Вторник, 24.10.2017, 08:44

Приветствую Вас Гость | RSS | Главная | СТАТЬИ и ЭССЕ | Регистрация | Вход

Главная » Статьи » НАТАЛИЯ ЖУКОВА

«Синяя птица» М.Метерлинка и Закон Перевоплощения. Часть 1. НАТАЛИЯ ЖУКОВА

 

НАТАЛИЯ ЖУКОВА

 

 

 

«Синяя птица» М.Метерлинка и Закон Перевоплощения

 

Часть 1

Наталия СПИРИНА

Синяя птица

 

       Ты синей птицы не убей —
     Она за счастьем полетела,
     Чтобы воздать в стократ тебе
     За каждое благое дело.

     Не отзывай её назад,
     Не нарушай её полёта
     Желаньем выгод и наград,
     Похвал никчёмной позолоты.

     Ты чашу счастья не пролей —
     Не поминай даров даримых,
     Забудь о них; не пожалей
     Трудов и зримых и незримых.

     Ты сам себя обогатил
     Всем, чем другого одарил;
     И синей птицы взмахи крыл
     В окно открытое впустил [1].

 

В 1908 году выдающихся бельгийский поэт и писатель-символист, драматург и философ Морис Метерлинк (1862−1949) написал философскую пьесу-притчу «Синяя птица», посвящённую извечным вопросам познания Законов Бытия и поиску истинного Счастья.
Известно, что Николай Константинович Рерих хорошо знал и ценил М.Метерлинка, любил его творчество и иллюстрировал его пьесы [2]. Морис Метерлинк поддерживал все культурные начинания Н.К.Рериха. В 1921 году он стал членом организации «Cor Ardens» («Пылающее Сердце»), основанной Н.К.Рерихом в США с целью создания международного братства деятелей искусств на широком поле Культуры.

«Всем сердцем я присоединяюсь к подписывающим Пакт Рериха. Объединимся вокруг этого благородного идеала всеми нашими моральными силами» [3], — писал Н.К.Рериху граф Морис Метерлинк в 1930-е годы.

После Второй мировой войны, из далёкой Индии, думая о всех, с кем «пришлось потрудиться», Н.К.Рерих вспоминал Метерлинка как друга: «Близок он был нам» [4]. Он сравнивал его с колонной Храма, которая годится и для будущих послевоенных построений [5].

 


***

 

Пьеса М.Метерлинка «Синяя птица», по мнению современного прозаика, поэта и публициста Дмитрия Быкова, «…может быть лучшая в XX веке. Не только потому, что она учит верить в мечту и искать Истинные Блаженства… А потому, что она — как и всё символистское искусство — учит правильному мировоззрению» [6].
Изучающим Учение Живой Этики эта пьеса особенно интересна тем, что чуткий дух Метерлинка, как поэта-философа, ярко отразил в ней Закон Перевоплощения, с древности широко известный на Востоке, но отвергнутый Христианской церковью в VI веке.

Автор в сказочной, символической форме описывает находящийся рядом с нашим грубо-материальным земным миром Тонкий Мир и пребывание человека в нём после, так называемой, «смерти» до своего следующего воплощения на Земле.

«В мире потеряно счастье, ибо счастье в духе» [7], — сказано в книге «Агни Йога». Созвучна Учению Живой Этики идея Метерлинка о поисках истинного Счастья, которое доступно лишь детски-чистым сердцам («Будьте как дети…», — сказал Христос), преодолевшим многие испытания и прельщения на Пути совершенствования.

 

***

Вспомним сюжет пьесы.

В ночь на Рождество детей крестьянина-дровосека: мальчика Тильтиль и девочку Митиль в их хижине навещает Фея. Её внучка больна, спасти её может лишь Синяя птица. Фея поручает детям её найти и даёт им зелёную шапочку с чудесным алмазом, повернув который, они могут видеть истинную природу мира и души вещей, животных и стихий, окружающих их. Повернув камень, дети видят, что всё вокруг — живое. И не только животные, язык которых стал им понятен, но всё вокруг имеет свою жизнь, свою душу — и хлеб, и молоко, и огонь, и вода, и свет…

Вместе с лучезарно-прекрасной Душой Света Тильтиль и Митиль отправляются на поиски Синей птицы. Путь проходит через разные сферы Тонкого Мира.

В «Стране воспоминаний» дети встречают своих умерших родных — бабушку и дедушку, братьев и сестёр. Там они понимают, как важно посылать добрые мысли своим ушедшим близким. Так, дедушка говорит Тильтилю: «Ваша мысль навещает нас — это для нас праздник...», «молиться значит вспоминать».

После они посещают «Дворец Ночи», где встречаются с повелительницей тьмы. Ночь не может помешать человеку познавать свои тайны. Она старается обмануть и запугать Тильтиля и не дать ему ключ, открывающий все двери в её дворце. Но бесстрашный мальчик поочерёдно открывает их, обнаружив там Призраки, Болезни и Войны. За другой дверью находятся Звёзды, Ароматы, Блуждающие Огни, Светляки, Роса и Соловьиное Пение. Следующую, большую дверь, Ночь не советует отпирать, предупреждая, что за ней кроются видения настолько грозные, что не имеют даже названия. Но там оказывается дивной красоты сад — сад мечты и ночного света, где среди звёзд и планет порхают волшебные синие птицы. Тильтиль ловит несколько синих птиц. Но вскоре пойманные птицы погибают, так как не выносят света дня.
Далее следует враждебный людям Лес, где дети общаются с духами деревьев. «Ты ищешь Синюю Птицу, то есть ты хочешь разгадать величайшую Тайну Бытия, Тайну счастья, — разгадать для того, чтобы Люди нас потом окончательно поработили...», — говорит Тильтилю Дуб.

Здесь проявляются предательство Кошки и верность Пса. Не любящая людей Кошка натравливает деревья на детей дровосека. Они нападают на мальчика, но Пёс бросается на защиту. Оба они на волосок от гибели, и лишь вмешательство Души Света, которая велит Тильтилю повернуть алмаз на шапочке, чтобы погрузить деревья в мрак и молчание, спасает их.

Потом дети ищут Синюю птицу на кладбище. В полночь Тильтиль со страхом поворачивает алмаз, могилы разверзаются… Но из них появляются целые снопы волшебно прекрасных белых цветов. «Цветы… пленяют взор своей пышностью, обилием, великолепием и, заполонив в конце концов всё кладбище, превращают его в некий волшебный… сад, а в это время над садом встаёт заря. Блестит роса, распускаются цветы, в ветвях шелестит ветер, жужжат пчелы, просыпаются птицы и наполняют пространство первыми восторженными гимнами Солнцу и Жизни. Потрясённые, ошеломлённые Тильтиль и Митиль, держась за руки, ходят среди цветов и не могут найти следы могил». «Где же мёртвые?.. — Мёртвых нет…» — удивляются дети.

Живая Этика говорит: «Как просто принимают люди непреложность ритма дня и ночи! В основу нашего человеческого цикла почему не приложить то же понятие? (…) Примем токи неутомимого движения. (…) Негодны печаль и скорбь!» [8] «…Человек рождается вечно, в особенности же в момент так называемой смерти. (…) Поистине довольно могил, кладбищ и запугиваний! Можно знать, как светло смотрели Учителя на переход к будущим проявлениям…» [9]

После дети посещают «Сады Блаженств». Здесь они учатся отличать истинные радости от ложных.

Вначале они встречают на роскошном пиршестве Тучные земные Блаженства: Блаженство Быть Богатым, Блаженство Быть Собственником, Блаженство Утолённого Тщеславия, Блаженство Пить, Когда Уже Не Чувствуешь Жажды, и Блаженство Есть, Когда Уже Не Чувствуешь Голода, Блаженство Ничего Не Знать, Блаженство Ничего Не Понимать, Блаженство Ничего Не Делать и Блаженство Спать Больше, Чем Нужно. Завершает это сборище Утробный Смех и те плотские Блаженства, которые стыдятся явиться перед детьми.

Тучные Блаженства едва не втягивают Тильтиля и его спутников в свои оргии, но Душа Света предупреждает, что стоит попробовать яства, как тут же «забудешь, что тебе поручено», так как они «расслабляют волю. Надо жертвовать всем во имя долга».

Когда же мальчик поворачивает чудесный алмаз, в его свете все Тучные Блаженства предстают в своём подлинном виде — жалком и безобразном.

Появляются светлые существа — это чистые Блаженства: Блаженство Быть Здоровым, Блаженство Любить Родителей, Блаженство Голубого Неба, Блаженство Солнечных Дней, Блаженство Видеть Зажигающиеся Звёзды, самое светлое среди них — Блаженство Невинных Мыслей и другие.

Душа Света говорит о чистых Блаженствах: «На Земле их гораздо больше, чем принято думать, но большинство людей не умеет их искать...»

Чистые Блаженства извещают о приходе детей Великие Радости, и вскоре приходят высокие прекрасные ангелоподобные существа в блистающих одеждах. Среди них Великая Радость Быть Справедливым, Радость Быть Добрым, Радость Завершённого Труда, Радость Мыслить, Радость Понимать, Радость Созерцать Прекрасное, Великая Радость Любить и самая чистая из всех — Радость Материнской Любви.

Она кажется детям похожей на их мать, только гораздо красивее… Но Материнская Любовь утверждает, что дома она такая же, но увидеть её можно только глазами сердца. «Нет ни бедных матерей, ни некрасивых, ни старых... Их любовь неизменно пребывает прекраснейшею из всех Радостей... Когда же они грустят, стоит им поцеловать ребёнка, стоит ребёнку поцеловать их — и все слёзы, подступающие к их глазам, превращаются в звёзды...»

Узнав, что детей привела Душа Света, Материнская Любовь созывает другие Великие Радости, и они приветствуют Душу Света как свою владычицу. Великие Радости просят Душу Света откинуть покрывало, которое ещё скрывает непознанные Истины и Блаженства. Но Душа Света, исполняя приказ своего Повелителя, лишь плотнее закутывается в покрывало, говоря, что «час ещё не настал», но когда-нибудь он пробьёт, и тогда она придёт открыто и смело. «Близок день нашей новой встречи...»

И наконец, Тильтиль и Митиль попадают в «Царство Будущего», где в Тонком Мире пребывают ещё нерождённые дети… Они готовятся к очередному воплощению, но на Землю им нельзя прийти с пустыми руками. Ярко описывает Метерлинк как перед рождением дети берут с собой на Землю все свои идеи, открытия и изобретения: Машину Счастья, тридцать три способа продления жизни, летающую по воздуху машину без крыльев и т.д. Один из малышей на Земле будет садовником, выращивающим необыкновенные маргаритки и огромный виноград, другой — Королём Девяти Планет, ещё один призван уничтожить на Земле Несправедливость, другой должен победить Смерть, третий — найти огонь, который будет согревать Землю, когда остынет Солнце, четвёртый принесет на Землю ничем не омрачённую радость. Но есть и те, кто возьмут с собой только преступления или болезни. Трогательны влюблённые, горюющие от близкой разлуки, так как их воплощения разделены столетиями.

Появляется бородатый старик Время, с косой и песочными часами. Он забирает тех, кто должен вот-вот родиться, на корабль. Доносится далёкое пение — это поют Матери, встречающие своих детей.

В конце Пути, так и не найдя Синей птицы, Тильтиль и Митиль возвращаются домой, в хижину дровосека, которая, очень изменилась — всё вокруг стало новым, радостным, светлым. Это превращение связано с внутренними изменениями самих героев, которые теперь на всё смотрят другими глазами и отличают истину от иллюзии. Бедная хижина дровосека теперь кажется им прекрасной, потому, что здесь — любящие сердца их родных и близких. Дети научились ценить истинные радости, научились любить, поэтому они счастливы…

И здесь Тильтиль видит Синюю птицу, которую он так долго искал. Это его горлица. Он дарит её больной соседской девочке, и она выздоравливает. Казалось, пришло Счастье, но в последний момент Синяя птица улетает. И Тильтиль обращается к зрителям: «Мы вас очень просим: если кто-нибудь из вас её найдёт, то пусть принесёт нам — она нужна нам для того, чтобы стать счастливыми в будущем…»

Драма-Феерия М. Метерлинка «Синяя птица» преисполнена глубокого философского смысла. Счастье, по мнению автора, — это награда на бесконечном жизненном Пути, где каждый преодолевает страх, ложь и чувственные прельщения, учится отличать истинные ценности от ложных и познаёт добро, сочувствие, помощь другим, преданность, жертвенность и любовь. Поиски Синей птицы будут продолжаться всегда, потому что только на Пути духовного совершенствования, пробуждается и утончается сердце человека, а без сердца найти Счастье невозможно.

 

Наталия СПИРИНА

Без сердца мы шелуха погибшая.
Сердце, 389

Без сердца — только шелуха,
Без сердца нет живого мира;
И погребальная тоска —
Удел ничтожности кумира,


Которому ты отдал дань.
Опомнись и опорой стань
Любви вселенской устремленью;
И нет конца и завершенья
Тому, что двигает сердца [10].

 

Примечания:

1.Спирина Н.Д. Синяя птица / Спирина Н.Д. Перед Восходом: Сб. стихов: http://spirina.info/poetry/105/2352
2. Метерлинк М. Сочинения. В трёх томах / В переводе Л. Вилькиной. С рисунками
Н.К.Рериха. С предисловиями Н. Минского, З. Венгеровой, В. Розанова. Петербург, 1906-1907.
3. Рерих Н.К. Продвижение.1935 / Рерих Н.К. Листы Дневника. Т. 1. М., 1995.
4. Рерих Н.К. Дела! 1945 / Рерих Н.К. Листы Дневника. Т. 3. М., 1995.
5. Рерих Н.К. Преодолеваем. 1947 / Рерих Н.К. Листы Дневника. Т. 3. М., 1995.
6. Быков Д. Вперёд, к победе символизма! / Календарь. Разговоры о главном. М., 2011. С. 501−505.
7. Агни Йога, 16.
8. Беспредельность, 13. 9. Листы Сада М. Озарение, 3-V-13.
10. Спирина Н.Д. Перед Восходом: Сб. стихов: http://spirina.info/poetry/96/1832
11. Метерлинк М. Синяя птица / Перевод Н.Любимова. М.: Изд-во «Художественная литература», 1972. Серия «Библиотека всемирной литературы»

Часть 2. Продолжение

Оформление Н.Жуковой. 22 декабря 2016 г. Новосибирск, nzh@mail.ru 

 
Категория: НАТАЛИЯ ЖУКОВА | Добавил: Горний_Путник (17.01.2017)
Просмотров: 168
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
AGNI-YOGA TOPSITES