Вторник, 12.11.2019, 14:24

Приветствую Вас Гость | RSS | Главная | СТАТЬИ и ЭССЕ | Регистрация | Вход

Главная » Статьи » РОМАН ОВЧИННИКОВ

НАТАЛИЯ ДМИТРИЕВНА СПИРИНА О МЫСЛИ. РОМАН ОВЧИННИКОВ

РОМАН ОВЧИННИКОВ

 

Наталия Дмитриевна Спирина
https://spirina.info/photo/69/4611

НАТАЛИЯ ДМИТРИЕВНА СПИРИНА О МЫСЛИ

   

   Мысль — первооснова Сущего. Вселенная и всё многообразие форм, её наполняющих, создано творческой мыслью Высочайших Духов.

    Царём мысли в Учении Живой Этики назван Будда [1]. Мыслителем — Великий Владыка, давший Учение [2]. Как и другие доктрины, восходящие к Великим Учителям, Живая Этика являет неисчерпаемую сокровищницу Мыслей, озаряющих человечество Светом Высшего Знания и Красоты.

  Все члены семьи Рерихов почерпали из этой Сокровищницы, облекая мысли Учителя в форму философского, научного знания, запечатлевая их в образах искусства.

   Восприятием Мыслей из Высшего Источника обладал Борис Николаевич Абрамов, ближайший ученик Николая Константиновича Рериха. На протяжении многих лет он вёл Записи, изданные позднее как «Грани Агни Йоги». Наталия Дмитриевна Спирина, духовная ученица Бориса Николаевича, так говорила об этом:

   «Человеку нужно победить в себе всё, что только может нарушить высокий строй его духовного восприятия. (То есть любое отрицательное свойство, любая эмоция, мысль, чувство — всё должно быть побеждено, иначе восприятий не будет. Вы представляете, на каком уровне должен быть при этом человек!) Ни дня, ни часа без труда над собой, без бдения над своими помыслами, чувствами и действиями»[3].

   Чтобы стать учеником Бориса Николаевича, необходимо было приблизиться к его уровню овладения мыслью. «Как занимался он [Борис Николаевич] с учениками? Дисциплины мысли и чувств требовал он от них. Это, — по словам Наталии Дмитриевны, — было первым условием для продвижения» [4].

    В своих литературных произведениях, в словах, звучавших на «круглых столах» Сибирского Рериховского Общества, в беседах с сотрудниками Наталия Дмитриевна неоднократно касается темы мысли. Её высказывания говорят о том, что область мысли была для неё подлинной реальностью, действия и события в которой не менее значимы, чем происходящее в мире физической, грубой материи.

* * *

  «Прежде всего Живая Этика делает упор на мысль, — читаем в слове «Учение Жизни» Наталии Дмитриевны. — Мысль — это сильнейшая энергия, которая, как известно уже, передаётся на расстояние и влияет на людей. С мысли начинается зарождение всех наших поступков. Мыслью мы объединяемся с другими людьми или отталкиваемся от них. Всё начинается с того, что мы обдумываем, что сказать, то есть с мысли. Следующим этапом будет слово, которое является носителем мысли. И дальше идёт действие, как следствие мысли» [5].

    В слове «Мысль ясносияющая», указывая качества, которыми необходимо обладать для того, чтобы соответствовать Новой Эпохе, Наталия Дмитриевна первее всего обращает внимание на мысль: «Начнём с овладения мыслью. Без этого мы не продвинемся в её очищении и возвышении. "...Каждый, примкнувший к Учению, должен утвердиться в значении мысли" [6].
 

* * *

   В том же слове, далее, Наталия Дмитриевна говорит: «"Надо научиться мыслить" [8]. И сделать это можно только наедине с самим собой. Начать надо с того, чтобы держать мысли чистыми, "это лучшая дезинфекция и самое знаменитое тоническое средство" [9].

   "Ничто нечистое не войдёт в Дом Света. Суровый контроль над мыслями, чувствами и эмоциями, возникающими беспрерывно в сознании, должен быть очень строг и непрерывен. Негоже сотню прекрасных мыслей покрыть одной грязной. Малейшее вожделение, допущенное в Надземном, низвергает дух вниз. Только полнота очищения будет ручательством непрерываемого восхождения"[10]» [11].

* * *  

   Очевидно, среди первых задач по дисциплине мышления будет освобождение его от сорных, неподконтрольных мыслей. «Вреднее всего так называемые невольные мысли. Каждая сознательная мысль уже содержит некоторую организованность, но хуже всего малые бродяги, которые без смысла засоряют пути», — говорит Учение Живой Этики [12].

    Приведём слова Наталии Дмитриевны — её ответ на вопрос о такого рода мыслях [13]:

    «Почему не всегда удаётся сосредоточиться над изучением какого-либо текста? Как избавиться от посторонних мешающих мыслей?

   Только постоянной неустанной тренировкой, тренировкой своей мысли. Если мысль мешает — вы отставляете мешающую мысль. Скажем, это продолжается минуту, две, три, а потом она опять мешает, и вы опять пытаетесь отставить её. Точно так же и во многих других делах, и в спорте, и в искусстве: если что-то у нас не получается — мы продолжаем снова и снова тренировать себя и в конце концов обязательно достигнем цели. У нас нет навыка сосредоточиваться, нас никто ни в школе, ни дома этому не учил, поэтому нам надо самим это делать и всё время пытаться этого достигать, не отчаиваясь, если с первого раза что-то не получается. Сразу ничего не получается, всё требует усилий» [14].

   К ненужным, засоряющим сознание мыслям относятся и навязчивые воспоминания о некогда совершённых проступках. На вопрос «нужно ли бороться с мыслями, постоянно возвращающими нас к осознанным ошибкам прошлого?» Наталия Дмитриевна отвечала: «Если мы осознали ошибки прошлого, зачем же о них продолжать думать? Значит, опять притягиваться к этому? Когда мы осознали, поняли, что так мы больше делать не будем, внедрили это твёрдо в своё сознание, — зачем возвращаться, зачем вспоминать? Надо думать как раз обратное, что теперь мы сделаем совсем не так, по-умному, правильно, то есть обращаться к противоположным мыслям» [15].

* * *

  Отрицательные мысли могут насылаться извне. Чтобы не подпасть под их влияние, необходимо, прежде всего, суметь сразу распознать их. «Если в сознании появляется чуждая мысль, значит, её пытаются внедрить. Всегда надо быть наготове», — говорит Наталия Дмитриевна [16].

   Она обращает внимание на то, что в настоящее время тёмные активизировались именно в этой сфере. «…если раньше они действовали грубыми методами — нападками, какими-то физическими препятствиями, — то сейчас они переключились на план мысли. Они начинают насылать каждому из нас мысли, которые мы принимаем за свои, — мысли отвлекающие, мысли сомнения, прельщение заняться чем-то другим, делают нам какие-то внушения. Если мы не разберёмся, наша это мысль или насланная нам, — мы можем на этом попасться и начать действовать неадекватно тому, как мы должны на самом деле вести себя. И сейчас нужно очень следить за своими помыслами, импульсами и думать: не наслано ли это?» [17].

Н. К. Рерих. Зловещие (1901)
https://www.wikiart.org/ru/nikolay-rerikh/zloveshchie-1901-1

* * *

   Сущность тёмных мыслей может быть завуалирована и неочевидна. Как тогда её определить? «Тут сразу надо соразмерять и думать, кому это выгодно, — рекомендует Наталия Дмитриевна. — Если это выгодно тёмным, то, значит, надо понимать, что это они» [18].

    Чтобы почувствовать природу какой-либо мысли, её должно оценить опираясь на знание Учения. «Всё мерой Учения Живой Этики мерить. Нужно читать Учение ежедневно, хоть по несколько минут. И тогда мы вспомним то, что там говорилось. А вот когда мы не очень много занимаемся, то могут и посылать не те мысли» [19].
    Залогом иммунитета против насылаемых мыслей будет работа над собой — очищение своего микрокосма от элементов, созвучных тьме. «Но тёмные могут тогда на нас воздействовать, когда у нас с ними есть какое-то созвучие, когда у нас есть та слабинка, на которую они могут воздействовать. Если же в нас этого нет — они ничего сделать не могут» [20].

* * *

    Однако бывает, что человека начинают одолевать откровенно негативные мысли. Приведём фрагмент диалога, в котором Наталия Дмитриевна объясняет, как следует противостоять подобной атаке:

    «Мне вдруг стали приходить плохие мысли. Как с этим бороться?

    Вы себе скажите: "Я сама так не могу думать. Я с ними категорически не согласна". Первый этап, самый главный, — вы понимаете, что эти мысли не ваши. Второй этап — вы должны гнать их и повторять Имя Господне. Читайте молитву, какую вы любите. Обращайтесь к Высшему, обращайтесь к Богоматери, если Она вам близка, к Христу. И молитесь. Серафим Саровский перед Образом Богоматери "Умиление" молился днями и ночами, и Она освободила его от таких мыслей — они его тоже посещали, это было испытание.
    Если вам из Иерархии Света ближе всего Богоматерь — против Неё никто не силён. Она — Владычица!
[…]
    Мне казалось, что это одержатель нашёптывает.

    Нет, одержатель проявляется по-другому. Одержимый считает, что это его мысли. А вы так не думаете. Значит, одержание вы откидываете. Это тёмные вам насылают, это вполне возможно.   

    Я потрясена тем, что мне приходят такие мысли.

    Видимо, вы раньше не тренировали мысли. Вы никак не сдавайтесь, молитесь, не соглашайтесь с этим: "Это не моё, не моё. Господи, помилуй", — и это всё пройдёт. Сердечно просите: "Помоги мне. Я этого не хочу. Это не моё. Отгони!" Есть молитва от тёмных сил: "Да воскреснет Бог, и расточатся враги Его, и да бегут от лица Его ненавидящие Его…" Хоть как-то молитесь, как вам ближе, это же индивидуально. И это у вас пройдёт, только не отчаивайтесь. Им нужно довести вас до отчаяния, а вы никак не поддавайтесь. Вы этого не хотите. И чем больше вы будете обращаться, тем больше дадите возможность вам помочь. Дайте возможность вам помочь, откройте сердце и обязательно преодолеете, с Господом, с Высшей помощью. Если уж такие, как Серафим, подвергались, то чего же удивляться. Не вы одна. И это пройдёт, только молитесь. Держите контакт, призывайте на помощь, сразу же, немедленно» [21].



Н. К. Рерих. Гималаи (1933)
https://www.wikiart.org/en/nicholas-roerich/himalayas-1933

* * *

   Мысль есть мощный инструмент воздействия, — который может быть направлен на совершенствование, созидание самого себя.

   «Думайте, какими вы хотите быть, что вы совершите в будущем; о создании ярых причин, следствия привлекающих. Образы, созданные мыслью, будут магнитами, притягивающими к желаемому идеалу. Необычайно важно создание ведущего магнита», — сказано в «Искрах Света» [22].

    Наталия Дмитриевна рекомендует: «Надо, прочтя что-то в Учении Живой Этики, пытаться применить это к себе, хотя бы представить на себе всё сказанное. Нужно представлять себя таким, как указано в Учении» [23].
  «Чтобы развивать какое-либо качество, надо ясно представлять его и постоянно думать о нём, вкладывая в эти мысли своё устремление к его достижению» [24]. «Если вы захотите воспитывать любовь и будете думать и вызывать, то вы её вызовете, но это придёт не сразу, а постепенно. Вообще, каждое чувство можно вырастить, если к тому будет определённое желание и мысль будет направлена в эту сторону» [25].

   Наталия Дмитриевна обращала внимание на работу Эмиля Куэ, французского психолога, «Сознательное самовнушение как путь к господству над собой» и рекомендовала его метод: «Надо создать свой идеал, и потом этот идеал будет на тебя влиять. Каким ты хочешь быть — здоровым, сильным, спокойным и т[ак] д[алее], — создать свой идеал, мечтать о качествах, которые ты хочешь иметь, и в конце концов этот созданный тобой мыслеобраз будет на тебя благотворно влиять. В "Гранях Агни Йоги" есть об этом — о создании своего идеала, своего мыслеобраза, который потом на тебя же и влияет» [26].

   В другом случае Наталия Дмитриевна приводит совет Э. Куэ «повторять формулу: "С каждым днём во всех отношениях мне становится всё лучше и лучше"». «И даже механическое повторение этих слов, — поясняет Наталия Дмитриевна, — уже должно было влиять на нас через наше подсознание, управляющее нашей личностью» [27].

* * *

   Мыслью можно регулировать и внешние обстоятельства жизни — в пределах кармы. «Конечно, есть такие условия, которые преобороть нельзя, — кармические, — говорит Наталия Дмитриевна. — Например, если родился горбуном или что-то в этом роде, то это уже непоправимо. А то, что вполне поправимо, за всё это можно мысленно бороться: и с болезнями, и с обстоятельствами, и с переездами, и с квартирой. Всё это материальные вещи, с которыми можно бороться. Если это карма, когда это никак невозможно исправить, тогда уже ничего не поделаешь. Но тогда это и видно бывает, что это карма, которую надо до конца изжить» [28].

   Вместе с тем, карма ткётся прежде всего мыслью. И мыслью можно способствовать её изживанию. Так, поясняя фрагмент из книги «Зов» об «опыте действия» и «опыте молчания» [29], Наталия Дмитриевна, говорит: «Молчание, если оно правильно понято и правильно употреблено, может быть гораздо эффективнее опыта действия, потому что в молчании можно мгновенно постичь, что-то очень важное искупить своими мыслями и чувствами. Опыт действия может быть долог: можно всю жизнь чем-то заниматься, чтобы только искупить что-то, но когда человек это понял — мгновенно, остро и неотвратимо — тогда эта карма может быть изжита, мгновенно или, во всяком случае, быстро» [30].

* * *

   Мыслью человек влияет на окружающих. «Мы знаем, как воздействует мысль, — говорит Наталия Дмитриевна. — Если мы о ближнем плохо думаем, представляем его в наихудшем свете — мы ему вредим. Если хотим ему помочь, любим его или хотим полюбить [31] — мы вспоминаем всё лучшее, что в нём есть, и стараемся это увеличить своей мыслью. В Учении сказано: "в два раза увеличивать всё хорошее и в десять раз уменьшать явления несовершенства" — это добрый глаз, — "иначе останетесь прежними" [32]. Значит, всё лучшее ещё увеличивать и представлять, что оно растёт, и уменьшать явления несовершенства своей терпимостью, своим желанием помочь, чтобы изжить эти несовершенства» [33].

   Если человек болен, то: «Надо представлять его здоровым, делать это сердцем, посылая ему через сердце свою энергию. Главное — представлять его здоровым, сильным, энергичным и очень этого хотеть. Когда мы чего-то очень хотим, тогда сердечная энергия выдаётся, потому что желание, устремление наше — это огромная сила. Мы очень хотим, чтобы кто-то был здоров, представляем его здоровым и посылаем энергию, очень важно хотеть. "Хотеть — значит иметь" — есть такая формула в Учении. Хотим иметь здорового сотрудника — имеем его» [34].

   Не раз Наталия Дмитриевна помогала сотрудникам на мысленном плане, и Помощь её была исключительно действенна.

   Наталия Дмитриевна рекомендует также мысленные беседы: «Ведь мы можем общаться и мысленно друг с другом. Это тоже влияет, хотя не всегда мы это допускаем и осознаём» [35]. «"Там, где слова не доходят, мысли посылка дойдёт..." Указано, что, если слова не доходят, надо мысленно беседовать» [36].

* * *

   Мыслью человек может строить будущее всего человечества и планеты, утверждая его светлый, положительный образ — даже наперекор очевидности. Приведём ответ Наталии Дмитриевны на вопрос об этом:
   «Очень тяжело, когда видишь вокруг столько зла. Что делать, чтобы не озлобиться в этих условиях?

   Нужно призвать всю силу своего творческого воображения и представлять себе обратную картину. Если мир заливают злобой — убийство, воровство и т[ак] д[алее] — то, наоборот, представлять себе мир без всего этого, с людьми добрыми, отзывчивыми, честными. Только работая силой воображения, создавая обратные, благоприятные мыслеобразы, мы можем разрядить и очистить до какой-то степени пространство. Если же мы будем тоже озлобляться и думать, что тут убийство, там что-то негодное совершено, тут предательство, — это только усилит негативное состояние атмосферы. А наша задача — именно благими мыслями очищать и насыщать пространство. Этому очень помогает чтение Учения Живой Этики, чтение наших книг» [37].

   В книге «Сердце» сказано: «…если в Чёрном Веке мысль была около человека, или магнетизм распространялся на малые расстояния, то в Новом Веке мысль есть Пространство! Потому нужно мыслить не лично, но пространственно» [38].

   На вопрос «как мысленно работать на Общее Благо?» Наталия Дмитриевна отвечала: «Надо в пространство кидать мысли о будущем, ярко представлять картины будущего, такого, каким вы хотите его видеть. Благоденствие на земле, мир, счастье, процветание — всё это можно облечь в мыслеформы или просто говорить: "Пусть будет миру хорошо", "Пусть творится всё во благо". Очень много видов работы с мыслью» [39].

   В связи со словами из книги «Зов» — «...укрепляйте глаза, чтобы не ослепнуть, когда Приоткрою край завесы Грядущего» [40] — Наталия Дмитриевна говорит: «В России это будет особенно прекрасно, но в это надо твёрдо верить и всемерно утверждать. Это будущее уже создано в Высших Сферах, но нужно воплотить его на земном плане. Наша задача — помочь Иерархии Света в этом спасительном труде. Этой цели служат и созидающийся Музей Н. К. Рериха в Новосибирске, и журнал "На Восходе", и наши "круглые" и "квадратные" столы, и секции, и беседы, и творчество сотрудников Рериховского Общества; и мысли наши должны постоянно работать в этом направлении» [41].



Н. К. Рерих. Мысль (1946)
https://www.wikiart.org/en/nicholas-roerich/thought-1946

* * *

    Во время строительства Музея Николая Константиновича Рериха в Новосибирске Наталия Дмитриевна Указывала сотрудникам помогать его созданию не только физически, но и мысленно — формируя конкретный, яркий образ желаемого: «Надо очень чётко себе представлять, чего мы хотим. Мы очень хотим, чтобы нам помогли. Как помогли, каким образом — всё это чётко представлять. Мыслеобразы имеют склонность к материализации, поэтому, помимо всего, что вы делаете, — это всё нужно и правильно, — ещё и на мысленном плане работайте, представляйте: нам дали, мы получили, у нас уже всё выстроено. На этом плане надо работать и работать, и это очень поможет делу. И не сомневаться, что может что-то не получиться, — обязательно получится, так или иначе. Только надо знать, чего мы хотим, и видеть это — создать мыслеобраз» [42].

   Говоря о восстановлении дома В. С. Атаманова на Алтае [43], Наталия Дмитриевна как-то поделилась, как она работает на мысленном плане: «Я каждый день о нём молюсь, как бы беру его в руки, представляю и отдаю Владыке. Этот дом я помню по фотографиям и представляю его с мемориальной доской. Отдать его мысленно, ведь всё, что мы отдаём Владыке, всё растёт, "как сад лучший". "Всё, что вы обращаете ко Мне", весь ваш труд, когда вы отдаёте Учителю, то он произрастает, как сад лучший, поэтому всем, кто помнит этот дом, надо отчётливо передавать его в руки Учителю, потому что тьма разбушевалась» [44].

* * *

   Однажды Наталию Дмитриевну спросили, «с чего начинается» и «какими мыслями… заканчивается» её день. Её ответ был следующим: «Как-то неудобно говорить о своей личной жизни и о том, чем начинается и заканчивается день. Если уж кому-то интересно, то я могу сказать, что начинается и кончается он с мысли о самом главном — о самом Высшем, об Учителе. Начинается с продумывания того, что нужно в течение дня сделать, какие задачи решить. Часто бывает, что ночью приходят какие-то мысли, идеи или сны, всё это тоже как-то учитывается. И, отходя ко сну, всегда хочется принимать участие в работе наших Старших. Вот к этому и устремляется мысль…» [45].

   Так, прежде всего, к Миру Высшему, к Учителю Света, Светочам — Старшим Братьям человечества была обращена её мысль.

   Наталия Дмитриевна призывала и других думать о Них. «Светочи Мира… хотят, чтобы мы к Ним приблизились. Они к нам протягивают руки, зовут и лучи посылают, лишь бы только мы обратились к Ним» [46].
  Также, по словам Наталии Дмитриевны: «Надо начать думать об Ангелах, ведь это следующая эволюционная ступень. […] Ангелы — это самые близкие к людям Существа» [47].

   Направляя свою мысль к Ним — Существам Мира Огненного, — стараясь следовать Их примеру, мы постепенно продвигаемся по пути самосовершенствования и приобщаемся, хотя бы в малой степени, к иной — Высшей жизни.

   Подражать Высоким Духам мы можем, в том числе, и в сфере мышления, — очищая своё сознание от «ненужного сора» [48], копившегося порой на протяжении воплощений, — высветляя свои мысли, насыщая их Красотой.
   Образ чистого — светоносного мышления представлен на картине Николая Константиновича Рериха «Огненные мысли» и — в одноимённом стихотворении Наталии Дмитриевны, написанном по ней:


Н. К. Рерих. Огненные мысли (1934)
https://subscribe.ru/archive/culture.arch.roerich/201405/23154040.html/

                                                             

* * *

    «Крылатые, чистые, пронизанные Красотою мысли возносят дух в Высшие Сферы», — сказано в «Гранях Агни Йоги» [50].

   Когда-то преображённое, воскресшее духом человечество взойдёт до несказанно прекрасного Мира Огненного. Учение Живой Этики говорит: «Не только Мир Тонкий подлежит осознанию, но мы должны исполниться отвагою на созерцание Огненных Сил. Мы должны привыкнуть к мысли, что рано или поздно нам суждено причалить к берегам огненным. Так научимся закидывать сеть самую длинную, чтобы достичь улова лучшего» [51].

Н. К. Рерих. Превыше гор (1924)
https://www.liveinternet.ru/users/agness214/post340902878/

Категория: РОМАН ОВЧИННИКОВ | Добавил: Мила (07.09.2019)
Просмотров: 79
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Все смайлы
Код *:
AGNI-YOGA TOPSITES