Вторник, 12.12.2017, 11:08

Приветствую Вас Гость | RSS | Главная | АРХАНГЕЛЬСК | Регистрация | Вход

 

 

 
 





  


 ГЛАВНАЯ                                                             ПУБЛИКАЦИИ

 



 

Основан мореходами — поморами, осваивавшими Русский север. Город-порт, навеки связанный с суровым Белым морем. 

С началом Второй мировой войны роль Архангельска вновь значительно возросла. В коалиционной стратегии «периферийной войны» город стал восточным пунктом созданного союзниками «Арктического фронта», с которого в 1941-1942 гг. предполагалось развернуть наступление против Германии, и вдоль которого проходил основной маршрут поставок стратегических грузов в СССР. 

С первых дней Великой Отечественной войны город оказался в положении прифронтового. Практически ежедневно над ним кружили немецкие самолеты. Только за июнь 1941- июнь 1943 гг. над территорией Архангельского дивизионного района ПВО было зафиксировано 465 полетов вражеской авиации. А в августе-сентябре 1042 г. с приходом в город очередного каравана PQ-18 Архангельск был подвергнут массированным бомбардировкам. В течение этих месяцев на город были сброшены 21000 зажигательных и 96 фугасных бомб. В ходе бомбардировок сгорели 130 домов, разрушены 70. Было убито 86 человек, 112 – тяжело ранены. 

За годы войны пароходство при доставке стратегических грузов потеряло 14 пароходов и более 300 моряков. Ценою жизни архангельские моряки и краснофлотцы совместно с союзниками обеспечили доставку в Архангельск 4,2 млн тонн грузов, половину из которых составили грузы, направленные союзниками по ленд-лизу. Среди них 2312 самолетов, 3428 танков, 819 бронемашин, 717 пушек, 49 торпедных катеров. 

Вместе с моряками и портовиками в перевозках важнейших грузов участвовали речники и железнодорожники города. От работы архангельских железнодорожников во многом зависела скорость прохождения на фронт танков и самолетов. Почти все 4 миллиона обработанных на архангельских станциях грузов прошли без задержек. 

Огромную по объему работу проделали речники Севера. В условиях войны они должны были максимально разгрузить более мобильный железнодорожный транспорт. И это им вполне удалось. За четыре военные навигации судами Северного речного пароходства было перевезено 21,6 миллиона тонн грузов и 25,4 миллиона пассажиров. 

Бесперебойную работу флота Северного бассейна, ремонт боевых кораблей и торговых судов призваны были обеспечить восемь судоремонтно-судостроительных заводов и верфей Архангельска, крупнейшим среди которых была "Красная Кузница". Совместно с предприятиями тыла Беломорской военной флотилии за годы войны ими были возвращены в строй 1012 кораблей, построено более 500 малых судов "москитного флота". Наряду с основной деятельностью, судоремонтники Архангельска выполняли специальные правительственные заказы: по производству бронированных аэросаней, корпусов мин, бомб, гранат, а с 1943 года - узлов сельскохозяйственных машин. За годы войны лесопильщики Архангельска дали стране и фронту свыше трех миллионов 218 тысяч кубометров пиломатериалов, 17 миллионов комплектов спецтары, 28 тысяч кубометров авиадеталей, на 24 миллиона рублей аэродромного и инженерного имущества. Около 200 пароходов, груженных 858 тысячами кубометров пиломатериалов, балансов, пропсов и круглого леса, отбыли из архангельского порта в страны - союзницы. 

Свыше 124 тысяч тонн целлюлозы, 25 тысяч тонн бумаги, - таков итог работы архангельских бумажников в годы войны. Наряду с основной продукцией, на комбинатах города были произведены тысячи тонн извести, сотни тонн скипидара, веревки, мыла и прочей продукции лесохимического производства. К лесохимической продукции бумажников необходимо добавить 300 цистерн спирта и 750 - литейных концентратов, отправленных для нужд фронта и оборонной промышленности архангельскими гидролизными заводами. С началом военных действий Архангельск стал ближайшим тылом Карельского фронта, прифронтовым городом. Здесь были развернут 31 эвакогоспиталь. За годы войны 73 % раненых и 90 % больных были возвращены в строй. 

В ряды народного ополчения вступило около 30 тысяч человек. Десятки тысяч горожан мобилизованы на оборонные работы. В городе сформированы партизанские отряды, отправленные на Карельский фронт. 

Имена 23052 погибших на фронте архангелогородцев вписаны в областную Книгу Памяти. Каждый третий призванный в армию горожанин, каждый десятый житель предвоенного Архангельска не вернулся с фронта, а за 1941-1944 годы в городе умерло 38 тысяч жителей. Из них половина пришлась на голодный и цинготный 1942-й. По смертности среди мирного населения Архангельск оказался на втором месте после блокадного Ленинграда. И это при том, что через архангельский порт проходили тысячи тонн продовольствия. Жизнью каждого пятого горожанина заплатил Архангельск за своевременно направленные на фронт ленд-лизовские грузы, за построенные и отремонтированные корабли, за лес, целлюлозу, рыбу,- все то, что он мог дать стране.

Вернуться к ПРОЕКТУ

Предыдущий - АНАПА                    Следующий - БЕЛГОРОД

 

AGNI-YOGA TOPSITES