумом и самим собой, в семье. Говорить одно, а делать другое может приводить к отрицательным результатам.

Подвижники в педагогике, образовании, культуре, психологии осуществляли эту идею в конкретных сферах деятельности: М. Волошин, А.С. Макаренко, А.Швейцер, Я. Корчак, Б. Беттельгейм, В.А. Сухомлинский, Мать Тереза, Ш.А. Амоношвили, М.П. Щетинин, Т.С.Позднякова, Г.И.Камаева и др.

Человек, который защищал - спасал белых от красных, красных от белых во время гражданской войны, пророк-поэт Максимилиан Волошин не только провозглашал «… дозволь не разлюбить врага и брата не возненавидеть», но и жил так, как думал. Э.Розенталь считает, что семена М.Волошина дают всходы именно сейчас.
Т.С.Позднякова и Г.И.Камаева создали в Санкт-Петербурге Воспитательный Дом для детей, оставшихся без попечения родителей, приют «Маленькая Мама», приют для девочек.
Обучение созданию багоприятной атмосферы в семье - сегодня актуальный вопрос для многих родителей. Одна из эффективных программ «Семейное консультирование» принадлежит В.М.Рудневой.

4. Качества, необходимые нам сегодня в непредсказуемом, меняющемся мире – толерантность, стрессоустойчивость.

5.Важно представить одновременно начало (с какого этапа и в каких конкретных условиях мы начинаем работу) и куда мы придем (конец работы). Это условие жизненности программы.
К чему же все стремятся? «К возрастанию в любви», «все хотят быть светом» (задание «20 шагов»).

6. Путь к свету и любви у всех – разный. Самостоятельность выбора, самообучение принятию решений помогает выбрать оптимальную стратегию – доверять, но быть осторожным (не быть простофилей). По сути каждый ребенок и взрослый проходит жизнь как Школу доверия (до-верия, до-веры). Расширение опыта, осознание своего пути приводит к определенному образу жизни, определяет тип ситуаций, с которыми сталкивается человек.
(см. приложение 4 проекта Школы Доверия…)

7. На этом этапе легче принять и реально осуществить основной принцип взаимодействия – уважение учителя и ученика, уважение в семье, в обществе, понимать роль культуры общения.
Т.В.Алексеева считает, что проблему нравственного воспитания следует рассматривать в русле протекания процесса социализации (Н.Ф.Голованова, 1997). Социализация предполагает не столько сознательное усвоение готовых форм и способов социальной жизни, сколько выработку (совместно со взрослыми) собственных ценностных ориентаций.

Второе направление - коммуникативная экология личности (Братченко С.Л., 1999). Первейшая задача коммуникативной экологии личности – разработка концепции социальных и коммуникативных условий личностного роста. Не менее актуальная задача создания системы обучающих программ по ненасильственному общению для педагогов, родителей, всех профессиональных коммуникаторов.

Что касается создания коммуникативных условий личностного роста, то этот аспект социализации, на наш взгляд, более проработан и не связан с большими материальными вложениями, однако предъявляет высокие требования к личности и профессиональным качествам взрослых участников образовательного процесса.

8. Единение, единство через п о з и т и в н ы е м ы с л и ,
ч у в с т в а, д е л а , о б р а з ы теперь представляется необходимым и желанным для разных людей.
В этом направлении представляется интересной, глубокой и эффективной программа Степановой Л.Л. «Факультативные занятия по духовно-нравственному воспитанию на основе общечеловеческих ценностей».

9. На данном этапе реально можно воспитывать высшие чувства.
Современная среда агрессивна. Противопоставить ей можно любовь, способность к сопереживанию, сочувствию, милосердию. Дальнейшее развитие человека, раскрытие его потенциала возможно через пространство любви.

Просмотр с воспитателями детских садов, педагогами школ, родителями фильма В.И.Матвеевой «Кто качает колыбель?», организация праздников для детей и родителей, бал для выпускников детских садов, где дети вместе с родителями танцуют, играют, где они – вместе (как это сделали уже педагоги детского сада 12 Петродворцового района). А для выпускников школ я мечтаю о бале во Дворцах Санкт-Петербурга, где юношии девушки таанцуют вальс. Это удивительный танец, он очищает, помогает настроиться на волну прощения, освобождения от обид между детьми и взрослыми, чтобы начать следующи й период своей жизни радостными и свободными.

10. Наибольшую радость приносят нам дети. Детоцентризм – основной стиль воспитания сегодня - следствие признания взрослыми (часто неосознанно), что они сами не справляются с жизнью, не могут решить возникающих проблем образования, воспитания, экологии, и неосознанное же понимание, что дети во многом более способны, открыты и талантливы, целостны, чем современные взрослые. Важно сотрудничество и сотворчество с детьми в решении всех проблем.

Какие вопросы задают дети? Приведем только 7 вопросов об образовании от имени детей, умных, альтруистов, мечтающих о мире и любви, не потерявших веру в мудрого правителя земного, ясно видящих незамутненным взоролм проблемы и их решения.

1) Лиза, 10 лет: Пока не изменится человек, невозможно решить проблемы войны и мира, здоровья – это же очевидно…

2) Саша, 9 лет: Вы любите детей? Я не хочу учиться в современной школе, а меня заставляют, и выбора нет. Вы, педагоги, любите детей? Помогите нам!

3) Воспитанник детского дома Женя., 14 лет: Меня два раза усыновляли и возвращали в детский дом. Почему родители оставляют нас? Нас, ненужных никому, все больше и больше!

4) Алексей, 12 лет: С кем детям поговорить о жизни и о душе? Почему учителя так загружены, им некогда отдохнуть и любить нас?

5) Саша 9 лет, Нэля, 15 лет: Есть ли у человека душа? Если есть и это так важно, почему нам не говорят об этом в школе даже психологи (они говорят, что есть психика)?:

6) Василий, 16 лет, 10 класс: Мы осознаем, что философия ДАО помогает китайцам жить и выживать. Почему в России так трудно жить? В России есть единая философия, помогающая людям жить (не выживать) в мире?

7) Николай, 13 лет: Я согласен, что если на первом месте в жизни человека деньги, человек стремится выжить, а не Жить. Незаметно для себя он становится жестоким. Деньги становятся самым главным в нашей жизни. Они приходят в образование. Образование может стать жестоким?

11. Тактический показатель жизненности программы – умение жить в мире с собой и другими (избегать борьбы). В борьбе мы теряем все достижения.

12. Верование, принятие веры проходит естественно, максимально удается избегать фанатизма и экстремизма.
Человек верит-знает, верит не из страха за свою жизнь и жизнь близких, он понимает сложность мироустройства и ощущает свое место в нем и не мешает другим людям найти свое место.

Один из священников сказал, что в подростковом возрасте даже в христианских семьях подростки все реже посещают храм. Возможно, противостоять современной агрессивной среде детям поможет и воспитание соответствующих качеств, по обозначенным выше проблемам, помогающим подросткам сделать правильный выбор, а взрослым целенаправленно поддерживать детей.

Эти основные проблемы-направления, помогающие восстановить целостность в различных ситуациях, единство чувств, мыслей, действий самому психологу, родителям, консультируемым детям и взрослым, научиться самостоятельно решать сложные жизненные коллизии.

В основе изложенных в данной статье результатов, может быть предложена годичная программа для психологов, педагогов, родителей, в основе которой будут перечисленные 12 проблем в предложенной последовательности.

Третий этап – выявление главной цели из перечисленных выше.
Это осознанное конструирование - создание среды, в которой все жалеющие могут творить и искать новые пути, создание ж и в о г о пространства, в котором все живое может развиваться, в том числе сами психологи, педагоги, дети, родители.

Некоторые принципы такой программы изложены в данной книге.
Развитие каких же личностных качеств вызывает наибольшие трудности у большинства современных детей?

Опрос подростков и старшеклассников, проведенный автором в 1997-2002 годах, в котором участвовало более 300 детей, показал, что детям труднее всего «прощать»(40%-60%) и благодарить, а еще труднее «не говорить плохо о других» (в разных классах это отметили от 50% до 80% детей).

Подросткам и старшеклассникам предлагалось оценить по 5-балльной шкале, насколько у них развиты личностные качества (список качеств для каждого возраста см. в приложении 8). Надо отметить, что большинство старшеклассников с огромным интересом относились к выполнению этого задания, честно оценивая себя. По результатам проведенного анализа результатов, информировался классный руководитель, дети и родители на родительском собрании.

Исходя из этого строилась программа занятий с детьми, педагогами и родителями 1-11 классов: осознание проблем и формирование позитивного мышления, гибкости поведения, саморегуляции, создание благоприятного микроклимата в классе.,развитие способности понимать другого человека.

Как развивать эти качества? Приведем описание одного из занятий.

Рассказ. «Умеете ли Вы благодарить…»


Маленькая трясогузка свила гнездо в трубе на коньке крыши дома. Она важно расхаживала вдоль крыши, держа в клюве стрекозу или гусеницу и щебетала. не выпуская свою добычу. Казалось, ее переполняла радость, ей хотелось поделиться этой радостью со всеми. Почему она не несет свою добычу сразу птенцам как это делают другие птицы? Может быть, она подсушивает свою добычу? Мы наблюдали за птичкой несколько дней. "Она благодарит...Она благодарит, она славит за пищу для ее птенцов",- осенило меня. "Зачем же с добычей благодарить, ведь там же птенцы голодные? ",- не согласилась девочка. "А не будет благодарить, птенцы погибнут, пищи не будет, - может быть, таков инстинкт у этой птички."

Недавно я была на семинаре, где нас учили благодарить.
Нас пригласили в Школу Разума. Семинар вели американские коллеги. День неожиданно для меня и моей коллеги оказался свободным. Мы шли на семинар и обсуждали, как узнать, что важно, кто будет говорить самое важное на этом семинаре. Даже в сказках самое трудное испытание узнать настоящую принцессу из 12 похожих на нее девушек. В сказках помогает муха, которая кружится над настоящей девушкой. А здесь как узнать?

Переводчица объясняла одной из участниц семинара, как наши мысли влияют на других: "Все в мире связано. Мы чуть-чуть изменяем свои мысли и это влияет на других людей. Если чуть-чуть наклоняешь кувшин, и вода т е ч е т из него, ситуация качественно иная... Все дело в этом «чуть-чуть...»

Начался семинар. Сказав приветственные слова. переводчица обратилась к ведущему семинара:"Что это у Вас? Букашка..." Она сняла с его голубой рубашки жучка и начала переводить. - Ситуация прямо как в сказке...

Одно из заданий было таким. Можно было получить ответ на свой вопрос, работая в группе из трех человек. "Больной" задавал вопрос, который был для него самым важным. а "целитель" и "дух" отвечали на него.. Предварительно со всеми "больными", "целителями", "духами" - отдельно с каждой группой, ведущие проводили беседу, настраивая на особую работу для решения каждой группой проблем.

Ведущие семинар создали особую атмосферу, в которой хорошо думалось, легко устанавливались контакты с другими людьми.


Господь твой, живи!
 
МилаДата: Понедельник, 22.07.2013, 19:30 | Сообщение # 44
Группа: Админ Общины
Сообщений: 8286
Статус: Offline
«Больной» задал вопрос: "Мир изобилен, в нем есть все, что нужно человеку. Почему же не удается получить не лишнее, нет, а необходимое? Если отдаешь, то столько же получаешь. У меня не так, не хватает сил, энергии, постоянно устаю и физически нет энергии - нет денег на дачу, на фрукты детям, на одежду - об этом я не говорю. А сейчас нас пригласили на конференцию в Канаду, а денег на дорогу нет. Почему?"

Прекрасная «целительница» сказала: "Представьте чистую солнечную энергию, представьте, что вокруг вас золотистая аура. Подобное притягивает подобное. Деньги - концентрация чистой энергии. Они придут к вам". А затем говорил "дух": "А нужно ли вам ехать на конференцию? Или вам нужно очиститься, очиститься на клеточном уровне, и тогда вы получите необходимое..." "Можно попытаться попасть в иное пространство, где все будет получаться - сделайте то, что вы никогда не делали, например, наденьте желтые ботинки с синими шнурками. Может быть еще вот что. Вы говорите, что нет энергетики... энергетики... ЭнергЕТИКИ...ЭнергЭТИКИ...Этики... Этики не хватает...У вас небольшие нарушения этики..." – поставил он «диагноз» психологу-«больному».

"Красавица-целительница стала развивать мысль в этом направлении:"Вы не благодарите Бога..." "А за все остальное? Благодарю?"- спросила «больная». "Да, - благодарите", - ответила "целительница". "А зачем благодарить Бога? Он рад моей радостью, также как более моими печалями, разве не так?"- спрашивала «больная». "Он все знает, он ...Но он одинок и создал нас, для Любви, и ждет Любви, чувства , которое в признательности обязательно есть... Он Един-Один-Одинок - мы нужны ему, а нам - Он. Соединяет - любовь. Самое загадочное и высшее чувство, которое есть на земле. Наши чувства признательности за выполненную просьбу - повод послать ему наши чувства. Обмен чувств, светлые чувства - самое важное в жизни. В нашем материальном мире они часто рождаются при преодолении трудностей человеком, осознании, что он сам не справится, и помощи свыше, которую важно уметь принять.

Я вспомнила первоклассника, который благодарил своего учителя каждый день :"Спасибо за уроки", - говорил он..
- Но не только к Богу нет благодарности... Ведь я не видела его, не понимаю и не знаю, как строить мои отношения с чем-то невообразимо огромным и прекрасным.. Редки слова благодарности (или они формальны)и к близким людям - все некогда - то доклады, то поездки, то консультации по телефону.

Американская гостья по имени Радуга (так переводится ее имя) учила нас благодарить. Она исполнила несложную индийскую мелодию на инструменте, напоминающем бубен. Мы на разные лады распевали на эту мелодию"Спасибо за сегодня" – распевали минут 10...А потом положив руки друг другу на плечи, встав друг за другом, ходили, кругами по залу, распевая «Спасибо за сегодня…» на все лады…
- "Что же мы так глупо и будем распевать это?" - спросила девушка.
-"Может быть, это самое важное или очень важное для нас всех. Этот ритм запомнится, впечатается в нас. Считается, что благодарность - одно из высших чувств. Как научить ему если, если нас этому не учили...", - кажется, мои слова ее убедили.
Эта тема важна при обсуждении проблем с педагогами и родителями.

Благодарить не значит принести какой-то подарок в знак признательности (иногда подарок-символ формальной признательности). Доброе слово – самый простой способ передачи светлых, позитивных чувств.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.


Обсуждение современной морали, нравственности, этики как круглом столе, транслируемым по каналу “Культура” в апреле 2001 года философами, бизнесменом, священником, историками показало многоплановость проблемы, сверхактуальность, а также ценности, нормы, правила существуют, мы о них знаем, знаем как голос совести, но не всегда им следуем.

Освоение культурного наследия, осмысление, гармония с собой и другими, миром, не исПЫТывание мира, а диалог с ним, сопричастность, сотрудничество и сотворчество, возвращение к целостному мироощущению и миропониманию, по-видимому, путь развития человека сегодня. Вопросы детей, обсуждение с ними проблем показывают направления поиска этого нового целостного представления о мире.

Следующая программа создана как ответ на вопросы и разрешение трудных жизненных ситуаций совместно с детьми и взрослыми.


Господь твой, живи!
 
МилаДата: Воскресенье, 06.10.2013, 12:29 | Сообщение # 45
Группа: Админ Общины
Сообщений: 8286
Статус: Offline
Н.Е.Сальникова

ПОДАРОК СУДЬБЫ

ЗДРАВСТВУЙТЕ, ДОРОГИЕ РОДИТЕЛИ!

В течение 1988-2013 гг. мне посчастливилось работать с удивительными людьми в детском доме и детском саду, в школе и психологическом центре, в педагогическом колледже и интернате. И все же память возвращает вновь и вновь к одной незабываемой Встрече.
Это было 15 лет назад. Директор одной из школ пригласила меня рассказать родителям учащихся 1–4 классов о возрастных и индивидуальных особенностях детей. Предварительно она познакомилась со мной и задала несколько вопросов: «Что главное в работе педагога, психолога? Как лучше строить отношения с детьми и взрослыми? Почему возникают конфликты и как их решать?» Мой лаконичный ответ: «Проблемы возникают потому, что иссякает любовь» стал пропуском на родительское собрание. Более того, директор представила меня родителям, сказав несколько теплых слов. И родители – более 100 человек – не просто слушали меня, они внимали. Скепсис, обычный для современных взрослых, совершенно отсутствовал.
Встреча стала событием и для меня. Я возвращалась домой окрыленная, полная сил. Как будто мне подарили огромный букет лилий: такие чистые души были у людей. Не было обычной после встречи с родителями усталости, тяжести. Эта встреча с Родителями – да-да, с Родителями с большой буквы – показала возможности сотрудничества со взрослыми.

ПУТЕВОДИТЕЛЬ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

Умейте видеть красоту другого человека, его лик.
Каждый год дети идут с радостью в школу, ожидая чего-то необычного, чуда, сказки, радости… Любви! Стоит посмотреть на детей 1 сентября: мы видим лики, а не лица…
Первый месяц наблюдаю за учениками на уроках и на переменах. Понимаю: детям трудно перестроиться после летней свободы (нужны два дня – неделя, кому-то три недели): то одно забыл, то другое, то на уроке отвлекся. Получил замечание, плохую отметку… Трудно и на уроке – кажется, всё забыли, даже отличники. Все больше грустных лиц, позы выражают крайнюю степень отчаяния (кто-то развалился, сползая под парту, кто-то «пишет носом», грызет ручку, а кто-то рисует или собирает украшения из принесённых деталей, иногда прислушиваясь к учителю). Самые счастливые делают прически друг другу! Да, на уроке. Они чувствуют себя в безопасности, а потому считают возможным продолжить занятие любимым делом. Жизнь для некоторых учеников – всё еще праздник, радость, путешествие, общение, но пока не труд и учеба.
В конце урока предлагаю выполнить простое задание: «Вспомните, как вам было когда-нибудь грустно-грустно. Покажите этой всей позой, сядьте так, чтобы мы это увидели». С улыбкой, энтузиазмом весь класс (и 1-й, и 10-й) создает те самые скрюченные «скульптуры», которые я только что наблюдала на уроке. Мы продолжаем исследование – предлагается следующее задание: «Теперь покажите позой ваше прекрасное настроение!» Вот где нужен фотоаппарат: все улыбаются, глаза сияют! Спина прямая! Руки правильно лежат на парте (да, у старшеклассников)! Кажется, в классе стало светлее, и ты сам не можешь не улыбнуться ученикам, увидев их красивые и счастливые лица-лики! Я запомню, какими они могут быть, буду поддерживать такое состояние при встречах с этим классом и этими учениками, беседуя с учителями и родителями.
«Чтобы изменить настроение, достаточно изменить позу!», – делаем мы вывод вместе с учениками и учителем.

К ЧЕМУ ПРИВОДЯТ НЕОПРАВДАННЫЕ ОЖИДАНИЯ

Родители ожидают, что учителя – и идеальные люди, и профессионалы. Принять, что учитель – человек, у которого есть семья, что педагогу нужен отдых как обычному человеку, многим родителям трудно.
Желание уважать кого-то более совершенного необходимо не только детям, но и взрослым. Но человек не соответствует идеальному образу – начинается противостояние.
Учителя также ожидают, что родители любят детей и заботятся о них, интересуются успехами детей, придут на родительское собрание… Если их ожидания не оправдываются, что и бывает чаще всего, возникают напряженные ситуации.
Как предотвратить конфликты? А если они возникли, как их решить?
Современные исследователи отмечают, что у взрослых есть 51 стереотип мышления. Освобождение от шаблонов мышления, как свежий попутный ветер для парусника, изменяет стиль общения взрослых. От диалога – к сотрудничеству; от сотрудничества – к сотворчеству.


ПОЖЕЛАНИЯ

Не живи на тоскующей ноте… (Ю.П.Чукова)

Дано мне тело, что мне делать с ним…
(О.Э.Мандельштам)

Уважаемые родители (дорогие учителя, вы тоже родители, тети, дяди, бабушки, дедушки)!
Обратите внимание на осанку вашего ребенка дома. Если он начинает сутулиться, может быть, он устал? Или что-то (кто-то) его огорчает? Может, неудобная парта (большая для него)? Помогите детям жить «не ниже радости». Будьте особенно внимательны к школьникам в сентябре и 1-м, и 5-м и 9-м классам! Подбадривайте, журите, не ругайте. Дайте возможность исправить ошибки.
Познакомьтесь с рекомендациями психолога «91 способ выражения любви к детям».
В следующих статьях мы осветим самые актуальные вопросы, чаще всего вызывающие напряжение между детьми и взрослыми, между педагогами и родителями.
По некоторым из представленных ниже актуальных тем вы, уважаемые Родители, можете уже сейчас получить более подробную информацию на нашем сайте www.zhivoeozero.ru «Живое озеро. Институт Семьи». На сайте представлены публикации, презентации, фото и видеоматериалы.


***


Я ЛЮБЛЮ ЦВЕТЫ

Тишина звенит синицей,

Я иду к тебе...

В руке предмет,

Мы смотрим на него,

Он растворяется в нас,

И тогда твоя рука – моя рука.

Где ты?

Где Я?

Есть МЫ.

Мы – вместе.

Мы – сильны и легки.

Наш язык – улыбки, взгляды, молчание.

Мы – тонкое одно.

Мы

откликаемся на взгляд,

на вздох.

Нас не за что ругать и наказывать.

Наказания, оценки, похвала –

язык мира "я",

Мира, где нет любви.

Люблю –

вижу твою красоту,

твой свет,

вижу, каким ты будешь.

Твоя красота – зерно,

Моя любовь – почва, свет и воздух для него.

Здесь рождается жизнь.

Я не требую от зерна, чтобы оно росло,

Я помогаю ему терпеливо,

изо дня в день.

Я вижу, чем помочь тебе,

Я терпелива,

Я доверяю тебе,

Я рада выполнить твою просьбу...

Каким ты будешь цветком,

когда вырастешь?

Зерно?!

Зерно, зернышко,

ты растешь.

Мы говорим на одном дыхании с тобою.

Я не требую от тебя любви ответной –

Бери мое тепло, мой свет,

Раскрой то, что есть в тебе,

расти...

Может, ты будешь розой?

А может быть, одуванчиком золотистым?

Или колокольчиком нежным?

Хорошо!

Я люблю все зерна,

в которых есть сила стать цветком.

Когда я думаю о тебе,

Когда я помогаю тебе,

Когда я дарю то, что захочется тебе,

Я чувствую журчание родника в душе моей.

Еще одно зерно взойдет,

Это я возрождаюсь в нем,

Я сильнее становлюсь, глубже, шире.

И вот уже нет Я,

Есть Мы – одно.

Тишина звенит синицей,

Я люблю цветы...


Публикуется по разрешению автора статьи Н.Е. Сальниковой, с сайта http://www.zhivoeozero.ru/


Господь твой, живи!
 
Форум » ЧЕЛОВЕК И ОБЩЕСТВО » ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА » РАБОТА С ДЕТЬМИ. ШКОЛА ДОВЕРИЯ (Практическая психология. Н.Е. САЛЬНИКОВА)
  • Страница 5 из 5
  • «
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
Поиск:

AGNI-YOGA TOPSITES