Суббота, 25.11.2017, 03:05

Приветствую Вас Гость | RSS | Главная | СТАТЬИ и ЭССЕ | Регистрация | Вход

Главная » Статьи » НАТАЛИЯ ЖУКОВА

СЛАВУ ЧИНГИСУ ПОЁМ! Часть ВТОРАЯ. НАТАЛИЯ ЖУКОВА

 

НАТАЛИЯ ЖУКОВА

 

 

Н.К.Рерих. Чингис-хан. (Всадник. Монголия). 1937. Новосибирский государственный художественный музей. Новосибирск, Россия

 

К 90-летию пребывания Центрально-Азиатской экспедиции Н.К.Рериха в Монголии

 

СЛАВУ ЧИНГИСУ ПОЁМ!

 

…С каким проникновенным восторгом каждый
монгол произносит священное для него имя
Чингисхана...
[1]
Н.К.Рерих

Небо устало от надменности и любви к
роскоши… Я живу на Севере, где алчность
возникнуть не может никогда. Я возвращаюсь
к простоте и чистоте, сообразуясь с
умеренностью. (…) Я обращаюсь с простым
народом так же сочувственно, как с детьми,
а со своими воинами, как с братьями
 [2].
Чингисхан

 

ЧАСТЬ ВТОРАЯ

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ

Н.К.Рерих писал: «Мать Чингисхана напоминает сыну своему, что лишь его тень является его союзником, но впоследствии он же избирается монгольским хурулданом вселенским императором» [35].

Первый человек, оказавший юному Тэмуджину помощь, был юноша Богурчи, сын Нагу-баяна из рода Арулат. Он помог ему вернуть похищенных коней. «Привязавшись сразу друг к другу и оценив взаимно друг друга, они стали близкими друзьями… Богурчи впоследствии сделался одним из первых полководцев и вернейших сподвижников Чингисхана, который всегда относился к нему с полным доверием, уважением и любовью» [36]. Решив помогать Тэмуджину, Богурчи сказал: «Моё слово, что стрела. Вылетит — не вернёшь». И стал его верным другом на всю жизнь.

Тэмуджин вырос и возмужал. По преданию, у него был «взгляд — что огонь, а лицо — что заря», светлые волосы, длинная борода, широкий лоб и зелёные — «кошачьи» — глаза. Он являл собою «идеал степного богатыря: он был огромного роста, строен, представителен, богатырского телосложения: за ним установилась репутация существа, которому и в жизни, и в битвах покровительствует Вечно Синее Небо; обладал и ораторским даром, которым… умел воспламенить сердца людей» [37]. Но был несловоохотлив, говорил всегда только после зрелого размышления.



Н.К.Рерих. Всадник. Серия «Чингисхан». 1931.
Из собрания Ю.Н.Рериха. Местонахождение не известно


У Тэмуджина были разносторонние дарования. «С талантом полководца он соединял организаторские способности, непреклонную волю и самообладание. Щедрость и приветливость давали ему привязанность его сподвижников» [38]. «…Недаром о нём говорили в народе: «Этот царевич Тэмуджин снимает платье, которое носил, и отдаёт; с лошади, на которой сидел, сходит и отдаёт» [39]. Нрав у него был крутой, но уравновешивался личным обаянием. Ярко проявлялась в характере выдержка… а также великодушие и чувство благодарности к тем, кто ему верно служил. Он умел хитростью уравновешивать коварство врагов, никогда не нарушал слова, данного своим соратникам. При дележе добычи был справедлив и требовал того же от других. Бросалось в глаза его естественное величие духа, благородное обращение, рыцарство поступков.

У Тэмуджина был редкий дар видеть человеческое сердце, он хорошо разбирался в людях, глубоко знал человеческую природу и умел распознавать её. Позже он «с необыкновенным искусством и знанием людей выбирал себе помощников, назначал на разные должности; в этом особенно наглядно проявлялась его гениальность» [40].

Тэмуджин женился на своей наречённой Борте. В качестве приданого она принесла ему роскошную соболью шубу, которую он, по совету Матери, преподнёс в дар побратиму своего отца Торгул-хану. Растроганный таким дорогим подарком Торгул-хан сказал: «…Я соберу твой разбредшейся народ». И он выполнил своё обещание — взял под своё покровительство Тэмуджина. Тогда же среди монгольских племён стали стремительно распространяться слухи, что молодой Тэмуджин — избранник Небес. Его известность росла, со всех сторон к нему потянулись кочевники.

«Тэмуджин был человеком глубоко религиозным, верующим в предопределение Вечно Синего Неба — Тенгри. Он видел перст Провидения в том, что жизнь его два раза была спасена, по его мнению, чудом. Первый раз это случилось… при избавлении его из рук Тайчиутов» [41], которые, захватив его в плен, надели на него колодку. Но Тэмуджин ночью убежал и спрятался в озере, погрузившись вместе с колодкой в воду. Тайчиуты искали его, но найти не смогли. Его заметил батрак Сорган-Шира. Он не выдал Тэмуджина. Когда ночные поиски закончились, Тэмуджин вылез из воды и пошёл к жилищу Сорган-Шира, где его сыновья заступились за беглеца и спрятали его в телеге с шерстью. Потом Сорган-Шира посадил его на кобылицу, снабдил оружием и проводил в путь. Впоследствии Чилаун, сын Сорган-Шира, стал одним из четырёх нукеров Чингисхана.


Священная гора Бурхан-Халдун. Монголия


«…Другой раз он таким же чудесным образом спасся при нападении… на его стойбище Меркитов, когда была уведена его жена. Он тогда ускакал на гору Бурхан-Халдун и укрылся в чаще, где его тщетно искали триста погнавшихся всадников. Когда опасность окончательно миновала, Тэмуджин девять раз преклонил колена, принося Тенгри свою благодарность за чудесное избавление, и избрал эту гору-спасительницу местом своего последнего упокоения…» [42]. Потом он разбил Меркитов и освободил свою жену Борте, к которой до конца своих дней относился с неизменной любовью и преданностью. У них было четверо сыновей: Джучи, Чагатай, Угэдэй, Толуй и пять дочерей: Ходжин-бэги, Цэцэйхэн, Алангаа, Тэмулэн, Алдуун.

* * *

Весной 1206 года, у истоков реки Онон, на большом собрании всех монгольских племён — Курултае, — Тэмуджин был провозглашён Вселенским императором —Божественным Чингисханом (Суту-Богдо Чингисхан). Он верил в «свою миссию объединить монголов и считал себя посланником Вечного Синего Неба» [43].

«Небо — Тенгри — повелело мне править всеми народами. Белое знамя Чингиса будет оберегать войска, водить их к победам, покорит все страны», — сказал он тогда своим соратникам.

«Объединённый монгольский народ впервые получает общее имя, причём имя столь блестящее, что вскоре все начинают с пробуждающимся национальным чувством гордости, добровольно уже, именовать себя монголами» [44].

В очерке «Монгольская песня» Н.К.Рерих подчёркивает, как забота Вождя о единстве своего народа отразилась в песнях и сказаниях монголов.

«Славу Чингиса поём. Мудрости его пояс возносим. О народе думает хан, о силе, о богатстве, о славе народа думает Чингис.

Вот прослышал хан, что раздвоился сильный Тарбагатайский род. Этакий срам, два брата, два родные откочевали в разные стороны. Делят скот, угоняют коней. Разделили дружину и пошили разные знамёна. Срам приключился.

Вот призывает Чингис братьев на пир. Пьют и едят, как бы ничего не случилось. После пира хан приказал принести свой саадак с длинными стрелами. «Постреляем в дальнюю цель». И выделил хан стрелку-свистунку, и попала она в дальнюю цель.

«А ну, теперь славный Тарбагатай, покажи древнюю славу рода!» Так говорил хан и вынул стрелу и как бы хотел дать старшему брату, но вздохнул: «Теперь раздвоились братья, — придётся и стрелу раздвоить!» И сломал хан стрелу и подал каждому половину.

Сказали братья: «Разве можно стрелять сломанной стрелою?» Хан засмеялся: «И я думаю, что нельзя. Пропала стрела, пропала сила. Сохраните половинки и подумайте о себе, о славе Тарбагатая». Так устыдил хан братьев, и с той поры остался единый Тарбагатай.

Славу Чингису поём!» [45]



Н.К.Рерих. Тарбагатай. 1928−1929. Частное собрание

 

* * *

«До Чингисхана в Степи не было никакого порядка: младшие не слушали старших, подчинённые не уважали начальников, начальники не исполняли своих обязанностей по отношению к подчинённым. Чингисхан, заняв престол, ввёл строгий порядок и каждому указал его место. При назначении на государственные должности никогда не руководствовался только происхождением, а принимал во внимание личные качества человека — нравственные и деловые» [46]. Он «говорил своим сыновьям: «Достоинство каждого дела заключается в том, чтобы оно было доведено до конца»; «Несдержание своего слова со стороны правителя является гнусностью» [47].

Из диких кочевников Чингис создал одну из лучший армий мира. Всё население страны он поделил на десятки, сотни, тысячи и тумены (десять тысяч), перемешав тем самым племена и роды и назначив командирами над ними специально подобранных людей. Все взрослые и здоровые мужчины считались воинами, которые в мирное время вели своё хозяйство, а в военное время брались за оружие.

Н.К.Рерих отмечал: «Смертная казнь была положена всякому начальнику, который покинет определённое ему место» [48]. Была организована разведка, в том числе, и экономическая.

«Чингисхан нередко прибегал к притворному отступлению, чтобы завлечь врага в преследование и тем легче ударить ему в тыл запасными частями. Так говорят. Также говорят, что неутомимый завоеватель иногда поджигал степь, чтобы тем ускорить движение войска. (…) …В своих больших походах Чингисхан, наверно, применял самую различную технику, неожиданную для врагов его.

Ему же приписывается, что, желая сохранить здоровую суровость быта, он приказывал своим сановникам раздирать дорогое шелковое платье о терновник, чтобы показать неприменимость таких одеяний. Говорят, также была симулирована заболеваемость от ввозных напитков, чтобы привлечь население к местным молочным продуктам» [49].


Долина реки Орхон, где располагалась столица Монгольской империи Каракорум


Монголия преобразилась: разрозненные и враждующие монгольские кочевые племена объединились в единое государство. Объединив монголов, Чингисхан поставил перед собой великую цель — создание Монгольской империи. Он отличался от остальных завоевателей тем, что в ходе сражений старался сохранить в живых как можно больше воинов противника, чтобы в дальнейшем привлечь их к себе на службу.

Вместе со своими соратниками Чингисхан завоевал Сибирь, Среднюю и Центральную Азию, Восточный Туркестан, Персию, Китай, Афганистан, Кавказ и Южную Россию. Его войска дошли до Западной Европы. В 1223 году Чингисхан напал на Крым, завоевал город Сурож. Огромная Монгольская империя простиралась от нынешней Польши и Чёрного моря на западе до Тихого океана и Кореи на востоке, от Новгорода и Сибири на севере до Оманского залива и Вьетнама на юге. Столицей стал город Каракорум, — что означает «Чёрный трон».

«Для передачи своих приказов в народ Чингисхан организовал отряды верховых курьеров, которые как стрелы разлетались во все подвластные земли. Такая система связи в те времена, по крайней мере в таких масштабах, нигде не практиковалась» [50]. «По караванным путям были устроены станции и поставлена стража. Были учреждены почтовые станции на расстояниях одного дня пути» [51]. Теперь можно было безопасно передвигаться на огромные расстояния без запасов продовольствия и запасных лошадей. Благодаря этому, стала активно развиваться торговля, исчезли грабежи на дорогах. Например, путь между Хивой и Крымом был так хорошо устроен, что можно было ездить без малейшей опасности, не брать с собой никакой еды, так как всем можно было запастись в «ямах» — дорожных станциях. А путь занимал около 3-х месяцев.

«Внимательное, научное изучение источников приводит современного беспристрастного исследователя к убеждению, что Чингис ни в то время, когда был ещё Тэмуджином, ни после, когда стал Чингисханом Монгольским, никогда не отличался ни кровожадной жестокостью, ни страстью к безудержному разрушению. (…) …Чингисхан, даже во время своих больших войн и походов, никогда не обнаруживал какой-то особой жестокости и кровожадности, которая бы превосходила то, что совершалось предводителями войск других народов той эпохи. Чингисхан… никогда не прибегал к бесполезным зверствам, никогда не проявлял варварской жестокости по отношению к пленным врагам, чтобы утолить жажду мести» [52].

Н.К.Рерих отмечал, что «часто восточные народы изображались летописцами нетерпимыми, жестокими, безнравственными, предательскими. В то же время мы имеем несомненные доказательства их терпимости, человечности, благотворительности. Мы восхищаемся храбростью и мужеством Чингисхана…» [53]. «Чингисхан имел русскую дружину» [54].

Ю.Н.Рерих подчёркивает эволюционную роль завоеваний Чингисхана, его «стремление к установлению вселенского мира, который мыслился как Pax Mongolica над культурным миром того времени. Эта цель должна была быть достигнута путём переговоров с соседними народами, правители которых становились вассалами монгольского императора» [55].



Н.К.Рерих. Монголия. 1938.
ГМИНВ, Москва, Россия


Монгольская империя объединила 50 народов. Чтобы управлять ею, Чингисхан составил кодекс законов — «Великую Ясу», хотя сам не знал ни одного языка, кроме монгольского, и был неграмотен. Но со своей oбычной прозорливостью он оценил великое значение образования, и прежде всего, для нужд создаваемого им государства. Чингис внедрил среди монгольских племён письменность на основе уйгурского алфавита и приказал учиться грамоте своим сыновьям, родственникам и другим сподвижникам.

Он «полагал дать вечные, непреложные законы, которыми могли руководствоваться как его современники, так и потомки… Эти непреложные законы он искал не в постановлениях более культурных народов… и не в откровениях своего мощного духа, которые он тоже признавал, но в древних преданиях, обычаях и воззрениях своего народа. Так как «Великая Яса» действовала с неумолимой строгостью, то в империи Чингиса скоро установился образцовый порядок» [56].

Первая статья закона гласила: «Повелеваю всем веровать в Единого Бога, Творца Неба и Земли, единого подателя богатства и бедности, жизни и смерти, обладающего всемогуществом во всех делах».

Н.К.Рерих писал о законах Чингисхана, что «многие могут жить и посейчас. Перечень суровых наказаний за кражу, убийства, прелюбодеяния и другие недостойные действия не упадут со страниц законодательства и в настоящее время. Также и прочие государственные деяния, требования к чиновным лицам и заботы о преуспеянии страны были широко установлены великим ханом.

Для уничтожения в ханах гордости и тщеславия Чингисхан запрещал принимать пышные титулы. Соблюдалась веротерпимость и свобода слова, лишь бы признавалась любовь к Богу. От общественных работ освобождались духовные лица и врачи. Смертная казнь полагалась… для шпионов, лжесвидетелей, колдунов, лихоимцев. Относительно браков — запрещалось вступать с родственниками в первом и втором колене. Для подъёма чувства чести запрещалось брать монголов в услужение. С целью уничтожения пьянства Чингисхан восставал против употребления крепких напитков, всячески их ограничивая и предлагая их совсем не пить. Также известно постановление, имевшее целью истребление чрезмерного суеверия, имеются и указы о развитии гостеприимства среди кочевого населения и доставление безопасности при следовании по обширным владениям империи» [57].

В «Великой Ясе» главное место занимали статьи о взаимопомощи в походе и запрещении обмана доверившегося. Нарушившего эти установления казнили, а врага монголов, оставшегося верным своему правителю, щадили и принимали в своё войско.



Н.К.Рерих. Каменная баба. Монголия. 1935−1936. 
МЦР, Москва, Россия


Мудрый Чингисхан, рано узнавший предательство, больше всего ценил в друзьях и соратниках преданность. И никогда не забывал добро. Став ханом в 51 год, ближайшими помощниками он сделал друзей своей нищей и трудной юности — Богурчи и Джельме — тех, кто первыми помогли ему. Так он обратился к ним:


«Было ведь время, что кроме теней
Не имели иных мы друзей.
Тут-то вы тенью моею и стали!
Думам моим вы покой принесли,
Быть же вам в думах моих навсегда!

 

Вы пришли ко мне и пребывали со мной прежде всех. Не вам ли и подобает быть старшими над всеми здесь находящимися» [58].

Преданность — основное качество духа, на котором утвердится Новая Эпоха. О нём подробно говорится в Учении Живой Этики:

«Обратимся к преданности. Это понятие также подвергается многим извращениям. Преданность не похожа на ветряные мельницы, ни на наёмного певца. Она скорее подобна прочной вершинной башне, которую в трепете обходят враги и в покоях которой всегда готов ночлег для друга. Преданность противоположна сомнению, которое не что иное, как невежественность. Значит преданность покоится на просвещении. Так законность познания родня преданности. Она не доверчивость, не легкомыслие, но твёрдость и непоколебимость. Конечно башня преданности складывается не малым трудом, не малою решимостью, и сломить преданность может лишь вероломство, то же предательство. Но ценны башни преданности! Подобные Ашрамы, как магниты, притягивают мощные сердца, они рассадники духовности. Даже материальная природа преображается вблизи этих башен!» [59]

Есть свидетельства, что Великий Вождь получал советы из Таинственной Обители. «Передают, что к Чингисхану прибыли послы от Старца Горы. В ларце лежала золотая чаша и многие разноцветные покрывала. Надпись гласила: «Пей из одной чаши, но покрывайся платами всех народов». Так была явлена Иерархия и терпимость, как и подобает Вождю» [60]. Следуя мудрым советам, Чингисхан уважал все религии и не позволял ущемлять духовных лиц по всей огромной Монгольской империи.



Н.К.Рерих. Сокровище. Серия «Чингиз-хан». 1931. 
МЦР, Москва, Россия


На картине «Сокровище» из серии «Чингисхан» (1931) изображён всадник с «бунчуком» — монгольским боевым знаменем. Он ведёт навьюченного верблюда… Но какое Сокровище везёт воин? Или это Знамя-сульдэ, хранящее для будущего огненный дух Чингиса? Или свиток — священная книга Знания? Или то несказуемое, о котором шепчут монгольские пустыни: «На скалах Шара-Мурена [61] знаки сокровища. Наран-Обо притаил камень чудесный» [62].

* * *

Будучи уже в зените своей славы, в преклонном возрасте, Чингисхан призвал к себе из Китая даосского монаха Чань Чуня, чтобы «вместе с его поучениями получить от него сведения и об эликсире бессмертия. (…) Чингисхан потом рассказывал, что китайский святой три раза объяснил ему «средства к поддержанию жизни» и те слова глубоко запали в его сердце. Конечно, Чань Чунь вкратце познакомил его с основами Учении Лао-цзы… Позже, при расставании, Чингисхан говорил: «Я теперь ещё более убедился, что он действительно небесный человек! Небо внушило ему то, что он говорил мне». Истинно, родина духа Чань Чуня не от мира сего, но Священная Обитель в горах» [63].

Глава самого большого в истории человечества государства, властелин более 100 миллионов душ — Чингисхан до конца своих дней был чужд роскоши и излишеств. «…И дожил до преклонных лет, сохранив в полной силе свои умственные способности» [64]. Он умер в 1227 году в походной обстановке, так же просто, как и жил. Тело Чингисхана увезли в Монголию и похоронили на любимой им священной горе Бурхан-Халдун. Место его упокоения было сокрыто, чтобы никто не тревожил дух Великого Воителя.

Границы империи после Чингисхана не только не сократились, но значительно расширились, и по обширности Монгольская империя превзошла все когда-либо существовавшие государства. Сыновья и потомки Чингисхана продолжили дело отца и правили, основываясь на законах «Великой Ясы», вплоть до 1920-х годов XX века. Первый премьер-министр Монголии XX века Сайн-Нойон-хан Намнансурэн (1911−1919), а также правители Внутренней Монголии (до 1954 года) являлись прямыми потомками Чингисхана.

 


Н.К.Рерих. Поход Чингисхана. 1937−1938.
ГМИНВ, Москва, Россия
 
* * *

«Уж так широка пустыня Монгольская! Уж так необъятна степь! Уж так несчётны горы, холмы, гребни, буераки и складки, где захоронена слава!» [65]

На картине Н.К.Рериха «Поход Чингисхана» — с высоты открывается величественная панорама розово-лиловой холмистой пустыни, подобной бескрайнему морю. Тает горизонт в голубоватой дымке… По извилистой горной дороге к Светлым далям устремляются монгольские всадники со Знаменем Чингисхана — на нём парит белый кречет. Святые камни Монголии с древним Знаком Сокровища-Чинтамани благословляют воинов на подвиг…

Николай Рерих писал: «Когда-то… сердечные влечения увлекали монголов в далёкие поиски. (…) Но современное мышление обращает монголов к сокровищу их земель» [66].

В Монголии хранят и чтут священное Знамя Чингисхана — «носителя Огня». Верят, что мудрый Вождь вернётся и поведёт народ свой к духовным Победам.


 
Наталия СПИРИНА

Листы Сада Мории. Зов, 11.07.1922


«...Идите и храните пламя»,
Иначе тьма поглотит вас
И тех, кто следует за вами.
Идите и храните Знамя,
Вам данное в урочный час —
Сейчас — для новых дней и лет
Свершений светлых и побед [67].

8 октября 2016 г. Новосибирск, nzh@mail.ru 

ПРИМЕЧАНИЯ
Источник: http://www.lomonosov.org/article/slavu_chingisu_poem.htm

 
Категория: НАТАЛИЯ ЖУКОВА | Добавил: Горний_Путник (03.12.2016)
Просмотров: 196
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
AGNI-YOGA TOPSITES