Понедельник, 25.09.2017, 14:18

Приветствую Вас Гость | RSS | Главная | СТАТЬИ и ЭССЕ | Регистрация | Вход

Главная » Статьи » НАТАЛИЯ ЖУКОВА

СЛАВУ ЧИНГИСУ ПОЁМ! Часть ПЕРВАЯ. НАТАЛИЯ ЖУКОВА

 

НАТАЛИЯ ЖУКОВА

 

 

Н.К.Рерих. Чингис-хан. (Всадник. Монголия). 1937. Новосибирский государственный художественный музей. Новосибирск, Россия

 

К 90-летию пребывания Центрально-Азиатской экспедиции Н.К.Рериха в Монголии

 

СЛАВУ ЧИНГИСУ ПОЁМ!

 

…С каким проникновенным восторгом каждый
монгол произносит священное для него имя
Чингисхана...
[1]
Н.К.Рерих

Небо устало от надменности и любви к
роскоши… Я живу на Севере, где алчность
возникнуть не может никогда. Я возвращаюсь
к простоте и чистоте, сообразуясь с
умеренностью. (…) Я обращаюсь с простым
народом так же сочувственно, как с детьми,
а со своими воинами, как с братьями
 [2].
Чингисхан

 

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ

 

…Высоко в горах, среди валунов и чёрных скал, на крутом склоне сдерживает горячего вороного коня молодой всадник в красно-жёлтом одеянии и красноверхой монгольской шапке. У него на груди — священный знак триединства — символ Объединителя мира.

Низко спускаются розовеющие облака. Перед всадником открывается голубая необъятная даль, лиловые вершины высоких гор манят к себе…

Весь мир открыт перед посланником Великого Неба!

Таким предстаёт перед нами Чингисхан (ок. 1155–1227) на картине Н.К.Рериха 1937 года. Трудно представить, что более 8 веков назад неизвестный, одинокий, неграмотный и бедный монгольский юноша только с Высшей Помощью Тенгри — «Вечно Синего Неба», — советов Матери и собственного гения смог завоевать полмира и создать самую большую империю в истории человечества — в 4 раза превосходящую империю Александра Македонского и в 2 раза — Великую Римскую империю! Чингис дал народам справедливые Законы, которые не устарели и сегодня. Поборник верности, щедрости и справедливости, противник предательства и роскоши всю свою жизнь, с 3 до 72 лет, он провёл на коне и умер в походе…

 

* * *


В книге «Напутствие Вождю» говорится: «Благосостояние народов складывается около одной личности. Примеров тому множество во всей истории, в самых различных областях. Многие отнесут это несомненное явление к личности как таковой. Так поступают близорукие, но более дальновидные понимают, что такие собиратели не что иное, как мощь Иерархии.

Действительно, при всех явлениях Иерархия избирает фокус, на который можно устремлять ток. Кроме того, личность этого порядка обладает осознанным или неосознанным огнём, делающим общение лёгким. (…)

Сами видите, как нарастают народы, утвердившиеся на Водителе. Сами видите, что нет иного пути. Так нужно осознать звено Иерархии» [3].

 



Н.К.Рерих. Чингисхан. (Всадник. Монголия).
Фрагмент. 1937. НГХМ, Новосибирск, Россия



Николай Константинович Рерих (1874−1947) — Великий художник, Мудрец и Провидец — высоко ценил вклад Чингисхана в историю человечества: «По всему дошедшему до нас, Чингисхан действительно был великим вождём и строителем» [4]. «…И посейчас живут заветы великого Чингисхана» [5].

В очерке «Полвека» Н.К.Рерих вспоминал, что впервые услышал о Монголии в Петербурге, «в детстве в книгах о Чингисхане… и дома, когда собирались у нас Голстунский, Позднеев и другие монголисты и восточники» [6].

Позже, в литературном и художественном творчестве, он обращался к Образу Чингисхана неоднократно. Так, ещё в 1909 году, Рерих опубликовал стихотворную былину «Вождь» [7], где ярко описал военные подвиги Чингиса. Упоминает он имя Великого Завоевателя во многих очерках 1930−1940-х годов [8].

Но на картинах 1930-х годов, посвящённых Чингисхану, Рерих не изображает боевых действий. Его привлекает не военный, а скорее, — духовный облик Великого хана. В 1931 году он пишет серию «Чингисхан», включающую не менее 12 произведений, из которых сегодня известны 7 картин: «Мать Чингисхана» (эскиз), «Юрты», «Караван», «Охота», «Всадник», «Одинокий путник» и «Сокровище» [9].

Можно предположить, что эта серия посвящена периоду духовного становления Воителя и иллюстрирует события, изложенные в «Сокровенном Сказании Монголов» [10]. На это указывают эскиз «Мать Чингисхана», а также характерные пейзажи других произведений, в которых узнаются очертания реки Онон («Караван») и силуэт священной горы Бурхан-Халдун [11] («Мать Чингисхана», «Юрты», «Караван», «Всадник»), недалеко от которой прошли детство и юность Чингиса.

 


Н.К.Рерих. Шара-Мурен (Святые камни. Монголия). 1935–1936.
ГМИНВ, Москва, Россия


На картинах серии «Чингисхан» молодой воин изображён в отдалении и, как правило, в одиночестве, под высоким небом, среди привольных степей, холмов и дальних гор: во время охоты («Охота»), верхом («Всадник»), на верблюде в пустыне («Одинокий путник»), идущим из похода («Сокровище»).

Также монгольскому Вождю посвящены такие картины Н.К.Рериха, как «Чингисхан» (1933), «Монголия (Поход Чингисхана)» (1937–1938) и «Чингисхан» (1937), на которой изображён его единственный «портретный» Образ — молодой воин на вершине горы, в предчувствии великих побед.

 

* * *


Чингисхана и его эпоху для современной Монголии открыл Юрий Николаевич Рерих (1901–1960), старший сын Николая Константиновича, выдающийся лингвист, востоковед и буддолог.

В 1959 году, в Улан-Баторе, на I Международном конгрессе монголоведов Юрий Николаевич с удивлением узнал, что «изучение центральной проблемы монгольской истории — возникновения империи Чингисхана» [12] — запрещено! Поскольку, по мнению учёных тех лет, Чингисхан — личность отрицательная.

Юрий Николаевич стал убеждать коллег… «Для истории, — заметил он тогда, — важно не то, хороший или плохой был Чингисхан, а «каким образом на пустом месте создалась мировая держава… Даже если Чингисхан был действительно дурной человек, то это не причина, чтобы не изучать эпоху, в которой он жил. (…) Если бы у Чингисхана не было никаких качеств, вызывающих уважение, то вряд ли он смог бы объединить свой народ и одержать победу в упорной гражданской войне с другими претендентами» [13]. Юрий Николаевич Рерих поставил на повестку дня пересмотр этого вопроса. Учёное сообщество единодушно поддержало его, и на заключительном банкете профессор-монголовед Г.Д.Санжеев [14] поднял тост «за реабилитацию товарища Чингисхана» [15].

«Монгольским Прометеем» называл Чингисхана Юрий Николаевич Рерих [16].

 


Н.К.Рерих. Юрты. Серия «Чингисхан». 1931.
ГМИНВ, Москва, Россия

* * *

Ученик Ю.Н.Рериха, академик Монгольской Академии наук, генеральный секретарь Международной ассоциации монголоведения, президент Монгольского Рериховского общества г-н Шагдарын Бира вспоминал, что Юрий Николаевич «часто говорил о том, что Николай Константинович не только любил Монголию, но и хорошо знал её историю и культуру. Действительно, трудно представить, что без глубокого знания страны и её народа можно создать столько прекрасных полотен, изображающих глубинное начало духовной культуры и исторического прошлого монголов, которые тогда были почти что забыты во внешнем мире» [17]. Ещё в 1924 году Николай Константинович писал из Индии, что «считает Монголию носительницей наиболее сильного жизненного потенциала Центральной Азии» [18].

В статье Н.К. Рериха «Дары Востока» читаем: «Послушаем, что говорит о современных монголах Ларсен [19], посвятивший Монголии более сорока лет своей жизни. (…) Такие свидетельства, почерпнутые из многолетнего опыта, всегда ценны. В книге своей о Монголии Ларсен замечает: «…Каждый монгол — хороший наездник и прекрасный стрелок. Всё население увлекается охотой, как спортом. Монголы стреляют с седла и с детства приучаются к луку и стрелам и к лассо на скачущих конях.

Лук и стрелы даже в недавнем прошлом были главным монгольским оружием. Соревнования в стрельбе из лука являются годовым праздником во многих монгольских родах... Требуется верный глаз и твёрдая рука, чтобы пустить стрелу в цель, обернувшись во время скока лошади. Монголы, научившиеся этой верности со стрелами, оказываются чудесными стрелками из винтовок, с которыми они научаются обращаться с неожиданной лёгкостью. (…)

Монголы любят свою страну, много превосходя в этом глубоком чувстве все народы, с которыми я встречался. В защите своей страны они всегда имеют преимущества. Они испытаны в распознавании расстояний, приучены к чистому воздуху и к высотам и могут судить о дальности расстояний лучше посторонних. (…)



Н.К.Рерих. Одинокий путник. Серия «Чингисхан». 1931.
ГМИНВ, Москва, Россия


Монголы обладают необыкновенной выносливостью и могут проходить большие расстояния без пищи или воды и выдерживать превратности погоды. Физически они необыкновенно приспособлены. И ламы и светские люди закалены всякими переходами и ежедневными продолжительными скачками на своих необъятных равнинах...» «В дополнение к активному сопротивлению монголы обладают терпеливою мощью сопротивления пассивного, победить которое ещё труднее». Монгольское население, живущее в юртах, может быстро покинуть место прежнего поселения. Скот уведут, колодец будет разрушен, и незваный гость окажется в необитаемой пустыне без пищи и воды, брошенным на милость суровой природы».

«В течение моей жизни в Монголии многое случалось, которое убедило меня, что монголы вполне способны выдержать натиск врага, что и отмечено в летописях о днях Чингисхана» [20].

Говоря о монголах XIII века, надо учитывать, что «отдельные люди и… группы живут только для войны; семейные связи уступают первенство военному братству. У них нет… укреплённых городов, но составляются воинственные, вечно кочующие дружины… У этих людей нет… осёдлости, но у них есть вождь и знамя. К этому можно ещё прибавить коня — истинного боевого товарища; на нём они живут и с ним умирают. Это раса, состоящая исключительно из воинов несравненных и никем не превзойдённых» [21].

* * *


Из известных в его время книг о Чингисхане Н.К.Рерих отмечал книги академика Б.Я.Владимирцова и калмыцкого исследователя д-ра Э.Хара-Давана. Во время Центрально-Азиатской экспедиции, в 1926 году, Рерих записал в путевом дневнике:

«Читаем Владимирцова — жизнеописание Чингисхана [22]. Хороший, жизненный учёный Владимирцов. За время революции выпустил уже несколько книг, и всё такого бодрого содержания и такие нужные по времени. …Всё, что касается Монголии, теперь так значительно» [23].

В 1930-е годы Рерих писал: «В своё время я был рад получить книгу доктора Хара Давана о Чингисхане [24]. Автор сам принадлежит к народам Востока, и потому его проникновенные оценки ещё более убедительны. Он знает, о чём говорит. Он понимает глубину культуры в основании многих великих движений, которые могут быть непонятны посторонним. Также необыкновенно глубоко понимал великого воителя Азии и недавно скончавшийся Владимирцов. Как ценно встречать в жизни справедливые суждения» [25].


Н.К.Рерих. Мать Чингисхана. 1933.
ГМИНВ, Москва, Россия

 

* * *
 

Но прежде чем говорить о Чингисхане, нужно сказать о его великой Матери Оелун-еке. Не случайно дважды обращается Н.К.Рерих к её Образу. В 1931 году он пишет эскиз с её изображением, входящий в серию «Чингисхан».

В 1933 году Рерих создаёт большое полотно «Мать Чингисхана».

В письмах к друзьям в Америку художник подчеркнул: «Когда я писал картину «Мать Чингисхана», вспоминал из биографии Чингиса, как однажды все друзья от него отшатнулись, и мать говорила ему: «Помни, сын, что лишь тень твоя тебя сопровождает». Мысли об одиночестве, может быть, наполняли сердце одинокой наездницы» [26].

…На фоне бескрайнего розовеющего неба, голубых далей, горных увалов и кряжей Монголии, верхом на коне неспешно шествует погружённая в думу знатная монгольская всадница. Она в красно-жёлтом праздничном наряде и остроконечной шапочке. Её косы уложены в особую, напоминающую крылья, причёску, украшенную жемчугами, серебром, кораллами и бирюзой [27]. Её женственный Облик полон мудрого спокойного достоинства.

Расскажем немного о жизни Оелун-еке — матушки Оелун.

«У Великой матери — Великий сын», — гласит пословица. Оелун, что значит «Облако», — Мать Тэмуджина, будущего Чингисхана — обладала не только «редкой красотой», но была выдающейся женщиной: смелой и мужественной, с сильным характером. Монгольские хроники называли её «женой чести, совета, разума и холодной решимости». Она одарила сына не только жизненными силами, но такими качествами настоящего монгола, как прямота и честность. Тэмуджин унаследовал от Матери благородное, широкое как степь, сердце… Она «помогла сыну проявить себя и восстановить значение рода монголов. Впоследствии Чингисхан часто отмечал роль своей Матери в создании Монгольской империи» [28].


Н.К.Рерих. Мать Чингисхана. Фрагмент. 1933



Как повествует «Сокровенное Сказание Монголов», Оелун происходила из рода Олхонут и родилась в Забайкалье, в предгорьях горного хребта Хамар-Дабана. Она стала женой Чиледу из рода Меркитов, у которого Есугей-багатур из рода Борджигинов — отважный воин и один из знаменитых монгольских вождей — сразу после свадьбы и похитил её. Вначале она тосковала, но потом смирилась. Есугей-багатур с любовью и уважением относился к Оелун, и жизнь наладилась…

В 1155 году в Забайкалье, в урочище Делюн-Болдок на реке Онон, на территории современной России, у Оелун и Есугея родился первенец. Его назвали Тэмуджином в честь поверженного в тот день врага. Место его рождения с той поры именуют «Алтан улгий» («золотая колыбель») [29].

Детство Тэмуджина до 9 лет протекало обычно для того времени. Отец нашёл ему невесту — 10-летнюю девочку Борте из рода Унгират и, по обычаю, оставил сына в её семье до совершеннолетия. На обратном пути недруги отравили Есугея. Вернувшись домой, он умер. Тэмуджину пришлось спешно возвращаться к матери и братьям. Начался период лишений, нищеты, голода и борьбы за существование. Рано Тэмуджин познаёт предательство своих соплеменников. После смерти Есугея их родичи — старейшины монгольских племён, не признавая авторитет Оелун и боясь вражеских набегов, спешно откочевали на другое место и бросили вдову с малыми детьми одних. Решительная Оелун подняла «бунчук» — белое знамя с девятью хвостами яков и изображением летящего кречета — родового знака Борджигинов — и бросилась в погоню за изменниками. Но тщетно… Предатели угнали весь скот. Оелун и её дети были обречены на верную гибель, так как скот — основа существования монголов в степи, особенно зимой.


Н.К.Рерих. Караван. Серия «Чингисхан». 1931.
ГМИНВ, Москва, Россия


Но Оелун не сдалась и всё время повторяла детям: «Трудолюбивый не может умереть с голода». Благородная женщина вместе с детьми целыми днями, без отдыха, копала в степи корни саранок, собирала черемшу и другие съедобные травы, и коренья, дикие плоды и ягоды с деревьев и кустов по склонам горы Бурхан-Халдун.

Об этом повествует «Сокровенное Сказание…»:

 

Мудрой женой родилась Оелун.
Малых детей своих вот как растила:
Шапочку покрепче приладит,
Поясом платье повыше подберёт,
По Онон-реке вниз и вверх пробежит,
По зёрнышку с черёмухи да яблонь-дичков сберёт
И день и ночь своих деток пестует.


***

Смелой родилась наша мать — Учжин.
Чад своих благословенных вот как растила:
С лыковым лукошком в степь уйдёт,
На варево деткам корней накопает…

***


Черёмухой да луком вскормленные
Доросли до ханского величия…
Праведной матери дети
Стали правосудными и мудрыми.

 


Н.К.Рерих. Охота. Серия «Чингисхан». 1931.
ГМИНВ, Москва, Россия

* * *

А обетом себе поставили — мать кормить.
На крутом берегу матушки Онон-реки
Вместе усядутся, друг для друга крючья ладят…
Ленков да хайрюзов выуживают…
С сыновней любовию матушку напитают [30].

 

Маленькие сыновья Оелун охотились на зайцев, птиц, мышей и сусликов-тарбаганов, ловили рыбу, хотя, по верованиям монголов, это запрещалось. Несколько лет вдова с детьми прожили в полной нищете. Даже летом они жили впроголодь, делая запасы на суровую зиму. С того времени Тэмуджин полюбил охоту. Это увлечение сохранилась у него на всю жизнь.

В суровых условиях выковывался характер будущего Вождя. На Тэмуджине и его братьях лежало много обязанностей. Кроме охоты и рыбной ловли, мальчики несли сторожевую службу, зорко следя, не появляется ли на горизонте шайка, готовая разграбить их скудное имущество, и при этом не одну ночь проводили без огня в снегу. По необходимости они приучались оставаться в седле по несколько суток подряд — нередко без пищи. Так выносливость стала его первым наследством.

Но не только старалась матушка Оелун накормить детей физически. Она питала их духовно. Оелун рассказывала детям о героических деяниях славных богатырей прошлого. Возможно, тогда Тэмуджин «слышал и вдохновлялся подвигами Гесэра» [31] — легендарного царя-воина, борца со злом и поборника справедливости.

В то время для монгола важным считалось не богатство, а происхождение. Род Борджигинов «именуют «хранителями тайны огня» [32]. Мать поведала детям о Божественном происхождении их предков — от солнечного луча. «Поэтому, — убеждала она Тэмуджина, — ты достоин стать ханом, Царём царей». Мать внушала сыновьям, что «они… должны прилагать всё своё старание, чтобы выйти из создавшегося тяжёлого положения» [33].

Мудрая Оелун учила сыновей рассчитывать не только на свои силы, но на Помощь Великого Синего Неба — Тенгри — Верховного Божества монголов. Эти наставления Матери очень пригодились Тэмуджину впоследствии, хотя период нищеты и одиночества через несколько лет закончился.



Н.К.Рерих. Монголия морозная. 1935–1936.
НГХМ, Новосибирск, Россия


«Несколько раз судьба приводила Тэмуджина на край гибели, но всякий раз обстоятельства неожиданно складывались так, что ему удавалось выйти благополучно из беды. Всё это должно было оставить глубокий след в душе мальчика, потом юноши. Нельзя при этом не обратить внимания на то, что даже в самой ранней юности Тэмуджин проявил в трудных обстоятельствах гораздо больше выдержки, сметливости и осторожности, чем храбрости, не говоря уже о безумной отваге. Так, с ранних лет обнаруживается у него качество, которое, по-видимому, делается его отличительной чертой, — выдержка» [34].

Оелун сыграла решающую роль в судьбе великого сына. Своим примером Мать дала ему уроки мужества. Своею мудростью она помогла ему сделать первые шаги к власти и удержать её в трудные годы. Во многом благодаря своей Матери, Тэмуджин шаг за шагом добился своей цели и стал политическим и религиозным Вождём всего народа.

Оелун-еке отличалась добротой и отзывчивостью. «Сокровенное сказание» повествует, как после набегов и битв матушка Оелун усыновила четверых детей из вражеских племён. Эти воспитанники Оелун впоследствии сделались нойонами — высшими военачальниками в войске Чингисхана и занимали ключевые посты в созданной им империи.

О мудрости Оелун слагали песни уже при её жизни. К ней приходили за помощью, за советами, просили разрешить споры и конфликты. Она жила долго и увидела триумф сына в 1206 году. До конца жизни она имела на него огромное влияние. Только Матери было позволено указывать на ошибки и учить уму разуму Потрясателя Вселенной. Тэмуджин никогда не забывал её уроки и огромные заслуги. Даже в зрелые годы он всегда прислушивался к её мнению. Мать была для него святыней.



Н.К.Рерих. Мать Чингисхана. Эскиз. Серия «Чингисхан». 1931.
ГТГ, Москва, Россия


Мать Чингисхана Оелун-еке стала олицетворением лучших морально-нравственных качеств женщин Монголии, поэтому монголы почитают её как святую. В Бурятии, в горах Хамар-Дабана, в верховьях реки Оронгой, находится обоо — древнее святилище, сложенное из камней. По преданию, в 1212 году его заложил сам Чингисхан на родине своей Матери. На протяжении веков сюда, поклониться Матери Великого хана, приходили представители всех монгольских родов. В конце 1990-х годов это многовековая традиция поклонения возродилась. Снова буддистские ламы проводят здесь священные обряды. Живёт в народе память о Великой Матери Вождя.

продолжение следует:   ЧАСТЬ ВТОРАЯ
 

8 октября 2016 г. Новосибирск, nzh@mail.ru 

ПРИМЕЧАНИЯ

Источник: http://www.lomonosov.org/article/slavu_chingisu_poem.htm

 
Категория: НАТАЛИЯ ЖУКОВА | Добавил: Горний_Путник (03.12.2016)
Просмотров: 315
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
AGNI-YOGA TOPSITES