Четверг, 23.11.2017, 06:26

Приветствую Вас Гость | RSS | Главная | СТАТЬИ и ЭССЕ | Регистрация | Вход

Главная » Статьи » ЮЛИЯ ВЛАДОВА

ОБРАЗ МАТЕРИ МИРА. Юлия Владова
Юлия ВЛАДОВА



Н.К. Рерих. Матерь Мира. 1924




В книге Н.К. Рериха "Держава Света" в 1931 году было написано: "Пусть теперь женщина - Матерь Мира скажет: "Да будет Свет." Продолжу мысль.

"Образ Матери Мира Рериха — это тот же лик космической Софии" (Е.П.Маточкин. Н.К. Рерих и русский космизм).

Е.И. Рерих писала («Письма в Америку», т.3): «Век Майтрейи, Владыки сострадания, Век Матери Мира завещан человечеству и Ее звезда поднимется скоро над горизонтом.
Не упустим ее появления».


Учение Живой Этики говорит о Матери Мира как о Великой Комической Сущности.

В книге Учения Беспредельность, сказано:
"...Советую произносить Имя Матери Мира не как символ, но как мощь дающую. Советую обращаться к Источнику Беспредельности не как к символу, но как к явлению Вечности, как к вечно рождающему красоту и творящему твердь".

"Космическое Дыхание Матери Мира всепроникающе. Истинно, всё им проникнуто. Жизнь от малейших былинок до неисчислимых величин движется и дышит этим Дыханием. Как же не осознать силу, движущую Вселенную!.."
(Беспредельность, ч.1, §§ 9,10).

"Урусвати – пора сказать, что так Зовем звезду, которая неудержимо приближается к Земле. Издавна она была символом Матери Мира, и эпоха Матери Мира должна начаться, когда Ее звезда приблизится к земле небывало".

"Великая эпоха начинается, ибо духоразумение связано с Матерью Мира. Даже знающим срок дивно смотреть на физическое приближение сужденного. Важно наступление очень великой эпохи, которая существенно изменит жизнь Земли..."
Живая Этика, Озарение, ч.2, гл 4, 11).

В книге "Химават" Рерих говорит: "Радж-Раджесвари – Всемогущая Матерь. Тебе поет индус древности и индус наших дней. Тебе женщины приносят золотые цветы и у ног Твоих освящают плоды, укрепляя ими очаг дома. И, прославив изображение Твое, его опускают в воду, дабы ничье нечистое дыхание не коснулось Красоты Мира.

Тебе, Матерь, предначертано место на Великой Белой Горе, никем не превзойденное. Ведь там встанешь, когда придет час крайней нужды, когда поднимешь Десницу Твою во спасение мира. И, окружася всеми вихрями и всем светом, станешь как столб пространства, призывая все силы далеких миров.

На всем Востоке и на всем Западе живет образ Матери Мира и глубокомысленные обращения посвящены этому Высокому Облику.
Великий Лик часто бывает сокрытым, и под этими складками покрывала, сияющего квадратами совершенства, разве не увидим тот же Единый Лик общей всем Матери Мира! <...>
(Н.К. Рерих. "Радж-Раджесвари").

"Матерь Мира скрывает Имя Своё. Матерь Мира закрывает Лик Свой.

Матерь общая Владыкам, не символ, но великое явление Женского Начала, представляющего духовную Матерь Христа и Будды. Та, которая учила и рукоположила Их на подвиг.

С давних пор Матерь посылает на подвиг. По истории человечества Её рука проводит неразрывную нить…

После Атлантиды, когда Люцифер нанёс удар Культу Духа, Матерь Мира начала новую нить.

После Атлантиды Матерь Мира сокрыла Лик свой и запретила произносить Имя своё, пока не пробьёт час Светил"
(Криптограммы Востока).

«На Востоке культ Матери Мира, богини Кали, или Дурги, очень распространён, а в индуизме, можно сказать, он является преобладающим. Во всех древнейших религиях женские божества почитались самыми сокровенными. Во главе всего или, так сказать, за покровом, находится Вечное и Непрекращающееся Дыхание всего сущего. Но на плане Проявленного царствует вечно женственная Природа, или великая Матерь Мира.

В 1924 году лучи светила Матери Мира, планеты Венера, достигли Земли и, окропив её, пробудили новое сознание. Много женских очагов возгорелось к новой жизни.

В 1924 году Н.К. Рерих написал несколько вариантов своей картины «Матерь Мира». Воспроизведение с одной, которая была написана отчасти на основании моего видения, получило самое широкое распространение»
(Из писем Е.И. Рерих).

Е.И. Рерих были даны указания, как надо писать картину: "...художник должен писать ауру так: сине-лиловый круг около головы, затем чисто лиловый круг, заключающий пространство от верха первого круга до колен, и затем как бы большой фиолетовый овал, таким образом, фиолетовый является боевым тоном против внешних прикосновений, тогда как головной круг отвечает духу и должен быть защищен, находясь в нижних слоях Земли.

Внешний овал как бы усеян пурпуровыми искрами, что дает ему стойкость при случайных встречах. Но если передать впечатление, то нужно прописать серебристо-лиловый головной круг, темнее лиловый большой и чуть заметную атмосферу овала."
(В книге: Е.Рерих. "У порога Нового Мира. "Огненный опыт").

Картина "Матерь Мира" - это центральное полотно в серии картин Николая Константиновича Рериха "Знамёна Востока". Вот что пишет о картине искусствовед Е.П. Маточкин в статье "Н.К. РЕРИХ И РУССКИЙ КОСМИЗМ":

"Её образ Рерих принес из древних культов, где она жила как земля, как солнце, как огонь. Действительно, как писал Булгаков, «в почитании женской ипостаси в божестве язычеству приоткрылись священные и трепетные тайны, не раскрывшиеся в полноте, быть может, еще доселе и боящиеся преждевременного обнажения. Язычество трепетно прозревало не только Христа, грядущего в мир, но и его Пречистую Матерь, Приснодеву Марию, и как умело, оно чтило Ее под разными ликами».

Обращаясь теперь к Флоренскому можно еще углубить понимание рериховского образа: «...дева Мария центр тварной жизни, точка соприкосновения земли с небом. Она Избранная, Царица Небесная и, тем более, Земная. Она имеет космическую власть. Она "всех стихий земных и небесных освещение". Она — "над всем Царица". Она — "Владычица мира"».

Рериховская Матерь Мира сочетает в себе уже не только различные христианские иконографии, как талашкинская Царица Небесная, но и изображения восточных божеств. Так, некоторые композиционные приемы идут от образа богини Каннон, созданного японским художником И. Иченом (Бостон, Музей изящных искусств).


Н.К. Рерих. Царица Небесная над Рекою Жизни. 1911


«На всем Востоке и на всем Западе живет образ Матери Мира и глубоко значительные обращения посвящены этому высокому Облику. Великий Лик часто бывает закрытым, и под этими складками покрывала, сияющего квадратами совершенства, не кажется ли тот же Единый Лик общей всем Матери Сущего!» — писал Рерих ("Твердыня пламенная").

Матерь Мира изображена в космическом пространстве среди созвездий, причем каждая звезда — эта миниатюрная фигурка Учителя, сидящего в традиционной для Востока позе. Оригинальное художественное решение, хотя еще Флоренский отмечал, что «по воззрению Оригена, светила небесные суть тела ангелов».

В книге "Твердыня пламенная" Рерих поясняет, что Матерь Мира создала «племя Святых людей, не знающих ни земли, ни народности; поспешающих на крыльях духа на помощь, на сострадание, сотрудничество, спешащих во Благо, несущих капли Всепонимания, Всеединой Благодати». Надо полагать, что остальные 18 картин серии ''Знамена Востока" посвящены этому племени Святых людей, совершенным человекоподобным существам космоса по Циолковскому, и сама его "причина космоса" — высшая любовь — "Матерь Мира" Рериха.

Если светила Учителей лишь маленькие искры космического огня, то Матерь Мира — это океан света. Написана она так, как если бы Рерих буквально следовал словам Флоренского: «Словно какая-то ткань, словно какое-то тело из тончайших звездных лучей ткется в мировых основах».

Действительно, Матерь Мира в картине Рериха словно соткана из сияющей пряжи. Художник, как бы используя недавно открытый принцип дуализма материи, формирует фактуру живописи то в виде светящихся лучей и волн, то в виде красочных отдельных корпускул.

Удивительно качество светоносности центрального полотна, объединяющего своим белым сиянием всю многоцветную радугу остальных картин серии.

Эта живая ткань красоты — спутница Матери Мира — осмысляется Рерихом как Культура: «Духовное понимание и созвучие ткут светоносную ткань Матери Мира — священную Культуру». Если учесть, что в его понимании культура есть культ света, тогда рериховские мысли близки мыслям Флоренского о том, что означает «красота духовная, ослепительная красота лучезарной, светоносной личности»: «...красота — свет, и свет — красота.

Абсолютный же свет есть абсолютно-прекрасное,— сама Любовь в ее законченности...»
.


Н.К. Рерих. Матерь Мира. 1930-е годы


Категория: ЮЛИЯ ВЛАДОВА | Добавил: Горний_Путник (19.03.2015)
Просмотров: 430
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
AGNI-YOGA TOPSITES