Вторник, 12.12.2017, 11:07

Приветствую Вас Гость | RSS | Главная | ПОЛЯРНЫЙ | Регистрация | Вход

 

 

 
 





  


ГЛАВНАЯ                                                                                  ПУБЛИКАЦИИ
 

 

В конце 1941 года в связи с началом союзных конвойных операций гитлеровцы начали усиливать свой флот и авиацию для действий на морских коммуникациях. В декабре 1941 года в Киркенес прибыла 8-я флотилия эскадренных миноносцев (5 кораблей), а в январе-феврале 1942 года в порты Северной Норвегии были перебазированы линкор "Тирпиц", 3 тяжелых и легкий крейсер и несколько эсминцев, некоторое количество сторожевых кораблей, тральщиков и катеров разных подклассов. Количество вражеских подводных лодок, действовавших на северных морских коммуникациях, достигло в сентябре 1943 года своего максимума 36-39. 

Сухопутные войска фашистской Германии на Севере были объединены в армию «Норвегия». В ее состав входили горнострелковый корпус «Норвегия», действовавший на Мурманском направлении, 36-й армейский корпус, наступавший на Кандалакшу, и финский 3-й армейский корпус, перед которым была поставлена задача захватить Лоухи. 

Полярный, являясь единственным крупным населённым пунктом на левом берегу, оказался последним рубежом на пути к Кольскому заливу. В окрестностях города было сооружено два оборонительных рубежа: тыловой – протяженностью 25 км., глубиной 8-9 км. (он проходил по линии губа Сайда – губа Белокаменная и имел 235 дотов и дзотов), а также непосредственной обороны главной базы – протяженностью 10 км., глубиной 3-4 км и имел 48 дотов и дзотов. 
29 июня противник перешёл границу на Мурманском направлении и в результате напряжённых боёв продвинулся на 30 километров. К середине июля сложилась критическая ситуация, резервы 14-й армии были исчерпаны, до Кольского залива оставалось не более 60 километров. В эти тревожные дни была поставлена задача: помочь 14-й армии изгнать фашистов из пределов страны, «при любом положении на сухопутном фронте Северному флоту оставаться в Полярном, защищая этот пункт до последней крайности». 

В эти дни из личного состава кораблей Северного флота были сформированы отдельная бригада, несколько полков и батальонов морской пехоты общей численностью около 10 000 человек. В боях на сухопутном фронте они показали образцы воинской доблести, отваги и героизма. Остановить противника помогли артиллерийская поддержка кораблей флота и десанты, высаживающиеся во фланг наступающему противнику. 

За весь период войны около 40 000 моряков-североморцев ушли на сухопутный фронт, защищая Заполярье на Мурманском и Кандалакшском направлениях, пополнив морские бригады, сражавшиеся в Сталинграде. 

Из добровольцев, отобранных в бригаде подводного плавания, был сформирован особый 181 разведывательно-диверсионный отряд штаба Северного флота. До 1944 года он базировался в Полярном, где отважные разведчики готовились к многодневным рейдам по тылам врага. 

На протяжении всей войны штаб Северного флота оставался в Полярном. Отсюда велось оперативное управление разнородными силами на огромном Северном морском театре, отличавшемся суровыми физико-климатическими условиями. 

Особенностью деятельности Северного флота, не предусмотренной в планах предвоенной подготовки, стало тесное взаимодействие с союзниками. 29 июля 1941 года в Полярном была развёрнута британская военно-морская миссия. Во время разгрузки конвоя в Мурманском порту корабли эскорта союзников стояли у причалов Полярного. Специфика судоремонта на Севере заключалась в необходимости оказания технической помощи многочисленным иностранным кораблям и судам, приходящим с полярными конвоями из Великобритании и США. 

Основной ударной силой на морских коммуникациях являлись подводные лодки бригады, дислоцировавшейся в Полярном. 15 подводных лодок показали в первое полугодие войны образцы мужества и героизма. Шесть лодок из них стали Гвардейскими, шесть – Краснознаменными. В боевых походах на Северном флоте погибли 23 подводные лодки. 

Одной из важнейших задач, решаемых соединениями, базировавшимися в Полярном, стало несение дозорной службы на подходе к главной базе и Мурманскому порту. Кильдинский плёс перед входом в Кольский залив являлся наиболее опасным участком прибрежных вод. Именно здесь сосредотачивались подводные лодки противника, атакуя стеснённые в манёвре суда конвоев. Обычно атаки гитлеровских субмарин сопровождались ударами авиации противника. 

Основная нагрузка по несению дозорной службы отводилась подразделениям Охраны водного района главной базы. Именно здесь совершил свой подвиг сторожевой корабль «Туман», не спустивший флаг в бою с тремя эсминцами противника. 

Катера дивизиона «морских охотников» не только вели систематический поиск вражеских подводных лодок, конвоировали суда, осуществляли противовоздушное прикрытие, но и выполняли разнообразные задачи на коммуникациях противника, ставили минные заграждения, высаживали десанты. 

23 октября 1942 года второй дивизион истребителей подводных лодок был награжден Орденом Боевого Красного Знамени, а 3 ноября 1944 года – Орденом Ушакова 1 степени. 1 апреля 1944 года ему присвоено звание Гвардейского. За успешное проведение операции по освобождению Лиинахамари 31 октября 1944 года дивизион удостоился почетного наименования Печенгского. 

10 сентября 1942 года был сформирован 6 дивизион тральщиков. Его личный состав принимал активное участие в боевых действиях на море. Выполняя боевые операции, корабли дивизиона прошли 292 тысячи миль, в том числе 23 тысячи миль с тралами в ходе боевого траления, конвоировали суда в порты Белого и Баренцева морей. За период с октября 1943 по май 1945 годов кораблями дивизиона вытралено 407 мин и минных защитников, обнаружено и потоплено 7 немецких подводных лодок, отражено 5 массированных атак самолетов и 130 атак подводных лодок. 

Несмотря на частые массированные бомбёжки прифронтовому Полярному был нанесён минимально возможный ущерб. Заслуга в том – умелые действия 58 отдельного зенитного артиллерийского дивизиона ПВО. В течение всей войны зенитчики надёжно прикрывали город - главную базу флота. 

В окрестностях города нашли свою могилу 45 фашистских стервятников. Это была цена за попытки прорваться к главной базе Северного флота. 455 воинов-зенитчиков награждены орденами и медалями Советского Союза. Около 1500 воинов, служивших в части ПВО в Полярном, ушли на различные фронты Великой Отечественной войны, многие из них дошли до Берлина. 

За годы Великой Отечественной войны на судоремонтных плавучих мастерских «Красный Горн» было отремонтировано 248 подводных лодок и 134 надводных корабля. Героический труд работников мастерских был по достоинству оценен – 70 человек награждены орденами и медалями Советского Союза. 

С объявлением мобилизации в первые дни Великой Отечественной войны на штат военного времени был переведен и Главный Военно-Морской госпиталь Северного флота. В это время в состав медицинской службы флота входило 3 военно-морских госпиталя и 4 базовых лазарета. В госпиталь поступали не только раненые, но и обмороженные. 

Только за первый год войны в военно-морской госпиталь поступило более 2000 раненых бойцов. Эвакуация раненых с полуострова Рыбачий в Полярный и Мурманск проходила в непосредственной близости от позиций противника. Только на небольших рыболовецких судах (дрифтерботах) можно было прорваться сквозь бомбежки, артиллерийский и даже ружейно-пулеметный огонь. Принимая на борт до трех десятков раненых, эти суденышки за один только 1941 г. перевезли около 6000 человек. 

За годы войны, несмотря на бесконечные налеты вражеской авиации и бомбежки, госпиталь принял 18426 раненых и больных, из них более 4000 – моряков-североморцев. За самоотверженный труд в годы Великой Отечественной войны 81 человек из личного состава Военно-морского госпиталя, базировавшегося в Полярном, награжден орденами и медалями Советского Союза.


 
   
 

·         Город воинской славы

·         Основан в 1896 году

·         Население: 17 тысяч человек

·         Оккупации не подвергся

За что удостоен звания

Расположенный в тридцати километрах от Мурманска маленький Полярный стал в Великую Отечественную войну главным хранителем боевой мощи Северного флота. Свой тяжкий долг городок исполнил с честью и до конца, покрыв себя неувядаемой славой.

Полярному довелось фактически вступить в войну еще до 22 июня. 17-го здесь была объявлена первая воздушная тревога – немцы совершали разведывательные полеты над базой флота. 19 июня Военный совет Северного флота принял решение привести свои силы в оперативную боевую готовность: на подходах к портам были выставлены дозорные корабли, проведено минирование, подводные лодки рассредоточились по наименее уязвимым бухтам, в воздухе постоянно шло слежение за действиями немецких соединений.

В значительной степени благодаря этим мерам уже после объявления войны вермахту так и не удалось нанести сокрушительный удар по Северному флоту, вывести его из игры, хотя Полярному пришлось крайне тяжело. Упорно преодолевая оборону сухопутных сил, немцы к середине июля находились всего в 60 километрах от Кольского залива. Еще немного и столь необходимый стране Северный флот мог бы перестать существовать. Однако этого не произошло. Упорная, хорошо подготовленная оборона сдержала натиск. Сами моряки, сознавая всю важность Полярного, сформировали несколько сухопутных подразделений – отдельную бригаду, несколько полков и батальонов морской пехоты, которые были направлены на передовую и проявили чудеса героизма. Согласно приказу Полярный предписывалось «оборонять… до последней крайности», и приказ был выполнен безукоризненно.

Полярный закрыл гитлеровцам арктические просторы страны, дал возможность работать одному из ключевых портов СССР – Архангельску и не дал Германии возможности прервать путь для союзнических караванов. Судоремонтники Полярного в самых тяжелых условиях смогли обеспечить все необходимое для поддержания Северного флота в боевой форме, а флот, в свою очередь, нанес фашистским военно-морским силам урон, которого они доселе не знали.

Малоизвестные факты военной истории

В январе-марте в Полярный, совершив беспримерный поход из Владивостока, прибыла для ведения военных действий так называемая «азиатская эскадра» в составе подводных лодок «С-51», «С-54», «С-55», «С-56» и «Л-15».

Обычай отмечать потопление вражеских кораблей при входе в родную гавань, прижившийся на всех флотах и флотилиях времен Великой Отечественной, возник именно в Полярном. «Автором» традиции стали офицеры подводной лодки «К-2» в сентябре 1941 года.

 

Вернуться к ПРОЕКТУ

Предыдущий - ПЕТРОПАВЛОВСК-КАМЧАТСКИЙ Следующий - ПСКОВ

 

AGNI-YOGA TOPSITES