Суббота, 25.11.2017, 02:52

Приветствую Вас Гость | RSS | Главная | СТАТЬИ и ЭССЕ | Регистрация | Вход

Главная » Статьи » ЛЮДМИЛА МАТВЕЕВА

ПАКТ РЕРИХА. Эссе. Людмила Матвеева
Людмила МАТВЕЕВА







Накануне 80-летнего юбилея Пакта Рериха мы возвращаемся к теме защиты Культуры в сложнейших геополитических условиях. В наше время под бомбежками гибнут люди и разрушаются ценнейшие памятники Культуры. Утрата их невосполнима и наносит нам непоправимый вред, потому что человек только тогда становится вполне культурным, когда впитывает все достижения творческого гения предыдущих эпох. С уничтожением памятников стирается с лица Земли история предшествующих народов, а иногда и целых цивилизаций, на благодатной почве которой возрастает наш духовный потенциал. Культура древних народов была основана на высоких нравственных понятиях и философских доктринах, и нам ещё только предстоит развить в себе столь же утончённый образ мысли и чувства, чтобы приблизиться к духовному уровню своих предшественников.

Современная цивилизация вошла в эпоху беспрерывных войн и международных конфликтов. Это обстоятельство является серьёзной угрозой для нашего существования в целом, поэтому передовые мыслители и общественные деятели предпринимают попытки сохранить культурное наследие прошлого во всей его совокупности, включая культурные национальные традиции и обычаи, язык и ремёсла различных этнических групп.

В международном правовом поле сейчас уделяется много внимания правам человека, но под их защитой прежде всего должна подразумеваться защита культурного наследия, являющегося неотъемлемой составляющей частной жизни индивида и общества. Преимущество Культуры несомненно потому, что воспитанный в её лоне человек не будет развязывать войны, он найдёт мирные пути решения всех проблем, сопровождающих неизбежный период переустройства мирового порядка. Однако за последние годы было уничтожено большое число ценнейших памятников культуры и архитектуры, что, безусловно, возвращает нас в эпоху вандалов и варваров и может иметь самые тяжёлые последствия.

Предвидя времена массового одичания, первым возвысил свой голос в защиту культурного достояния и в военное, и в мирное время наш великий соотечественник Н.К. Рерих. Он стал инициатором Пакта по защите культурных ценностей, известного во всём Мире как «Пакт Рериха». Николай Константинович шёл к этому событию мирового значения два десятилетия, а зародилась у него эта мысль ещё в 1904 году в разгар русско-японской войны.

Испытывая глубокую любовь к отечественному искусству, Николай Константинович особенно дорожил памятниками древности и приложил немало сил для того, чтобы они были сохранены. Великий художник стал одним из учредителей Общества возрождения художественной Руси. Эта инициатива в сохранении отечественных исторических памятников и музеев предварила его следующий шаг на международной арене, предпринятый для сохранения памятников культуры в Европе во время Первой мировой войны. Потрясённый варварским актом разрушения Реймского собора во Франции, он направил Президенту Французской Республики Раймонду Пуанкаре телеграмму со словами глубокого сожаления в связи с этой невосполнимой потерей. А в сентябре 1914 года Николай Константинович, пытаясь поднять на защиту культурных ценностей в Европе самые влиятельные силы мировой общественности, направляет послу США Чарльзу С. Вильсону телеграмму следующего содержания:

Вы, представитель Правительства Северо-Американских Штатов, не можете оставаться безучастным зрителем уничтожения лучших созданий искусства, и Ваше правительство не может спокойно смотреть на варварские деяния, подобные которым трудно найти на самых жестоких страницах истории, во все времена справедливо считавшимся дикими. Именем священного искусства, именем высшей молитвы человечества, именем всего, что совершенствует и возвышает мир, просим Вас всеми силами протестовать против преступных разрушений, т.к. высококультурное Правительство Северо-Американских Штатов не может взирать на уничтожение всего, чем светла земная жизнь, и не может присоединяться к врагам рода человеческого.

Все последующие годы своей деятельности Николай Константинович Рерих шёл к реализации идеи сохранения мировых сокровищ Культуры. В результате его целеустремленного и напряженного труда, 15 апреля 1935 года в столице США Вашингтоне в Белом Доме представителями 21 государства американского континента был подписан Международный договор по защите культурных ценностей. Полностью реализовать замысел Н.К. Рериха в те годы не удалась, тем не менее, идеи Пакта получили юридическое обоснование и общественную поддержку, и до сих пор его роль в борьбе за мир, взаимопонимание и культурное сотрудничество народов возрастает с каждым годом. Но по тем тревожным признакам, которые мы все сегодня наблюдаем, становится очевидно, что сил для распространения гуманных идей Рериха, нужно приложить еще больше.

Возвращаясь к истории Пакта, нельзя не отметить, что в его поддержку выступили такие видные деятели того времени, как Франклин Рузвельт, Ромен Роллан, Бернард Шоу, Рабиндранат Тагор, Герберт Уэллс, Альберт Эйнштейн. В Индии в поддержку Пакта Рериха выступил Джавахарлал Неру и многие другие политики и труженики Культуры, ставшие впоследствии членами Комитета Пакта Рериха и Знамени Мира. В их числе был и младший сын Рерихов Святослав Николаевич Рерих.

В своём очерке "Знамя Мира" Н.К. Рерих писал: "Не потеряем ни дня, ни ночи для посева благословенных семян утончения и возвышения духа и для несения культуры в широкие массы.

Для этого великого Служения был предложен наш мирный договор со Знаменем Мира для охранения всех культурных сокровищ человечества. …Мы понимаем, насколько несказуемо трудны пути культуры, но тем заботливее мы должны охранять доступы, к ней ведущие. Наша неотложная обязанность создавать для молодого поколения традиции культуры. Там, где культура, там и мир. Там и подвиг, там и правильное решение труднейших социальных проблем. Культура есть накопление высочайшей Благодати, высочайшей Красоты, высочайшего Знания".


Для того, чтобы эти идеи вошли в жизнь, Николай Константинович предложил создать Всемирную Лигу Культуры. Главной её задачей была просветительская работа, позволяющая обосновать значение Культуры в самом широком её понимании и необходимость её защиты во всей полноте.

Идеи Пакта легли в основу Протокола Гаагской Конвенции 1954 года о защите культурных ценностей во время вооружённых конфликтов. Однако не без сожаления приходится отметить, что Гаагская Конвенция не в полной мере отразила идею Николая Константиновича, в частности вместо Знамени Мира в Гааге был принят сине-белый щит, что не находит понимания и признания у значительного числа деятелей культуры.

Символом Пакта Рериха было провозглашённое им Знамя Мира белое полотнище с расположенной в центре окружностью амарантового цвета и размещёнными внутри неё тремя кругами. С древнейших времён этот знак триединства встречается культурах разных народов мира, например: на орнаментах эпохи неолита, у древних славян; на священных изображениях Византии, Кавказа, Тибета; на старинном изображении Преподобного Сергия, на иконе Св. Николая в Баре, на изображении Святой Троицы. По словам Н.К. было избрано "такое изображение, которое откроет тайники всех сердец людских". (Знамя Мира).

Общепринятой и всем доступной трактовкой этого Знака считается Прошлое, Настоящее и Будущее в Круге Вечности. Этот смысл более всего отвечает тому, что зёрна каждой последующей цивилизации всходят на культурной почве предыдущей, и новая цивилизация в свою очередь также является почвой для последующих циклов человеческой эволюции, не имеющей конца, то есть вечной. Однако в Записях Елены Ивановны, продолжавшей дело Николая Константиновича после его ухода, сказано, что Знамя Мира это Знамя трёх Владык: Будды, Христа и будущего Учителя Человечества, ожидаемого Мессии Майтрейи. Эта трактовка имеет чрезвычайно важное значение, так как позволяет примирить последователей основных мировых религий, постоянно вступающих на тропу войны друг с другом в силу религиозных распрей.

Не менее важное значение на Знамени Мира имеет большая окружность. Она означает Женский аспект Творца, Единую Духовную Матерь Трёх Владык. Таким образом, Знамя Матери Мира и Трёх Её Сыновей, есть Знак единения всех народов в лоне общечеловеческой Культуры, включая религиозно-философские доктрины

Многие пророчества утверждают, что будущее мира зависит от России. Нашей Родине завещано процветание и духовный подъём. Без сомнения, Пакт Рериха есть самый верный и короткий путь для возрождения нашего духовного потенциала, а Знамя Мира в силу своего названия и заложенной в нём мощи Матери Мира и трёх Владык гарант мира во всём мире. И чем больше, глубже и шире мы будем обращаться к его символике, тем скорее приблизим желанное преображение Бытия.




Категория: ЛЮДМИЛА МАТВЕЕВА | Добавил: Горний_Путник (23.04.2015)
Просмотров: 419
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
AGNI-YOGA TOPSITES